Приемы и способы эмоциональной саморегуляции педагога: Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния | Материал на тему:

Эмоциональная саморегуляции учителя в деятельности

Эмоциональная саморегуляции учителя в деятельности

На главную

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Личность учителя в контексте профессиональной деятельности……..5

1.1. Профессиональные требования к личности учителя…………………5
1.2. Эмоциональная саморегуляция педагога, как важный фактор в профессиональной деятельности…………………………………………………………11

2. Прикладные аспекты эмоциональной саморегуляции учителя………18

2.1. Методы и методики определения эмоционального состояния учителя………………………………………………………………………………….18
2.2. Рекомендации по эмоциональной саморегуляции поведения учителя………………………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………….25
Литература…………………………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………28


Введение.

Актуальность проблемы изучения эмоциональной саморегуляции педагога очевидна и обуславливается теми объективными факторами, которые возникают не только в связи с определенной спецификой педагогической деятельности, но и сложились в нашем социокультурном пространстве за последние десятилетия.


Так, сам по себе факт, что заработная плата учителя, не позволяет ему в полной мере удовлетворить все свои потребности может восприниматься им как обычная ситуация, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, т. е. эмоциогенным фактором. К тому же феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами — в три раза, по данным Т.Н. Егоровой (приводится по [8, с.26]),— заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, и т. п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. Этому же способствует и «старение» учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы. Правда, трудности, обусловленные «старением» учительства, рассматривал еще М.
М. Рубинштейн[21]. Негативно сказывается на профессионализации будущих учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты. Сюда же следует отнести психологические трудности «принимающего», «безусловного» общения, описанные К. Роджерсом  и Э. Фроммом[23].
По существу эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, гордость избранной профессией или разочарование в ней и т. п.[19],[21],[26]
Не смотря на то, что  вопросам эмоциональной саморегуляции  педагога посвящено не мало работ как отечественных, так и зарубежных исследователей,   они по-прежнему остаются малоизученными. Как правило, затрагиваются отдельные аспекты данной проблемы, в русле того или иного подхода, либо приводятся отдельные, порою не связанные друг с другом упражнения для снятия эмоционального напряжения в различных учебных пособиях и периодических изданиях.
Так, например, Н.В. Витт [4] изучал способы осознанного управления эмоциями от высших психических образований, социальных по происхождению, до эмоционального реагирования.
Как считает Б.Ф.Ломов [10] наиболее плодотворным выступает личностный подход к проблеме, согласно которому личность рассматривается как субъект психической активности с разным эмоциональным отношением к событиям, избирательностью эмоционального отклика, своеобразием возникающих эмоциональных состояний.
Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно  снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям, связанным с профессиональной деятельностью.
Недостаточная профессионально-психологическая подготовка к поведению в эмоциогенных ситуациях особенно ощущается среди молодых учителей. Формами их педагогического воздействия в ряде случаев становятся «скандальный окрик, постоянные угрозы, ярлыки и клички, изгнание с уроков». В связи с этим эмоциональная регуляция — важный показатель уровня квалификации учителя[25, c.58].
Таким образом, данная курсовая работа посвящена проблеме эмоциональной саморегуляции учителя в его профессиональной деятельности.
Основными методами исследования явились: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение и анализ практического состояния проблемы в учреждениях образования; изучение личности педагогов в контексте их эмоциональной саморегуляции при помощи методик «теста А.Ассингера» и «Оценка нервно-психической устойчивость (НПУ) педагога».
Цель исследования: выяснить особенности эмоциональной саморегуляции учителя.
Объект исследования: личность учителя.
Предмет исследования: личностные детерминанты эмоциональной саморегуляции учителя.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz

Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)

 

В данном методическом пособии отражён теоретический материал, интегрирующий основные положения «Педагогики» и «Педагогического мастерства», определяющие структуру педагогической деятельности педагога, сущность и основные компоненты его профессионального мастерства. Особое внимание уделено вопросам формирования и развития педагогического мастерства учителя начальных классов.

