Психология заключение: Виды и формы психологических заключений. — Студопедия

Виды и формы психологических заключений. — Студопедия

Первичное психологическое заключение составляется практическим психологом самостоятельно, ещё до полного клинико-педагогического обследования ребёнка, подростка, взрослого, – по результатам беседы, психологической оценки, данным психодиагностических методик, наблюдения за реагированием клиента в процессе психокоррекции.

Итоговое психологическое заключение – это некий знаменатель полного клинико-психолого-педагогического обследования ребёнка, подростка, взрослого, – оно является составной частью общего профессионального заключения-диагноза. В случаях работы с детьми и подростками, диагноз выставляется врачом – детским психиатром (психоневрологом) при совместном обсуждении результатов исследования ребёнка, подростка с практическим психологом. Такая практика выставления итогового психологического заключения принята в работе психолого-медико-педагогических комиссий.

В отдельных случаях (на индивидуальном приёме, в школьной психологической службе, при судебно-психологической экспертизе), когда в диагностическом процессе участвует только практический психолог (психологи), как первичное, так и итоговое психологическое заключение формулируются психологом (психологами) самостоятельно (без привлечения смежных специалистов).


Раздел 3. Особенности психокоррекции, понимаемой в качестве профессиональной работы психолога с людьми

Тема 10. Индивидуальная психокоррекция и запросы клиентов

Индивидуальная психокоррекция.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции со стороны клиента являются следующие факторы:добровольное согласие на получение помощи; доверие клиента к психологу; активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам.

Индивидуальная психологическая коррекция направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели, не соответствующих возрастным нормам, с помощью специальных средств психологического воздействия. Помимо этого, индивидуальная психокоррекция представляет собой деятельность, направленную на формирование у человека нужных психологических качеств для его успешной социализации и для повышения его адаптации к изменяющимся условиям.

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.

Анализ внешнего вида ребенка

Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.

Поведение ребенка в беседе с психологом

Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.

Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.

Специфика деятельности

Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.

Работоспособность

Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины. Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении. Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.

Анализ внимания

Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях. Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.

Специфика латерализации

При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки. Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией. Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.

Особенности моторики

Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать. Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.

Оценка речи

Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей. На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои. Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.

Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.

Вариант заключения по итогам психологического исследования

Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.

Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.

Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.

Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.

Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.

Навыки самообслуживания:

  • Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.

Возможность успешного усвоения учебной программы:

  • Средняя работоспособность.
  • Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
  • Индивидуальная работа выполняется без замечаний.

Эмоциональная сфера:

  • Нестабильное эмоциональное состояние.
  • Высокая активность.
  • Демонстрация желания быть лидером группы.
  • Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.

Коммуникативная компетентность:

  • В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.

Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.

  1. Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
  2. Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
  3. Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
  4. Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
  5. Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
  6. Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
  7. Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.

Психологическое заключение — Википедия. Что такое Психологическое заключение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Цель заключения

Психологическое заключение преследует две цели:

  1. выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка на период обследования;
  2. является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога.

Виды заключений

Первичное

Первичное психологическое заключение формируется специалистом — практическим психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребёнка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребёнка во время обследования.

Итоговое

Итоговое психологическое заключение — итог полного клинико-психолого-педагогического обследования ребёнка, — является составной частью общего заключения-диагноза. Диагноз выставляется врачом детским психиатром (психоневролог) при совместном обсуждении результатов исследования ребёнка с практическим психологом. Такая практика выставления И.п.з. принята при работе в психолого-медико-педагогических комиссиях/консультациях.

В отдельных случаях (на индивидуальном приёме, в школьной психологической службе, при судебно-психологической экспертизе), когда в диагностическом процессе участвует только практических психолог, как первичное, так и

И.п.з. формулируются психологом самостоятельно.

Литература

1. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое по¬собие). — Абакан, АГПИ, 1990. — С. 52-55. [1] [2]

2. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М.: Когито-Центр, 1996. — С. 31-32.

См. также

Заключение — История психологии

Заключение

Современный период взаимодействия зарубежной и отечественной психологии характеризуется влиянием многих факторов, определяющих ее развитие, и, прежде всего, идеологического фактора — отказа от идеологии марксизма, присущего советской психологии.

Марксистская психология уходила корнями в гегелевскую философию с ее диалектикой, особым пониманием науки, отличным от картезианской науки и направленным на изучение общества.Этим она выгодно отличалась от методологий других зарубежных научных направлений (феноменология, позитивизм, прагматизм).

Марксистская психология не сумела использовать научный потенциал, присущий философской категории деятельности, сначала она зародилась в форме «субъектной деятельности» (А. Н. Леонтьев), связанной со познанием объективного мира, и лишь позже усвоенной. более современные формы у Ломова («совместная деятельность», в основе которой — общение) и Щедровицкого (методологическая рефлексивная деятельность — размышления о собственном мышлении).Поэтому пересмотр или даже отказ от некоторых постулатов марксизма не следует распространять на всю теорию деятельности, которая может быть признана достижением советской психологии наряду с чуждыми категориями личности, мотива, поведения и т. Д.

