Примеры настроений и соответствующих им эмоций: приведите примеры настроений и соответствующих им эмоций.
Как эмоции влияют на мышление — Нож
Дождь, магическая комната и удовлетворенность жизнью…Представьте себе, что вам предложили принять участие в опросе в рамках анкетирования по телефону, которое проводится исследовательским центром из другого города. Все вопросы, задаваемые интервьюером, так или иначе призваны оценить удовлетворенность вашей жизнью и уровень счастья. Предположим, что на текущий момент вы находитесь под гнетом рабочих дедлайнов, вчера обнаружили, что ваш единственный цветок увял, и в целом настроение не лучшее, — поэтому по десятибалльной шкале вы оцениваете свое состояние на 5 баллов.
Теперь представьте ту же ситуацию, но с небольшим отличием: звонящий вам интервьюер отличается словоохотливостью и перед непосредственным анкетированием между делом спрашивает вас о том, какая сейчас в вашем городе погода. Вы бросаете взгляд в сторону и видите, как капли дождя уныло стекают по оконному стеклу. После того как вы сообщаете звонящему, что в вашем городе дождь, вам задают те же самые вопросы, что и в первой ситуации, и при прочих равных условиях — дедлайнах, увядшем цветке и т. д. — вы отвечаете, что счастливы на 7 баллов из 10.
Что же произошло? Норберт Шварц и Джеральд Клор, осуществив подобное исследование в солнечные или дождливые весенние дни с привлечением 93 респондентов, объясняют данный эффект опосредованным влиянием текущего настроения на суждения опрашиваемых. Особенностью обнаруженного эффекта является то, что если человек находит объяснение своему плохому настроению во внешней среде, которая не имеет отношения к его персональной жизни, то настроение утрачивает свое влияние на его суждения о собственной жизни. То есть, пребывая в плохом настроении, во втором описанном случае человек приписывает его дождливой погоде, а не дедлайнам и прочим факторам, которые характеризуют его жизнь как не вполне приятную, и поэтому удовольствие от жизни оценивает выше, чем в ситуации, когда интервьюер не обращает его внимания на погоду.
В солнечные дни у опрашиваемых оценка собственной жизни была в среднем выше независимо от того, спрашивали их о погоде или нет.Это свидетельствует о том, что хорошее настроение использовалось респондентами как основа для суждения о жизни независимо от доступности дополнительных объяснений их настроению.
Более тщательно контролируемые условия наблюдения описываемого эффекта обеспечивались в эксперименте с «магической комнатой». Участникам предлагалось дать детальные описания радостных или грустных событий недавнего прошлого. Чтобы исключить влияние естественного настроения, участники помещались в изолированную звуконепроницаемую комнату. Одной группе участников сообщалось, что «магическая комната» будет повышать их настроение, а второй — что снижать. Третьей же группе информация о возможном влиянии комнаты не давалась. В результате комбинации описанных условий участники, описывающие радостные события, оценивали удовольствие от жизни выше, чем те, кто описывал грустные моменты. При этом, если описывающим грустные события предварительно сообщалось о негативном влиянии «магической комнаты», их оценки удовольствия от жизни оказывались выше, чем у контрольной группы. Напротив, если этим участникам сообщалось о положительном влиянии комнаты, они оценивали свою жизнь хуже.
Таким образом, мы можем убедиться, что знание о возможных причинах того или иного настроения в текущий момент времени способно изменить наши суждения о собственной жизни в целом, если эти причины не относятся к сфере нашего непосредственного влияния или индивидуального опыта. Это наблюдение легло в основу так называемой теории аффекта как информации (affect-as-information theory). Она предполагает, что аффект (в широком понимании) — будь то настроение, эмоция или чувство — может служить источником информации, на основе которой мы выстраиваем наши суждения. Более того, помимо информативной функции аффект обладает и директивной: наше внимание становится избирательным к определенным классам информации в попытке найти наиболее правдоподобные объяснения испытываемым ощущениям.
Аффективный прогноз и депрессияПоложения теории аффекта как информации закладывают объяснение психологическим тенденциям, наблюдаемым в условиях депрессии. В целом, помимо непосредственной оценки вероятности того или иного события в будущем, люди формируют проекции относительно того, как эти события проявятся в субъективном опыте, какие эмоции или переживания их будут сопровождать. Эти проекции обозначаются как аффективный прогноз. Среди людей, не страдающих депрессией, наблюдается склонность завышать оценку того, насколько положительными окажутся эмоции в результате позитивных событий и отрицательными — в результате негативных.
Люди с депрессией сталкиваются со сложностями в понимании собственных эмоций и вовлекаются в руминации в целях поиска причин собственного негативного аффекта (например, «Почему я всегда реагирую таким образом?» и «Почему я не могу справляться с этим лучше?»).Также им свойственен ряд когнитивных искажений, ориентирующих их на негативные аспекты информации, в том числе относительно ожиданий. Указанные нюансы обуславливают то, что люди с депрессией используют аффект как информацию несколько иным способом, нежели люди, не страдающие депрессией.
В рамках исследования с привлечением респондентов с депрессией и без участники заполняли опросник, оценивая вероятность положительных грядущих событий (например, получение награды за достижение) или отрицательных (например, разрыв с возлюбленными). Затем участникам предлагалось представить, что через месяц с ними произойдет то или иное положительное или отрицательное событие (например, «Группа ваших друзей планирует выезд за город и не приглашает вас»), и указать, насколько хорошим или плохим будет их эмоциональное состояние.
В результате исследования было установлено, что участники с депрессией не только прогнозировали большее количество негативных событий в будущем, но и в сравнении с контрольной группой давали более низкую оценку своему потенциальному настроению даже в ситуации, если бы с ними произошло что-то позитивное. Значит, пессимистичный взгляд на будущее у людей с депрессией является следствием того, что они больше опираются на отрицательные эмоции как источник информации и меньше — на положительные. При этом данный эффект не зависел от уровня ангедонии — утраты способности получать удовольствие. То есть сопровождающая депрессию подавленность положительных эмоций не является исключительным фактором, лежащим в основе заниженного аффективного прогноза относительно позитивных событий.
Описанный механизм объясняет, почему люди с депрессией могут избирать стратегию избегания или признания собственного поражения даже в ситуациях, предполагающих позитивный контекст. Завышенный аффективный прогноз относительно положительных эмоций у людей, не страдающих депрессией, напротив, играет адаптивную роль и поощряет стремление к потенциально позитивным событиям.
С учетом указанных особенностей несбалансированной опоры на отрицательные и положительные эмоции при депрессии в рамках психотерапии важным оказывается фокус на эмоциональной регуляции, в частности повышение уровня осознания собственных эмоций, облегчающее создание новых нарративов для объяснения своего опыта; трансформация неадаптивных аффективных состояний в адаптивные и т. д.
Страх и трепет у реки КапиланоВ рамках обсуждения теории аффекта как информации необходимо упомянуть существование условий, при которых не все компоненты аффекта служат источником информации, а в зависимости от обнаруженных объяснений оставшиеся компоненты могут интерпретироваться по-новому.
