Психогении и ятрогении – 16. Психогении и ятрогении
16. Психогении и ятрогении
Многие исследователи в области психологии и медицины полагают, что психические конфликты в широком их понимании у человека занимают одно из ведущих мест в ряду причин болезней и особенно нервно-психических.
В связи с данной проблемой, создание атмосферы, исключающей возникновение психотравмирующих обстоятельств, свободной от страха и опасений, является особенно необходимым.
В предупреждении психических конфликтов особая роль принадлежит как тем лицам, которые вовлекаются в конфликт, так и тем, деятельность которых определяется постоянным общением с людьми. В первую очередь врачам, средним медицинским работникам, воспитателям и педагогам.
Для обычного, повседневного врачебного приема большое, но не одинаковое значение имеет внушаемость больного. В одних случаях такая повышенная внушаемость способствует закреплению в его сознании советов, разъяснений и рекомендаций опытного авторитетного медицинского работника. В других случаях обостренная внушаемость больного, глубокое убеждение его в непререкаемом авторитете врача может повлечь за собой возникновение болезненного, реактивного состояния в первую очередь тогда, когда врач нарушает тактику общения с больным. В связи с этим вопрос о профессиональных
16.1. Психогении
Психогениями называются заболевания, единственной или основной причиной которых являются травматизирующие человека психические переживания. Психогении это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.
Психическая травма в генезе психопатий играет существенную, хотя и не единственную и не всегда первостепенную, роль. А. Н. Молохов формулирует четыре типа зависимости заболевания с психической травмой: 1) травма является единственной непосредственной причиной заболевания; 2) травма является только толчком для развития конституционального или иного заболевания; 3) травма осложняет или ухудшает течение уже имеющегося заболевания; 4) травма создает предрасположение к заболеванию психогенией в последующем.
В психологической литературе часто попытки определения психической травмы наталкиваются на трудности. Дело в том, что не всякие отрицательные психические переживания могут быть квалифицированы как травма, а только наиболее тяжелые, такие переживания, с которыми данной личности трудно или даже невозможно примириться, которые серьезно нарушают нормальную динамику процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, вызывают серьезные нарушения вегетативной сферы и основных функций организма, сердечно-сосудистой и гормональной деятельности, обмена веществ. Более мелкие отрицательные переживания тоже не проходят бесследно для человека и его психики, однако их воздействие может теряться в общей массе более сильных факторов, оказывающих влияние на человека и его психику.
Психической травмой следует называть такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.
Необходимость различения травматизирующих переживаний от реакций на них очень важна, поскольку одинаковые переживания в одних случаях вызывают физиологическую, а в других – патологическую реакцию. Патологическая может быть невротической или психотической. Не следует забывать о значении мировоззрения, установки личности и характера для патогенностн психических переживании, что часто и определяет, приобретает ли событие или переживание характер психической травмы. В зависимости от индивидуальной особенности личности, скажем, смерть близкого человека или супружеская измена в одних случаях является тяжелой психической травмой, в других же нет. Если переживание и является психической травмой, то за ней может последовать или не последовать психогенное заболевание.
Следует отметить, что в тех случаях, когда человек сознательно и добровольно подвергается психотравматизирующим переживаниям, они в значительной степени теряют свой патогенный характер. Психические травмы могут быть единичными и повторными, кратковременными и длительными. Существует определенная зависимость между характером психической травмы и типом патологической реакции на нее, например, длительно и исподволь действующие ситуационные психические травмы вызывают преимущественно неврозы и патологические развития личности, а кратковременные и сильные психические травмы, связанные с угрозой жизни и испугом при взрывах, пожарах, нападениях, стихийных бедствиях, чаще вызывают кратковременные патологические
реакции. Такая психическая травма как гибель близких людей чаще всего вызывает реактивную депрессию, реже – сумеречные состояния сознания и почти никогда – реактивный параноид. Сексуальные травмы – измена одного из супругов или любовников – часто приводят к психогенному возбуждению со спутанностью сознания. Служебные же конфликты, несправедливые подозрения и обвинения часты среди причин параноидной (бредовой) формы реактивного психоза. Травмы, влекущие за собой непоправимый ущерб для личности, скажем, когда у человека при катастрофе погибает вся семья, наиболее патогенны.
Обстоятельства, травмирующие определенную, конкретную личность, более патогенны, чем действующие на целый коллектив. Психотравма значительно более патогенна, когда человек подвергается ей на фоне общего благополучия окружающих. Элементы обиды и личной несправедливости в отношении пострадавшего приобретают здесь особое значение, повторные травмы более патогенны, чем единичные. Если при длительных или повторных психических травмах заболевание может развиваться постепенно или проявиться на определенном этапе травматизации, то при острых одномоментных травмах психогения развивается сразу или же после некоторого скрытого периода, продолжительность которого невелика и измеряется обычно днями.
А что касается содержания психотравматизирующих переживаний, то оно весьма разнообразно и связано с местом, временем, социальным и бытовым укладом жизни. В наше время наблюдаются болезненные переживания на фоне безработицы, разорения, снижения уровня жизни, что практически не выступало как причина 20 лет назад. Интересно отметить, что неврозы возникают обычно в ответ на затяжные, ситуационные психические травмы. По данным В. Н. Мясищева, основанным на изучении большого числа больных неврозами, затяжная психотравматизирующая ситуация имелась в анамнезе у 519, а острая психотравмирующая ситуация только у 19. А при реактивных психозах по разным данным, острая психическая травма имела место у 72% больных. Среди травм, вызвавших реактивные психозы, по разным данным одно из первых мест занимают семейно-сексуальные травмы, а на втором месте – травмы, связанные со смертью близких, далее следуют служебно-профессиональные травмы, потом следуют уголовные репрессии, их ожидание, а также угрозы жизни, испуг, что связано, вероятно, со спецификой современного развития страны.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленного организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.
В клинике психических болезней психогении разделяются на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные или реактивные психозы) и неврозы.
Под влиянием психогенных факторов могут происходить различные нарушения в соматической сфере. Например: со стороны желудочно-кишечного тракта это тошнота, рвота, поносы, запоры, утрата аппетита, со стороны органов дыхания это одышка, удушье, кашель. В сердечно-сосудистой системе – психогенное повышение артериального давления, тахикардия, брадикардия, боли в сердце, нарушение ритма сердечной деятельности, ослабление сердечной деятельности вплоть до коллапса с потерей сознания, психогенные обмороки. Нередки случаи в практике, когда инфаркты и инсульты возникают у людей после тяжелых переживаний и психических потрясений. В мочеполовой сфере психогенные нарушения могут проявляться задержкой мочи, иногда ее недержанием. Половая слабость у мужчин и половая холодность у женщин наиболее часто имеют психогенную природу. Известны и другие случаи психогенных нарушений.
Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией.
Психогении могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.
Взаимосвязь «души» и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. Впервые эта проблема нашла обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их учеников. И. П. Павловым экспериментально доказана неразрывная связь между психическими и соматическими процессами.
Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит ли спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.
Большинство зарубежных ученых рассматривают психосоматические нарушения с позиций психоанализа и сводят этиологию ряда болезней внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко используется введенное Фрейдом понятие «конверсии», означающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезненные нарушения различных органов тела.
Большое число сторонников за рубежом в трактовке психосоматических сдвигов в организме имеет теория Г. Селье о стрессе. По мнению Селье, всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение – стресс. Эта реакция может быть локальной, но может быть и системной. Она тем более выражена, чем более жизненно значимо воздействующее на организм раздражение. Селье признает значение нервной системы и психики в возникновении общего адаптационного синдрома, но разрабатывает лишь эндокринно-соматическую сторону проблемы.
Концентрация центрального нервного механизма расстройств, вызываемых сильными раздражителями, дана в учении Н. Е. Введенского, И. П. Павлова. Н. Е. Введенский вводит понятие о парабиозе. Чрезмерные по частоте, силе или длительности раздражения изменяют функциональное состояние центральной и периферической нервной системы, причем реакция организма вначале становится извращенной (парадоксальной), а в дальнейшем в фазе торможения вообще внешне не обнаруживается (парабиоз – состояние, близкое к патологическому).
И. П. Павлов и его сотрудники показали, что чрезмерно сильные раздражители, трудные задачи приводят к нарушению условно-рефлекторной деятельности, к срыву и сшибке. У животных при этом обнаруживаются похудание, одряхление, потеря аппетита, трофические нарушения кожных покровов, изъязвление поверхности внутренних органов. И. П. Павлов считал, что экспериментальные неврозы у животных являются аналогами психогенных заболеваний у людей.
Типичным внутренним заболеванием, в котором особую роль играет психотравмирующий или перенапрягающий момент, является язвенная болезнь. Известен невроз ожидания, сущность которого заключается в том, что боязливое ожидание того или иного болезненного проявления вызывает его возникновение. Например, боязнь покраснения вызывает само покраснение, боязнь половой слабости вызывает импотенцию и т. д.
Психическая травма нередко влечет за собой психовегетативные и психомоторные нарушения. Например, эмоция страха нередко сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи, которые имеют функциональный, преходящий характер. Сильное эмоциональное потрясение может повлечь за собой возникновение истерической слепоты.
Нередко под влиянием тяжелых переживаний развиваются психогенные состояния с картинами настоящих психических заболеваний. Это психогенная депрессия, психогенный ступор и психогенный параноид. На границе между психозами и нервными расстройствами стоят неврозы, которые также имеют в основе психогению.
Соматогении – это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями. Они также называются соматогенными. Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов часто являются источником психических нарушений. Например, может быть состояние тревоги и страха при заболеваниях сердца, особенно остро возникающее при приступах стенокардии. Инфекционные заболевания сопровождаются повышенной эмоциональной лабильностью, астенией. Ревматизм может привести к тяжелым психическим расстройствам.
В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга.
Исследования К. М. Быкова с применением физиологического метода условных рефлексов освещают механизм влияния психических воздействий на внутренние органы и их функции. Были установлены корковые влияния на желчеотделение, желчевыделение и сокращение желчного пузыря, доказано было влияние корковых импульсов на движения кишечника, дефекацию, мочеиспускание, состав слюны. Также изучены корковые влияния на сердечно-сосудистую деятельность, и установлены отчетливые корковые влияния на легочную вентиляцию, газообмен, терморегуляцию и суточную периодику физиологических функций. По данным К. М. Быкова, образование временных связей возможно для всех органов, нет реакции целого организма на воздействие внешней или внутренней среды, в которой не участвовала бы кора головного мозга. Стимулы коры способны затормаживать ход любого процесса, а незначительный по силе корковый импульс может вызвать грандиозные сдвиги во всех органах и тканях. Исследованиями К. М. Быкова была установлена возможность воздействия на кору головного мозга различных внутренних органов, что открывает перспективы экспериментального н клинического изучения влияния соматических заболевании на психику.
Психические и соматические болезни могут усиливать друг друга или, наоборот, находиться к антагонистических отношениях (А. Баркж, Е. К. Краснушкин). Изучение соматопатологии психических заболевании в связи с этим приобретает большое значение. Исключительная роль нервной системы в протекании большинства физиологических и патологических процессов не вызывает сейчас сомнения. Имеется лишь разница в трактовке ее действия. Связь и взаимодействие между высшими и низшими этапами, согласно учению И. П. Павлова и концепции К. М. Быкова, осуществляется в обоих направлениях – от центра к периферии и от периферии к центру. В этом взаимодействии участвуют кора, подкорка, анимальная и вегетативная нервная система, гуморальная регуляция и внутренние органы.
Следует сказать, что механизмы возникновения неврозов были подробно изучены И. П. Павловым и его сотрудниками, в частности М. К. Петровой, Л. Г. Иванов-Смоленским и др. К ним относятся механизмы, имеющие значение и для понимания самой природы психогений.
1. Слишком сильные и сложные раздражители. Раздражители, которые связаны у человека как с первой, так и со второй сигнальными системами. Скажем, длительно действующие чрезмерные световые и звуковые раздражители, например, производственные шумы, могут вызвать неврастению. Подобные же неврастенические реакции могут быть вызваны длительно действующей тряской или вибрацией. Здесь заболевание может быть вызвано функциональными первосигнальными раздражителями, которые не являются по существу психогенными. В психогениях же участвует в основном вторая сигнальная система. Иначе действуют сильные звуковые, вибрационные и другие раздражители при взрывах, орудийной стрельбе, землетрясениях. В этих случаях патогенно действующим фактором является не столько сам звук или сотрясение, как результаты его второсигнальной переработки, когда это уже не «звук», а угроза жизни. Острые травмы описанного типа могут вызывать как кратковременные патологические, психотические реакции, так и неврозы. Известие о смерти любимого человека также может рассматриваться как сверхсильный раздражитель.
