Психокоррекционная работа: Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков

Психокоррекционная работа с девочками через личные дневники //Психологическая газета

Сотрудницы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маленький принц» в Кемерово – заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе Елена Александровна Никитина и психолог Нелли Геннадьевна Ступицкая – участвуют в Национальном конкурсе «Золотая Психея». В номинации «Психологический инструмент года» они рассказывают о психокоррекционной работе с девочками-подростками с помощью личных дневников.

Публикуем представление проекта «Откровенно говоря…»:

«Личные дневники ведут многие люди. Этот вид деятельности доступен с самого минимального возраста, когда ребенок научился писать хотя бы печатными буквами. Личные дневники можно отнести к письменным практикам. Даже самые простые из них, например, состоящие из простых анкет, обладают высокой эффективностью. К сожалению, как метод коррекционной психотерапевтической работы (индивидуальный или групповой), личные дневники до сих пор недостаточно оценены.

Известно, что свои идеи полезно записывать и сложные вопросы лучше разбирать не в уме, но мало кто всерьез воспринимает подобные «писательства» как инструмент. А между тем именно изложение своих мыслей на бумаге помогает вытащить то, что уже почти полностью скрылось в подсознании. Этот метод отлично работает в условиях реабилитационного центра, особенно в группе девочек-подростков от 10 до 17 лет. Эффективность письменных практик для работы в данной группе проявляется в том, что:

  • Дневник может помочь выплёскивать и контролировать свои эмоции. Порой нужно оценить что-то со стороны и в спокойном состоянии, чтобы понять, что было сделано не так.
  • Дневник может помочь избавиться от страхов. Если описать то, чего вы боитесь, в подробностях рассказать об этом всё, то в итоге это может показаться безобидным и незначительным.
  • В дневник можно записывать свои действия и оценивать свои силы и ситуации, работая над целями.
  • Записи помогут проанализировать своё поведение в тех или иных ситуациях и скорректировать его, если это необходимо. Девочки описывают ситуации, которые их волнуют, оценивают поступки, продумают, как поступят в будущем.
  • Дневник помогает выявить подрастающим девочкам собственные достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны, а также  научиться принимать свои качества или изменять их.
  • Ведение личного дневника – это ещё и прекрасная тренировка памяти. Например, если вы делаете записи раз в неделю, то будете вспоминать всё самое важное, что произошло за эти семь дней. Вскоре вы заметите, что запомнить что-то не составляет труда.
  • И, наконец, дневник – это бесценная память, своеобразная «машина времени». В любой момент можно открыть страницу и вспомнить все самое важное, что произошло в определенное  время: события, встречи, эмоции.

Работа с личными дневниками проводится индивидуально или в группе до 10 человек. Правил ведения дневника в принципе не существует. Хозяйка дневника  устанавливает свои правила, причём, они могут быть записаны на одной из страниц тетради, могут быть нарисованы в виде комиксов. Также правила конфиденциальности или правила безопасности могут проговариваться вслух на общих занятиях. Эта работа помогает установить границы в межличностных отношениях, способствует установлению доверия.

Как происходит работа с личными дневниками? На первом занятии ведущий рассказывает о том, как работают различные письменные практики, выясняет наличие опыта у каждой участницы группы (почти все девочки вели дневники до нашей встречи), помогает выбрать тетрадь, скетчбук для работы. Особое внимание уделяется оформлению первой страницы, названию дневника. Не открывая тетради, только по обложке, украшенной с любовью и фантазией, можно понять насколько серьезно и внимательно хозяйки дневников относятся к своему внутреннему миру. Это подтверждают и названия: «Тетрадь для самой-самой…», «Дневник радости», «Мой чудесный дневник» и другие. Подростковый возраст – это время, когда ставятся цели, обдумываются планы, поэтому многие страницы посвящены проектированию и визуализации своего будущего,  например: «Мой самый лучший дом (таким он будет)»,  «50 желаний, которые я хочу исполнить за свою жизнь», «Топ-10 лучших профессий», «Письмо к себе в будущее» и другие.

