Пример психолого педагогической характеристики дошкольника: Психолого — педагогическая характеристика на дошкольника | Материал (средняя группа) на тему:
Составление психолого-педагогической характеристики по выявленным особенностям высших психических функций ребенка и оформление заключения
Для составления характеристики и заключения рекомендуем использовать ниже приведенный вопросник С.Д. Забрамной.
При оформлении документации по результатам психолого-педагогического изучения можно обратиться к примерам оформления документации, приведенным на страницах 309-315 учебного пособия «Психолого-педагогическая диагностика» И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.1
1. Формальные сведения: Ф.И.0. Год, месяц и дата рождения. Дата поступления в школу-интернат. Диагноз при поступлении.
2. Анамнестические сведения. Возраст, профессия родителей. Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды. Особенности раннего развития ребенка. Перенесенные ребенком заболевания.
3. Данные медицинского обследования. Физические состояния. Состояние зрения. Состояние слуха. Неврологический статус /расстройства движений, чувствительности, эпилептические приступы/. Психические состояния /бред, галлюцинации (наличие или отсутствие), возбуждение, вялоость/.
4. Характерные особенности. Доступен ли контакт, как вступает в беседу, как ориентируется в окружающем. Активен или пассивен, тормозим или возбудим, в чем это проявляется, заинтересованность, на какое время. Как реагирует на ласковый и строгий тон обращения к нему.
5. Особенности речи: Наличие или отсутствие речи. Речь отчетливая, ясная или невнятная. Общается ли с помощью речи. Как понимает обращенную речь. Пользуется ли фразовой речью или отдельными словами. Сопровождает ли речь мимикой или жестами.
6.Особенности моторики: Ловкий, неловкий. Описать особенности походки (если они отмечаются). Особенности моторики при выполнении мелких и точных движений.
7.Данные психолого-педагогического обследования.
Выявление запаса общих представлений: сведения ребенка о себе: адрес, возраст, состав семьи. Ф.И.0. родителей, знание ребенком названий городов, страны, где он живет, дат красного календаря и т.д.Восприятие времени: год, неделя, месяц, времена года, час, минута, сутки и т.д. Восприятие пространства: различие правой, левой стороны, вблизи, вдали, умение сложить фигурки по образцу, сложить картинку, разрезанную на части. Особенности внимание: длительность активного внимания, стойкость, переключаемость. Особенности памяти: быстро ли запоминает, точность воспроизведения. Особенности мышления, способность к обобщению, классификации, исключение лишнего, составление рассказов по серии картин. Умение выделения сходства и различия, понимание смысла загадок, пословиц, установление причинно-следственных связей.
8. Игровая деятельность: какой интерес к играм, умеет ли играть с игрушками, какие игры его привлекают. Умеет ли играть с другими детьми. Доступно ли понимание игровой ситуации, умеет ли самостоятельно организовать игру.
9. Навыки самообслуживания и общественно-полезной деятельности: может ли самостоятельно раздеться, одеться, застегнуть, развязать, зашнуровывать, убрать постель, умыться. Как пользуется ложкой, аккуратно ли принимает пищу. Помогает ли друзьям. Дежурит ли. Как относится к труду, какие операции выполняет, в каких мастерских, сколько изготавливает продукции, качество. Проявляет ли интерес к работе, включается в работу самостоятельно или требует стимуляции. Формируется ли чувство коллективизма, чувство ответственности за себя и других.
10. Эмоционально-волевая сфера. Поведение во время занятий: усидчивость (неусидчивость), беспокоен, поведение во внеурочное время, в мастерских. Реакции на трудности в обучении, быстро ли утомляется. Как переносит чувство обиды, огорчения со стороны других воспитанников. Особенности характера /упрямый, злобный, вспыльчивый, замкнутый, обидчивый, добродушный, веселый/.
Заключение.
Психолого-педагогическая оценка игрушек — ЦМИСД
Мы оцениваем игрушку по трем параметрам:
Этико-эстетические характеристики и привлекательность
Развивающий потенциал игрового действия
Операционально-технические характеристики
Главная функция игрушек заключается в
активизации адекватной возрасту деятельности ребёнка.
ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Игровые материалы, не отвечающие этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещенными для детей моментами) не рассматриваются по другим параметрам и не проходят психолого-педагогическую экспертизу.
Нейтральные по содержанию игрушки или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам, допускаются для дальнейшей экспертизы.
Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.
Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.
Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВОГО ДЕЙСТВИЯ
Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.
Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).
Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложнаБарби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).
Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.
Игровые материалы, предполагающие только стереотипные, однообразные действия или ориентирующие на противоречивые игровые действия не проходят психолого-педагогическую экспертизу.
Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.
Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутсвия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.), игрушка не рассматривается по другим параметрам.
Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. В случае, если качество исполнения препятствует игре ребенка, игрушка не рассматривается по другим параметрам.
