Психолог бихевиорист: Психолог-бихевиорист дала 4 совета, как достигать целей в 2022 году

Содержание

Уотсон Дж. ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА

Каталог книжной полки

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.

С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих 
данных в терминах сознания. Пытаясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования 
бихевиориста.

Традиционно утверждалось, что психология – это наука о явлениях сознания.

В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие. При этом мир физических объектов (стимулов, включая все, что может вызвать активность в рецепторе), которые составляют область естествознания, рассматривается только как средство 
для получения конечного результата. Этот конечный результат является продуктом духовных состояний, которые можно «рассматривать» или «наблюдать». Психологическим объектом наблюдения в случае эмоций, например, является само духовное состояние. Проблема эмоций, таким образом, сводится к определению числа и вида элементарных составляющих, их места, интенсивности, порядка, в котором они появляются, и т. п. Соответственно интроспекция есть par excellence метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в целях их исследования. При таком подходе данные поведения (включая в обозначаемое этим термином все, что называют этим именем в сравнительной психологии) не представляют ценности per se.
Они имеют значение только постольку, поскольку могут пролить свет на состояния сознания (или непосредственно на состояния сознания наблюдателя, или косвенно на состояния сознания экспериментатора). Такие данные должны, по крайней мере, по аналогии или косвенно, принадлежать к области психологии.

Действительно, иногда находятся психологи, которые проявляют скептическое отношение даже к этим ссылкам по аналогии. Часто такой скептицизм проявляется в вопросе, который возникает перед исследователем, изучающим поведение: «Какое отношение к психологии человека имеет 
изучение животных?» Моя задача рассмотреть этот вопрос. В своей собственной работе я интересовался этим вопросом и понял всю его важность, но я не мог обнаружить никакой определенной связи между ним и тем пониманием психологии, которое было у психолога, задающего этот вопрос. Я надеюсь, что такая исповедь прояснит ситуацию до такой степени, что у нас больше не будет необходимости идти в своей работе ложным путем. Мы должны признать, что те необыкновенно важные факты, которые были собраны по крупицам из разбросанных по разным источникам исследований ощущений животных, проведенных с помощью бихевиористского метода, внесли вклад только в общую теорию процессов органов чувств человека; но они оказались недостаточными для определения новых направлений экспериментальных исследований.

Те многочисленные эксперименты, которые мы провели по научению, также очень мало внесли в психологию человека. По-видимому, совершенно ясно, что необходим некоторый компромисс: или психология должна изменить свою точку зрения таким образом, чтобы включить факты поведения независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; или изучение поведения должно стать совершенно отдельной и независимой наукой. Если психологи, изучающие человека, не отнесутся к нашим попыткам с пониманием и откажутся изменить свою позицию, бихевиористы будут вынуждены использовать человека в качестве своего испытуемого и применить при этом методы исследования, которые точно соответствуют новым методам, применяемым в работе с животными.

Резюме

1. Психологии человека не удавалось выполнить требований, предъявляемых к ней как к естественной науке. Утверждение, что объект ее изучения – явления сознания, а интроспекция – единственный прямой метод для получения этих фактов, ошибочно. Она запуталась в спекулятивных вопросах, которые хотя и являются существенными, но не открываются экспериментальному подходу. В погоне за ответами на эти вопросы она уходит все дальше и дальше от проблем, которые затрагивают жизненно важные человеческие интересы.

2. Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика. Все согласны, что поведение животных может быть исследовано без привлечения сознания. Господствовавшая до сих пор точка зрения сводилась к тому, что такие данные имеют цену постольку, поскольку они могут быть интерпретированы с помощью аналогий в терминах сознания. Позиция, принятая нами, состоит в том, что поведение человека и поведение животных следует рассматривать в той же самой плоскости и как в равной степени существенные для общего понимания поведения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. Отдельные наблюдения за «состояниями сознания» являются, согласно этому предположению, задачей психолога не больше, чем физика.

Мы могли бы рассмотреть этот возврат к нерефлексивному и наивному использованию сознания. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, с помощью которого работают все науки. Так или иначе, средство, которое надлежащим образом используется учеными, в настоящее время является проблемой для философии, а не для психологии.

3. С предлагаемой здесь точки зрения факты в поведении амебы имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека. В биологии исследование видовых различий и унаследованных черт у амебы образует отдельный раздел, который должен излагаться в терминах законов, лежащих в основе жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, не распространяются на какую-либо другую форму. Несмотря на кажущийся недостаток всеобщности, такие исследования должны быть выполнены, если эволюция как целое когда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведения амебы (область ее реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны быть определены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в сферу научного контроля.