Данным пособием могут пользоваться студенты дневного и специального заочного отделения, магистранты, учащиеся педагогического колледжа, а также учителя начальной и средней школы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предмет, структура и задачи курса

Основы педагогического мастерства

Формирование и развитие педагогического мастерства

Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности

Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства

Педагогическое мастерство учителя

Педагогическое мастерство воспитателя

Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения

Мастерство управления педагогическим общением

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы наблюдается некоторое снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи. Одной из причин этого является сложность педагогической профессии, что связано, с одной стороны, с возрастанием материального фактора (как правило, родители стараются приобщить детей к видам деятельности, дающим возможность больше зарабатывать — менеджер, предприниматель, продавец и т.п.), с другой стороны, педагогический труд стал ещё более сложным, поскольку с укреплением рыночных отношений изменилась психология людей, их отношение к школе, к учёбе.

Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога.

Сегодняшний педагог, где бы он ни работал — в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.

Какие из них необходимы учителю начальных классов, призванного формировать у детей 7-11 лет основы гуманитарных, технических и естественных знаний, навыки письма, счета, грамотной речи? Как сам учитель может определить уровень сформированности своего профессионального мастерства? Как он сможет повысить свою квалификацию? На все эти и многие другие вопросы студенты, магистранты, молодые учителя смогут найти достаточно точные и полные ответы в данном пособии.

Надеемся, что пособие будет полезно и для тех, кто не первый год работает учителем и стремится повысить свою квалификацию.

 

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСА

 

1. Введение. Предмет и структура курса

 

Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения — процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях.

Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи и подростков в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Подготовка таких кадров — важнейшая задача вуза. В решении этой задачи особую роль играет курс «Педагогическое мастерство»

Предмет курса — мастерство учителя-воспитателя, система его формирования и развития.

Структура данного курса включает такие вопросы, как:

– сущность педагогического мастерства;

– личностные качества педагога;

– педагогическая техника и технология;

– актёрское мастерство педагога;

– культура речи и ораторское искусство и другие.

Данное содержание курса должно обеспечивать хорошую профессиональную и творческую подготовку педагогических кадров

 

2. Задачи курса

 

1. Дать будущим учителям понятие о педагогическом мастерстве и его составных элементах, о личностных качествах педагога.

2. Раскрыть пути, методы и средства формирования и развития педагогического мастерства.

3. В ходе занятий формировать и развивать у будущих педагогов профессионально значимые знания, умения и навыки.

4. Формировать у студентов умение изучать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт.

Все эти задачи должны решаться комплексно, в их единстве, при активном участии каждого студента.

Данный курс тесно связан со многими другими дисциплинами, изучаемыми будущими педагогами.

Во-первых, начальные сведения о профессиональной деятельности учителя студенты получают при изучении курса «Педагогика», в частности, им даётся понятие о профессии педагога, его значении в обществе, о задачах и содержании, методах и формах работы учителя-воспитателя.

Во-вторых, этот курс тесно связан с психологическими дисциплинами, в частности, с общей и педагогической психологией, которые раскрывают психологические особенности педагогического труда, роль психологических процессов (памяти, мышления, воображения, воли и др.) в деятельности учителя, воспитателя.

В-третьих, курс «Педагогическое мастерство» связан также с «Этикой», «Эстетикой», «Логикой», «Культурой речи», так как педагогическая деятельность сложна и многопланова.

 

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

1. История понятия «педагогическое мастерство»

 

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актёр и т. д.

С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог — мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педмастерства, его сложности и многоплановости.

 

2. Основные компоненты педагогического мастерства

 

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I — Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

II — Профессионально значимые знания.

III — Профессионально необходимые способности, умения и навыки.

IV — Профессиональное творчество.

Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога.

Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам — в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.

Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. К примеру, учитель начальных классов проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам: родному языку, чтению, математике, труду, природоведению, изобразительному искусству и др. Таким образом, его специальная подготовка включает в себя овладение знаниями по всем вышеназванным предметам. Вместе с этим учителю начальной школы необходимы знания и по частным методикам, которые помогут ему в доступной форме донести свои знания по этим предметам до каждого ученика.

Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором — для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы — это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.

