Презентация на тему адаптация пятиклассников – Презентация к уроку (5 класс) на тему: Презентация «Адаптация пятиклассников»

Презентация к уроку (5 класс) на тему: Презентация «Адаптация пятиклассников»

Слайд 1

Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников»

Слайд 2

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи : — ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; — выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Слайд 3

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

Слайд 4

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 5

Проблемы школьной адаптации 1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

Слайд 6

2. изменение требований Проблемы школьной адаптации Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей — совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

Слайд 7

3. отсутствие контроля Проблемы школьной адаптации Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы — вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. — Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи- ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Слайд 8

4. пробелы в знаниях Проблемы школьной адаптации За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки… Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Слайд 9

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали — все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Слайд 10

Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей) Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Слайд 11

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям. Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Слайд 12

Результаты анкетирования в 5 классе 1.Тебе нравится в школе? Нравится- 100% (8 уч) 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу? Иду с радостью- 37%(3 уч.) Бывает разное – 63%(5 уч.) 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу ли остался дома? Пошёл бы в школу – 76% (6 уч.) Не знаю -12%(1 уч.) Остался бы дома- 12%(1 уч.) 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится – 88% (7 уч) Бывает разное – 12%(1 уч.) 5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Не хотел бы – 64% (5 уч) Хотел бы – 12 % (1 уч.) Не знаю – 24 % (2 уч.) 6. Ты хотел бы , чтобы в школе остались одни перемены? Не хотел бы – 88% (7 уч.) Не знаю- 12% (1 уч.)

Слайд 13

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? Часто- 88% (7 уч) Редко – 12% (1 уч.) 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Хотел бы -12% (1 уч.) Не хотел бы – 76% (6 уч) Точно не знаю – 12% (1 уч.) 9.У тебя в классе много друзей? Много – 88%(7 уч.) Мало- 12 % (1 уч.) 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся – 100% (8 уч.)

nsportal.ru

Презентация к уроку (5 класс) по теме: Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы


  Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», поэтому ребенку необходимо приспособиться  к индивидуальному стилю преподавания  каждого педагога;

появляется кабинетная система, а, значит, необходимо уметь концентрироваться,  воспитывать в себе собранность и внимательность;

прекращается посещение группы продленного дня, где можно было получить дополнительную помощь педагога в подготовке домашнего задания, а значит, возникает необходимость много работать самостоятельно;

  возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов),поэтому приходится справляться с возросшим объемом работ как на уроке, так и дома;

возрастает  темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем;

 все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся. Некоторые причины подобного явления можно выявить при сравнении работы в начальной школе и в среднем звене: (слайд 2)

Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно

Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем-предметником  (деиндивидуализация)

2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика

2.  Ученик  зачастую видится учителю несовершенным, в сравнении со старшими школьниками, поэтому  зачастую к нему предъявляются завышенные требования

Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику)

3.  Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов

Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей

4.   Научно-популярные тексты — нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность.

Я, как классный руководитель , 5 «Б» класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от первых двух месяцев учебы в среднем звене.

Класс большой (32 человека), дружный, очень активный. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.

В анкетировании участвовало 25 человек.

(слайд3)

На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?»  подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о  хорошей мотивации к обучению, но для 2 из 25 знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.

На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни, как мы видим, не может быть и речи. По секрету мне было сказано, что «Иногда» — это только для того, чтобы увидеть Марину Петровну (скучают).

(слайд 4)  Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки – это серьезный труд  и , к счастью ,в большинстве они с ним справляются успешно.

(слайд 5)   Ответы на вопрос о трудности предметов, я думаю, для нас очевиден: на первое место поставлены русский и математика.

вызывает  сомнение объективность ответа о «нетрудных» предметах – скорее это легкий подхалимаж классному руководителю. Тем не менее, определенные выводы можно сделать.

(слайд 6)  Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с  которым столкнулись пятиклашки, дал, для меня неожиданный результат:

Подавляющее большинство рады  увеличению нашего количества  в их жизни ;

Интересной кажется для большинства и кабинетная система;

Но больше всего  удивило отношение к субботам, и это значит, что пятиклассники достаточно оптимистично отнеслись к переходу из начальной школы в среднее звено. Как к переходу к новому этапу их школьной жизни .

(слайд 7)  основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.

(слайд 8)   хотелось бы обратится к учителям,  в этом году принимающим участие в судьбе пятиклассников,  прислушаться к следующим правилам:

 Применять  на уроках как индивидуальные, так и  групповые формы работы

 Практиковать нестандартные  ситуации на уроке

 Знать, что пик умственной активности – вторая половина урока

 Выработать оптимальный темп и ритм урока

 Постараться меньше использовать шумовые  раздражители

 Использовать динамические паузы

 Создавать атмосферу доброжелательности, искренности на уроке

Следить за своевременным  окончанием урока

nsportal.ru

Презентация » Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

 Во время адаптации пятиклассников к новым условиям обучения учителя обязаны помочь  им  решить такие проблемы:                                                                                                                                                                                                         Много новых учителей 

Непривычное  расписание.

Много новых кабинетов

Новый классный руководитель.

Проблемы со старшеклассниками.

Высокий темп работы.

Большой объём работы в классе и увеличенный объём  домашнего задания.

Разные, иногда противоречивые, требования педагогов.

 Ослабленный или вообще  нет  контроля

 Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к особенностям своеобразного  темпа, особенностям речи  разных учителей. 

Несамостоятельность в работе с текстами.

Низкий уровень развития речи.

 Слабое развитие навыков самостоятельной работы.

Особенности подросткового возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация » Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» »

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер ученик

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период;

от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальней-шая школьная жизнь ребенка.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,

что их волнует и беспокоит ,

с какими проблемами они сталкиваются

и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Некоторые проблемы

  • Много новых учителей
  • Непривычное расписание.
  • Много новых кабинетов.
  • Новый классный руководитель.
  • Проблемы со старшеклассниками.
  • Высокий темп работы.
  • Большой объём работы в классе и увеличенный объём домашнего задания .

Некоторые проблемы

  • Разные, иногда противоречивые , требования педагогов .
  • Ослабленный или вообще нет контроля
  • Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к особенностям своеобразного темпа, особенностям речи разных учителей . 
  • Несамостоятельность в работе с текстами.
  • Низкий уровень развития речи.
  • Слабое развитие навыков самостоятельной работы.
  • Особенности подросткового возраста . 

Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.

Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический.

Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся-  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково

Понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3.  Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

«Все профессии на земле – от учителя, и только профессия учителя – от Бога»

Обучать — значит вдвойне учиться. — Ж. Жубер 

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег

«Добро творящий творит Жизнь»

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что из этих допущений, вытекают три постулата Веры Учителя в ребенка: 1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность. 2. Ребенок несет в себе жизненную задачу — миссию. 3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. — М., 2000. — с. 15. .

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Презентация к родительскому собранию «Проблемы адаптации пятиклассников»

Родителям пятиклассников. Проблемы адаптации.

Возрастные особенности младшего подростка

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Усталый, утомленный вид ребенка.

Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки успешной адаптации : удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Чем можно помочь ?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.

У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.

Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Золотые правила

воспитания

для родителей

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Желаю успехов!

kopilkaurokov.ru