Половая идентичность это: Половая Идентичность | это… Что такое Половая Идентичность?

Содержание

Эволюция взглядов на половую идентичность | #03/16

На разных исторических этапах развития социума представления о мужском и женском началах претерпевали уточнения и дополнения параллельно с трансформацией индивидуального и общественного сознания.

Этнокультурная трансформация взглядов на половую идентичность оформилась в работах многих отечественных и зарубежных исследователей. Но данных относительно формирования личности детей крайне мало. Принято считать, что формирование гармоничного для пола поведения подразумевает одновременное восприятие ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления роли родителя другого пола. Возникают вопросы об особенностях половой дифференцировки, половой идентичности у детей с нарушениями формирования пола.

В современных работах по психологии пола выделяют ряд характеристик полоролевого поведения: половая идентичность, гендерная роль, маскулинность, фемининность и другие.

Под половой идентичностью принято понимать переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. Являясь аспектом личностной идентичности, половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности.

Феномен половой идентичности в первую очередь связан с соматическими признаками, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола. Феномен психологического пола наряду с биологическими основами включает в себя психологические и поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского, наполняющие содержанием аспект самосознания, связанный с полом [1].

Понятие пола является многокомпонентным физиологическим явлением, к составляющим которого относятся генетический, гонадный, фенотипический и психологический пол. Лишь при соответствии всех составляющих можно говорить о правильном формировании пола, в то время как несоответствие их ведет к различным вариантам нарушения формирования пола (НФП).

Данная проблема осложняется необходимостью прогнозирования психологического пола, который должен соответствовать выбранному анатомическому, ибо несоответствие последнего останется причиной дискомфорта повзрослевшего пациента, стимулирующей к перемене пола либо драматическим решениям, связанным с перманентным психоэмоциональным стрессом.

В. Г. Каган под половой идентичностью понимал соотнесение личности с телесными, психофизиологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности [2].

Гендерная роль, которую усваивает ребенок при половой социализации, представляет собой дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. По сути они представляют собой систему ожиданий, нормативов, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представителем того или иного пола. Гендерные роли нормативны, их сутью является выражение определенных социальных ожиданий, проявляющихся в поведении.

На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.

Первую теорию пола опубликовал З. Фрейд в 1914 г. в работе «Групповая психология и анализ эго». Согласно теории З. Фрейда, пол формируется как результат прохождения ребенком эдипова комплекса у мальчиков или комплекса Электры у девочек. Так, в возрасте 3–6 лет дети начинают испытывать бессознательные сексуальные влечения к родителю противоположного пола и амбивалентное ревниво-враждебное чувство к родителю своего пола, желая занять его место в обладании объекта, на который направлены эротические чувства.

Дети не в состоянии вести прямую борьбу с родителем-соперником, и, в конечном счете, мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Также и девочка, бессознательно имитируя свою соперницу — мать, копирует ее, овладевая женской моделью поведения. Тем самым Фрейд определяет процесс идентичности как стремление сформировать собственное «я» по подобию другого, взятого за образец.

Половая идентичность нейтральна при рождении и формируется в раннем детстве конструктами социума, а социальный пол, который человек получил прижизненно, имеет большее значение, чем биологический пол.

Источником данной теории является бихевиоризм. Представители этого направления в психологии считали поведение человека результатом позитивного и негативного подкрепления. Эти убеждения составили фундамент теории половой типизации. Согласно этой теории родители и другие люди поощряют мальчиков за поведение, которое принято считать мальчишеским, и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», девочки же, напротив, получают положительное подкрепление за фемининное поведение и отрицательное — за маскулинное [1]. В рамках социального направления работали такие ученые, как А. Бандура, Дж. Белотти, С. Х. Джеклин, К. Леви, М. Мид, П. Муссен, Т. Парсонс, Т. Н. Саарно, Р. Хэвигхерст.

Формирование половой идентичности у ребенка главным образом зависит от общего интеллектуального уровня развития. Эти взгляды составили теорию самокатегоризации. Согласно ей ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет и себя в качестве представителя того или иного пола, после чего старается согласовать свое представление согласно имеющимся у него представлениям о своей половой идентичности.

В когнитивной теории Л. Колберга идентификация заключается в том, что ребенок сначала узнает, что существуют два пола. Затем включает себя в одну из двух категорий и, наконец, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. В результате у ребенка формируется устойчивое осознание своего пола. Это означает, что он осознает его постоянным во всех ситуациях.

Согласно теории биосоциального подхода в основе формирования гендерной идентичности лежит биологический пол, который в свою очередь задает программу воспитания, зависящую от возраста и пола детей.

Первоначально в процессе идентификации определяющую роль играет представитель своего пола в роли взрослого, затем большое значение приобретают сверстники. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу анатомически предопределенного пола.

В случае, когда дифференцировка мозга и гонад не сонаправлены, возможно возникновение такого состояния, как транссексуализм. Транссексуализм характеризуется выраженной убежденностью принадлежности к противоположному полу в отсутствие анатомических нарушений, свидетельствующих о НФП. Данная убежденность имеет биологическую причину и не является результатом воздействия социальной среды. Ощущение транссексуальности впервые выражается в раннем детстве, но лишь 23% случаев ведут к транссексуализму во взрослом возрасте. Распространенность транссексуализма «мужской пол в женский пол» 1:30 000, «женский пол в мужской пол» — 1:10 000 [3].

В отечественных психолого-педагогических работах первоначально «половая идентичность» рассматривалась как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола.

Особый подход к определению половой идентичности имела С. Бэм. По ее мнению, половая идентичность представляет собой схемы, которые ребенок принимает к своему «я». Ребенок принимает только те формы поведения, которые подкрепляются взрослыми как принятые в данной культуре в отношении мужчины или женщины.

Модель гендерной идентичности андрогинии, разработанная С. Бэм, утверждает, что в маскулинной идентичности мужчин могут присутствовать и фемининные характеристики, а фемининная идентичность женщин может включать в себя и маскулинные черты.

Андрогинная личность успешно сочетает в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Андрогинную личность можно сформировать только в том случае, если родители в процессе воспитания будут поощрять ребенка в усвоении моделей поведения как мужских, так и женских.

Главную мысль, которую хотела донести С. Бэм в своей концепции, это то, что в сообществе людей существуют представители не только двух полов.

Согласно гормональной теории пола, формирование принадлежности к тому или иному полу напрямую зависит от преобладания андрогенов или эстрогенов в организме ребенка, при этом генетическому и фенотипическому полу как определяющим факторам половой идентичности придается второстепенное значение.

Для половой дифференцировки мозга у людей крайне важно прямое действие тестостерона. Например, мужчины с дефицитом ароматазы и, как следствие, дефицитом эстрогенов не имеют каких-либо проблем половой идентификации [4, 5].

Считается, что сексуальная дифференцировка человеческого мозга определяется в два периода, во время которых наблюдаются диморфные пики уровня тестостерона — во время беременности и перинатального периода. Начиная с полового созревания и далее гормоны вызывают активацию определенных нейрональных сетей, таким образом, изменяя функцию ранее организованных нейронных систем и поведенческие образцы, которые формируются намного раньше в онтогенезе [6].

К нарушениям половой идентичности относятся транссексуализм, трансгендеризм, интерсексуализм. К признакам нарушений половой идентичности у детей относятся стремление к принятию облика другого пола, влюбленность в людей своего пола, идентификация с персонажами другого пола в восприятии произведений литературы и искусства и т. д. [2].

