Понятие душа в психологии: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Происхождение понятия «Душа»

Многие знают, что психология дословно с греческого — это наука о душе («психон» — душа).

Но мало кто знает откуда берет свое начало самый термин души — «ψυχή».

Понятие души происходит из греческого мифа об Эроте и Психее: Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна выбором сына (т.к. Психея была простой смертной) и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. И они помогли ей выполнить все требования Афродиты. А Зевс превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Влюбленные были соединены навеки. Психея стала образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души.

Этот лиричный миф, в свою очередь, символизирует предтечи развития психологического направления в философии. Именно неугомонные размышления о сути человеческого сознания, о душе, вылились в итоге в одну из самых манящих и таинственных наук настоящего.

Предполагается, что даже у далеких предков, сознание которых было на зачаточном уровне, уже возникали мысли о собственном существовании. Ключевым моментом было понимание того, что смерть является особенным состоянием, переходом в неизвестное. Именно догадки и предположения о том, что происходит «после» захватывали умы и, надо думать, развивали мышление первобытных людей. На это просто нельзя было не обращаться внимание, об этом невозможно было не думать.

Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов. Это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т.д. Существующие у многих народов так называемые «книги мертвых» повествуют о жизни души после ухода из тела.

В большинстве случаев душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «сущность внутри животного, сгусток внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием. Сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Предохраниться от смерти можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. С этой целью принимались различные меры предосторожности в виде запретов или табу.

В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом.

Так или иначе, во всех этих верованиях существование души было несомненным.

Возникает вопрос: «А почему представление о душе в разных культурах, в разное время, никогда не сообщавшихся меж собою, так схожи?». И вопрос этот, как вы понимаете, религиозный. Историки древних времен давно задаются вопросом о схожести религиозных верований народов, некоторые из которых удивительны.

Я думаю ответ кроется не в исторических искажениях и не мистических тайнах, а в … психологии человека и социума.

Какими бы ни были разными условия жизни первобытных людей в разных уголках мира, но начальном этапе формирования культуры народы имеют мало развилок и путей индивидуализации. Как ростки деревьев когда зелены — все похожи намного значительно сильнее, чем далее по развитию. И чем старше становятся, тем более отличаются.

Так же и наши дети — в детстве мало различаются, индивидуальность не выраженная. Но по мере взросления обретают все больше уникальных черт как внешних, так и внутренних.

Так вот схожесть культуры — они невольно похожи, т.к. путь в начале был по сути один. В племенах рождались дети, их воспитывали. Люди поняли, что когда-то у всех были родители. Но кто были родителем самых первых людей?

Бог.

Люди понимали свое отличие от животных. А значит их отец — Бог — сделал их особенными.

А вот что касается души, то тут, по моему мнению, причина в формировании аффективного аппарата: чем сознательнее становились люди, тем сильнее были их эмоции и привязанность. Тем сложнее было подумать о том, что умерший соплеменник просто разлагается, как труп, ведь люди особенные в силу воли Отца. Кроме того было еще и необъяснимое загадочное состояние сна.

Тогда-то и появился миф о душе и ее вариациях. Душа не подвластна страшной однозначной неотвратимой смерти, она спасает от горечи потери любимого или близкого человека, смягчает скорбь по нему, ведь он не просто перестал существовать, но перешел на иной уровень. Не исчез без следа, но где-то «здесь» или «там». Это похоже на то, как маленьким детям придумывают какую-нибудь осторожную сказку, чтобы не травмировать со ставкой «подрастет — поймет», в которую верили всем племенем.

Чувствую, что требуется уточнение. Мое «похоже» нисколько не значит, что я отрицаю существование души, но лишь подчеркиваю похожесть теории формирования мифа о душе. Еще не скоро мы сможем узнать, как же было на самом деле. Но возможность узнать теоретически имеется, теперь получить бы инструмент для этого.

Дочитали? Обнимаю. Берегите свою душу.

Психология как наука о душе человека и доказательствах её существования

Что такое душа и существует ли она? Если души нет, то почему она «уходит в пятки», «болит», почему люди помнят свои прошлые жизни?

Как душа связана с клинической смертью или растениями? К чему привели попытки взвесить душу и узнать, насколько она тяжела? Все эти вопросы волновали философов, физиков и религиозных деятелей практически с начала времен.

В этой статье:

Что такое душаФилософские представления о душеДуша и тело

Новости СМИ2

Что такое душа

Фото Jeremy Bishop on Unsplash

Душа, как понятие в философии и религии – абстрактная субстанция, которая выражает сущность человека, его стремления, мысли, чувства и волю.

