Притча о милосердии и сострадании: Лучшие притчи о милосердии. Какие Вы знаете?

: Милосердие и сострадание. | Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс):

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов 

«Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга

Курсовая работа по программе

«Актуальные вопросы содержания и методики преподавания комплексного курса ОРКСЭ»

 (36 часов)

ПРОЕКТ УРОКА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ВЫБОРУ МОДУЛЯ)1   

Тема: Милосердие и сострадание.

Выполнил слушатель курса,

учитель ОРКСЭ

ГБОУ № 283

Кировского района

Санкт-Петербурга,

Ситник Т.В.

Санкт-Петербург

2018год

Пояснительная записка

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» — поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.

Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.

Познавательный материал подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придаётся знанию и применению понятия милосердие.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств.

        

Цель урока:   формирование представлений о милосердии и сострадании как нравственных ценностей, составляющих основу человеческих отношений.

Задачи урока:

1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию  у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты: 

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию;  иметь представление о понятиях «милосердие», «сострадание»

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

— регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

— познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

— коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.              

Виды  деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл.(автор А.В.Кураев), ноутбук, проектор; интерактивная доска, презентация; индивидуальные листы, тетради.

 

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и формы решения

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

  1. Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

-Что такое заповеди?   Сколько их?

— Кто их дал людям? Где это произошло и как?

— А для чего Бог дал людям заповеди?

-Какие заповеди вы запомнили?

Предлагает прослушать песню-притчу

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать песню –притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о ее смысле.

-Скажите, как вы понимаете, что такое притча?

С  заповедями.

Законы (правила) жизни. Десять.

 

Бог.

На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло.

-Варианты ответов детей

Прослушивание песни

-Притча-это  краткий поучительный рассказ.

ЛУУД: положительное отношение к уроку.

К УУД: взаимодействие учителя с учеником и в группе.

РУУД: организация рабочего места.

2. Актуализация знаний.

— Беседа по притче

— Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел  лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым

— Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

— Какую?

—  Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

— Что можно сказать о слепом человеке?

— Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание»

— Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?

-А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?

-А как называются действия противоположные милосердию?

— Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения(Слайд ) Я. П.Полонский «Нищий»,М.Ю.Лермонтов «Нищий»

— Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях? 

—  На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

— Как связаны слова милосердие и милостыня?

-Давайте найдем ответ в учебнике.

Работа в группах по обсуждению содержания  притчи

— Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.

— Тот, кто лежал у стены.

 — Не завидуй.

— Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.

— Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д

-Добрым, милосердным.

Дети предлагают варианты ответов

Дети предлагают варианты ответов

Работа в группах по обсуждению содержания стихотворений

-Милосердие, жестокосердие

Дети дают варианты ответов

Работа по учебнику

ПУУД — анализ, синтез.

КУУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

3. Открытие новых знаний.

Работа с учебником

— Давайте прочитаем отрывок из Священной истории и попытаемся понять, кто же такой ближний и что такое милосердие?

-Какие слова были непонятны?(по необходимости учитель дает разъяснение)

— Подготовьте и задайте свои вопросы по этому тексту.

-Ребята, а какая заповедь Христа таится в этой притче?(Слайд)

— А кто такой ближний? (Слайд )

— Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

— Ребята, в притче вы встретились с добрым самарянином. Что он проявил по отношению к человеку на которого напали разбойники?

-Скажите, ребята, с какой интонацией мы произносим слово «милосердие»? 

-Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет?

-Давайте найдем определения в словарях

— Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

-Запишите себе значение этих слов в тетрадь (слайд )

—  А можно ли научиться милосердию?

-Каким образом?

-Посмотрите на экран(слайд)

 -Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют?

— Существует такое словосочетание – «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

— Вот княгиня Елизавета Фёдоровна – ухаживала за ранеными солдатами в 1915 году. Она была сестрой русской императрицы. Как вы думаете, она ухаживала по обязанности или по своему выбору? (По своему выбору, так как была милосердной). (Слайд)

Чтение учащимися притчи о милосердном самарянине.

Работа в группах.(Ребята записывают свои вопросы на карточках и предлагают участникам другой группы на них ответить. Игроки каждой  группы по очереди вытягивают карточку, зачитывает вопрос вслух, после обдумывания группа дает ответ)

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

-Чем вам понравился самарянин?

—  Бывает ли чужая беда?

— А кто такой ближний?

