Приемы мотивации учения: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Содержание

17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права

Стимулирование – применение приемов и методов поддерживания активности учения.

Мотивация – внутреннее состояние позволяющее осваивать содержание предмета.

Мотивация может быть внешней и внутренней.

Процесс учения осуществляется эффективно при внутренней мотивации к познавательной деятельности.

Методы:

  1. Исходить из личного опыта учащихся в соответствии с их возрастными категориями. Должен обеспечить формулирование правовой компетенции исходя из практика ориентированной правовой дисциплины, то есть способности к готовности действовать в правовых ситуациях. Содержание правовой дисциплины необходимо осваивать исходя из жизненного пыта обучаемых и тех правовых институтов в которых они могут оказаться в данный возрасной период.

  2. Связь с жизнью – основной метод формирования позновательного интереса к изучению предмета.

  3. Использование ярких примеров особенно из СМИ, что стимулирует интерес к изучению предмета

  4. Использование разнообразных приемов и методов в процессе образования, в организации учебной деятельности.

  5. Ситуация «успеха» — в учебной деятельности.

При продуктивных методах обеспечивается активизация деятельности учащихся.

Учащемуся интересно, то что он познает сам. Все технологии строятся на принципе проблемности которые отражают основную закономерность позновательного процесса.

Познание осужествляется как деятельность по преодолению противоречий объективного либо субъективного характера с которыми могут столкнуться учащиеся.

Ситуация успеха так же определяется посильностью прилогаемых к решению заданий.

Достигается если задания лежат в области ближнего развития ребенка с минимальной помощь.

Учителя, но при приложении собственных усилий.

6. Формирование позновательного интереса – использование к месту и ов время наглядных материалов особенно современных, а так же современных информационных подходов.

18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.

Метод – это форма движения реализации содержвния образования.

Это модель системы приемов позволяющих достигать поставленных образовательных целей.

Метод обучения – однозначного понятия не существует.

— как форма реализации содержания обучения через совместное осуществление деятельности по обучению со стороны педагога и учебная деятельность со стороны обучающегося.

Классификация:

    1. По способу подачи информации

  • Словесные методы. Источник информации – слово

  • Наглядные методы. Иллюстрации, демонстрации. Создание зрительного образа.

  • Практические методы – обучение через действие, деятельность. (упражнения, прак. работы, тренинги)

2)По возрастанию степени самостоятельности учащихся (Скаткин, Вернер)

  • Объяснительно иллюстративный. традиционный.

  • Репродуктивный – осуществление действия по образцу учителя

  • Метод проблемного изложения – создается проблемная ситуация перед предоставлением информации и показан способ решения проблемы.

  • Частно поисковой или эвристический – ставиться проблема, расчленяется на составные части и учащиеся их решают.

  • Исследовательский метод – учащиеся самостоятельно выполняют учебную проблему и находят способы ее решения.

3)Бабанский.

  • Стимулирование мотивации учения

  • Организация осуществления учебных действий.

  • Контроль и самоконтроль.

Словесные методы обучения

Передача информации через слово – устно или письменно.

— За короткий промежуток времени передается большой объем инф.

— цель – передача инф., Информация в виде фактов, понятий, представлений.

Входят:

Рассказ – повествование о чем либо с сюжетом. Д.Б. показательным, соблюдаться структура рассказа, логичность, время рассказа – короткий, содержать суть рассматриваемой ситуации, яркий, доступным языком.

Беседа – диалог (используется обратная связь)

Используется для контроля знаний, для определения имеющегося объема знаний и представлений, установление логических связей между изученными элементами.

Д.Б. содержательной, иметь обучающее значение, четкая, логическая структура вопросов, четко определена суть темы или обсуждаемой проблемы, последовательность.

Лекция – монолог, изложение материала. Цель – донести информацию.

Освоение основного содержания. Информативность, доступность, содержательная и подкреплена наглядностью, четкость логичность изложения. Важна дикция.

Объяснение – монолог(толкование, разъяснение). Цель – обеспечить понимание. Освоение информацией.

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Библиографическое описание:

Робочинская, А. Я. Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах / А. Я. Робочинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49467/ (дата обращения: 15.04.2023).



Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотивации учения, приемы и методы организации учебной деятельности на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, учение, интерес, приемы мотивации, методы мотивации, универсальные учебные действия (УУД), образовательный процесс, учебная деятельность, психолого-педагогические условия.

В современном мире постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Перед школой стоит задача — сформировать личность, способную к творчеству, к осознанному, самостоятельному целеопределению своей деятельности. Другими словами, каждый обучающийся должен обладать не только определенными УУД, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию, самоактуализации и саморазвитию в процессе учебной деятельности.

Государство и общество требуют специалистов, которые обладают качественным математическим образованием для развития страны, а именно: создания инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации. Все это возможно обеспечить, если в стране высокий уровень математического образования, ведь системообразующим предметом в знаниях и культуре человека является математика, а в практике обучения математике в школе мы имеем результаты, которые далеки от уровня требований к ним. Кроме этого, общество требует, чтобы школа дала обучающимся не только базовые знания, но и сформировала у них умения и навыки применять эти знания на практике в нестандартных ситуациях, а система обучения математике в школе далека от этих требований, о чем говорят результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Возникает противоречие между требованиями, которые ставит школе государство и общество, и личностью, которая должна сочетать в себе ключевые компетентности.

Отвечая на вопрос «В чем причина противоречия?», мы сталкиваемся с рядом различных проблем образовательного процесса и его участниками. С целью определения данной проблемы был проведен социологический опрос среди учителей математики МОУ «Каслинская СОШ № 27».

Результаты опроса показывают, что 21 % обучающихся имеют слабую мотивацию к изучению математики, в том числе это сказывается и на их успеваемости по предмету.

В первую очередь учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. Поэтому основная задача учителя — создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

В концепции развития математического образования в РФ говорится о том, что низкая учебная мотивация школьников связана с перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов, техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки [5].

Проблемой формирования мотивации учения занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и другие. Они выявили основные источники формирования и развития мотивации учения школьников при изучении предмета; осветили психологический аспект проблемы мотивации; исследовали некоторые формы и средства организации деятельности учащихся для формирования положительной мотивации [1, 3, 4].

Родительская общественность на данную проблему имеет следующее мнение: современная образовательная программа по математике выдвигает завышенные требования к уровню знаний обучающихся.

Среди 5–6 классов МОУ «Каслинская СОШ № 27», был проведен опрос, который показал, что 67 % обучающихся относятся к гуманитарному циклу.

Как сформировать интерес у ребенка? Ответ на этот вопрос может дать сам ребенок. Было проведено анкетирование среди обучающихся 5–6 классов. Вопросы для анкеты были следующие:

  1. Хорошая ли у тебя успеваемость по математике?
  2. Хотел бы ты учиться лучше по математике?
  3. Твоя успеваемость зависит от тебя/учителя/родителей?
  4. Что ты должен сделать, чтобы начать лучше учиться?
  5. Каким должен быть учитель?
  6. Каким должен быть урок математики?

Результаты опроса показали, что все дети хотят повысить уровень своего образования по математике, большинство обучающихся утверждают, что успеваемость зависит только от них самих, но 17 % подчеркивают, что успеваемость зависит как от них, так и от учителя. Отвечая на пятый и шестой вопросы, обучающиеся отмечают в основном, что учитель должен в первую очередь доступно и понятно объяснять материал, кроме этого, многие говорят о доброте учителя. И всем детям важно, чтобы урок математики был интересным.

Среди приемов и методов мотивации можно выделить множество нетрадиционных форм организации учебной деятельности школьников на уроках математики:

 Связь с историей математики;

 Примеры практического применения математических знаний в жизни;

 Использование ИКТ-технологий;

 Соревнования с одноклассниками при решении заданий;

 Выбор действий в соответствии с возможностями ученика;

 Применение поощрения и порицания;

 Создание атмосферы сотрудничества на уроке;

 Чередование форм и методов обучения.

Снижение мотивации — проблема, которая всегда будет актуальной в школе. Для решения данной проблемы мы предполагаем исследовать различные приемы и методы мотивации обучающихся для повышения результативности учебной деятельности и на этой основе разработать методику повышения мотивации учения на уроках математики.

Литература:

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — М.: Педагогика, 1972. — 53 с.