Термин «душа» произошел от греческого «psyche», что в переводе ближе всего к «дышать», «дыхание». Такая трактовка основана на идее, что в человеке существует душа, пока он способен дышать.

Сейчас эта идея подвергается критике, поскольку установлено, что головной мозг продолжает функционировать еще некоторое время после остановки сердца и прекращения дыхания.

Более того, после клинической смерти, если клетки мозга не повреждены слишком сильно, человек возвращается к своей прежней сущности, то есть его душа не меняется.

С точки зрения различных религиозных течений, это не противоречит общей идее.

Нельзя доподлинно доказать, что душа не покинула тело в момент остановки дыхания, ведь она, витая где-то неподалеку, могла вернуться, как только его реанимируют.

Христианская религия душу и дыхание связывает с божественным началом. Бог вдохнул жизнь в Адама и так появился человек.

Как бы то ни было, душа была предметом изучения философии, религии, физики. Особое место душа занимала в психологии. Изначальное определение, которое ей давалось, звучало как психология – наука о душе.

Именно душа, а не психика – если между ними вообще есть разница – была предметом изучения. Но только ли человека? На этот счет существует несколько взглядов, которые рассматриваются не только наукой, но и различными религиями:

  • панпсихизм – душа есть как у живой, так и у неживой природы, например у камней. Такому взгляду придерживались Спиноза, Демокрит, Фехнер, Дидро и др.;
  • биопсихизм – душа есть только у живой материи: людей, животных, насекомых, растений. Сторонники: Вундт, Гоббс, Бернар и др.
    ;
  • анималопсихизм – психика присуща людям и животным – Платон, Гегель, Вагнер, Леонтьев;
  • антропопсихизм – психика и душа есть только у человека, на чем настаивал Декарт и ряд его последователей.

Философские представления о душе

Каждый философ по-своему трактовал такое понятие как душа. Например, согласно Сократу, душа – это универсальный разум, порождающий мир. Она существовала еще до материи. Недалеко от него ушел Юнг, выдвигая идею о коллективном бессознательном.

Подобный подход не утратил своей актуальности. В 1990-х годах ученые Пенроуз и Хаммеров выдвинули теорию, что сознание не связано с биологическими организмами, а душа – это квантовый процесс.

Спиноза рассматривал душу, как единство Природы и Бога. А Демокрит утверждал, что душа материальна и принадлежит всему.

Душа с точки зрения философии и логики

Все направления философской мысли по поводу сущности души можно разделить на два больших подхода:

  • материалистический;
  • идеалистический.

Материалистические теории

Эти теории берут свое начало от Демокрита. Начиная с 5-6 веков нашей эры, душа описывалась как тончайшая материя, состоящая из атомов огня. По мнению Демокрита душа получает ощущения от внешнего мира благодаря атомам воздуха и атомам, «истекающим» из предметов.

Идеалистические теории

Основоположниками этого подхода были Сократ и Платон. Они рассматривали душу как самостоятельную субстанцию, которая существует независимо от тела или материи. В понимании идеалистов, душа есть нечто возвышенное, божественное и вечное.

Платон утверждал, что душа направляется разумом, а главная ее цель – это постижение истины.

Идеалистическое понимание души очень близко ко многим религиозным течениям. Однако Кант критиковал подобный подход. Он считал, что признание души, как непостижимой абстрактной субстанции – это «прибежище ленивого разума».

Христианская идеология рассматривает душу как бессмертную нематериальную сущность человека, сотворенную Богом. В ней есть божественный дух, она включает в себя чувства, разум и волю.

Иудаизм предполагает, что душа создана Богом и независима от тела. Она одухотворяет тело и управляет им, хотя остается невидима, как Бог управляет Вселенной, но незрим для людей.

Душа и тело

Один из основных вопросов, который поднимался философами – это связь души, как нематериальной сущности, и тела. Изначально эти два понятия противопоставлялись друг другу.

Душа воспринималась как нечто возвышенное, чистое, а тело – низменное, тленное, мирское. Тело подвержено болезням, слабости, чревоугодию. Душа же стремится к гармонии, порядку, чистоте.

Это двоякая сущность выражалась в том, что невозможно развивать свою духовность, продолжая угождать своим низменным порывам и инстинктам. Отсюда множество практик поста, отказа от излишеств, материальных ценностей.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал душу, как нечто материальное, но и не считал, что ее можно рассматривать в отрыве от тела, как это делали идеалисты.

Он был убежден, что душа есть сущность живого тела. Она смертна, как и тело, но часть остается вечна.

