Причины социальных отклонений – —

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

  1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.

  2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.

Литература

    1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

    2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.:ТЦ Сфера, 2005.

1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленную меру.

«Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.

Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.

Норма — это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей. Она закрепляется в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также может выступать в виде неписаных правил среды.

Нормы студентов?

Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей — гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр.

Социальное отклонение — это несоответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).

Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антисоциальное.

Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. (Право — совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающаяся на принудительную силу государства и нравственность. Словарь по социальной педагогике. С. 216).

Антисоциальное (от греч. anti

— против и социальный) — это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее не соответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определённые цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии.

Мертон выделил типы реакции человека при аномии (логически возможные варианты сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.

Конформизм

(от позднелат. conform is подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе

Инновативность (от лат. irmovatio возобновление, перемена) — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведёт к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента па средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведёт к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т. д.).

Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — отклоняющееся поведение. Это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» или «делинквентное».

Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Козн выдвинул теорию делинквентных субкультур.

studfile.net

Причины девиации и виды социальных отклонений

Введение

Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о понятии личности и сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент, социально выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Девиантное поведение личности

Под девиацией понимается несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или в обществе, и такое поведение называют отклоняющимся. При этом под “отклонением” подразумевают не только преступления или правонарушения, но и любое поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Социология девиантного поведения изучает социальные причины и следствия различного рода отклонений. Сюда можно отнести наркоманию, проституцию.

Говоря о девиантном (отклоняющемся) поведении нужно иметь в виду, что современное общество допускает наличие субкультурной девиации, т.е. явления, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам основной культуры данного общества.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиантности, является кризис социальной сферы, в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, СМИ, групп влияния). Несмотря на постоянные конфликты с родителями семья является для них значимой сферой жизни. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место выходит поддерживающая функция, создающая чувство защищенности и комфорта. В зависимости от того насколько полно реализуется эта функция можно судить о благополучии семьи и ее возможности противостоять девиантному поведению. Родители, потребляющие социальные наркотики, алкоголь, сигареты, сами того не желая, формируют установку на нормальность подобного поведения у своих детей. Табак и алкоголь – первый шаг на пути молодых людей к потреблению более сильных наркотиков. Провоцировать на потребление наркотиков может гиперопека с семьи, так и ее полное отсутствие.

В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам девиатного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм и т. д.

Причины девиации и виды социальных отклонений

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносит желаемых результатов. Несогласование между ожидаемым результатами реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы.

Некоторые причины связанны с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерно прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни. Опасность этого паразитизма опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков,совершают кражи, помогают сбыть краденое.

Одной из характерных причин социального поведения людей является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивность, проявляющаяся в производстве, в быту и т.д. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть людей будет опускаться на социальное дно. Вторая часть людей будет находить постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретая новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполнят новые ниши в социальной структуре общества, начнут играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Виды социальных отклонений личности:

1.Культурные и психические отклонения. Социальных психологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личности организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

– Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры.

– Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). Подвальная жизнь кажется им нормальной, у них существует свой подвальный моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичнымотклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичнымотклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4.Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

Особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

Сверхмотивация.Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит конпенсацией за лишение или переживания, переносимые в детстве или юности. Например, существует мнение, что наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Николо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

Личностные качества— личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

Счастливый случай.Большие достижения- это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

это… Понятие, классификация, признаки и характеристики

Для определения социальных отклонений используется термин «девиантное поведение». Это понятие применяется не только для обозначения определенных действий конкретного человека, но и для обозначения социальных явлений. Несмотря на одинаковое значение, данные понятия не должны отождествляться и имеют необходимость в разграничении.

Что же такое социальные отклонения?

В первую очередь, социальные отклонения – это нарушения общепринятых социальных норм и правил, которые характеризуются массовостью, стабильностью, устойчивостью и большой распространенностью в обществе. К самым распространенным отклонениям относится преступность, бюрократизм, тоталитаризм и даже пьянство. Список этот достаточно длинный.

неправомерное хулиганство

Как определяются отклонения?

Для того чтобы понять, что представляют собой социальные отклонения, следует разобраться со следующими терминами – явления социально-одобряемые и наоборот. В эти понятия входит огромное количество явлений, которые не регулируются социальными нормами. В этот круг входят и положительные категории, такие как творчество и те, которые имеют негативное влияние, к примеру, пьянство или массовое курение.

