Понятие психологической адаптации: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования
Понятие адаптации с точки зрения психологии
Автор: Александров Иван Андреевич
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.
Дата публикации: 01.06.2018 2018-06-01
Статья просмотрена: 8151 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 16.03.2023).
В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.
Актуальность этой проблемы заключается в общественной заинтересованности сохранения и улучшения психического и физического здоровья человека. В связи с этим, изучение закономерностей, принципов и механизмов человеческой адаптации в различных социальных и производственных условиях на разнообразных уровнях, в данный момент приобретает ключевое теоретическое и практическое значение.
В разных науках очень распространён термин «адаптация». Это слово происходит из латыни, и означает приспособление. Впервые термин был введён Г. Аубертом. Само понятие, как утверждает Г. И. Царегородцев в своём труде «Философские проблемы теории адаптации», способствует объединению знаний различных систем. Общенаучные понятия помогают объединению исследуемых объектов разных наук в целостные теории [11].
Адаптацию рассматривают с разных точек зрения: философски её пытались объяснить в Древней Греции такие мыслители как Анаксагор, Гиппократ и Демокрит, делая акцент на том, что внешний вид может зависеть от образа жизни. Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи которого легли в теории адаптации Дарвина. Физиологически, резервные способности организма обеспечивают возможность адаптации на биохимическом и клеточном уровнях. Согласно классической модели Г. Селье, развитие психологической адаптации происходит в три этапа: тревога, сопротивление, истощение.
С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация является оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. Несостыковка личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который личность пытается устранить путём мыслительной и трудовой деятельности [3].
С точки зрения Р. Ласаруса, в процессе восприятия мира, личность получает информацию, противоречащую её установкам. Таким образом, возникает конфликт между личностными установками и образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, свидетельствует о степени адаптированности личности.
В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современной НТР» выделяется объективно-субъективный характер адаптации. Так же обозначается, что из-за социальной адаптации человек усваивает необходимые навыки и стандарты жизнедеятельности для приспособления к повторяющимся условиям жизни [4].
В психоанализе, в работах З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя и ситуации, связанные с решением конфликтов, и процессы из сферы Эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живёт без нарушений продуктивности и с уравновешенным психическим состоянием. Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда. Эго регулирует процесс адаптивности [1].
Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личности и группы, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, т. е. выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и демонстрирует нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации [5].
Нормальная адаптация выражается в устойчивом поведении при конфликтных ситуациях, без изменения самой личности и норм социальной группы, с которой личность взаимодействует. При девиантной адаптации личность обеспечивает удовлетворение своих потребностей без учёта потребностей социальной группы, а паталогическая адаптация приводит с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].
В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации. Социальная адаптация является итогом социальных, психологических, моральных, экономических и демографических изменений отношений между личностями. Стоит отметить, что процесс социально-психологической адаптации не имеет жёстких временных рамок. В таком случае, о способности к адаптации можно судить по скорости её протекания [7].
Л. П. Хохлова выделяет условия, необходимые для проведения социально-психологической адаптации. Условия бывают внешние и внутренние. К внешним условиям относятся совместная деятельность с группой и её способность к встречной адаптации с личностью. К внутренним условиям относятся свойства высшего уровня личностной структуры, такие как установки, жизненные цели, ориентиры [10].
Адаптация напрямую связана с личностными характеристиками. Например, на неё влияют внушаемость, эмоционально-волевое самообладание, тревожность, активность. Последнее выделяется отдельно. К. К. Платонов в кратком словаре системы психологических понятий описывает активность как сознательную целенаправленную деятельность личности и её целостные социально-психологические качества, которые определяют и характеризуют воздействие субъекта на предметы, процессы и явления окружающей действительности или определяют степень этого воздействия [6].
Таким образом, в активности выделяются два фактора: изменение и сохранение. С одной стороны, личность активно изменяет свою систему отношений, входя в новую конфликтную среду, а с другой стороны, личность пытается сохранить ключевые позиции своей системы ценностей и отношений без изменений.