Второй фактор — это практическое открытие «железного занавеса» между нашей страной и другими странами.

Это обстоятельство привело к радикальным изменениям в издательском бизнесе, на книжный рынок США хлынула ранее недоступная зарубежная литература по психологии, создав иллюзию притока новых, ранее не известных идей и концепций.Однако практика показала, что большинство «нового», пришедшего из-за границы, оказалось хорошо известным старым, что «железный занавес» существовал скорее в воображении политиков, по сути, обмен идеями между учеными. проводился постоянно. Так появилось новое направление — акмеология, разновидность гуманистической психологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

Однако надо признать, что открытие занавеса повлияло на повышение общей психологической культуры населения, так как литература по психологии (публикации зарубежных авторов) была адресована рядовому прохожему («как разбогатеть» »,« как быть здоровым »,« как сохранить сексуальную активность »,« как сделать карьеру »;) и представлена ​​в духе« позитивной психологии », появившейся на Западе совсем недавно, в новом тысячелетии.Советы, представленные в таких книгах, не столько полезны, сколько обнадеживают. Для отечественных психологов их успех стал уроком: чтобы прославиться и купить, нужно писать не только и не столько для специалистов, сколько для «прохожих». Это, в свою очередь, привело к «попсу», снижению качества психологической научной информации — от академической до обывательской.

Третий фактор — это социально-экономическое развитие нашей страны, переход от индустриального к постиндустриальному обществу, информатизация, в частности развитие Интернета и мобильной связи, стремление влиться в мировую экономику.

Информатизация страны наглядно продемонстрировала способность пользователей сети общаться друг с другом, обмениваться информацией и координировать свои действия. Более того, общение стало международным и всемирным. Все это не могло не сказаться на психологии страны в целом и психологии в частности. Наука перестала быть академической, стала ближе к общественным интересам и менее категорична в своих выводах, стала служить интересам общества.

От картезианского идеала наука все больше отступает в сторону альтернативного, «диалектического» ее понимания, предполагающего, что научная истина не является чем-то объективным, не зависящим от действий и сознания людей, а продуктом взаимодействия предмета с ним. субъект, как любят выражаться философы, особенно выраженный в социальных науках, где он действует в форме человеческого взаимодействия с другими людьми. В этом смысле научная истина — это проекция на мир личных представлений ученого, согласованных с представлениями других носителей истины.Особенно это прослеживается в теориях личности, каждая из которых выражает, прежде всего, личность ее создателя.

История человечества отнюдь не закончилась победой либерализма, установлением всеобщего мира и спокойствия, как писал об этом Ф. Фукуяма в статье «Конец истории?». Эта победа была связана, прежде всего, с крахом советской системы. Но менее чем за несколько лет нарушенный баланс между двумя сверхдержавами превратился в войну в Югославии, Афганистане, а после 2001 года — в Ираке и на Ближнем Востоке.Короче говоря, история продолжала свое бурное развитие.

Наблюдая за всем, что было сказано в последнем абзаце и на протяжении всей книги, можно утверждать, что история психологии, как и история человечества, далека от завершения. И нам остается дождаться его продолжения и в меру своих сил и желания участвовать в нем.

Выводы // Лаборатория письма Purdue

Эта страница предоставлена ​​вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.

Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.


Выводы

Резюме:

Этот ресурс описывает общепринятую структуру вступлений, основных абзацев и выводов в научной аргументационной статье.Имейте в виду, что этот ресурс содержит рекомендации, а не строгие правила организации. Ваша структура должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать требованиям вашей цели и аудитории.

Выводы завершают то, что вы обсуждали в своей статье. После перехода от общей к конкретной информации во введении и основных параграфах, ваш вывод должен начать возвращаться к более общей информации, которая повторяет основные положения вашего аргумента. Выводы могут также потребовать действий или обзора будущих возможных исследований.Следующий план может помочь вам завершить работу над статьей:

В общем,

  • Перефразируйте свою тему и объясните, почему она важна,
  • Переформулируйте тезис / заявление,
  • Обращайтесь к противоположным точкам зрения и объясните, почему читатели должны согласиться с вашей позицией,
  • Призыв к действию или обзор возможностей будущих исследований.

Помните, что как только вы выполните эти задачи, если ваш инструктор не укажет иное, вы закончите. Готово.Завершено. Не пытайтесь привнести новые моменты или закончить умопомрачительным (!) Заключением или попытаться решить проблему мирового голода в последнем предложении вашего заключения. Простота лучше всего подходит для ясного, убедительного сообщения.