В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности — способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности — способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности — способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности — умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности — умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности — способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся — умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.

 

3. Творческий характер педагогической деятельности

 

По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем — а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.

Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие — это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.

Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.

Условно все вышеназванные требования к педагогическому мастерству представлены в таблице «Структура и основные компоненты педмастерства».

 

4. Критерии сформированности педагогического мастерства

 

В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя, воспитателя. Предлагаем следующие критерии этой оценки:

1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;

2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики;

3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях;

4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

1. Этапы формирования педагогического мастерства

 

В ходе аттестации учителей, в том числе учителей начальных классов, оценивается их способность управлять процессом обучения и воспитания, что требует от них высокой квалификации.

Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.

Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:

I этап: профессиональное. просвещение;

II этап- профотбор и профподготовка;

III этап:- профадатация;

IV этап- профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.

IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.

 

2. Технология оценки педмастерства

 

Учителя периодически проходят аттестацию с целью получения той или иной категории, от которой зависит оплата их труда. Как известно, существуют следующие категории квалификации учителей: высшая, I, II и III категории, однако определение уровня мастерства педагога — одна из сложнейших задач, стоящих перед руководителями школ, работников народного образования. Можно ли оценить результаты педагогической деятельности?

Оценить труд педагога очень сложно, поскольку его работа многогранна, многопланова, включает в себя различные виды деятельности: учебную, воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Поэтому здесь необходим комплексный подход.

Во-первых, в процессе аттестации необходимо, прежде всего, оценивать не только знания, умения, навыки учителя — воспитателя, но и его отношение к работе, степень его ответственности и уровень сформированности позитивных личностных качеств.

Во-вторых, аттестация не может быть однодневной акцией, она должна проводиться в течение всего учебного года или, в крайнем случае, нескольких месяцев, на основе заранее утверждённого плана.

В-третьих, рекомендуется в начальной школе проводить аттестацию с участием всех учителей начальных классов, а не только завуча.

В ходе взаимооценки и самооценки рекомендуется использовать следующую таблицу-тест.

Содержание данной таблицы отражает основные компоненты педагогического мастерства, описанные выше. Как видно из таблицы 1, педмастерство включает в себя 4 основных компонента, каждый из которых, в свою очередь, также состоит из 4-х элементов, всего их 16.

Если условно оценить каждый элемент 10-ю баллами, то в результате уровень сформированности педмастерства можно оценить в целом 160-ю баллами.

Оценивая себя или друг друга, педагоги выставляют баллы за каждый элемент (по горизонтали), суммируя их по всем четырём структурным компонентам (по вертикали), они получают возможность определить уровень сформированности как отдельных элементов, так и педмастерства в целом:

Высокий уровень — 136-160 баллов

Хороший уровень — 121-135 баллов

Достаточный уровень — 101-120 баллов

Низкий уровень — 88-100 баллов

Полученные таким образом данные педагогу необходимо, прежде всего, самому проанализировать их. При этом он может задать себе следующие вопросы: На каком уровне развития мои профессиональные знания, умения, способности? В чём мои сильные и слабые стороны? Что я должен делать, чтобы избавиться от недостатков?

Следует подчеркнуть, что если педагог не достиг высшего уровня квалификации, то он должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, способности и личностные качества, повышая тем самым свою квалификацию. При этом недостающие элементы он может временно компенсировать имеющимися, продолжая процесс самообразования и самовоспитания. Этот процесс можно также условно подразделить на несколько этапов.

Первые 3-5 лет педагог считается молодым специалистом, за ним по месту работы закрепляется опытный наставник, под руководством которого он изучает массовый опыт и внедряет его в свою практику.

На протяжении следующих 5-6 лет молодые учителя закрепляют и развивают свои профессиональные навыки, у них начинает формироваться свой стиль работы.

В следующие 5-10 лет среди учителей выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также создающий свой оригинальный опыт.

Вышеназванные этапы выделены условно, так как процесс становления и развития педагога-мастера индивидуален, его личность неповторима: одни быстро завоёвывают авторитет своей активностью во всех делах, другие — интересными уроками или внеурочными мероприятиями, третьи — внедряя передовые технологии и методы работы.

