Психическое развитие это в психологии: Понятие о психическом развитии | ZAPLATKA.NET

Содержание

Специфика психического развития ребенка — Психологос

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы.

Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания.

Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. ​​​​​​​Детское развитие — это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир»).

В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Нормативное и отклоняющееся развитие

  1. Главная страница 🏠
  2. org/ListItem»> 📚 Библиотека
  3. 👉 Специальная психология 👈
  4. Основы специальной педагогики и психологии. Курс лекций.
  5. Нормативное и отклоняющееся развитие

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.

Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.

Отклоняющееся развитие— это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание). Это обычное развитие, разворачивающееся в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида. По определению В.М. Сорокина, отклоняющееся развитие это развитие, которое разворачивается в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, и представляет собой стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.

Рассмотрим понятие дизонтогенеза как «болезни развития». Впервые термин «дизонтогенез» был употреблен Й. Швальбе в 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время это понятие включает также прижизненный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле дизонтогенез — отклоняющееся от условно принятой нормы развитие, «болезнь развития». Психический дизонтогенез — это нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри этих сфер. Практически почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в психическом развитии. Основными факторами, определяющими характер дизонтогенеза, являются происхождение, локализация, степень распространенности и выраженности поражения, время его возникновения и длительность воздействия, а также условия воспитания и обучения больного ребенка.
Однако основная модальность психического дизонтогенеза обусловливается тем, что в нарушениях первичны нарушения зрения, слуха, моторики, интеллекта, потребностно-эмоциональной сферы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Нормативное и отклоняющееся развитие

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Нормативное и отклоняющееся развитие

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Нормативное и отклоняющееся развитие

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Меню

Предмет специальной психологии.
Нормативное и отклоняющееся развитие
Системный подход к анализу отклонений в развитии

Принцип динамической хроногенной организации высших психических функций.
Структура отклоняющегося развития
Параметры дизонтогенеза

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Развитие в норме и при дизонтогенезе
Классификация отклонений в развитии

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического и социального. К факторам психического развития относят также: движущие силы и условия психического развития.

Под движущими силами понимают те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами. Это прежде сего потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это составляет условия психического развития ребенка. Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От условий психического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, психологические и поведенческие свойства, приобретаемые в процессе развития.

Области психического развития – это психологическое пространство, состоящее из элементов определенного качества.

Выделяют следующие области психического развития (типы развития):

  • психофизическая – включает внешние и внутренние изменения человека, достигнутый уровень интеллектуального и личностного развития;
  • психосоциальная – представляет собой изменение в эмоциональной и личностной сферах;
  • когнитивная – развитие и изменение познавательных процессов.

Биологические и социальные факторы развития

Биологические факторы включают в себя:

 — наследственные свойства

— врожденные свойства организма

   Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к  фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.  

    Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

   Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.

   Социальные факторы включают в себя:

 — социальная среда;

 — воспитание, обучение;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

 — социализация.

Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.

   Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).

    Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.

Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества. Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».

Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т. д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.

3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
  • изменение себя, «стать как все»;
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л. С. Выготского.

Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Проблема движущих сил психического развития ребенка  в отечественной психологии

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Проблема движущих сил психического развития ребенка  в отечественной психологии

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Проблема движущих сил психического развития ребенка  в отечественной психологии

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Когнитивное развитие | Психология развития

Раннее детство — это время притворяться, смешивать факты и вымысел и учиться думать о мире с помощью языка. По мере того, как маленькие дети переходят от необходимости прикасаться, чувствовать и слышать о мире к изучению некоторых основных принципов того, как устроен мир, у них возникают довольно интересные первоначальные идеи. Например, сколько из вас боятся, что вы упадете в канализацию? Надеюсь, никто из вас этого не сделает! Но трехлетний ребенок может сильно переживать по этому поводу, сидя перед ванной. Ребенок может возразить, если ему скажут, что что-то произойдет «завтра», но будет готов принять объяснение, что событие произойдет «сегодня, после того, как мы уснем». Или маленький ребенок может спросить: «Надолго ли мы остаемся? Отсюда сюда?» указывая на две точки на столе. В этом юном возрасте нелегко понять такие понятия, как завтрашний день, время, размер и расстояние. Понимание размера, времени, расстояния, реальности и вымысла — все это задачи, которые являются частью когнитивного развития в дошкольном возрасте.