2. Леонтьев А. Н,. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. —40 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Федеральный институт развития образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, учебная деятельность, математическое образование, математик, метод мотивации, образовательный процесс, обучающийся, проблема, результат опроса, школа.

навыков мотивации для учителей | SkillsYouNeed

Следуя нашей странице о навыках преподавания и становясь признанным учителем, вы можете обнаружить, что вам нужен ряд различных стратегий для поддержания мотивации ваших учеников, особенно когда они устают или отвлекаются.

Наши страницы о навыках мотивации и самомотивации охватывают эту тему в более общем плане, но есть ряд конкретных способов, которыми вы можете заниматься во время обучения.

На этой странице перечислены некоторые мощные методы мотивации, которые можно использовать во время обучения, способствуя как краткосрочной, так и долгосрочной мотивации учащихся.


Методы краткосрочной мотивации

Эти методы можно использовать во время учебного занятия, чтобы поддерживать мотивацию учащихся и помочь им сосредоточиться и сконцентрироваться.

Укажите четкие цели

В начале занятия обычно полезно четко указать, что вы ожидаете от своих учеников.

Учащимся будет намного легче продолжать, если они стремятся « объяснить, почему A написал письмо B », а не « исследовать углубление отношений между А и В ‘.

State Clear Timings

Также полезно сообщать учащимся, как долго может длиться конкретное упражнение или часть занятия.

Если ваши ученики знают, что вы начнете практическое занятие в половине первого, они с меньшей вероятностью будут тратить время на размышления о том, для чего предназначено оборудование впереди.

Варьируйте свои уроки

Если вы всегда будете следовать одной и той же рутине, говоря по теме, а затем заставляя учеников отвечать на вопросник индивидуально, им это наскучит.

Однако, если, например, вы можете показать своему классу соответствующий короткометражный фильм, а затем предложить им обсудить свои идеи в группах, чтобы они наклеили плакат, они будут использовать разные навыки и подходы к обучению. Поэкспериментируйте с различными способами обучения и определите, что лучше всего подходит для вашей группы.

Используйте стимулы к обучению (взяточничество!)

Используйте подход « кнута и пряника ».

Сообщите своим ученикам, что они могут сыграть в обучающую игру в конце урока, если они выполнили необходимую письменную работу, это поможет им удержаться на задании.

Стимулы к обучению могут быть особенно эффективными для предметных областей, которые учащимся трудно понять. Ответьте на их вопрос: ‘ Зачем мне это нужно?

Оцените свое обучение

Предупреждая своих учеников о том, что в конце занятия или в начале следующего занятия будет проводиться экспресс-тестирование, вы можете убедиться, что они слушают вас.

Быстрый тест из десяти основных вопросов может многое рассказать вам об уровне их вовлеченности, а похвала, которую вы произносите за лучшие результаты, будет обнадеживающей.



Методы долгосрочной мотивации

Хотя краткосрочная мотивация может помочь вам и вашим ученикам пройти обучение, долгосрочные тактики мотивации потенциально могут быть намного более действенными.

Создайте хорошую атмосферу на занятиях

Студенты, скорее всего, преуспеют, если будут поддерживать друг друга и если они чувствуют, что могут совершать ошибки, не подвергаясь насмешкам или осуждению. Они вряд ли пойдут на риск, если их в этом не поддержат.

Хвалите тех, кто пытается, и не терпите тех, кто отговаривает других от попыток.

См. наши страницы Создание групповой сплоченности , чтобы узнать, как разработать здоровые групповые нормы, и Искусство такта и дипломатии , чтобы помочь вам дать всем вашим ученикам почувствовать, что их ценят.

Сопоставление текущих результатов с будущим экзаменом или аттестацией

Сообщение классу примерно того, какую оценку или балл они могут получить, работая на своем нынешнем уровне, часто очень мотивирует, особенно если он ниже, чем они хотели бы.

Общение с классом в целом означает, что все вовлечены в процесс, и в результате мотивация группы, скорее всего, улучшится.

Объясните, как они могут улучшить свою работу

Это наиболее эффективно, если вы можете предложить учащимся обратную связь по отдельности.

