Половая самоидентификация: причины, симптомы и лечение в статье психолога Белова М. В.
Половая идентификация как социальный феномен
Половая (гендерная) идентификация — это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т. е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола.
Половая идентификация рассматривается разными авторами по-разному. Например, Р. Столлер (Stoller, 1976) полагает, что необходимо разграничивать половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Ядром половой идентичности является примитивное, отчасти осознанное, а отчасти неосознанное чувство принадлежности одному биологическому полу, а не другому. Оно лишь часть, но не эквивалент половой идентичности как более широкого феномена. Полоролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей. Полоролевая идентичность — это обусловленные биологическим полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми. Сексуальная ориентация отражает предпочтение объектов любви определенного пола.
Е. Дуван (Douvan, 1979) выделяет три аспекта половой идентификации:
- родовую идентичность,
- половые роли и
- половую идентичность.
Родовая идентичность — это телесные аспекты представления о себе и своем поле. Она развивается довольно рано и является примитивной формой принятия телесного образа мальчика или девочки. Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных социальных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Половая идентичность — это представление о себе, имеющее отношение к поведению при непосредственных сексуальных контактах.
С. Бем (Bern, 1981) под половой идентичностью понимает схемы, которые применяются ребенком к собственному Я в зависимости от подкрепления или поощрения поведения, принятого в той или иной культуре для данного пола.
В. Г. Каган (1987) определяет половую идентичность как «соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Модель половой идентичности он строит на двух принципах: уровневой ее организации и ортогональности маскулинности и фемининности как измерений личности». В. Г. Каган выделяет четыре уровня. На первом, более глубоком уровне находится базовая половая идентичность, объединяющая филогенетические и онтогенетические аспекты личности. Второй уровень касается персональной половой идентичности, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с моделями личностей мужчин и женщин вообще. Третий уровень — полоролевая идентичность или «адаптационный образ Я» как представителя пола. Четвертый уровень — полоролевые идеалы, ориентации. Первые два уровня — это собственно половая идентичность, а третий и четвертый описывают половые роли.
С позиции Я-концепции рассматривают половую идентичность Т. Л. Бессонова (1993), А. С. Кочарян (1996) и И. В. Романов (1996, 1997).
В психологической и социологической литературе синонимом половой идентичности часто выступает понятие «гендерная идентичность». Однако гендерная идентичность предполагает соответствие психологическому полу: маскулинности, фемининности или андрогинности.1 И. С. Кон (1975) определяет психологический пол как интернализованную систему полоролевых ролей, связанную с различением критериев «мужественности» и «женственности» и оценкой себя по этим критериям и претензией на соответствующую деятельность и социальный статус. А. Г. Асмолов (1984) тоже пишет, что психологический пол — сложный процесс половой социализации, усвоение ребенком нормативной половой роли, производной от норм и обычаев соответствующей культуры (замечу, что психологический пол — это не процесс, а результат процесса половой социализации). А. А. Чекалина (1990) в понимании психологического пола тоже основной упор делает на усвоение ребенком половой роли.
Другие ученые психологический пол понимают как комплексную, интегративную характеристику человека. И здесь появляется ряд вопросов, требующих ответа. Например, М. В. Бороденко с соавторами (2001) под составными частями психологического пола понимают характеристики его половой идентичности, представленные в сознании и выраженные в полоролевом поведении (чем тогда половая идентичность отличается от гендерной?). Л. В. Ильиченко (1995) рассматривает психологический пол как интегративную структуру, включающую половую идентичность, половые роли, половую ориентацию и половое предпочтение. Две последние составляющие включает в половую идентичность и М. В. Колясникова (1999). В данном случае половая идентичность — только часть гендерной идентичности. Исходя из этого, психологический пол она представляет как реальное овладение мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации. Однако здесь возникает неясность в соотношении биологического (акушерского) пола и психологического.
Многими авторами отмечается, что половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса (Ильченко Л. В., 1995; Колясникова М. В., 1985; Кон И. С., 1988; Лунин И. И., 1988; Чекалина А. А., 1990). В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих африканских племен оно сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью.
Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в учение (Субботский Е. В., 1979; «Этнография детства», 1983).Правда, если верить легенде, был период, когда женщины-амазонки не уступали мужчинам в воинственности; они даже выжигали у своих дочерей правую грудь, чтобы она не стесняла их движения при стрельбе из лука. Да и период матриархата тоже свидетельствует о том, что борьба за эмансипацию женщин является веянием не только нашего времени.
Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери, и была направлена на приобретение определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанным с этим обязанностями.
Женские социальные представления о маскулинности имеют отличительные характеристики по сравнению с мужскими конструктами: представители мужской гендерной группы демонстрируют более традиционную модель маскулинности.
Девушки при конструировании образа эталонной маскулинности чаще используют альтернативные категории, характеризуя «настоящего мужчину» как «ласкового», «нежного», «понимающего» (категория «стереотипно фемининные черты»), «хорошо воспитанного и галантного», «без вредных привычек» человека (категория «воспитанность»). Наблюдаются отличительные особенности образа настоящего мужчины у школьников и студентов с разным типом профессиональной направленности личности. Например, юноши-гуманитарии (как школьники, так и студенты) в 2 раза чаще описывают в сочинениях внешний вид персонажей, и эти описания очень объемные и детальные (включающие фасон брюк, «запах одеколона, явно содержащего древесные нотки», и «трех- или четырехдневную щетину» персонажа). Эти данные позволяют предположить о влиянии «профессиональных компетенций» на реконструкцию образа, а также об укоренении в представлениях юношей нового образа настоящего мужчины — метросексуала, транслирующего альтернативный тип маскулинности.