Возрастные операциональные возможности связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия. Например, шнуровка на одежде или обуви куклы затрудняет игру ребенка раннего возраста (период от 1 до 3-х лет), необходимость разбираться в написанных инструкциях – игру-конструирование ребенка дошкольного возраста и т.п.
Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры. Такая игрушка может получить рекомендацию по доработке.
Игрушка с операциональными возможностями, требующими помощи взрослого на каком-то этапе игры или предполагающими самостоятельную игру ребенка, допускается для дальнейшей экспертизы.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗНЫМ ВИДАМ ИГРУШЕК
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для познавательно-исследовательской деятельности является возможность изменять условия и наблюдать результат:
1. В игрушках для манипулирования такая возможность обеспечивается адекватными операционально-техническими характеристиками и достаточным разнообразием сенсомоторных впечатлений. Например, фигурную погремушку можно взять по-разному, что вынуждает ребенка подстраивать руку под ее форму. Звучащий шарик будет звучать не так звонко, если его зажать в ладони; звучать иначе – если покатить. Погремушка из шарообразных деталей позволяет катать ее по необычной траектории.
2. Игрушки для предметной деятельности должны обеспечивать разнообразие проб, позволяющих исследовать признаки предметов (форма, цвет, размер и расположение в пространстве) и их культурный смысл. Например, мисочки с фигурной каемкой на донышке позволяют не только вкладывать их одна в другую, но и строить из них устойчивые пирамидки. Каталка, которая состоит из отдельных деталей-вагончиков и мягких игрушечных животных, позволяет разъединять все детали и играть с ними отдельно.
3. Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном.
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для сюжетной игры является возможность присваивать им новые значения и наполнять их своим смыслом.
Разницы в требованиях к развивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно:
4. Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому.
5. В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других.
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил
6. Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу.
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт:
7. Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры.
Построение дистанционного обучения на основе психологических характеристик ребенка начальной школы
Подписчики этой статьи в формате PDF могут загрузить эту статью здесь.
Летти Райзинг
По мере того, как Монтессори-образование движется вперед по пути дистанционного обучения, в то время как люди во всем мире борются с глобальной пандемией, есть над чем подумать и еще многому предстоит научиться. И не только дети учатся новому! Родители и учителя одинаково учатся ориентироваться в мире видеоконференций, загрузки видео на YouTube, Google Classrooms, Microsoft Teams, Zoom, Seesaw, Clever и множества других программ и технических инструментов, которые могут быть ошеломляющими для новичков. на технологическую сцену.
В школах и классах Монтессори по всему миру было много дискуссий о том, какую платформу использовать, сколько часов дети должны (или не должны) проводить перед экраном, а также какие приложения лучше , веб-сайты и программы, которые будут увлекать детей. Кроме того, ведутся разговоры о том, какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить развитие ребенка и в то же время занять его на длительное время, пока родители лихорадочно работают, воспитывают и обучают своих детей дома. Никто из нас не является экспертом в этом методе обучения. Он все еще настолько нов, что мы даже не знаем о его эффективности в долгосрочной перспективе, и, по правде говоря, это грандиозный эксперимент для всех участников.
Легко потеряться в этих деталях и забыть о некоторых основных принципах, которыми мы, воспитатели Монтессори, дорожим в отношении того, как лучше всего учатся дети начальной школы. Хотя у всех было очень мало предупреждений, прежде чем мы внезапно погрузились в этот новый способ преподавания и обучения, важно сделать шаг назад и взглянуть на программирование, которое мы предлагаем, с точки зрения Монтессори . В противном случае, мы просто проводим такую же программу, как и традиционная школа по соседству. Вместо того, чтобы отказываться от наших принципов Монтессори или даже добавлять теорию Монтессори к программе дистанционного обучения, которую мы разработали, я вместо этого предлагаю всем подумать о том, как лучше всего учиться и развиваться детям начальной школы, а затем построить программу, основанную на этих потребностях развития. Вместо того, чтобы строить программу и подгонять ребенка под эту программу, мы хотим построить программу вокруг ребенка.
Разработка программы дистанционного обучения с учетом психологических характеристикОтличной основой для построения такой программы может стать программа «Психологические характеристики ребенка начальной школы», описанная доктором Марией Монтессори. Это качества и характеристики, которые Монтессори наблюдала у детей в возрасте от 6 до 12 лет со всего мира, и поэтому, если вы посещаете детей начальной школы в любой стране, вы можете увидеть, как эти характеристики проявляются. В то время как некоторые образовательные модели включают многие из этих характеристик в повседневный опыт ребенка начальной школы, Монтессори-подход к детям начальной школы опирается на эти психологические характеристики, чтобы информировать и направлять нас в том, как наилучшим образом удовлетворять потребности ребенка на втором уровне развития. Именно на основе этих характеристик была разработана начальная учебная программа.