Если учащиеся постоянно упускают более мелкие детали или отвечают на вопросы слишком медленно и не доходят до последнего вопроса, убедитесь, что они знают об этом. Обнаружение того, что они могут улучшить свои оценки, попробовав некоторые простые приемы, может стать для них большим стимулом в целом.

На нашей странице Предоставление и получение отзывов вы найдете несколько идей.

Наладить взаимопонимание

Учащиеся обычно хотят лучше работать с учителями, которые им нравятся.

Возможно, стоит попросить отдельных студентов остаться для короткой беседы с вами: возможно, они будут рады обсудить с вами вопросы индивидуально и наедине, которые они никогда бы не подняли перед другими.

Дополнительную информацию и идеи смотрите на наших страницах Установление взаимопонимания и Что такое эмпатия?

Поговорите с коллегами

Если есть конкретный ученик, чья успеваемость вас беспокоит, возможно, стоит выяснить, не беспокоит ли вас один.

Если конкретный учитель отвечает за их пастырское служение, он должен знать о ваших заботах и, возможно, знать их объяснение, например, семейные проблемы или проблемы со здоровьем.

Поговорите с родителями

Если вы обучаете детей, в течение учебного года у вас будет своего рода родительское собрание. Это может быть идеальное время, чтобы попросить родителей поддержать вас в поощрении ученика усерднее работать и/или получить представление о любой ситуации за пределами школы, которая может ограничивать его успеваемость. Иногда это может вызвать спорные вопросы.

См. наши страницы Активное слушание и Рефлексия , а также Общение в трудных ситуациях для помощи в этом.

Честное отражение результатов


Если вы постоянно говорите своим ученикам, что им нужно работать усерднее, даже если они хорошо для вас справились, они очень разочаруются.

Точно так же чрезмерная похвала за легкое задание может побудить их поверить в то, что им все сойдет с рук.

Будьте честны и реалистичны в своих отзывах


Различия между учащимися

Менее способным учащимся может быть трудно сохранять мотивацию, если никакой объем работы не принесет им высшую оценку.

Точно так же способные учащиеся могут чувствовать себя обманутыми, если среднего учащегося хвалят за получение хороших оценок, которые они постоянно получают.

Может помочь, если вы предложите учащимся « целевую оценку », чтобы они чувствовали, что их оценивают с точки зрения их собственных способностей.

Выставление целевых оценок требует хорошего знания ваших учеников и может быть лучше всего сделано в консультации с коллегами, но оно того стоит, если ваши ученики чувствуют, что они стремятся к чему-то реалистичному и достижимому для них.


Ваша конечная цель как учителя состоит не только в том, чтобы дать своим ученикам некоторые знания, но и в том, чтобы помочь их развитию как личности .

См. наши страницы Личное расширение прав и возможностей и Личное развитие для вдохновения.

Надеемся, что они разовьют образ мышления Lifelong Learning , чтобы они никогда не переставали расти как личности.


Как вызвать внутреннюю мотивацию у ваших учеников

18 ноября 2021 г. 

Прошло довольно много времени с тех пор, как эксперты по обучению и бизнес-тренеры взяли на вооружение геймификацию — чтобы повысить вовлеченность учащихся и сотрудников, экспериментировать с новыми методами мотивации и открывать скрытые возможности обновленной среды. Несмотря на все преимущества, основной проблемой здесь является отсутствие внутренней мотивации, которая не нуждается в значках, сертификатах достижений или других льготах для поддержания интереса учащихся. Есть ли действенный способ удерживать внимание аудитории без кнута или пряника?

Вот несколько советов для учителей, желающих повысить внутреннюю мотивацию:

Предоставьте своим ученикам чувство осознанного выбора.  Вы вряд ли заинтересуете учащихся начальных классов такой риторикой, однако у студентов колледжей есть широкий выбор доступных вариантов. Помимо давления со стороны отца или других императивов, которые не имеют отношения к этому обсуждению, учащиеся свободны в своем выборе. Как только они примут решение, будет справедливо, если они продемонстрируют должное усердие и приверженность предпочитаемым наукам.

Поставьте перед собой большую цель.  Мотивацию можно легко стимулировать, обращаясь к экстраординарным. Откусывать больше, чем можно прожевать — в академической, деловой или личной среде развития — иногда может быть непревзойденным источником вдохновения.

