Предмет специальной психологии: 1. Специальная психология как наука (определение и основные понятия)

О предмете специальной психологии — Альманах

Определение предмета изучения имеет принципиальное значение для любой отрасли науки, поскольку задает ее границы, направления и метод исследований, раскрывает возможности и ограничения применения накапливаемого в ней знания. Без четкого обозначения предмета научной отрасли невозможно ее последовательное развитие даже в ближайшей перспективе, результаты различных исследований невозможно собрать в целостную картину, анализировать и сравнивать на единых основаниях. Возможность их практического использования также остается сомнительной.

Специальная психология, на наш взгляд, занимает неоднозначное положение в отношении определения своего предмета. С одной стороны, следует согласиться с Е.Л. Гончаровой и В.М. Сорокиным в том, что в психологической науке еще не сложилось однозначное понимание предмета специальной психологии [9,16]. С другой стороны, важно заметить, что специальная психология изначально формировалась в русле культурно-исторической психологии, педологии и дефектологии, разрабатываемых Л.

С. Выготским и его сторонниками [5,6,8,10,11,14,17,18]. Л.С. Выготским давалось достаточно четкое понимание их предмета, законов и метода исследования. Несмотря на то, что это понимание повлияло на историю развития специальной психологии, логику построения научных исследований и практику в этой области, оно в современных учебных изданиях и словарях явно неартикулировано. Это, на наш взгляд, служит одной из причин «шатания» методологических оснований, методов исследования и практик помощи детям с отклонениями в развитии в сфере современной специальной психологии, подмены изначально заложенного ее фундамента идеями и методами иных научных и псевдонаучных подходов 1. Более подробно о понимании предмета и метода в культурно-исторической психологии речь пойдет дальше. Здесь лишь отметим, что Л.С. Выготский во всех своих трудах делал акцент на изучении развития ребенка и тех условий, которые этому способствуют [5,6,8].

Определения предмета специальной психологии могут звучать по-разному. Часто используется собирательное определение, основанное на перечислении различных категорий нарушений развития (умственной отсталости, нарушений зрения, слуха и т.д.), которые изучаются данной отраслью науки. Например, в «Психологическом словаре» она определяется как «раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики) [12]. В учебном пособии по специальной психологии под редакцией В.И. Лубовского она понимается как «отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [17]. Однако общим для всех этих определений является указание на изучение психического развития у определенных категорий людей.

Исследования детей с другими отклонениями в развитии начали осуществляться относительно недавно и еще не оформились в самостоятельные разделы специальной психологии (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми комбинированными дефектами и др.).

В связи с определением предмета специальной психологии нам представляется интересным позиция В.М. Сорокина [16]. По его мнению, такой традиционный подход к определению предмета специальной психологии имеет ряд недостатков. Во-первых, в данном определении предмет исследования данной отрасли определяется собирательно посредством перечисления категорий изучаемых людей. Однако известно, что в процессе исторического развития данной отрасли она постепенно расширяла круг изучаемых отклонений в развитии. Так, например, если первыми в поле зрения специальной психологии попали дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения и слуха, то лишь значительно позднее начали изучаться дети с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом.

Среди наиболее поздно выделенных специальной психологией категорий лиц с отклонениями в развитии можно назвать детей с двигательными нарушениями и сложными комбинированными дефектами. Кроме того, постепенно увеличивался возрастной диапазон, в рамках которого исследовались указанные категории людей. Так, если изначально внимание главным образом было сосредоточено на исследовании детского аномального развития, то в последние десятилетия оно стало уделяться и периоду взрослости. Следовательно, собирательное определение предмета специальной психологии оказывается недостаточно четким.

Второй аргумент против традиционного определения предмета состоит в том, что оно разрушает его целостность и разбивает на отдельные составляющие, привязанные к конкретным отраслям практической деятельности (психологию лиц с нарушениями зрения, слуха, умственной отсталостью и др.), которые наиболее хорошо изучены. Такой утилитаризм, идущий от практического запроса, по мнению В.М. Сорокина, препятствует обозначению четких границ специальной психологии и сужает предметную область ее исследований. Кроме того, данный подход не позволяет связать отдельные разделы специальной психологии в единое целое. Например, одним из последствий такой логики понимания специальной психологии является проблема выявления общих и специфических закономерностей аномального развития [11]. Так, если сопоставить описания особенностей функционирования психики и деятельности при различных вариантах психического развития, то легко обнаружить значительное количество совпадений в описании этих особенностей и трудно выявить специфику характерную для данной конкретной аномалии. Так, например, для большинства отклонений в развитии характерны нарушения словесно-логического мышления и снижение уровня обобщения, трудности в развитии словесного наглядно-образного мышления, проблемы целеполагания, планирования и контроля деятельности и др. Однако в чем состоят особенности этих нарушений для каждого типа развития и какие нарушения являются специфичными зачастую не ясно.

Системное видение специальной психологии необходимо и для повышения эффективности решения прикладных задач, так как только в этом случае психологичекая помощь лицам с отклонениями в развитии может превратиться из применения набора разрозненных техник и методик, не имеющих четкой направленности и попадающих пальцем в небо, в осмысленно применяемую и цепляющую центральные механизмы развития психологическую практику.