Совершенствование педмастерства может осуществляться следующими путями.

1. Постоянная работа над собой (чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий опытных педагогов, занятия аутотренингом).

2. Использование средств массовой информации (ТВ-передач, научно-методических журналов, газет), изучение новинок научно педагогической и методической литературы.

3. Использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение, педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские, областные семинары).

4. Учёба в институте повышения квалификации, а также участие в различных семинарах, организуемых как государственными, так и внегосударственными учреждениями и фондами.

Все эти пути и методы взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Требования к личности современного педагога

 

Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обладать большим мастерством и определенными качествами личности.

Каким требованиям современного общества должен отвечать современный учитель, в том числе — учитель начальной школы?

Он должен быть:

– всесторонне развитым, творческим, деловым;

– владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;

– духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;

– быть настоящим гражданином — патриотом;

– в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;

– любящим детей и свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;

– свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от учителей большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.

Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся.

Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности учителя в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он развивает свои способности и возможности.

Педагогическая деятельность в силу своей интенсивности требует от человека постоянного поиска новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог. В процессе освоения педмастерства учитель должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.

 

2. Личностные качества педагога

 

Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.

В начальную школу приходят дети 6-7 лет, а это особая группа детей со своим специфическим духовным миром, со своими интересами и возможностями.

Каким же человеком должен быть педагог, обучающий и воспитывающий младших школьников?

Во-первых, учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям — это не желание, а назначением педагога нести людям добро и милосердие.

Во — вторых, учитель должен понимать детей.

В — третьих, он должен заботиться об их будущем.

Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.

Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.

Деятельность учителя-воспитателя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в младшем школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе — личность первого учителя.

Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности — неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.

К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм — словом, он должен быть идеалом для своих учеников.

Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение — основа педагогической деятельности.

Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.

Можно выделить следующие особенности личности педагога:


1. Скромность — одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких — либо ситуаций и решении проблем.

2. Великодушие — традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.

3. Открытость — характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.

4. Личный положительный пример — для этого педагог должен стараться:

– быть естественным и современным;

– быть тактичным в поведении;

– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;

– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;

– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.

5. Терпимость — проявляется в следующих ситуациях:

– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;

– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;

– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.

6. Душевность — проявляется в следующих ситуациях:

– в формировании человеческих идеалов, потребностей;

– в культуре межличностного общения;

– в повседневном поведения;

– в доброжелательном отношении к людям.

7. Высокая нравственность педагога:

– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;

– в реализации навыков поведения;

– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.

Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.

 

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
olderfiles -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников
olderfiles -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент
olderfiles -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»
olderfiles -> Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике. Анна Юрьевна Панарад
olderfiles -> Познавательная активность учащихся
olderfiles -> Влияние индивидуальных психологических особенностей на профессиональный выбор
olderfiles -> Семинар психологов, социальных педагогов и зам по вр. «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
olderfiles -> Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
olderfiles -> Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании


Скачать 326 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Стратегии эмоциональной саморегуляции для учителей

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ
17 ноября 2018 г./ By Zineb DJOUB

Преподавание — это эмоционально нагруженный процесс как для учителей, так и для учеников. Речь идет не только о предоставлении информации и поддержке учащихся в совершенствовании и обучении, но и о повышении положительных эмоций , ведущих к обучению. Как учителя, мы также сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать у нас гнев, разочарование, отвращение, грусть или даже возбуждение. Чтобы создать благоприятную учебную атмосферу, мы должны уметь регулировать свои эмоции, используя эффективные стратегии. Что же такое эмоциональная саморегуляция? И какие стратегии эмоциональной саморегуляции нам нужны, чтобы преуспеть в обучении?

Эмоциональная саморегуляция

Эмоции являются частью нашей повседневной жизни. Они охватывают чувства, психические состояния и реакции (поведение) на человека или событие.

Обучение предъявляет к нашим эмоциям разные требования. Мы должны быть спокойными и контролируемыми даже в стрессовых ситуациях. Это достигается за счет регулирования наших эмоций или их корректировки на оптимальном уровне в каждой ситуации.

