Презентация на тему толерантность – Презентация по психологии на тему «Толерантность»

Презентация к занятию на тему «Толерантности»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация к занятию тема: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Разработала: психолог МОУ Кесовогорская СОШ Мухина С.Н.

Слайд 2

16 ноября
Международный День Толерантности

Слайд 3

Что такое толерантность?

Слайд 4

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Слайд 5

Толерантность на разных языка мира
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Слайд 6

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Слайд 7

Сотрудничество
Прощение
Цветок толерантности

Слайд 8

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 9

Толерантный человек: 1. уважает любое мнение 2. доброжелательный 3. понимает и принимает других 4. чуткий 5. любознательный 6. доверяет людям 7. гуманный 8. умеет поддержать другого 9. УМЕЕТ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

Слайд 10

   Афоризмы и изречения великих мыслителей помогают нам видеть мир глазами других.  
    Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. ( Золотое правило этики) Только тот истинно учён, кто хорошо поступает. (Древнеиндийский афоризм) Трёх вещей нужно избегать (в жизни) : ненависти, зависти и презрения. (Восточная мудрость)   
 
 

Слайд 11

Основные правила толерантности:
  1.Относись к окружающим с уважением.  2.Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека. 3.Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. 4.  Не навязывай свое мнение другим. 5.Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую. 6.Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия. 7.Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.      

Слайд 12

Причина конфликтов в обществе – нетолерантные взаимоотношения между людьми: обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей намёки или прямые оскорбления. У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно!

Слайд 13

Выводы
Что означает быть толерантным? Зачем людям нужно быть толерантными? Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать наш мир лучше?

Слайд 14

Друзья, давайте жить дружно!

lusana.ru

Презентация «Толерантность-путь к миру»

МБОУ «Латышовская СОШ»

Кадошкинского района

Республики Мордовия

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Толерантность – путь к миру!»

hello_html_2c66ed23.png

Классный руководитель:

Абуткина М. А.

2013

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Слайд № 2.

Цели: — познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;

-формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

— познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Слайд № 3. Задачи:

Образовательная:

1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;

2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

3. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

Воспитательная:

  1. Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

  2. Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости;

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, памятки, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».

Слушайте внимательно.

(Читаю притчу)

Притча «Ладная семья» Слайд № 4

— Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

— Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: Любовь, терпение, прощение. (Слайд № 5)

Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

  1. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Ребята, современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд № 6.

Учитель: Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Слайды № 7-8. Талейран Перигор

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

4. Работа в группах:

Давайте прочитаем определения толерантности разных народов мира и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Слайд № 9.

• Толерантность – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. ( (Испанский)

• Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

• Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

• Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

• Толерантность-– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Немецкий)

• Толерантность, терпимость (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Учитель: Что общего в этих определениях?

Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель:В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

Работа в группах.

Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью. (Слайд № 10).

• «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)

• «Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий)

• «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)

• «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги)

• «Любовь к родителям — основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)

• Воровство порождает лень и жадность. (Не кради)

Слайд № 11.Давайте проверим. Ответы.

Учитель: Итак, быть толерантным, значит: (Слайд № 12)

• Уважать другого.

• Любить ближнего своего.

• Не злиться.

• Быть добрым, терпимым.

• Сострадать.

б) Определение качеств толерантной и интолерантной личности;

Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная и интолерантная личности.(Слайд №13).

РАБОТА ПО ГРУППАМ

Мы разделимся на 2 группы. Пусть I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа — черты, присущие интолерантной личности.

Слайд № 14.

Качества:

• Терпимость

• Бессердечность

• Конфликт

• Сострадание

• Прощение

• Вспыльчивость

• Желание что-либо делать вместе

• Милосердие

• Злорадство

• Ложь

• Сотрудничество

• Уважение прав других

• Раздражение

• Принятие другого таким, какой он есть

• Зависть

Слайд № 15.Проверяем. Ответы.

Учитель: Итак, такими качествами должна по вашему мнению обладать толерантная личность.

Ребята, все качества, которые относятся к толерантной личности, отмечены в эмблеме, созданной немецким художником Хельмутом Лангером. Она известна под названием «Эмблема толерантности».