Кроме того, наблюдаются возрастные отличия в представлениях о мужественности.Таким образом, в социуме циркулируют различные «маскулинности», что требует как дальнейших исследований относительно общего и различного в конструировании данного социального представления, так и исследований, направленных на изучение последствий конструирования того или иного образа «маскулинности» у юношей и девушек.
Никитина А. А., 2008, с. 169.
Полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия (Phares Е., Chaplin W., 1997).
Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы мужчин и женщин. Если во времена Людовика XIV богатые мужчины носили такие же яркие одежды, как и женщины, то уже в начале XIX в. праздничная одежда мужчин стала гораздо скромнее нарядов женщин, а затем женщины стали носить одежду, сходную с одеждой мужчин.
В исследованиях, посвященных проблемам маскулинности — фемининности, гендерная идентичность трактуется не как единое и стабильное целое, а как подвижная и изменчивая множественность (Иванова, 2001; Кон, 2002; Koestner, Aube, 1995). Утверждается, что не существует единой, универсальной, мужской и женской идентичности, в разные исторические периоды, в различных социальных и культурных контекстах мы имеем дело с разными гендерными идентичностями. Как подчеркивает И. С. Кон, в отличие от популярных представлений о существовании мужских и женских идентичностей вообще, вне времени и пространства, большинство современных исследований маскулинности — фемининности являются этнографическими, т. е. они описывают и анализируют особенности положения и самосознания не мужчин и женщин вообще, а в конкретной стране, социальной среде, культурном контексте (Кон, 2001). Множественность и текучесть образов маскулинности и фемининности проявляется не только в истории, но и в жизни каждого конкретного индивидуума, который, отмечает Кон, в разных жизненных ситуациях и с разными партнерами «разыгрывает» разную гендерную маскулинность и фемининность. Такое понимание базируется на предложенной Уэстом и Зиммерманом концепции «гендерного дисплея» и «деланиия гендера». Процесс усвоения гендерных норм и ценностей определяется как рекрутирование гендерной идентичности. Присваивание гендерной идентичности самим себе и другим есть процесс «делания гендера».
Тугайбаева Б. Н., 2007, с. 180.
Мани (Money D., 1972) сформулирован «принцип Адама», или «мужской дополнительности». Автор пишет, что природа заботится прежде всего о создании самки, поэтому первоначально организм развивается по женскому типу; для создания самца нужно что-то добавить. На одной стадии развития это андрогены, под влиянием которых начинается половая дифференцировка мозга, на другой — гендерные нормы и соответствующее им давление сверстников, побуждающее мальчиков «дефеминизироваться», освобождаться от первоначального материнского влияния и женственных черт характера.
По мнению И. С. Кона (2004), активным участником процесса половой идентификации эти является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Однако бывает, что дополнительные усилия нередко запаздывают или оказываются недостаточными, в результате чего происходят какие-то нарушения в развитии мужского начала.
Гендерная идентичность является самым ранним, активно организующим компонентом Я-концепции. В литературе можно встретить два подхода к определению термина «гендерная идентичность»: в узком смысле под гендерной идентичностью понимается осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу — мужскому или женскому или некоторой неопределенной позиции между двумя полами. В широком смысле гендерная идентичность рассматривается как многофакторное и многокомпонентное образование.
Мы придерживаемся идеи рассмотрения гендерной идентичности как многокомпонентного конструкта. Поэтому нам представляется необходимым определение данной категории как минимум в двух направлениях: во-первых, раскрытие содержательных и структурных компонентов гендерной идентичности; во-вторых, выделение собственно гендерной специфики данной психологической категории, другими словами, определение индивидуальной психологической концепции пола человека с учетом идей гендерного подхода.
…В содержание гендерного подхода как многокомпонентного образования включаются различные гендерные характеристики личности: базовая половая идентичность; психологические характеристики маскулинности, фемининности; гендерные стереотипы и гендерные представления; формирование сексуальных предпочтений и сексуальная ориентация; биографические события жизни индивида; особенности социального опыта и воспитания, связанные с освоением социальных ролей.
…В структуру [гендерной идентичности] входят когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает описание содержания составляющих гендерной идентичности (Я-понимание). Аффективный компонент отражает переживание и оценку индивидом своей гендерной идентичности (Я-отношение).
…Поведенческий компонент гендерной идентичности [традиционно] рассматривается через понятие «половая роль» — специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола. В рамках гендерной теории,употребление термина «гендерная роль» считается некорректным, поскольку, связывая воедино социальный статус, поведение и личностные особенности, оно подчеркивает неравенство по признаку пола. .. В гендерной теории поведенческие аспекты гендерной идентичности раскрываются через понятие «гендерный дисплей». В концепции И. Гофмана, гендерный дисплей представляет собой все аспекты социального поведения, коррелирующие в общественном сознании с гендерными категориями…
В рамках гендерной теории «тендерная идентичность» рассматривается как социально конструируемая личностная характеристика и понимается как идентификация субъекта с гендерной группой и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Термин «половая идентичность» более традиционно используется в рамках биодетерминистского направления исследований… Половая идентичность выступает базовым, но не определяющим основанием для формирования гендерной идентичности как многофакторного и интегративного образования.