Балансировка между этими параметрами приводит к социально-психологической адаптации личности [8].Подводя черту, мы можем сказать, что социально-психологическую адаптацию можно определить как процесс вхождения личности в коллектив, в новую для нее социальную среду. Исходя из того, как складываются взаимоотношения личности и группы можно выделить следующие виды адаптации: нормальную, девиантную и патологическую. Адаптация рассматривается как определенный период, по истечении которого устанавливается оптимальное соотношение личности и ее окружения, т. е. достигается состояние адаптированности [2].
Так как существуют различия по способности приспосабливаться, то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения адаптивности с целью оказания эффективного воздействия на людей. Также, включение этого параметра как одного из основных в разработку программ подготовки специалистов любого уровня, поможет улучшить уровни психологического состояния общества и его трудоспособности.
Литература:
- Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. // Новые идеи в философии, сб. 13. СПб.: Образование, 1914.
- Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С 201–205
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
- Милославская И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
- Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
- Саблин В. С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с.
- Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
- Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
- Хохлова Л.П Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
- Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, личность, социальная группа, адаптация, социальная адаптация, вид адаптации, психологическая адаптация.
Ключевые слова
личность, социальная группа, социально-психологическая адаптация, механизмы адаптациисоциально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа
Похожие статьи
Социально—психологическая адаптация | Статья в журнале. ..социальная психология, адаптация, социально—психологическая адаптация.
социальная среда, адаптация, внешняя среда, социальная адаптация, процесс адаптации, личность, норма, среда, живое существо, современное общество.
адаптация, социально—психологическая адаптация, процесс…адаптация, социально—психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда, социальная психология, динамическое равновесие, внешняя среда, окружающая среда.
Психологическое содержание адаптации к профессиональной…Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде.
Социально—психологическая адаптация иностранных студентов…социально—психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения
Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально—психологической адаптации студентов к учебной деятельности.
социально—психологическая адаптация, адаптация, студент…социально—психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения
Ключевые слова: социально—психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.
Использование средств искусства в процессе повышения…
Социально—психологическая адаптация первоклассников… Нарушения социально—психологической адаптации ребенка к школе в течение первых 6 недель обучения в первом классе.
К проблеме
адаптации личности в процессе обучениясоциальная среда, адаптация, внешняя среда, социальная адаптация, процесс адаптации, личность, норма, среда, живое существо
Многочисленные публикации, затрагивающие процесс социально—психологической адаптации, можно условно разделить на три группы.
Психологическая адаптация социального работника…Психологическая адаптация социального работника это система деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в профессиональной
адаптация личности к особенностям социально—психологического климата коллектива
Критерии и показатели
социально—психологической…В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально—психологическая дезадаптация, определяется специфика социально—психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения.
Похожие статьи
Социально—психологическая адаптация | Статья в журнале…социальная психология, адаптация, социально—психологическая адаптация.
социальная среда, адаптация, внешняя среда, социальная адаптация, процесс адаптации, личность, норма, среда, живое существо, современное общество.
адаптация, социально—психологическая адаптация, процесс…адаптация, социально—психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда, социальная психология, динамическое равновесие, внешняя среда, окружающая среда.
Психологическое содержание адаптации к профессиональной…Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде.
Социально—психологическая адаптация иностранных студентов…социально—психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения
Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально—психологической адаптации студентов к учебной деятельности.
социально—психологическая адаптация, адаптация, студент…социально—психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения
Ключевые слова: социально—психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.
Использование средств искусства в процессе повышения…
Социально—психологическая адаптация первоклассников… Нарушения социально—психологической адаптации ребенка к школе в течение первых 6 недель обучения в первом классе.
К проблеме
адаптации личности в процессе обучениясоциальная среда, адаптация, внешняя среда, социальная адаптация, процесс адаптации, личность, норма, среда, живое существо
Многочисленные публикации, затрагивающие процесс социально—психологической адаптации, можно условно разделить на три группы.
Психологическая адаптация социального работника…Психологическая адаптация социального работника это система деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в профессиональной
адаптация личности к особенностям социально—психологического климата коллектива
Критерии и показатели
социально—психологической…В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально—психологическая дезадаптация, определяется специфика социально—психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения.
Понятие социально-психологической адаптации.
Содержание
Введение
Теоретические подходы к пониманию адаптации
Понятие социально-психологической адаптации.
Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.
Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета
Организация и методы исследования.
Результаты исследования и их интерпретация.
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников. Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.
Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений.
Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии, психологии личности и др.
Социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и с позицией личности в обществе. В зарубежной психологии, данную проблему изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман и другие.1
В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены исследования А. А. Налчаджяна, Д. А. Андреевой,
А. В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих других исследователей.
Данная проблема имеет широкое освещение в научной литературе. Изучение данного феномена поможет увидеть проблемы негативной адаптации первокурсников, что, в свою очередь, может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов первого курса. Все это обусловило выбор темы и ее актуальность.
Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов.
Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это особенности социально-психологической адаптации первокурсников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования, решались следующие задачи:
Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации.
Определить проблемы адаптации курсантов-первокурсников.
Провести исследования на предмет определения особенностей социально-психологической адаптации первокурсников.
Сравнение результатов исследования групп курсантов.
Стоящие перед нами задачи, мы пытались решить с помощью следующих методов:
Теоретические методы: анализ научной литературы.
Эмпирические методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Методы математической обработки данных: анализ данных первичной статистики.
1. Теоретические подходы к пониманию социально-психологической адаптации
В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto – приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.
Адаптация — это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. 2
В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. 3 В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.
Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Патологическая адаптация — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т. е. когда группа имеет патологизированные нормы.
В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.4
Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.
А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация – индивидуализация — интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.5
Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.
Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.
Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.
Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.
В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.
Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.
С точки зрения развития личности интерес представляют работы А. В. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности.
При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.6
Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.7
Следующий ученый, И. К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Она рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.8
В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».
В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:
— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;
— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.
Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.9
Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.
Адаптация человека имеет два аспекта – психологический и биологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. 10
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды — холода, гипоксии и т. д.
Этапы социально-психологической адаптации:
Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек
предполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.
Этап стартового психического напряжения – пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего из использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.
Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) – личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.11
Любые экстремальные или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и др.)
Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент – эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной переадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.
В данном случае, психическая деятельность, должна найти разрядку на высоком уровне активации, но так как ее направленность для личности будет деструктивной, то в результате произойдет инерция дезадаптивных состояний.
Деструктивные последствия фрустрации конфликта между потребностями личности и ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации.
Агрессивный – как бы атака на препятствие или барьер. При осознании возможной или явной опасности агрессии, она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Это могут быть ярость, вспышки гнева по ничтожным поводам, недовольство всем, особенно требованиям, предъявляемым к данной личности.
Бегство от ситуации – это «уход» человека в свои переживания, обращение психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинение. Развиваются тревожные депрессивные симптомы. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир внутренних разрушений.12
Этап завершающего психического напряжения – если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психи человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.
Этап острых психических реакций «выхода» — завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».
Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Здесь возможны поведенческие реакции типа эйфории, «почти полной свободы».
Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания. 13
Таким образом, адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Выделяют биологический (психофизиологический) и психический аспекты адаптации. Причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально опосредованном характере, дающем возможность произвольного контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.
определение психологической+адаптации по Медицинскому словарю
Психологическая+адаптация | определение психологической+адаптации по Медицинскому словарюПсихологическая+адаптация | определение психологической+адаптации по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
психологический приспособление
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.Полный браузер ?
- ▲
- Психологические теории
- Психологические теории
- Психологическая теория делового цикла
- Комитет по управлению психологической терапией
- психологическая терапия
- психологическая терапия
- Психологический триллер
- Психологическая черта
- Психологическая травма
- Центр психологической травмы
- Психологические типы
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Служба психологической войны
- Общество психологической войны
- психологическое благополучие
- Шкала психологического благополучия
- Специалист по психологическому благополучию
- психологическая+адаптация
- психологически
- психологически
- психологически
- психологически
- психологически
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Награда за психологически здоровое рабочее место
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- Психологически информированная запланированная среда
- Когнитивная и эргономическая психология
- психологии
- психологии
- психологии
- психологический
- психологический
- психологизированный
- психологизированный
- психологи
- психологи
- психологизация
- психологизация
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психолог
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Теория психологических адаптационных режимов
. 2016 Май; 90:66-73.
doi: 10.1016/j.mehy.2016.03.003. Epub 2016 14 марта.