Эмблема Толерантности:(Слайд № 16).

• Толерантность – это прощение.

• Толерантность – это сострадание.

• Толерантность – это уважение прав других.

• Толерантность – это сотрудничество.

• Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

• Толерантность – это дружба.

• Толерантность – это гармония в многообразии.

• Толерантность – мир и согласие.

• Толерантность – милосердие.

Учитель: Личность человека с такими качествами будет выглядеть также ярко и эффектно, как этот цветок.

в) Решение проблемных ситуаций.

Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: Нет, ссоримся…

Учитель: Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуации.

Проверяем толерантность.

У детей листочки, карандаши или ручки красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, еслисогласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.

Ситуации.

(Слайд № 17)

1)Младший брат сломал игрушку:

— ты его постараешься успокоить

— ты ударишь его

Слайд № 18.

2)Ты поссорился со своей сестрой:

— находишь выход

-обижаешься и мстишь

Слайд № 19.

3) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

— идешь гулять

— устраиваешь истерику

Слайд № 20.

4) Как вы поступите в такой ситуации:

Ты не согласен с кем – нибудь…

— ты всё-таки слушаешь его

— ты не даёшь ему говорить

Слайд № 21.

5) В классе ты уже ответил…

— тебе хочется ответить ещё

— ты предоставишь другим возможность ответить

Слайд № 22.

6) Саша плохо одет:

— это неважно

— я подсмеиваюсь над ним

Слайд № 23.

7) К тебе подошёл ребёнок- инвалид:

— ты брезгливо отвернулся от него

— он такой же, как все!

Учитель:Ребята, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.

— Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

— Как можно избежать драки?

Дети: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.(Слайд № 24)

• Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

• Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

• Имей терпение выслушать собеседника.

• Спокойно объясни свою точку зрения.

• Подумай, из-за чего возник спор.

5. Обобщающая беседа.

Учитель: Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

— Что вы чувствовали в тот момент?

— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

— Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

— Какая заповедь помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: « Не делай другому того, от чего больно тебе».

(Слайд № 25).

Учитель: А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

Ответы учащихся.

— Человек должен стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Знать и соблюдать заповеди. Быть толерантным.

Рефлексия.

-Вам понравился наш сегодняшний разговор?

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

-Что больше всего понравилось?

Выскажите свое мнение:(Слайд № 26)

-Привлекло меня тем,……..

-Показалось интересным,……..

-Заставило задуматься……….

-Навело меня на мысли……..

6. Итог.

Учитель: Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?», и мы с вами выяснили, что толерантность- это путь к миру, и пойдём мы к нему по дороге добра. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Развесим их на доску под заголовком «Дорога добра!»

«В добрый путь». Звучит песня «Иди дорогою добра» (Слайд № 27)

Всем ученикам раздаю памятки «Мои пожелания». (Слайд № 28)

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире.

— Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

(Слайд № 29)

Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

— Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да; б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?

а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;

б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена.Как вы «реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Памятка

«Как реализовать принципы толерантности»

Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.

Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша страна всегда будут маленькими Планетами Толерантности для всех!

infourok.ru

Презентация к уроку (9, 10, 11 класс) на тему: Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»

Цели (слайд 2):

  • Ввести и закрепить определение терминов «толерантность», «национализм», «ксенофобия», углубить понимание их значения.
  • Выявить основные черты толерантности;
  • Сформировать правильное представление о толерантном поведении
  • Воспитать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  •  Воспитать интернационализм, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.
  • Развитие нравственных общечеловеческих ценностей. Развитие умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Оборудование: 

  • проектор; 
  • анкеты; 
  • наглядные материалы («Цветок толерантности»).

Приложения:

  1. Презентация в формате PowerPoint;
  2. Бланк опросник;
  3. Таблица результатов тестирования в формате Excel.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого  из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.  Проблема сегодняшнего дня – насилие. Мы с вами живем в обществе, которое захлестнули волны насилия, расизма, дискриминации, манипуляции общественным мнением.