4. Предлагаемый отказ от состояний сознания как самостоятельного объекта исследования уничтожает барьер, который существует между психологией и другими науками. Данные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в физико-химических терминах.

5. Психология как наука о поведении хочет, в конце концов, пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. По всей вероятности, даже эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.

Бихевиоризм

Информация о материале
Новости
Просмотров: 2604
  • Предыдущая статья Когнитивная психология
  • Следующая статья История формирования гендерной психологии (Бендас)
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным).

По сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. и поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик.

В наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, но его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках, дрессуре и коррекции асоциального или неадаптивного поведения

.

Джон Уотсон — основатель бихевиоризма

Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме — в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана.

По окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908-м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.

К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории — теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей.

Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» — комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта.

В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания.

По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного, и для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им.

Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.

Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств — агентства Джеймса Уолтера Томпсона.

Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ. Скончался он 25 сентября 1958 года.

Эксперимент «маленький Альберт»

Джона Уотсона чрезвычайно заинтересовали опыты Павлова с собаками, и он решил пойти в этом направлении на шаг дальше, классически обусловив эмоциональные реакции не животных, а людей. Участником его эксперимента стал девятимесячный младенец, которого Уотсон называет Альбертом Б. ; но малыш вошел в историю психологии как «маленький Альберт».

Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер (та самая, с которой у ученого был роман) поочередно показывали ребенку белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты и регистрировали реакции малыша. Первоначально мальчик не проявлял ни малейшего страха ни перед одним из стимулов.

Когда же Альберту показали крысу в следующий раз, Уотсон одновременно ударил молотком по металлической трубе. Ребенок испугался громкого звука и расплакался. Ученый повторил то же действие несколько раз — и довольно скоро мальчик начинал плакать, когда ему показывали белую крысу, даже если это не сопровождалось громким и резким звуком.

— Нейтральный раздражитель — белая крыса.

— Безусловный раздражитель — громкий звук от удара молотком по металлической трубе.

— Безусловная реакция — страх.

— Условный раздражитель — белая крыса.

— Условный рефлекс — страх.

Так же, как Иван Павлов, Уотсон продемонстрировал возможность выработки условного рефлекса на нейтральный раздражитель, но на этот раз условный рефлекс вырабатывался у человека, а не у животного, и реакция была не чисто физиологической, но и эмоциональной.

Более того, со временем Уотсон выявил у маленького Альберта новую реакцию — страх перед всеми объектами белого цвета. Например, в результате эксперимента маленький Альберт стал пугаться не только белой крысы, но и других предметов этого цвета, скажем белой бороды Санта-Клауса. Этот психологический феномен получил название генерализация раздражителя.

Научное определение

Генерализация раздражителя: испытуемый реагирует на раздражители, похожие на условные, но не идентичные им.

Критика эксперимента

Эксперимент с малышом Альбертом стал одним из важнейших исследований в области бихевиористской психологии, но совсем не безосновательно подвергся резкой критике. Уотсон и Рейнер не могли объективно оценивать реакции младенца и вынуждены были полагаться исключительно на собственные субъективные трактовки и интерпретации. Кроме того, опыт вызвал множество претензий этического характера.

Если бы кто-нибудь решил провести подобное исследование сегодня, то его действия Американская психологическая ассоциация сочла бы неэтичными, так как в ходе эксперимента у испытуемого человека намеренно вызывают чувство страха. Такое исследование считалось бы соответствующим критериям морали только в том случае, если бы испытуемый дал свое согласие на участие, будучи заранее предупрежденным, что его будут намеренно пугать.

И все же надо признать, что психологи-бихевиористы почерпнули у Уотсона множество новых идей, а результаты его исследований во многом определили дальнейшее развитие этого направления психологии.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

  • Предыдущая статья Когнитивная психология
  • Следующая статья История формирования гендерной психологии (Бендас)

Бихевиористская психология — что это такое? Определение, примеры и многое другое

«Понимание того, что является и что не является поведением, имеет решающее значение для начала изменений в организации (Коннеллан, 1978)».

Основное предположение бихевиоризма состоит в том, что мы рождаемся с чистого листа и всему поведению мы учимся из окружающей среды. Эта концепция рассматривает понятие мотивации и анализирует влияние общесистемных факторов на человека.