Участницы наших занятий – девочки и девушки из неблагополучных семей, часто с ярко выраженным девиантным поведением. Такие девочки склонны к рискованному поведению, они отличаются неустойчивой, неадекватной самооценкой. Развитию личной самоценности посвящено множество письменных техник, например: «Пять моих достижений», «Страницы успеха» (выполняется с периодичностью, которую выбирает хозяйка дневника, например: один раз в день/в неделю). Это непростое упражнение, но очень эффективное – оно помогает стирать негативные переживания и сконцентрироваться на хорошем. Опыт показывает, что для наших девочек это трудная задача (часто путают планы, желания и реальные достижения). Нужна помощь, чтобы они могли видеть свои успехи, не обесценивать то, чего удалось добиться (пусть это кажется незначительным, недостойным упоминания).

Мы встречаемся группой 1 раз в две недели, чтобы обсудить новые идеи, поделиться и «похвалиться» собственными оригинальными наработками. Основная же работа проходит вне занятий, в свободное от уроков и мероприятий время. Письменные практики – это индивидуальная работа, которая предполагает взаимодействие с другими членами группы. У многих девочек есть страницы, которые могут заполнять подруги, например, анкеты или «Рисунок для друга», «История нашей дружбы в комиксах» и другие. Также девочки могут проводить различные опросы, которые помогут им лучше узнавать себя и других, например: «Расскажи о моих трех самых сильных сторонах и трех недостатках». Старшие участницы группы часто практикуют такой прием как фрирайтинг (записываем  все, что придет на ум, без контроля и анализа). Это упражнение помогает справиться со страхом перед письмом, просто выплеснуть эмоции, дать определения внутренним процессам. По мнению девочек наиболее эффективно такое письмо в вечернее время (снимается напряжение, «разгружается голова»).

Письменные практики действенны, потому что без назиданий помогают научиться таким важным вещам, как умение планировать, структурировать свое время.

Этому способствуют такие рубрики личного дневника, как: «Мой идеальный день», «Фильмы, которые я хочу посмотреть», «100 целей, которые я хочу достигнуть за год».

Ведение дневника даёт возможность для развития фантазии, возможность проявить себя в творчестве, попутно решая другие задачи. Некоторые занятия позволяют полностью окунуться в атмосферу творчества: «Дом моей мечты», «Коллаж желаний», «Мой мир или все, что я люблю…».

Чем еще можно наполнить личные дневники? Всем, что интересует, радует, пугает девочек-подростков.

Кроме личных дневников, мы практикуем ведение общегруппового дневника. Это тетрадь (альбом), который заполняется всеми девочками группы. Дневник группы помогает всем членам коллектива выразить себя, познакомиться с другими, способствует адаптации новичков».

Перейти к проекту «Откровенно говоря…» (личные дневники как проективный инструмент для психокоррекционной работы с девочками-подростками).

Психокоррекционная работа с ребенком — Государственное автономное учреждение здравоохране

  • Главная
  • О больнице
    • О больнице
    • Отделения больницы
      • Отделение медицинской реабилитации №1 для пациентов с нарушением функций центральной нервной системы
      • Отделение медицинской реабилитации №2 для пациентов с нарушением функций периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата
      • Отделение медицинской реабилитации №3 для пациентов с соматическими заболеваниями
      • Отделение медицинской реабилитации №4 для пациентов с соматическими заболеваниями «Мать и дитя»
      • Амбулаторно-поликлиническое отделение
      • Физиотерапевтическое отделение
    • Наша история
    • О радоне
    • Новости больницы
    • Вакансии
    • Лицензия, санитарно-эпидемиологическое заключение
    • Антикоррупционная деятельность
    • Фотогалерея
    • Нормативно-правовые документы
    • Дополнительная информация
      • Положение о закупках, Учётная политика
      • Защита персональных данных
      • Порядок рассмотрения обращений граждан
      • Защита прав потребителей
    • Профилактика терроризма
    • Взаимодействие с СОНКО и волонтерскими организациями
    • Информация о доступности для инвалидов
    • Показатели критериев доступности и качества
      • Положение о закупках, Учётная политика
      • Защита персональных данных
      • Порядок рассмотрения обращений граждан
      • Защита прав потребителей
  • Специалисты
    • Наши специалисты
    • Структура учреждения
    • Информация о медицинских работниках
  • Услуги
    • Наши направления
      • Обследование и лечение
    • Лечебно-диагностические услуги
    • Бальнеологические услуги
    • Реабилитационные услуги
    • Физиотерапевтические услуги
      • Лечебно-диагностические услуги
      • Бальнеологические услуги
      • Реабилитационные услуги
      • Физиотерапевтические услуги
      • Тренажерный зал
      • Медицинская реабилитация после COVID-19
      • Косметологические услуги
      • Услуги и цены
    • Тренажерный зал
    • Косметологические услуги
      • Лечебно-диагностические услуги
      • Бальнеологические услуги
      • Реабилитационные услуги
      • Физиотерапевтические услуги
      • Тренажерный зал
      • Косметологические услуги
      • Медицинская реабилитация после COVID-19
      • Услуги и цены
    • Услуги и цены
    • Рекомендации
    • Коммунальные услуги
  • Бронирование
  • Оплата
  • Для пациента
    • Информация для пациента
      • Правила приёма пациентов в стационар
      • Правила выписки пациентов из стационара
      • Правила внутреннего распорядка для пациентов
      • Перечень государственных услуг в сфере здравоохранения, предоставляемых в электронном виде
      • Предоставление услуг в сфере здравоохранения через ГБУ СО «Многофункциональный центр»
      • Электронный листок нетрудоспособности
      • Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
    • Почему Вам необходимо приехать к нам?
    • Бронирование
    • Оплата брони
    • Задать вопрос
    • Часто задаваемые вопросы
    • Отзывы и истории наших клиентов
    • Политика конфиденциальности
  • Фотогалерея
  • COVID-19
  • Контакты
    • Схема проезда