Таким образом, гендерная идентичность… включает в себя четыре структурных компонента: базовую половую идентичность, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а также множество содержательных компонентов, специфически раскрываемых в рамках гендерного подхода.
Тупицына И. А., 2004, с. 362-364.
Исходя из многокомпонентной структуры идентичности (включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты) И. В. Романов (1997) с помощью процедур факторного и регрессионного анализа выделяет пять типов половой идентичности.
- Адекватный тип идентичности основан на взаимодействии всех трех компонентов. Идентификация происходит с учетом соответствия эмоциональных переживаний и когнитивных эталонов, свойственных тому или иному полу. Этот тип соответствует объединению в психологическое Мы представителей своего пола и противопоставлению его психологическому Они, включающему представителей противоположного пола. На уровне поведения это соответствует адекватной женственности или мужественности.
- Инвертированный тип идентичности в подавляющем числе случаев встречается у мальчиков и проявляется как повышенная мягкость, тревожность, сензитивность, т. е. как фемининные характеристики.
- Возрастно-дифференцированный тип идентичности связан только с когнитивным компонентом и характеризуется ориентацией на взрослых мужчин и женщин.
- Недифференцированный тип идентичности характеризуется отсутствием как маскулинных, так и фемининных признаков. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки.
- Инфантильный тип идентичности существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента и отражает наличие инфантильной симбиотической связи мать — ребенок. Мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста.
В принципе эти типы отражают соотношение биологического и психологического (гендерного) пола. Однако выделение некоторых типов идентичности с помощью математико-статистических процедур представляется несколько искусственным.
Представляется, что более важным является феномен изменения выраженности половой идентичности в подростковом возрасте. В VIII классе наблюдается негативная фаза возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек снижается дифференцированность образов-эталонов мужественности — женственности, а у мальчиков при сохранении дифференциации этих эталонов связь образа Я с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. В IX классе наступает перелом в сторону усиления половой дифференции. При этом у девочек женские образы получают позитивную окраску, а мужские — негативную. Затем негативное отношение к мужскому образу сглаживается. У мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола при сохранении маскулинной идентификации. Как полагает И. В. Романов, речь идет фактически о кризисном пути перехода от детской, инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.
Эти данные дают основание полагать, что в процессе онтогенеза выраженность половой идентичности может быть разной (об этом свидетельствуют и данные о возрастных изменениях частоты встречаемости маскулинных, фемининных и ан-дрогинных).
Типы подчинения гендерным нормам. Ш. Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.
- Уступчивость — такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
- Одобрение, или интернализация, — тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.
- Идентификация — повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).
Гендерная идентификация, социализация и половая самоидентификация
Механизм идентификации, как уже сказано, является одним из ведущих механизмов социализации человеческого индивида. Вместе с тем он представляет собой важнейшее средство защитной адаптации личности в различных социальных условиях.
Гендерная (половая) идентификация имеет место в том случае, когда субъект идентификации, опираясь на образ и поведение другого человека (объекта идентификации), приходит к определенному выводу о том, к какому полу сам принадлежит. Объект идентификации становится для него эталоном пола и основных половых ролей. Половая или гендерная социализация человека, состоящая главным образом в усвоении специфических половых ролей (в том числе выставляемых, маскирующих), осуществляется с помощью идентификации с теми социальными «моделями», которые доступны восприятию субъекта социализации.
Как и всякая другая положительная идентификация, половая идентификация также в деятельности людей осуществляет ряд функций: коммуникативную, социализирующую, адаптивную, защитную и компенсаторную.
Однако осуществление этих функций становится невозможным или неполноценным, когда в процессе половой идентификации личности появляются трудности или патологические нарушения. Поэтому для теории социально-психологической адаптации и психологической защиты большой интерес представляют исследования нарушений половой идентификации людей.
Половая самоидентификация — это разновидность идентификации, которую очень удачно характеризует А. И. Белкин: «Мы полагаем, что половая идентификация, как и любая другая идентификация, — это один из аспектов самосознания, отражающий половую самопринадлежность субъекта через другого представителя (или образ), который олицетворяет определенный стандарт половой роли».
По-существу, половая идентификация также является ролевой, но она так своеобразна и важна, что ее можно выделить в качестве самостоятельной разновидности самоидентификации.
На основе предложенного определения идентификации Белкин дает следующую подробную характеристику этого явления, которая в значительной степени является повторением того, что нами уже сказано в первой главе настоящей книги. Но такое повторение в данном контексте целесообразно, поскольку дальнейшее обсуждение должно учитывать то, как Белкин характеризует идентификацию. Мы читаем:
«Для идентификации в нашем понимании характерно:
- Уподобление (отождествление) своего «Я» чуждому, принятому за «образец» или «эталон». При этом происходит заимствование не только манеры поведения, соответствующих ритуалов и т. п., но и ряда психологических черт (доброта, отзывчивость, решительность, агрессивность и т. п.).