Реакцией на него может быть, например, ступор или реактивная депрессия.
Под сложными раздражителями И. П. Павлов понимает слишком трудные и тонкие дифференцировки. Например, для собаки дифференцировка между кругом и эллипсом, когда эллипсы постепенно приближаются по форме к кругу. Подобное можно наблюдать у человека, например, при сложной и ответственной работе, при отсутствии подготовки и знаний, в сочетании с другими неблагоприятными условиями. В такого рода случаях чаще развиваются неврозы, но может иметь место и реактивный психоз, например, сумеречный, возникший при внезапном обострении описанной неблагоприятной ситуации.
2. Перенапряжение тормозного процесса. В применении к человеку здесь может идти речь о чрезмерном подавлении естественных желаний и стремлений, особенно при вынужденном торможении безусловных рефлексов. Примером могут служить неврозы у людей с вынужденным длительным половым воздержанием во время войны. А другой пример это срывы в виде патологических приступов ярости, буйство при чрезмерной дисциплинарной строгости в военных частях, тюрьмах.
3. Перенапряжение подвижности нервных процессов. Это состояние возникает при слишком резкой и частой смене тормозных и положительных раздражителей, при слишком частых переделках стереотипа. В зависимости от типа высшей нервной деятельности одни люди обладают большей подвижностью, другие меньшей. Кроме типа высшей нервной деятельности большое значение имеет и тренировка подвижности в результате воспитания и социальных воздействий. Когда же требования к подвижности оказываются слишком велики, то резкие изменения обстановки, условий жизни и деятельности могут вызвать нервный срыв. Результатом такого срыва могут быть различные психогенные заболевания, неврозы, острые психогенные реакции, реактивные психозы.
4. Столкновение противоположных процессов. Это одна из самых частых причин психогений. Речь идет о столкновении противоположных раздражителей положительного и тормозного, из которых каждый обладает достаточной силой. Такой процесс часто лежит в основе жизненных конфликтов у человека, что может привести опять-таки к неврозу или психозу. Собственно «сшибка» отличается от близкого к ней перенапряжения подвижности тем, что в первом случае происходит одновременное столкновение, а во втором – последовательная смена положительного и тормозного процессов.
Чрезмерные по силе раздражители и резкие перенапряжения раздражительного и тормозного процессов могут привести к их истощению и развитию гипнотических фаз. Наличие больных пунктов в коре, очагов инертного возбуждения, парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз – вот патофизиологические механизмы изменений, происходящих при психогенных заболеваниях.
Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.
В развитии учения о психогенных расстройствах А. Н. Молохов выделял три периода: психологический, клинико-описательный и патофизиологический. На первом этапе большое значение придавалось различным психическим травмам без учета особенностей структуры личности и соматических осложнений. На втором этапе значение придается описанию клинических симптомов без достаточного учета личностных особенностей и психологических реакций и на третьем этапе делались попытки подменить клинические проявления патофизиологическими механизмами.
Исследования показывают, что в возникновении психогенных расстройств играют роль преморбидные (доболезненные) особенности личности, степень зрелости основных структур ее, соматическая отягощенность, особенности высшей нервной деятельности, тип ее и темперамент, а также качество психической травмы, ее длительность и значимость для больного. В последние годы имеются наблюдения, указывающие на определенные корреляции между этими показателями. Так, для некоторых личностей патогенными могут оказаться только ситуации «эмоционального лишения» и никакие конфликтные ситуации не приводят к болезненному состоянию
Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы:
1. Психические травмы, которые условно можно назвать «эмоциональное лишение» При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающей эмоциональную реакцию (например, вдали от родины).
2. Различные конфликты.
3. Психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др.).
В результате «эмоционального лишения», как правило, возникают болезненные симптомы, укладывающиеся в картину реактивной депрессии.
Конфликты различной выраженности и глубины могут вызывать болезненные состояния более широкого диапазона и картина проявлений болезни при этом более разнообразная, от реактивных депрессий с истерическими расстройствами, реактивных параноидов и истерических психозов до невротических симптомов.
Тяжелые внезапные психические травмы, связанные с угрозой для жизни больного, обычно ведут к возникновению аффективно-шоковых расстройств, которые могут выражаться ступором, аналогичным мнимой смерти, наблюдающейся у некоторых животных, или двигательным возбуждением, «двигательной бурей», также наблюдающейся у животных при угрозе жизни.
Психическая травма может не только явиться причиной психогенного заболевания, но и спровоцировать эндогенный приступ (шизофрения, МДП) или вызвать декомпенсацию состояния при развитии сосудистого процесса (гипертоническая болезнь, атеросклероз), декомпеисировать состояние больного психопатией.
Для отграничения психогенных заболеваний от психических нарушений другой природы К. Ясперс сформулировал критерии, которые заключаются в следующем: психогенными заболеваниями следует считать такие, которые развиваются непосредственно вслед за психической травмой; в содержании переживаний при них находит свое отражение психическая травма, вызвавшая болезнь; с исчезновением психической травмы или с ее дезактуализацией для больного психические нарушения исчезают. Эти критерии имеют значение до настоящего времени, но решающая роль принадлежит структуре болезненных расстройств.
Исследования показывают, что структура психогенных заболеваний всегда характеризуется единством клинической картины. Ее обычно объединяют аффективные расстройства. Все продуктивные (бред, галлюцинации и др.) и невротические симптомы по содержанию прямо или косвенно связаны с аффективным (эмоциональным) состоянием больного.
Психогенные заболевания могут проявляться в виде реактивных психозов, неврозов и психосоматических болезней. Ряд психиатров в группу психогенных расстройств относят и психопатию, исходя из того, что психопатия формируется в условиях психогенной ситуации или, правильнее, в условиях отрицательного воздействия социальной среды.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к психическому срыву, развивающаяся у пациента на фоне ослабленного из-за болезни организма, а также специфические особенности нервной системы и личностных черт.
studfile.net
Глава 6. Психогении и ятрогении
Многие исследователи в области психологии и медицины полагают, что психические конфликты в широком их понимании у человека занимают одно из ведущих мест в ряду причин болезней и особенно нервно-психических.
В связи с данной проблемой, создание атмосферы, исключающей возникновение психотравмирующих обстоятельств, свободной от страха и опасений, является особенно необходимым.