Рассмотрим взаимодействие двух компонентов аффекта — валентности (положительной или отрицательной) и уровня возбуждения (интенсивности) — на конкретном экспериментальном примере, в котором участники мужского пола пересекали один из мостов в Северном Ванкувере. Первый мост длиной в 450 футов (138 метров) располагался над глубоким каньоном реки Капилано на высоте 230 футов (70 метров), часто раскачивался, а его перила были настолько низкими, что пересечение моста сопровождалось чувствами тревоги и ужаса, характеризующимися высоким уровнем возбуждения. Второй, «контрольный», мост был крепким, широким, с высокими перилами и располагался на высоте всего лишь 10 футов (3 метров), так что минующие его участники не испытывали ярко выраженного аффекта.
Висячий мост Капилано, используемый для экспериментального условия. ИсточникВ конце моста участников ожидала интервьюер женского пола. Она сообщала участникам, что выполняет проект для своего курса по психологии, и предлагала заполнить несколько опросников, среди которых был ТАТ-тест (Thematic Apperception Test Manual), используемый для оценки личностных качеств, внутренних конфликтов, мотивов и интересов человека с помощью интерпретации черно-белых рисунков. По заданию участники писали короткую драматичную историю на основе изображения молодой женщины, которая закрывает лицо одной рукой и протягивает другую в сторону двери. Затем истории оценивались по степени содержания в них эротического контекста. Примечательно, что само изображение этого контекста не подразумевало.
Изображение, фигурирующее в ТАТ-тесте. ИсточникКогда участник завершал выполнение теста, интервьюер сообщала ему, что готова объяснить ему суть проведенного эксперимента, когда у нее появится время, и оставляла на листе бумаги свои имя и номер телефона, предлагая позвонить ей позже.
Результаты эксперимента показали, что участники, минующие опасный мост, сочиняли эротически более насыщенные истории и с большей вероятностью перезванивали интервьюеру, чем участники из контрольной группы.В случае когда в качестве интервьюера выступал мужчина, данные эффекты не воспроизводились.
Описанный эксперимент показывает, что интенсивность аффекта запускала реализацию директивной функции и атрибутировалась к присутствию девушки, несмотря на то что истинной причиной являлось пересечение опасного моста. Валентность же аффекта игнорировалась и, возможно, корректировалась, поскольку реакции, сопутствующие чувствам тревоги и страха, интерпретировались как результат романтической заинтересованности.
Гипотеза когнитивной настройкиВ предыдущих разделах мы рассмотрели взаимодействие аффекта и суждений. Какова степень влияния аффекта на более сложные аспекты мышления, в частности на когнитивные стили?
Из теории аффекта как информации напрямую следует гипотеза когнитивной настройки (cognitive tuning hypothesis), подтвержденная рядом исследований. Эта гипотеза предполагает, что наше настроение или эмоциональное состояние сигнализирует о свойствах окружающей среды или задачи, которую нам следует решить, и, как следствие, когнитивные процессы настраиваются в соответствии с особенностями этого сигнала. Отрицательные эмоции сигнализируют о том, что ситуация проблематична и требует тщательного и осторожного подхода в решении, в результате чего активизируются узкий фокус внимания и мышления, акцент на деталях, систематичный подход и аналитическое мышление, то есть обработка информации «снизу вверх». Положительные эмоции, напротив, сигнализируют о безопасности ситуации, что способствует упрощению используемых стратегий, более широкому фокусу внимания, творческому подходу или использованию готовых эвристик и алгоритмов решения — обработке информации «сверху вниз».
Аналогичные принципы объясняют, почему в одних ситуациях мы придерживаемся постоянной стратегии в решении задачи, а в других предпочитаем менять свое поведение и искать новые стратегии. Положительные эмоции сигнализируют о том, что текущие поведенческие паттерны и когнитивные стили обеспечивают благоприятность ситуации, поэтому их и не следует менять. Отрицательные же эмоции могут сигнализировать о необходимости смены подхода, поскольку ситуация не становится благоприятной.
Наконец, еще одна пара стратегий-антагонистов, которые модулируют влияние аффекта на решение задач, — это удовлетворяющий (satisficing) и оптимизирующий (optimizing) подходы. Первый, сопряженный с переживанием положительного аффекта, предполагает, что поиск решения осуществляется до тех пор, пока не превышается допустимый порог оценки точности решения. То есть в качестве финального принимается первое удовлетворительное решение. При втором подходе, который может катализироваться отрицательным настроением или эмоциями, осуществляется поиск наилучшего решения из всех возможных, а критерии оказываются более строгими.
Ага-подсказки и формирование инсайтаВ контексте обсуждения взаимосвязи аффекта и мышления нельзя не упомянуть феномен инсайта (озарения), когда решение задачи возникает внезапно и словно из ниоткуда. Инсайтным решениям нередко противопоставляются алгоритмические подходы, реализуемые постепенно (например, именно так мы решаем математические задачи). Особенностью инсайта является то, что он сопровождается ага-переживанием (моментом «Эврика!»), которое является примером метакогнитивных чувств — сознательных переживаний, отражающих состояние решения задачи. К иным метакогнитивным чувствам относятся, в частности, чувство близости к решению или чувство знакомости, и при этом ага-переживание является едва ли не самым эмоционально окрашенным метакогнитивным чувством.
Играет ли ага-переживание функциональную роль в формировании инсайта или же оно является лишь пассивным эпифеноменом, который постфактум отражает радость и ликование от найденного решения? Для рассмотрения возможного ответа на этот вопрос коснемся двухсистемного подхода к изучению мышления. В рамках этого подхода постулируется существование двух основных систем мышления — Системы 1 и Системы 2, разделение которых изначально предложили психологи Кейт Станович и Ричард Уэст, что затем легло в основу положений известной книги «Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. Система 1 характеризует беглые автоматические, по большей мере неосознаваемые процессы, которые не требуют намеренного контроля со стороны человека. Система 2, напротив, относится к сознательной и контролируемой индивидом умственной активности.
Суть ряда теорий, объясняющих функцию ага-переживания, можно сформулировать в терминах двухсистемного подхода следующим образом. Ага-переживание выступает в роли сигнала, поступающего от Системы 1 к Системе 2. Это сигнал о том, что в Системе 1 была актуализирована информация, адекватная решению. Получив сигнал («Ага!»), Система 2 «сличает» конструкт актуализированной в Системе 1 информации с задачей, которая на текущий момент может быть даже не релевантной. Это, в частности, объясняет те случаи инсайта, которые происходят при отвлечении от задачи.
На базе описанной модели возможно выделить феномен ага-подсказки. Перед представлением экспериментальных условий, в которых этот феномен проявляется, обратимся к реальному случаю, описанному гроссмейстером Николаем Крогиусом. Выступая ассистентом шахматиста Бориса Спасского в матче на первенство мира, Крогиус и второй ассистент Игорь Бондаревский вместе анализировали отложенную позицию. Внезапно Крогиус обнаружил возможный сильный ход: «Я едва начал фразу „А если…“, как понял, что И. Бондаревский тоже всё увидел. Его папироса вылетела в окно, и мы начали лихорадочный поиск спасения…»
Именно логика описанного случая была позаимствована в экспериментах, которые в лабораторных условиях «навязывали» извне чувство инсайта (ага-переживание) посредством кратковременного внешнего воздействия, не связанного с настроением участника, возникающими у него в процессе решения эмоциями и не имеющего отношения к решаемой задаче. В первом эксперименте испытуемые решали анаграммы, параллельно прослушивая нейтральные тексты. Для экспериментальной группы в определенный момент один из героев нарратива издавал эмоциональный возглас, например «О! Понял!». Эти возгласы, имитирующие состояние инсайта, и выступали в роли ага-подсказок. Во втором эксперименте подсказки предъявлялись визуально. Через полторы секунды после предъявления анаграммы демонстрировался либо пустой экран, либо случайный набор символов, либо подсказка («А!», «Ага!», «О!»). В обоих случаях как аудиальное, так и визуальное предъявление ага-подсказки повышало вероятность решения анаграммы. Полученные результаты могут являться частичным свидетельством того, что ага-подсказка выступает сигналом активации элементов решения анаграммы в Системе 1 и облегчает извлечение этих элементов для сознательного доступа к ним.
