Потребности человека список: Базовые потребности человека — Психологический центр Ирины Летовой

Содержание

Базовые потребности — Психологос

01 января 2006 г., 08:09

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Тайны любви»

Базовые потребности – потребности, которые те или иные исследователи или группы людей считают для человека главными и основными. Одним из первых, кто стал активно пользоваться этим термином и ввел его в широкий оборот, был Абрахам Маслоу, сформулировав представление о пирамиде потребностей (Пирамида Маслоу). Поскольку о строгом определении данного понятия исследователи так и не договорились, а что считать главным и основным, мнения сильно расходятся, к базовым потребностям с тех пор относят самые разные классы потребностей.

 

Фильм «Шопоголик»

Чаще всего базовыми потребностями называют врожденные потребности – в отличие от приобретенных в процессе жизни или просто придуманных. Небольшое изменение формулировки, и базовыми потребностями считают жизненно важные потребности – в отличие от тех, которые только облегчают или украшают жизнь.

Вдумайтесь: похоже, это уже о другом.

Многие современные исследователи к базовым относят потребности, которые «на слуху», наиболее остро переживаемые потребности↑ – в отличие от тех, которые кажутся малоактуальными. За пределами академических сборников, в общественном сознании базовыми считаются потребности, которые получили статус уважаемых, об удовлетворении которых у ребенка или взрослого человека обязано заботиться общество – в отличие от тех, до которых обществу нет дела.

На сегодняшний день потребность ребенка в общении такой статус получила, а потребность в развлечениях – пока нет.

Список базовых потребностей приводить не будем, это будут длинющие и противоречающие друг другу свитки: один список настаивает, что базовыми потребностями являются только физиологические потребности, другой свиток перечисляет потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании, включая сюда и эстетические потребности↑, третий авторитетный список включит в себя такие вещи, как семья, честь, любопытство, создание запасов и сведение счетов↑. ..

А зачем нужно в этом разбираться, зачем кому-то нужен список базовых потребностей? Как ни странно, такой казалось бы высокотеоретический вопрос оказывается не просто имеющим практическое значение, но задевающим многие жизненные интересы и порождающим массу споров. Продуманный список базовых потребностей несет явную педагогическую функцию, подсказывая о чем людям следует позаботиться, если вдруг они перестали обращать на это внимание.

Так, например, многим приходится напоминать, что потребность в полноценном сне относится к базовым потребностям и ночью нужно все-таки спать…

В некоторых случаях список базовых потребностей, услышанный от авторитетного лица, может придать человеку уверенности в том, на что он может претендовать и на чем ему или ей можно настаивать.

Например, узнав, что потребность побыть одному или одной является базовой, девушка может набраться смелости и когда-то заявить подруге, чтобы та ее сегодня оставила в покое и никуда не тащила.

С другой стороны, список базовых потребностей останавливает завышенные запросы, напоминая о том, что некоторые вещи в него никак не входят.

Как бы тяжело не переживали подростки и молодые девушки, айфон последней модели или нижнее белье за 200 долларов к базовым потребностям не относится.

Однако, как свидетельствуют наблюдения, психологическая теория постепенно «прогибается» под запросы жизни, и к базовым потребностям сегодня все чаще и чаще относят не что-то жизненно важное, а просто желания людей, которые в данном обществе получили статус важных, обязательных к всеобщему уважению. Это те желания, которые должны уважать у вас окружающие и которые обязательно должны уважать у окружающих вы. К чему это приводит? С развитием запросов людей список желаний, которым они хотят придать уважаемый статус «Базовых потребностей», растет с невероятной скоростью.

  • Базовые потребности
  • +
  • Автор Н.И. Козлов
  • Видео

Олеся, 26 марта 2012 г., 16:29

Думаю, что проверка на «базовость» любой потребности проверяется методом эксперимента: путем помещения человека в условия на грани «выживания» (исходя из определения «базовых потребностей») =) Например — жизнь в суровых условиях севера, тайги без каких-либо достижений цивилизации. Вот тогда мы и поймем — что же является истинно базовыми потребностями. Потому, например, при наличии ОГРОМНОГО желания купить ДОРОГИЕ трусики, подумайте, какую роль они будут играть в условиях выживания.

Гость, 23 апреля 2012 г., 03:17

Думаю, в условиях крайней тайги мы с течением времени начнем открывать для себя следующее: в безопасности (нет ли тут поблизости волков), в тепле, в питье, в еде, в необходимости ходить в туалет, во сне, затем уже через дня три-четыре (беру из воздуха), когда шалаш на дереве построен, колодец вырыт, все волки в округе перебиты, и ты уже зажарил полтонны мяса, появится потребность в общении, в хорошем настроении, в развлечениях, в самовыражении, хотя кто знает, как там оно на самом деле-то будет.

Тоже гость, 04 января 2016 г., 05:39

А структурировал ли кто-нибудь потребности по их удовлетворяемости?