В предупреждении психических конфликтов особая роль принадлежит как тем лицам, которые вовлекаются в конфликт, так и тем, деятельность которых определяется постоянным общением с людьми. В первую очередь врачам, средним медицинским работникам, воспитателям и педагогам.
Для обычного, повседневного врачебного приема большое, но не одинаковое значение имеет внушаемость больного. В одних случаях такая повышенная внушаемость способствует закреплению в его сознании советов, разъяснений и рекомендаций опытного авторитетного медицинского работника. В других случаях обостренная внушаемость больного, глубокое убеждение его в непререкаемом авторитете врача может повлечь за собой возникновение болезненного, реактивного состояния в первую очередь тогда, когда врач нарушает тактику общения с больным. В связи с этим вопрос о профессиональных психогениях и ят-рогениях, — один из важнейших для психопрофилактики.
1. Психогении
Психогении — это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленного организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.
В клинике психических болезней психогении разделяются на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные или реактивные психозы) и неврозы.
Под влиянием психогенных факторов могут происходить различные нарушения в соматической сфере. Например: со стороны желудочно-кишечного тракта это тошнота, рвота, поносы, запоры, утрата аппетита, со стороны органов дыхания это одышка, удушье, кашель. В сердечно-сосудистой системе — психогенное повышение артериального давления, тахикардия, брадикардия, боли в сердце, нарушение ритма сердечной деятельности, ослабление сердечной деятельности вплоть до коллапса с потерей сознания, психогенные обмороки. Нередки случаи в практике, когда инфаркты и инсульты возникают у людей после тяжелых переживаний и
психических потрясений. В мочеполовой сфере психогенные нарушения могут проявляться задержкой мочи, иногда ее недержанием. Половая слабость у мужчин и половая холодность у женщин наиболее часто имеют психогенную природу. Известны и другие случаи психогенных нарушений.
Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией.
Психогении могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.
Взаимосвязь «души» и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. Впервые эта проблема нашла обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Павловым экспериментально доказана неразрывная связь между психическими и соматическими процессами.
Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит ли спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.
Большинство зарубежных ученых рассматривают психосоматические нарушения с позиций психоанализа и сводят этиологию ряда болезней внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко используется введенное Фрейдом понятие «конверсии», означающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезненные нарушения различных органов тела.
Большое число сторонников за рубежом в трактовке психосоматических сдвигов в организме имеет теория Г. Селье о стрессе. По мнению Селье, всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение — стресс. Эта реакция может быть локальной, но может быть и системной. Она тем более выражена, чем более жизненно значимо воздействующее на организм раздражение. Селье признает значение нервной системы и психики в возникновении
общего адаптационного синдрома, но разрабатывает лишь эндокринно-соматическую сторону проблемы.
Концентрация центрального нервного механизма расстройств, вызываемых сильными раздражителями, дана в учении Н.Е. Введенского, И.П. Павлова. Н.Е. Введенский вводит понятие о парабиозе. Чрезмерные по частоте, силе или длительности раздражения изменяют функциональное состояние центральной и периферической нервной системы, причем реакция организма вначале становится извращенной (парадоксальной), а в дальнейшем в фазе торможения вообще внешне не обнаруживается (парабиоз — состояние, близкое к патологическому).
И.П. Павлов и его сотрудники показали, что чрезмерно сильные раздражители, трудные задачи приводят к нарушению условно-рефлекторной деятельности, к срыву. У животных при этом обнаруживаются похудание, одряхление, потеря аппетита, трофические нарушения кожных покровов, изъязвление поверхности внутренних органов. И.П. Павлов считал, что экспериментальные неврозы у животных являются аналогами психогенных заболеваний у людей.
Типичным внутренним заболеванием, в котором особую роль играет психотравмирующий или перенапрягающий момент, является язвенная болезнь. Известен невроз ожидания, сущность которого заключается в том, что боязливое ожидание того или иного болезненного проявления вызывает его возникновение. Например, боязнь покраснения вызывает само покраснение, боязнь половой слабости вызывает импотенцию и т.д.
Психическая травма нередко влечет за собой психовегетативные и психомоторные нарушения. Эмоция страха нередко сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи, которые имеют функциональный, преходящий характер. Сильное эмоциональное потрясение может повлечь за собой возникновение истерической слепоты.
Нередко под влиянием тяжелых переживаний развиваются психогенные состояния с картинами настоящих психических заболеваний. Это психогенная депрессия, психогенный ступор и психогенный параноид. На грани
це между психозами и нервными расстройствами стоят неврозы, которые также имеют в основе психогению.
Соматогении — это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями.
Они также называются соматогенными. Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов часто являются источником психических нарушений. Например, может быть состояние тревоги и страха при заболеваниях сердца, особенно остро возникающее при приступах стенокардии. Инфекционные заболевания сопровождаются повышенной эмоциональной лабильностью, астенией. Ревматизм может привести к тяжелым психическим расстройствам.
В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к психическому срыву, развивающаяся у пациента на фоне ослабленного из-за болезни организма, а также специфические особенности нервной системы и личностных черт.
Еще в начале 20-х годов швейцарский психиатр Е. Блей-лер подчеркивал, что разные формы недисциплинированного медицинского мышления наблюдаются в ходе обследования больного. А также при распознавании ранних проявлений болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями самочувствия и становится особенно предрасположенным к вольным, а иногда и ошибочным толкованиям своего меняющегося состояния.
Этому способствуют предрассудки, продолжающие бытовать в сознании многих лиц, предубеждения, с которыми пациент идет на прием к врачу, элементы недоверия к возможностям медицины, а иногда и страхи перед предстоящей процедурой медицинского освидетельствования, лечением и т.д. Такие пагубные самовлияния больного называют эгогениями.
Е. Блейлер широко использовал термин «ятрогенный» для обозначения соответствующих состояний. Несколькими годами позже известный немецкий психиатр Бумке в статье «Врач как причина душевных расстройств» привел примеры неблагоприятных последствий влияния врача
на психику больного и закрепил за такими психогенными заболеваниями название ятрогении, т.е. нежелательные изменения психики и расстройства психики, порожденные врачом.
studfile.net
психогении — это… Что такое психогении?