Творческое настроениеОбсуждаемый в предыдущем разделе феномен инсайта является частным примером творческого мышления. К иной модальности такого вида относится дивергентное мышление, подразумевающее, что решение достигается в ходе изучения всех возможных альтернатив, спонтанно и посредством свободного поиска. Именно такой тип мышления, опирающийся в основном на Систему 1, активизируется во время мозговых штурмов, применения техник свободного письма или построения ментальных карт.
В одном из исследований участников вводили в положительное, отрицательное или нейтральное эмоциональное состояние посредством просмотра коротких видео. Затем участники выполняли задание на когнитивную гибкость. Сначала им нужно было в каждой паре предъявляемых чисел оценивать четность зеленого числа и игнорировать фиолетовое. В середине эксперимента правило менялось, и испытуемым нужно было оценивать четность серого числа и игнорировать зеленое. В результате смены правила время ответов испытуемых неизбежно увеличивалось в силу необходимости совершить когнитивную перестройку с одного правила на другое. После задания на когнитивную гибкость испытуемые решали десять инсайтных задач. Классическим примером инсайтной задачи является «задача со свечой» Карла Дункера, по условиям которой необходимо зажечь свечу и разместить ее на стене так, чтобы воск не запачкал ни стену, ни пол.
Условие и решение задачи со свечой. ИсточникНаконец, финальной стадией эксперимента было выполнение теста Торренса на дивергентное мышление (например, в одном из заданий теста участникам предлагалось придумать как можно больше необычных способов применения кирпичей или стаканов).
Результаты показали, что положительный аффект снижал время перестройки с одного правила на другое в первом задании, что указывает на обеспечение более высокого уровня когнитивной гибкости. Это, в свою очередь, повлияло на увеличение пропорции верно решенных инсайтных задач. При этом пребывание в положительном аффекте также повлияло на успешность выполнения теста на дивергентное мышление, но без посредничества повышения когнитивной гибкости, поскольку индекс когнитивной гибкости и успешность выполнения теста Торренса не коррелировали.
Аффект и принятие решенийВ сфере принятия решений классическими являются следующие составляющие: (a) варианты и направления действий; (b) установки и ожидания относительно доступных опций достижения цели; © ожидания относительно результата (отрицательные или положительные). В соответствии с этим классическим подходом целью принятия решения является максимизация «прибыли» в широком смысле. Это предполагает тщательный сбор и взвешивание доступной информации для формирования логических суждений, позволяющих достичь цели. Однако классический подход игнорирует вовлеченность множества дополнительных когнитивных факторов в процесс принятия решений, в частности эмоции и настроение.
Зачастую в общественном сознании эмоции и настроение воспринимаются как факторы, препятствующие формированию адекватного и рационального решения, и этому можно найти экспериментальные подтверждения. Так, в одном из исследований участников просили запомнить одно из двух чисел — короткое двузначное или длинное семизначное, — и пройти по коридору в другую комнату для интервью. По дороге в комнату им предлагалось взять тележку и выбрать одну из закусок — вкусный шоколадный торт или полезный фруктовый салат.
Результаты показали, что участники, которые запоминали семизначное число, предпочитали шоколадный торт, а участники, запоминавшие двузначное, выбирали торт и салат с равной вероятностью.Данный результат объясняется тем, что запоминание семизначного числа занимало немалую часть ресурсов, что ослабляло когнитивный контроль, и, как следствие, критерием решения становился ожидаемый положительный аффект от грядущего употребления шоколадного торта. Запоминание двузначного числа, напротив, не занимало много когнитивных ресурсов, так что у человека оставалась возможность принять решение аналитически и, в частности, использовать критерий пользы, предпочитая фруктовый салат.
Иной пример принятия решения, в котором критерием выступает аффект, фигурирует в игре «Ультиматум», известной в экспериментальной экономике. Перед двумя игроками ставится задача деления суммы денег между собой. Первому игроку предлагается поделить деньги в любой пропорции и предложить долю второму игроку. Второй игрок может принять долю или отказаться от нее. Если второй игрок принимает долю, деньги остаются у участников в предложенной пропорции, иначе же, в случае отказа, оба игрока остаются ни с чем. Аналитическим критерием решения данной задачи является принятие доли вторым игроком, какая бы сумма ни была предложена, поскольку обладание даже малой суммой объективно выгоднее, чем отсутствие денег. Однако результаты исследований показывают, что если второму участнику предлагают менее 20% всей суммы, то вероятность отказа повышается. Когда игроки давали обратную связь, они отмечали возникновение злобы (негативный аффект) в ответ на несправедливое предложение, что создавало переключение с когнитивных мотивов на эмоциональные и приводило к невыгодному отказу от денег.
Аффект может выступать немаловажным модулятором принятия решения в ситуациях неопределенности и риска. В отличие от неопределенности ситуация риска предполагает, что вероятности исходов известны и часть исходов может привести к неблагоприятным последствиям. Неопределенность же, в частности в силу недостатка информации, не позволяет человеку оценить вероятность того или иного исхода. В экспериментальных условиях участникам, которым предварительно выплачивали 10 долларов, предлагали выбрать между безопасной опцией с гарантированной выплатой 5 долларов или принять участие в лотерее, в результате которой участник мог получить от 5 до 125 долларов или не выиграть ничего. В ситуации риска участникам предоставлялась информация о вероятности выигрыша конкретной суммы в виде соотношений, представленных на рисунке ниже. В ситуации неопределенности визуальная информация о вероятности выигрыша скрывалась посредством серого блока разной высоты в зависимости от уровня неопределенности.
Примеры визуального представления информации о вероятности выигрыша для условия (A) риска, (B) неопределенности и © разных уровней проявления этих условий. ИсточникВыбирая лотерею, участники неизбежно оказывались в аффективном состоянии, которое изменяло уровень их возбуждения, измеряемый посредством регистрации кожно-гальванической реакции. Результаты показали, что в среднем участники чаще выбирали лотерею в условиях риска, а не в условиях неопределенности. При этом более высокий уровень возбуждения сопровождал предпочтение выбрать безопасную опцию в условиях риска, но исключительно в тех случаях, когда шанс выигрыша был невелик. В условиях неопределенности, когда вероятность выигрыша неизвестна, повышенное возбуждение приводило к предпочтению лотереи, а не безопасной опции. Различие в тенденциях указывает на то, что аффективное возбуждение в условиях высокого риска позволяет адаптировать поведение таким образом, чтобы исход оказался оптимальным (в частности, выбрать безопасную стратегию). В ситуации неопределенности, напротив, человек не обладает информацией для взвешенного решения, возбуждение утрачивает свою адаптивную функцию и, в частности, может приводить к завышенной оценке вероятности выигрыша.