-Люби ближнего, как самого себя

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.  Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.

-Милосердие и сострадание

-С тёплотой, с нежностью так как у этого слова два корня: мил- и –серд. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие и сострадание.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

С.И.Ожегов «Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем.»

Работа с тетрадью

-Варианты ответов

ПУУД

— извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

— делать выводы на основе анализа объектов;

— осуществлять синтез, составлять целое из частей;

КУУД

— слушать и понимать других;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

РУУД

— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

КУУД

— слушать и понимать других;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

— определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

— анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

4.Физкульт.минутка.

— Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и скажите каждому добрые слова.

— Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Сделайте милость, скажите друг другу добрые слова.

Сделайте милость, садитесь!

5.Закрепление.

Предлагает дифференцированные задания для работы в группах:

-выбор пословиц из предложенного списка, которые соответствуют теме «Милосердие и сострадание»;

 Метод словесный

—  Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

Дающая рука не отболит…

Человек милосердный…

Доброе сердце…

— Милосердие – это сила, могущая защитить то…

Милосердие никогда…

берущая не отсохнет

не пропадет зря

благотворит душе своей

что беззащитно

о чужой беде болит

— А сейчас, ребята, мы с вами будем работать в парах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека».-Для этого вам необходимо прочитать притчу « О цветке и милосердии» и выполнить исследование по плану

—  В чём смысл притчи?

— Так какими же какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

— Нужно ли милосердие сегодня?

Объединяются в группы, распределяют функции, выполняют задания.

Форма работы групповая.

Ученики выполняют работу по плану

(Рос красивый цветок и радовался жизни, но его сорвал мальчик и выбросил, цветку было обидно, что его вот так без всякой пользы и смысла лишили солнечного света. Но и в этот самый плохой момент своей жизни цветок думал не о себе, а о том мальчике, который погубил его. Он сказал: «Как хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик обжёг бы себе руку.)

— Доброта, сострадание, умение радоваться жизни, думать о других.

— Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца.

-Да

-Делать добрые дела

ПУУД: анализ, сравнение, обобщение

КУУД:   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

РУУД: понимать цель выполняемых действий.

6. Рефлексия

— У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.

— Наше исследование на этом не закончилось. У вас на партах лежат лепестки того самого цветка, про который вы недавно читали. Посмотрите, что я предлагаю вам сделать(слайд)

— Прикрепим лепестки на нашу полянку, пусть они порадуют нас своими качествами милосердия.

-Домашнее задание:                   1. Подготовить рассказы о милосердии и сострадании
2. Выполнить иллюстрацию к данному рассказу

Дети прикрепляют лепестки  к цветку

КУУД

— слушать и понимать других;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Список  литературы:

  1.  Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»

      2. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры»

      3. А.Мороз, Т.А.Берсенева «Добрые уроки наставления»

      4. Т.А.Берсенева «Основы православной культуры» методическое пособие

\

Мудрые притчи для детей и взрослых.

Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

Божья коровка.

 

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищука листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Что легче? Причта о правде и лжи.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Причта о мальчике, который верил в чудеса.

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».

9 историй о сострадании из Евангелий

Изображение вверху: Возвращение блудного сына Рембрандт Харменс ван Рейн, перо и кисть (ок. 1642 г.)

Осень 2021

Религия и духовность

Посох зрения

Легко сказать, что мы должны любить наших ближних, как мы любим себя, но как это выглядит на самом деле?

Что приходит на ум, когда мы думаем о любви к ближнему? Достаточно ли сочувствовать их бедственному положению или выражать сожаление по поводу их судьбы?

В самом деле, сочувствие само по себе мало полезно для страдающего; это ничего не меняет.

Чтобы проявить любовь к другим, мы должны сначала понять их потребности. Это означает, что мы пытаемся поставить себя на их место. В случае с людьми, с которыми у нас уже есть отношения, это может означать, что мы наблюдаем и задаем вопросы, чтобы лучше понять их ситуацию.

В более общем смысле нам может понадобиться узнать о группе, чьи потребности или обстоятельства могут отличаться от наших собственных, — о тех, кто принадлежит к другому поколению, другой национальности, другой этнической группе, другому социально-экономическому классу.

Это и есть эмпатия — делать все, что в наших силах, чтобы лучше понять ситуацию другого человека и подумать, каково это — пройти милю на его или ее ботинках. Но достаточно ли , что ?