ПСИХОГЕНИИ — ПСИХОГЕНИИ, или реактивные психозы, псих. расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами (см.). Термин «психогенные заболевания» предложен впервые Зомме ром (Sommer, 1894 г.) по отношению к эпидемии судорог у школьников … Большая медицинская энциклопедия
ПСИХОГЕНИИ — (психогенные заболевания), группа психических болезней, возникающих как реакция на психическую травму. К психогениям относят неврозы, реактивные состояния (депрессии, истерические психозы и др.) … Современная энциклопедия
ПСИХОГЕНИИ — группа психических болезней, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию. К психогениям относят неврозы и реактивные состояния … Большой Энциклопедический словарь
Психогении — (новолат. psychogeniae; др. греч. ψυχή душа + γενεά порождение) психические состояния от психических реакций до заболеваний [1]: 1) психические заболевания или расстройства психической деятельности, вызванные эмоциональным потрясением (син.… … Википедия
ПСИХОГЕНИИ — (от греч. psyche душа и geneia возникновение) англ. psychogeny; нем. Psychogenie. Псих, заболевания, возникающие как реакция на травмирующие жизненные ситуации. К П. относятся неврозы и реактивные состояния. Antinazi. Энциклопедия социологии,… … Энциклопедия социологии
Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. П. возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительного слабого, но продолжительного травмирования. В… … Словарь черезвычайных ситуаций
Психогении — (психогенные заболевания), группа психических болезней, возникающих как реакция на психическую травму. К психогениям относят неврозы, реактивные состояния (депрессии, истерические психозы и др.). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
психогении — группа психических болезней, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию. К психогении относят неврозы и реактивные состояния. * * * ПСИХОГЕНИИ ПСИХОГЕНИИ, группа психических болезней, возникающих как реакция на травмирующую… … Энциклопедический словарь
Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительного слабого, но продолжительного… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Психогении — I Психогении (psychogenia; греч. psychē душа, сознание + genea порождение; синоним реактивные состояния) психические болезни, обусловленные психической травмой. К ним относят Неврозы, Реактивные психозы, психогенные патохарактерологические… … Медицинская энциклопедия
psychology.academic.ru
Психогении — это… Что такое Психогении?
психические болезни, обусловленные психической травмой. К ним относят Неврозы, Реактивные психозы, психогенные патохарактерологические реакции, а также ностальгию (Ностальгия) и ятрогении (см. Ятрогенные заболевания). Для П. характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня. Клиническая картина П. обусловлена силой, внезапностью психической травмы, а также преморбидными особенностями больного. Условно к психическим травмам относят ситуации, угрожающие жизни, тяжелые конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной суженностью сознания, страхом и ужасом, двигательными нарушениями (возбуждением или ступором) и вегетативными расстройствами; воспоминания о пережитом у больных либо отсутствуют, либо фрагментарны. В ситуациях тяжелого конфликта, при угрозе лишения свободы чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах. Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ребенка или подростка, ведущими к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающимися невротическими расстройствами. Отклонения в поведении выражаются реакциями оппозиции (протеста), имитации, компенсации и гиперкомпенсации, а также эмансипации, группирования со сверстниками и др. При реакциях оппозиции в основе нарушенного поведения лежит так называемый комплекс аффективно заряженных переживаний (обиды, ущемления самолюбия, конфликты с близкими и др.). Эти реакции направлены против тех лиц, с которыми возник конфликт. Реакция активного протеста проявляется агрессивным поведением с оттенком жестокости и сопровождается вегетативной симптоматикой. К реакциям пассивного протеста относят отказ от еды, уход из дома, суицидальные попытки, которые обычно не обдумываются. Реакции имитации характеризуются изменением поведения, связанным с подражанием поведению человека, пользующегося авторитетом (положительного или отрицательного лидера). К реакциям компенсации и гиперкомпенсации относят фантазии, в которых слабый подросток представляет себя сильным, самооговоры, в которых мальчик сообщает об ограблении или выполнении особых поручений милиции. Реакции эмансипации выражаются в повышенном стремлении к самостоятельности, независимости. В тяжелых случаях подростки уходят из дома, бродяжничают. Психогенные патохарактерологические реакции у взрослых чаще проявляются невротической, истерической, астенической, ипохондрической, депрессивной реакциями. Невротическая реакция характеризуется разнообразными по интенсивности вегетативными расстройствами. Истерическая реакция, как правило, отмечается в виде вегетативных и сенсомоторных расстройств (см. Неврозы). Астеническая реакция возникает в большинстве случаев в ситуации длительного психического напряжения; характеризуется раздражительной слабостью, нарушениями сна и аппетита, вегетативными расстройствами, снижением трудоспособности. Ипохондрическая реакция развивается чаще после обследования при подозрении на наличие серьезного заболевания, в ряде случаев — ятрогенно. У больного появляется тревога, он может постоянно вспоминать вопросы врача, думать, что он что-то скрыл; начинает прислушиваться к своим ощущениям. Обычно больной отмечает те симптомы, о которых спрашивал врач или те, о которых узнал при чтении популярной литературы. Ипохондрические реакции могут наблюдаться у студентов-медиков («болезнь третьего курса»), когда они начинают изучать соматические болезни. Лечение проводит психиатр и психотерапевт. Целесообразно оградить больного от психотравмирующих моментов; при выраженных реакциях желательно поместить больного в стационар. Показаны лекарственные средства, психотерапия. В связи с тем, что при патохарактерологических реакциях у больных выражены вегетативные и эмоциональные нарушения, целесообразно назначить транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики обычно в малых дозах. В профилактике, как и в терапии большое значение имеет нормализация психологической обстановки. Прогноз обычно благоприятный, однако при длительных неразрешимых травмирующих ситуациях наблюдается затяжное течение, присоединение стойких изменений личности (см. Патологическое развитие личности). Библиогр.: Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 2, с. 262, М., 1988; Судебная психиатрия, под ред. Г.В. Морозова, с. 307, М., 1988; Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства, М., 1987.dic.academic.ru
Ятрогении — это… Что такое Ятрогении?
Ятрогéния (др.-греч. ιατροσ — врач + др.-греч. γενεα — рождаю) термин предложен в 1925 г. немецким психиатром Бумке (О.С.Е. Bumke)) — изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным словом врача или неправильным пониманием медицинской литературы. Может быть следствием использования врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле. Ятрогения — брак медицинской работы[1]. В медицине рассматривается как ятрогенное заболевание, заболевание «обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача (или другого лица из числа медицинского персонала), неблагоприятно воздействующими на психику больного» [2]. Согласно К. И. Платонову, каждый врач, в какой бы области медицины он ни работал, должен помнить, что его слова оказывают большое суггестивное воздействие[3].