Гость, 20 января 2019 г., 21:50

А почему потребность в гетеросексуальном сексе не указана? Я годами не могу найти женщину — посмотрите на мою психику.

Потребности человека — физические, эмоциональные, общественные, интеллектуальные, духовные, творческие

Содержание

  • Определение
  • Виды
  • Признаки
  • Роль в жизни индивида
  • Потребности человека: разбор понятия
  • Потребности человека: виды
  • Потребности человека: Пирамида Маслоу
  • Суть экзистенциальных потребностей человека

Мой канал – “Психологическое счастье”

К потребностям Я относятся:

1. Потребности тела и здоровья (сон, питание, секс, движение, отдых, потребность проводить время на природе).

Индикаторами этих потребностей являются сигналы вашего организма, к которым вы можете себя приучить прислушиваться.

2. Потребность в саморазвитии= путь к себе максимально настоящему. Индикатор: скука/любопытство.

3. Духовные потребности=поиск смысла жизни. Индикатор: экзистенциальная тоска/вера.

Распознавание и удовлетворение этих потребностей лежит полностью на вашей ответственности.

Стоит ли удовлетворять все свои потребности и стремиться к этому? Да! Жизнь – это и есть удовлетворение потребностей.

Потребности в отношениях:

1. быть нужным и любимым.

2. чувствовать себя защищенным, иметь безопасные и доверительные отношения (где вас не будут подвергать психологическому, физическому, экономическому, сексуальному насилию)

3. потребность во внимании, времени, совместном времяпрепровождении, интересном общении

4. потребность в физическом контакте, нежности, ласках.

5. потребность в эмпатии, чтобы понимали ваши эмоции

6. потребность в уважении и принятии

7. потребность в похвале (восхищении и благодарности)

8. потребность в заботе, подарках, знаках внимания.

Индикаторами этих потребностей (что они у вас есть и они не удовлетворены) являются негативные эмоции: ОБИДА, ревность, грусть, злость.

Как удовлетворять эти потребности?

Знать их список и выявлять свою неудовлетворенную потребность. Отслеживать свои эмоции. Формулировать свою потребность. Просить партнера о том, чтобы он её удовлетворил.

Создание среды, где ваши потребности будут удовлетворяться, также полностью лежит на вашей ответственности.

“У духа есть свои потребности, как и у тела” – Руссо Жан-Жак

#Потребности

Духовные потребности отражают стремление человека к достижению внутренней гармонии, ощущения счастья, такого состояния души, когда спокойствие, душевное равновесие и умиротворенность доминируют в общем эмоциональном фоне. Виды потребностей в сфере духовности включают познание мира, дружбу, любовь, общение, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Содержание

Определение

Духовные потребности включают стремление к самореализации, желание выразить свои взгляды, идеи, предпочтения посредством творческой деятельности. Этот вид стремлений обусловлен необходимостью самопознания, осознания смысла существования. Духовное удовлетворение – это способность испытывать положительные эмоции, приятные ощущения, радость, счастье от совершенных поступков, от трудовой и творческой деятельности.

Духовные потребности – это такая форма стремлений человека, которая характеризуется невозможностью абсолютного насыщения, что обуславливает их безграничность. Они носят потенциально необъемлемый характер, у них не существует пределов роста. Единственным ограничением является физическое и психическое состояние индивида, его силы и желание продолжать участвовать в накоплении и потреблении духовных ценностей.

Духовные ценности в обществознании представляют собой высшие потребности человека, ни одна другая из потребностей (биологические, материальные) не способна нивелировать нужду в развитии нравственных, эстетических качеств. Удовлетворение разумных потребностей приводит к состоянию покоя, душевного комфорта, чего невозможно достичь исключительно физическим насыщением или материальными благами.

Согласно классификации американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), духовность находится на 3-м по значимости уровне после физиологических (воздух, вода, еда) и социальных (стремление к объединению в группы, социализации) нужд. Духовные считаются идеальными, высокими нуждами, которые возникают после удовлетворения инстинктивных, низших потребностей. Если появилась необходимость заниматься творчеством, приобщаться к искусству, значит, проблема первичных нужд частично или полностью решена.

По мнению Маслоу, препятствием для гармоничного развития духовности личности служит неудовлетворенность низших нужд. Однако история знает примеры создания шедевров искусства творческими деятелями, которые постоянно испытывали недостаток в еде и материальных благах. Духовные потребности – это такое состояние сознания, которое отражает побуждение личности к творчеству и созидательному процессу, что в итоге приводит к созданию культурных ценностей. Духовные ценности воплощают чувства и интеллектуальный потенциал людей.