Как мы можем учитывать психологические особенности младшего школьника в среде дистанционного обучения?При разработке программы дистанционного обучения с точки зрения Монтессори необходимо учитывать следующие характеристики:
Групповой инстинктНачальные дети хотят быть на связи друг с другом. Они очень общительны и стремятся работать вместе в группах. У них есть глубокое желание обсуждать, вести переговоры, спорить и сотрудничать с другими, и эта деятельность важна для их развития. Детям этого возраста, как правило, не нравится работать в одиночестве, и они лучше всего учатся в процессе практической работы и обсуждения.
Практическое применение: Убедитесь, что все сеансы видеоконференций в режиме реального времени, которые вы проводите, максимально интерактивны. Не поддавайтесь идее полагаться исключительно на структуру передачи информации детям во время онлайн-урока, а затем отправлять их в автономный режим, чтобы они выполняли дополнительную работу дома самостоятельно. (Это ничем не отличается от традиционного образования!) После урока вам следует как можно чаще держать их друг с другом в сети, чтобы они могли почувствовать чувство единения при выполнении последующей работы. Кроме того, вы захотите предложить возможности для книжных клубов, обсуждения идей и дебатов. Это также отличная возможность для детей отточить свои навыки презентации! Совместное пение в группе — это отличное сплачивающее занятие. Дети также могут посмотреть назначенное учителем видео по темам истории, биологии или географии, а учителя могут использовать «живое» время, чтобы способствовать живому и содержательному диалогу между детьми. Видеоконференции в режиме реального времени — это прекрасные возможности для развития разговорных навыков и расширения возможностей для общения.
Разлучение с семьейВ этом возрасте у детей появляется желание отделиться от семьи и больше тяготеть к сверстникам. Дети ходят в школу без родителей, и многие из них захотят и дальше видеть в школе что-то для «своих», а не для своих родителей, даже если это происходит в их гостиной с родителями рядом.
Практическое применение : Разработайте рекомендации для родителей, чтобы они понимали важность предоставления ребенку пространства, когда учитель проводит «живой» урок. Это поможет воспитать и поддержать растущую самостоятельность элементарного ребенка. Поощряйте родителей оставаться в стороне и дайте детям возможность напрямую взаимодействовать со своим учителем и сверстниками, а не заставлять родителей отвечать за своих детей. Важно, чтобы у ребенка второго плана было чувство уединения. Будь то личное рабочее пространство или личный дневник для записи своих мыслей, дети этого возраста хотят иметь что-то, что принадлежит только им.
Физическая выносливостьУ детей начальной школы много энергии, и им нужно иметь возможность участвовать в крупных проектах, поддерживающих развитие крупной моторики.
Практическое применение : Есть много замечательных практических возможностей, которыми дети могут заниматься дома. Наряду с обычными домашними делами первоклассники могут собрать мебель, отполировать деревянную книжную полку или посадить сад. Дети, вероятно, проводят много времени в помещении и, возможно, на заднем дворе или на балконе, и поэтому, поскольку их возможности для игры с крупной моторикой могут быть ограничены, практическая жизнь — лучшее решение для восполнения пробела в физической активности в это время. ограниченного движения. Кроме того, есть много замечательных занятий по физкультуре, которыми можно заниматься онлайн, например: йога, танцы и аэробные упражнения. Эти действия не занимают много места, и их также можно выполнять с онлайн-друзьями.
Нравственное развитиеУ детей младшего школьного возраста есть чувство честности и справедливости, они хотят сами разбираться в вещах и использовать собственные суждения. Они очень заинтересованы в концепции «правильного и неправильного» и прекрасно понимают, когда кто-то ведет себя несправедливо (и обычно не стесняются указывать, когда видят, как другие ведут себя так, как они считают несправедливым!).
Практическое применение : Создавайте уроки в небольших группах, где дети могут обсуждать темы, которые важны и/или интересны для развивающегося чувства морали у ребенка начальной школы. Пример: вы бы предпочли убить паука в своей ванной или поймать его и отпустить? Что, если это черная вдова против безобидного паука, ваш ответ изменится?
Загружаемый PDF-файл этой статьи доступен подписчикам новостной рассылки здесь.
Поклонение героямДети начальной школы выбирают героев на основе людей, которыми они восхищаются. Они любят слушать истории о своих достижениях и делать исследовательские отчеты. Они часто перенимают характеристики и ценности людей, которыми восхищаются, и проводят много времени, изучая своих героев.
Практическое применение : Привлечь внимание к героям прошлого и настоящего. Дети могут заглянуть в прошлое и в настоящее найти героев, которые являются учеными, спортсменами, изобретателями, певцами, музыкантами, актерами, активистами… список бесконечен! Сейчас в мире тяжелое время, и помощь детям в поиске героев даст им надежду и вдохновение. Дайте детям презентации о том, как написать биографию, предложите им провести исследование о своих любимых героях, а затем предложите им сделать презентацию и обсудить ее со своими друзьями.
Сила воображенияДети начальных классов больше не исследуют только своими чувствами. Они исследуют своим разумом. Они могут использовать свое воображение, чтобы вызывать в воображении образы из опыта, который у них был в прошлом, и даже образы, которые они никогда раньше не видели.