710 р


Что это такое и многое другое I Psych Central

Прошлые обиды могут повлиять на ваше поведение и отношения. Изучение своего прошлого может помочь вам понять, как вы будете реагировать и вести себя в будущем.

Некоторые люди не верят, что повторение прошлого вредит делу. Вы не можете изменить их, верно?

Какая польза от того, что вы переживете заново то, как ваши родители могли причинить вам боль или как этот бывший мог относиться к вам? Все, что он делает, это вызывает болезненные воспоминания.

Но то, как вы реагируете или делаете определенные вещи, может быть связано с вашим прошлым.

Нейробиологи исследовали то, что они называют реконсолидацией памяти. Это когда вы пересматриваете эмоцию, связанную со старым опытом, с новой эмоцией. Когда вы обновляете эту память, вы фактически создаете неврологические изменения в своем мозгу.

Терапевты называют этот процесс корректирующим эмоциональным опытом.

Корректирующий опыт бросает вызов тому, как вы относитесь к другим, как вы относитесь к себе и как вы относитесь к прошлым эмоциональным травмам.

Изучая наше прошлое, мы можем лучше понять свое настоящее и принять более позитивные решения для нашего будущего.

В 1946 году психоаналитики Франц Габриэль Александер и Томас Мортон Френч ввели термин «корректирующий эмоциональный опыт».

Корректирующий опыт рассматривает прошлые события и исследует, как они повлияли на ваши реакции и поведение. Теория состоит в том, что честный взгляд на прошлое помогает людям понять, кто они и почему они ведут себя и реагируют тем или иным образом.

Этот метод часто проводится опытным терапевтом в безопасной среде.

«Идея состоит в том, что, как только вы окажетесь в терапевтических отношениях с добрым, любящим и поддерживающим терапевтом, у вас будет опыт, отличный от того, что вы имели в своем травмирующем прошлом», — объясняет Фрэнк Андерсон, доктор медицины, психиатр и психолог. терапевт из Конкорда, штат Массачусетс, специализирующийся на лечении последствий психической боли и травм. «Это дает вам возможность почувствовать, испытать и узнать что-то другое».

Во время терапии, когда вы исследуете прошлое, терапевт отвечает добрым и любящим образом, что корректирует эмоциональный опыт, который у вас был в прошлом.

«Тогда вы можете усвоить это и взять с собой в отношения, которые у вас есть в мире», — добавляет Андерсон.

«Допустим, ваш партнер защищается всякий раз, когда вы рассказываете о том, что он сделал», — говорит Коллин Сира, доктор философии, лицензированный клинический психолог и исполнительный директор Центра поведенческого здоровья Cira в Чикаго. «Их ответ немедленно заставляет ваше сердце биться быстрее, и ваш гнев или ярость берут верх. Такое ощущение, что тебя газлайтингуют».

Эта реакция может быть ответом на то, что произошло с вами в детстве. Возможно, всякий раз, когда вы плакали или сталкивались с проблемой, ваш родитель говорил вам, что вы слишком чувствительны или драматичны.

Итак, теперь, когда ваш партнер отрицает, что ваша точка зрения верна, вы снова становитесь тем 9-летним ребенком.