В обществознании потребности рассматриваются, как ощущение недостаточности, нехватки чего-либо в жизни человека, с учетом характера нужд различают их виды. Когда индивид лишен возможности удовлетворять нужды, возникают отрицательные эмоции. По мере удовлетворения нужд эмоциональный фон меняется на позитивный. Когда нужды удовлетворены, обычно возникают новые стремления, обусловленные интеллектуальным и личностным ростом.

Виды

Выделяют виды духовных потребностей с учетом желания человека обладать плодами духовного производства, к примеру, стремление приобщаться к достижениям науки, культуры, искусства. Основные личные потребности:

  1. Стремление к безопасности.
  2. Необходимость в общении.
  3. Тяга к самовыражению (в научной, творческой, спортивной, политической сфере деятельности).
  4. Необходимость в самоутверждении (получение признания и власти, достижение стороннего уважения и самоуважения).
  5. Нравственные устои.
  6. Эстетические ценности.
  7. Необходимость в труде.
  8. Необходимость укреплять здоровье.
  9. Тяга к научно-познавательной деятельности.

Духовное удовлетворение взаимосвязано с тягой к познанию. Люди во все века стремятся к знанию, освоению новых навыков и умений. Эстетические потребности выражаются в стремлении созерцать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства и создавать их. В этой связи выделяют направления развития личности:

  • Расширение художественного кругозора.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие творческих способностей.
  • Стремление украшать жилище, другие объекты быта, вносить красоту в труд и окружающую действительность.

В рамках удовлетворения эстетических нужд индивид познает окружающий мир, находит гармонию в природных пейзажах, замечает положительные качества характера в других людях, глубоко воспринимает произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Совершенствование межличностных отношений происходит как отражение душевной потребности по принципу постоянного духовного развития.

Индивид вырабатывает коммуникативные навыки, учится находить компромиссы, позитивно воспринимать других людей, невзирая на их недостатки и маргинальные поведенческие модели. Стремление к общению граничит с самопознанием. Индивиды общаются между собой, проявляя эмоции, чувства, расширяя кругозор, повышая интеллектуальный уровень, формируя, тренируя волевые качества.

Потребность в дружбе, любви к другому индивиду относится к духовным потребностям, которые отражают стремление человека проявлять участие, сопереживать, сочувствовать, оказывать поддержку и внимание. В процессе общения происходит обмен идеями, поиск решений и ответов на вопросы, создаются совместные произведения искусства и творчества.

Процесс духовного потребления неразрывно связан с удовлетворением потребностей, к примеру, созерцание произведений искусства относят к творческой деятельности, которая ассоциируется с духовным развитием личности. В процессе созерцания индивид становится участником творчества, духовно обогащается, совершенствует свою личность. Для удовлетворения нужд личность утверждает себя в творчестве.

Осознание творческого созидания приносит моральное удовольствие. Развитие интеллектуальных способностей ассоциируется с осознанием собственного творческого потенциала, восприятием культуры как фактора повышения социального статуса и качества жизни.

Потребности человека удовлетворяются в процессе его творческой, познавательной, созидательной деятельности.

Желание удовлетворить нужды ассоциируется с личностным ростом. Происходит беспрерывное самосовершенствование личности. Отсутствие необходимости удовлетворять духовные нужды приводит к застою и последующему распаду личности. Для полноценного формирования и развития личности важно в процессе воспитания приобщать ее к культуре и морально-нравственным ценностям, культивируемым в обществе.

Если духовные потребности не направляются наставниками в процессе воспитания, индивид относится к их удовлетворению, опираясь на собственные взгляды, вкусы, мировоззрение, что обуславливает усиление влияния на процесс со стороны социума и уклада жизни, принятого в обществе. Особенности духовных потребностей формируются под влиянием рекламы, прочитанных книг, элементов массовой культуры (кинофильмы, телепередачи, информация в СМИ) в зависимости от того, чем руководствуется индивид при отборе источников новых сведений.

Потребность в безопасности

В списке нужд особое место занимает потребность в своей безопасности, чтобы составить представление о роли этой потребности в рамках существования индивида, нужно вспомнить о приоритетных интересах личности, которые включают сохранение здоровья и жизни. Человек обладает предвидением исходов ситуаций, способен оценивать последствия своих действий.

Безопасность индивида и его близких можно отнести к базовым критериям существования. Безопасность разделяется на такие виды, как физическая и духовно-социальная. Уровень безопасности зависит от образа жизни, мировоззрения индивида, который бывает склонен к вредным привычкам или напротив стремится к сохранению здоровья посредством правильного питания, занятий спортом и других способствующих достижению цели мер.

На уровень безопасности влияет порядок, установленный в обществе, в частности, правовая защита и реализация правовых программ государственными, юридическими, силовыми структурами. На уровень безопасности благоприятно влияет объединение групп людей в сообщество. Жизнеспособность сообщества и управление им возможно в случае, если его члены ориентированы на приоритетность интересов большинства и второстепенные позиции индивидуальных интересов и потребностей.