Практическое применение: В качестве руководства, это прекрасное время, чтобы укрепить свои навыки рассказывания историй, чтобы пробудить их воображение! В то время как многие уроки могут быть сложными для проведения онлайн, уроки рассказывания историй, с импрессионистическими диаграммами или без них, несомненно, не только вызовут интерес, но и помогут им развить свои творческие способности. Вы также можете помочь им развить свои навыки рассказывания историй, предложив им возможность рассказывать истории в небольших группах со своими друзьями.
Развитие способности к абстракцииВ то время как ребенок младше 6 лет исследует окружающую среду в основном с помощью органов чувств, ребенок второго уровня переходит от конкретного к абстрактному. Они могут исследовать идеи и абстрактно, манипулируя концепциями и образами в своем уме. В то время как дети начальной школы используют конкретные материалы при первоначальном изучении концепции, цель состоит в том, чтобы приблизить их к абстракции.
Практические приложения : Дети начальной школы в классах Монтессори, несомненно, используют материалы Монтессори для математики, но у большинства должны быть некоторые операции, которые они могут выполнять абстрактно. Например, ребенок может использовать стойки и пробирки для деления в длину в школе, но все еще работает над освоением умножения в длину с помощью бумаги и карандаша. Предложите им дополнительные задачи со сложением, предложив им создать ДЛИННУЮ задачу на умножение (на сложение машинной бумаги или любого другого вида, если бумага склеена вместе). Детям часто интереснее решить одну длинную задачу, чем лист из нескольких коротких задач. Есть также материалы, которые дети могут использовать дома, чтобы попрактиковаться в измерении, дробях и даже задачах со словами. Есть много вещей, которые дети могут делать дома… нет необходимости в дидактических материалах во время дистанционного обучения на временной основе.
Великая РаботаПовторение на втором плане происходит через разнообразие и разработку. Они хотят продемонстрировать свои знания посредством создания крупных проектов. Им нравится строить, создавать и проектировать то, что исходит из их воображения!
Практическое применение : Этот захватывающий аспект элементарного подхода Монтессори может быть сложно воспроизвести дома в нынешних обстоятельствах, в зависимости от того, какие ресурсы есть у семьи. Даже семьи, которые могут выделить дополнительные ресурсы, в это время часто обнаруживают, что магазины закрыты или их запасы ограничены. Однако у большинства домохозяйств есть обычная бумага, и дети могут склеить вместе несколько листов бумаги, чтобы написать длинную историю, создать временную шкалу или решить длинную математическую задачу. Его можно даже сложить в виде гармошки, когда закончите! Другая идея состоит в том, чтобы использовать бумажные пакеты из продуктового магазина в качестве холста для проекта, а дети могут использовать картон из вторичного сырья, чтобы делать диорамы, или использовать его в качестве основы для конструкции из папье-маше или глиняной скульптуры… возможностей так же много, как и возможностей. ум может представить!
Чувство ответственностиДети начальных классов развивают чувство ответственности не только за себя, но и за свое сообщество. Домохозяйство — это небольшое сообщество, и это прекрасное время для детей, чтобы внести свой вклад в их семейное сообщество, особенно потому, что родители испытывают дополнительное давление, связанное с многочисленными домашними обязанностями.
Практическое применение : Это идеальное время для того, чтобы дети осваивали новые дела и помогали младшим братьям и сестрам. В то время как некоторые родители могут неохотно просить старших братьев и сестер взять на себя дополнительные обязанности по уходу за младшими братьями и сестрами, правда в том, что большинство семей, которые долгое время обучаются на дому, предъявляют к своим старшим детям большие ожидания в этом отношении, потому что это важно для функционирование домохозяйства, в которое каждый вносит свой вклад, где может. Создание семьи, в которой старшие дети заботятся о младших детях, укрепляет их способность заботиться о других и развивает повышенное чувство сопереживания. Ожидание того, что дети дома несут ответственность за свое рабочее место и свои проекты, а также за уборку после этих проектов, будет иметь большое значение для привития чувства ответственности.
Заключительные мысли- Вы можете заниматься Монтессори без материалов, но не без философии. Не беспокойтесь о материалах прямо сейчас. Учителя могут опираться на различные уроки, используя импрессионистические диаграммы, а также создавать свои собственные уроки, которые дают детям различные возможности для обсуждения, обсуждения, переговоров и сотрудничества.
- Мы не можем удовлетворить потребности всех с помощью одного решения. Мы еще не знаем, что работает, а что нет. И то, что может работать для одних семей и школ, может не работать для других. Нам нужно «следовать за семьей» так же, как за ребенком. Мы можем вносить коррективы только после того, как попробуем что-то новое. Когда Мария Монтессори разработала этот метод обучения, она много экспериментировала и постоянно совершенствовала свою работу.