Дооперационный интеллект

Стадия Пиаже, совпадающая с ранним детством, называется дооперациональной стадией.  Слово «операционный» означает «логичный», поэтому этих детей считали нелогичными. Однако они учились использовать язык или думать о мире символически. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.

Игра в притворство:  В настоящее время любимым занятием является притворство. У игрушки есть качества, выходящие за рамки того, для чего она была разработана, и теперь ее можно использовать для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально задумывалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!

Пиаже считал, что детские ролевые игры помогают детям закреплять новые схемы, которые они развивают когнитивно. Таким образом, эта игра отражала изменения в их представлениях или мыслях. Однако дети также учатся, притворяясь и экспериментируя. Их игра не просто представляет то, чему они научились (Berk, 2007).

Эгоцентризм:  Эгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. Однако, когда дети разговаривают с другими, они, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому пожилому человеку. Это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других.

Синкретизм: Синкретизм относится к тенденции думать, что если два события происходят одновременно, одно из них является причиной другого. Я помню, как моя дочь спрашивала, если она наденет купальник, станет ли лето!

Анимизм:  Анимизм относится к приписыванию объектам жизненных качеств. Чашка жива, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, подлый, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Посмотрите этот фрагмент, в котором актер Робин Уильямс поет песню, чтобы показать детям разницу между живым и неживым. (Интересно, куклы на заднем плане поют и танцуют фразу «это не живое». Это может немного сбить зрителей с толку!). Мультфильмы часто показывают объекты, которые кажутся живыми и приобретают реалистичные качества. Маленькие дети, кажется, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после 3 лет они редко называют объекты живыми (Berk, 2007).

Ошибки классификации:  Дооперационные дети с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, если показать три белые пуговицы и четыре черные пуговицы и спросить, черных пуговиц или пуговиц больше, ребенок, скорее всего, ответит, что черных пуговиц больше. По мере расширения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем улучшается способность классифицировать объекты.

Консервация жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?

Ошибки сохранения:  Сохранение относится к способности распознавать, что перемещение или перестановка материи не меняет количества. Представьте себе 2-летнего и 4-летнего детей, обедающих. У 4-летнего ребенка есть бутерброд с цельным арахисовым маслом и желе. Однако он замечает, что бутерброд его младшей сестры разрезан пополам, и возражает: «У нее есть еще!» Посмотрите следующие примеры ошибок в разговоре по количеству и объему:

Theory of Mind 

Представьте, что вы показываете трехлетнему ребенку коробку с пластырем и спрашиваете его, что в ней. Скорее всего, ребенок ответит: «бинты». А теперь представьте, что вы открываете коробку и высыпаете мелки. Если вы спросите ребенка, что, по его мнению, было в коробке до того, как ее открыли, он может ответить «мелки». Если вы спросите, что, по мнению вашего друга, было в коробке, ответ все равно будет «мелки». Почему? Примерно до 4 лет ребенок не осознает, что в уме могут храниться неточные идеи. Итак, этот 3-летний ребенок меняет свою реакцию, когда ему показывают, что в коробке лежат мелки. Теория разума – это понимание того, что разум можно обмануть или что разум не всегда точен. Примерно в 4 года ребенок отвечал: «Карандаши» и понимал, что мысли и реальность не всегда совпадают.

Это осознание существования разума является частью социального интеллекта или способности распознавать, что другие могут иначе думать о ситуациях. Это помогает нам быть самосознательными или осознавать, что другие могут думать о нас по-разному, и помогает нам понимать или сопереживать другим. Эта способность читать мысли помогает нам предвидеть и предсказывать действия других (даже если эти предсказания иногда неточны).

Понимание психических состояний других важно для общения и социальных навыков. Ребенок, демонстрирующий этот навык, способен предвидеть потребности других. В этом видео рассказывается об исследовании, в котором теория разума связана с популярностью.