На современном этапе известно, что вклад гормонов в этот процесс существенен, но не является единственно значимым. Множество генетических факторов выходят на первый план половой дифференцировки мозга еще задолго до активации гормонов. Генетические и эпигенетические факторы играют немаловажную роль в половой дифференцировке мозга.

Множество научных исследований по данной тематике свидетельствуют, что половые гормоны играют важную роль в половой дифференцировке мозга. Однако наиболее вероятно, что гормональные и генетические пути переплетены и зависят друг от друга [7]. Например, ген андрогенового рецептора располагается на Х-хромосоме, и его экспрессия сексуально диморфна. Этот рецептор связывает андрогены, циркулирующие в разных концентрациях. Следовательно, развитие мозга будет зависеть от объединенной функции уровня экспрессии гена данного рецептора и концентраций андрогенов [8]. Исходя из этого, должны существовать и другие объяснения явлению транссексуальности, и это требует новых исследований.

Во время внутриутробного развития головной мозг плода подвергается половой дифференцировке под воздействием многих факторов, наиболее изученными из которых являются половые гормоны [9, 10]. Таким образом, сексуальная ориентация и половая самоидентификация запрограммированы в структурах мозга еще задолго до рождения ребенка.

Сторонники теории внутриутробной дифференциации головного мозга полагают, что в головном мозге в гипоталамусе расположено ядро (так называемая BSTc-область), который определяет восприятие человеком себя как личности определенного пола. Таким образом, BSTc-область образует врожденную половую идентичность. Этот участок формируется в пренатальном периоде, в глубинных структурах центральной нервной системы (ЦНС) на ранних стадиях беременности, в течение гормонально-модулируемого процесса импринтинга ЦНС.

С целью определения сроков старта половой дифференцировки BSTc-области было проведено исследование мужской и женской популяции с возраста середины гестации до взрослого состояния. Используя в качестве маркеров вазоактивный интестинальный пептид и соматостатин, было выявлено, что у мужчин BSTc-область больших размеров и содержит большее количество нейронов по сравнению с женскими показателями. Однако это различие становится наиболее заметным лишь в период зрелости [11].

BSTc-область у женщин на 40% меньше мужской и содержит на 40% меньше соматостатиновых нейронов. Замечено, что такое снижение размеров и концентрации нейронов BSTс-региона коррелирует с транссексуализмом у мужчин [12].

В процессе дифференцировки мозга половой диморфизм наблюдается не только на ранних этапах развития, но и во взрослом состоянии. Публикуются данные, в которых показаны половые различия в познавательных областях [13] и в восприимчивости к неврологическим и психическим расстройствам [14]. Половой диморфизм включает в себя и структурные различия отделов головного мозга и различия в нейрональных связях между ними.

Согласно этой теории, если мозг в перинатальном периоде подвергся маскулинизации под влиянием половых гормонов, некоторых лекарств, стресса и др., то ребенок приобретет мужскую половую идентичность независимо от того, являются ли его гены или гениталии мужскими. Если же структуры ЦНС не маскулинизировались, то ребенок будет иметь женскую половую идентичность вне зависимости от генов и гениталий.

В современной клинической практике при изучении психологических аспектов нарушений формирования пола наиболее применимы теории андрогении и пренатальной половой дифференцировки мозга, так как, лишь учитывая разные стороны проявлений расстройства половой идентификации, возможно выработать правильное решение в психологической адаптации детей при гендерных проблемах. Проблема половой дифференцировки мозга и гендерных ролей у детей остается одной из ведущих в психологии, генетике и педиатрии.

Литература

  1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. 1988. 54 с.
  2. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. 1991. 493 с.
  3. Lippa R. A. Gender-related traits in transsexuals and nontranssexuals // Archives of Sexual Behavior. 2001. V. 30. P. 603–614.
  4. De Vries G. J. Minireview: Sex differences in adult and developing brains: compensation, compensation, compensation // Endocrinology. 2004. V. 145. P. 1063–1068. Doi: 10.1210/en.2003–1504.
  5. Davies W., Wilkinson L. S. It is not all hormones: alternative explanations for sexual differentiation of the brain // Brain Research. 2006. V. 1126. P. 36–45. Doi: 10.1016/j.brainres.2006.09.105.
  6. Josso N. Professor Alfred Jost: the builder of modern sex differentiation // Sexual Development. 2008. V. 2. P. 55–63. Doi: 10.1159/000129690.
  7. Savic I. , Swaab D. F., Garcia-Falgueras A. Sexual differentiation of the human brain in relation to gender identity and sexual orientation // Functional Neurology. 2009. V. 24. P. 17–28. Doi: 10.1016/B978–0-444–53630–3.00004-X.
  8. Kruijver F. P. M., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J. G., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // J Clin Endocrin Metab. 2000. V. 85. P. 2034–2041.
  9. Chung W. C. J., De Vries G. J., Swaab D. F. Sexual differentiation of the bed nucleus of the stria terminalis in humans may extend into adulthood // The Journal of Neuroscience. 2002. V. 22. P. 1027–1033.
  10. Cohen-Bendahan C. C., Van de Beek C., Berenbaum S. A. Prenatal sex hormone effects on child and adult sex-typed behavior: methods and findings // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2005. V. 29. P. 353–384. Doi: 10.1016/ J.Neubiorev.2004.11.004.
  11. Cahill L. Why sex matters for neuroscience // Nature Review Neuroscience. 2006. V. 7. P. 477–484.
  12. Carani C., Granata A. R., Rochira V., Caffagni G., Aranda C., Antunez P. Sex steroids and sexual desire in a man with a novel mutation of aromatase gene and hypogonadism // Psychoneuroendocrinology. 2005. V. 30. P. 413–417. Doi: 10.1016/j.psyneuen.2004.10.004.
  13. Smith E. P., Specker B., Bachrach B. E., Kimbro K. S., Li X. J., Young M. F. Impact on bone of an estrogen receptor-alpha gene loss of function mutation // J Clin Endocrin Metab. 2008. V. 93. P. 3088–3096. Doi: 10.1210/jc.2007–2397.
  14. Swaab D. F. Sexual differentiation of the brain and behavior. Best Practice and Research // J Clin Endocrin Metab. 2007. V. 21. P. 431–444. Doi: 10.1016/j.beem.2007.04.003.

Е. К. Кудряшова
А. С. Масель
И. Л. Никитина1,
доктор медицинских наук

ФГБУ СЗФМИЦ им. В. А. Алмазова МЗ РФ, Санкт-Петербург

1 Контактная информация: nikitina0901@gmail. com

Половая идентификация как социальный феномен

Половая (гендерная) идентификация — это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т. е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола.

Половая идентификация рассматривается разными авторами по-разному. Например, Р. Столлер (Stoller, 1976) полагает, что необходимо разграничивать половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Ядром половой идентичности является примитивное, отчасти осознанное, а отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому. Оно лишь часть, но не эквивалент половой идентичности как более широкого феномена. Полоролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей. Полоролевая идентичность — это обусловленные биологическим полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми. Сексуальная ориентация отражает предпочтение объектов любви определенного пола. По Р. Столлеру, половая идентичность — широкая концепция, включающая индивидуальные сочетания качеств мужественности и женственности, обусловленные биологическими, психологическими и культуральными факторами.

Е. Дуван (Douvan, 1979) выделяет три аспекта половой идентификации:

  • родовую идентичность,
  • половые роли и
  • половую идентичность.

Родовая идентичность — это телесные аспекты представления о себе и своем поле. Она развивается довольно рано и является примитивной формой принятия телесного образа мальчика или девочки. Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных социальных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Половая идентичность — это представление о себе, имеющее отношение к поведению при непосредственных сексуальных контактах.