- Мы будем делать много ошибок, и именно так мы будем совершенствоваться. Мария Монтессори была ученым, который наблюдал и корректировал. Мы также должны наблюдать и корректировать соответственно. Руководители школ поступят правильно, если дадут учителям разрешение на попытки и на неудачу. Ошибки — это возможности для обучения и роста. Никто из нас здесь не является экспертом, мы все вместе учимся чему-то новому.
Загружаемый PDF-файл этой статьи доступен в библиотеке ресурсов Trillium. Подпишитесь на информационный бюллетень Elementary для доступа. Если вы уже подписаны, введите свое имя и адрес электронной почты ниже, и вы будете перенаправлены прямо к PDF-файлу. Не волнуйтесь, вы не будете подписаны дважды!
Летти Райзинг
Летти Райзинг является соавтором «Руководства Монтессори для родителей по выживанию при коронавирусе». Она международный консультант Монтессори. Она имеет начальный диплом AMI для детей в возрасте от 6 до 12 лет и степень магистра педагогики Университета Лойолы в Мэриленде. На протяжении многих лет она занимала должности учителя начальной школы Монтессори, координатора образования и директора школы в нескольких различных сообществах Монтессори, включая школы Монтессори ЛеПорт. Подробнее
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Что такое теория когнитивного развития Пиаже?Теория когнитивного развития by Жан Пиаже , Швейцарский психолог предполагает, что интеллект детей претерпевает изменения по мере их взросления. Когнитивное развитие у детей связано не только с приобретением знаний, детям необходимо построить или разработать ментальную модель окружающего их мира (Miller, 2011). Его работа считается краеугольным камнем в области психологии развития. В этой статье мы исследуем последствия его работы для интеллектуального развития детей в классах.
В 1920-х годах Пиаже работал в Институте Бине , и его основной обязанностью был перевод вопросов, написанных на английских тестах интеллекта, на французский . Ему стало интересно выяснить, почему дети давали неправильные ответы на вопросы, требующие логическое мышление ( Луга, 2019).
Пиаже считал, что эти неправильных ответов выявили существенные различия между мышлением детей и взрослых. Пиаже предложил новый набор предположений о интеллекте детей:
- Дети думают иначе и видят мир иначе, чем взрослые.
- Дети не являются пассивными учениками, они активно накапливают свои знания об окружающем.
- Самый эффективный способ понять рассуждения детей — думать с детской точки зрения.
Пиаже не хотел измерять, насколько хорошо дети могут писать, считать или решать задачи, чтобы проверить свой IQ. Его больше интересовало, как возникли фундаментальных понятий , таких как сама идея времени, числа, справедливости, количества и так далее (Greenfield, 2019).
Piaget использовал наблюдений и клинических интервью детей старшего возраста, которые могли поддерживать разговор и понимать вопросы. Он также провел 90 136 контролируемых наблюдений, 90 137 и использовал 90 136 натуралистических наблюдений 90 137 за своими тремя детьми и разработал дневниковое описание с картами развития детей.
Теория когнитивного развития Пиаже основана на идее о том, что дети проходят четыре стадии развития, каждая из которых имеет свои уникальные характеристики и способности. Первая стадия, сенсомоторная, происходит от рождения до двух лет и характеризуется пониманием ребенком мира посредством сенсорных переживаний и двигательных действий.
Второй этап, предоперационный этап, происходит в возрасте от двух до семи лет и характеризуется способностью ребенка использовать символы для представления объектов и событий. Третий этап, конкретный операциональный этап, происходит примерно от семи до двенадцати лет и характеризуется способностью ребенка логически мыслить о конкретных объектах и событиях. Наконец, четвертая стадия, формальная операциональная стадия, начинается примерно с двенадцати лет и характеризуется способностью ребенка мыслить абстрактно и рассуждать гипотетически.
Используйте универсальную модель мышления для содействия когнитивному развитию
Кем на самом деле был Жан Пиаже?
Он родился в 1896 году в Невшателе, Швейцария. После окончания средней школы он пошел изучать медицину, но вскоре сменил курс на философию и социологию. Во время Первой мировой войны работал военным врачом. Когда война закончилась, он начал изучать право, а затем снова переключился на философию и социологию. В возрасте 30 лет он опубликовал свою первую книгу «Генетическая эпистемология», получившую признание критиков. Это привело его к тому, что он стал одним из ведущих психологов своего поколения. Общество Жана Пиаже названо в его честь.
Его исследовательские интересы включали развитие детей, логику, математику, лингвистику, социальные науки и образование.
Его основные работы включают «Логика», «Рассуждение и суждение» и «Конструкционизм». Работа Жана Пиаже важна, потому что она дает нам представление о когнитивных процессах в детстве. Это помогает учителям определить, чему и когда нужно учить. В следующих разделах будут рассмотрены некоторые ключевые идеи, лежащие в основе теорий Пиаже.