Наша страна является многонациональной, здесь проживают более 1000 различных этносов. Каждая народность имеет свои традиции и обычаи, свой язык общения и каноны воспитания, отличные от культур других народов. Даже если мы коснемся нашей школы, мы можем сказать о том, что в нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей. И говоря о гармонии взаимоотношений между народами и цивилизации, мы говорим о толерантности.

Итак, что же такое толерантность? Как вы думаете? (Дети высказывают свое мнение)

А что же говорят нам словари?

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации (слайд 4).

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (слайд 5).

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной (слайд 6).

tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать (слайд 7).

Итак, обобщив все эти понятия, что мы имеем.

Толерантность, терпимость – умение терпеть, принимать и признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо или чему-либо, быть снисходительным.

Каждый из нас, в первую очередь человек, не зависимо от цвета кожи, глаз, волос, мировоззрений, религиозной и политической принадлежности, различий по половым и возрастным признакам. Человек со всеми своими достоинствами и недостатками, привычками, взглядами. И в каждом окружающем нас человеке мы должны искать, прежде всего, человека, личность, индивидуальность.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? Хорошо или плохо, что все мы разные? Как вы считаете? (высказывания детей)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.

Быть толерантным  –  означает уважать других, невзирая на различия. Это могут быть различия не только в национальности, но так же и в возрасте, интересах, политических взгляда, социальном статусе. Быть толерантным  означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте с вами обсудим суждения двух известных людей

  1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого  (слайд 10)

Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. 

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. 
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. 
Л.Н.Толстой 

  • Почему писатель сравнивает человека с алмазом? 
  • Как вы считает, что значит «самоочищение»
  • О каком «вечном свете» говорит автор? 
  • Какова основная цель человека, по мнению писателя? 
  • Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека – служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие). 
  1. Анализ высказывания В. Франкла. (слайд 11)

Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

  • Как вы считаете, что значит быть «идеальным»? 
  • Каким вы видите свой идеал человека? 
    А можно ли быть идеальным? 
  • Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек – индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно). 
  • Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла? 

СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.


НАЦИОНАЛИЗМ. ЭКСТРЕМИЗМ. КСЕНОФОБИЯ

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу (слайд 16).

Ксенофобия — (греч. xenos — чужой) — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному, вплоть до навязчивого страха перед незнакомыми лицами (слайд 18).

В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм (jingoism) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме» (слайд 20).


ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДЕКСА ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002) (Таблица 1). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В опросник включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Обучающимся были розданы бланки опросника.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Исследование анонимное, подписывать фамилию не требуется.

Таблица 1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Результаты проведенного исследования в настоящий момент находятся в разработке. На данный момент можно только сказать что общий уровень толерантности выше 80 баллов, что является средним уровнем толерантности. В исследовании приняли участие 59 человек, из них только у четырех уровень толерантности ниже 60 баллов. У шести обучающихся уровень толерантности выше 100 баллов, их них у одного уровень выше 115 баллов, что может говорить о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию.


ИСТОЧНИКИ

  1. Бондарева С.Н., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему / С.Н. Бондарева, Д.В. Колесов – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011 г. – 240 с.
  2. Википедия/ Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  3. Ильинская С.Г. Толерантность / С.Г. Ильинская – М.: Праксис, 2007 г. – 288 с.
  4. Классный час в 9 классе на тему: «Толерантность – это твой жизненный путь»// Учительская копилка [Электронный ресурс] http://uchkopilka.ru/vne-deyat/klassnye-chasy/item/2585-klassnyj-chas-v-9-klasse-na-temu-tolerantnost-eto-tvoj-zhiznennyj-put 

nsportal.ru

Презентация урока для интерактивной доски (3 класс) на тему: Урок толерантности (презентация)

Слайд 1

Урок толерантности в 3в классе МБОУ ШКОЛА № 10

Слайд 2

Прозвенел звонок весёлый. Классный час начать готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Слайд 3

Каждый человек достоин уважения.

Слайд 4

Цель: привлечь внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения или отсутствия его; формировать нравственные качества человека. Задачи: познакомить с понятием “толерантность”; развивать стремление быть терпимым в обществе людей; развивать устную речь.

