Психическое развитие это в психологии: Понятие о психическом развитии | ZAPLATKA.NET

цели психического развития //Психологическая газета

В 2021 году вышла книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» доктора психологических наук, профессора, декана факультета клинической психологии и заведующего кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Вячеслава Афанасьевича Аверина. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги — главу 6 «Цели психического развития».

Анализируя проблему целей развития человека, рассмотрим три основных вопроса, логически тесно увязанных между собой. Первый вопрос о том, что сам процесс развития детерминирован некоторыми целями. Второй вопрос о механизме целевой детерминации и третий — о качественной характеристике этих целей.

Целевая детерминация развития. Общие положения

Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему объект развивается и как развивается, т.

е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если развитие — это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Какова цель или цели развития человека? Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была вы­сказана И.М. Сеченовым в работах 1890-х гг. В ХХ в. она получила наиболее полную разработку в трудах Н.А. Бернштейна [Бернштейн Н.А., 1990]. Его общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947). На основании разработок Н.А. Бернштейна восстанавливали движения у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы формировали навыки у спортсменов. Его разработки были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.

Н.А. Бернштейн сформулировал концепцию активной саморегуляции, где цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности.

Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [Бернштейн Н.А., 1990]. Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено его цели: ее содержание обусловливает ход процесса развития.

Механизм целевой детерминации развития

Сегодня идея целевой детерминации процесса развития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки является аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, т.е. цель ее развития. Состав (структура) системы определяется не_ только прошлым; она формируется, развивается из будущего. Будущее как бы притягивает настоящее. При этом оно притягивает только те элементы настоящего, которые подобны структурным элементам цели. Образно говоря, «завтра есть причина сегодня» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994]. На основе знания структуры цели мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» [Князева Е.

Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 106].

Прообраз синергетических идей можно найти, например, в работах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «… настоящее чревато будущим», а второй развил ее следующим образом: «….настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего… при этом еще не ставшее будущее уже как-то “содержится” или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее…» [Hartman N., 1951]. Однако возникает вопрос: согласуются ли все эти идеи с процессом развития человеческой психики?

Синергетика (от др.-греч. συv- — приставка со значением совместности и εργον — деятельность), или теория сложных систем, — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.

Аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.

Рассмотрим, как разворачивается процесс развития, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «подсмотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем и если да, то где?

«Информацию об истории и перспективах развития структуры можно извлечь, анализируя синхронический срез данной структуры в настоящий момент времени . .. определенные фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — характер ее будущего развития» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. Где находятся эти фрагменты?

«Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (что характеризует интенсивное развитие структуры. — В. А.), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошлого развития всей структуры, а ход процессов на периферии сейчас — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся от центра волны (происходит размыв структуры. — В. А.), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. В качестве примера приведем становление предметного мышления в раннем детстве (1–3 года). Его активное развитие является индикатором как развитой до года сенсомоторной сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления, развивающегося на основе предметного.

Итак, современное научное знание утверждает, что сложные·, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленный системы. Такой системой является психика человека. Следовательно, процесс психического развития детерминирован некоей целью.

Для человека цель выступает в виде идеально представляемого результата. Цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Важно определить этот системообразующий фактор, т.е. цель психического развития человека [Анохин П.К., 1973].

Ранее были выделены области (сферы) психического развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная, — и их «носители»: индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б.Г. Ананьев

, результатом индивидуального развития человека как индивида является достижение им биологической зрелости, результатом развития психосоциальных качеств человека становится достижение личностью социальной зрелости в рамках ее жизненного пути. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности приводит к достижению трудоспособности и умственной зрелости. Человек — это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования. Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе», о том, что «система целей создает систему средств» была представлена в книге В. Штерна [Stern W., 1923, S. 85–86]. Выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу В. Франкл определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» [Франкл В., 1990, с. 57]. Таким образом, вопрос о цели психического развития человека актуален.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.

Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающий внутренней активностью. Для человека характерна интегрированность, самодостаточность и автономность.

Человек как цельное образование — проявление функционального в отношении структуры целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

Смысл жизни — движущая сила человеческого поведения стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для его истинными.

Качественная характеристика целей развития

Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление о содержании общей цели психического развития человека. Например, вся этика Аристотеля строилась на науке о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, кем он является потенциально. Цель или «добродетель — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» [Спиноза Б., 1932]. В последующем аналогичные идеи высказывал

Дж. Дьюи: цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (цит. по: Фромм Э., 1992, с. 35). По мнению К. Г. Юнга, целью развития душевной жизни человека является обретение им своей истинной сущности, или самости, в которой интегрируются все формы психической жизни человека. Обретение человеком самости выражается в том, что он осознает свою неповторимость, незаменимость индивидуальность.

Золотая Психея

Вячеслав Афанасьевич Аверин

победитель

по итогам 2021 года

Психология развития человека: рождение и жизнь

Подробнее

В известной библейской притче об Адаме и Еве последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав и свою отдельность и, кроме того, свое различие.

Наиболее активно среди зарубежных психологов идею целевой детерминации развития психики разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая… вопрос о смысле его существования» [Фромм Э., 1992, с. 14].

«Социальная история человека началась того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей — мы можем назвать… индивидуализацией» [Фромм Э., 1995, с. 30]. Уточняя содержание индивидуализации человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его личности, его собственного “Я”» [Фромм Э., 1995, с. 35].