Развитие речи

Увеличение словарного запаса:  Словарный запас ребенка увеличивается в возрасте от 2 до 6 лет примерно с 200 слов до более 10 000 слов посредством процесса, называемого быстрым картированием. Слова легко усваиваются путем установления связей между новыми словами и уже известными понятиями. Части речи, которые изучаются, зависят от языка и того, на что делается ударение. Дети, говорящие на языках, подходящих для глаголов, таких как китайский и японский, а также те, кто говорит по-английски, с большей готовностью усваивают существительные. Но тем, кто изучает менее дружественные к глаголам языки, такие как английский, похоже, нужна помощь в грамматике, чтобы научиться использовать глаголы (Imai, et al., 2008). Дети также очень изобретательны в создании своих собственных слов, чтобы использовать их в качестве ярлыков, таких как «заботьтесь о» при обращении к Джону, персонажу мультфильма Гарфилду, который заботится о коте.

Буквальные значения:  Дети могут повторять слова и фразы после того, как услышали их только один или два раза. Но они не всегда понимают смысл слов или фраз. Это особенно верно в отношении выражений или фигур речи, которые воспринимаются буквально. Например, две девочки дошкольного возраста начали громко смеяться, слушая магнитофонную запись «Спящей красавицы» Диснея, когда рассказчик сообщает: «Принц Филипп потерял голову!» Они представляют, как его голова отрывается и катится вниз по холму, когда он бежит и ищет ее. Или класс, полный дошкольников, слышит, как учитель говорит: «Вау! Это было пустяком!» Дети начали спрашивать: «Торт? Где мой торт? Я хочу торт!»

Чрезмерная регуляризация:  Дети усваивают правила грамматики по мере изучения языка, но поначалу могут применять эти правила ненадлежащим образом. Например, ребенок учится добавлять «ed» в конце слова, чтобы указать прошедшее время. Затем составьте предложение, например: «Я был там. Я сделал это». Это типично в возрасте 2 и 3 лет. Вскоре они выучат новые слова, такие как пошел и сделал, чтобы использовать их в таких ситуациях.

Влияние обучения:  Помните Выготского и зону ближайшего развития? Детям могут помочь в изучении языка другие люди, которые внимательно слушают, моделируют более точное произношение и поощряют разработку. Ребенок восклицает: «Я пошел туда!» а взрослый отвечает: «Ты ходил туда? Скажи: «Я ходил туда». Куда ты ходил?» Дети могут созреть для языка, как предполагает Хомский, но активное участие в обучении также важно для языкового развития. Процесс возведения строительных лесов – это процесс, в котором гид оказывает необходимую помощь ребенку по мере того, как он осваивает новый навык.

Приватная речь:  Вы когда-нибудь разговаривали сами с собой? Почему? Скорее всего, это происходит, когда вы боретесь с проблемой, пытаетесь что-то вспомнить или очень эмоционально относитесь к ситуации. Дети тоже разговаривают сами с собой. Пиаже интерпретировал это как эгоцентрическую речь или практику, связанную с неспособностью ребенка видеть вещи с других точек зрения. Выготский же считал, что дети разговаривают сами с собой, чтобы решить проблемы или прояснить мысли. По мере того, как дети учатся думать словами, они делают это вслух, прежде чем в конце концов сомкнуть губы и вступить в частную или внутреннюю речь. Мышление вслух в конце концов становится мыслью, сопровождаемой внутренней речью, а разговор с самим собой становится практикой, которую мы используем только тогда, когда мы пытаемся что-то узнать или что-то вспомнить и т. д. Эта внутренняя речь не так сложна, как речь, которую мы используем при общении с другими ( Выготского, 1962).

Когнитивное развитие – культура и психология

К тому времени, когда вы достигнете совершеннолетия, вы узнаете кое-что о том, как устроен мир. Вы знаете, например, что вы не можете проходить сквозь стены или прыгать на вершины деревьев. Вы знаете, что хотя вы не можете видеть ключи от машины, они должны быть где-то здесь. Более того, вы знаете, что если вы хотите передать сложные идеи, такие как заказ тройного соево-ванильного латте с шоколадной крошкой, лучше использовать слова с определенным значением, а не просто жестикулировать и хрюкать. Люди накапливают все эти полезные знания в процессе когнитивное развитие , которое включает множество факторов, как врожденных, так и приобретенных.