Слайд 5

Планета толерантности ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!!

Слайд 6

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.

Слайд 7

» История толерантности На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации

Слайд 8

Что такое уважение?

Слайд 20

Ситуация 1 В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха»,не будем с ним дружить!» Твои действия.

Слайд 21

Ситуация 2 Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Учитель?

Слайд 22

Ситуация 3 Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Слайд 23

Ситуация 4 Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

Слайд 24

Игра «Какой ты?»

Слайд 25

Какой ты дома? Младший братишка сломал твою игрушку… 1) Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно… 2)Ты ударишь его…

Слайд 26

Какой ты дома? Ты поссорился со своей сестрой… 1)Ты попытаешься объясниться с ней… 2)Ты обижаешься и мстишь ей за это…

Слайд 27

Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь… 1)Ты все-таки слушаешь его… 2)Ты не даешь ему говорить…

Слайд 28

Какой ты в школе? В классе учитель уже спросил тебя… 1)Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…» 2)Ты предоставишь другим возможность ответить….

Слайд 29

Какой ты дома? Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными… 1)Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять… 2)Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

Слайд 30

Каждый человек достоин уважения? Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других. Джек Лондон

Слайд 31

А ЦЕНИТЕ ИХ !

Слайд 32

Результаты теста: Больше 8 очков. Ты любезен, тебя уважают, ты нравишься окружающим , умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение : никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой. От 4 до 8 очков: Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым . Для кого – то ты идёшь на всё , старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид. Менее 4 очков . Тебе предстоит сложная работа над собой.

nsportal.ru

Презентация к уроку (10 класс) на тему: Презентация:»Толерантность»

Слайд 1

Толерантность

Слайд 2

Толерантность. Что это такое? — Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся». Толерантность — это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность — слово для живых!

Слайд 3

Толерантность – это термин означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение.

Слайд 4

Терпимость необходима к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слайд 5

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий

Слайд 6

В последнее время мир изменился, понимания его стали более многогранными, разноплановыми. Это вызвало необходимость принять некоторый кодекс понимания морального и физического образа жизни другого человека и его поведения, который и был принят ЮНЕСКО в 1995 году – это Декларацию принципов толерантности. Данная Декларация предусматривает установление гармонии, направленной на достижение мира во всем мире и способствует изменению всеобщей культуры от войны к миру, она включает понятие и принятие безоговорочного уважения, богатого разнообразия культур, форм самовыражения, способов выявления личности, самоидентификации и проявления индивидуальности.

Слайд 7

Сотрудничество Толерантность Прощение Терпимость к чужим мнениям, поведению Сострадание Уважение человеческого достоинства Уважение прав других Милосердие Принятие другого таким, какой он есть

Слайд 8

Формулы толерантного общения: — «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». — «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему». — «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

nsportal.ru

Презентация к уроку «Толерантность»

                  Сценарий урока толерантности

 

 Разработала: Борисова Л.В., учитель истории 1                                         квалификационной категории МБОУ СОШ № 51, г. Казань РТ

Мультимедийное сопровождение к уроку: Борисов А., студент КГАСУ РТ

 

Слайд 1 – Титульный лист

 

Слайд 2 – Актуальность выбранной темы

 

Слайд 3 – Цели и задачи урока

 

Цели:

— воспитание принципов толерантности в молодежной среде;

— выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей:

— признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

 

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2.     Обсудить основные понятия, связанные с проявлением  нетерпимости.

3.     Познакомить с некоторыми традициями разных стран через участие в тренинге.

4.     Развивать умение самооценки через участие и анализ результатов тестирования

 

Слайд 4

 

Высказывания «Lets respect each other», «Lets be tolerant!», «We do deserve it, because everybody of us an individual!», «Мыразные – вэтомнашебогатство, мывместе – вэтомнашасила!»

 

Слайд 5

Толерантность – это гармония в многообразии

 

Слайд 6

                  Теоретическая часть. Беседа.

 

     16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

     Определение толерантности в разных языках неоднозначно.

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов»

В китайском – быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке – « прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, терпение, расположение к другим»

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость»  — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей – не включали до последних пяти-семи лет  в себя все значения, присуще толерантности.