Пиаже оказал влияние на психологию развития, поскольку показал, что обучение проходит поэтапно, а не приобретается сразу. Любой, кто хочет сделать карьеру в области детской психологии, несомненно, наткнется на его влиятельные работы. В последние годы он подвергся некоторой критике, но нельзя отрицать важность его вклада в психологию развития.
— Он был одним из первых, кто начал изучать развитие детей, и разработал теорию о том, что дети развиваются поэтапно.
— Он также изучал, как учатся дети, и обнаружил, что они учатся, делая что-то, а не просто слушая или читая о них.
— Он также обнаружил, что у детей есть свои способы обучения и что они не всегда следуют тем же правилам, что и взрослые.
— Он также обнаружил, что дети очень креативны и обладают богатым воображением, им нравится играть и исследовать.
— Он также считал, что детям следует позволять совершать ошибки и что их не следует наказывать за них.
Стадии когнитивного развитияСогласно Жану Пиаже, стадии развития происходят через взаимодействие природных способностей и происходящие в окружающей среде события, и дети проходят ряд стадий (Уэллман , 2011). Последовательность этих стадий остается одинаковой в разных культурах. Каждый ребенок проходит через одни и те же этапы когнитивного развития в жизни, но с разной скоростью. Ниже приведены стадии интеллектуального развития Пиаже:
Сенсомоторная стадия (постоянство объекта)От рождения до 18-24 месяцев
Младенцы используют свои действия и чувства, чтобы исследовать и узнавать об окружающей среде.
На этом этапе дети развивают постоянство объектов, что означает, что они понимают, что объекты продолжают существовать, даже когда они их не видят. Это важная веха в когнитивном развитии, поскольку она позволяет детям начать формировать мысленные представления об окружающем мире. По мере прохождения следующих этапов они будут продолжать опираться на эту основу знаний, в конечном итоге развивая более сложные когнитивные способности.
На этом этапе развиваются различные когнитивные способности; которые в основном включают репрезентативную игру, постоянство объекта, отложенное подражание и самоузнавание.
На этом этапе младенцы живут только настоящим. В их памяти нет ничего, что связано с этим миром. В возрасте 8 месяцев младенец будет понимать постоянство различных объектов и будет искать их, когда их нет рядом.
Ближе к концу этой стадии у младенцев начинает проявляться общая символическая функция, и они могут использовать два объекта для обозначения друг друга. Язык начинает проявляться, когда они понимают, что могут использовать слова для представления чувств и объектов. Ребенок начинает запоминать известную ему информацию об окружающем мире, обозначать ее и вспоминать.
Когнитивное развитие в раннем возрасте
Предоперационный этап (Символическое мышление)От 2 до 7 лет
Предоперационный период аль стадия является решающим периодом в познавательном развитии детей. На этом этапе детское мышление еще не является логическим или конкретным, и они борются с такими понятиями, как причина и следствие. Им также трудно понять точки зрения других людей, поэтому их мышление эгоцентрично. Кроме того, их рассуждения основаны на интуиции, а не на логике, что может привести к ошибкам в суждениях. Несмотря на эти ограничения, дети на дооперационном этапе все еще способны к невероятному росту и обучению, и для родителей и педагогов важно оказывать им поддержку и руководство, необходимые им для процветания.
Маленькие дети и малыши обретают способность представлять мир внутренне с помощью мысленных образов и речи. На этом этапе дети символически думают о вещах. Они способны сделать так, чтобы одна вещь, например предмет или слово, обозначала другую вещь, отличную от нее самой.
Ребенок в основном думает о том, как выглядит мир, а не о том, какой он есть. На дооперационном этапе дети не проявляют проблемности и логического мышления. Младенцы в этом возрасте также проявляют анимизм, что означает, что они думают, что игрушки и другие неживые предметы обладают чувствами и живут как человек.
К 2 годам малыши могут отделить свой мыслительный процесс от физического мира. Но они еще не способны к развитию навыков оперативного или логического мышления более поздних стадий.
Их мышление по-прежнему эгоцентрично (сосредоточено на собственном мировоззрении) и интуитивно (основано на субъективных детских суждениях о событиях).
Построение схем в уме
Конкретный операционный этап (Логическое мышление)от 7 до 11 лет
На этом этапе дети начинают проявлять логическое мышление о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения. Они понимают, что даже если вещи меняются внешне, некоторые свойства остаются прежними. Дети на этом этапе могут изменить ситуацию мысленно. Они начинают думать о чувствах и мыслях других людей, а также становятся менее эгоцентричными.
Этот этап также известен как конкретный, так как дети начинают мыслить логически. Согласно Пиаже, эта стадия является важным поворотным моментом в когнитивном развитии ребенка, поскольку она знаменует собой отправную точку операционального или логического мышления. На этом этапе ребенок способен внутренне прорабатывать вещи в своей голове (а не пробовать что-то в реальности).
