Признаки жестокого обращения с детьми – Признаки жестокого обращения с детьми

Признаки жестокого обращения с детьми

Признаки жестокого обращения с детьми

1.        Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

>        боязнь физического контакта со взрослыми;

>        стремление скрыть причину травм;

>        плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

>        негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

>        суицидальные попытки.

2.        Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при

следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

>        ночные кошмары, страхи;

>        несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

>        стремление полностью закрыть свое тело;

>        депрессия, низкая самооценка.

3.  Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

>        постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

>        различные соматические заболевания;

>        беспокойство, тревожность, нарушения сна;

>        агрессивность;

>        склонность к уединению, неумение общаться;

>        плохая успеваемость;

>        задержка физического и умственного развития ребенка;

>        нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

>        задержка речевого и моторного развития;

>        постоянный голод;

>        кража пищи;

>        требования ласки и внимания;

>        низкая самооценка, низкая успеваемость;

>        агрессивность и импульсивность;

>         утомленный, сонный вид;

>         санитарно-гигиеническая запущенность;

>         отставание в физическом развитии;

>          частая вялотекущая заболеваемость;

>         антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесто кого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

 Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

  1. ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и опреде ляет меры защиты;
  2. ст.  6 — обеспечение в максимально возможной степени здорового
    развития ребенка;
  3. ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства
    в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
  1. ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
  1. ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо димый для физического, умственного, духовного, нравственного ‘и социаль ного развития;
  1. ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;
  2. ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
  1. ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

>        ст. 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;

>        ст. 150-157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

  1. ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образова тельных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
  2. ст. 56 — предусматривает административное наказание педагоги ческих работников за допущенное физическое или психическое «насилие над
    личностью обучающегося или воспитанника»:

Семейный кодекс РФ:

  1. ст. 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
  2. ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
  3. ст. 69 — меру «лишение родителей родительских прав», как меру за
    щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

    >        ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной уг розе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей»:

>        ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологиче ское насилие над ними запрещены».

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Косвенные признаки жестокого обращения с ребенком

Признаки жестокого обращения с ребенком или насилия (косвенные)

•     Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

•       Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.

•      Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.

•      У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.

•      Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

•       Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.

•    Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.

•     Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

•     У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.

•       Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).

• Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых
взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

•  Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое»
поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

•    Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

•        У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю или учителю следует обратить на это внимание.

Пунина Ю.С.

Детский психолог, нейропсихолог.

nsportal.ru

Материал на тему: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов

 образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

ВВЕДЕНИЕ

В  Послании Президента Российской и  Федеральному собранию Российской Федерации от 30.10. 2010 г. говорится о необходимости «эффективной государственной политики в области детства, которая отвечает интересам национального развития».

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.

Законодательная база

Государственная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах.

 Декларация прав ребенка, утвержденная ассамблеей организации объединенных наций 20 ноября 1959 г., провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» (принцип 9).

 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г., ратифицирована СССР 2 сентября 1990 г.) устанавливает приоритетность «интересов детей перед интересами государства» и предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства — участники обеспечивают, чтобы: a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или     унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Всемирной  Медицинской Ассамблеей в 1984 г. принято, а затем в 1992  г.  дополнено Заявление  о  пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении   с  детьми.  Пренебрежение родительским долгом рассматривается в данном документе как неспособность родителей или других людей,  несущих  по  закону  ответственность  за  ребенка,  обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним.

Главным  актом  признания  Российским государством  своих обязательств перед детьми  стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка  в  Российской  Федерации»  (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ),  устанавливающего основные г

nsportal.ru

Виды насилия и их последствия | Материнство

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал » Жестокое обращение с детьми и его последствия»/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих ве-ществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что ‘ приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития


У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения


Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия


Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми


Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. ( Из статьи » Жестокое обращение с детьми и его последствия»).

Эту информацию должны знать взрослые и дети


Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Project Harmony», в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье», так определили понятия » насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:
его истязали,
ему нанесли побои,
его здоровью причинили вред,
нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

ребенка запугивали, если:
ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
использовали для запугивания свой рост, возраст,
на него кричали,
угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:
религиозной организации,
суда,
милиции,
школы,
спецшколы для детей,
приюта,
родственников,
психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:
контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
унижают его достоинство,
используют обидные прозвища,
используют его в качестве доверенного лица,
при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
ребенка стыдят,
используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
взрослыми растрачиваются семейные деньги.
ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),
угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
используют свои привилегии:
обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами,
ребенка перебивают во время разговоров.

materinstvo.ru