Например, когда мы сильно волнуемся, чтобы использовать новую деятельность в классе, это может привести к тому, что наши ученики будут перегружены большим количеством контента и сбиты с толку (нам нужно подавить регулирование). Однако демонстрация отсутствия интереса к его использованию может сделать учащихся незаинтересованными и нежелающими участвовать (требуется повышающее регулирование).

Психолог Барбара Фредриксон обнаружила, что слишком много положительных эмоций — и слишком мало отрицательных — делает людей негибкими перед лицом новых вызовов. Таким образом, саморегуляция заключается в сдерживании наших эмоций, чтобы восстановить этот баланс.

Стратегии эмоциональной саморегуляции

Вот 5 5 стратегий эмоциональной саморегуляции , которые помогут вам регулировать свои эмоции, избегать утечки энергии и поддерживать здоровую учебную атмосферу.

1. Установите профессиональный кодекс поведения

Регулирование эмоций включает в себя контроль чувств и установление профессиональных отношений со студентами . Для достижения этой цели учителя должны установить для себя кодекс поведения, подчеркнув, что можно и чего нельзя делать следующим образом:

Следите за тем, что вы чувствуете

и т. д.) не пытайтесь их подавить (подход избегания). Исследования показали, что подавление потребляет когнитивные ресурсы, из-за чего учитель не может проводить урок, поскольку неприятная эмоция вряд ли исчезнет (Gross, 2002; Kimura, 2010).

Но это не значит, что ваши эмоции должны вами управлять. Старайтесь показывать их адекватно и последовательно с ситуацией. Не кричите, не кричите, не плачьте и не говорите слов, которые нельзя говорить своим ученикам и которые могут разрушить вашу профессиональную идентичность . Вместо этого оцените (переоцените) эту ситуацию, чтобы узнать «почему».

Например, если учащиеся совершают деструктивных действий , покажите им, что это неприемлемо, разговаривая с ними гневным тоном, не теряя уважения и не проявляя насилия (показывайте гневные чувства, а не гневные действия).

Тогда попытайтесь понять, почему они так себя ведут. Говорите с ними тихо и в основном слушайте их (в классе, устанавливая с ними прямой зрительный контакт или индивидуально после урока).

Их может не заинтересовать выбранное вами занятие или они не поняли ваших указаний и т. д. Поэтому сосредоточьтесь на актуальной проблеме, как успешнее с ней справиться и направьте действия, чтобы избежать ее в будущем.

Не сосредотачивайтесь на своих эмоциях (как они свели вас с ума) и не принимайте все близко к сердцу, потому что эти неприятные эмоции будут приходить к вам снова и снова и заставлять вас чувствовать себя выгорание и эскалация конфликтов со своими учениками.

Когда вы чувствуете стресс, отсутствие интереса к данной деятельности или даже демотивацию из-за школьной реформы, администраторов и т. д., никогда не показывайте свои чувства и старайтесь вести себя равнодушно. Вы должны быть образцом для подражания, который вдохновляет, мотивирует и способствует обучению учащихся.

За исключением случаев, когда вы устали или больны, независимо от того, говорят ли об этом вашим ученикам или нет, они могут узнать об этом по вашему лицу, голосу, поведению и, вероятно, поймут (понимание зависит от того, насколько серьезен и привержен учитель).

Установление профессиональных отношений между учителем и учеником

Установление и поддержание профессиональных отношений со своими учениками очень помогает в процессе эмоциональной саморегуляции. Это потому, что это может помочь вам узнать, какие профессиональные границы установить и как вы должны вести себя соответственно.

Чтобы иметь профессиональные отношения для себя, будьте дружелюбны (не друзья) со своими учениками. Заботьтесь и проявляйте интерес к их обучению. Уважайте их частную жизнь и достоинство и помогайте им учиться и совершенствоваться.

Также будьте осторожны, не заводите личных отношений вне класса, не проявляйте преференциальное отношение к ученикам и не используйте свой авторитет для причинения им вреда.