По-настоящему любить ближнего также требует, чтобы, как только мы поняли что-то о боли другого человека, мы сделали все возможное, чтобы облегчить ее или как-то облегчить бремя. Здесь эмпатия превращается в сострадание.

Следующий сборник выдержек из Нового Завета представляет собой эталон сострадания как через образцовую жизнь Иисуса, так и через некоторые из Его известных притч. Стоит отметить, что Его сострадание часто было направлено на совершенно незнакомых людей, и что Он охотно общался и помогал людям, на которых религиозные лидеры того времени смотрели свысока.

Хотя у нас может не быть силы творить чудеса, пример Иисуса ясно показывает, что мы должны быть готовы помогать другим любым способом, который есть в нашей власти. Иногда это означает просто молиться за них. В зависимости от ситуации, это также может означать помочь накормить их, когда они голодны, или помочь им, когда они больны, или просто быть рядом, когда им нужно, чтобы кто-то их выслушал — все, что мы можем разумно сделать, чтобы облегчить их бремя. .

1. Сострадание Иисуса

«Тогда Иисус ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Но когда Он увидел множество людей, Он сжалился над ними , потому что они были утомлены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда Он сказал Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матфея 9).: 35–38, курсив повсюду).

2. Накормить пять тысяч

«Иисус. . . отплыл оттуда на лодке в пустынное место Сам. Но когда услышал это народ, они последовали за Ним пешком из городов. И когда Иисус вышел, Он увидел великое множество людей; и Он сжалился над ними и исцелил их больных. Когда же настал вечер, подошли к Нему ученики Его и сказали: здесь пустынное место, и время уже позднее. Отпусти толпы, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

«Но Иисус сказал им: „Им не нужно идти. Дай им поесть».

«И сказали Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы».

«Он сказал: «Приведите их сюда, ко Мне». Затем Он приказал толпе сесть на траву. И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил, преломил и дал хлебы ученикам; а ученики дали народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать корзин полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Матфея 14:13–21).

3. Накормить четыре тысячи

«Теперь Иисус подозвал к Себе учеников Своих и сказал: сострадаю Мне народа , потому что они уже три дня пробыли со Мною, и им нечего есть. И я не хочу отпускать их голодными, чтобы они не утомились в пути».

«Тогда Его ученики сказали Ему: ‘Откуда нам взять хлеба в пустыне, чтобы накормить такое множество людей?’

«Иисус сказал им: сколько у вас хлебов?

«Они сказали: семь и немного рыбок».

«Итак, Он приказал народу сесть на землю. И Он, взяв семь хлебов и рыб, возблагодарил, преломил и дал ученикам Своим; а ученики дали народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков семь больших корзин полных. А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Матфея 15:32–35).

4. Притча о неумолимом рабе

«Тогда Петр подошел к Нему и сказал: Господи, сколько раз будет грешить против меня брат мой, и я прощаю ему? До семи раз?»

«Иисус сказал ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семидесяти раз по семь. Поэтому Царство Небесное подобно некоему царю, который хотел рассчитаться со своими слугами. И когда он начал расплачиваться, привели к нему одного, который был должен ему десять тысяч талантов. Но так как он был не в состоянии заплатить, то господин его приказал продать его с женою и детьми и всем, что у него было, и заплатить. Тогда слуга пал перед ним и сказал: «Господин, потерпи на мне, и я все тебе заплачу». Затем хозяин этого слуги сжалился, отпустил его и простил ему долг.

«Раб тот вышел и нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев; и он возложил на него руки и взял его за горло, говоря: «Отдай мне, что ты должен!» Товарищ же его пал к ногам его и просил его, говоря: потерпи на мне, и я все тебе заплачу. И он не хотел, а пошел и бросил его в темницу, пока он не заплатит долг. Товарищи его, увидев происшедшее, очень опечалились и, подойдя, рассказали господину своему все происшедшее. Тогда господин его, подозвав его, сказал ему: «Злой раб! Я простил тебе весь этот долг, потому что ты умолял меня.

Не надлежало ли и тебе пожалеть товарища твоего, как и я пожалел тебя?» И разгневался господин его и отдал его истязателям [тюремщикам], пока он не отдаст все, что ему причиталось.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:21–35).

5. Двое слепых прозревают

«Когда они выходили из Иерихона, за Ним последовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие при дороге, услышав, что Иисус идет, закричали, говоря: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

«Тогда народ предупредил их, чтобы они молчали; но они еще более закричали, говоря: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!»