Теория о неразрывной связи души и тела до сих пор актуальна. Как доказательство приводятся, например, психосоматические заболевания. Болеет душа, а страдает тело. Оно реагирует на все переживания, которое испытывает душа.

Попытки обнаружить душу с помощью науки

Душа весит от 15 до 35 грамм – так заявил американский врач Д. Макдугалл. В 1901 году он провел ряд экспериментов, в которых взвешивал человека перед и сразу после смерти. Полученную разницу он трактовал как вес души, которая покинула тело.

Конечно, его эксперименты уже тогда подверглись жесточайшей критике сразу по нескольким пунктам:

  • маленькое количество «подопытных», из-за чего невозможно проверить данные статистически;
  • Макдугалл далеко не у всех смог зафиксировать разницу в весе до и после смерти, но предпочел замолчать этот факт;
  • потеря веса после смерти объяснялась другими врачами тем, что у тела повышалась температура, а из-за потоотделения оно теряло часть жидкости.

Макдугалл заявил, что нужно продолжать эксперименты, чтобы делать какие-то выводы, но больше так ничего не опубликовал.

Научное сообщество сейчас не может дать однозначный ответ, что из себя представляет душа. Материальна она или абстрактна. Существует она неразрывно с телом или вне его. Вечна она или заканчивается со смертью человека.

Также неясно, как психика соотносится с душой. Одни психологи воспринимают это как единое целое. Другие вообще отрицают существование души, утверждая, что сущность человека заложена в нейронных связях его головного мозга.

Как бы то ни было, каждый сам определяет, что для него значит слово «душа». Это часть концепции, которая закладывается в основу его самосознания, мировоззрения и религиозных взглядов.

все исходит из мозга

Сегодня многие люди верят, что у них есть душа. Хотя представления о душе различаются, многие описывают ее как «невидимую силу, которая, кажется, оживляет нас».

Часто считается, что душа может пережить смерть и тесно связана с воспоминаниями, страстями и ценностями человека. Некоторые утверждают, что душа не имеет массы, не занимает места и нигде не локализована.

Но мне как нейробиологу и психологу душа не нужна. Наоборот, все функции, приписываемые этому роду души, можно объяснить работой мозга.

Психология изучает поведение. Чтобы выполнять свою работу по изменению поведения, например, при лечении зависимостей, фобий, беспокойства и депрессии, психологам не нужно предполагать, что у людей есть душа. Для психологов души не столько не существуют, сколько в том, что в них нет нужды.

Говорят, что психология потеряла свою душу в 1930-е годы. К этому времени эта дисциплина полностью превратилась в науку, опирающуюся на эксперименты и контроль, а не на самоанализ.

Что такое душа?

Не только религиозные мыслители предположили, что мы обладаем душой. Некоторыми из наиболее известных сторонников были философы, такие как Платон (424-348 гг. до н.э.) и Рене Декарт в 17 веке.

Платон считал, что мы не изучаем новое, а вспоминаем то, что знали до рождения. Для этого, заключил он, у нас должна быть душа.

Некоторые считают, что душа не имеет массы, не занимает места и нигде не локализована. Мишель Робинсон/Flickr, CC BY

Столетия спустя Декарт написал свою диссертацию «Страсти души», в которой утверждал, что существует различие между разумом, который он описал как «мыслящую субстанцию», и телом, «протяженной субстанцией». Он написал:

… так как мы не имеем никакого представления о теле как о мыслящем, у нас есть основания полагать, что всякая мысль, существующая в нас, принадлежит душе.

Одним из многих аргументов, выдвинутых Декартом в пользу существования души, было то, что мозг, являющийся частью тела, смертен и делим, то есть состоит из разных частей, а душа вечна и неделима, то есть она неразрывное целое. Поэтому он пришел к выводу, что это должны быть разные вещи.

Но достижения в области неврологии показали, что эти аргументы ложны.

Лишение души человека

В 1960-х годах нобелевский лауреат Роджер Сперри показал, что разум и наше сознание делимы, тем самым опровергнув этот аспект теории Декарта.

Сперри изучал пациентов, у которых мозолистое тело, сверхмагистраль, соединяющая правое и левое полушария, было перерезано в результате операции, направленной на сдерживание распространения эпилептических припадков. Операция заблокировала или уменьшила передачу перцептивной, сенсорной, моторной и когнитивной информации между двумя полушариями.

Сперри показал, что каждое полушарие можно натренировать для выполнения задачи, но этот опыт был недоступен нетренированному полушарию. То есть каждое полушарие могло обрабатывать информацию вне поля зрения другого. По сути, это означало, что операция произвела двойное сознание.