В связи с определением предмета специальной психологии В.М. Сорокин обращает наше внимание и на сам термин «специальная», четко не указывающий на сферу применения данной отрасли науки, в отличие от других отраслей психологии, таких как медицинская, педагогическая, юридическая, инженерная и т.п. В науке, правда предпринимались попытки замены термина «специальная психология» на другие названия, такие как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза». Однако первое название оказалось по каким-то причинном более «живучим». Специфика названия, по мнению автора, также свидетельствует о предметной неопределенности данной отрасли [16].

Необходимо также обратить внимание на то, что специальная психология является достоянием исключительно отечественной психологии. В зарубежной психологии данная предметная область рассматривается как раздел клинической (медицинской) психологии (abnormal child psychology), что задает особое видение ее предмета, разделов и изучаемых категорий лиц.

Например, специальная психология практически не выделяет как самостоятельные такие предметные области как тревожные расстройства, депрессии, нарушения поведения, коммуникации у детей, последствия насилия и др. Некоторая обособленность специальной психологии от клинической, по всей видимости, также является не случайной и указывает на специфику предметной области исследований.

В связи с высказанными особенностями и проблемами В.М. Сорокин предлагает определять специальную психологию как отрасль, исследующую «различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях» [16,17c. ]. Таким образом, автор подчеркивает важность исследования самого процесса развития психики, что роднит специальную психологию с психологией развития.

При этом и сами неблагоприятные условия не сводятся исключительно к «внутренним» условиям, т.е. слепоте, глухоте, дефектам речи, церебральным расстройствам и т.п. Они могут включать в себя и длительно действующие изменения в социальной ситуации развития ребенка (например, воспитание в условиях интерната, неадекватное воспитание или обучение и др.

). Таким условием может быть даже чрезмерное развитие отдельных способностей или функций. Здесь следует заметить, что сам Л.С. Выготский особое внимание уделял проблемам развития «трудного ребенка», «ребенка-примитива», а также детей-вундеркиндов [6,8,10].

Данное уточнение нам представляется важным и интересным в двух аспектах. Во-первых, развитие детей в неблагоприятных социальных условиях в соответствии с традиционным пониманием отраслей психологии не имеет четкой отнесенности к одной из них. Они не попадают в поле зрения ни психологии развития, ни специальной психологии, ни медицинской. Во-вторых, предлагаемое определение предмета специальной психологии расширяет его, включая в поле ведения данной отрасли развитие лиц с пограничными отклонениями, не относящимися ни к одному типу нарушений, включенных в международную классификацию болезней. В связи с этим, перед специальной психологией возникает необходимость разработки собственного психологического инструментария для описания соответствующих отклонений в развитии и определения границ нормального и отклоняющегося развития.

Последнее обстоятельство представляет большую трудность, поскольку ставит проблему критериев разграничения нормального и аномального, т.е. отклоняющегося от нормы, психического развития. Трудность эта усугубляется тем, что, с одной стороны, варианты нормального развития достаточно разнообразны в своих проявлениях, а с другой – тем, что даже при неблагоприятных внешних условиях развитие может протекать нормально за счет срабатывания компенсаторных механизмов. В силу этих обстоятельств отграничение специальной психологии от психологии развития становится сложной задачей. Однако решение этой задачи, позволит обогатить не только наши знания об отклоняющемся, но и о нормальном развитии.

Между тем, следует отметить, что раскрытие предмета специальной психологии с помощью термина «неблагоприятные условия» ставит новую проблему – проблему определения этих условий. При этом возникает вопрос: не придем ли мы к тому же перечислению, с которого начали (только теперь не типов отклоняющегося развития, а условий к ним приводящих). Какие условия необходимо считать неблагоприятными, а какие благоприятными? В конечном счете, ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под нормальным и аномальным психическим развитием и какие критерии для их разграничения используем. Не приведет ли такое понимание предмета специальной психологии к его чрезмерному расширению? Ведь в жизни любого человека есть неблагоприятные условия.

Таким образом, нам представляется, что более точным определением специальной психологии является ее понимание как отрасли, занимающейся изучением динамики, законов и закономерностей аномального (отклоняющегося от нормы) психического развития, а также условий и методов его исправления (компенсации и коррекции).

Помещение в центр внимания специальной психологии идеи аномального развития ведет к ряду важных следствий. Во-первых, наиболее адекватной теоретико-методологической основой специальной психологии (а в более широком ключе – дефектологии) в данном контексте представляется культурно-историческая теория Л. С. Выготского и его последователей, которая изначально замысливалась как объясняющая законы и закономерности нормального и аномального развития, а также как практикоориентированная теория, применимая к исправлению и преодолению отклонений в психическом развитии [8]. Так, Л.С. Выготский в «Основах дефектологии» пишет: «Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное разнообразие форм, почти безгранично количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития» [8]. Или, говоря о педологии, в своих лекциях Л.С. Выготский отмечает: «Развитие ребенка и есть прямой и непосредственный предмет нашей науки» [6]. Нам не известен ни один подход или теория психологии, которая делала бы предметом своего изучения сам процесс психического развития ребенка. Здесь важно заметить, что речь идет не просто о выделении стадий развития, а о законах и условиях, по которым совершается само развитие. Эту мысль применительно к культурно-исторической психологии особо подчеркивает в своих трудах Б.Д. Эльконин [21].