Гармония разума и чувствПриведенные выше примеры показывают, насколько велика роль аффекта в тех когнитивных доменах, которые в привычном понимании относятся к сфере рацио. Зачастую это влияние носит адаптивный характер или позволяет решить задачу непредсказуемым и эффективным образом. Тем не менее нередко аффект может переплетаться с аналитической оценкой ситуации, катализировать когнитивные искажения и приводить к не самым оптимальным решениям. Ниже представлен ряд рекомендаций для поддержания баланса между аффектом и остальными когнитивными доменами.
Аффект не бывает плохим или хорошим. Несомненно, эмоции или настроение могут обладать положительной или отрицательной валентностью, позволяя нам исполняться энергии ликования или заставляя нас испытывать опустошающее отчаяние. Однако следует помнить, что в обоих случаях аффект может служить источником информации о текущей ситуации и, как следствие, сигнализировать о необходимости того или иного поведенческого паттерна (например, чувство страха сопутствует активации организма, достаточной для бегства от хищника, и т. д.) Подавление аффекта может привести к отрицательным психическим и соматическим последствиям. Поэтому сознательное признание и принятие протекающего аффекта («Я зол», «Мне грустно», «Мне страшно», «Я счастлив», «Мне интересно») является первым шагом, позволяющим предпринять дальнейшие действия по эмоциональной регуляции (в частности, техники релаксации с помощью дыхательных упражнений для нейтрализации тревоги и т. д.)
Некоторые ситуации могут порождать выраженную эмоциональную реакцию, приводящую к сильным искажениям в суждениях. Этому соответствует феномен эмоциональной аргументации (emotional reasoning), в соответствии с которым эмоциональная реакция выступает критерием истинности какого-либо суждения вопреки иным эмпирическим свидетельствам.
Классическим примером эмоциональной аргументации может являться следующий тезис: «Я испытываю ревность, значит, мой партнер мне не верен».Иногда это может приводить к самоисполняющимся пророчествам: например, боязнь не сдать экзамен порождает допущение о том, что студент не до конца понимает материал, что приводит к недоверию собственным знаниям и более случайному выбору ответов в тесте, что, в свою очередь, снижает оценку.
Очевидно, что в подобных ситуациях эмоциональное содержание переживаний следует несколько видоизменить. Осуществить это можно, в частности, с помощью техник когнитивной переоценки (cognitive reappraisal). Эти техники предполагают, что аффект (например, отрицательный) сопровождается типичными паттернами автоматических мыслей, которые чаще всего не соответствуют объективной реальности. Признание наличия этих мыслей и их переоценка позволяют изменить интенсивность или валентность аффекта посредством обратной связи. Например, вы можете опаздывать на вечеринку к друзьям и испытывать сильные переживания, которые сопровождаются следующими мыслями: «Я тревожусь. Если я опоздаю на вечеринку, все будут злиться на меня и не будут со мной разговаривать». Когнитивная переоценка предполагает, что вы заметите некоторое преувеличение возможных последствий и, например, поймете, что обычно вы не опаздываете и единичное опоздание ни к чему плохому не приведет, а даже если бы вы опаздывали часто, то ваши друзья в любом случае будут рады вас видеть и вы весело проведете время. Трансформация мыслей в этой ситуации может привести к нейтрализации возникшего напряжения и тревоги. Важно подчеркнуть, что когнитивная переоценка не эквивалентна так называемому позитивному мышлению. Она базируется на интерпретации ситуации с другой точки зрения, и эта точка зрения может предполагать и уклон в сторону отрицательной валентности (в частности, это может быть полезно при предупреждении последствий от завышенных ожиданий, если те рискуют не оправдаться).
Таким образом, наблюдение за собственными аффективными состояниями позволяет предположить потенциальные поведенческие реакции, к которым эти состояния призывают или от которых изолируют, и, не обесценивая собственные эмоции или настроение, при необходимости скорректировать когнитивные установки или убеждения таким образом, чтобы пребывать в оптимальном состоянии и помнить, что разум и чувства не должны находиться в противоборстве и что именно их единение и обеспечивает всё то загадочное многообразие механизмов мышления, на которые способна наша психика.
вызовы и перспективы / Хабр
Анализ тональности успешно применяется для социальных сетей, отзывов, новостей и даже учебников. На основе ключевых исследований для русского языка, описанных в предыдущей статье, здесь мы рассмотрим основные вызовы, с которыми сталкиваются исследователи, а также перспективные направления на будущее. В отличие от предыдущих работ я сосредоточился на прикладном применении, а не на самих подходах и их качестве классификации.
NB: Статья писалась для научного журнала, поэтому будет много ссылок на источники.
1. Текущие вызовы
На основе анализа исследовательских статей были выявлены десять общих проблем. В целом, исследователи обычно сталкиваются с многочисленными трудностями, включая доступ к репрезентативным историческим данным и к обучающим данным, а также включая аннотирование эмоций, исчерпывающее описание ограничений исследования и извлечение тем из текстов.
1.1. Доступ к репрезентативным историческим данным в анализируемых источниках
Исторические данные — например, публикации и обзоры, — собранные с помощью API источников или агрегирующих платформ, часто используются и анализируются в исследованиях тональности. Иногда разработчики API предоставляют только частичный доступ к опубликованным данным. Например, базовый API Twitter следует политике, согласно которой доступ ко всем открытым сообщениям предоставляет только исторический API Twitter. А что касается агрегирующих платформ, то даже если они заявляют, что у них есть полный доступ к данным конкретного источника, проверить это невозможно. Поэтому есть лишь два способа убедиться в репрезентативности данных для исследования:
- Тщательно изучить описание API и выбрать опции, дающие полный доступ к историческим данным. В случае с агрегирующими платформами нужно убедиться, что они используют опции API для полного доступа к историческим данным.
- Запросить прямой доступ к историческим данным выбранного источника. Например, через OK Data Science Lab можно запросить доступ к историческим данным Одноклассников [98].
1.2. Доступ к обучающим данным по интересующей теме
Хотя русский язык и является одним из самых распространённых в интернете, количество источников на нём значительно меньше, чем на английском, особенно в сфере анализа тональности. Хотя классификации эмоций в русскоязычных текстах посвящено немало исследований, но лишь авторы некоторых из них выложили свои наборы данных в открытый доступ. Если для темы исследования нельзя применить ни один из доступных наборов, тогда авторы вручную размечают обучающие наборы. Проанализировав литературные источники и научные работы [142], [173], я выявил и описал 14 публично доступных набора данных для анализа тональности русскоязычных текстов (см. Таблицу 2). Я рассматривал лишь те наборы, доступ к которым можно получить в соответствии с инструкциями, описанными в соответствующих научных работах или на официальных сайтах.
В связи с этим в список не попали, к примеру, наборы ROMIP [174], [175], потому что через их официальный сайт получить доступ к данным не удалось.Таблица 2. Русскоязычные наборы данных для анализа тональности.