С. Бем (Bern, 1981) под половой идентичностью понимает схемы, которые применяются ребенком к собственному Я в зависимости от подкрепления или поощрения поведения, принятого в той или иной культуре для данного пола.

В. Г. Каган (1987) определяет половую идентичность как «соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Модель половой идентичности он строит на двух принципах: уровневой ее организации и ортогональности маскулинности и фемининности как измерений личности». В. Г. Каган выделяет четыре уровня. На первом, более глубоком уровне находится базовая половая идентичность, объединяющая филогенетические и онтогенетические аспекты личности. Второй уровень касается персональной половой идентичности, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с моделями личностей мужчин и женщин вообще. Третий уровень — полоролевая идентичность или «адаптационный образ Я» как представителя пола. Четвертый уровень — полоролевые идеалы, ориентации. Первые два уровня — это собственно половая идентичность, а третий и четвертый описывают половые роли.

С позиции Я-концепции рассматривают половую идентичность Т. Л. Бессонова (1993), А. С. Кочарян (1996) и И. В. Романов (1996, 1997).

В психологической и социологической литературе синонимом половой идентичности часто выступает понятие «гендерная идентичность». Однако гендерная идентичность предполагает соответствие психологическому полу: маскулинности, фемининности или андрогинности.1 И. С. Кон (1975) определяет психологический пол как интернализованную систему полоролевых ролей, связанную с различением критериев «мужественности» и «женственности» и оценкой себя по этим критериям и претензией на соответствующую деятельность и социальный статус. А. Г. Асмолов (1984) тоже пишет, что психологический пол — сложный процесс половой социализации, усвоение ребенком нормативной половой роли, производной от норм и обычаев соответствующей культуры (замечу, что психологический пол — это не процесс, а результат процесса половой социализации). А. А. Чекалина (1990) в понимании психологического пола тоже основной упор делает на усвоение ребенком половой роли.

Другие ученые психологический пол понимают как комплексную, интегративную характеристику человека. И здесь появляется ряд вопросов, требующих ответа. Например, М. В. Бороденко с соавторами (2001) под составными частями психологического пола понимают характеристики его половой идентичности, представленные в сознании и выраженные в полоролевом поведении (чем тогда половая идентичность отличается от гендерной?). Л. В. Ильиченко (1995) рассматривает психологический пол как интегративную структуру, включающую половую идентичность, половые роли, половую ориентацию и половое предпочтение. Две последние составляющие включает в половую идентичность и М. В. Колясникова (1999). В данном случае половая идентичность — только часть гендерной идентичности. Исходя из этого, психологический пол она представляет как реальное овладение мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации. Однако здесь возникает неясность в соотношении биологического (акушерского) пола и психологического. Если согласиться с позицией Л. В. Ильченко, главенствующим является психологический пол, и людей при половой дифференциации следует делить, независимо от биологического (акушерского) пола, на маскулинных, фемининных и андрогинных. Но разве они перестают быть при этом особями мужского и женского пола? И что для нас главнее при встрече с человеком — определить его биологический пол или психологический? Думается, что базисным является биологический пол, а главной в становлении мужчины и женщины — половая (по биологическому полу) идентификация. Психологический пол является надстройкой над биологическим, и поэтому нет чисто биологического пола, как нет и чисто психологического пола. Каждый человек с позиции дифференцирования половых признаков — это фенотип, т. е. сплав врожденного (биологического) и приобретенного (социального). Сказанное приводит к мысли, что в реальности мы имеем дело с фенотипическим полами: маскулинными мужчинами, андрогинными мужчинами, фемининными мужчинами, фемининными женщинами, андрогинными женщинами и маскулинными женщинами.

Многими авторами отмечается, что половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса (Ильченко Л. В., 1995; Колясникова М. В., 1985; Кон И. С., 1988; Лунин И. И., 1988; Чекалина А. А., 1990). В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих африканских племен оно сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в учение (Субботский Е. В., 1979; «Этнография детства», 1983).

Правда, если верить легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.

Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери, и была направлена на приобретение определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностями.

Женские социальные представления о маскулинности имеют отличительные характеристики по сравнению с мужскими конструктами: представители мужской гендерной группы демонстрируют более традиционную модель маскулинности. Девушки при конструировании образа эталонной маскулинности чаще используют альтернативные категории, характеризуя «настоящего мужчину» как «ласкового», «нежного», «понимающего» (категория «стереотипно фемининные черты»), «хорошо воспитанного и галантного», «без вредных привычек» человека (категория «воспитанность»).

Наблюдаются отличительные особенности образа настоящего мужчины у школьников и студентов с разным типом профессиональной направленности личности. Например, юноши-гуманитарии (как школьники, так и студенты) в 2 раза чаще описывают в сочинениях внешний вид персонажей, и эти описания очень объемные и детальные (включающие фасон брюк, «запах одеколона, явно содержащего древесные нотки», и «трех- или четырехдневную щетину» персонажа). Эти данные позволяют предположить о влиянии «профессиональных компетенций» на реконструкцию образа, а также об укоренении в представлениях юношей нового образа настоящего мужчины — метросексуала, транслирующего альтернативный тип маскулинности. Кроме того, наблюдаются возрастные отличия в представлениях о мужественности.

Таким образом, в социуме циркулируют различные «маскулинности», что требует как дальнейших исследований относительно общего и различного в конструировании данного социального представления, так и исследований, направленных на изучение последствий конструирования того или иного образа «маскулинности» у юношей и девушек.

Никитина А. А., 2008, с. 169.

Полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия (Phares Е., Chaplin W., 1997).

Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы мужчин и женщин. Если во времена Людовика XIV богатые мужчины носили такие же яркие одежды, как и женщины, то уже в начале XIX в. праздничная одежда мужчин стала гораздо скромнее нарядов женщин, а затем женщины стали носить одежду, сходную с одеждой мужчин.

В исследованиях, посвященных проблемам маскулинности — фемининности, гендерная идентичность трактуется не как единое и стабильное целое, а как подвижная и изменчивая множественность (Иванова, 2001; Кон, 2002; Koestner, Aube, 1995). Утверждается, что не существует единой, универсальной, мужской и женской идентичности, в разные исторические периоды, в различных социальных и культурных контекстах мы имеем дело с разными гендерными идентичностями. Как подчеркивает И. С. Кон, в отличие от популярных представлений о существовании мужских и женских идентичностей вообще, вне времени и пространства, большинство современных исследований маскулинности — фемининности являются этнографическими, т. е. они описывают и анализируют особенности положения и самосознания не мужчин и женщин вообще, а в конкретной стране, социальной среде, культурном контексте (Кон, 2001). Множественность и текучесть образов маскулинности и фемининности проявляется не только в истории, но и в жизни каждого конкретного индивидуума, который, отмечает Кон, в разных жизненных ситуациях и с разными партнерами «разыгрывает» разную гендерную маскулинность и фемининность. Такое понимание базируется на предложенной Уэстом и Зиммерманом концепции «гендерного дисплея» и «деланиия гендера». Процесс усвоения гендерных норм и ценностей определяется как рекрутирование гендерной идентичности. Присваивание гендерной идентичности самим себе и другим есть процесс «делания гендера».

Тугайбаева Б. Н., 2007, с. 180.