Еще одной ключевой характеристикой этапа конкретных действий является развитие дедуктивных рассуждений. Дети на этом этапе могут использовать логику, чтобы делать выводы и решать проблемы. Они способны понять, что если А равно В, а В равно С, то А должно равняться С. Этот тип рассуждений позволяет им понимать более сложные концепции и идеи, настраивая их на успех в академической и личной жизни.
Дети на этом этапе могут быть перегружены или могут делать ошибки, когда их просят рассуждать о гипотетических или абстрактных проблемах. Сохранение означает, что ребенок понимает, что если какие-то вещи и меняются внешне, то их свойства могут оставаться прежними. В 6 лет дети способны сохранять число, в 7 лет они могут сохранять массу, а в 9 летони могут сохранить вес. Но логическое мышление используется только в том случае, если дети просят рассуждать о физически присутствующих материалах.
Построение научных схем
Формальная рабочая стадия (символическое рассуждение)Возраст 12 лет и старше
На этом этапе люди выполняют конкретных операций над вещами и они выполнить формальных операций над идеями. Формальное логическое мышление полностью освободите от перцептивных и физических барьеров. На этом этапе подростки могут понимать абстрактных понятий . Они способны следовать любому конкретному типу аргументов , не думая о каких-либо конкретных примерах.
На этапе формального действия дети начинают развивать способность мыслить абстрактно и использовать символические рассуждения. Это означает, что они могут думать не только о конкретных физических объектах и концепциях, но и начинают понимать более сложные и абстрактные идеи. Они могут решать гипотетические задачи и понимать метафоры, аналогии и другие абстрактные понятия. Этот этап обычно происходит в возрасте от 11 до 16 лет, но может варьироваться в зависимости от индивидуального развития ребенка.
Подростки способны решать гипотетических задач с несколькими возможными исходами. Этот этап позволяет научным рассуждениям, формулировать гипотез и абстрактных теорий по мере необходимости.
Теория когнитивного развития Пиаже не делала заявлений о каком-либо конкретном возрасте, связанном с какой-либо конкретной стадией, но его описание дает указание на возраст, в котором средний ребенок достигает определенной стадии.
Чем теория Пиаже отличается от других? Теория Пиаже отличается от других теоретиков по нескольким параметрам:- Жан Пиаже против Выготского: Выготский утверждает, что 36 когнитивное развитие
Конкретный опыт позволяет детям понимать абстрактные понятия
Ключевые понятия, относящиеся к теории схем Пиаже- Схемы – Схема указывает как физические, так и умственные действия, связанные с познанием и пониманием. Схемы представляют собой категории знаний, которые помогают людям понимать и интерпретировать мир. Текущая схема может быть дополнена и усложнена. Во многом такова сама природа обучения и преподавания. Схема в психологии — это термин, который используется очень часто, мы считаем, что школы и учителя должны обратить свое внимание на это понятие.
Если говорить об обучении как о чем-то, что необходимо построить, то идея когнитивных схем имеет смысл. Эти скрытые миры учащегося и есть то, что мы, педагоги, пытаемся развить. Во многих отношениях наша способность опираться на наши схемы является фундаментальным аспектом интеллекта. Возможно, именно здесь метапознание играет центральную роль.
Пиаже считает, что схема включает в себя категорию знания и процедуру получения этого знания. По мере того, как люди приобретают новый опыт, новая информация модифицируется и добавляется к уже существующим схемам или изменяет их.
У ребенка может быть схема о кошках. Например: если его единственный опыт был с маленькими кошками, ребенок может поверить, что все кошки маленькие. Если этот ребенок встретит большую кошку, он воспримет это новое знание, изменив старую схему, чтобы включить эту новую информацию.
- Адаптация — Адаптация — это тип схемы, которая объясняет, как люди понимают и усваивают новую информацию. Согласно теории Пиаже, адаптация может происходить двумя путями.
- Адаптация через ассимиляцию – Когда новая информация берется из внешнего мира и включается в ранее существовавшую схему, это называется ассимиляцией . Этот процесс считается субъективным, поскольку люди склонны изменять информацию или опыт, которые должны соответствовать их ранее существовавшим убеждениям. В примере Схемы увидеть кошку и назвать ее «кошкой» — это пример ассимиляции животного в схему ребенка с кошкой.
- Адаптация через приспособление – Приспособление происходит, когда люди обрабатывают новую информацию , изменяя свои психологические представления, чтобы они соответствовали новой информации. Это дополнительная составляющая адаптации, которая включает в себя изменение текущих схем людей в соответствии с новой информацией, этот процесс называется аккомодацией. При приспособлении люди меняют свои существующие идеи или схемы из-за нового опыта или новой информации. Эти процессы могут привести к разработка новых схем.
- Уравновешивание – Согласно Пиаже, каждый ребенок пытается создать баланс между аккомодацией и ассимиляцией, что возможно только путем реализации механизма, называемого уравновешиванием . По мере того, как дети проходят каждую стадию когнитивного развития , становится важным поддерживать баланс между применением прошлых знаний (ассимиляция) и изменением отношения к получению новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает и демонстрирует, как дети должны переходить от одной стадии мышления к следующей.