Датасет | Описание | Аннотирование | Классы | Доступ |
---|---|---|---|---|
RuReviews [143] | Автоматическое | 3 | Страница на GitHub | |
RuSentiment [142] | Открытый набор с примерами настроений из публикаций в соцсети ВКонтакте. | Ручное | 5 | Страница проекта |
Russian Hotel Reviews Dataset [171] | Аспектный набор с примерами настроений из 50 329 русскоязычных обзоров отелей. | Автоматическое | 5 | Google Drive |
RuSentRel [172] | Набор с аналитическими статьями с сайта ИноСМИ, в которых представлено авторское мнение об освещаемой теме и многочисленные ссылки, упоминаемые участниками описанных ситуаций. | Ручное | 2 | Страница на GitHub |
LINIS Crowd [26] | Открытый набор с примерами настроений, собранный из социальных и политических статей на сайтах различных СМИ. | Ручное | 5 | Страница проекта |
Twitter Sentiment for 15 European Languages [173] | Набор с примерами настроений, содержащий больше 1,6 млн Twitter-сообщений (их ID) на 15 языках, в том числе русском. | Ручное | 3 | Страница проекта |
SemEval-2016 Task 5: Russian [49] | Открытый аспектный набор с примерами настроений, содержащий тексты, относящиеся к ресторанному делу. Основан на SentiRuEval-2015 [2017]. | Ручное | 3 | Страница проекта |
SentuRuEval-2016 [18] | Открытый аспектный набор с примерами настроений, содержащий результаты анализа тональности русскоязычных Twitter-сообщений о телекоммуникационных компаниях и банках. |
Ручное | 3 | Страница проекта |
SentuRuEval-2015 [17] | Открытый аспектный набор с примерами настроений, содержащий результаты анализа пользовательских обзоров ресторанов и автомобилей. | Ручное | 4 | Страница проекта |
RuTweetCorp [141] | Крупнейший, автоматически аннотируемый, открытый корпус текстов с небольшим ручным фильтрованием. Собран автоматически из русскоязычного Twitter с помощью стратегии [144]. | Автоматическое | 3 | Страница проекта |
Kaggle Russian News Dataset | Открытый набор с примерами настроений из российских новостей. | не указано | 3 | Страница на Kaggle |
Kaggle Sentiment Analysis Dataset | Набор с примерами настроений из российских новостей. | не указано | 3 | Страница на Kaggle |
Kaggle IS161AIDAY | Набор с примерами настроений, опубликованный Alem Research. | не указано | 3 | Страница на Kaggle |
Kaggle Russian_twitter_sentiment | Набор с примерами настроений из русскоязычных Twitter-сообщений. | не указано | 2 | Страница на Kaggle |
1.3. Отсутствие тестовых данных для расчета метрик классификации при использовании сторонних систем анализа тональности.
Используя сторонние системы анализа, такие как SentiStrength [22], алгоритмы Медиалогии или POLYARNIK [107], авторы обычно не пишут о качестве классификации на анализируемых текстах, поэтому становится сложно проверить точность результатов исследования. Я предполагаю, что использование сторонних решений также связано с тем, что исследователи не аннотировали тестовые наборы текстов для вычисления метрик классификации. Однако кажется, что внедрение этого этапа значительно повысит научную ценность работы. Поэтому очень рекомендую авторам вручную аннотировать образцы целевых данных, чтобы измерять метрики классификации при анализе тональности.
1.4. Извлечение тем из текстов
Для извлечения тем в большинстве исследований используются методы тематического моделирования. Но если доля текстов, относящихся к интересующей теме, значительно ниже 1 %, тогда тематическое моделирование не позволит работать с извлечением темы [54]. Более того, тематическое моделирование демонстрирует низкую точность при анализе коротких текстов, особенно если они представляют собой повседневную речь [54]. Поэтому нужно разрабатывать более точные и менее зависящие от шума подходы.
1.5. Руководства по аннотированию тональности для ручной разметки.
Поскольку русскоязычные релевантные обучающие наборы по интересующей тематике не всегда доступны, исследователи обычно аннотируют тексты вручную. Без описания руководства и других подробностей процесса аннотации сложно проверить качество разметки для набора данных. Четкие и простые пошаговые инструкции крайне важны для получения высококачественных аннотаций как от сертифицированных лингвистов, так и от асессоров, не имеющих лингвистической подготовки [176]. Некоторые типы текстов особенно сложны для аннотирования тональности, например, эмоциональное состояние говорящего, нейтральное сообщение ценной информации, сарказм, насмешки и другие [162].
В качестве примера руководства по аннотированию настроений для русского языка в дальнейших исследованиях могут быть использованы руководства, разработанные при аннотации RuSentiment [142]. Если у вас нет сертифицированных лингвистов для аннотирования, тогда вы можете воспользоваться помощью асессоров из Яндекс.Толоки — это краудсорсинговая платформа для ручного аннотирования данных. Она уже использовалась в нескольких академических исследованиях русскоязычных текстов [177]—[180]. Также настоятельно рекомендуется публиковать соглашения между аннотаторами, например, каппу Фляйса (Fleiss’ kappa) [181] или альфу Криппендорфа (Krippendorff’s alpha) [182], а также другие подробности процесса аннотирования.
1.6 Исчерпывающее описание ограничений
В большинстве проанализированных работы приведены неполные списки ограничений. Кроме технических и методологических ограничений настоятельно рекомендуется описывать:
- Уровень распространённости интернета в стране. Одно из критических ограничений, потому что определённые группы людей не будут охвачены исследованием. Согласно результатам опросов Omnibus GFK в декабре 2018-го [9], распространённость интернета в России достигла 75,4 %, им пользуется 90 млн россиян в возрасте от 16 лет. Использование интернета молодёжью (16—29 лет) и людьми среднего возраста (20—54 года) близко к уровню насыщения — 99 % и 88 % соответственно. Но несмотря на значительный рост распространённости, интернетом пользуется лишь 36 % людей старше 55 лет.
- Репрезентативность аудитории источника данных. При анализе содержимого соцсетей одним из источников неопределённости является тот факт, что аудитория определённых сайтов может быть в целом нерепрезентативна с точки зрения общества [183]. Более того, разные соцсети могут иметь совершенно разную аудиторию. Однако нерепрезентативность по отношению к обществу ещё не означает, что к этим группам нельзя применять выводы обо всём обществе.
- Свобода СМИ. В России, как и в многих других странах, существуют ограничительные меры по распространению определённой информации. Поскольку негативные заявления могут содержать нападки с использованием личных данных, а также оскорбления и ненавистнические высказывания, они могут быть подвергнуты цензуре в соответствии с пользовательским соглашением соцсети и законодательства. Например, пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; реабилитация нацизма; богохульство; клевета, оскорбления, пропаганда наркотиков, пропаганда гомосексуализма, использование нецензурной лексики в СМИ; распространение информации о частной жизни человека без его согласия и прочее. Таким образом, ограничительные меры призваны уменьшить количество ярко выраженных негативных заявлений в сети и традиционных СМИ. Этот нюанс нужно явно описать в списке ограничений, особенно в исследованиях конфликтных ситуаций.
- Цензура в интернете. Согласно рейтингу Freedom House за 2018-й [184], с точки зрения свободы в интернете Россия находится на 53 месте из 65. Начиная с 2012-го Роскомнадзор поддерживает централизованный чёрный список, который используется для цензурирования отдельных IP-адресов, доменных имён и URL. В апреле 2019-го Дума приняла закон об устойчивости интернета в России. Помимо прочих мер, закон предписывает обмениваться трафиком внутри страны только через шлюзы, которые одобрены властями и внесены в соответствующий реестр. Таким образом, регулирующие политики могут повлиять на количество доступных для исследования сайтов, что снизит разнообразие анализируемых точек зрения.
1.7. Межтематический анализ тональности.
Поскольку люди могут выражать свои мнения по огромному количеству тем, анализ всех этих мнений может потребовать большого количества ресурсов, потому что обучающие наборы должны быть аннотированы для каждой темы [186]. Отсутствие аннотированных коллекций текстов для обучения всетематических моделей анализа тональности приводит к снижению точности анализа. Согласно исследованию [187], у межтематического анализа есть три важные проблемы. Мнения, выраженные в контексте одной темы, могут иметь обратное значение в контексте другой темы. Вторая проблема связана с различиями между словарями эмоций для разных тем, которые нужно учитывать при анализе. И последнее — каждому токену в словаре эмоций разумно присвоить маркер силы эмоции.