Необходимость в познании

Познавательная деятельность направлена на получение достоверных сведений об интересующих предметах, объектах внешнего пространства. Процесс познания в современном обществе ограничивается наличием свободного времени и соответствующих ресурсов (доступность информации).

С познанием человеком окружающего мира происходит научно-техническая эволюция, совершенствование индивида и среды его обитания. Познавая окружающую действительность, личность сама определяет виды информации и формы ее получения (лекции, курсы, литература, интернет ресурсы).

Признаки

Чтобы разграничить материальные, духовные и социальные потребности, нужно понимать их природу. Материальные нужды взаимосвязаны с обеспечением материального существования. Без материальных благ невозможно представить полноценную жизнь современного человека. Духовные блага взаимосвязаны с тягой к творчеству, общению, проявлению любви.

Социальные и духовные потребности тесно соприкасаются. Социальные нужды возникают в процессе жизнедеятельности индивида в рамках общества. Социальные нужды составляют основу мотивации к трудовой и другим видам деятельности, участвуют в формировании поведенческих моделей. В сфере корреляции духовных и социальных потребностей выделяют самореализацию и самоутверждение личности. Признаки духовных идеальных потребностей в сравнении с материальными нуждами:

  1. Формирование в сознании.
  2. Относительная степень необходимости (к примеру, в сравнении с физиологическими нуждами – необходимостью в воздухе, воде, еде, одежде, жилище).
  3. Широкий выбор средств достижения, способов удовлетворения.
  4. Удовлетворение духовных нужд обычно подразумевает лишь затраты времени.
  5. Бескорыстная связь между объектом и субъектом.
  6. Процесс удовлетворения нужд не ограничен рамками.

Неудовлетворенные физиологические потребности приведут к физической гибели индивида. Невозможность удовлетворить духовные нужды сказывается на психологическом состоянии личности, приводит к социальной дезадаптации, снижению качества жизни. К примеру, отсутствие работы ассоциируется с потерей уверенности в себе и своем будущем.

Роль в жизни индивида

Духовное развитие коррелирует с психофизиологическими процессами, особенностями взаимоотношения личности с окружающим миром. Накопление субъективного опыта связано с переживаниями, эмоциями, погружением индивида в себя, анализом происходящих вокруг событий, своего поведения, эмоциональных реакций других людей. Духовные нужды базируются на общепринятых морально-нравственных нормах, общечеловеческих ценностях.

Духовность коррелирует с такими понятиями, как истина, милосердие, доброта, эмпатия, красота во всех проявлениях. Духовное совершенствование личности приводит к появлению ощущения собственной значимости, что в свою очередь коррелирует с чувством уверенности в себе, самодостаточностью, высоким социальным статусом. Духовность личности является движущей силой к нравственной деятельности.

Человек, обладающий духовностью, проявляет высокий уровень волевых качеств. Он способен направлять физическую и психическую активность, жизненную энергию в русло созидания и самосовершенствования. Бездуховный человек – чаще безвольный, бесхарактерный, неспособный ставить жизненные цели и достигать их. В контексте вышесказанного духовность отождествляется с успешностью во всех сферах жизни.

Без духовных потребностей невозможно обойтись, потому что они составляют основу бытия, их можно выбирать, расширять, регулировать, выражая свою индивидуальность, участвуя в процессах творческого созидания в рамках развития своей личности и общества.

Потребности человека являются важной составляющей в жизни каждой личности, а потому хотелось бы разобрать этот вопрос более подробней. Потребности человека могут быть физическими и духовными, а потому была создана специальная классификация, которую обсудим в статье. Существует множество проблем, которые встречаются в нынешнем обществе, и их тоже разберём.

В конце статьи расскажем читателям об известной Пирамиде Маслоу, которая отлично описывает и классифицирует потребности человека. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Потребности человека: разбор понятия

Потребности человека – это требования организма. Они могут быть как физическими, так и психологическими и существуют всегда, но заявляют о себе, когда появляется нехватка чего-то. Каждая личность ощущает потребность как физический или духовный дискомфорт. Например, чувство голода – это проявление на уровне тела, а эмоции – на уровне психики. У человека появляются потребности с момента зарождения (ещё в утробе), на протяжении жизни их становится больше, они видоизменяются и полностью исчезают только после смерти.

Потребности человека влияют на мышление, восприятие мира. Недаром говорят: «У кого что болит, тот про то и говорит». Острая необходимость получить что-то фиксирует всё внимание личности на тех объектах, которые могут помочь сделать это.

Потребности человека: виды

Принято классифицировать потребности человека на естественные и культурные, а потому необходимо подробней в этом разобраться. Естественные потребности – то, что передаётся особе генетически и заложено природой.

Они разделяются на:

  1. Первичные биологические – сон, еда, тепло, вода, воздух.
  2. Воспроизведения и рода – половое влечение, рождение детей, их воспитание.
  3. Первичные социальные – общение с другими людьми, обмен информацией.