Поскольку вы так и не исцелились от этого опыта, вы продолжаете негативно реагировать каждый раз, когда происходит что-то подобное.

Если ваш терапевт помогает вам скорректировать этот эмоциональный опыт, он поможет вам исследовать то, что произошло в вашем детстве. Как только вы узнаете, что произошло, что заставляет вас реагировать так, как вы делаете, вы можете начать менять свою реакцию.

«Тогда, когда ваш супруг будет отрицать то, что вы сказали, — говорит Цира, — вы можете уйти, перевести дух, а затем ответить спокойно и разумно».

Терапевт может помочь вам исследовать и исправить свое прошлое несколькими способами, в том числе:

  • десенсибилизация и переработка движениями глаз (EMDR)
  • нарративная терапия
  • экспозиционная терапия

Андерсон использует и обучает методу под названием «Внутренняя семья» Системы (ИФС). Теория, лежащая в основе этого метода, заключается в том, что человек может блокировать свою боль с помощью употребления психоактивных веществ, еды, когда он не голоден, длительных упражнений или других подобных действий.

Андерсон говорит, что для прекращения такого поведения необходимо устранить причину такого поведения.

С IFS, когда вы исправляете опыт, который вызывает поведение, вам больше не нужно обращаться к этому поведению, чтобы скрыть свои чувства.

«Если над моей клиенткой издевались в детстве, я медленно и осторожно помогу ей наладить отношения с этой маленькой девочкой [она в молодости]», — говорит Андерсон. «Когда она снова посещает игровую площадку и описывает, что происходит, она объясняет всю боль, чувства и физические ощущения, которые она испытывала в детстве».

Пока это происходит, Андерсон говорит, что спросит человека, чем он хочет поделиться со своим младшим «я». «Она начнет утешать эту маленькую девочку, — говорит он, — давая ей понять, что видит ее и знает, как ужасно она себя чувствует».

Андерсон отмечает, что когда маленькая девочка на игровой площадке начинает чувствовать, что ее слышат, видят и подтверждают, начинается исцеление.

«Теперь, когда кто-то понимает, через что она прошла, — говорит он, — ей больше не нужно скрывать свои чувства или переживания».

Этот процесс происходит медленно, во времени, чтобы не перегружать человека эмоциями.

Каждый опыт уникален для данного человека. Опыт каждого человека неодинаков.

По словам Циры, многое зависит от того, что вы обнаружили самостоятельно. «Некоторые люди приходят с общим представлением о том, что происходит, — говорит она. «Они скажут мне, что их отец плохо с ними обращался, и они думают, что поэтому у них проблемы».

Для таких людей корректирующий эмоциональный опыт часто приносит облегчение, говорит Цира.

«Как только у них появится причина и ответ, почему они реагируют определенным образом, они смогут двигаться дальше», — говорит она.

Но Цира отмечает, что тем, кто не занимался этой работой, тяжелее. В этом случае она использует более мягкий подход.

«Возможно, вам будет очень тяжело смотреть на своих родителей или свое детство так, как никогда раньше», — говорит она.

В таких случаях можно плакать. Вы можете разозлиться. У вас может быть много чувств и эмоций. Но не волнуйтесь. Ваш психотерапевт готов помочь вам в этом процессе.

Как только вы исправите свой опыт, вы сможете изменить свое поведение и реакцию в будущем, говорит Андерсон.

Например, если вы раньше ели мороженое, чтобы подавить свои чувства, вы можете проверить себя, прежде чем брать коробку с мороженым в следующий раз, говорит он.

Теперь, когда вы изучили свое прошлое, чтобы выяснить, почему вы вели себя так, вы можете сказать: «Мне действительно не нужно это есть».

«Вам больше не нужно есть, чтобы подавить эти чувства, — говорит Андерсон.

Со временем этот внутренний диалог начинает исчезать. В конце концов, вам не нужно будет напоминать себе не говорить и не делать таких вещей. Вы просто заметите это изменение.

«Тебе нужно быть честным с собой, — говорит Цира.

Взгляните на свое поведение в прошлом, отмечает Цира, и спросите себя: «Ваша реакция больше, чем того требует ситуация? Если это так, это, вероятно, признак того, что происходит что-то большее».

Или наоборот. Если у вас нет реакции на вещи, которые большинство людей считают расстраивающими, возможно, вы захотите выяснить, что заставляет вас не реагировать.