- «Вживание» в образ, с которым индивид себя идентифицирует, и готовность к эмоциональному с ним сопереживанию.
- Необходимость признания своей принадлежности к избранному объекту со стороны референтной группы. Отсутствие такого признания затрудняет или делает даже невозможным идентификацию избранным «эталонам».
Первые два пункта этой характеристики идентификации, на наш взгляд, можно свести к одному явлению — к принятию роли другого (объекта идентификации, «социальной модели»). Поэтому основным психологическим механизмом идентификации является принятие роли, которое, в свою очередь, осуществляется с помощью целого арсенала познавательных средств и процессов личности. В их числе также человеческая «врожденная способность к сравнительно легкому усвоению готовых эмоциональных и поведенческих «шаблонов» и «стереотипов», о которых пишет Белкин.
Условия хорошей идентификации и внутренние изменения личности
В связи с проблемой идентификации (в частности — идентификации мальчика с отцом) полезно рассматривать различные эмпирически возможные случаи, например следующие:
- когда отец предъявляет к сыну целый ряд требований и сам выполняет эти требования;
- предъявляя мальчику эти требования, сам он их не выполняет.
Сходные отношения имеют место также между руководителями и подчиненными.
Во втором случае идентификация сына с отцом становится затруднительным. Если вновь взять случай, описанный З. Фрейдом (взаимоотношения отца, матери и сына), то в них мальчик оказывается в конфликтной ситуации: для того, чтобы завоевать любовь матери, он должен действовать согласно требованиям отца; но отец сам действует по-другому, и с ним трудно идентифицироваться. Мальчик должен выбрать одну из несовместимых форм поведения, причем результат во многом зависит от того, в какой степени требования и ожидания отца и матери совпадают. Очевидно, что если мальчик выбирает путь идентификации с отцом (ведет себя так, как свой отец), то другая форма поведения исключается.
Хорошая идентификация достигается при наличии целого ряда факторов. Для этого необходимы ясность и недвусмысленность восприятия единственного способа поведения, приводящего к приобретению любви и одобрения; сила желания получить любовь и одобрение; сила противоположных импульсов и притягательной силы противоположных форм поведения.
Когда уже достигнута идентификация с отдельной личностью или с группой, то действующее лицо начинает воспринимать свое «Я» не только как цель, но и как действующее «Я», находящееся в регионе таких форм поведения, которые одобряются этими лицами или группами. Эти формы поведения приобретают такую силу, что подавляют все другие. Человек, достигший сильной идентификации с другим индивидом, может принести в жертву любую другую потребность и ценность, даже собственную жизнь. Причина этого явления в том, что обусловленные идентификацией формы поведения, очень притягательны, обладают высокой положительной валентностью.
Когда человек имеет сильную идентификацию, то изменяются не только формы его поведения, но и системы его ценностей и убеждений. Если выполнением определенных действий человек приобретает любовь и уважение других, то у него, как правило, возникает убеждение, что эти формы поведения вообще являются общими путями достижения любви, одобрения и уважения других.
Можно утверждать, что генезис обобщенных социальных установок личности в процессе социализации также опирается, в числе других, на механизм идентификации. Обобщаются и закрепляются в памяти те ценностные ориентации и установки, которые возникают на основе идентификационных форм поведения. Этим путем также идентификации способствуют формированию психической структуры личности.
Достижение идентификации часто облегчается также с помощью симультанного действия механизма символической субституции (замещения), которая создает условия для повторного выражения как будто забытых мотивов.
Стремление к идентификации усиливается и в том случае, когда личность переживает депривацию в отношении получения любви, одобрения и уважения со стороны значимых лиц или референтных групп. Идентификация может быть также механизмом предупреждения возможных будущих фрустраций.
Эмпирические исследования Белкина
А. Исследования. — Белкин сообщил о результатах своего исследования 28 больных возраста от 16 до 32 лет, перенесших смену пола. У 12 из них смена пола была произведена с женского на мужской, а у 16 — с мужского на женский. Необходимость смены пола во всех этих случаях была вызвана изменением биологических половых функций, вследствие чего эти лица были неспособны к исполнению своих ожидаемых общественных половых ролей. Анатомо-физиологические изменения выражались «в резком изменении морфо-конституции (неадекватная маскулинизация или феминизация внешнего облика) или в строении гениталий».
Будучи гуманным актом, смена пола в таких случаях, как справедливо отмечает Белкин, предоставляет уникальные возможности для исследования процессов и механизмов, формирующих половую идентификацию и общую психосексуальную ориентацию личности. Что из себя представляет смена пола? «Смена пола включает в себя комплекс биологических (хирургическая коррекция гениталий, гормональная терапия и др.) и социально-психологических актов (изменения имени, документов, профессии, уход из привычной для больного микросреды, потеря старых друзей, близких и т. д.)».
Для идентификации с новым полом личность должна претерпевать глубокие изменения: овладеть новыми навыками, привычками, манерами поведения и речи. Как утверждает Белкин, в исследованных им случаях формирование новой половой идентификации проходило в течение довольно короткого срока времени — от 3-4 недель до 5-6 месяцев. Поскольку многие из этих лиц способны сообщить о своих переживаниях, об изменении своего отношения к окружающей действительности, то возникает возможность получить информацию об исполнении индивидом своей новой половой роли.