Во-вторых, понимание в качестве предмета специальной психологии аномального развития ставит в качестве одной из центральных ее проблем проблему определения критериев нормального и отклоняющегося развития. Ведь в зависимости от этого, будет определяться контингент лиц, которых изучает данная отрасль, а также направления психологической помощи (как движения в сторону нормы) [14] 2.

В-третьих, при таком понимании возникает необходимость выявления общих для разных типов отклоняющегося развития и специфических для каждого из них закономерностей психического развития, в противовес обособленному их изучению.

В-четвертых, акцент на развитии побуждает нас понять психологическую помощь лицам с отклонениями в психическом и психофизическом развитии как нацеленную на исправление самого его хода, а не просто устранение последствий или адаптацию (приспособление) к окружающим условиям. В этом, на наш взгляд, состоит и принципиальное отличие специальной психологии от детской клинической (медицинской).

Определение предмета специальной психологии через обращение к динамике и закономерностям аномального психического развития позволяет особым образом понять практику психологической помощи и связанные с ней категории – коррекция, компенсация, реабилитация и абилитация.

Под коррекцией понимается исправление или ослабление отклонений психического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий. Важно подчеркнуть, что коррекционная работа направлена на максимальное приближение отклоняющегося развития к нормальному.

Компенсация – это исправление дефектов работы той или иной функции за счет деятельности сохранных функций. Выделяют внутрисистемную и межсистемную типы компенсации. Первая связана с исправлением недостатков работы какого-либо органа внутри одной системы. Например, ослабление зрения одного глаза компенсируется работой другого. Вторая предполагает вовлечение других систем. Например, ограничения способности распознавания речи из-за снижения слуха компенсируются опорой на зрительный анализатор (чтение по губам, жестовая речь).

Кроме того, компенсация может происходить на разных уровнях – биологическом или телесном и психологическом. В первом случае она происходит, главным образом неосознанно, а во втором связана с привлечением сознания и целенаправленным переобучением [16]. Психологический уровень значительно расширяет возможности компенсации, поскольку психика способна образовывать функциональные органы, не привязанные жестко к работе конкретных морфологических (телесных) систем. Понятие функционального органа было предложено А.А. Ухтомским [19]. Он определял его как «всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [19]. Следовательно, даже наличие определенных отклонений, вызванных органическим дефектом, может быть возмещено за счет формирования соответствующих функциональных органов.

Так, например, снижение умственной работоспособности может компенсироваться развитием личностных мотивов, побуждающих прилагать значительные усилия к решению задачи. Дефекты переключения внимания могут возмещаться развитием функции планирования. Именно психологический уровень компенсации позволяет включить ее в структуру психокоррекционной работы, в рамках которой специально оказывается помощь по формированию функциональных органов, восполняющих дефект. В контексте обсуждения проблемы предмета специальной психологии обратим внимание на то, что функциональные органы, выступающие основанием компенсации исходного нарушения, формируются или развиваются в специально организованных социальных и культурных условиях.

Какой бы эффективной ни была коррекционная работа, далеко не всегда удается добиться исправления отклонений в развитии. Аномально развивающийся ребенок, а затем и взрослый, как правило, оказывается менее эффективным и полезным с точки зрения решения различных социальных задач. Это, в свою очередь, отражается на удовлетворении его потребностей (в том числе образовательных), снижает его социальный статус, препятствует социальной адаптации. В данном контексте особое значение приобретает реабилитация, которая направлена не столько на исправление отклонений в развитии, сколько на приведение в соответствие между собой внешних условий жизни индивида и его потребностей и возможностей для повышения качества жизни, социализации и предотвращения стойких изменений личности [16,20]. Важно, что реабилитация затрагивает не только сферу психического развития, но имеет комплексный характер, включая в себя социально-экономические, педагогические, медицинские аспекты, а также мероприятия, связанные профессиональной подготовкой.

Особый смысл при акцентировании предмета специальной психологии на аномальном развитии и его коррекции приобретает и термин абилитация, обозначающий процессы формирования функций и свойств, которые сами по себе спонтанно не развились в силу имеющегося нарушения. В отношении практики культурно-исторической психологии здесь напрашиваются параллели с идеей развивающего обучения. В этом же контексте следует попытаться осмыслить и идею инклюзивного образования. С рассматриваемых позиций крайне важно, чтобы оно создавало развивающий эффект как для детей с отклонениями в развитии, так и для нормально развивающихся детей.

Специальная психология является практической психологией, поскольку «представляет собой психологическое обеспечение» одной из социальных сфер [15]. Такое понимание дает возможность рассматривать эту отрасль психологии как прикладную психологическую дисциплину, ориентированную на академическое знание. Каждая из прикладных отраслей психологии (медицинская, педагогическая и др.) представляет собой научно-психологическое обеспечение и обслуживание соответствующей практической сферы. Как прикладная отрасль специальная психология заимствует у академической психологии объективно-научные методы исследования и привязана к системам общего и специального образования, а также здравоохранения.

Основная социальная задача, которую решает специальная психология как прикладная дисциплина, состоит в изучении условий, обеспечивающих социализацию лиц с отклонениями (особенностями) в психофизическом развитии. С одной стороны, социализация как процесс интеграции ребенка в структуру общества предполагает не только и не столько создание «щадящих» условий, позволяющих ребенку с отклонениями в психофизическом развитии (а затем и взрослому) существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не преодолевая своего дефекта, сколько подготовку ребенка к самостоятельному решению возникающих перед ним реальных жизненных и социальных задач [8]. Социализация требует не приспособления внешних условий к особенностям дефекта ребенка, а изменения его способа существования в соответствии с социальными условиями.