Культурные, в свою очередь, появляются в результате жизни в социуме. Они сформированы современной культурой человека. Например:

  • эстетическая красота;
  • чистота окружения;
  • книги и знания;
  • социальный статус, положение в обществе;
  • религия, наука, спорт, музыка.

Так как культура человечества меняется, потребности также могут видоизменяться – некоторые исчезают, другие – наоборот, усиливаются.

Потребности человека с точки зрения психологии

Психологи отмечают, что потребности человека могут быть осознанными или нет. Если личность осознаёт, чего она хочет, то может легко удовлетворить это напрямую. Если же потребность находится на подсознании, то люди могут долго страдать от неудовлетворения и не понимать, чего на самом деле им хочется. Это очень осложняет жизнь, ведь особа не имеет понятия, как ей исправить ситуацию и стать счастливой.

Читайте также: Всё о ЗОЖ

Когда личность понимает, чего она хочет, у неё появляется мотив – мотивация к действию, чтобы заполучить это. Именно благодаря мотивации особа начинает что-то делать в сторону удовлетворения своей потребности: худеет, следит за здоровьем, мириться с близкими и т.д.

Интересный факт: чем потребности человека сильнее, тем более негативные эмоции приходится испытывать. Яркий пример – когда человек очень голоден, он раздражён и зол.

Проблемы современности

В современном ритме жизни может возникать несколько потребностей в одно и то же мгновение. Например, после работы человек приходит домой уставший и голодный. Возникает необходимость во сне и еде. То, что будет сильнее в эту минуту, то и придётся удовлетворять первым (пойти спать голодным или поужинать, засыпая на ходу).

Но бывают случаи, когда тяжело определиться с выбором, когда две потребности человека равнозначные по силе, но особа не может удовлетворить ни одну из них по какой-то причине. Например, потому что это противоречит его принципам. В такой ситуации развивается внутриличностный конфликт.

Выйти из неё помогает психолог, как и осознать свои истинные потребности. Если индивидуум не слышит себя, он будет постоянно требовать что-то от других, таким образом, прося их о помощи, желая, чтобы окружение помогло удовлетворить его потребность. Из-за того, что человек сам не понимает, что ему нужно, могут развиваться конфликты с близкими, депрессия и другие проблемы.

Потребности человека: Пирамида Маслоу

Абрахам Маслоу – это известный американский психолог, который вывел свою классификацию потребностей человека. На сегодняшний день она используется в качестве базовой. По его теории, всё, в чём нуждается личность, можно разделить на 7 уровней. Это иерархическая система, то есть существуют более низкие и высокие потребности.

Уровни потребностей человека (от низших к высшим):

  1. Физиологические – голод, жажда, половое влечение, тепло, чистый воздух, сон и т.д.
  2. Безопасность – комфорт, постоянство, уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные – общение с людьми, связи в обществе.
  4. Уважение и признание – любовь, сотрудничество с людьми, формирование привязанностей.
  5. Познавательные – тяга к знаниям, стремление уметь что-то, понимать.
  6. Эстетические – чистота и порядок, красота, уют.
  7. Самоактуализация – развитие способностей, реализация личностных идей, выражение своих талантов.

Первые три уровня являются низшими (базовыми). Люди могут жить, удовлетворяя только эти уровни и при этом хорошо себя чувствовать. Стоит отметить, что базовые потребности человека существуют даже в животном мире. Именно высшие уровни отличают людей от животных. С 3 уровня личность не может перейти сразу на 7, сначала у неё должны появиться потребности с 4, 5 и 6 уровня. Пока неудовлетворенны низшие ступени, личность не нуждается в чём-то более высоком.

Потребности человека: градация важности

В среднем личность одновременно может иметь более 10 незакрытых потребностей, которые выстраиваются в «очередь». Маслоу предполагал, что среднестатистический человек удовлетворяет на 85% процентов физиологические потребности, на 70% — безопасность и защиту, на 50% — любовь и привязанность. Самоуважение важно для личности на 40%, а самореализация – на 10%, что очень мало, сравнивая с другими потребностями.

Читайте также: Как научить ребёнка говорить

Если в данный момент человек, находясь на высшем уровне пирамиды, почувствует нужду в удовлетворении потребностей более низкого уровня, он вернётся туда и будет оставаться там, пока не получит достаточный комфорт.

Всё не постоянно

Схема, представленная Маслоу, имеет место быть, но это обобщённая информация. Люди многогранны, все личности разные. Один человек будет нуждаться в постоянном накоплении средств, а другой в музыке и творчестве. Один хочет признания и славы, а другой мечтает об уединённой, спокойной жизни. Можно сказать, что потребности человека зависят от типа личности. Поэтому набор основных потребностей человека (помимо базовых) и их иерархия отличаются у каждого индивидуума.