1.8. Определение сарказма и иронии
Онлайн-общение часто содержит саркастические и иронические фразы [188], которые даже людям не всегда легко распознать, не то что алгоритмам обработки естественного языка. Пока что очень мало исследований [189] посвящено определению иронии и сарказма в русском языке. Поэтому для корректной обработки широкого диапазона мнений требуется разработать и применять больше подходов с автоматической классификацией сложных речевых приемов.
1.9. Определение ботов
Боты сильно влияют на различные аспекты соцсетей, особенно когда они составляют большую часть пользователей. Их могут использовать для разных вредоносных задач, связанных с общественным мнением. Например, для раздувания популярности знаменитостей или распространения фальшивой информации о политиках [190]. Как следствие, необходимо разрабатывать и применять в исследованиях тональности методы определения ботов.
1.10. Эффективность результатов анализа
По-прежнему существуют значительные разногласия по поводу эффективности измерения реакций посредством автоматического анализа данных в сети. Авторы некоторых исследований [191], [192] считают, что подходы с использованием соцсетей менее точны, чем традиционные исследования. Другие заявляют [193], что эти подходы демонстрируют более высокую производительность по сравнению с традиционными методами. Поэтому настоятельно рекомендуется по возможности сравнивать результаты исследования с результатами, полученными с помощью других методик.
2. Перспективные направления исследований
Проанализировав литературные источники, я выявил семь возможностей для будущих исследований.
В целом, в будущих исследованиях необходимо тщательно изучить представленные в этой статье подходы к мониторингу настроений, чтобы выявить потенциальную синергию между отдельными подходами для более полного анализа настроений, выраженных в различных текстовых источниках.
2.1 Обучение с переносом знаний языковых моделей
В большинстве работ применяются подходы на основе правил или простых методов машинного обучения. Только в двух исследованиях [69], [72] применялись нейросети. Однако недавние работы доказали, что обучение с переносом знаний от заранее обученных языковых моделей позволяет эффективно решать задачи классификации эмоций, уверенно добиваясь хороших результатов [43], [194]—[198].
Таким образом, использование тонко настроенных языковых моделей может существенно повысить качество анализа тональности, а следовательно, улучшить точность результатов мониторинга тональности. Начальное исследование было проведено в работе [199], авторы которого обучили shallow-and-wide свёрточную нейросеть с ELMo-эмбеддингами [42] и получили новые рекордные метрики классификации на наборе данных RuSentiment [142], превзойдя все прежние подходы на основе нейросетей. В качестве первого шага в этом направлении исследователи могли бы обучить и опубликовать исходные показатели переноса обучения для разных русскоязычных наборов текстов.
2.2. Анализ тональности многоязычных текстов
Россия — многонациональная страна, а следовательно и многоязычная. Поэтому разные люди и группы людей могут выражать свои мнения на разных языках. Лингвисты насчитывают в России более 150 языков, начиная с русского, на котором говорит 96,25 % населения, и заканчивая негидальским, на котором говорят несколько сотен человек в Приамурье. В нескольких исследованиях анализировались тексты на нескольких языках, что позволило авторам охватить более широкий набор источников и сравнить выражение мнений по одной теме на разных языках.
Для классификации эмоций в разных языках некоторые исследователи переводили все тексты на один язык и проводили моноязычный анализ тональности (например, [72]). Другие разрабатывали многоязычные модели классификации (например, [79]). В качестве развития последнего подхода исследователи могут использовать заранее обученные языковые модели, например, Bidirectional Encoder Representations из Transformers [43] и Multilingual Universal Sentence Encoder [198].
2.3. Извлечение из текстов общепредметных тем
В большинстве исследований, посвящённых тематическому моделированию, авторы выбирали только несколько тем для извлечения и будущего анализа. Однако этот подход не позволяет извлекать релевантные темы из больших наборов текста, например, когда доля текста, относящегося к интересующим темам, сильно меньше 1 % [54]. Более того, тематическое моделирование демонстрирует низкую точность анализа коротких текстов, особенно если это повседневная речь [54]. Задача извлечения тем может быть сужена не только до тематического моделирования, но и до задачи классификации текстов, если доступен обширный набор обучающих данных по извлечению общепредметных тем.
Создание такого набора данных представляется трудоемким и ресурсоемким процессом в случае базового подхода с аннотированием с помощью группы лингвистов или краудсорсинга. Однако некоторые соцсети предоставляют пользователям возможность указывать соответствующие теги для своих сообщений, например Reddit и Pikabu. Это означает, что пользователи таких социальных сетей берут на себя процесс аннотирования, следовательно, с дополнительной проверкой эти данные потенциально могут быть использованы для создания обучающего набора по извлечения из сообщений общепредметных тем.
2.4. Лайки и другие виды реакции на содержимое как опосредованный способ выражения эмоций
В большинстве исследований выражение мнений оценивалось только по содержимому публикаций. Однако лайки и другие виды реакций на публикации могут быть источником выражаемых читателями эмоций. Поэтому эту информацию можно учитывать при мониторинге тональности. В исследовании [200] была проведена предварительная работа по изучению связи между выставлением лайков и эмоциями по поводу публикации: исследователи изучили роль содержимого публикаций, связь между автором публикации и личностью пользователя. Основываясь на онлайн-исследовании, авторы утверждают, что публикациям с позитивными эмоциями лайки обычно ставят автоматически, без внимательного чтения. Также отмечено, что позитивность публикаций коррелирует с относительными и буквальными мотивами. В качестве дополнения к простой кнопке Like в некоторых социальных сетях была введена функциональность реагирования, позволяющая пользователям легко показывать свою эмоциональную реакцию на сообщение. Например, набор реакций в Facebook состоит из Like, Love, Wow, Haha, Angry и Sad.
В своем исследовании эмоциональных стимулов в реакционном поведении русскоязычных пользователей Facebook, Смолярова и др. [201] показывают, что реакция Love обычно используется прямолинейно, становясь альтернативой традиционному Like. И наоборот, публикация, вызывающая реакцию Wow, с определенной вероятностью может быть отмечена и другими эмоциями. Такие реакции, как Love, Haha и Wow, как правило, препятствуют желанию дополнительно взаимодействовать с публикациями посредством комментариев или кнопки «поделиться» [202]. Таким образом, потенциально значимым направлением исследований является связь между реакцией, настроением людей и настроением публикации, что может быть использовано в дальнейшем в мониторинге настроений.
2.5. Контекстуальная классификация эмоций
Эмоциональная реакция пользователя в тексте может сильно зависеть от контекста: один и тот же текст в одном контексте может выражать положительную тональность, а в другом — отрицательную [203]. Поэтому при анализе тональности бесед, например, ответов в комментариях, очень важно фиксировать и контекст беседы в дополнение к самим эмоциональным реакциям. Исследователям стоит уделить внимание контекстуальной классификации эмоций, когда они анализируют беседы.