Б. Реадаптация. — Эти исследования представляют несомненную ценность для решения вопроса о том, каким образом происходит принятие новой роли и как оно обеспечивает адаптацию личности в новых социально-психологических ситуациях. Нет сомнения, что после смены пола индивид почти непрерывно оказывается в проблемных, большей частью — фрустрирующих ситуациях.
Однако для понимания адаптивных процессов личности, которые осуществляются ею после смены пола, следует выяснить, каким образом она прореагировала на этот новый статус, какие адаптивные механизмы и стратегии она попыталась использовать. Некоторые интересные данные об этом нам сообщает Белкин, который наблюдал нарушения половой идентификации уже у 4-5-летних детей. В ходе общения со сверстниками и взрослыми дети приходят к выводу о своей несхожести с другими представителями своего пола. Сравнивая себя с социальными «эталонами» (т. е. с типичными представителями своего пола), ребенок прибегает к определенным «реакциям» на свою «атипичность». Эти «реакции», по нашему мнению, являются адаптивными стратегиями, которые осуществляются с помощью самых различных адаптивных механизмов и комплексов. Но такие комплексы и стратегии, к сожалению, не описываются Белкиным с достаточной подробностью.
Говоря об этих реакциях, Белкин пишет: «В одних случаях это было желание скрыть от окружающих свой порок, в других, напротив — поддержать «престиж» своей половой принадлежности. Это находило свое выражение в активном участии в играх «своего пола», в попытках подчеркнуть свою «мужскую» или «женскую» сущность, имитируя соответствующие манеры поведения. Нередко до периода полового созревания таким детям удавалось, несмотря на свои биологические особенности, идентифицировать себя с соответствующим полом»326. Однако каким образом в каждом из этих трех случаев были достигнуты выдвинутые личностью стратегические цели, к сожалению, не описывается.
Как бы ни были достигнуты эти стратегические адаптивные цели, в пубертатном периоде достигнутая прежде адаптация у этих лиц нарушается вследствие отсутствия выделения гормонов в одних случаях, или же, наоборот, мощного выброса гормонов, характерных для противоположного пола. Под влиянием этих физиологических процессов появляются присущие другому полу вторичные физические признаки. Вследствие этих процессов становится практически невозможным овладение ожидаемых эталонными группами формами поведения. Развивающаяся личность оказывается в ситуации глубокой фрустрации и неадаптированности.
«Трагичности ситуации, — отмечает Белкин, — выражалась в нарастании глубокого внутреннего конфликта индивида, если модель полового поведения, навязываемая обществом, принималась, или в конфликте с окружающими, если она отвергалась».
Естественно, что личность должна предпринимать попытки разрешения этих новых конфликтов с целью достижения состояния адаптированности. Белкин описывает ряд «типичных вариантов реакций личности» на затруднения половой идентификации и смену пола. (Опять-таки мы имеем перед собой не простые «реакции», а адаптивные цели и процессы):
- Первый вариант: часть субъектов выбрала смену пола в качестве выхода из конфликтной ситуации, путь трансформации своей половой принадлежности. Представляет интерес следующее замечание Белкина: «Идея трансформации своей половой принадлежности возникла, как завершающий этап многочисленных неудачных попыток адаптирования к навязываемой обществом половой роли, как итог активного осознания личностью конкретной ситуации, включая информацию о себе и своем месте в обществе». Но эти неудачные попытки не описываются. Данный вариант адаптивной стратегии Белкин называет транссексуальным. Мы считаем эту стратегию конструктивной.
- Второй вариант разрешения конфликта, возникшего из-за трудности половой идентификации, Белкин называет деперсонализационным. Больные жалуются на утрату ощущения своей истинной половой принадлежности. Это состояние глубокой фрустрации, которое описывается больными в качестве потери «внутреннего Я», «обезличенье», «потеря своего места среди людей» и т. п. Одновременно с потерей чувства половой принадлежности эти люди отмечают у себя исчезновение привязанности к родным и близким, родным местам, любимым предметам и т. п. Эти больные были согласны на любую терапию вплоть до оперирования, лишь бы избавиться от этих состояний.
Отсюда можно прийти к выводу, что половая идентификация связана с «центром личности», с ядром Я-концепции. Констатация данного обстоятельства очень важна для дальнейшего развития той теории самосознания, которую мы развиваем в рамках теории социально-психической адаптации.
3) В третью, самую большую, подгруппу Белкин включил тех лиц, которые обратились в клинику в связи с отклонениями в своем соматическом статусе. Например, у субъекта, по паспорту — мужчины, внезапно появилась менструация. Или, наоборот, у подростка с женским паспортным полом происходила «резкая вирилизация и маскулинизация всего облика» 330. Если обследование показало, что личность не сможет адаптироваться к полу, установленному при рождении, тогда принималось решение о смене пола. У этих субъектов (в большинстве своем — 14-17-летних подростков) по существу были начальные расстройства половой идентификации. В тех случаях, когда психологическая подготовка к смене пола у этих лиц осуществлялась в клинике, «с особой отчетливостью удавалось проследить наиболее существенные этапы распада одной половой идентификации и зарождение другой».