А также у разных людей одна и та же потребность может проявляться по-разному. Например, кому-то для признания хватает только мнение любимого партнёра, а кому-то необходимо покорить сердца миллионов людей. Всё зависит от личного опыта, амбиций, характера.

Более того, даже у одного и того же индивидуума соотношение потребностей меняется постоянно. Удовлетворяя доминирующее в данный момент желания, личности свойственно тут же переключаться на следующие. Так происходит всю жизнь.

Читайте также: Кто такой прагматик

Помимо этого, на потребности человека и степень их выражения очень влияет возраст. Например, дети и более взрослые нуждаются в еде, сне и безопасности. Подростки хотят внимания и любви больше, чем взрослые, которые учатся не зависеть от чужого мнения. А в самовыражении нуждаются уже более зрелые личности.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Эрих Фромм заявил, что человек отличается от животного тем, что имеет не только базовые потребности – в еде, воде, безопасности, продолжении рода, но и экзистенциальные потребности, которые выше и сложнее простого благополучного существования. Они делают нас не просто индивидами, то есть биологическими существами. Они делают нас личностью, с ее стремлениями, духовностью, идеалами, ценностями и вечным поиском смысла своего существования.

В этой статье:

Суть экзистенциальных потребностей человека5 экзистенциальных потребностей по Э. Фромму

Суть экзистенциальных потребностей человека

Потребности человека: узнай и удовлетвори свои

Фромм подчеркивал, что конструктивная реализация потребности в связи с другими людьми возможна только с помощью любви. Когда люди принимают друг друга, готовы брать ответственность друг за друга, проявлять заботу, при этом испытывать чувство уважения. Власть и подчинение, в конечном счете, разрушают личность, приводят к серьезным конфликтам.

Потребность в транстенденции

Говоря простыми словами это потребность в преодолении себя, своей животной сущности, низменных пороков, желаний, своей лени, прокрастинации, своих страхов. Человеку, для того чтобы развиваться как личность, нужны психологические препятствия. Только преодолевая их можно расти над собой.

В жизни ты постоянно сталкиваешься с желанием их преодолеть. Когда берешь себя в руки и, несмотря на желание спать, есть и ничего не делать, встаешь с постели, занимаешься спортом, борешься со своими пагубными привычками, со своей агрессией.

Преодоление себя – это отказ от пассивного образа жизни. Он может проявляться в двух формах:

  • созидание – творчество, генерация новых идей, концепций, открытий, установление своих моральных ценностей, передача своего опыта другим людям, или новому поколению;
  • разрушение – самоутверждение за счет других, эгоцентризм или самообман, например, когда человек представляет, как он завтра бросить пить, но не делает этого, а лишь занимается самообманом.

Потребность в укорененности

Это потребность в корнях. В ощущении себя частью рода, принадлежности к определенному клану. Это и потребность создавать собственную семью. То есть это стремление к ощущению надежного тыла, безопасности, понимания, что где-то у тебя есть дом и люди, которые тебя любят и ждут.

Ты часть чего-то большего, чем ты есть. Ведь дети, род – это стремление к вечной жизни. Осознание, что со смертью ты не закончишься. О тебе будут помнить, частичка тебя будет жить в ком-то другом.

Фромм видел суть этой потребности в отношении ребенка с матерью. Это можно сравнить с теорией привязанности.

Непродуктивное удовлетворение этой потребности проявляется как инфантильность, неуверенность в себе, нежелании брать ответственность за других людей, склонность к зависимости от другого человека.

Потребность в идентичности

Это можно назвать потребностью быть самим собой. Осознавать свою сущность, потребность в самоидентификации. Это ответ на вопрос: кто я есть? Сейчас, для себя, а не для общества. Самоидентификация выражается не только в наборе социальных ролей и принадлежности к какой-то социальной группе – мать, дочь, юрист, россиянин, москвич, альтруист, перфекционист и так далее.

Это сочетание всех эти ролей и, одновременно, осознание, что сущность человека – это целостность, внутренняя гармония, когда общее больше, чем сумма его частей.

Неконструктивная реализация этой потребности выражается в стадном инстинкте и конформизме, когда человек отказывается от своего мнения и индивидуальности в угоду большинства, с которым себя соотносит.

Потребность в системе ориентации

Это твердая система взглядов и ценностей, которая становится для человека жизненным ориентиром, совестью, целями, стремлениями. Она придает каждому явлению личностный смысл. Сталкиваясь с чем-то, человек как бы пропускает новую информацию через свою систему ценностей и, либо принимает ее, либо отвергает.

Эта потребность включает в себя чувство преданности – себе, другому человеку, определенной религии, системе моральных норм, своему делу, Родине и так далее. Важно, чтобы система ценностей была рациональной, осознаваемой, а не «подцепленной» от социальных установок или родительских сценариев, ведь это приведет к внутреннему конфликту.