Стадийные теории развития, такие как теория стадий Пиаже, фокусируются на том, проходят ли дети качественно разные стадии развития. Социокультурные теории, такие как теория Льва Выготского, подчеркивают, как другие люди и отношения, ценности и убеждения окружающей культуры влияют на развитие детей.

Швейцарский психолог Жан Пиаже предположил, что детское мышление проходит через серию из четырех дискретных стадий. Под этапами он подразумевал периоды, в течение которых дети одинаково рассуждали о многих внешне различных проблемах, причем этапы происходили в фиксированном порядке, а мышление на разных этапах различалось фундаментально. Четыре стадии, которые гипотетически выдвинул Пиаже, были сенсомоторной стадией (от рождения до 2 лет), стадией предоперационного мышления (от 2 до 6 или 7 лет), стадией конкретного операционального мышления (от 6 или 7 до 11 или 12 лет) и формальной операциональной стадией. этап рассуждения (11 или 12 лет и на протяжении всей остальной жизни).

Рисунок 1. Стадии когнитивного развития. Предоставлено Noba Project

. На стадии сенсомоторной детское мышление в значительной степени реализуется через их восприятие мира и их физическое взаимодействие с ним. Их ментальные представления очень ограничены. Рассмотрим задачу Пиаже о постоянстве объекта, одну из его самых известных задач. Если младенец в возрасте до 9 месяцев играет с любимой игрушкой, а другой человек убирает игрушку из поля зрения, например, положив ее под непрозрачное покрытие и не позволяя младенцу сразу дотянуться до нее, младенец, скорее всего, не прилагайте усилий, чтобы достать его, и не выказывайте эмоционального беспокойства (Пиаже, 19 лет). 54). Это происходит не из-за того, что они не заинтересованы в игрушке или не могут дотянуться до нее; если ту же игрушку положить под прозрачное покрытие, младенцы в возрасте до 9 месяцев легко ее достанут (Munakata, McClelland, Johnson, & Siegler, 1997). Вместо этого Пиаже утверждал, что дети младше 9 месяцев не понимают, что объекты продолжают существовать. Это называется постоянством объекта.

На стадии дооперационального , согласно Пиаже, дети могут решить не только эту простую задачу (которую они фактически могут решить после 9 лет).месяцев), но демонстрируют широкий спектр других возможностей символического представления, например, связанных с рисованием и использованием языка. Однако такие дети в возрасте от 2 до 7 лет, как правило, сосредотачиваются на одном измерении, даже когда решение задач требует от них рассмотрения нескольких измерений. Это очевидно в задачах сохранения Пиаже (1952). Например, если стакан воды налить в более высокий и тонкий стакан, дети до 7 лет обычно говорят, что теперь воды больше, чем раньше. Точно так же, если глиняный шарик превратить в длинную тонкую колбасу, они утверждают, что теперь глины стало больше, а если разложить ряд монет, они утверждают, что монет стало больше. Во всех случаях дети сосредотачиваются на одном измерении, игнорируя изменения в других измерениях (например, увеличение ширины стакана и глиняного шарика).

Дети преодолевают эту склонность сосредотачиваться на одном измерении на этапе конкретных операций и в большинстве ситуаций мыслят логически. Однако, согласно Пиаже, они все еще не могут мыслить систематическим научным образом, даже когда такое мышление было бы полезно. Таким образом, если попросить выяснить, какие переменные влияют на период, в течение которого маятник совершает полный оборот, и задать веса, которые они могут прикрепить к нитям, чтобы провести эксперименты с маятником, чтобы выяснить это, большинство детей младше 12 лет выполнят предвзятые эксперименты, из которых нельзя сделать никаких выводов, а затем заключают, что то, во что они первоначально верили, верно. Например, если мальчик полагал, что вес — единственная переменная, имеющая значение, он мог бы поставить самый тяжелый вес на самую короткую нить и надавить на нее сильнее всех, а затем прийти к выводу, что, как он и думал, вес — единственная переменная, имеющая значение (Инхельдер). и Пиаже, 19 лет58).