Последствия социальных отклонений

Определить последствия такого поведения сложно, так как этот вопрос весьма неоднозначен. Например, существует теория о том, что из уголовного права следует убрать те нормы, которые регулируют преступления без жертвы. Это может быть, к примеру, проституция, потребление легких наркотиков и так далее. И каждое общество всегда разделяется на два лагеря – противники данных явлений и те, кто выступают за легализацию.

совершение преступления

Признаки

Как и любые явления, происходящие в мире, социальные имеют свои факторы:

  • Историческая детерминированность.
  • Негативные последствия для общественности.
  • Массовый и устойчивый характер.

Борьба с социальными отклонениями общества происходит за счет правовых, экономических, моральных санкций.

Некоторые признаки неправомерного поведения являются переходящими, к ним могут относится брак по расчету, спекуляция и так далее.

Заметна существенная динамика лояльности к социальным отклонениям, а отношение общества к поведению его членов все более либеральное. К существенным достижениям общества можно отнести отмену смертной казни.

влияние общества

Социальные нормы

Это понятие, в первую очередь, определяет правила поведения, которые сложились исторически и выполняются обществом. Это общепринятые стандарты поведения человека в группе людей, и соблюдение этих стандартов – главное условие взаимодействия членов общества между собой. Социальные нормы и социальные отклонения — это два понятия, которые являются противоположностью друг другу.

Многие твердо уверены, что нормы – это неписанные правила общества, однако данную сферу регулируют и законодательные акты, и должностные инструкции, и иные организационные документы. Условно их можно разделить на следующие важные категории:

Человек не может следовать только одной из приведенных выше сфер, они все взаимодействуют между собой, потому что каждый член общества выполняет сразу несколько социальных ролей. Он гражданин, работник и член коллектива, мать или отец, сын или дочь, друг и так далее. Каждая из этих ролей требует определенного опыта и принятых норм поведения, поэтому человек перенимает этот опыт, который использует в будущем для самореализации.

Самое простое определение социального отклонения – это поведение человека, которое не соответствует ценностям и нормам, принятым в обществе.

плохое поведение

Формы девиантного поведения

Существуют следующие формы социальных отклонений:

  • Асоциальные отклонения предполагают поведение человека, не соответствующее общепринятым нормам, но в тоже время не нарушает законодательства и не считается противоправным.
  • Антисоциальное поведение характеризуются противоправными деяниями человека.
  • Аномия выражается в отчужденности человека от окружающих, характеризуется апатией и безразличием, депрессией и жизненным разочарованием, что зачастую приводит к преступности.

В социологии социальные отклонения заменяют на понятие «девиантное поведение», что с латинского и переводится, как несоответствие.

Под таким поведением подразумеваются поступки человека, которые идут в противовес общепринятым нормам и ценностям. В данном случае термин носит негативный окрас и подразумевает отрицательное поведение, которое идет в разрез с нравственностью. Зачастую такие поступки относятся к уголовно наказуемым и имеют свою систему наказаний. Социологи выделяют основные факторы, которые являются предпосылками к формированию социальных отклонений или девиантного поведения у человека:

  • Антропологические – влияние оказывает своеобразный внешний вид.
  • Биологические – влияние оказывает наследственность.
  • Психологические – нарушения или особенности психики.
  • Социологические – негативный социальный опыт, различия в воспитании и требованиями общества.

Какой бы фактор не повлиял на развитие социальных отклонений, реализуется он только в неблагоприятных для его развития условиях окружающей среды и воспитании.

девиантное поведение

В чем основа девиантного поведения?

Любые социальные отклонения основываются на биологии и психологии – это результаты воспитания как родителей, так и окружающего общества, негативная направленность личности, вредные привычки, которые вызывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение. Все начинается с усвоения ребенком антисоциального опыта поведения и перечисленные категории начинают регулировать поведение человека, его действия и поступки.

Социальные отклонения появляются с рождения?