Мани (Money D., 1972) сформулирован «принцип Адама», или «мужской дополнительности». Автор пишет, что природа заботится прежде всего о создании самки, поэтому первоначально организм развивается по женскому типу; для создания самца нужно что-то добавить. На одной стадии развития это андрогены, под влиянием которых начинается половая дифференцировка мозга, на другой — гендерные нормы и соответствующее им давление сверстников, побуждающее мальчиков «дефеминизироваться», освобождаться от первоначального материнского влияния и женственных черт характера.

По мнению И. С. Кона (2004), активным участником процесса половой идентификации эти является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Однако бывает, что дополнительные усилия нередко запаздывают или оказываются недостаточными, в результате чего происходят какие-то нарушения в развитии мужского начала.

Гендерная идентичность является самым ранним, активно организующим компонентом Я-концепции. В литературе можно встретить два подхода к определению термина «гендерная идентичность»: в узком смысле под гендерной идентичностью понимается осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу — мужскому или женскому или некоторой неопределенной позиции между двумя полами. В широком смысле гендерная идентичность рассматривается как многофакторное и многокомпонентное образование.

Мы придерживаемся идеи рассмотрения гендерной идентичности как многокомпонентного конструкта. Поэтому нам представляется необходимым определение данной категории как минимум в двух направлениях: во-первых, раскрытие содержательных и структурных компонентов гендерной идентичности; во-вторых, выделение собственно гендерной специфики данной психологической категории, другими словами, определение индивидуальной психологической концепции пола человека с учетом идей гендерного подхода.

…В содержание гендерного подхода как многокомпонентного образования включаются различные гендерные характеристики личности: базовая половая идентичность; психологические характеристики маскулинности, фемининности; гендерные стереотипы и гендерные представления; формирование сексуальных предпочтений и сексуальная ориентация; биографические события жизни индивида; особенности социального опыта и воспитания, связанные с освоением социальных ролей.

…В структуру [гендерной идентичности] входят когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает описание содержания составляющих гендерной идентичности (Я-понимание). Аффективный компонент отражает переживание и оценку индивидом своей гендерной идентичности (Я-отношение).

…Поведенческий компонент гендерной идентичности [традиционно] рассматривается через понятие «половая роль» — специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола. В рамках гендерной теории,употребление термина «гендерная роль» считается некорректным, поскольку, связывая воедино социальный статус, поведение и личностные особенности, оно подчеркивает неравенство по признаку пола. .. В гендерной теории поведенческие аспекты гендерной идентичности раскрываются через понятие «гендерный дисплей». В концепции И. Гофмана, гендерный дисплей представляет собой все аспекты социального поведения, коррелирующие в общественном сознании с гендерными категориями…

В рамках гендерной теории «тендерная идентичность» рассматривается как социально конструируемая личностная характеристика и понимается как идентификация субъекта с гендерной группой и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Термин «половая идентичность» более традиционно используется в рамках биодетерминистского направления исследований… Половая идентичность выступает базовым, но не определяющим основанием для формирования гендерной идентичности как многофакторного и интегративного образования.

Таким образом, гендерная идентичность… включает в себя четыре структурных компонента: базовую половую идентичность, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а также множество содержательных компонентов, специфически раскрываемых в рамках гендерного подхода.

Тупицына И. А., 2004, с. 362-364.

Исходя из многокомпонентной структуры идентичности (включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты) И. В. Романов (1997) с помощью процедур факторного и регрессионного анализа выделяет пять типов половой идентичности.

  1. Адекватный тип идентичности основан на взаимодействии всех трех компонентов. Идентификация происходит с учетом соответствия эмоциональных переживаний и когнитивных эталонов, свойственных тому или иному полу. Этот тип соответствует объединению в психологическое Мы представителей своего пола и противопоставлению его психологическому Они, включающему представителей противоположного пола. На уровне поведения это соответствует адекватной женственности или мужественности.
  2. Инвертированный тип идентичности в подавляющем числе случаев встречается у мальчиков и проявляется как повышенная мягкость, тревожность, сензитивность, т. е. как фемининные характеристики.
  3. Возрастно-дифференцированный тип идентичности связан только с когнитивным компонентом и характеризуется ориентацией на взрослых мужчин и женщин.
  4. Недифференцированный тип идентичности характеризуется отсутствием как маскулинных, так и фемининных признаков. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки.
  5. Инфантильный тип идентичности существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента и отражает наличие инфантильной симбиотической связи мать — ребенок. Мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста.

В принципе эти типы отражают соотношение биологического и психологического (гендерного) пола. Однако выделение некоторых типов идентичности с помощью математико-статистических процедур представляется несколько искусственным.

Представляется, что более важным является феномен изменения выраженности половой идентичности в подростковом возрасте. В VIII классе наблюдается негативная фаза возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек снижается дифференцированность образов-эталонов мужественности — женственности, а у мальчиков при сохранении дифференциации этих эталонов связь образа Я с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. В IX классе наступает перелом в сторону усиления половой дифференции. При этом у девочек женские образы получают позитивную окраску, а мужские — негативную. Затем негативное отношение к мужскому образу сглаживается. У мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола при сохранении маскулинной идентификации. Как полагает И. В. Романов, речь идет фактически о кризисном пути перехода от детской, инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.

Эти данные дают основание полагать, что в процессе онтогенеза выраженность половой идентичности может быть разной (об этом свидетельствуют и данные о возрастных изменениях частоты встречаемости маскулинных, фемининных и ан-дрогинных).

Типы подчинения гендерным нормам. Ш. Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.

  • Уступчивость — такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
  • Одобрение, или интернализация, — тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.
  • Идентификация — повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе



Проблема формирования полоролевой идентичности человека является одной из важнейших проблем психологии. Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Несмотря на большое внимание исследователей, понятия «идентичности», «полоролевой идентичности» не имеют однозначного подхода к толкованию, что обуславливает необходимость анализа сущности данных понятий.

Понятие «идентичность» в психологии является неоднозначным, что обусловлено его природой. По мнению Т. В. Бендас, у данного термина есть две противоположных стороны. Одна сторона означает неизменность во времени, близость к понятию «аналогичный», «тот же самый». Другая сторона близка к понятию самости самого себя, то есть отличительную характеристику, отражающую устойчивость, постоянство и непрерывность [3].

Представления об идентичности начали формироваться достаточно давно. Ранние вопросы, связанные с идентичностью уже рассматриваются в психоаналитической теории. З.Фрейд под идентификацией понимал отождествление субъектом себя с некоторым внешним лицом, с определённой силой авторитета, которую представляют фигуры родителей. Идентификация является очень важным механизмом [8].

Позднее в работах Э. Эриксона началась более глубокая разработка категории идентичности. Э. Эриксон рассматривал разные аспекты данного понятия. Согласно его позиции, идентичность индивида основывается на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, а также на основании того факта, что твои тождества и непрерывность признаются окружающими [9].

А. В. Микляева в категории «идентичность» выделяет следующие ключевые характеристики:

  1. Идентичность представляет собой внутреннюю структуру, которая объединяет разные стороны личности в единое целое без утраты их своеобразия.
  2. Идентичность имеет уровневое строение, элементы её структуры могут быть представлены как на осознанном, так и неосознанном уровне.
  3. Идентичность представляет собой динамическое образование, развитие которого может происходить посредством перехода её элементов на новый уровень и посредством кризисов идентичности [6].

И. Гофман выделяет три вида идентичности:

1) социальная идентичность — типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;

2) личная идентичность — личностные свойства, индивидуальные признаки человека;

3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия [4].

Влияние человека на информацию о себе, которая транслируется на социальное окружение, И. Гофман называет политикой идентичности. Для этого используются различные типы техник — техника избегания, техника компенсации.