Наконец, в период формальных операций дети приобретают способность рассуждать зрелыми взрослыми, что позволяет им решать задачу о маятнике и широкий круг других задач. Стадия формальных операций, как правило, не происходит без формального обучения научным рассуждениям и, по-видимому, в значительной степени или полностью отсутствует в некоторых обществах, которые не обеспечивают этот тип образования.

Когнитивное развитие и культура

Хотя теория Пиаже оказала большое влияние, она не осталась без внимания. Недавние исследования показывают, что когнитивное развитие происходит значительно более непрерывно, чем утверждал Пиаже. Например, Даймонд (1985) обнаружил, что в описанной выше задаче на постоянство объекта младенцы демонстрируют более раннее знание, если период ожидания короче. В возрасте 6 месяцев они извлекают спрятанный предмет, если ожидание не превышает 2 секунд; в 7 месяцев извлекают, если ожидание не превышает 4 секунд; и так далее. Еще раньше, в 3 или 4 месяца, младенцы проявляют удивление в виде более длительного времени взгляда, если предметы внезапно исчезают без видимой причины (Baillargeon, 1987).

Точно так же специфический детский опыт может сильно повлиять на изменения в развитии. Дети гончаров в мексиканских деревнях, например, знают, что изменение формы глины не меняет количество глины в гораздо более раннем возрасте, чем дети, не имеющие подобного опыта (Price-Williams, Gordon, & Ramirez, 19).69). При изучении детей племен (инуитов Канады, баулов Африки и аранды Австралии) исследователи обнаружили различия в возрасте, в котором дети достигают определенных стадий и приобретают определенные навыки (Dasen, 1975). Около 50% детей инуитов решали зрительно-пространственный тест к 7 годам, 50% детей аранда решали ту же задачу к 9 годам; однако дети Баулей не решали задачу до 12 лет. В задаче сохранения возраст приобретения навыков поменялся местами. Различия, по-видимому, связаны со средой обитания детей: дети баулей жили в постоянных поселениях, а племена инуитов и аранда ведут кочевой образ жизни. Требования повседневной жизни формируют когнитивное развитие и ценность различных обществ и вознаграждают различные навыки и поведение.

Главной фигурой, идеи которой противоречили идеям Пиаже, был русский психолог Лев Выготский. Выготский подчеркивал важность влияния культурного фона ребенка на этапы развития. Поскольку разные культуры подчеркивают разные социальные взаимодействия, это поставило под сомнение теорию Пиаже о том, что иерархия развития обучения должна развиваться последовательно. Выготский ввел термин Зона ближайшего развития как общую задачу, которую должен решить ребенок, которую было бы слишком сложно решить в одиночку.

В целом широко признано, что теории Пиаже внесли ключевой вклад в область детского развития и помогли проложить путь для дальнейших эмпирических исследований. Кросс-культурное тестирование поставило под сомнение многие из его идей, но общая иерархия стадий и подэтапов когнитивного развития кажется универсальной. Время, возраст и возможности на каждом этапе, по-видимому, различаются в зависимости от культурного контекста и моделей инкультурации.

Когнитивное развитие | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

На этой странице
  • Строительные блоки
  • Воображение и игра
  • Раннее школьное обучение

Строительные блоки

Как думают младенцы?

Исследования мышления младенцев показывают, что младенцы мыслят более сложно, чем считалось ранее. В настоящее время есть доказательства того, что к концу первого года жизни дети способны логически рассуждать, проверять гипотезы о мире и проводить время, обдумывая неожиданные открытия. И, как и ученые, дети, похоже, используют процесс исключения, чтобы делать выводы.

Как дети усваивают язык?

Маленькие дети стремятся повторять слова, которые они слышат чаще всего, но контекст так же важен, как и частота. и их личные интересы. Культурное влияние также играет роль: в некоторых регионах первые слова ребенка, как правило, включают больше глаголов, а в других первыми идут термины, относящиеся к расширенным семейным отношениям. В США, где маркировка и называние объектов является обычной частью детских игр, дети с большей вероятностью выучат такие слова, как собака, кошка, утка и котенок. Однако благодаря широкомасштабным кросс-культурным исследованиям было выявлено несколько универсальных слов: мамочка, папочка, здравствуй, пока, о-о, и гав-гав .

Что такое метапознание?