Изобретите заново систему наград.  Прямое поощрение – это разумная стратегия, позволяющая заставить учащихся выполнять простые и четкие задачи. Пройдите эти шаги с максимальной эффективностью — и получите свой бейдж. Подход, который на самом деле не работает для сложных нелинейных действий, требующих повышенной креативности и нестандартного мышления.

Забудьте о негативной мотивации.  Устрашающая перспектива неудачи может быть правильным кнутом для некоторых незаинтересованных людей, но она никогда не работает без пряника. Во всяком случае, страх не оставляет места подлинному интересу, пониманию или исследовательской возможности. Не запугивайте, найдите правильный рычаг.

Повышайте самооценку учащихся.  Некоторые люди склонны терпеть неудачу еще до того, как приступят к делу. Предлагаемая цель обучения может показаться сложной, если только вы не замочили ноги. Убедитесь, что учащиеся уверены в том, что они делают, и у них есть необходимые ресурсы для выполнения своих задач.

Предоставляйте честные и информативные отзывы.  Несмотря на распространенное заблуждение, мотивация заключается не только в похвале. Это также имеет отношение к соответствующей «поощрительной» критике. Это может касаться отношения, подхода к обучению или особенностей предмета. Постарайтесь легко направить своих учеников на правильный путь, сосредоточив внимание на их сильных сторонах, а не на слабостях.

Поощряйте сотрудничество. Опробованный сценарий, в котором внутренняя мотивация процветает как нигде, является обычным проектом. Ученикам понравится делиться своими знаниями и навыками, помогать другим справляться с трудностями или сравнивать результаты с результатами своих сверстников. Соревнование также может быть частью сотрудничества. Синергия командной работы, индивидуальных талантов и расходящихся импульсов — вот что составляет увлекательный опыт обучения.

Используйте передовые технологии.  С этой точки зрения я видел много примеров, когда внедрение планшетов в учебный процесс приносило большую пользу как ученикам, так и учителям. Так вы вовлекаете учащихся в знакомую цифровую инфраструктуру, повышаете вовлеченность, обеспечиваете быструю визуализацию концепций и обеспечиваете экономическую эффективность в долгосрочной перспективе (по сравнению с тяжелыми и устаревшими бумажными учебниками).

Попросите оставить отзыв и выяснить личные интересы . Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле хотят узнать ваши ученики? Проведите ненавязчивый опрос и получите ценную информацию о своем курсе. Задавать вопросы — это процесс, который идет в обоих направлениях, и результат может изменить правила игры. Проведите управляемую дискуссию, сделайте выводы и подправьте материал для лучшего восприятия.

Инновации и использование изменений в качестве поведенческого стимула.  Постарайтесь усовершенствовать рутину преподавания и стандартные методы и регулярно обновлять среду и методы обучения. Перенесите свою лекцию за пределы классной комнаты, вторгнитесь в онлайн-обучение, водите своих друзей на прогулку или в музей, следите за тенденциями смешанного обучения и смотрите, как учащиеся реагируют на изменения.

Разбейте материал, чтобы решить головоломку.  Позвольте вашей аудитории сыграть в доктора Хауса или Шерлока и представить, возможно, утомительные или очень сложные вопросы в виде задач, которые нужно решить. Задавайте уточняющие вопросы, давайте конкретные подсказки и доказательства для дальнейшего анализа, делайте это весело. Геймификация — это не только значки, но и чистая радость от разгадывания тайн.

Покажите, как знания применяются в реальной жизни . Каждое действие приводит к результатам, относящимся к различным отраслям, наукам и сферам жизни. Всегда демонстрируйте области применения и материальные «продукты», связанные с вашим предметом. Заставьте своих учеников поверить, что существует калейдоскоп контекстов, в которых новые навыки и сопутствующие способности играют решающую роль, поэтому это не просто искусство ради искусства. Моделирование и тематические исследования говорят о многом там, где строгая теория может не достичь цели.

Научите своих учеников учиться.  Иногда важен не только курс, но и весь процесс приобретения и сохранения знаний, а также академическая формализация. Как только учащиеся готовы принимать и перерабатывать данные в свою пользу, они включают внутренние механизмы обучения, которые в противном случае остаются неиспользованными.