Термин «полоролевая идентичность» в научной литературе часто рассматривается с такими понятиями как «половая идентичность», «гендерная идентичность», «сексуальная идентичность» и т. д. По мнению В. Н. Павленко, в западной психологии полоролевую идентичность рассматривают часто как фундаментальное экзистенциальное чувство собственной маскулинности и фемининности, как восприятие своего пола в форме социально-психологического конструкта, совпадающего с биологическим полом [7].

Ш. Берн рассматривает полоролевую идентичность как отдельный класс сознательных и бессознательных репрезентаций «Я». Формирование полоролевой идентичности начинается с раннего восприятия анатомических различий и существенно усиливается мысленно возникающими из желаемых фантазий идентификаций и страха Эдипова периода. В результате возникает сложная группа репрезентаций «Я», более-менее несмешанных и непротиворечивых, в которых отражаются различная степень реальности и степень согласованности реального тела, сексуальная роль поведения и функционирования [4].

По мнению Т. В. Бендас, главную роль в формировании полоролевой идентичности играет маскулинная и фемининная идентификация, являющаяся результатом длительного развития и разрешения конфликтов функционирования защитных механизмов [3].

Полоролевая идентификация как процесс и результат определяется как обретение ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

В соответствии с данным определением полоролевая идентификация предполагает когнитивную составляющую как отождествление себя с человеком определенного пола и поведенческую как обретение особенностей поведения человека определенного пола.

В структуре полоролевой идентичности И. С. Клецина выделяет следующие компоненты: когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) — оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) — самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [7].

В модели, разработанной Egan and Perry выделяется пять компонентов полоролевой идентичности: знание своей половой принадлежности, половая типичность (воспринимаемая степень сходства с представителями собственного пола), удовлетворенность своей половой принадлежностью, ощущаемое давление со стороны сверстников, родителей и собственной личности в сторону соответствия полоролевым нормам и внутригрупповая предвзятость (представление о превосходстве своего пола над другим) [3]

S. L. Bern, считает, что термины, близкие к понятию «полоролевая идентичность», в частности, «половая идентичность», представляют собой категорию, которая относится к восприятию человеком своей мужественности или женственности. Термин «сексуальная идентичность» в большей степени рассматривается в контексте биологических сексуальных характеристик. При нормальном развитии человека формируется монолитная структура, в которой синтезированы разные виды идентичности и они обеспечивают отсутствие у человека сомнений относительно своего пола и особенностей полоролевого поведения [10].

Соотношение между данными близкими понятиями наблюдается в том, что полоролевая идентичность формируется на базе половой идентичности, которая не является тождественной и она означает выбор сознательных или бессознательных паттернов взаимодействия с другими людьми на основе осознания своего пола.

В модели половой идентичности, которая базируется на Я-концепции и соотносит личностные и социальные аспекты, А. Арчер выделяет следующие составляющие: адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как личность соотносит свое реальное поведение с поведением других мужчин и женщин, целевая концепция «Я» — набор индивидуальных установок мужчины (женщины) на то, какими они должны быть, персональная идентичность -личностное соотнесение себя с другими людьми, Эго-идентичность — глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самого себя [3].

Эта модель половой идентичности построена на двух основных принципах: 1) уровневом соотнесении отдельных ее аспектов и 2) независимости, ортогональности маскулинности и фемининности как ее измерений.

Первый уровень — «Я — рефлексивное» — совокупность субъективных представлений о том, какими их видят другие, одна из составляющих Я-концепции Р. Бернса, использующейся Н. В. Дворянчиковым для определения половой идентичности.

Второй уровень — полоролевая идентичность или образ Я как представителя определенного пола, полоролевые идеалы, ориентации, стереотипы, установки и т. д., некоторое Я-идеальное тоже одна из составляющих Я-концепции. У В. Е. Кагана это соответствует ролевой идентичности.

Третий уровень представлен персональной половой идентичностью, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с образами личностей мужчин и женщин вообще, т. е. «Я- реальное» (составляющая Я-концепции), отражающее то, что означает личность человека, как представителя определенного пола, для самого себя (пропорция маскулинности/фемининности «Я — реального»). У В. Е. Кагана — это интеграция базовой и ролевой идентичностей, которая характеризует соотнесение представлений личности о маскулинности — фемининности в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.

Наиболее глубоким уровнем является четвертый уровень эго-идентичности, который обозначают как базовую половую идентичность, в модели Я-концепции в какой-то степени соответствующей Я-экзистенциальное и понятию самости у К. Юнга. В модели В. Е. Кагана это базовая половая идентичность, соответствующая самому глубинному уровню, определенному психофизиологически, который в основном редко осознается.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определённого пола. В феномене психологического пола особую значимость приобретают психологические поведенческие проявления личности как индикатора мужского и женского. Именно они наполняют содержанием самосознание личности, связанного с полом. В полоролевой идентичности на первый план выступают параметры поведения из категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек конструирует свою идентичность как представитель какого-либо пола.

Полоролевая идентичность представляет собой осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола. Формирование полоролевой идентичности происходит в процессе полоролевой идентификации.

Литература:

  1. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие [Текст] / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. — Новосибирск, — 2014. — 120 с.
  2. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. — М.: РОССПЭН, 2014. — 336 с.
  3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001. — 210 с.
  5. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: «Академия», 2003. — 334 с.
  6. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8–47.
  7. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2010. -№ 1. — С. 135–141.
  8. Фрейд, З. Три очерка детской сексуальности [Текст] / З. Фрейд. СПб., 2011. — 193 с.
  9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон: пер. с англ. М.: Прогресс, 2006. — 344 с.
  10. Bern, S. L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny Text. / S. L. Bern // J. of Personal and Social Psycholgy, 1977, v. 31, p. 634–643.

Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, пол, половая идентичность, базовая половая идентичность, вид идентичности, идентификация, идентичность человека, личность человека, половая принадлежность, ролевая идентичность.

Гендер, гендерная идентичность и гендерное самовыражение

Что такое гендер?

Гендер является социальным и культурным. Это то, как ваша идентичность соотносится с представлением общества о том, что значит быть женщиной, мужчиной, ни тем, ни другим или смесью многих полов.

Для большинства людей их пол совпадает с культурными представлениями о поле, присвоенном им при рождении. Это означает, что они цисгендерны. Другие могут идентифицировать себя как трансгендерные, агендерные, двухдуховные, гендерно-квирные, небинарные, гендерно-изменчивые или любое количество терминов (поясняется ниже).

Что такое гендерная идентичность?

Гендерная идентичность — это ваше глубоко укоренившееся внутреннее ощущение того, являетесь ли вы женщиной или мужчиной, и тем, и другим, или ни тем, ни другим. Ваша гендерная идентичность не видна другим.

Гендерная идентичность может совпадать с полом, присвоенным вам при рождении (цисгендер), или не совпадать с ним (трансгендер).

Некоторые люди идентифицируют себя как мужчина (или мальчик) или женщина (или девочка). И у некоторых есть гендерная идентичность, которая не вписывается ни в один из этих полов.

  • Трансгендер означает, что ваша гендерная идентичность не совпадает с полом, присвоенным вам при рождении.
  • Агендер означает, что вы не идентифицируете себя ни с каким полом.
  • Гендерная неконформность, небинарность и гендерная изменчивость означает, что вы не полностью идентифицируете себя как мужчина или мальчик (мужской, мужской род), женщину или девочку (женский, женский род).
  • Гендерный квир означает, что вы идентифицируете или выражаете себя за пределами того, что часто связано с полом и гендерной принадлежностью, которые были назначены вам при рождении. Гендерные квиры также могут идентифицировать себя как трансгендеры, а могут и не идентифицировать себя.