Юха Лехти 1
принадлежность
- 1 Национальный институт здоровья и социального обеспечения Финляндии, PL 30, 00271 Хельсинки, Финляндия. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 27063089
- DOI: 10.1016/j.mehy.2016.03.003
Юха Лехти. Мед Гипотезы. 2016 май.
. 2016 Май; 90:66-73.
doi: 10.1016/j.mehy.2016.03.003. Epub 2016 14 марта.
Автор
Юха Лехти 1
принадлежность
- 1 Национальный институт здоровья и социального обеспечения Финляндии, PL 30, 00271 Хельсинки, Финляндия. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 27063089
- DOI: 10.1016/j.mehy.2016.03.003
Абстрактный
Когда человек сталкивается со стрессором и нормальный механизм реакции на стресс не может гарантировать достаточную адаптацию, активируются особые эмоциональные состояния, адаптивные режимы (например, депрессивная реакция). Адаптивные режимы — это непроизвольные состояния ума, они носят всеобъемлющий характер, мешают нормальному функционированию, и их нельзя подавить или контролировать так же, как многие эмоции. Их трансформационная природа отличает их от других эмоциональных состояний. Целью адаптивного режима является оптимизация способности решать проблемы в соответствии с ситуацией, которая спровоцировала этот режим. Когниции и эмоции в адаптивном режиме отличаются от нормальных психических состояний. Эти измененные познания и эмоциональные реакции побуждают человека использовать правильные навыки выживания, чтобы справиться со стрессором. Успешная адаптация приведет к исчезновению адаптивного режима, так как адаптивный режим больше не нужен, и процесс в целом приведет к повышению благосостояния. Однако если процесс адаптации неадекватен, то период трансформации удлиняется, и адаптивный режим переходит в дисфункциональное состояние. Такими дезадаптивными процессами являются многие психические расстройства. Дезадаптивные процессы можно превратить в функциональные, используя адаптивные навыки, которые используются в функциональных адаптивных процессах.
Copyright © 2016 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Взаимоотношения между положительными эмоциями, преодолением трудностей, устойчивостью и психическим здоровьем.
Глория, Коннектикут, Штейнхардт, Массачусетс. Глория КТ и др. Стресс Здоровье. 2016 апр; 32(2):145-56. doi: 10.1002/smi.2589. Epub 2014 24 июня. Стресс Здоровье. 2016. PMID: 24962138
Оценка угрозы, преодоление и эмоции во время беременности после перинатальной потери.
Кот-Арсено Д. Кот-Арсено Д. Нурс Рез. 2007 март-апрель;56(2):108-16. doi: 10.1097/01.NNR.0000263970.08878.87. Нурс Рез. 2007. PMID: 17356441
Пределы «адаптивного» совладания: реакции самочувствия и настроения на стрессоры среди женщин, находящихся в оскорбительных отношениях на свиданиях.
Мэтисон К., Скоморовский А., Фиокко А., Анисман Х. Мэтисон К. и др. Стресс. 2007 март; 10(1):75-91. дои: 10.1080/10253890701208313. Стресс. 2007. PMID: 17454969 Клиническое испытание.
Стресс и личность.
Лечич-Тошевски Д., Вукович О., Степанович Дж. Lecic-Tosevski D, et al. Психиатрики. 2011 окт-дек;22(4):290-7. Психиатрики. 2011. PMID: 22271841 Обзор.
Под верхушкой айсберга: психологические факторы недержания мочи.
Молинуево Б., Батиста-Миранда Х.Е. Молинуево Б. и др. Неуророл Уродин. 2012 июнь; 31 (5): 669-71. doi: 10.1002/nau.21216. Epub 2012 30 марта. Неуророл Уродин. 2012. PMID: 22473905 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Концептуальный анализ дезадаптации психического здоровья в послеродовом периоде.
ДеФоор М., Амири А. ДеФур М. и др. J Perinat Educ. 2023 1 января; 32(1):14-22. дои: 10.1891/JPE-2021-0018. J Perinat Educ. 2023. PMID: 36632513
Связь между деятельностью по уходу за собой, связанной с диабетом, и положительным здоровьем: перекрестное исследование.
Чжао Ф.