«Тогда Иисус остановился, подозвал их и сказал: ‘Что вы хотите, чтобы Я сделал для вас?’

«Они сказали Ему: «Господи, чтобы открылись глаза наши». Итак, Иисус сжалился и коснулся их глаз. И тотчас прозрели глаза их, и они последовали за Ним» (Матфея 20:29–34).

6. Иисус исцеляет прокаженного

«Тогда к Нему подошел прокаженный, умоляя Его, преклонив колени перед Ним и говоря Ему: „Если хочешь, можешь меня очистить“.

«Тогда Иисус, движимый состраданием , простер руку Свою, коснулся его и сказал ему: «Хочу; очистись». Как только Он сказал это, проказа тотчас сошла с него, и он очистился» (Марка 1:40–42).

7. Иисус воскрешает сына вдовы из Наина

«Случилось же, что на следующий день Он вошел в город, называемый Наин; и многие из Его учеников шли с Ним, и множество народа. И когда Он подошел к воротам города, вот, выносят мертвеца, единственного сына у матери его; и она была вдовой. И с нею была большая толпа из города. Когда Господь увидел ее,

Он сжалился над ней и сказал ей: «Не плачь». Затем Он подошел и коснулся открытого гроба, и те, кто нес его, остановились. И Он сказал: «Юноша, тебе говорю, встань». И сел тот, кто был мертв, и начал говорить. И представил его матери его» (Луки 7:11–15).

8. Притча о добром самаритянине

«И вот, один законник встал и искушал Его, говоря: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

«Он сказал ему: „В законе что написано? Каково твое прочтение?» Он же сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

«И Он сказал ему: „Правильно ты ответил; сделай это, и ты будешь жить».

«Но он, желая оправдаться, сказал Иисусу: „А кто мой ближний?“

«Тогда Иисус сказал в ответ: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его полумертвым. Случайно по той дороге прошел один священник. И когда он увидел его, он прошел с другой стороны. Так и левит, придя на место, подошел, посмотрел и прошел с другой стороны. Но некий самаритянин, идя, пришел туда, где был. И когда он увидел его, он сжалился. Он подошел к нему и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и он посадил его на свое собственное животное, привел его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, уходя, он вынул два динария, отдал трактирщику и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, когда приду опять, воздам тебе». Кто же из этих троих, как ты думаешь, был ближним попавшемуся разбойникам?»

«И он сказал: «Проявивший к нему милость».

«Тогда Иисус сказал ему: иди, и поступай так же» (Луки 10:25–37).

9. Притча о потерянном сыне

«Тогда Он сказал: ‘У одного человека было два сына. И сказал младший из них отцу своему: «Отец, дай мне часть имущества, которая мне выпадает». Так он разделил с ними свое пропитание. И через несколько дней младший сын собрался все вместе, отправился в дальнюю страну и там растратил свое имение на расточительную жизнь. Но когда он истратил все, сделался сильный голод в той земле, и он начал нуждаться. Затем он пошел и присоединился к гражданину той страны, и он послал его в свои поля пасти свиней. И он бы с удовольствием набил свой желудок стручками, которые съели свиньи, и никто ему ничего не дал.

«Но, придя в себя, сказал: сколько наемников у отца моего имеют достаточно хлеба и избыток, а я погибаю от голода! Я встану и пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец, я согрешил против неба и пред тобою, и я уже недостоин называться сыном твоим». Сделай меня одним из наемников твоих».

«И он встал и пришел к отцу своему. Но когда он был еще далеко, отец его увидел его и сжалился , и побежал, и пал ему на шею, и целовал его. И сказал ему сын: «Отец, я согрешил против неба и в глазах твоих и уже недостоин называться сыном твоим».

«Но отец сказал своим слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и сандалии на ноги его. и приведи сюда откормленного теленка, и заколи его; будем есть и веселиться; для этого мой сын был мертв и снова жив; пропадал и нашелся»’» (Луки 15:11–24).

Связанный контент
  • Смерть сочувствия
Цитаты из Писания взяты из Новой версии короля Иакова (©1988 от Thomas Nelson, Inc.), если не указано иное. Используется с разрешения. Все права защищены.

Милосердие и сострадание Христа – Моменты с книгой

Поскольку Христос является воплощенным проявлением богатства Божьих милостей, неудивительно, что Его жизнь на земле была щедрым проявлением милости ко всем людям. Любая нужда и боль были затронуты милостями Иисуса в Его несколько лет на земле.