С другой стороны, немаловажное значение для успешной социализации аномального ребенка имеет отношение к нему общества. В этом контексте представляется важным выделение двух типов общества, предложенное В. И. Вернадским: общества «культуры полезности» и общества «культуры достоинства» [1]. Основной задачей общества «культуры полезности» является создание человека-функции, полезного для общества, что предполагает прагматическое отношение к человеку. Его ценность определяется теми социальными функциями, которые он выполняет. Ведущей ценностью общества «культуры достоинства» является ценность человеческой личности независимо от ее социальной значимости и функциональной полезности. Если «культура полезности» относится к детству исключительно как к этапу подготовки к взрослости, то в «культуре достоинства» детство понимается как обладающий самостоятельной ценностью этап жизни, такой же, а может быть и более значимый, чем взрослость. Отношение к человеку с отклонениями в психофизическом развитии с позиций «культуры достоинства», на наш взгляд, является единственно возможным условием решения проблемы его социализации, поскольку только в этом случае «особый» ребенок, а затем и взрослый, сможет найти свое уникальное место в структуре общества.

Следует особо обратить внимание на гуманистическую направленность культурно-исторического подхода, который максимально нацелен на то, чтобы понимать и учитывать качественное своеобразие развития ребенка с отклонениями в развитии при оказании ему помощи и обучении.

Предлагаемое понимание специальной психологии позволяет рассматривать ее как особого рода психологическую практику. Изучение динамики и механизмов аномального развития, направлений, условий, форм и способов психологической коррекции и компенсации помогает в решении задач, связанных с исправлением имеющихся отклонений. В этом плане специальная психология, в отличие от других прикладных отраслей психологии (педагогической, медицинской, экономической, юридической и т.д.), жестко не привязана к какой-либо социальной сфере. Это связано с тем, что данная отрасль не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, т. е. формирует свою собственную психологическую практику, ориентированную на работу с человеком.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его последователей предоставила уникальную возможность решать реальные практические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей с отклонениями в психофизическом развитии. С одной стороны, специальная психология явилась одним из источников культурно-исторической теории, а, с другой стороны, эта теория сама стала методолого-теоретическим основанием современной специальной психологии [13].

Учение о высших функциях и их развитии имеет не только теоретическое значение, но и прямой практический смысл. Специальная психология, являясь прикладной дисциплиной, ориентированной на академическую исследовательскую психологию, представляет собой научно-психологическое обеспечение практической сферы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Специальная психология как прикладная отрасль позволяет применить общие теоретические положения культурно-исторической теории в конкретной области действительности и является основанием для проверки истинности этих теоретических посылок. Понятия, которые использует специальная психология, не выходят за пределы категориального аппарата традиционной отечественной психологии. При этом такие понятия как, например, «высшие психические функции», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», представления о ядерном дефекте приобретают особое значение при рассмотрении их в ракурсе оказания психологической помощи ребенку, имеющему отклонения в психофизическом развитии. Специальная психология, образно говоря, может служить иллюстрацией к общим идеям культурно-исторической концепции.

В то же время, опираясь на методологию и понятийный аппарат культурно-исторической теории, специальная психология создала свою собственную практику, ориентированную не столько на исследование психики ребенка, сколько на работу с ней. В рамках этой практики были найдены, апробированы и описаны методы непосредственной работы с людьми, имеющими отклонения в развитии. В рамках этой психологической практики ребенок рассматривается целостно, в единстве специфики своих психических процессов, качеств и социального окружения. Понятийный аппарат, разработанный школой Л.С. Выготского, позволяет оценивать как актуальное состояние аномального ребенка, так и результаты работы с ним (путь от патологии к норме), а также создает основу для всей практики психодиагностики и психокоррекции, для разработки психотехнических средств. Особо следует обратить внимание на понятие нормы психического развития ребенка, базирующееся на возрастно-психологическом подходе. Норма здесь рассматривается как социокультурный идеал (образец), которому может соответствовать ребенок на различных этапах детства.

Для сохранения целостного видения психического развития важно, чтобы при применении в практике специальной психологии методов и приемов иных психолого-педагогических направлений (бихевиорального, когнитивного и др.) осуществлялась их «подгонка», структурирование, перевод на язык культурно-исторической психологии.

Таким образом, специальная психология как прикладная наука академического типа [15], а также все ее практические процедуры строились и строятся на понятийном аппарате культурно-исторической теории.

На наш взгляд, специальная психология оперирует эффективным методом, который является одновременно и исследовательским, и психотехническим — это экспериментально-генетический метод [3,4,6,7]. Этот метод позволяет моделировать процесс психического развития ребенка, определять условия, которые способствуют ему, а также понимать изучаемые явления в их целостности и взаимосвязях (метод анализа по единицам). Неслучайно Л.С. Выготский считает этот метод близким клиническому методу, предполагающему не просто изучение внешних проявлений психических функций или личности (т.е. отдельных симптомов), а стоящих за ними процессов развития [6]. Если следовать логике рассуждений Ф.Е. Василюка, специальная психология соответствует всем критериям психотехнической теории и может рассматриваться как одна из практик культурно-исторической психологии [2].