Максима проповедника — одна из самых эффективных формул, которым нужно следовать при составлении аргументов:

  1. Расскажите, что вы собираетесь им сказать (введение).

  2. Скажи им (тело).

  3. Скажите им, что вы им сказали (заключение).

Почему хорошо понимать людей

Одним из важнейших факторов успешного бизнеса является сотрудничество людей. Как бы банально это ни звучало, сотрудник считается самым ценным активом любого бизнеса. Люди в компаниях реализуют процессы, планы и стратегии для достижения бизнес-целей.

Чтобы показать, что такая мантра реальна, вам необходимо понимать людей, работающих с вами, и по другим причинам, например по следующим:

Понимание людей или психологии сотрудников в бизнесе — ключ к тому, чтобы стать эффективным лидером.Из-за этого многие аспирантуры предлагают бизнес-психологию и прикладную психологию, например, Университет Южной Калифорнии, чтобы стать успешным лидером.

Если вы лидер с видением, вы хотите, чтобы ваши люди понимали и разделяли это видение как часть вашего лидерства. Чтобы достичь своей цели, вам нужно понимать и строить чуткие партнерские отношения со своими людьми. Один из способов понять их — понять их потребности:

  • Информационные потребности — Он охватывает знания и факты, необходимые для развития сотрудника.Например, лидер должен знать, знают ли его члены о написании информационных бюллетеней, проведении собраний или управлении бизнес-операциями. Когда вы узнаете, чего им не хватает, вы подумаете, как позволить им получить такие знания, относящиеся к вашему бизнесу.
  • Личные потребности — Эти осязаемые потребности покрывают потребность человека в заботе, понимании и признании. Как руководитель, вы должны проявлять благодарность и заботу к своим сотрудникам посредством простых заметок или устных признаний.
  • Физические потребности — В организации эти потребности включают больше сотрудников или больше денег для вашей организации. Когда в вашем бизнесе достаточно сотрудников, сотрудники могут работать более продуктивно, не заставляя их делать больше.

Когда вы знаете эти потребности, это дает вам следующие преимущества:

  • Соответствующий ответ будет реализован, и, как руководитель, его выполнение поможет вам достичь ваших общих целей.
  • Вера в ваше лидерство будет укрепляться.
  • Ваши потребности также будут удовлетворены вашими сотрудниками, если они будут знать, что вы вносите свой вклад в обеспечение их предметами первой необходимости.

В любом бизнесе конфликты — это нормально. Но для правильного разрешения таких споров необходимо понимать их истинные причины. Одна из причин ссор — противоречие типов личности или поведения разных людей. Конфликт может возникнуть, когда ставится под сомнение авторитет, убеждения или ценности человека. Чтобы превратить этот конфликт в положительную энергию или результат, нужно найти его первопричину.

Когда вы знаете причину таких конфликтов, вы поймете, как человек реагирует на такие причины. Например, человек может нормально шутить, но это может оскорбить других. Как личность, понимание предпочтений или убеждений другого человека может помочь вам понять, являетесь ли вы причиной таких конфликтов. Более того, когда вы знаете других людей, вы с большей вероятностью будете знать, какой подход использовать при разрешении таких конфликтов.

Понимание типов личности также поможет вам лучше общаться, чтобы вы могли найти решение.Благодаря этому вы даже можете избежать повторения подобных конфликтов.

Поскольку одной из основных целей бизнеса является продажа, понимание людей или клиентов должно быть инструментом для достижения этой цели. Один из способов понять людей — применить психологические стратегии, такие как убеждение и влияние. Когда вы знаете своих клиентов, вы, скорее всего, найдете лучший способ общаться с ними и продавать им товары.

Вот различные типы клиентов, которые вам нужно понять, чтобы спланировать свой лучший подход:

  • Постоянные клиенты — это люди, которые высоко ценят продукты или услуги вашего бизнеса.Чтобы сохранить их и не потерять, вы должны считать их приоритетом для своей компании. Вы можете собирать их отзывы и комментарии в процессе принятия решений.
  • Импульсивные клиенты — Поскольку у этих типов клиентов нет конкретного списка того, что им покупать, вы должны обновить их, добавив новые продукты, чтобы увеличить продажи.
  • Клиенты со скидкой — Эти клиенты не покупают товары по полной цене, но если вы хотите, чтобы у вас закончился товар, их уценка может помочь вам в этом.
  • Потребители, основанные на потребностях — Это клиенты, которые заходят в магазины только для определенных нужд. Поскольку их сложно перепродать, вам необходимо наладить позитивное взаимодействие, чтобы превратить их в постоянных клиентов.

Заключение: Психология и бизнес

Когда вы занимаетесь бизнесом, вам необходимо понимать разные типы людей, чтобы выжить. Без такого понимания возможны конфликты между вашими людьми и гибель вашего бизнеса.