2.6. Анализ содержимого менее исследованных источников
Значительная доля исследований оперирует данными из ВКонтакте, Twitter, LiveJournal и YouTube, хотя есть и другие популярные соцсети, которые можно использовать как источник данных, например, Одноклассники, Мой Мир и RuTube. Таким образом, исследователи могут уделить внимание Одноклассникам, потому что это вторая по размеру российская соцсеть, которой пользуется 42 % населения страны [98]. Платформа популярна среди пользователей от 35 лет, поэтому она может быть полезным источником мнений старших поколений. Более того, доступ к репрезентативной статистике Одноклассников можно получить через OK Data Science Lab, платформу, разработанной Одноклассниками для исследования.
2.7. Автоматический анализ содержимого соцсетей в качестве альтернативы традиционным опросам
В настоящее время результаты анализа онлайн-текстов не могут рассматриваться как полноценная альтернатива классическим подходам к оценке мнений на основе массовых опросов [204]. Для преодоления этого препятствия нужна теоретическая база по обобщению данных до уровня более крупных групп населения [205]. Традиционный массовый опрос предполагает ассоциирование мнений с социально-демографическими группами, а в соцсетях достоверная демографическая информация, как правило, недоступна. Для сравнения полученных результатов с традиционными опросами общественного мнения исследователи могут использовать геолокационную информацию, данные из профилей пользователей, а также системы прогнозирования пола и возраста [206]—[211].
2.8. Мониторинг индекса настроений русскоязычного cегмента соцсетей
В передовой работе 2010 года [212], Мислов и др. исследовали динамику настроений в течение дня, проанализировав с помощью подхода на основе словаря больше 300 млн Twitter-сообщений из США с привязкой к местности. Были отмечены некоторые интересные тенденции, например, уровень счастья выше всего ранним утром и поздним вечером. Выходные дни были намного счастливее, чем будни. Выявленные закономерности были подтверждены исследованием настроения бразильцев в Twitter [213], в котором применялась наивная байесова классификация настроений [30]. Дзоганг также исследовал циркадные закономерности в изменении настроения [214]. Если для многих языков такие исследования уже проводились, то русскоязычные тексты пока исследованы мало [93], [137]. Их можно исследовать шире и глубже с точки зрения объёма анализируемых данных, качества моделей классификации эмоций и методов вычисления социальных индексов.
Также некоторые исследования были посвящены разработке систем мониторинга эмоций в русскоязычных соцсетях, но авторы обычно не сообщают о результатах мониторинга. Например, исследователи из Университета ИТМО описали подход к оценке эмоциональной тональности общественного мнения [215], авторы работы [216] рассматривали общий принцип мониторинга соцсетей с помощью интеллектуального анализа текстовых сообщений, а в статье [148] авторы описали разработку ПО для мониторинга общественных настроений через русскоязычные Twitter-сообщения.
3. Заключение
Как мы видим, для русского языка уже есть хорошая база исследований, охватывающая широкий круг целей исследования и анализируемых источников. Однако также есть и ряд сложностей и перспективных направлений, которые следует учитывать при проведении новых исследований.
4. Источники
Полный список источников можно найти здесь.
Печаль: определение, причины и связанные эмоции
Грусть: определение, причины и связанные эмоцииЗамфира Паринку, бакалавр наук, исследователь Что такое печаль? Узнайте, почему важно научиться сидеть с грустью и некоторые методы, чтобы преодолеть ее.
. Прежде чем мы начнем, мы подумали, что вам может быть интересно пройти наш тест на благополучие, чтобы получить бесплатный персонализированный отчет. советы, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое печаль? (Определение)Печаль — это эмоциональная боль, которая обычно имеет четкую причину, например, потерю любимого человека, неудачу в чем-то важном или неудачную цель. Грусть — это нормально. Несмотря на наши постоянные усилия сделать жизнь идеальной и безболезненной, печаль неизбежно придет, будь то из-за того повышения, которого мы не получили, или из-за жаркой ссоры с любимым человеком. У всех иногда бывает плохой день, и мы все чувствуем грусть в какой-то момент нашей жизни. Грусть тоже полезная эмоция. Хотя это может быть не самая приятная эмоция, поскольку мы обычно делаем все возможное, чтобы избежать ее, печаль действительна. Он учит вас ценить жизнь, дает вам возможность заглянуть во внутренний мир других и позволяет вам обрабатывать жизненные изменения. Видео: Радость осознает, почему грусть является важной эмоциейЯдовитый позитивный менталитет «вам нужно быть счастливым» только отнимает у вас радость жизни. Почему ты чувствуешь грусть?Есть много причин, по которым вы можете грустить, так как грусть является частью нашей жизни. Вам может быть грустно, потому что вы потеряли работу. Или вы могли грустить из-за того, что не отметили важный праздник со своими близкими. Может быть, вы так давно не вели задушевную беседу с близким другом. Если вам грустно, вы также можете:
Книги о печали
Мы все хотим быть счастливыми, но при этом не должны подавлять свои неприятные чувства. Печаль — это нормальная и естественная эмоция, которая показывает нам, что важно и ценно в нашей жизни. Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Амбивалентность: определение, примеры и советы
Амбивалентность: определение, примеры и советыАнджела Солсбери, Массачусетс. Что такое амбивалентность? Откройте для себя его определение, 3 типа амбивалентности и его связь с основными жизненными событиями. Кроме того, как справиться с амбивалентностью.
Когда Кроули предлагает Азирафаэлю бежать вместе с ним от надвигающегося апокалипсиса, Азирафаэль нерешительно протестует: «Ты мне даже не нравишься!» «Вы делаете!» Кроули усмехается. Мы видим, как внутренний конфликт Азирафаэля проявляется на его лице. Этот конфликт является прекрасным примером амбивалентности. Если вы когда-либо испытывали «смешанные чувства», были «двоедушны» или чувствовали разрыв между головой и сердцем, вы испытывали амбивалентность. В Good Omens любовь Азирафаэля к Кроули, нежелание нарушать правила и неодобрение демонических ценностей своего друга сливаются в амбивалентность. Читайте дальше, чтобы узнать больше о психологии амбивалентности, о том, что она означает для наших отношений, и о том, как справляться с любой амбивалентностью, с которой вы можете столкнуться. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что такое амбивалентность? (Определение) Амбивалентность — это склонность оценивать что-то (или кого-то) как положительно, так и отрицательно (Jonas et al. , 2000). Если вы испытываете двойственное отношение к чему-то, вы можете думать об этом как положительно, так и отрицательно, питать смешанные чувства по этому поводу или иметь конфликтующие мысли и чувства (например, вы можете любить что-то, но знать, что это плохо для вас, как в случае моей амбивалентности). к мороженому) (Jonas et al., 2000). Амбивалентность отличается от нейтральности: когда вы нейтрально относитесь к чему-либо, вы не оцениваете это ни положительно, ни отрицательно (Jonas et al., 2000). Противоположность амбивалентностиПротивоположностью амбивалентности является нейтральность: если амбивалентность — это сосуществование положительных и отрицательных оценок, то нейтральность — их отсутствие. В отличие от амбивалентности, нейтральность не связана с эмоциональными потрясениями. По определению, это отсутствие сильных чувств. Вероятно, вы не слишком задумываетесь о своих нейтральных оценках, и они, вероятно, не сильно влияют на ваше поведение. Примеры амбивалентности