2. Будьте уверены в себе

Уверенность в себе дает вам возможность регулировать свои эмоции в различных ситуациях и адекватно реагировать на неловкие ситуации или проблемы.

Я до сих пор помню первые дни своего обучения. Я не мог скрыть свои страхи, мое лицо краснело от смущения и дрожали руки, когда материалы не работали или когда мои взрослые ученики задавали вопросы, на которые у меня не было ответа.

Будучи не в состоянии контролировать свои эмоции, я ничего не мог сделать, чтобы избежать их скептических взглядов и саркастических комментариев. Я понял, что недостаточно уверен в себе, чтобы справляться с такими ситуациями.

Итак, верьте в свою способность регулировать свои эмоции и успешно справляться с любой ситуацией в классе, и всегда произносите волшебное предложение Я МОГУ сделать это, чтобы усилить это чувство.

3. Вооружитесь инструментами, чтобы чувствовать себя в безопасности

Необходимо иметь инструменты, которые помогут вам справляться с различными ситуациями. Это позволяет вам чувствовать себя в безопасности и эффективно регулировать свои эмоции. Вот они:

Узнайте больше о своих учениках

Потратьте время и энергию на изучение эмоциональных, физических и когнитивных потребностей ваших учеников. Вы можете обратиться за помощью к школьным консультантам и сотрудничать с родителями , чтобы понять своих учеников и решить проблемы, которые могут помешать их успеху.

Преодолеть заранее

Хорошая подготовка необходима для того, чтобы чувствовать себя в безопасности и комфортно, но вы также должны предвидеть неожиданное и планировать его. Действительно, вы не можете предвидеть все возможности, но вы можете подготовиться к большему количеству альтернатив.

Готовя уроки , подумайте о том, что может случиться. Поэтому постарайтесь предвидеть проблемы в отношениях, а затем решите, «что следует сделать в этом случае», составив свой план и накопив ресурсы для предстоящих рисков и требований.

Итак, не ждите, пока возникнут проблемы (реактивное преодоление), а подумайте о своих учениках, о том, как они могут себя вести, и подготовьтесь к таким ситуациям.

Узнайте, как вести себя в неловких ситуациях

Если ваши ученики задают вопросы, на которые у вас нет ответов или вы в них не уверены; если вы сделаете ошибку и это заметят ученики…. .так что бы вы сделали в таких ситуациях? Читайте книги, статьи и сообщения в блогах о стратегиях управления классом, спрашивайте экспертов и общайтесь с другими учителями, чтобы узнать о них больше.

Сотрудничайте с коллегами

Делитесь с коллегами новыми материалами, заданиями, планами уроков, учебными идеями и т. д., прежде чем представлять их в классе. Вместе подумайте, как это могут воспринять учащиеся, как они отреагируют, и придите к общему мнению о том, что следует делать. Затем сообщите о своем наблюдении и, если необходимо, пересмотрите свои решения.

4. Поднимите себе настроение в трудные моменты

Когда мы сталкиваемся с проблемой или глубокой личной утратой дома, наше эмоциональное состояние, скорее всего, еще больше ухудшится из-за плохого поведения любого учащегося.

Мы можем выходить из себя, кричать, орать, ругаться, делиться своими проблемами со студентами, плакать и т. д., и таким образом позволять другим наблюдать за нашими эмоциональными проявлениями только для того, чтобы найти облегчение от того, с чем мы сталкиваемся. В такие моменты нелегко регулировать наши эмоции.

Но классная комната не является местом для излияния наших эмоций, так как это ни к чему не приведет, кроме потери уважения наших учеников и их участия в обучении . Итак, чтобы свести к минимуму влияние этих трудных моментов на студентов:

# По дороге на работу слушайте любимую музыку, песню или читайте книгу, журнал или любую другую интересующую вас литературу. Вы также можете ознакомиться с расписанием на неделю и спланировать дальнейшие действия.

# Перед первым занятием постарайтесь прийти пораньше, поговорить с коллегами (веселыми, с которыми вы любите поболтать) о путешествиях, покупках, моде, работе и т. д. (но не о своих проблемах). Или поговорите со своими учениками о том, чем они занимаются в свободное время, что планируют делать и т. д.