Эти больные переживали страх не столько перед ожидаемой биологической и психологической трансформацией, на которые сами согласились, сколько перед социально-психологическими ожидаемыми изменениями, из которых самыми значительными являются: предвидимые реакции родных и друзей, переход на другую работу, переделы документов, потеря прежних социальных связей, переезд на новое место жительства и др.
Гендерная идентичность | Определение, теории и факты
- Ключевые люди:
- Джудит Батлер Люси Иригарай
- Похожие темы:
- странный трансгендер бердаш гендерквир трансвестизм
Просмотреть весь связанный контент →
4 апреля 2023 г., 18:36 по восточному времени (AP)
Канзас передает счет за туалет для транссексуалов; Арканзас подтверждает собственную версию
Предложение штата Канзас с одними из самых широких в стране ограничений на посещение туалетов и запретом на смену водительских прав трансгендерами одобрено контролируемым республиканцами Законодательным собранием
30 марта 2023 г., 14:27 по восточноевропейскому времени (AP)
ФОКУС ФАКТА: Нет «невероятного роста» трансгендерных стрелков
Через несколько мгновений после того, как нападавший, убивший шесть человек в частной школе в Нэшвилле, был идентифицирован как трансгендер, появилась необоснованная версия о том, что в последние годы наблюдается невероятный рост трансгендерных или небинарных массовых стрелков
23 марта 2023 г. , 16:49 по восточноевропейскому времени (AP)
Закон штата Джорджия запретит уход трансгендеров за детьми младше 18 лет
Губернатор Джорджии Брайан Кемп подписал запрет на большинство операций по подтверждению пола и заместительной гормональной терапии для трансгендеров младше 18 лет
22 марта 2023 г., 20:09 по восточноевропейскому времени (AP)
Школа Северной Дакоты приняла запрет на использование местоимений в школе
Государственным школам и государственным учреждениям Северной Дакоты будет запрещено использовать любые местоимения для учащихся и сотрудники, которые не отражают свой пол при рождении, в соответствии с законопроектом, одобренным законодательным органом
22 марта 2023 г., 14:36 по восточноевропейскому времени (AP)
ДеСантис распространит действие закона «Не говори «гей»» на средние школы
ориентация и гендерная идентичность во всех классах
гендерная идентичность , представление человека о себе как о мужчине или женщине, или как мальчике или девочке, или как некое сочетание мужчины/мальчика и женщины/девочки, или как кого-то, колеблющегося между мужчиной/мальчиком и женщина/девушка или как кто-то вообще вне этих категорий. Он отличается от реального биологического пола, т. е. мужского или женского пола. Для большинства людей гендерная идентичность и биологический пол соотносятся обычным образом. Однако некоторые люди практически не ощущают связи между полом и гендером; например, у трансгендеров биологические половые признаки отчетливы и недвусмысленны, но затронутое лицо идентифицирует себя с полом, традиционно ассоциируемым с противоположным полом.
Природа и развитие гендерной идентичности изучались и оспаривались психологами, философами и общественными деятелями с конца 20 века. Так называемые эссенциалисты считают, что гендерная идентичность фиксируется при рождении генетическими или другими биологическими факторами. Социальные конструктивисты утверждают, что гендерная идентичность или способ выражения гендерной идентичности «социально сконструирована», то есть определяется социальными и культурными влияниями. Социальный конструктивизм последнего типа не обязательно несовместим с эссенциализмом, потому что предположительно врожденная гендерная идентичность может по-разному выражаться в разных культурах. Наконец, разновидность социального конструктивизма, известная как перформатизм, утверждает, что гендерная идентичность конституируется, а не выражается непрерывным «производством» гендерного поведения (действий и речи). Согласно основоположнику этой точки зрения, американскому философу Джудит Батлер, гендер «перформативно конституируется теми самыми «выражениями», которые, как говорят, являются его результатами».
Еще от Britannica
Всегда ли розовый был «девчачьим» цветом?
Базовая гендерная идентичность (будь то врожденная или сконструированная) обычно устанавливается у детей к трем годам, и после этого ее чрезвычайно трудно изменить. В тех случаях, когда биологический пол был неоднозначным при рождении и были допущены ошибки в определении пола, было почти невозможно восстановить общепринятую гендерную идентичность позже, в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, вторичная гендерная идентичность может развиться поверх основной идентичности, поскольку поведение, связанное с полом, может быть принято в более позднем возрасте; позднее также развиваются гетеросексуальные или гомосексуальные ориентации.
Аспекты гендерной идентичности развиваются посредством родительского примера, социального подкрепления и языка. Родители учат своих детей тому, что они считают приемлемым для пола поведением, с раннего возраста, и это поведение закрепляется по мере того, как дети становятся старше и входят в более широкий социальный мир. Когда дети осваивают язык, они также очень рано узнают различие между «он» и «она» и понимают, что относится к ним самим.
Знаете ли вы разницу между полом и гендером?
Просмотреть все видео к этой статьеС конца 20-го века признание того, что многие люди имеют гендерную идентичность, которая традиционно не связана с их биологическим полом, и что некоторые люди имеют небинарную гендерную идентичность (т. девушка) расширили поддержку общего использования в английском и других языках гендерно-нейтральных местоимений ( они , их и их ) вместо местоимений мужского или женского рода ( он , она , он , ее , его , ее ). Утверждается, что такое использование позволяет ораторам и писателям избегать приписывания человеку ложной гендерной идентичности на основе предполагаемого биологического пола. За принятие гендерно-нейтральных местоимений также выступали те, кто возражал против использования общих местоимений мужского рода и других слов мужского рода для обозначения людей в целом, например, «Никто в здравом уме не поверит, что» и « Человек — политическое животное».