Роджер Сперри показал, что сознание делимо. Нил Конвей/Flickr, CC BY

Таким образом, Декарт не может быть прав в своем утверждении, что мозг делим, а душа, которую можно рассматривать как разум или сознание, — нет. Пытаясь доказать существование души у людей, Декарт фактически выдвинул аргумент против нее.

Вместо того, чтобы наделить крыс душами, психологи лишили их людей. В 1949 году психолог Д.О. Хебб утверждал, что разум представляет собой интеграцию деятельности мозга.

Многие нейрофилософы пришли к тому же выводу, что и психологи, а Патрисия Черчленд совсем недавно заявила, что в машине нет призрака.

Мозг делает все это

Если душа находится там, где обитают эмоции и мотивация, где происходит умственная деятельность, воспринимаются ощущения, хранятся воспоминания, происходит рассуждение и принимаются решения, то нет необходимости выдвигать гипотезу о ее существовании. Есть орган, который уже выполняет эти функции: мозг.

Эта идея восходит к древнему врачу Гиппократу (460-377 гг. до н.э.), который сказал:

Люди должны знать, что ни от чего другого, кроме как от мозга, исходят радости, наслаждения, смех и игры, а также печали, печали, уныние и стенания. И этим… мы приобретаем мудрость и знание, и видим, и слышим, и знаем, что грязно и что прекрасно, что дурно и что хорошо, что сладко и что безвкусно…

Если мы послушаем Платона, память — это функция, принадлежащая душе. Даниэль Гонсалес Фустер/Flickr, CC BY

Мозг — это орган с картой нашего тела, внешнего мира и нашего опыта. Повреждение головного мозга, как при несчастных случаях, слабоумии или врожденных пороках развития, наносит соразмерный ущерб личности.

Рассмотрим одну из функций, предположительно — если слушать Платона — выполняемых душой: память. Сильный удар по голове может заставить вас потерять воспоминания о последних нескольких годах. Если душа является нематериальной субстанцией, отдельной от нашего физического существа, она не должна быть повреждена ударом. Если бы память хранилась в душе, она не должна была быть потеряна.

Активность нейронов в головном мозге ответственна за когнитивные и эмоциональные дисфункции у людей с аутизмом; было бы жестоко и неэтично обвинять в этом их гипотетические души.

Манипулирования мозгом достаточно, чтобы изменить эмоции и настроение. Душа совершенно не нужна для этого процесса.

Способность психотерапевтических препаратов изменять настроение дает еще одно доказательство против присутствия души. Если вы вызываете химический дисбаланс в мозге, например, истощаете дофамин, норадреналин и серотонин с помощью тетрабеназина, у некоторых людей вы можете вызвать депрессию.

Соответственно, многим людям, страдающим депрессией, могут помочь препараты, повышающие функцию этих нейротрансмиттеров в головном мозге.

Мозг — это место, где происходит мышление, обитают любовь и ненависть, ощущения становятся восприятием, формируется личность, хранятся воспоминания и убеждения и где принимаются решения. Как Д.К. Джонсон сказал: «Душе больше нечего делать».

Психология, наука о душе | Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874-1819 гг.18

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг.

История западной философииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874-1919 гг.18История западной философииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Текстор, Марк, «Психология, наука о душе», Исчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 (

Oxford

, 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 октября 2021 г. ) , https://doi.org/10.1093/oso/9780198769828.003.0002, по состоянию на 26 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг.История западной философииКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИсчезновение души и поворот против метафизики: австрийская философия 1874–1918 гг.История западной философииКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Реферат

Что такое психология? Что это за наука из ? Психология изучает функции и свойства души. Душа должна быть простой субстанцией. Этот ответ определил программу исследований в области психологии и философии сознания в девятнадцатом веке. Он был разработан Иоганном Фридрихом Гербартом (1776–1841). По его мнению, психология должна основываться на эмпирических исследованиях, математике, и метафизика веществ и свойств, потому что она не может быть наблюдательной наукой. Эта концепция психологии получила дальнейшее развитие в работах Германа Лотце (1817–1881). Для «метафизических психологов», таких как Гербарт и Лотце, психология может быть наукой только в том случае, если она опирается на существенное метафизическое предположение. «Новые психологи» попытаются освободить психологию от метафизики. В этой главе я представлю мотивацию точки зрения, что психология — это наука о душе, чтобы подготовить почву для следующих глав.

Ключевые слова: Гербарт, Лотце, интроспекция, метафизическая психология, душа, единство сознания

Предмет

История западной философии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.