# Всякий раз, когда вас переполняют негативные чувства, постарайтесь вспомнить счастливые (также забавные) моменты или события, которые может помочь вам чувствовать себя хорошо.

# Попросите помощи у коллеги, чтобы сделать дополнительные ксерокопии, собрать материалы для уроков и т. д. Вы можете вернуть услугу, когда почувствуете себя лучше.

Если вы по-прежнему считаете, что контролировать свои эмоции невозможно, делайте перерывы, путешествуйте или занимайтесь чем-то, что поможет вам расслабиться и подумать о своей жизни.

5. Продолжайте размышлять

Регулярно размышляйте о стимулах, вызывающих эмоции, которые возникают в вашем классе, и о том, как вы с ними справляетесь, это обязательный процесс. Это может помочь вам улучшить вашу способность саморегулировать свои эмоции.

Независимо от того, ваше отражение находится в действии (происходит во время деятельности и взаимодействия) или в действии (происходит до или после данного действия или события ради планирования или оценки процесса), старайтесь поддерживать его ежедневно, чтобы понять как и почему студенты ведут себя.

Чтобы сделать его более систематическим и организованным, вы можете установить для себя рефлексивную структуру. Вы можете использовать, например, контрольные списки наблюдений, рефлексивные рабочие листы или журналы .

Делиться своими эмоциями и тем, через что вы проходите, с другими; ваши друзья и люди, которых вы знаете, не только помогут вам снять напряжение, но и поразмышляют над ними и лучше осознают свои эмоции, свою способность регулировать их и то, как вам нужно их развивать.

Эмоции играют центральную роль в построении нашей личности как учителей. Но когда они не управляются и не контролируются должным образом, они могут разрушить обучение учащихся.

Вышеупомянутые стратегии эмоциональной саморегуляции помогут вам научиться регулировать свои эмоции в классе, потому что я использую их вместе со своим педагогическим опытом, и они доказали свою эффективность. Итак, попробуйте их, вы увидите разницу.

Ссылки
Гросс, Дж. Дж. (2002). Регуляция эмоций: аффективные, когнитивные и социальные последствия. Психофизиология, 39.(3), 281-291.

Кимура, Ю. (2010). Выражение эмоций в обучении: побуждение, подавление и раскрытие как заботливая профессия. Образовательные исследования в Японии: Международный ежегодник, 5, 63–78.

Простой инструмент, помогающий учителям регулировать свои эмоции

Я помню, как первый год преподавания был для меня трудным, а затем с каждым последующим годом мне становилось все легче по мере того, как я улучшал свою работу. Но теперь для многих педагогов с каждым годом становится все труднее ориентироваться, а эмоциональные потери разрушительны.

Сообщения о педагогах, преподающих через травму, и руководителях учебных заведений, стремящихся поддерживать свои школы в крайне неблагоприятных условиях, к сожалению, не исчезнут в ближайшее время.

В Твиттере и в новостях мы можем видеть ежедневные отчеты о детях, которые ведут себя неадекватно, учителя не в порядке, повторяющиеся студенческие карантины, педагоги, которые увольняются или увольняются из-за споров по поводу масок, а также интенсивные собрания школьного совета. Были даже угрозы насилием школьным властям и учителям.

В моей работе со школами много говорится о вышеупомянутых проблемах и использовании стратегий регулирования эмоций для борьбы с эмоциональной болью, которую, несомненно, испытывают многие педагоги. Хотя стратегии социального и эмоционального обучения (SEL) могут иметь решающее значение для восстановления нашего собственного эмоционального здоровья в хаотических условиях, важно помнить, что стратегии эмоциональной регуляции не являются панацеей  от проблем и проблем, с которыми сегодня сталкиваются наши школы, особенно те, которые находятся за пределами школы. наш контроль.

Однако пренебрежение нашими эмоциями с течением времени может вызвать чрезмерную тревогу и вызвать опасения, раздражительность или гнев. В результате некоторые могут замкнуться в себе или негативно относиться к другим. Не только наше настроение может быть нарушено, но и другие аспекты жизни могут быть нарушены, если мы не справимся и не исцелимся, работая над эмоциональным истощением из-за накопления стрессоров. К сожалению, многие в нашей профессии живут с этим.