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Типы гендерной идентичности: типы и определения
Генетические факторы обычно определяют пол человека, но гендер относится к тому, как они идентифицируют себя внутри. Только индивидуум может определить собственную гендерную идентичность, и ее не нужно фиксировать. Некоторые примеры типов гендерной идентичности включают небинарную, цисгендерную и гендерфлюидную.
В этой статье мы обсудим, что такое гендерная идентичность, некоторые определения различных гендерных идентичностей и где люди могут найти поддержку. Он также рассмотрит, как пол существует в спектре.
Термин «гендерная идентичность» относится к личному ощущению собственного пола человека.
Поскольку пол человека и гендерная идентичность не обязательно должны совпадать, важно знать разницу между ними.
Пол
Пол человека — это то, как он идентифицирует себя внутренне и как он выражает это внешне. Люди могут использовать одежду, внешний вид и поведение, чтобы выразить пол, с которым они себя идентифицируют.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что гендер — это социальная конструкция, которую люди обычно описывают с точки зрения женственности и мужественности. В западных культурах люди ассоциируют женственность с женщинами и мужественность с мужчинами, но эта социальная конструкция различается в разных культурах.
Однако пол нельзя четко разделить по бинарным линиям «мужчина» и «женщина».
Пол
Пол человека обычно определяется определенными биологическими факторами, такими как репродуктивные органы, гены и гормоны.
Как и пол, пол не является бинарным. У человека могут быть гены, которые люди могут ассоциировать с принадлежностью к мужскому или женскому полу, но его репродуктивные органы, гениталии или и то, и другое могут выглядеть по-разному.
Это называется различиями в половом развитии. Люди также могут относиться к различиям в половом развитии как к интерсексуалам.
Люди обычно используют термины «мужской», «женский» или «интерсексуал» для обозначения пола человека.
Узнайте больше о разнице между полом и полом здесь.
Понятия и термины, относящиеся к гендерной идентичности, постоянно меняются по мере развития нашего восприятия.
Термин «гендерная идентичность» впервые появился в 1960-х годах. Оно относилось к внутреннему ощущению человеком принадлежности к категории мужского или женского пола. Со временем этот термин стал включать людей, которые идентифицируют себя другими способами. Это относится к собственному ощущению человеком своего пола, независимо от пола, назначенного ему врачом при рождении.
Некоторые термины, такие как «транссексуал», также со временем изменили свое значение. В прошлом этот термин относился только к людям, перенесшим определенные медицинские процедуры, такие как мастэктомия или фаллопластика. С тех пор значение этого термина расширилось и теперь включает людей, движущихся к гендерной идентичности или имеющих гендерную идентичность, отличную от той, которая была им приписана при рождении.
Другой язык изменился с точки зрения приемлемости. Термин «квир», например, исторически использовался для оскорбления людей, которые не соответствовали ожиданиям в отношении гендерного самовыражения или идентичности. Теперь некоторые люди восстановили его. В некоторых обстоятельствах это может быть приемлемо, но оскорбительно, если люди используют его не по назначению.
Также важно отметить, что гендерная принадлежность может не входить в категорию. Ярлыки могут помочь человеку понять свою личность, но гендерную идентичность не всегда можно классифицировать таким образом. По мере того как люди начинают воспринимать свою гендерную идентичность по-новому, они могут обнаружить, что ни один термин не определяет ее. Или они могут идентифицироваться несколькими способами.
Гендерная идентичность человека не ограничивается принадлежностью к мужчине или женщине. Некоторые люди не идентифицируют себя ни с одним полом, в то время как другие идентифицируют себя с несколькими полами.
Согласно The Trevor Project, пол человека может состоять из следующего.
Гендерная идентичность
Этот термин относится к личному ощущению человеком собственного пола.
Некоторые люди идентифицируют себя как мужчины, в то время как другие идентифицируют себя как женщины. Другие могут идентифицировать себя как ни то, ни другое, или где-то посередине.
Гендерное выражение и презентация
Это относится к тому, как человек выражает себя другим и как он хочет, чтобы мир видел его.
Человек может представить себя полностью мужским или полностью женским. Или человек может представить себя андрогинным или небинарным.
Гендерное выражение и презентация включают в себя такие аспекты, как манеры, стили одежды, имена и выбор местоимений, и это лишь некоторые из них.
Узнайте больше о родовых местоимениях.
Ниже приведены некоторые гендерные идентичности и их определения.
Агендер
Агендерный человек не идентифицирует себя с каким-либо определенным полом или может вообще не иметь пола.
Другие термины для этого могут включать:
- нейтральный пол
- нулевой пол
- бесполый
- neutrois
андрогин
Человек, который идентифицирует себя как женственный, так и мужской пол, является андрогинным и женский.
Бигендер
Человек, идентифицирующий себя как бигендер, имеет два пола.
Бигендерные люди часто демонстрируют культурные мужские и женские роли.