Итак, зарубежные исследователи признают наличие цели, детерминирующей процесс психического развития человека, определяют ее как максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

Примерно о том же писали отечественные психологи. «В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней… Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» [Рубинштейн С.Л., 1989]. «Общим эффектом… интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» — ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека» [Ананьев Б.Г., 2001].

Индивидуальность — это результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Подведем итоги, выделив этапы формирования и осознания человеком своей отдельности в ходе онтогенеза.

Когда ребенок рождается, он физически отделяется от организма матери, но в первое время все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей рождение есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт самовыделения организма ребенка. Следующий акт — самостоятельная ходьба, благодаря чему ребенок становится более независимым. Первое открытие собственного «Я» в раннем детстве, формирующаяся внутренняя позиция в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах — все это акты выделения ребенком себя из окружающей действительности и установление с ней связей уже более или менее осознанных.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, когда решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» [Фромм Э., 1992, с. 182].

Цель жизни. Жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности.

Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

Книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это  норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок  мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты

младенцев

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрик Эриксон
Похожие темы:
развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс

Просмотреть весь связанный контент →

психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология традиционно была в центре внимания исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни. Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.

Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.

Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.

Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них. Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.

Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.

В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т. е. осознания своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциальных действий, и они также становятся все более способными различать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию детей, которое обычно начинается в раннем детстве с заботы и избегания действий, которые влекут за собой боль и наказание, и переходит к более общему регулированию поведения, чтобы поддерживать уважение и одобрение родителей. Дальнейший сдвиг в моральных рассуждениях, основанный на избегании внутренней вины и самобичевания, знаменует собой переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.

Позитивное воспитание и когнитивное развитие детей

Eye for Ebony/Unsplash

Позитивная психология — это движение, которое фокусируется на счастье и процветании, а не на проблемах и психических заболеваниях. Согласно Psychology Today , «позитивная психология — это отрасль психологии, сосредоточенная на сильных сторонах характера и поведении, которые позволяют людям строить жизнь со смыслом и целью — переходить от выживания к процветанию. Теоретики и исследователи в этой области стремились определить элементы хорошей жизни. Они также предложили и протестировали методы повышения удовлетворенности жизнью и благополучия».

Как позитивное воспитание соотносится с позитивной психологией?

Позитивное воспитание, как и позитивная психология, поддерживает оптимальное функционирование и устойчивость, делая акцент на сильных сторонах детей и родителей, а не на их слабостях, инвалидности и неудачах. Он просит родителей замечать, что их дети хорошие, и обращать меньше внимания на то, что родитель считает плохим.

Основываясь на принципах позитивной психологии, сторонники позитивного воспитания поощряют родителей строить крепкие отношения со своими детьми; слушайте их с сочувствием; и будьте чуткими, теплыми и принимающими, когда они стремятся понять чувства и потребности своих детей. Он признает, что потребности детей и родителей меняются со временем и зависят от темперамента, культуры и неврологических различий.

Позитивное воспитание — это не то же самое, что воспитание по принципу невмешательства, когда родители позволяют детям делать все, что они хотят, без последствий. Он включает в себя установление пределов и соответствующие разумные последствия. Он также помогает родителям заботиться о своих собственных потребностях, устанавливать реалистичные ожидания, моделировать поведение, которое они хотят видеть в своих детях, и поддерживать любовную связь со своими детьми, несмотря ни на что.

Сторонникам более традиционного отношения к воспитанию (родители должны устанавливать правила и обеспечивать их соблюдение; дети должны испытывать последствия «плохого» поведения; дети должны испытывать, как устроен «реальный мир»), позитивное воспитание может показаться мягким, неэффективным, и требует много времени.

Позитивное воспитание и когнитивное развитие детей

Когнитивное развитие детей важно само по себе, но оно также влияет на многие другие аспекты жизни человека. Как пишут Хизер Прайм и ее коллеги в своем недавнем крупном обзоре исследований позитивного воспитания:

Раннее познание является важным маркером готовности к поступлению в школу, относительно стабильным в процессе развития и позволяет предсказать некоторые результаты взрослых в важнейших областях образования. профессия, здоровье и благополучие.

Признавая, что термин «позитивное воспитание» используется по-разному, Прайм и его коллеги определили его для целей своего исследования как характеризующиеся чувствительностью, теплотой, принятием, заботой и вниманием к намерениям, мыслям и эмоциям ребенка. Он также включает когнитивную реакцию, такую ​​как поддержание фокуса внимания детей и реагирование на исследовательские и коммуникативные действия младенцев, а также позитивное руководство по поведению.

Позитивное воспитание меняется со временем по мере развития ребенка и зависит от темперамента, различий в развитии нервной системы, культуры и других факторов. Основой позитивного воспитания являются отношения, которые родитель строит со своим ребенком.

Чтобы быть включенным в анализ сотен научных исследований по этой теме, проведенный Prime et al., исследование должно было включать детей в любом возрасте от рождения до шести лет и использовать рандомизированные контролируемые испытания, что позволило сделать выводы о причинно-следственной связи, в данном случае, что любые обнаруженные различия были результатом положительного вмешательства родителей.

Исследователи пришли к выводу, что «позитивные родительские вмешательства были эффективны для улучшения умственных способностей и речи».