Метапознание, или осознание собственного мышления и мыслительных процессов, считается важным шагом в когнитивном развитии — например, когда ребенок, читая страницу книги, думает: «Я не понимаю, что я просто прочитай», а затем перечитывает. Внутренний диалог о наших мыслях приносит пользу решению проблем и принятию решений, а также осмыслению новой информации и опыта.

Какая часть интеллекта ребенка заблокирована в раннем детстве?

Раннее знакомство с языком, разговорами и различными типами историй доказало свою пользу для маленьких детей. Однако идея о том, что интеллект «заперт» в течение первых трех лет жизни ребенка, не отражает того, что исследователи узнали о пластичности мозга. Хотя ранние годы жизненно важны, ни интеллект, ни личность в этот период не закрепляются.

Как вовлеченный отец способствует когнитивному развитию?

Вовлеченный отец, похоже, имеет большое значение. Исследования показали, что дети когнитивно здоровее, когда их отцы активно участвуют в их жизни, даже если они не живут в одном доме. Исследования разведенных отцов, например, показали, что, когда они преодолевают барьеры на пути к участию, такие как ограниченные возможности общения, и продолжают активно участвовать в образовании детей, дети продолжают получать более высокие оценки, избегают дисциплинарных мер и менее склонны чтобы повторить оценки.

Как разговор укрепляет развитие мозга?

Значительно. Раннее знакомство с языком лежит в основе интеллектуального развития, прогнозирования языковых навыков, когнитивных способностей и успеваемости. Исследования подчеркивают важность ранней беседы для развития языковых структур в мозгу: чем больше ребенок разговаривает, тем сильнее связи между областями мозга, ответственными за производство и понимание речи. И ряд исследований показал, что богатые, сложные разговорные обороты также являются важными элементами языкового развития.

Способствует ли раннее знакомство с музыкой когнитивному развитию ребенка?

Да, но лучше, если ребенок будет играть, а не только слушать. Исследования обнаружили когнитивные преимущества обучения игре на инструменте в молодом возрасте, в том числе улучшение исполнительных функций и когнитивной гибкости, повышение концентрации внимания, укрепление рабочей памяти и способность переключаться между задачами. Идея о том, что простое знакомство ребенка с классической музыкой в ​​утробе матери или в детстве повысит его или ее интеллект — так называемый «эффект Моцарта», — была широко развенчана.

Как дети приобретают предрассудки?

Из своего окружения. Дети очень восприимчивы к людям и занятиям вокруг них и замечают, что некоторые люди не похожи на самих себя, а у других больше ресурсов. Примечательно, что исследования показывают, что они также замечают невербальные реакции взрослых друг на друга и способны обнаруживать (и имитировать) предвзятость, даже если не могут ее вербализовать. Исследования показывают, что дети замечают разницу не только между положительными и отрицательными реакциями, но и между положительными и нейтральными реакциями, что приводит к предвзятости даже к тем, кто получает только нейтральную реакцию от других. Другое исследование так называемой контактной гипотезы, однако, показывает, что тесное взаимодействие с людьми из других групп может эффективно противодействовать предвзятости в молодом возрасте.

Воображение и игра

Когда маленькие дети учатся отличать фантазию от реальности?

Отличить факты от вымысла может быть особенно сложно для маленьких детей, поскольку их опыт реального мира ограничен, а большая часть средств массовой информации, с которыми они сталкиваются, основана на фантазии или магии. Например, для ребенка книжка с картинками о настоящих астронавтах и ​​книга о вымышленных инопланетянах могут показаться одинаково реальными. Тем не менее исследования показывают, что уже в возрасте 3 лет многие дети развили способность определять, применимо ли содержание историй и видео к реальному миру. Свидетельство родителей о том, как устроен мир, является важным элементом в этом развитии, наряду с растущим опытом детей в реальном мире.

Это проблема, если дети верят, что Санта-Клаус реален?

На протяжении многих лет велось много споров о том, вредны ли истории о Санта-Клаусе и усилия родителей, активно поддерживающие реальность Санта-Клауса и других праздничных персонажей, для детей и их когнитивного развития. Однако исследования показывают, что практически все дети узнают правду о Санта-Клаусе примерно к 7 годам, даже если их родители не признаются в правде, и что лишь немногие дети негативно реагируют на это открытие. Дети, как показывают дальнейшие исследования, неявно понимают, что фантазии и притворная игра являются здоровой и веселой частью их собственного развития, и поэтому они редко возмущаются, когда взрослые делятся с ними фантазиями.