В эпизоде ​​ Queen Sugar (одно из моих любимых шоу) главный герой Мика Уэст сказал: «Я не могу контролировать то, что происходит, но я могу контролировать, как реагировать на события». Я думаю, что это воодушевляющая перспектива — даже в самые обескураживающие времена, с которыми сталкиваются школы.

В предыдущей статье я рассказал об использовании «Колеса эмоций» Плутчика, чтобы помочь учащимся обозначать и распознавать эмоции, которые они испытывают, а также о планировщике эмоций для саморегуляции; с несколькими изменениями я обновил инструмент для преподавателей, которым он может понадобиться.

Точное обозначение наших эмоций

Психология говорит нам, что эмоции — это сложное состояние чувств, которое воздействует на людей физически и психологически. Для тех из нас, кто начинает понимать эмоции, важно понять, как эмоции влияют на разум, тело и поведение, научившись распознавать и точно обозначать то, что мы переживаем в любой момент. Использование такого инструмента, как «Колесо эмоций» Плутчика, может дать нам хорошую отправную точку для распознавания широкого спектра эмоций, которые вызывают у нас чувство страха, беспокойства, гнева, печали, радости и любви (среди прочего).

Чтобы начать правильно маркировать самостоятельно, используйте Колесо эмоций Плутчика, чтобы распознавать свои эмоции в различных ситуациях. Колесо упрощает эмоции, заставляя нас сосредоточиться на восьми основных: гневе, предвкушении, радости, доверии, страхе, удивлении, печали и отвращении. Это помогает классифицировать эмоции и реакции на них. Кроме того, со временем и с практикой можно понять, что другие эмоции, которые мы испытываем ежедневно, представляют собой смесь восьми основных эмоций и могут также проистекать из других. Это критическое понимание, поскольку оно может помочь нам определить эмоциональные триггеры, необходимые для планирования ответа с помощью хорошей тактики саморегуляции.

Кроме того, это понимание полезно для понимания влияния эмоций на наше общее благополучие и социальные взаимодействия. Например, в классе тревога учителя может быть вызвана накоплением стрессовых ситуаций, таких как сосредоточение внимания на восстановлении обучения, нестрогие или жесткие требования к маске, вредные вызовы TikTok или тестирование в условиях пандемии.

Другие полезные факты для демистификации эмоций: наш мозг создает эмоции, приписывая значение телесным ощущениям из нашего жизненного опыта; и хотя они тесно связаны, мы испытываем эмоции и чувства в последовательном порядке — эмоции предшествуют чувствам, а чувства предшествуют нашему настроению и поведению.

Использование Планировщика эмоций

Во время выпуска подкаста Сара Томас, школьная сотрудница в Мэриленде, объяснила, что нормально быть не в порядке, если у вас есть план, как стать лучше. Для этой цели я разработал этот удобный трехэтапный планировщик эмоций, используя свои идеи из работы профессора Стэнфорда Джеймса Гросса (см. его модель процесса) вместе с диапазоном эмоций из инструмента Плутчика.

Теперь, когда мы лучше понимаем эмоции и располагаем инструментом Плутчика для их обозначения и распознавания, мы можем начать измерять, где находятся наши эмоции, и определять стратегии для их эффективного регулирования с помощью целенаправленного использования Планировщика эмоций. Эта простая проверка может быть ответом на плохое самочувствие или проблемы с восстановлением внутреннего покоя после сложного социального взаимодействия или напряженного рабочего дня.

Шаг 1: Опишите ситуацию или событие, которое вызвало у вас эмоции.

Шаг 2: Назовите эмоции, которые вы сейчас испытываете. Я рекомендую использовать колесо Плутчика в качестве эталона, начиная с восьми основных эмоций, а затем развивая другие эмоции.

Шаг 3: Определите возможные стратегии регуляции эмоций. Вы также можете определить, к какой из пяти компетенций SEL из Collaborative for Academic, Social and Emotional Learning или CASEL относятся ваши стратегии.