Э. Фромм подчеркивал, что полностью удовлетворить эти потребности невозможно, но в том и заключается их суть. Человек всю свою жизнь стремится к их реализации, и тут важна не столько сама цель, сколько путь к ней. Без этого человек теряет смысл существования, у него наступает апатия, безразличие, нарастают внутриличностные конфликты. Познать смысл жизни, себя в ней, возможно только в стремлении удовлетворить свои экзистенциальные потребности.

41 334

Мы все нуждаемся в контакте с другими людьми с момента рождения. Не получив в детстве обязательную порцию внимания от значимых близких, мы восполняем этот дефицит во всех последующих отношениях, дружеских и романтических. Какие же основные потребности мы стремимся удовлетворить?

Мужчина и женщинаПознать себя

Человек — существо социальное. Без контакта с другими людьми мы не развиваемся. Еще в середине XX века многочисленные исследования показали, что ребенок, лишенный контакта с матерью, застревает в развитии, в том числе и физиологическом, даже если его физические потребности удовлетворяются.

Каждому человеку, и ребенку в первую очередь, необходимо удовлетворить не только личные базовые потребности в выживании и физической безопасности, о которых говорил Абрахам Маслоу, но и потребности в отношениях. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда ни одной из сторон ничего от другой не надо, тогда взаимоотношений просто не будет.

«Когда здоровые отношения недоступны, детям приходится самим заботиться о себе. Если дети лишены отзывчивых отношений, у них скорее всего сформируется уверенность, что им никто не поможет — ни сейчас, ни в будущем», — считают авторы впервые переведенной на русский язык книги «За пределами эмпатии», в которой подробно разобраны основные потребности в отношениях на примере работы психотерапевта и клиента.

Дефицит — часто неосознанно — отражается на наших каждодневных контактах в обычной жизни. Мы не всегда понимаем, почему сейчас так бурно отреагировали на реплику продавца в магазине или фразу коллеги по работе. И нередко пробел из детства перерастает в зияющую дыру, наполненную пустотой, и мешает выстраивать нормальные взрослые отношения.

И наоборот, когда мы находим то, чего нам так долго не хватало, мы успокаиваемся и чувствуем себя более целостными. Мы можем работать в одной и той же компании много лет, быть в браке долгие годы. Возможно, мы наконец получили то, что нам было так необходимо. А если нет — то продолжаем поиски дальше. Что это же это за базовые потребности в отношениях?

1. Безопасность. Потребность, о которой говорил Маслоу, находит отражение и в отношениях. В них мы стремимся выжить и быть в безопасности. В здоровых отношениях мы можем быть такими, какие есть, не боясь быть непринятыми, не опасаясь потерять любовь и уважение.

Но проявлять себя, показывать свою открытость — рискованно, ведь это означает обнажить свою уязвимость и снять защиту. Каждый хочет быть уверенным, что в этот момент не получит «удар» в ахиллесову пяту — едкое замечание или неожиданное упоминание прежних ошибок и неудач. Именно поэтому в самом начале отношений каждый из нас проводит проверку другого: насколько безопасно пребывание рядом. Нужно быть готовым к тому, что в этот момент проверяют и нас. Можем ли мы гарантировать безопасность со своей стороны?

2. Признание ценности. Нам хочется, чтобы нас ценили, заботились о нас и считали нас достойными. Хотим ли мы быть рядом с теми, кто нас не понимает, не ценит и не уважает? Конечно, полное понимание невозможно — мы и сами себя не всегда понимаем. Возникает вопрос: «Если меня совсем не знают, то как могут признать мою ценность?» Но приблизиться к пониманию можно. Интерес к другому дает возможность узнать его и дать столь необходимое ему признание ценности.

Ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, — важный параметр отношений

3. Принятие. В детстве нам нужно принятие от сильного, стабильного и защищающего взрослого. Мы все, когда были детьми, хотели уважать родителя, наставника, учителя и полагаться на него. «Нам нужно было иметь значимых людей, от кого мы могли бы получить защиту, поощрение и информацию. К сожалению, у многих эта потребность не была удовлетворена», — пишут авторы книги.

Часто от партнера по отношениям мы ждем, что тот будет стабильным и надежным: соблюдать договоренности, отвечать на телефонные звонки, оправдывать наше доверие. Мы хотим быть уверенными, что завтра он будет таким же, как сегодня.

4. Общность. Быть на одной волне с кем-то, ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, — важный параметр отношений. Общность — это то, что иногда не нужно объяснять словами. Это когда мы находимся с людьми, которые разделяют наши взгляды, наш опыт или чувства. Не обобщенное «У всех так бывает», а «У меня тоже так, как у тебя». При этом необязательно, чтобы человек буквально прожил то же самое. Важно, чтобы он почувствовал то же, что и мы.