Исходя из понимания специальной психологии как психотехнической теории, служащей руководством к построению практики работы с аномально развивающимся ребенком, мы полагаем целесообразным рассматривать знания, которые были получены в рамках специальной психологии как дисциплины академического типа, в соответствии с задачами психологической практики.

Предмет, задачи и методы специальной психологии

Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая за­кономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (оли­гофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более моло­дая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию – интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки де­тей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные от­расли специальной педагогики, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей и взрослых всех тех категорий, изучение которых ведет специаль­ная психология.

К дефектологии относятся также нейрофизиологические, пато­психологические и клинические аспекты изучения недостатков развития, социо­логическая проблематика, связанная с изучением причин и распространенно­сти нарушений развития, а также вопросы социальной адаптации и жизнедея­тельности лиц с физическими и психическими нарушениями. В дефектологию входит также разработка специальных технических средств, которые применяются с целью коррекции и компенсации недостатков лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы при обучении, в трудовой деятельности и быту.

Специальная психология связана с такими областями психологии, как дет­ская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропси­хология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии. Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней пато­психологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при пато­логических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими за­болеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивы­ми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процес­сом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблаго­приятных социальных условий.

В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Так, например, при ум­ственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихоло­гическое изучение, так и соответствующие средства коррекции.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологиче­ской проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психи­ческих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоров­лению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопроса­ми экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.

В задачи специальной психологии входит: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психиче­скими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в усло­виях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и мето­дов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учрежде­ний; психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дез­адаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Великой Отечественной войны, система обучения детей с недостатками развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специаль­ным обучением детей с нарушениями развития разных категорий.

Если в дово­енный период работали три основных вида специальных школ (для умственно отсталых, для глухих и для слепых), то в настоящее время существует восемь основных видов таких школ, в которых реализуется 15 различных учебных планов и программ. Кроме того, имеются специальные классы при школах об­щего назначения и в ограниченных масштабах осуществляется интеграция де­тей с некоторыми недостатками развития в обычные классы. Глубоко диффе­ренцирована и система специальных дошкольных учреждений.

Направление детей в соответствующее недостатку развития образова­тельное учреждение должно осуществляться на основе тончайшей и точней­ шей дифференциальной диагностики. Между тем диагностика на медико-педа­гогических комиссиях, проводящих отбор в специальные школы, остается в основном на том же уровне, на котором она оказалась после постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», т.е. на интуитивно-эмпирическом уровне.

Дальнейшее совершенствование системы образовательных учреждений для детей и взрослых с психическими и физиче­скими недостатками может быть достигнуто только при углублении индивидуа­лизации их обучения. Это, в свою очередь, станет возможным только тогда, когда диагностика нарушений развития, осуществляемая психолого-медико-пе­дагогическими консультациями или комиссиями, станет более совершенной, точной, не будет ограничиваться только определением типа нарушения разви­тия у обследуемого ребенка и направлением его в соответствующую специаль­ную школу или класс, но будет достаточно подробно характеризовать слабые и сильные стороны психического развития ребенка, выявлять его индивидуаль­ные особенности и потенциальные возможности.

Школы для:

  • глухих,
  • слабослышащих,
  • слепых,
  • слабовидящих,
  • умственно отсталых,
  • детей с недостатками опорно-двигательного аппарата,
  • детей с общим недоразвитием речи,
  • детей с задержкой психического развития.

Все это необходимо для со­тавления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обучения детей с отклонениями развития в обычных школах. Подготовка рекомендаций к индивидуальному плану обучения как одна из задач психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) указывается и в проекте Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психоло­гии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлектор­ные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особен­ностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует при­менения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить опреде­ленные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания).

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экс­периментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные воз­растные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего воз­раста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно рань­ше.

Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобрета­ет наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение эксперимен­тальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых ре­зультатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ре­бенка при выполнении им различных заданий.

Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспи­тателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в ран­нем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нор­мально развивающихся сверстников, т. е. в исследованиях в специальной пси­хологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания. Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представ­ление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особен­ностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глу­бокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приоб­ретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.

Список тем специального образования | Психология Вики

в: Списки инвалидности, Списки образования, Специальное образование

Посмотреть исходный код

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Педагогическая психология: Оценка · Проблемы · Теория и исследования · Методы · Техника X предмет · Специальное изд. · Пастораль


Это список тем специального образования:

  • Способность
  • Акалькулия
  • Размещение (инвалиды)
  • Отыгрыш
  • Агнозия
  • Аграфия
  • Алексия
  • Анэнцефалия
  • Афазия
  • Апраксия
  • Нарушения артикуляции
  • Синдром Аспергера
  • Вспомогательные технологии
  • Атаксия
  • Нарушения дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • Дополнительная коммуникация
  • Аутизм
  • Расстройства поведения
  • Модификация поведения
  • Проблемы с поведением
  • Слепой
  • Пограничная умственная отсталость
  • Инструкция по Брайлю
  • Модификация поведения в классе
  • Расщелина неба
  • Коммуникативные расстройства
  • Компенсационное обучение]]
  • Синдром плачущей кошки
  • Глухой
  • Слепоглухой
  • Задержка проявления]]
  • Нарушения развития
  • Инвалидность
  • Синдром Дауна]
  • Дизартрия
  • Дискинезия
  • Дислексия
  • Дисфазия
  • Дисфония
  • Болезни уха
  • Раннее вмешательство
  • Эхолалия
  • Уровень образования
  • Учебное заведение
  • Образовательная терапия
  • Эмоциональные расстройства
  • Одаренный
  • Нарушения слуха
  • Домашнее воспитание умственно отсталых
  • Гиперкинез
  • Инклюзия (образование)
  • Индивидуальные образовательные программы
  • Институционализированные умственно отсталые
  • Языковая задержка
  • Речевые расстройства
  • Неспособность к обучению
  • Расстройства обучения
  • Программы грамотности
  • Актуализация
  • Актуализация (образовательная)
  • Нарушения памяти
  • Умственная отсталость
  • Микроцефалия
  • Легкая умственная отсталость
  • Умеренная умственная отсталость
  • Мутизм
  • Частично слабослышащие
  • Нарушения восприятия
  • Первазивные нарушения развития
  • Глубокая умственная отсталость
  • Психосоциальная умственная отсталость
  • Нарушения чтения
  • Коррекционное обучение
  • Корректирующее чтение
  • Задержка развития речи
  • Синдром Ретта
  • Саванты
  • Вмешательство на уровне школы
  • Тяжелая умственная отсталость
  • Обучение социальным навыкам
  • Учащиеся специального образования
  • Специальные потребности
  • Нарушения речи
  • Логопедия
  • Студентоцентрированное обучение
  • Заикание
  • Болезнь Тея-Сакса
  • Нарушения зрения
  • Категория: Журналы специального образования
  • Указатель статей об образовании
  • Схема обучения

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Психология и специальные образовательные потребности, инвалидность и инклюзия

Этот модуль познакомит вас с основными областями и методами, неотъемлемыми от дисциплины и изучения психологии. Он обеспечит исторический и контекстуальный фон для психологии как научной дисциплины, а также сосредоточит внимание на методологиях исследования. Этот модуль познакомит вас с удивительным миром страны чисел, где вы отправитесь в количественное путешествие с использованием методов исследования и статистических методов. Он снабдит вас инструментами, необходимыми для исследования вопросов, которые могут у вас возникнуть о человеческой психологии, и сделаете это надежным и научным способом. В нем будут рассмотрены аспекты дизайна исследования, основы статистической теории, а также основные статистические методы, такие как t-тесты и корреляция. Он будет анализировать данные с помощью статистического программного обеспечения и соответствующим образом интерпретировать соответствующие выходные данные. Этот модуль также познакомит вас с методами качественного исследования, где вы познакомитесь с рядом прикладных качественных методов в психологии, с основными философскими основами таких методов, а также с их связью с количественными методами.

Модуль предоставит вам понимание психологии развития на протяжении всей жизни, исследуя физическое развитие, когнитивное развитие, социальное и эмоциональное развитие в детстве и позже в зрелости. Вы получите более глубокое понимание теорий, тем и концепций психологии развития и поймете, что развитие продолжается на протяжении всей жизни и зависит от ряда факторов, включая класс, культуру, пол, этническую принадлежность и наследственность. Кроме того, вы узнаете о текущих проблемах и методах, связанных с исследованием продолжительности жизни, а также о конкретных эмпирических исследованиях, посвященных вопросам исследований в области развития, а также о современных и межкультурных разработках, появившихся в этой области.

Этот модуль познакомит вас с истоками психологии, с ранним пониманием того, что такое психология (Платон; Аристотель), а также с развитием и становлением психологии как самостоятельной дисциплины. Вы познакомитесь с историей науки и научной революцией, а также с соответствующими разработками в метафизике и эпистемологии, проявленными в эпоху Просвещения, и с тем, как это способствовало возникновению и формированию психологии как экспериментальной науки, из которой бихевиоризм и когнитивная позже возникла революция. Этот контекст позволит вам понять дискуссии внутри психологии, касающиеся ее положения как науки, а также различия в методологиях психологических исследований, которые сопровождают эти дискуссии. Сосредоточение внимания на историзации психологии побудит вас оценить свое восприятие психологии и то, как вы и общество понимаете и отождествляете себя с ней как в профессиональной, так и в личной обстановке. Кроме того, «классические» исследования в психологии будут рассмотрены со ссылкой на недавние исследования, демонстрирующие проблемы с их выводами, особенно в контексте текущего кризиса воспроизводимости в психологии.

Этот модуль посвящен целостным подходам к образованию/уходу/социальному обучению, которые способствуют социальному, эмоциональному, физическому и когнитивному развитию. Будет уделено внимание тому, как родственная теория формирует подходы и их значение для удовлетворения индивидуальных потребностей. Вы критически проанализируете совместную практику (например, родителей, специалистов) в поддержку целостных подходов. Будут изучены конкурирующие и дополняющие друг друга психологические и бихевиористские теории (например, Пиаже, Брунера, Колба, Маслоу) и системы социального обучения (например, Фрейре, Дьюи, Штайнер). Вы сравните целостные подходы с более традиционными подходами к развитию и обучению, углубляя свое понимание взаимосвязи между теориями и практикой. Будут проведены обсуждение и анализ того, как дети и молодежь поддерживаются в текущей практике, включая анализ ценности межведомственного/заинтересованного сотрудничества.