 

Слайд 7

     Примечательно, что в понимании феномена толерантности само слово толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего,  активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

      Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение».

     В латинской этимологии, в европейских языках представлены две точки зрения на толерантность: как на « терпимость»  и как на «поддержку».

     В понимание толерантность входят

— естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»).

— моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью (внешним «Я» человека – толерантность типа «Б»)

— нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним «Я» человека (толерантность типа «В»).

     Проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а это положило начало всем другим свободам.

     В современной российской реальности мы сталкиваемся с теми ил иными моделями поведения. К сожалению, в последе время,  доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в решении конфликтных ситуаций.

 

Слайд 8 – Цветок  толерантности

 

Слайд 9

     Академик Дмитрий Лихачев в 20 веке писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

     А вот изречение, приписываемое Вольтеру – философу 18 века:  «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая право высказывать собственное мнение», — афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.

 

Слайд 10

Толерантность – уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире в условиях плюрализма. Толерантность предполагает готовность признать «другого», имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

     Общепринято толерантность принимать как терпимость. В первую очередь толерантность – это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело,  проявляется терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту – все лучшие качества человеческой личности.

 

Слайд 11

Что способствует толерантности?

 

Слайды 12-14

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению

(тест поможет, приблизительно, определить нашу толерантность. Отвечать необходимо быстро, не задумываться)

1.     Вам предстоит участие в ролевой игре. Что вас устроит:

А) чтобы играли те, кто еще не знает правил

Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры

 

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

А) да

Б) нет

 

3. Болезненна ли для вас ситуация, когда приходится отказываться  от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники

А) да

Б) нет

 

4.Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения

А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ

Б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать

 

5.     Можете ли вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

А) вам всегда это трудно сделать

Б) сравнительно легко

 

6.     Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь

А) вы не переносите ни шуток. Ни самих шутников

Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме

 

7.     Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать «не свое дело»,стремясь казаться лучше, чем есть

А) да

Б) нет

 

8.      Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

А) вам не приятно, что внимание удете в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внилено ему, а не вам

Б) рады за знакомого

 

     А теперь подсчитайте баллы.

Запишите по 2 балла за ответы: 1,2,3,5,6,8 –Б и за 4,7 –А

 

     Результаты:

От 0 до 4. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто  вы стараетесь навязать свое мнении другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

 

От 5 до 12. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но можете веси диалог. Если считаете нужным, го меняете свои убеждения. Но порой вы способны на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

 

От 14 до 16.  У вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к ее парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

 

Слайд 15. Толерантность – путь к миру и согласию

 

Слайд 16,

Практическая часть. Тренинги.

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми: во внешности, языке, взглядах и т.д. Мы постараемся помочь себе понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от тебя и осознать «красоту различий».

 

Тренинг 1. ПРИВЕТСТВИЕ

Задача:

 

— разрядить обстановку

— сломать стереотипные формы поведения, повеселиться

— познакомиться с приветствиями в разных культурах

— сплотить группу

 

Ход занятия: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

 

— сложить руки как в «молитве»  на уровне груди (Япония)

— потереться носами( Новая Зеландия)

— пожать друг другу руки стоя на далеком расстоянии друг от друга (Великобритания)

— крепко обняться и  три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

— показать язык (Тибет)

— очень крепко пожать друг другу руки стоя на очень близко друг к другу (Германия)

— помахать рукой

— обняться и поцеловать в щеки друг друга четыре раза по очереди (Франция)

     Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга, как сказано в карточке.

 

Слайд 18

Обсуждение:

— понравилась ли вам игра?

— догадайтесь, из каких стран происходят ваши приветствия

— трудно ли было здороваться иным способом, незнакомым

— как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия

— какую роль играют приветствия в нашей жизни?