И врач, и больной в понимании заболевания исходят из так называемой «внутренней картины болезни» [4], только у врача она складывается из систематизированных профессиональных знаний о природе болезни, клинической картины, опыта, казуистики, а у пациента исходя из непрофессиональных, порой случайных и несистемных знаний и представлений. Благоприятным фоном для развития ятрогенных заболеваний служат особенности личности больного, в частности его склонность к ипохондрии[5].
Ятрогенные реакции и состояния могут вызываться и ситуациями, когда пациент лечится несколькими врачами или обращается к нескольким специалистам. В медицине существует по этому поводу древнее изречение: «Один врач — хорошо, два — плохо, три — чудовищно». В известной мере ятрогенное воздействие может оказать безадресное психологическое и санитарное просвещение, а также бесконтрольное и безадресное распространение специальных медицинских знаний и сведений по лечению, реклама лекарственных средств, пропаганда самолечения.
В некоторых литературных источниках вместо «ятрогении» используют несколько иное написание термина — иатрогении. Вариантом ятрогенных заболеваний являются так называемые «болезни третьего курса», когда студент-медик, изучая пропедевтику внутренних болезней находит у себя симптомы несуществующего страдания.
См. также
Ссылки
Литература и примечания
- ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 175 с.
- ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 1, 1982. — С.385.
- ↑ Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд. 3-е. — М.: Медгиз, 1953.
- ↑ Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М.: Медгиз, 1944.
- ↑ Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — Будапешт: Издательство Академии наук Венгрии, 1973. — 286 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С.391.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосома-тических болезней, или психосоматозов.
В общем виде механизм возникновения психосоматозов может быть определенным, и представлен следующим образом. Психический стрессовый фактор вызывает аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную нервную систему с последующими изменениями в сосудистой системе и во внутренних органах. При этом первоначально эти изменения носят функциональный, обратимый характер, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми.
Психосоматозы и лежащие в их основе психосоматические расстройства принято многими разделять на три группы. Первая — это органические психосоматические заболевания, такие, как гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма и др., в развитии которых важную роль играют психогенные факторы. Вторая — это психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы. А третья группа — это психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения, это также склонность к травмам, алкоголизм и др.
Изучение психологических механизмов и факторов возникновения и течения болезней лежат в основе психосоматического направления в медицине и психологии.
ПСИХОГЕНИИ И ЯТРОГЕНИИ
Многие исследователи в области психологии и медицины полагают, что психические конфликты в широком их понимании у человека занимают одно из ведущих мест в ряду причин болезней и особенно нервно-психических.
В связи с данной проблемой, создание атмосферы, исключающей возникновение психотравмирующих обстоятельств, свободной от страха и опасений, является особенно необходимым.
В предупреждении психических конфликтов особая роль принадлежит как тем лицам, которые вовлекаются в конфликт, так и тем, деятельность которых определяется постоянным общением с людьми. В первую очередь врачам, средним медицинским работникам, воспитателям и педагогам.
Психогении
Психогении — это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленного организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.
В клинике психических болезней психогении разделяются на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные или реактивные психозы) и неврозы.
Под влиянием психогенных факторов могут происходить различные нарушения в соматической сфере. Например: со стороны желудочно-кишечного тракта это тошнота, рвота, поносы, запоры, утрата аппетита, со стороны органов дыхания это одышка, удушье, кашель. В сердечнососудистой системе — психогенное повышение артериального давления, тахикардия, брадикардия, боли в сердце, нарушение ритма сердечной деятельности, ослабление сердечной деятельности вплоть до коллапса с потерей сознания, психогенные обмороки, Нередки случаи в практике, когда инфаркты и инсульты возникают у людей после тяжелых переживаний и
психических потрясений. В мочеполовой сфере психогенные нарушения могут проявляться задержкой мочи, иногда ее недержанием. Половая слабость у мужчин и половая холодность у женщин наиболее часто имеют психогенную природу. Известны и другие случаи психогенных нарушений.
Психогении возникают как в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией, так и быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.
Взаимосвязь «души» и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. Впервые эта проблема нашла обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Павловым экспериментально доказана неразрывная связь между психическими и соматическими процессами.
Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит ли спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.
Большинство зарубежных ученых рассматривают психосоматические нарушения с позиций психоанализа и сводят этиологию ряда болезней внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко используется введенное Фрейдом понятие «конверсии», означающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезненные нарушения различных органов тела.
Большое число сторонников за рубежом в трактовке психосоматических сдвигов в организме имеет теория Г. Селье о стрессе. По мнению Селъе, всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение — стресс. Эта реакция может быть локальной, но может быть и системной. Она тем более выражена, чем более жизненно значимо воздействующее на организм раздражение. Селье признает значение нервной системы и психики в возникновении общего адаптационного синдрома, но разрабатывает лишь эндокринно-соматическую сторону проблемы.
Типичным внутренним заболеванием, в котором особую роль играет психотравмирующий или перенапрягающий момент, является язвенная болезнь. Известен невроз ожидания, сущность которого заключается в том, что боязливое ожидание того или иного болезненного проявления вызывает его возникновение. Например, боязнь покраснения вызывает само покраснение, боязнь половой слабости вызывает импотенцию и т.д.
Психическая травма нередко влечет за собой психовегетативные и психомоторные нарушения. Эмоция страха нередко сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи, которые имеют функциональный, преходящий характер. Сильное эмоциональное потрясение может повлечь за собой возникновение истерической слепоты.
Нередко под влиянием тяжелых переживаний развиваются психогенные состояния с картинами настоящих психических заболеваний. Это психогенная депрессия, психогенный ступор и психогенный параноид. На границе между психозами и нервными расстройствами стоят неврозы, которые также имеют в основе психогению.
Соматогении— это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями.
Они также называются соматогенными. Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов часто являются источником психических нарушений. Например, может быть состояние тревоги и страха при заболеваниях сердца, особенно остро возникающее при приступах стенокардии. Инфекционные заболевания сопровождаются повышенной эмоциональной лабильностью, астенией. Ревматизм может привести к тяжелым психическим расстройствам.
В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к психическому срыву, развивающаяся у пациента на фоне ослабленного из-за болезни организма, а также специфические особенности нервной системы и личностных черт.
Ятрогении
Неблагоприятное изменение психики, возникающее в результате намеренного внушающего воздействия медицинского работника на пациента, способствующее возникновению психических травм, неврозов и т.д. — называется ятрогенией.