«Кроме того, хорошее эмпирическое правило, — добавляет Цира, — состоит в том, что если это негативно влияет на вашу жизнь и то, как вы хотели бы функционировать, вам может понадобиться помощь, чтобы справиться с тем, что происходит».

Хотя это хорошие признаки того, что этот тип терапии может помочь вам, это также может быть просто признаком того, что происходит что-то еще, а не обязательно какая-то глубоко укоренившаяся травма, с которой вам нужно справиться.

Если ваши реакции на других людей или события кажутся чрезмерными или недраматичными, это может указывать на то, что вам следует изучить свой прошлый опыт.

Изучение этих впечатлений может быть трудным, но преимущества могут изменить жизнь. Понимание того, что произошло в прошлом, может привести к новым результатам в будущем.

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА «УПРАВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПСИХОКОРЕКТИВНОЙ РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ С ТРЕВОСТЬЮ

Ключевые слова

тревога
управляемое воображение (кататимно-образная психотерапия)
психоэмоциональное состояние
психологическое обеспечение спортивной деятельности

Как цитировать

Сняданко И. , Ткалыч М. и Войцеховская О. (2019). РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА «УПРАВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПСИХОКОРЕКТИВНОЙ РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ С ТРЕВОСТЬЮ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 5 (7), 22–33. https://doi.org/10.31108/1.2019.5.7.2

Abstract

Статья посвящена апробации методики «Управляемое воображение» (кататимно-образная психотерапия) в коррекции тревожности спортсменов в психологическом обеспечении спортивной деятельности. . Необходимость такого исследования обусловлена ​​тем, что личностная тревожность спортсменов характеризует выраженную склонность воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагируя на такие ситуации тревожным состоянием. Состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. Высокий уровень ситуационной тревожности провоцирует трудности с концентрацией внимания, иногда с нарушением мелкой моторики. Очень высокий уровень личностной тревожности прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоционально-невротическими коллапсами, с психосоматическими расстройствами, что, в свою очередь, может привести к снижению работоспособности спортсмена, а то и к прекращению карьеры спортсмена. .

 В статье раскрыто значение понятия тревожность в спортивной деятельности, проанализирована необходимость коррекционной работы при высоком уровне личностной и ситуационной тревожности. Обоснован избранный психотерапевтический подход к коррекционной работе. Проанализирована состоятельность индивидуальной психокоррекционной работы с юными спортсменами, занимающимися боевыми искусствами. Отмечены положительные изменения в эмоциональных реакциях испытуемых, что дает возможность использовать техники управляемого воображения в психологическом сопровождении спортсмена в его достижениях.

 

https://doi.org/10.31108/1.2019.5.7.2

PDF 22-33

Рекомендации

Астапов В.М. (2008) «Функциональный подход к изучению тревожного состояния/ Тревога и беспокойство: хрестоматия», ком. и главный редактор В.М. Астапова. – М.: PER SE, с. 151–160.

Wilke, E. (2002) «Управляемое воображение — это искусство. Символ и драма: сцена для психотерапевтического пространства», сборник научных статей с иллюстрациями/ МОО СРС; под редакцией Р. П. Еслюка – Харьков: Новое слово, с. 7-10.

Wilke, E. (2009) «Стили выполнения психотерапевтической работы в рамках управляемых образов» / пер. с немецкого Ю.Л. Обухов, Сборник научных статей. – Ставровол: Графа, с. 6-13.

Май, Р. (2009) «Чувство тревоги». – М.: Независимая фирма «Класс», 384 с.

Обухов Ю.Л. (2005) «Управляемая съемка: введение в базовый уровень» – Ростов-на-Дону: ООО «Мини-Тайп», 120 с.

Обухов Ю.Л. (1999) «Управляемые образы и современный психоанализ» – Харьков: Регион-информ, 252с.

Прихошан, А. М. (1998) «Причины, профилактика и борьба с тревогой» / А.М. Прихошан // Наука о психологии и профилактике, вып. № 2, с.11 – 17.

Спилбергер, С.Д. (1983) «Концептуальные и методологические вопросы исследования тревожности» / С.Д. Spielberger//Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей – М.: Физическая культура и спорт, с. 12 – 24.

Астапова, В.М. (2008) Тревога и тревога: хрестоматия / соавт. под редакцией В.