Усвоение новых знаний с использованием наших блоков
Образовательные последствия теории когнитивного развития ПиажеХотя более поздние исследователи продемонстрировали как теория Пиаже применима для обучения и преподавания, но Пиаже (1952) неясно соотносят свою теорию с обучением.
Компания Piaget оказала большое влияние на создание педагогической практики и политики в области образования. Например, в 1966 г. обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании, основывался на теории Пиаже. Кроме того, результаты этого обзора послужили основой для публикации отчета Плаудена (1967).
Открытое обучение – концепция, согласно которой дети лучше всего учатся, активно исследуя и делая, – рассматривалась как центральная в преобразовании учебной программы начальной школы.
Piaget считает, что детей нельзя учить определенным понятиям до тех пор, пока они не достигнут соответствующей стадии когнитивного развития. Кроме того, аккомодация и ассимиляция требуются только активному ученику, потому что навыки решения проблем нужно только обнаружить, им нельзя научить. Обучение в классах должно быть ориентировано на учащихся и осуществляться через активное обучение обнаружению . Основная роль инструктора заключается в содействии обучению, а не непосредственном обучении. Следовательно, учителя должны обеспечить следующие практики в классе:
- Уделять больше внимания учебному процессу , а не концентрироваться на его конечном продукте.
- Используйте активное обучение , включающее реконструкцию или повторное открытие «истин». (См. Универсальные рамки мышления).
- Использование индивидуальное и совместные занятия (чтобы дети могли учиться друг у друга, см. наш пост в блоге о диалогической педагогике).
- Придумывайте ситуации, которые предлагают полезные проблемы и развивайте неуравновешенность у детей (см. этот пост о критическом мышлении).
- Оцените уровень развития ребенка , чтобы можно было создавать соответствующие задания.
Когнитивное развитие с использованием «блоков знаний»
Повторно просмотрев некоторые из этих теорий, вы, надеюсь, сможете увидеть последствия для развития знаний с помощью нашего «Писательского блока». Наши ранние этапы разработки этого инструмента начались с идеи использования конкретных объектов для представления абстрактных понятий. Дети могут начать со своей уже существующей схемы и строить на ее основе.
Подробнее об этом активном процессе обучения можно прочитать на странице мысленного моделирования. Начало занятия с вопроса «Что я уже знаю?» дает ученику что-то, на чем можно основываться, когда он начинает академическую задачу. Эти когнитивные структуры служат платформой для умственного развития. Никто не любит начинать с чистого листа бумаги, а визуализация предыдущих знаний позволяет даже самым неохотным ученикам «приступить к делу».
Способствуйте когнитивному развитию, используя наш метод построения блоков
Критическая оценка теории Пиаже- Поддержка
Идеи Пиаже оказывают огромное влияние на Психологию развития . Его теории изменили методы обучения и изменили представления людей о мире ребенка.
Пиаже (1936) был выдающимся психологом, чьи идеи расширили понимание людьми когнитивного развития . Его концепции нашли практическое применение в общение и понимание детей, особенно в сфере образования ( Discovery Learning ).
Основной вклад Пиаже включает тщательное обсервационное исследование когнитивных функций у детей , теорию стадий когнитивного развития детей , а также ряд оригинальных, но простых тестов для оценки множественных когнитивных способностей .
- Критика
Действительно ли существуют стадий ? Критики Формальное мышление операций считают, что заключительный этап формальных операций не дает правильного объяснения когнитивного развития. Не каждый человек способен к абстрактным рассуждениям , а многие взрослые даже не достигают уровня формальных операций. Например, Dasen (1994) упомянул, что только менее половины взрослых когда-либо достигают стадии формальной операции. Может быть, это не отдельные этапы? Пиаже был чрезвычайно сосредоточен на универсальных стадиях биологическое созревание и когнитивное развитие , что он не смог учесть влияние культуры и социальных условий на когнитивное развитие .
Современник Пиаже, Выготский утверждал, что социальное взаимодействие необходимо для когнитивного развития. Выготский считает, что обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте, предполагающем сотрудничество кого-то еще знающий (МКО). Этот вид социального взаимодействия предлагает языковые возможности и, согласно Выготскому, язык обеспечивает основу мышления.
Hughes (1975) считает, что Пиаже недооценивал способности детей, поскольку его тесты часто были неясными и трудными для понимания. Vygotsky (1978) и Bruner (1966) были против концепции схемы. Бихевиоризм также не одобряет теорию схем Пиаже, поскольку это внутреннее явление, которое нельзя наблюдать напрямую. Из-за этого они утверждают, что схема не может быть измерена объективно.
Ссылки
- Брунер (1966). К теории обучения. Кембридж: Belkapp Press.
- (1994). Культура и когнитивное развитие с точки зрения Пиаже. Психология и культура (стр. 145–149). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.