Этот модуль познакомит вас со сферой особых образовательных потребностей и инклюзивности (SENI). В модуле будут рассмотрены образовательные и социальные модели инвалидности в школах, а также на глобальном и национальном уровнях общества. Будет обсуждаться и подвергаться критике влияние конкурирующих точек зрения и изменения законодательства. Ожидается, что вы поразмышляете о своем собственном опыте и восприятии особых образовательных потребностей и инвалидности (SEND). Введение и введение в учебные навыки будут неотъемлемой частью этого модуля, включая взаимодействие с VLE.

«Личность и индивидуальные различия» — это многогранный модуль, который охватывает историю, краеугольные теоретические основы и методологические подходы к исследованию личности. Структура человеческой личности исследуется с использованием подхода, основанного на чертах, который применяется в различных подтемах, что приводит к всестороннему пониманию того, как личность и индивидуальные различия влияют на мышление и поведение в различных условиях. Также исследуется вклад биологических факторов и факторов окружающей среды в развитие личности и индивидуальных различий, а также связанные с этим противоречия. Вы закрепите свое обучение, используя психометрические методы для разработки и проведения количественного исследования в области исследования личности по вашему выбору. Соответственно, этот модуль помогает подготовить вас к модулю диссертации третьего года, предоставляя опыт исследовательского процесса, от проектирования, получения этического одобрения, сбора и анализа данных до сообщения и обсуждения результатов.

Этот модуль расширит ваши знания и понимание социальной психологии, одной из основных областей психологии, представленной в разделе «Исследования психологии I». Социальная психология познакомит вас с широтой и разнообразием социальной психологии как дисциплины от социального конструктивизма и групповых процессов до к социальному познанию, коллективному поведению и социальным взаимодействиям. Цель состоит в том, чтобы помочь вам получить детальное представление о том, как люди думают, чувствуют и действуют по отношению к другим людям и окружающему их миру. Ключевые темы познакомят вас с индексным характером дисциплины, помещающей исторические и современные исследования и теорию в более широкий социально-экономический и культурный контекст.

Этот модуль будет строить и расширять основные методы и статистические методы, полученные на уровне 4 в области психологии исследований I. Вы будете развивать знания и навыки, необходимые для продвинутых психологических исследований, включая использование методов количественного и качественного анализа. В частности, этот модуль охватывает три направления методов исследования, включая экспериментальные, психометрические и качественные методы. Статистические основы и применение методов, относящихся к экспериментальным (например, однофакторный дисперсионный анализ, факторный дисперсионный анализ) и психометрическим исследованиям (например, регрессия, множественная регрессия), охватываются и непосредственно расширяют методы, изученные в исследовании психологии I. Кроме того, вы разработаете навыки прикладных методов с использованием специального программного обеспечения, такого как SPSS, для анализа количественных данных. Также будут рассмотрены различные качественные подходы, методы и анализы, такие как навыки интервьюирования, дневники и фотовыявление, анализ дискурса, политекстуальный тематический анализ и описательная феноменология.

В этом модуле рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся на разных этапах их образовательного пути, и критика политики удовлетворения потребностей. В нем рассматриваются различия, с которыми некоторые дети или взрослые могут столкнуться в процессе обучения, которое было прервано по медицинским или социальным причинам и помечено как ОТПРАВКА. Через модуль проходят две основные темы: рассмотрение индивидуальных потребностей и реальное обеспечение этих потребностей. В модуле также будет изучено влияние социологических изменений на обучение, например культурных изменений в связи с вновь прибывшими в страну, как на уровне отдельного учащегося, так и на более широком уровне семьи. Вы рассмотрите среду обучения и оценку индивидуальных потребностей учащихся, а также роль более широких групп заинтересованных сторон, включая родителей и опекунов, в обеспечении максимального участия учащихся в образовательном процессе. Вы изучите отчеты и рекомендации, чтобы оценить роль фактических данных и их применение в учебной среде.

Этот модуль познакомит вас с критическим рассмотрением глобальных перспектив в SEND и включении. Модуль будет опираться на более широкие аспекты сравнительного образования, чтобы определить теоретическую основу для критики конкретных элементов и подходов, таких как различные национальные подходы к управлению учащимися с SEND, развитие национальной политики и практики, а также размышления о том, как системы внутри Великобритания ответила. У вас будет возможность развить свой интерес, исследуя SEND за пределами Великобритании в стране по вашему выбору. Обогащение будет осуществляться за счет развития международных связей, где это целесообразно.

Диссертация требует от вас независимой работы над проведением существенного исследования, демонстрирующего владение академическими знаниями и исследовательскими навыками, соответствующими Уровню 6. Вы будете опираться на свой существующий репертуар опыта, накопленного в ходе обучения на степень, в развитии отчет, похожий на статью в журнальном стиле, представитель дисциплины. Вы начнете свой протокол исследования, как определено в модуле первого семестра «Разработка исследовательского проекта», а затем будете управлять набором участников, сбором данных и анализом данных в соответствии с Кодексом этики и поведения BPS. Диссертация должна стремиться к выпуску опубликованных статей по дисциплине (соответствующей предметной теме). Дизайн исследования должен успешно решать вопрос исследования таким образом, чтобы сбор и анализ данных обеспечивали осмысленное понимание выявленного пробела в литературе. Ожидается, что вы тщательно изучите результаты в отношении соответствующих теоретических и методологических вопросов и при этом внесете значимый вклад в литературу.