Что такое выражение пола?

Гендерное выражение — это то, как вы решаете выразить свою гендерную идентичность через свое имя, местоимения, одежду, прическу, поведение, голос или черты тела.

Гендерное самовыражение включает в себя использование помещений (таких как туалеты и раздевалки), которые соответствуют вашему собственному ощущению пола. Общество часто думает об этих сигналах как о мужском/мужском и женском/женском. Но то, что считается мужским и женским, меняется со временем и в разных культурах.

Что означает LGBTQ2S+?

LGBTQ2S+ — это аббревиатура. Это означает лесбиянки, геи, бисексуалы (или бисексуалы), трансгендеры, квиры/вопросы и два духа (2S). Иногда вы можете увидеть символы * или + после аббревиатуры. Это показывает, что существует гораздо больше сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей, чем перечислено в этой аббревиатуре.

  • Лесбиянки, геи и бисексуалы относятся к сексуальной ориентации.
  • Трансгендер означает, что ваша гендерная идентичность или гендерное самовыражение отличается от пола, данного вам при рождении. Некоторые люди могут использовать другие термины для описания себя.
  • Queer используется некоторыми людьми, которые идентифицируют себя как сексуальное или гендерно-сексуальное меньшинство. Он также используется как положительный термин для описания сообществ LGBTQ2S+ и социальных движений.
  • Опрос используется для человека, который изучает или не уверен в своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
  • Два духа (2S) — это культурный термин, используемый некоторыми коренными народами для описания мужского и женского духа. Это может быть связано с их духовностью, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.

Могу ли я услышать другие слова о сексе и гендере?

Пол — это категория, которая присваивается людям при рождении в зависимости от гениталий, с которыми они рождаются. Секс также может быть подтвержден документами, удостоверяющими личность. Чаще всего это включает женщину, мужчину или X.

X иногда используется людьми, которые не идентифицируют себя как мужчина или женщина или которые предпочитают не указывать свой пол в документах, удостоверяющих личность.

Иногда в документах, удостоверяющих личность, вы можете увидеть слова «пол» или «пол». Некоторые люди меняют то, что указано в качестве их пола, а другие нет. Вы имеете право самостоятельно идентифицировать свой пол.

Пансексуал — это когда вы испытываете эмоциональное или сексуальное влечение к людям любого пола или пола.

Полиамория — это когда у вас более одной сексуальной, любовной связи одновременно и все партнеры соглашаются (согласны) на это.

Интерсекс можно использовать, когда ваша репродуктивная, половая или генетическая биология не ясна. Интерсекс не является полностью мужчиной или женщиной и не соответствует типичным определениям мужчины или женщины.

Что значит быть союзником?

Вы также можете услышать слово союзник, когда люди говорят о сексуальной ориентации. Союзник — это тот, кто защищает (поддерживает) права человека представителей сексуальных и гендерных меньшинств, борясь с дискриминацией и гетеросексизмом.

  • Дискриминация — это действие (такое как практика, комментарий или поведение), в результате которого с кем-либо обращаются так, как он не хотел бы, чтобы обращались с ним на основании его сексуальной ориентации, гендерной идентичности или самовыражения, религии, происхождения, расы, возраста , инвалидность, семейное положение (например, замужем или не женат), семейное положение или источник дохода.
  • Гетеросексизм — это предубеждение или дискриминация в отношении кого-либо, кто идентифицирует себя как лесбиянка, гомосексуалист, бисексуал, трансгендер, квир, двуличный или другой сексуальной ориентации или пола.
  • Циссексизм — это предубеждение или дискриминация в отношении тех, чья гендерная идентичность отличается от пола, присвоенного им при рождении, например, трансгендеры, небинарные, гендерные квиры или двоедушные.

Вы не одиноки

Если у вас есть вопросы о вашей сексуальной ориентации или гендерной идентичности, вам будет приятно и полезно поговорить с людьми, которые знают, через что вы проходите.

Вы можете найти местные и онлайн-группы поддержки. Если вы не знаете, где найти поддержку:

  • поговорите с кем-то, кому вы доверяете и с кем чувствуете себя в безопасности, например, с друзьями, членами семьи, учителями, школьными консультантами, коллегами или поставщиками медицинских услуг
  • поищите клубы LGBTQ2S+ и организации, где вы живете
  • связаться с церквями и религиозными сообществами, которые приветствуют членов LGBTQ2S+
  • искать веб-сайты и онлайн-организации, которые приветствуют членов LGBTQ2S+

Следующие организации предлагают поддержку:

  • Социальные службы Альберты
  • Общество трансгендерного равенства Альберты
  • Пропуск каменного фундамента
  • PFLAG Canada

Каталожные номера

Alberta Human Rights

Типы гендерной идентичности: типы и определения

Гендер отличается от пола. Хотя генетические факторы обычно определяют пол человека, гендер относится к тому, как он идентифицирует себя изнутри. Только сам человек может определить, какова его гендерная идентичность.

В этой статье мы обсудим, что такое гендерная идентичность, некоторые определения различных гендерных идентичностей и где люди могут найти поддержку. Он также рассмотрит, как пол существует в спектре.

Термин «гендерная идентичность» относится к личному ощущению человеком собственного пола.

Поскольку пол человека и гендерная идентичность не обязательно должны совпадать, важно знать разницу между ними.

Пол

Пол человека — это то, как он идентифицирует себя внутренне и как он выражает это внешне. Люди могут использовать одежду, внешний вид и поведение, чтобы выразить пол, с которым они себя идентифицируют.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что пол — это социальная конструкция, которую люди обычно описывают с точки зрения женственности и мужественности. В западных культурах люди ассоциируют женственность с женщинами и мужественность с мужчинами, но эта социальная конструкция различается в разных культурах.

Однако пол нельзя четко разделить по бинарным линиям «мужчина» и «женщина».

Пол

Пол человека обычно определяется определенными биологическими факторами, такими как репродуктивные органы, гены и гормоны.

Как и пол, пол не является бинарным. У человека могут быть гены, которые люди могут ассоциировать с принадлежностью к мужскому или женскому полу, но его репродуктивные органы, гениталии или и то, и другое могут выглядеть по-разному.

Это называется различиями в половом развитии. Люди также могут относиться к различиям в половом развитии как к интерсексуалам.

Люди обычно используют термины «мужской», «женский» или «интерсексуал» для обозначения пола человека.

Узнайте больше о разнице между полом и полом здесь.

Понятия и термины, относящиеся к гендерной идентичности, постоянно меняются по мере развития нашего восприятия.

Термин «гендерная идентичность» впервые появился в 1960-х годах. Оно относилось к внутреннему ощущению человеком принадлежности к категории мужского или женского пола. Со временем этот термин стал включать людей, которые идентифицируют себя другими способами. Это относится к собственному ощущению человеком своего пола, независимо от пола, назначенного ему врачом при рождении.

Некоторые термины, такие как «транссексуал», также со временем изменили свое значение. В прошлом этот термин относился только к людям, перенесшим определенные медицинские процедуры, такие как мастэктомия или фаллопластика. С тех пор значение этого термина расширилось и теперь включает людей, движущихся к гендерной идентичности или имеющих гендерную идентичность, отличную от той, которая была им приписана при рождении.