Амбивалентность в отношенияхВ любых долгосрочных отношениях (включая романтические отношения, но не ограничиваясь ими) некоторая степень амбивалентности типична, даже если мы сознательно осознаем только положительные или отрицательные чувства по отношению к нашим «значимым другим» (Zayas & Shoda, 2015). Выстраивая эмоциональную близость с кем-либо, вы, вероятно, обнаружите, что, наряду с их обаянием и силой, у них есть некоторые качества, которые вас беспокоят, раздражают или огорчают. И даже если вы думаете, что абсолютно ненавидите своего многолетнего коллегу, в какой-то степени он может вам нравиться. Хорошая новость заключается в том, что эта «скрытая амбивалентность» может помочь нам улучшить наши отношения (Faure et al., 2022). Люди, которые испытывают сильную имплицитную амбивалентность по отношению к своим супругам, как правило, заинтересованы в улучшении своих браков и добиваются в этом успеха (Faure et al. , 2022). С другой стороны, отношения могут вызывать стресс, если вы сознательно рассматриваете их как хорошие, так и плохие. Эти амбивалентные отношения могут даже напрягать вас больше, чем откровенно негативные отношения (Holt-Lunstad et al., 2007) — в конце концов, вы можете отмахиваться, избегать или игнорировать людей, которые вам просто не нравятся; Гораздо труднее игнорировать неожиданный двусмысленный комплимент от вашего самого трудного родственника. Кроме того, хотя друзья, поддерживающие нас, могут помочь нам справиться со стрессом в трудные времена, амбивалентная дружба может не давать таких же преимуществ (Holt-Lunstad et al., 2007). Амбивалентность в мотивационном интервью Мотивационное интервьюирование — это стиль консультирования, который помогает клиентам изменить поведение, разрешив амбивалентность. Мотивационные интервьюеры исследуют причины изменений со своими клиентами до тех пор, пока клиент не увидит больше (или более веских) причин для изменения, чем для того, чтобы остаться прежним (Miller & Rose, 2015). Консультанты, использующие этот подход, занимают активную позицию сторонников изменений (Miller & Rose, 2015) вместо нейтральности, за которую ратуют другие школы терапии. Амбивалентность перемен Нелюбовь к переменам типична. В модели стадий изменений (первоначально сформулированной Прочаской и Диклементе) амбивалентность является основной чертой стадии созерцания (Raihan & Cogburn, 2021). Размышляя, мы видим множество рисков и недостатков изменений, а также потенциальные выгоды (модель этапов изменений, n.d.). Если вы подозреваете, что вам нужно что-то изменить, но колеблетесь, вероятно, вы находитесь на стадии размышлений. Например, вы можете хотеть есть здоровую пищу, чтобы жить дольше и лучше концентрироваться на работе, но избегать затрат (как времени, так и денег), которые потребуются для перехода на новую диету. Терапевты могут помочь клиентам выйти за рамки стадии размышлений, используя мотивационное интервью (помимо других подходов). См. ниже мнение мотивационного интервьюера об этом процессе. Видео: раскрытие мотивации и преодоление амбивалентностиАмбивалентность во время беременности Независимо от ваших жизненных обстоятельств, беременность — это огромная перемена (эмоциональная, физическая, финансовая и во многих других отношениях). Особенно, если беременность была незапланированной, вы можете испытывать двойственное отношение к самой беременности. Даже если беременность была запланирована, и вы думали, что на 100% хотите ребенка, не было бы ничего необычного в том, чтобы испытать некоторую двойственность во время беременности вашей (или вашего партнера). Беременные женщины, как правило, выражают двойственное отношение к своему намерению забеременеть в первую очередь, к своим чувствам, узнав, что они беременны, и к своим планам на беременность (Cutler et al., 2018). Является ли амбивалентность эмоцией?Психологи считают амбивалентность отношением. Отношения — это тенденция оценивать что-либо определенным образом (положительно, отрицательно, и то и другое или ни то, ни другое) (Bohner & Dickel, 2011). Отношение включает в себя как мысли, так и эмоции. Амбивалентность против безразличияВ зависимости от контекста «безразличный» может означать «нейтральный» — например, вы можете сослаться на безразличие, когда у вас нет предпочтений среди вариантов, предложенных вашими друзьями на ужин. Однако «безразличный» может также указывать на беспристрастность или нерешительность, поэтому безразличие может либо сосуществовать с амбивалентностью, либо исключать ее. Обычно безразличие = «Мне все равно», тогда как амбивалентность = «Мне очень не все равно, во многих направлениях». Амбивалентность против неоднозначностиАмбивалентность – характеристика взглядов и мнений; неоднозначность является характеристикой ситуаций и стимулов. Амбивалентность возникает из-за мыслей и эмоций живых существ — она является внутренней для нас. Неоднозначность, напротив, может быть внешней. У вас может быть двойственное отношение к неоднозначной ситуации или вы можете называть неоднозначные чувства амбивалентностью. Амбивалентность против нерешительностиАмбивалентные мысли и чувства могут мешать решить, что делать, поэтому нерешительность может быть следствием амбивалентности. Амбивалентность может быть даже необходима для нерешительности, хотя вы можете быть решительным, даже если испытываете амбивалентность. Я продвинулся вперед со многими необходимыми вариантами, но чувствовал двойственное отношение ко всем вариантам — в некоторых случаях я был уверен только на 51% в своем окончательном выборе. Амбивалентность против неопределенностиАмбивалентность – смотреть на что-то как положительно, так и отрицательно; неопределенность не имеет четкого пути вперед. Амбивалентность может казаться неуверенной или лежать в основе неуверенности, но это не обязательно одно и то же понятие — в неуверенности вы можете не знать, что думаете или чувствуете; в амбивалентности вы можете точно знать, что думаете и чувствуете (даже если вы работаете с клубком противоречий). Вы также можете знать свои следующие шаги, даже если у вас двойственное отношение к ним. Работа с амбивалентностьюХотя амбивалентность не так уж и плоха, бывает трудно оценить ее преимущества, если она удерживает вас от принятия важного решения или необходимых изменений. Это может сбить вас с толку, вызвать стресс или заставить вас чувствовать себя застрявшим в колее. Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать для работы с амбивалентностью (или с ней), когда списки «за» и «против» не помогают:
Цитаты об амбивалентности
(«Я ненавижу и люблю. Почему я это делаю, возможно, спросите вы. Я не знаю, но я чувствую, что это происходит, и меня мучают.») – Пер. Леонард С. Смитерс
Статьи, связанные с амбивалентностьюХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книги, связанные с амбивалентностьюЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Последние мысли об амбивалентностиКогда вы придерживаетесь как положительных, так и отрицательных взглядов на кого-то или что-то, вы испытываете амбивалентность. Амбивалентность может проявляться как смешанные чувства, смешанные мысли или несоответствие мыслей и чувств. Хотя амбивалентность может помочь нам увидеть оттенки серого в проблеме, найти решения, которые учитывают сложности нашей жизни, и мотивировать нас на улучшение близких отношений, вы также можете воспринимать амбивалентность как стресс и сбивать с толку. Амбивалентность также может удерживать вас на стадии обдумывания изменений. Если амбивалентность становится для вас проблемой, вы можете попробовать поработать с психотерапевтом, прояснить свои ценности или просто действовать, несмотря на амбивалентность. Как бы вы ни решили справиться с амбивалентностью, пожалуйста, помните, что это нормальная и понятная реакция на перемены и важные жизненные события. Амбивалентность также распространена в долгосрочных отношениях и является естественным следствием глубокого знакомства с кем-то (и его достоинствами и недостатками). Я подозреваю, что амбивалентность приходит с территорией полной, сложной жизни, и поэтому это опыт, который стоит терпеть (и, возможно, даже ценить). Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки
|