Этот модуль посвящен биопсихологии основной области BPS, охватывающей аспекты биологической основы поведения, эмоций и психического здоровья. Модуль призван дать обзор того, как субдисциплины биопсихологии (например, нейропсихология, когнитивная нейробиология) подходят к вопросам психологических исследований. Модуль будет способствовать развитию глубокого понимания нейронной проводимости и основных структур/систем мозга для конкретных систем нейротрансмиттеров в качестве объяснения того, как мозг влияет на поведение. Модуль направлен на развитие вашего понимания анатомических и физиологических процессов, лежащих в основе психологического опыта, при изучении методологий, используемых для изучения современных проблем биопсихологии. Для достижения этих целей модуль позволит вам критически изучить, как разрабатываются современные биопсихологические модели, и оценить их как объяснение поведения на ключевых примерах (например, эмоции, память и обучение, наркотики и наркомания и психические расстройства). Этот модуль способствует применению нескольких точек зрения (включая знания, полученные в других областях в предыдущие годы) для критики биопсихологической теории и критической оценки информации с использованием доказательных рассуждений.

Этот модуль развивает знания и понимание основной области BPS когнитивной психологии, с которой вы познакомитесь на уровне 4 в исследовании психологии I. На протяжении этого модуля будет обсуждаться и критически оцениваться ряд различных когнитивно-психологических конструкций. (например, ресурсы обработки, внимание, память, язык) в качестве набора инструментов для теоретизирования умственного функционирования. Вы будете критически относиться к основным конструкциям когнитивной психологии, связанным с ними методологиям и ключевым перспективам (например, когнитивной нейропсихологии, неврологии, основам экспериментального метода). На протяжении всего модуля будет изучаться использование компьютеризированных экспериментальных парадигм, лежащих в основе теорий. Например, у вас будет возможность заняться классическими экспериментальными парадигмами или парадигмами с когнитивной основой, такой как обучение, память и компьютеризированные задачи по решению проблем, в рамках семинаров. Модуль направлен на демонстрацию широты подходов к пониманию когнитивных процессов, в то же время критически привлекая вас соответствующими связанными методологиями. У вас будет возможность участвовать в различных когнитивных экспериментах, чтобы облегчить ваше понимание ключевых тем и экспериментальных подходов.

Этот модуль дает вам возможность развивать и применять ключевые интеллектуальные, передаваемые и практические навыки, полученные на уровнях 4 и 5 программы, для разработки соответствующего исследовательского проекта для вашей диссертации по психологии. На протяжении всего модуля серия лекций, семинаров и практикумов будет способствовать дальнейшему развитию ваших навыков планирования исследований с использованием экспериментальных, квазиэкспериментальных методов, опросов и/или качественных методов исследования. Кроме того, вы разовьете критическое понимание этических проблем, связанных с проведением психологических исследований, ведущих к разработке исследовательского проекта, который соответствует Кодексу этики и поведения Британского психологического общества (2018 г.) и стандартам Комитета по этике исследований BGU.

В этом модуле будет рассмотрен ряд факторов, которые часто могут влиять на обучение и потенциально могут остаться незамеченными. Вы рассмотрите различные последствия психологических, социальных и эмоциональных нарушений при обучении. Это будет варьироваться от предрассудков, глобальной и локальной социальной изоляции до психического благополучия и успеваемости. К концу модуля вы узнаете, как ряд проблем может повлиять на индивидуальные потребности в обучении, и поймете, как различные сети поддержки и вмешательства могут обеспечить позитивное обучение и жизненный опыт для тех, кто сталкивается со скрытым неравенством. Вам будет предложено принять участие в определении содержания модуля.

Этот модуль знакомит вас с критической оценкой вопросов, связанных с руководством и управлением политикой и практикой в ​​SEND и включением. Учебный план будет включать в себя принципы лидерства и управления в сфере образования с акцентом на роли и обязанности специалистов в школах и других образовательных учреждениях в связи с обеспечением SEND/Inclusion (например, директор школы, SENDCO, классный руководитель, помощники по поддержке людей с особыми потребностями). Будет уделено внимание роли SENDCO и национальным стандартам для SENDCO, а также внедрению Свода правил для особых потребностей (2015 г.). Другими ключевыми вопросами будут культурный, контекстуальный характер лидерства и важность межличностных и внутриличностных навыков в создании изменений. Будет рассмотрено эмоциональное воздействие ролей лидера и последователя, а также то, как это проявляется на разных уровнях общества. К концу модуля вы продемонстрируете способность размышлять о своих способностях поддерживать и/или управлять организационными изменениями и реализацией политики на уровне, подходящем для тех, кто завершает программу бакалавриата.

Этот модуль знакомит вас со спектрами и калейдоскопами сложных потребностей и недостатков и их влиянием на обучение и поведение. У вас будет возможность подробно изучить расстройство аутистического спектра (РАС) и развить знания и понимание современного мышления, политики, подходов и стратегий для поддержки людей со сложными потребностями в образовании и социальных условиях.