Другой язык изменен с точки зрения приемлемости. Термин «квир», например, исторически использовался для оскорбления людей, которые не соответствовали ожиданиям в отношении гендерного самовыражения или идентичности. Теперь некоторые люди восстановили его. В некоторых обстоятельствах это может быть приемлемо, но оскорбительно, если люди используют его не по назначению.

Также важно отметить, что гендерная принадлежность может не входить в категорию. Ярлыки могут помочь человеку понять свою личность, но гендерную идентичность не всегда можно классифицировать таким образом. По мере того как люди начинают воспринимать свою гендерную идентичность по-новому, они могут обнаружить, что ни один термин не определяет ее. Или они могут идентифицироваться несколькими способами.

Гендерная идентичность человека не ограничивается принадлежностью к мужчине или женщине. Некоторые люди не идентифицируют себя ни с одним полом, в то время как другие идентифицируют себя с несколькими полами.

Согласно The Trevor Project, пол человека может состоять из следующего.

Гендерная идентичность

Этот термин относится к личному ощущению человеком собственного пола.

Некоторые люди идентифицируют себя как мужчины, а другие как женщины. Другие могут идентифицировать себя как ни то, ни другое, или где-то посередине.

Гендерное выражение и презентация

Это относится к тому, как человек выражает себя другим и как он хочет, чтобы мир видел его.

Человек может представить себя полностью мужским или полностью женским. Или человек может представить себя андрогинным или небинарным.

Гендерное выражение и презентация включают в себя такие аспекты, как манеры, стили одежды, имена и выбор местоимений, и это лишь некоторые из них.

Узнайте больше о родовых местоимениях.

Ниже приведены некоторые гендерные идентичности и их определения.

Агендер

Агендерный человек не идентифицирует себя с каким-либо определенным полом или может вообще не иметь пола.

Другие термины для этого могут включать:

  • нейтральный пол
  • нулевой пол
  • бесполый
  • neutrois

Андрогин

Лицо, которое идентифицирует себя как женское, так и мужское пол и женский.

Бигендер

Человек, идентифицирующий себя как бигендер, имеет два пола.

Бигендерные люди часто демонстрируют культурные мужские и женские роли.

Бутч

Женщины, особенно лесбиянки, склонны использовать этот термин для описания того, как они выражают мужественность или то, что общество определяет как мужественность.

Однако Ресурсный центр ЛГБТКИА утверждает, что «мясник» сам по себе может быть гендерной идентичностью.

Цисгендер

Цисгендер идентифицирует себя с полом, присвоенным ему при рождении.

Например, цисгендерная женщина — это женщина, которая до сих пор идентифицирует себя с полом — в данном случае женским — назначенным им врачом при рождении.

Гендерное расширение

Ресурсный центр LGBTQIA определяет гендерное расширение как «зонтичный термин, используемый для лиц, которые расширяют общепринятые определения пола в своей собственной культуре, включая ожидания в отношении его выражения, идентичности, ролей и/или других воспринимаемых гендерных норм.

К гендерно-экспансивным относятся трансгендеры и люди, чей пол расширяет представления окружающего общества о том, что такое гендер.

Гендерфлюид

Человек, который идентифицирует себя как гендерфлюид, имеет гендерную идентичность и представления, которые сдвигаются между гендерными ожиданиями общества или выходят за их пределы.

Гендерный преступник

Человек, который идентифицирует себя как гендерный преступник, отказывается позволять определению общества «мужчина» или «женщина» определять их.

Гендерквир

Лицо, которое идентифицирует себя как гендерквир, имеет гендерную идентичность или выражение, которое не совпадает с ожиданиями общества в отношении его пола или предполагаемого пола.

Гендерквир также может относиться к человеку, который идентифицирует себя вне того, как общество определяет пол, или к тому, кто идентифицирует себя с комбинацией полов.

Мужской центр

Человек, который использует этот термин, обычно является лесбиянкой или трансгендером, который больше склоняется к мужским проявлениям и переживаниям пола.

Небинарность

Человек, который идентифицирует себя как небинарность, не ощущает пол в рамках гендерной бинарности.

Люди, которые небинарны, также могут сталкиваться с различными гендерными выражениями, например, быть гендерно неконформными.

Омнигендер

Человек, который идентифицирует себя как омнигендер, обладает всеми полами.

Полигендер и пангендер

Люди, идентифицирующие себя как полигендеры или пангендеры, испытывают и демонстрируют части нескольких полов.

Трансгендер

Это общий термин, который охватывает всех людей, которые испытывают и идентифицируют себя с другим полом, отличным от того, который предполагался их полом при рождении.

Хотя большинство людей думают о транс-мужчинах и транс-женщинах, когда слышат слово «трансгендер», этот термин также охватывает людей, которые идентифицируют себя с другим полом, кроме мужчины или женщины, в том числе небинарными и гендерно-изменчивыми.

Транс

Транс — это более широкий термин, который охватывает тех, кто идентифицирует себя как небинарных и тех, кто не имеет пола, по данным Ресурсного центра LGBTQIA.

Два духа

Два духа — это общий термин, который охватывает различные сексуальные и гендерные аспекты в общинах коренных американцев.

Существует множество различных определений двух духов, и коренные жители Америки могут использовать или не использовать этот термин для описания своего опыта и чувств мужественности и женственности.

Это культурный термин, предназначенный для тех, кто идентифицирует себя как коренной американец.

Чтобы узнать больше научно обоснованной информации и ресурсов для LGBTQIA+, посетите наш специальный центр.

Не все принимают людей с разной гендерной идентичностью, что может негативно сказаться на психическом здоровье человека.

Однако существует множество веб-сайтов и интернет-сообществ, к которым люди могут обратиться за поддержкой. К ним относятся:

  • The Trevor Project, ЛГБТ-организация, предоставляющая образование и поддержку
  • Национальный центр трансгендерного равенства, организация, предоставляющая образование и поддержку трансгендерам
  • PFLAG, организация, предоставляющая поддержку, образование, и информационно-пропагандистская деятельность в Соединенных Штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико
  • Trans Youth Family Allies, веб-сайт, который предоставляет ресурсы и образование членам семьи, друзьям и союзникам трансгендеров
  • TransLatina Coalition, группа по защите прав трансгендеров в Латинской Америке и сообществах
  • Gender Spectrum, ресурсный и образовательный сайт возможности получения стипендий для трансгендеров

Вот несколько вопросов, которые люди могут задать о гендерной идентичности.

Сколько существует гендерных идентичностей?

Нет фиксированного количества гендерных идентичностей. Они встречаются в спектре, что на самом деле означает, что возможности безграничны. Каждый человек может обнаружить, что определенная точка спектра кажется наиболее удобной и точной, и со временем это может измениться.

Люди точно не знают, что влияет на гендерную идентичность. Определенную роль могут играть некоторые генетические факторы и факторы, с которыми человек рождается.

Что влияет на гендерную идентичность?

Различные факторы играют роль, включая социализацию и наш собственный выбор. Гендерные роли и черты динамичны, а это значит, что они могут меняться. Независимо от того, идентифицирует ли медицинский работник ребенка при рождении как мужчину или женщину, гендерная идентичность этого человека не определяется.

Как узнать свою половую принадлежность?

Первый шаг — выяснить, что означают гендерная идентичность, гендерное выражение, сексуальная ориентация и пол, указанный при рождении, и посмотреть, как вы относитесь к этим идеям.

Затем подумайте о спектре гендерных идентичностей и о том, где вы можете чувствовать себя комфортно. Может быть, поговорите с друзьями разной гендерной идентичности для вдохновения.

И имейте в виду, что никакой специальной метки не требуется. Возможно, вы захотите обойтись без ярлыка или даже создать свой собственный.