Ятрогения может возникать, например, вследствие неосторожного комментирования медицинским работником особенностей заболевания пациента.
Ятрогении — это психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением медицинского работника с пациентом.
В широком смысле ятрогении относятся к психогениям.
Понятие — ятрогения, можно охарактеризовать таким образом — это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.
Наиболее часто ятрогения наблюдается у больных с определенными особенностями личности (тревожность, мнительность, склонность к ипохондрическим реакциям), усиленными болезнью. Это показывает, как важно медицинскому работнику контролировать свои высказывания при беседе с больным, следить за своими жестами и даже мимикой.
Например. Часто кардиофобия развивается у лиц, склонных к невротическим реакциям, после того, как врач скорой помощи, вызванный при начавшихся у больного неприятных ощущениях в области сердца, предписывает строгий постельный режим. Позиция врача скорой помощи в таких случаях вполне оправдана, он стремится не пропустить серьезного сердечно-сосудистого заболевания. Однако больной может фиксировать внимание на действиях и словах врача. Вот почему при повторных посещениях врача необходим уже строгий дифференцированный подход к состоянию больного.
Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболеваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. И. Хард называл такие ятрогении соррогениями.
Ятрогения опасна не только для больного, но и для членов его семьи, поскольку родственники (родители) при этом нередко считают себя виновными в возникновении у их детей (членов семьи) нервно-психических расстройств.
Сама процедура обследования больного не только обеспечивает распознавание болезни, но уже является началом влияния врача на больного, влияния благотворного и целебного или неблагоприятного и пагубного.
Особым вниманием следует окружать больных в детском и престарелом возрасте. Отношение врача к ребенку, к больному зрелого возраста и старому даже при одинаковой болезни должно быть совершенно различным. Это обусловлено в первую очередь возрастными особенностями их психики. У детей нередко болезнь оказывается следствием внушения родителей, в частности, результатом их болезненной обеспокоенности за судьбу ребенка. Следует помнить об особенной впечатлительности детей, о легкости возникновения у них боязливости и страха. Это и способствует тому, что дети легко становятся охваченными страхом. В детской практике недопустимо угрожать возникновением или ухудшением болезни и тем более смертью. В связи с этим необходимо, в частности, всеми силами избегать, особенно в коллективе детей и подростков, ошибочно формулируемых и неправильно исполняемых приемов и форм санитарного просвещения, которые могут оказать ятрогенный эффект.
Особенности психологии лиц старческого возраста сложны и многообразны. Они в большой степени обусловлены социально-психологическими особенностями.
Однако особенности психологии лиц позднего возраста следует постоянно учитывать в медицинской деятельности. К таким особенностям обычно относятся: ухудшение общего состояния в связи с процессом инволюции (биологического старения организма), боязнь одиночества, страх перед возможной беспомощностью и др. Сознание происходящих перемен побуждает одних считать себя тяжелобольными и немощными, других – не обращать внимание на те же недуги. Задача врача при встрече с такими больными — выявить и использовать в интересах больного те сохранные функциональные системы или наиболее сохранные психические функции, которые могут быть использованы как им самим, так и больным для лучшей адаптации последнего к условиям болезни, для более полного его оздоровления.
Как уже отмечалось, ятрогении представляют собой частный случай психогений (болезней, возникающих вследствие психической травмы). Внутри этой группы болезней наряду с собственно ятрогениями выделяют ятропатии и дидактогении.
Дидактогениями называют все формы отрицательного воспитательного влияния, вызванные ошибками воспитателей и педагогов.
Следует сказать, что ятрогенией в более узком смысле можно называть неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибки медицинского работника, в частности, несоответственного, ошибочного использования врачом психологических, словесных форм общения с больным.
Возникает эффект повреждающего, ранящего значения слова. Как гласит пословица: «Слово не только лечит, но и калечит».
Ятропатии
Ятропатияминазывают отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.
Важно отметить тесную связь ятропатии и ятрогении. Изменения психики, возникающие ятрогенно медицинские работники нередко ошибочно квалифицируют то, как эпилепсию, астму, гастропатии, то, как пограничные формы нервно-психических расстройств, развившихся как будто бы спонтанно. Начало лечения таких «болезней» нередко порождает патологические эффекты. Ошибочный диагноз может порождать ятрогению, а последующее лечение заболевания, основанное на ошибочном диагнозе порождает у больного — ятропатию. Позднее, если не исправляется врачебная ошибка, формируется крайне неблагоприятный для больного порочный круг.
Возникает усиливающий пагубный эффект от взаимодействия «ятрогения—ятропатия».
Необходимо отметить, что появление новых лабораторных методик, аппаратов для функциональной диагностики бесспорно являются достижениями современной медицины. Но злоупотребление этими методами в ущерб врачебному обследованию больного недопустимо.
Классификация ятропатии.
1. Ятропатии травматического происхождения. Сюда относят случаи травмы ребенка во время родов, последствия неправильно выполненной хирургической операции, спинномозговой пункции, анестезии, результаты нарушения техники инъекций и др.
2. Ятропатия интоксикационного происхождения. К ним относят: ошибочный выбор лекарств, их дозы, осложнения, возникающие вследствие своевременно не выявленного врачом предрасположения больного к тем или иным токсическим (лекарственным) веществам; введение в организм больного ненужного для его лечения препарата. Сюда же следует относить последствия для населения непродуманного, массового использования фармакологических препаратов с целью самолечения; недооценку пагубных последствий токсического действия лекарств на организм, загрязнение систем и органов организма многообразными и беспорядочно принимаемыми фармацевтическими препаратами.
3. Ятропатии инфекционного происхождения. К ним относят неблагоприятные последствия после применения сывороток и вакцин, различные осложнения, возникающие в связи с этим по вине медицинского работника
4. Ятропатии организационного происхождения. Возникают вследствие неправильной организации об следования, лечения и ухода за больными.
Реакция личности на болезнь
Реакции личности на соматическую болезнь у ряда больных могут носить патологический характер и проявляться в виде психогенных невротических тревожно-депрессивных реакций. У других больных эти реакции выражаются психологически адекватными переживаниями факта болезни. Нервно-психические нарушения при соматических заболеваниях обычно складываются из психических соматогенных расстройств и из реакции личности на болезнь.