5. Самоопределение. Даже находясь в отношениях, мы хотим сохранять свою уникальность и получать признание этой уникальности. Это антипод потребности в общности: быть похожим, но в чем-то исключительным.

«Выражение своего самоопределения может быть рискованным делом — слишком частое проявление собственной непохожести наталкивается на неодобрение и насмешки. Такие реакции особенно часто встречаются в детском и подростковом возрасте, когда ровесники настаивают на безоговорочной приверженности негласным правилам группы», — считают авторы книги.

Дети, выросшие в среде конформизма, беспрекословного подчинения правилам и нормам, могут так никогда и не научиться быть самими собой. У таких людей в отношениях будет постоянная потребность быть настоящими и чувствовать, что их ценят и ими восхищаются.

6. Влияние. В любых отношениях мы хотим влиять друг на друга. Мы мечтаем поменять чужой образ мыслей, поведение, эмоциональную реакцию. Нам хочется не только влиять, но и «видеть эффект от этого влияния и знать, что с другим человеком что-то произошло в ответ на наши действия». Здоровые отношения предполагают рост каждого из партнеров. Мы хотим привлечь внимание другого, заинтересовать, повлиять.

Учиться благодарить и принимать чувства другого — важный навык в здоровых отношениях

Часто дети всеми силами обращают на себя внимание взрослых. «Он или она меня не слушает» — наиболее распространенная жалоба психотерапевту на супруга или супругу. Услышать другого — один из способов дать ему понять, что мы чувствуем его влияние на нас.

7. Инициатива от другой стороны. Нам хочется, чтобы инициатива в общении исходила не только от нас. Любые отношения, где кто-то один всегда делает первый шаг, в конечном счете становятся однобокими или даже болезненными. Очень скоро мы начнем сомневаться в том, что по-настоящему интересны другому и что такие отношения стоит продолжать. Иногда мы сохраняем их, но замыкаемся. Если мы не уверены в себе, мы можем начать винить во всем себя и, как крайний случай, «расхотеть» испытывать эту потребность вообще.

«К таким выводам, конечно, редко приходят во взрослом возрасте. Это старые сценарные убеждения, которые могут быть подкреплены и усилены поведением какого-то взрослого в нашей жизни — друга, любовника, сотрудника и даже психотерапевта, если этот человек нечувствителен в нашим потребностям».

8. Выражение любви. Что может быть естественнее, чем чувство любви и привязанности к кому-то, кто знает нас хорошо, уважает, принимает и заботится о нас? «В любых близких позитивных отношениях участники испытывают заботу, любовь, уважение и признательность друг другу», — напоминают авторы книги. Выражение этих чувств — одна из потребностей в отношениях. Ведь то, что мы испытываем по отношению к другому, — часть нас самих, и нам хочется это выразить.

Нередко в отношениях другая сторона препятствует выражению наших чувств, потому что не знает, что сказать в ответ. Мы выросли в атмосфере, где проявлять открыто свои эмоции — будь то радость или гнев — нельзя. И часто на наши открытые добрые чувства отвечают подозрительностью. Учиться благодарить и принимать чувства другого — важный навык в здоровых отношениях.

Материал подготовлен по книге Ричард Г. Эрскин, Джанет П. Морсунд, Ребекка Л. Траутманн «За пределами эмпатии. Терапия контакта-в-отношениях» (Интерсервис, 2018).

Классификация потребностей по Симонову П. В.

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта

Павел Васильевич Симонов (психофизиолог, биофизик и психолог, 1926-2002) предложил разделить биологические потребности исходя из наличия физиологического субстрата в мозге, а именно конкретного отдела или части подсистемы, отвечающих за нижеупомянутые функции. Врожденно заданные поведенчес­кие программы, для каждой из которых выделены свои мозговые центры, подразделяются на три группы:

  • Витальные («жизненно необходимые»).
  • Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
  • Саморазвития («направлены в будущее»).
  1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

Перечень витальных потребностей:

  • Пищевые и питьевые.
  • Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
  • Активно-оборонительные (агрессия).
  • Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
  • Экономия сил («рефлексы лени»).
  • Груминг («уход за телом»).

Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полез­ными и биологически вредными стимулами.

Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).

  1. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

Зоосоциальные потребности – это:

  • Половое поведение.
  • Материнское (родительское) поведение.
  • «Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
  • Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
  • Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
  • Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
  1. Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Потребности саморазвития:

  • Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
  • Подражательная: «делай, как…».
  • «Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
  • Игровая (тренировка двигательных навыков).

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».

Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).

Активность центров потреб­ностей зависит от:

  • Сигналов из внутренней среды организма.
  • Сигналов из внешней среды.
  • Гормонального фона.
  • Генов.
  • Индивидуальной истории.

Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.

Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.

Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипо­таламуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.

Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потреб­ность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей.

Источник: Лекция «Мозг и потребности человека», Профессор Дубынин В.А., 16 сентября 2015 года

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Свежие статьи