Гендерная идентичность человека не всегда совпадает с его биологическим полом или его предполагаемым полом, основанным на назначенном им поле. Это зависит от того, как они идентифицируют себя как личность, и это может измениться со временем.

Люди могут идентифицировать себя более мужественными, более женственными, комбинацией того и другого или ни тем, ни другим. То, как человек выражает или описывает свой пол, зависит от него лично.

Понимание гендерной идентичности | JED

Перейти к содержимому

Начиная с рождения, всем нам присваивается пол (как правило, мальчик или девочка) в зависимости от частей тела. Оттуда ожидается, что мы будем говорить, одеваться и действовать в соответствии с социальными и культурными ожиданиями для этого пола. Однако по мере взросления наше понимание того, кто мы есть, может не соответствовать назначенному нам полу. Это может занять некоторое время, чтобы понять это, и мы можем столкнуться с препятствиями, когда внешний мир не признает наш пол так, как мы.

В чем разница между полом и полом?

Люди часто используют термины «пол» и «гендер» взаимозаменяемо, но это две разные вещи. Пол — это биологический термин, основанный на частях тела, хромосомах и гормонах. Секс не так бинарен, как многие думают. Есть некоторые люди (известные как интерсексуалы), чей пол не является строго мужским или женским, а вместо этого попадает в спектр между ними. Гендер, по сравнению с полом, относится к нашему внутреннему ощущению и пониманию самих себя по отношению к социальным и культурным ассоциациям и ролям, с которыми мы растем.

Гендерная идентичность — это спектр

По мере того, как мы растем и познаем себя, каждый из нас имеет тенденцию развивать личное ощущение и опыт своей гендерной идентичности. Некоторые из нас попадают в бинарную гендерную категорию (мужской или женский), в то время как другие находятся где-то посередине (небинарные) или не чувствуют себя связанными ни с одним из полов (агендер). Те, чья гендерная идентичность соответствует их полу, назначенному при рождении, называются цисгендерами, в то время как те, чья идентичность не соответствует их полу, назначенному при рождении, могут идентифицировать себя как трансгендеры.

Выражение гендерной идентичности

В то время как гендерная идентичность является нашей внутренней концепцией собственного пола, гендерное выражение — это то, как мы представляем свою гендерную идентичность через нашу внешность, включая то, как мы действуем или говорим, что мы носим и как мы стилизуем нашу одежду. прическа или макияж. То, как мы выражаем свой пол, может соответствовать или не соответствовать тому, что наши семьи, друзья или общество связывают с нашим полом или гендерной идентичностью.

Что в имени?

Наши имена являются частью нашей личности. Для некоторых людей имя, данное им при рождении, как и пол, присвоенный им при рождении, не соответствует их гендерной идентичности. Иногда, когда кто-то признается трансгендерным или небинарным, они также просят, чтобы его называли новым именем, еще одним, соответствующим их личному ощущению идентичности. Для некоторых изменение имени может быть актом самоутверждения. Это также может облегчить дискомфорт, который может быть связан с их старым именем.

Имя, которое человек использовал до выхода или перехода, обычно называют мертвым именем. Уважительно избегать использования чьего-либо мертвого имени, если они заранее не говорят, что мы можем.

Гендерные местоимения

Другим распространенным способом выражения нашей гендерной идентичности являются местоимения, которые мы используем. Местоимения — это слова, которые человек использует для себя и хотел бы, чтобы другие использовали, когда обращаются к ним не по имени. Вот некоторые примеры местоимений:

  • Она/она/ее
  • Он/его/его
  • Они/они/их
  • Xe/xem/xeirs

Некоторые люди могут сообщить вам, что они используют более одного местоимения (например, «она/они»), что означает, что им удобно использовать любой набор местоимений.

Важно проявлять уважение, когда кто-то сообщает вам свою гендерную принадлежность, имя и местоимения. Если вы сомневаетесь, спросите: «Какие местоимения вы используете?» или «какое имя мне следует использовать?» Уважительно задавать эти вопросы лучше, чем неправильно определять пол человека — обращаться к нему таким образом, который не отражает его гендерную идентичность, — или использовать его мертвое имя. Если вы слышите, как кто-то неправильно называет трансгендера или небинарного человека или называет его мертвым, сообщите об этом, если вы чувствуете себя в безопасности.

В группе, где вы чувствуете себя в безопасности, вы можете представиться, используя предпочитаемое имя и местоимения. Например: «Привет, меня зовут [ваше имя], а мои местоимения — [ваши местоимения]». Это может побудить других сделать то же самое.

В чем разница между гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией?

Термин ЛГБТК+ часто используется для обозначения сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, гомосексуалистов и сомневающихся. В то время как трансгендер — это гендерная идентичность, термины «лесбиянка», «гей» и «бисексуал» являются примерами сексуальная ориентация : врожденное физическое, эмоциональное или романтическое влечение человека к другому человеку.

Ваша гендерная идентичность не совпадает с вашей сексуальной ориентацией. Гендерная идентичность — это то, кто вы есть, а сексуальная ориентация — это то, с кем вы хотите быть.

Как и гендерная идентичность, сексуальная ориентация представляет собой спектр: существует целый ряд сексуальных идентичностей, включая, помимо прочего, асексуалов, бисексуалов, пансексуалов, геев, лесбиянок и гетеросексуалов.

Важно понимать, что гендерная идентичность человека не определяет его сексуальную ориентацию. Люди любого пола могут иметь любую сексуальную ориентацию.

Уважение своей идентичности и идентичности других

Изучение чего-то столь сложного, как гендерная идентичность, может показаться пугающим, но поиск той идентичности, которая кажется вам правильной, может быть захватывающим и вдохновляющим. Также может потребоваться время, чтобы обнаружить личность, которая кажется вам подходящей. Не существует «правильного» возраста, чтобы исследовать и понимать свою гендерную идентичность — некоторые люди понимают свою идентичность в самом начале жизни, а другие приходят к ней позже.

Ваша идентификация действительна, и ваша гендерная идентичность должна уважаться. Но исследования показывают, что люди, которые идентифицируют себя как трансгендерные или небинарные, часто сталкиваются с повышенными проблемами, такими как травля и дискриминация дома, на работе или в школе.

You’re Not Alone

Если вы или кто-то из ваших знакомых борется с проблемами, связанными с гендерной идентичностью, или пытается заставить других принять свою идентичность, важно обратиться за поддержкой. Попробуйте связаться с The Trevor Project , ведущей национальной организацией, предоставляющей услуги кризисного вмешательства для молодежи ЛГБТК, отправив текстовое сообщение «СТАРТ» на номер 678-678 или позвонив по телефону 1-866-488-7386.

Иногда у нас может быть чувство депрессии, дистресса или одиночества, связанное с тем, как к нам относятся из-за нашей гендерной идентичности. Если вам нужна помощь в связи с такими чувствами, вы также можете связаться с Национальной линией спасения от самоубийств, отправив текстовое сообщение «СТАРТ» на номер 741-741 или позвонив по телефону 1-800-273-TALK (8255) для бесплатного и конфиденциального разговора.

Назад на целевую страницу

Search Resource Center

Введите поисковый запрос ниже

Получите помощь прямо сейчас

Если вам или кому-то из ваших знакомых необходимо поговорить с кем-то прямо сейчас, отправьте сообщение ДОМОЙ на номер 741-741 или позвоните по номеру 1-800-273-TALK (8255) для бесплатной конфиденциальной беседы с обученным консультантом 24/7 .