Butch
Женщины, особенно лесбиянки, склонны использовать этот термин для описания того, как они выражают мужественность или то, что общество определяет как мужественность.
Однако Ресурсный центр ЛГБТКИА утверждает, что «буч» также может быть гендерной идентичностью сам по себе.
Цисгендерный
Цисгендерный человек идентифицирует себя с полом, присвоенным ему при рождении.
Например, цисгендерная женщина — это женщина, которая до сих пор идентифицирует себя с полом — в данном случае женским — назначенным им врачом при рождении.
Гендерное расширение
Ресурсный центр LGBTQIA определяет гендерное расширение как «зонтичный термин, используемый для лиц, которые расширяют общепринятые определения пола в своей собственной культуре, включая ожидания в отношении его выражения, идентичности, ролей и/или других воспринимаемых гендерных норм. ”
К гендерно-экспансивным относятся трансгендеры и люди, чей пол расширяет представления окружающего общества о том, что такое гендер.
Гендерфлюид
Человек, который идентифицирует себя как гендерфлюид, имеет гендерную идентичность и представления, которые сдвигаются между гендерными ожиданиями общества или выходят за их пределы.
Гендерный преступник
Человек, который идентифицирует себя как гендерный преступник, отказывается позволять определению общества «мужчина» или «женщина» определять их.
Гендерквир
Лицо, которое идентифицирует себя как гендерквир, имеет гендерную идентичность или выражение, которое не совпадает с ожиданиями общества в отношении его пола или предполагаемого пола.
Гендерквир также может относиться к человеку, который идентифицирует себя вне того, как общество определяет гендер, или к тому, кто идентифицирует себя с комбинацией полов.
Мужской центр
Человек, который использует этот термин, обычно является лесбиянкой или трансгендером, который больше склоняется к мужским проявлениям и переживаниям пола.
Небинарность
Человек, который идентифицирует себя как небинарность, не ощущает пол в рамках гендерной бинарности.
Люди, которые не являются бинарными, также могут сталкиваться с наложением разных гендерных выражений, например, быть гендерно неконформными.
Омнигендер
Человек, который идентифицирует себя как омнигендер, обладает всеми полами.
Полигендер и пангендер
Люди, идентифицирующие себя как полигендеры или пангендеры, испытывают и демонстрируют части нескольких полов.
Трансгендер
Это общий термин, который охватывает всех людей, которые ощущают себя и идентифицируют себя с другим полом, отличным от того, который предполагался их полом при рождении.
Хотя большинство людей думают о транс-мужчинах и транс-женщинах, когда слышат слово «трансгендер», этот термин также охватывает людей, которые идентифицируют себя с другим полом, кроме мужчины или женщины, включая небинарных и гендерфлюидных.
Транс
Транс — это более широкий термин, который охватывает тех, кто идентифицирует себя как небинарных и тех, кто не имеет пола, по данным Ресурсного центра LGBTQIA.
Два духа
Два духа — это общий термин, который охватывает различные сексуальные и гендерные аспекты в общинах коренных американцев.
Существует множество различных определений двух духов, и коренные жители Америки могут использовать или не использовать этот термин для описания своего опыта и чувств мужественности и женственности.
Это культурный термин, предназначенный для тех, кто считает себя коренным коренным американцем.
Чтобы узнать больше научно обоснованной информации и ресурсов для LGBTQIA+, посетите наш специальный центр.
Было ли это полезно?
Не все принимают людей с разной гендерной идентичностью, что может негативно сказаться на психическом здоровье человека.
Однако существует множество веб-сайтов и интернет-сообществ, к которым люди могут обратиться за поддержкой. К ним относятся:
- The Trevor Project, организация ЛГБТ, предоставляющая образование и поддержку
- Национальный центр трансгендерного равенства, организация, предоставляющая образование и поддержку трансгендерам
- PFLAG, организация, предоставляющая поддержку, образование и пропаганда в Соединенных Штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико
- Trans Youth Family Allies, веб-сайт, который предоставляет ресурсы и образование членам семьи, друзьям и союзникам трансгендеров
- TransLatina Coalition, группа по защите прав трансгендеров в Латинской Америке и сообществах
- Gender Spectrum, информационный и образовательный сайт возможности получения стипендий для трансгендеров
Вот несколько вопросов, которые люди могут задать о гендерной идентичности.
Сколько существует гендерных идентичностей?
Нет фиксированного количества гендерных идентичностей. Они встречаются в спектре, что на самом деле означает, что возможности безграничны. Каждый человек может обнаружить, что определенная точка спектра кажется наиболее удобной и точной, и со временем это может измениться.
Люди точно не знают, что влияет на гендерную идентичность. Определенную роль могут играть некоторые генетические факторы и факторы, с которыми человек рождается.
Что влияет на гендерную идентичность?
Различные факторы играют роль, в том числе социализация и наш собственный выбор. Гендерные роли и черты динамичны, а это значит, что они могут меняться. Независимо от того, идентифицирует ли медицинский работник ребенка при рождении как мужчину или женщину, гендерная идентичность этого человека не определяется.
Как узнать свою половую принадлежность?
Первый шаг — выяснить, что означают гендерная идентичность, гендерное самовыражение, сексуальная ориентация и пол, указанный при рождении, и посмотреть, как вы относитесь к этим идеям.