 

Слайд 19 Толерантность (Вставка)

 

Слайд 20

Тренинг 2. САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

 

Задача:

— научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею

— осознать уникальность других

— создать атмосферу открытости и доверия

 

Ход занятия:

Попросить участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например, что у него есть пять братьев и сестер. Если в группе никто не может сказать, что у него так же («Я тоже»), участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому частнику. В конце игры подсчитываются баллы  

 

Слайд 21 – Люди на свет рождаются разные

 

Слайд 22

Тренинг 4. ДОМИНО.

 

Задача:

— создать в группе атмосферу открытости

— «сломать лед», возникший на первых занятиях

— позволить участникам открыто говорить о себе

— показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи

 

Ход занятия

 

Напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особое домино»

Правила игры:

— первый участник становится в центр и называет две свои характеристики – «С одной стороны – я ношу очки, а с другой стороны – я люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки  или любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например: «С одной стороны я люблю мороженое, а с другой стороны у меня есть собака». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не станут частью домино.

Вопросы для обсуждения:

— что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»

— старались л участники называть саамы распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться

— что нового они узнали друг о друге

— что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то похож на них

— что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож

— хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

 

Слайд 23 – Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав

 

Слайд 24

Тренинг 5. НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ.

 

Задача:

— развлечь группу

-сконцентрировать внимание участников

— осознать ценность сотрудничества

— показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия

— сплотить группу

 

Слайд 25

Ход занятия:

 

Участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый говорит «Один», второй – «два» и т.д. Но есть проблема: если участники произнесут  число одновременно, то группа начинает сначала. В течении игры запрещены всякие разговоры

 

Обсуждение:

— как началась игра

-чего хотелось каждому сначала

-почему сначала ничего не получалось

-как удалось досчитать до десяти

-появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой

— чему нас научила эта игра

 

Слайд 26- Основные черты личности (Таблица)

Слайд 27 – Мы строим культуру мира

 

Слайд 28

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости

НАЦИЗМ – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм)

НАЦИОНАЛИЗМ – форма национального самосознания

КСЕНОФОБИЯ– любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам

ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или другим признакам. Одно из тягчайших преступлений против человечности

РАСИЗМ – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой

( Проведение дискуссии.  Вспомнить примеры из жизни)

 

Слайд 29

Наиболее сложной в круге рассматриваемых современностью проблем является задача выработки навыков поведения, практических действий в духе толерантности. Достижение этой задачи проверяется самой жизнь. Вместе с тем хочется н

infourok.ru

Презентация к уроку (3 класс) по теме: Что такое толерантность

Слайд 1

Картинка улыбки Н А С Т Р О Е Н И Е

Слайд 2

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

Слайд 3

Планета толерантности ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!!

Слайд 4

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.

Слайд 5

» История толерантности На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации

Слайд 6

Что такое пазлы?

Слайд 8

Ситуация 1 В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха»,не будем с ним дружить!» Твои действия.

Слайд 9

Ситуация 2 Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Учитель?

Слайд 10

Ситуация 3 Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Слайд 11

Ситуация 4 Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

Слайд 12

Игра «Какой ты?»

Слайд 13

Какой ты дом а? Младший братишка сломал твою игрушку… 1) Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно… 2)Ты ударишь его…

Слайд 14

Какой ты дом а? Ты поссорился со своей сестрой… 1)Ты попытаешься объясниться с ней… 2)Ты обижаешься и мстишь ей за это…

Слайд 15

Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь… 1)Ты все-таки слушаешь его… 2)Ты не даешь ему говорить…

Слайд 16

Какой ты в школе? В классе учитель уже спросил тебя… 1)Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…» 2)Ты предоставишь другим возможность ответить….

Слайд 17

Какой ты дом а? Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными… 1)Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять… 2)Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

Слайд 18

Толерантность – это способность человека терпимо относиться к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

Слайд 20

Толерантность – это уважение к другому!

Слайд 22

А ЦЕНИТЕ ИХ !

Слайд 23

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность ! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!

Слайд 24

Планета толерантности Ребята, вы поняли, что такое толерантность?

Слайд 25

Планета толерантности Уважение Доброта Сопереживание Дружба Понимание Поддержка Терпимость

Слайд 26

Планета толерантности Ребята, я надеюсь, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будьте толерантны!

nsportal.ru