Сострадание к отверженным

Когда слепой нищий воскликнул: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», многие смутились и возмутились. Но «Иисус сказал ему: прозри; вера твоя спасла тебя» (Луки 18:38,42).

Прокаженных боялись из-за их отвратительного вида и возможности заражения. Но когда они закричали: «Иисус, Учитель, помилуй нас», Он остановился, сжалился над ними и сказал: «Идите, покажитесь священникам. И было так, что, идя, очистились» (Луки 17:13–14). Еще более примечательно то, что Марк вспоминает случай, когда другой ужасный прокаженный упал на колени, умоляя Иисуса очистить его, и Иисус не только говорил с ним, но и прикасался к нему: «Иисус, движимый состраданием, простер Свою руку и прикоснулся к нему и сказал ему: хочу; будь чист. И как только Он сказал, тотчас сошла с него проказа, и он очистился» (Марка 1:41–42).

Сострадание к страждущим

Когда Иисус увидел вдову, которая потеряла не только мужа, но и единственного сына, Лука говорит нам: «[Иисус] сжалился над ней и сказал ей: не плачь. (Луки 7:13). Затем он воскресил ее сына из мертвых. И в данном случае о ее вере не было сказано ни слова. Это был свободный и щедрый избыток божественной милости, еще до веры.

Милосердие также влекло Иисуса к тем, кого бесы сделали несчастными. Один человек после долгих лет печали привел к Иисусу своего одержимого бесами сына. Мальчик не мог говорить, и злой дух часто бросал мальчика в огонь. Отец умолял Иисуса: «Сжалься над нами и помоги нам». И хотя у скорбящего отца оставалось лишь горчичное зерно веры: «Верю; помоги моему неверию» — Иисус ответил на вопль о жалости, запретил духу и изгнал его вон (Марк 9: 17–27).

Сострадание к грешникам

Милосердие Иисуса воспламенилось не только страданиями, но и грехом. Когда Иисус ел с «мытарями и грешниками», фарисеи и книжники критиковали Его. Но Иисус рассказал три притчи, чтобы объяснить, что Он делал. Одной из них была притча о блудном сыне. Кульминация этой притчи изображает Бога, исполненного сострадания к Своему пропитанному грехом, возвращающемуся домой ребенку: «Увидев Его, отец его сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Луки 15:20). Другими словами, Иисус ел вместе с мытарями и грешниками, потому что Он был воплощенным проявлением нежного сострадания Отца к грешникам.

Сострадание к множеству людей

Иисус проявлял это сострадание не только к отдельным людям, которые грешат и страдают, но и ко всем толпам. Он не смотрел на массы с презрением или безличным равнодушием. Однажды, когда за Ним последовало великое множество людей, которые не приготовили себе пищи, Иисус, взглянув на них, сказал: «Жалко Мне народа, потому что уже три дня они со Мною, и им нечего есть» (Марка 8). :2). В другом случае не их голод, а их духовная потребность в истине наполнили Его состраданием к толпам: «Иисус… видел много народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; Он начал учить их многому» (Марка 6:34).

Сострадание и Закон

Одно из самых широких утверждений о Божьем милосердии, когда-либо сделанных Иисусом, взято из Осии 6:6. Это был способ, которым Иисус поставил весь ветхозаветный церемониальный закон под знаменем милосердия, а не дотошных правил. Когда Его упрекали за то, что он ходил обедать в дом Матфея с нечистыми мытарями, Он отвернулся от критики и сказал: «Пойдите, узнайте, что это значит: милости хочу, а не жертвы» [Осия 6:6]: ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9).:13). И когда фарисеи укоряли Его учеников за то, что они собирали зерно и ели его в субботу, Иисус сказал: «Но если бы вы знали, что это значит, то милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невинных» (Ис. Матфея 12:7). Другими словами, все служение Иисуса было сформировано пониманием того, что милосердие является высшим значением Божьего закона. А поскольку Иисус пришел не отменить, а исполнить этот закон (Матфея 5:17), Он был воплощением и проявлением богатства милости Божьей.

Сострадание к нам

То же самое относится и к Иисусу сегодня. В этом отношении «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Вот почему Бог, называемый «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3), зовет нас дерзновенно подойти к Своему престолу через Иисуса Христа, Который может сострадать нашим немощам (Евреям 4:15).