Как игра на свежем воздухе способствует когнитивному развитию?

Значительно. Неструктурированная «игра на природе», как ее называют исследователи, по-видимому, положительно влияет на развитие различными способами, включая когнитивное развитие, творчество, эмоциональное развитие, социальные навыки, физическую форму и развитие двигательных навыков. Такое времяпрепровождение особенно полезно, когда оно неструктурировано, и детям разрешено как можно больше физически и интеллектуально исследовать мир природы без руководства их опекунов. Однако многие защитники считают, что сегодня детям дается слишком мало возможностей исследовать мир природы.

Мешают ли видеоигры когнитивному развитию?

Многие эксперты обеспокоены тем, что дети проводят слишком много времени за экранами и играми в видеоигры, и хотя родители должны стремиться к балансу занятий для своих детей, все больше исследований показывают, что время, проведенное за видеоиграми, особенно играми, основанными на действиях, когда не чрезмерно, может принести некоторые когнитивные преимущества, такие как улучшенное восприятие, исполнительные функции, умственная гибкость, внимание, память и навыки принятия решений, а также улучшения обработки изображений. Это может даже помочь детям преодолеть некоторые последствия дислексии.

Не ограничит ли чрезмерное количество экранного времени когнитивное развитие ребенка?

Не обязательно. В то время как в некоторых исследованиях утверждается, что установлена ​​связь между временем, проводимым перед экраном, и снижением когнитивного развития у маленьких детей, такие исследования были сосредоточены на количестве времени, проведенном перед экраном, а не на его содержании или уровне интерактивности, и предполагаемые уровни снижения в любом случае статистически довольно мало. Другое исследование на самом деле предполагает, что время у экрана, которое не является чрезмерным и включает в себя убедительный просмотр или увлекательное взаимодействие, не должно мешать развитию ребенка.

Раннее школьное обучение

Повысит ли когнитивное развитие ребенка начало формального обучения как можно раньше?

Может показаться, что это так, но исследования показывают, что польза недолговечна. Формальное обучение в раннем возрасте дает явные краткосрочные преимущества для маленьких детей, давая многим преимущество в начальной школе или первом классе. Но эффект быстро исчезает: ко второму или третьему классу дети, которые посещали формальные дошкольные программы, больше не продвигаются в учебе дальше, чем дети, которые начали учебу в школе позже; на самом деле, некоторые исследования показывают, что те, кто начал раньше, в конечном итоге добиваются худших результатов, чем другие.

Что родители должны искать в программе детского сада?

Эксперты уже давно спорят о том, должны ли дошкольные и детские сады делать акцент на академических навыках или на социализации, но все большее количество исследований поддерживает последнее как для социальных, так и для когнитивных преимуществ. Некоторые исследования показали, что в то время как учащиеся, выросшие в бедности, которые посещали академические программы для детей младшего возраста, изначально имели преимущества перед сверстниками в начальной школе, дети, которые ходили в игровые детские сады, начали получать более высокие оценки к четвертому классу. Независимо от того, какой тип программы выберет семья, упор на игру, социализацию и инициативу дома в раннем детстве приносит очевидную пользу детям в более поздние годы.

Как родители могут наилучшим образом поддержать юного ученика?

Играйте активную роль в их образовании, помогая им построить «каркас» для достижений: подчеркивайте важность образования, регулярно обсуждая с ними их учебный день, общайтесь с учителями, работайте волонтером в школе и проверяйте домашние задания — без быть навязчивым или прыгать, чтобы исправить свою работу. В общем, предоставление детям как можно большей автономии, даже когда они время от времени сталкиваются с неудачами, поможет им укрепить уверенность в своих силах и даст им больше шансов добиться успеха в будущем.

Должны ли дети учиться пользоваться компьютером как можно раньше?

Дети могут получить очевидные преимущества от раннего знакомства с компьютерами и программами, которые помогают им научиться читать и писать и поощряют творчество.