Психологи и социологи установили, что девиантным становится поведение человека только постепенно и проходит определенные этапы развития:

  • Начинается все с противоречий между установленными социальными нормами и личностными ценностями.
  • Эти противоречия перерастают в несогласие и отрицание этих установленных норм и правил, что ведет к социальным отклонениям в развитии детей.
  • Отрицание сопровождается противоправными деяниями. Это может быть хулиганство, мошенничество, кража.
  • Регулярное повторение противоправных деяний.
  • Накопление опыта асоциального поведения.
  • Регулярное нарушение закона и совершение серьезных преступлений.

Каждый из этапов имеет свои особенности и специфику воздействия.

правильное воспитание

Характеристика девиантного поведения

Все мы знаем, что проблемы в становлении личности начинаются с воспитания. Именно поэтому негативные последствия обусловлены упущениями в данном процессе. Каждый человек, каждый ребенок – индивидуален и с этого должно начинаться любое воспитание. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития любых возможностей ребенка, будь то познавательная, чувственная или волевая деятельность. Но вдобавок к этому нельзя забывать, что нужно не только развивать достоинства, но и учиться преодолевать недостатки ребенка. Для этого следует учитывать абсолютно все сопровождающие факторы, вплоть до возраста воспитываемого.

Как возраст влияет на поведение?

Психологи не раз заостряли внимание на том, что наиболее сложным для воспитания является, так называемый, подростковый или переходный возраст, приходится он на 11-16 лет. Этот этап знаменуется важным переходом из раннего детства в период осознанности и «вырастания», в это время активно продолжается процесс первичной социализации. Социальные отклонения детей начинаются именно в этом возрасте.

Следующий этап – юношеский возраст, который приходится на 17-23 года. Это окончательный переход из детства во взрослую самостоятельную жизнь. Данный период имеет важное значение не только в социальном плане, но и в биологическом. Психологи отмечают, что как в юношеском, так и в подростковом возрасте присутствуют абсолютно идентичные проблемы. Если их проигнорировать, может появиться риск развития девиантного поведения.

правомерное поведение

Проблемы воспитания

К данной категории относятся:

  • Возрастные кризисы, которые сопровождаются ускоренным и неравномерным развитием организма в период полового созревания, недоразвитость определенных систем органов, которая значительно влияет на самочувствие ребенка как физическое, так и психическое. Гормоны и нарушение работы эндокринной системы, что чревато эмоциональной неустойчивостью.
  • Конфликты со взрослым поколением, непонимание между старшими и младшими.
  • Критическое отношение к поступкам взрослых (учителей и родителей).
  • Потребность в самоутверждении, что приводит к конфликтам со сверстниками в негативном их проявлении и к отклонениям социального поведения.

Но, несмотря на психологические и биологические факторы, первостепенное значение имеют недостатки в воспитании. К ним можно отнести:

  • Социальные отклонения — это упущения и ошибки семьи в воспитании ребенка.
  • Постоянное отстранение детей от жизненных неурядиц, от работы и любой активной деятельности, что порождает инфантильность, отсутствие чувства сострадания, неумения принять важное решение в критической ситуации и так далее.
  • Недостатки в обучении и воспитании в детских садах и школах.
  • Негативная окружающая среда в процессе воспитания, неблагополучная семья, отрицательное воздействие компании и товарищей и так далее.
  • Отсутствие взаимодействия в вопросах воспитания между семьей и школой.
  • Проблемы с самооценкой ребенка, отклонения в личностных притязаниях, полное безразличие к ценностям и нежелание самосовершенствоваться и так далее.

Никогда нельзя забывать, что все проблемы идут из семьи и только достойное воспитание, работа над ошибками способны уберечь от развития девиантного поведения личности. Ребенок с малых лет впитывает все, что его окружает, как губка. Поведение родителей, их друзей, общества — все это оказывает сильное влияние на становление ребенка как личности.

fb.ru

4. Социальные отклонения

Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.

Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17].

Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

Следует заметить, что между двумя полюсами — «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» — лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен.

Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки:

— историческая детерминировнность,

— негативные последствия для общества,

— относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.

Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициден -ту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т. п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом [9].

Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие — 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2:1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6:1, по кражам — 73:1, по вымогательству (рэкет) — более 17000:1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами.

В целом функциями социальных отклонений могут быть:

— интеграция группы;

— формирование морального кодекса общества;

— выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций;

— бегство;

— сигнал о неизбежных социальных изменениях;

— способ самоидентификации и самореализации и др.

Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия.

studfile.net