В этой сложной структуре психических нарушений выраженность этих факторов различна. Например: при сосудистых заболеваниях, особенно при гипертонической болезни, атеросклерозе, эндокринных заболеваниях, решающая роль принадлежит именно соматогенным факторам. При других заболеваниях главная роль принадлежит личностным реакциям, это такие болезни и следствия их как обезображивающие операции, дефекты лица, потеря зрения, слуха и др.
Реакция личности на болезнь находится в прямой зависимости от многих факторов:
от характера заболевания, остроты его и темпа развития;
представления об этом заболевании у самого больного;
характера лечения и психотерапевтической обстановки;
личности больного;
отношения к болезни дома родственников, сослуживцев по работе, знакомых, друзей.
Существуют различные варианты отношения к болезни, в основном определяемые особенностями личности больного человека.
Наибольшее число людей правильно оценивает заболевание, выполняет назначение врача и соблюдает режим. А сильные, уравновешенные, психически зрелые личности обычно правильно реагируют и адекватно оценивают заболевание, стремятся найти выход из ситуации, созданной болезнью, преодолеть ее или приспособиться к ней. Но в этих случаях решающая роль принадлежит психотерапевтическим беседам. Бывает, что иногда наблюдается сознательное стремление человека скрыть свои болезненные расстройства, называемое диссимуляцией. Диссимуляция наблюдается в основном при заболеваниях, которые сопряжены для человека с некоторыми объективно или субъективно невыгодными ситуациями. Чаще встречается при психозах.
Диссимуляция противоположна симуляции — поведению, направленному на имитацию болезни или ее отдельных симптомов. При этом мотивами могут быть — достижение льгот, уклонение от обязанностей, стремление обратить на себя внимание, потребность в помощи, опеке. Личностный смысл симуляции и цели могут быть осознанными и неосознанными. В последнем случае наблюдается у лиц с истерическими неврозами.
Многие авторы считают, что адекватность реакции на болезнь зависит от степени зрелости личности и интеллектуальных ее возможностей. Так, например, у инфантильных незрелых личностей с чертами детскости часто наблюдаются вытеснения или отрицания болезни или, наоборот, «ухода в болезнь». У людей астенических, тревожно-мнительных, например, часто не очень серьезное заболевание вызывает бурную реакцию тревоги. Заболевание вызывает и реакцию беспокойства с последующими депрессивно-ипохондрическими и стойкими расстройствами.
Как отмечалось, реакция личности на болезнь зависит от возраста больного. На одну и ту же болезнь с одинаковым исходом у больных отмечается различная реакция. У молодых болезнь ведет к нарушению планов на будущее, у больных среднего возраста препятствует выполнению замыслов, пожилыми воспринимается как неизбежный конец. В соответствии с реакцией личности врач в беседе должен создать для больного новую жизненную установку обязательно с учетом его возможностей.
Личностные реакции зависят также от нарушений психической деятельности, которые вызваны соматическим заболеванием.
Психологами выделяются тринадцать типов психологического реагирования на заболевание.
Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов.
1. Природы соматического заболевания.
2. Типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера.
3. Отношение к данному заболеванию в референтной для больного группе.
Эти типы объединены по блокам.
Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается, гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы.
Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.
Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью, то есть это тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический тип. Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетенном состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.
Третий блок — типы реагирования с интерпсихической направленностью. Включает типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни. Оно в большей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных — это сензитивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Пациенты с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются и дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования.
Следует отметить, что отношение к болезни, обладая характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивныйвключает знание о болезни, ее осознание, понимание роли болезни и влияния на жизненное функционирование больного и предполагаемый прогноз. Эмоциональный— ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней. Поведенческий— это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью. Принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.
cyberpedia.su
Ятрогении — это… Что такое Ятрогении?
Ятрогении(греч. ятрос-врач, генус-происхождение) — любые болезни и травмы, к-рые возникают у пациентов и мед. работников в результате оказания мед. помощи. Проявления и причины Я. многообразны. В зависимости от причинного фактора их разделяют на психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные (см. Ятрогенные инфекции). Я. психогенные вызываются негативными высказываниями мед. работников о состоянии здоровья пациента, неэффективностью лечения, недоверием к лечащему врачу и медицине, страхом перед лекарствами и мед. аппаратами. Они проявляются в развитии неврозов, психозов, фобий, истерий, депрессивных и гипохондрических расстройств. К Я. травматическим относят болезни и травмы, вызванные повреждающим действием мед. факторов механической и физ. природы. В группе выделяют хирургические, манипуляционные, случайные мед травмы, ожоги и последствия травм, лучевые поражения. Особенно тяжелы и многочисленны осложнения и последствия мед. травм и ожогов, к к-рым следует отнести операционный, гемотрансфузионный, анафилактический и бактер. шок, коллапс операционный, острую сердечную недостаточность, воздушную эмболию, тромбоз сосудов, ателектаз легкого, гемоторакс, гидроторакс, отеки легкого, мозга, кровотечение, асфиксию, атонию кишечника, спаечную болезнь, пострезекционные синдромы, постхолецистэктомический синдром, синдромы короткого кишечника, оперированного легкого, массивных трансфузий, лучевую болезнь, бесплодие и др. В эту группу условно относят также последствия чрезмерного вмешательства, вмешательства без показаний, оставление б-ного без мед. помощи и ухода. Я. (болезни) лекарственные являются следствием побочного действия лекарственных препаратов, их компонентов и примесей. По этиопатогенетическому критерию можно выделить следующие формы Я.л.: 1) фармакологически негативные эффекты; 2) лекарственные интоксикации, включая токсическое, мутагенное, онкогенное, тератогенное, иммунотропное действие; 3) лекарственную зависимость; 4) лекарственную аллергию; 5) лекарственную идиосинкразию; 6) лекарственные психозы; 7) реакции обострения; 8) осложнения, вызванные физ.-хим., фармакокинетической и фармакодинамической несовместимостью лекарств; 9) поствакцинальные реакции и осложнения; 10) лекарственные инфекции. Дисбактериоз, суперинфекцию, селекцию больничных эковаров, приобретенную устойчивость к химиопрепаратам и антисептикам, развивающиеся в результате применения лекарств, правильнее отнести к группе ятрогенных инфекций (см.). Я.л. развиваются у 7-12% принимавших медикаменты людей. Ежегодные экономические потери, вызванные только Я.л., по мнению Е. Martin (1973), превышают ущерб, наносимый всеми инфекц. болезнями.
(Источник: «Словарь терминов микробиологии»)
.
dic.academic.ru