Обзор техники

Бихевиористская психология Определение

Бихевиористская психология или бихевиоризм — это раздел психологии, основанный на принципах Джона Б. Уотсона. Он поддерживает веру в то, что изучение человеческого поведения может быть более научным, поскольку «поведение можно измерить, обучить и изменить» (Watson, 1913). Эта школа мысли выдвигает идею о том, что обучение ведет к постоянному изменению поведения и что это изменение в значительной степени определяется окружающей средой. Поэтому термин «обусловливание» широко используется при применении этих принципов к ситуациям реальной жизни (Ormrod, 19).99).

Бихевиористская психология Описание *

* Полный обзор техники будет доступен в ближайшее время. Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес к нашей платформе управления бизнесом и узнать все о бихевиористской психологии.

Узнайте о методах KnowledgBrief

Деловые данные

Сильные и слабые стороны и примеры бихевиористской психологии *

* Раздел деловых доказательств предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к Business Evidence.

Бизнес-приложение

Внедрение, факторы успеха и показатели поведенческой психологии *

* Раздел бизнес-приложения предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к бизнес-приложению.

Профессиональные инструменты

Видеоролики и загрузки по психологии поведения *

* Раздел профессиональных инструментов предназначен только для премиум-пользователей. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к профессиональным инструментам.

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы по психологии поведения и печатные ресурсы *

Справочные материалы по психологии поведения (4 из 20) *

  • Amabile, T. M. (1985) Мотивация и творчество: влияние мотивационной ориентации на творческих писателей. Журнал личности и социальной психологии, Vol. 48, стр. 393-399.
  • Аргирис, К. (2008) Обучение умных людей тому, как учиться. Бостон: Гарвардская деловая пресса.
  • Браун, П. (2009) Схемы группового и индивидуального вознаграждения для руководителей высшего звена и эффективности фирмы. Кандидат наук. диссертация, Технологический университет, Сидней.
  • Чанг, БПФ и Берч, Т.А. (2006) Эмпирическое исследование предпочтений в отношении вознаграждения в национальных условиях и за их пределами. Международный обзор менеджмента. Том. 46(5), с. 573-596.

* Дополнительная литература предназначена только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами для доступа к дальнейшему чтению.


Узнайте больше о KnowledgeBrief Manage и о том, как вооружиться знаниями для достижения успеха в психологии поведения и сотнях других важных методов управления бизнесом

Доступ к этой технике скоро будет

Хотите мгновенный онлайн-доступ к Психологии поведения и сотням других важных методов управления бизнесом совершенно бесплатно? Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес и узнать больше.

Связаться с нами
Дополнительное чтение
«Нужна информация о бихевиористской психологии, которой можно доверять? Весь контент в KnowledgeBrief написан экспертами в этой области, и все дополнительные ресурсы для получения подробной информации были одобрены KnowledgeBrief».

Другие участники также интересовались…

Родственная концепция: Защита

Этот метод предлагает обзор основной концепции защиты, изучения юридических требований, объяснений и применения. В нем представлен ряд тематических исследований и факторов успеха, показывающих вам, как создать безопасную и надежную рабочую среду для ваших сотрудников, клиентов и заказчиков.

Чем занимается поведенческий психолог?

Главная » Клиническая психология » Поведенческая психология

Узнайте, чем занимается поведенческий психолог и что вам нужно сделать, чтобы им стать.

Специалисты по поведенческой психологии предполагают, что, поскольку любое поведение изучается посредством обусловленности, возникающей во время взаимодействия с окружающей средой человека, его можно аналитически изучать и наблюдать.

Поведенческие психологи также анализируют, как действия человека влияют на процессы принятия решений.

Поведенческие психологи выполняют следующие обязанности:

  • Проведение исследований с использованием обусловливания и стимулов для изучения человеческого поведения
  • Преподавать в колледжах и университетах
  • Работа с детьми в частной практике, после травмы или в качестве учителя начальной, средней или старшей школы
  • Работа в социальной сфере или консультирование, чтобы помочь людям понять и изменить негативное поведение, такое как наркомания; или помочь людям, страдающим психическими расстройствами
  • Работа в бизнесе, чтобы помочь компаниям понять поведение и найти конкурентное преимущество
  • Работа в государственных учреждениях, исправительных центрах или правоохранительных органах

Рабочая среда

Как и многие области психологии, поведенческие психологи работают в различных условиях; если они ведут частную практику, они будут строить свой график с учетом потребностей своих пациентов. Если они работают в университете или колледже, они должны быть готовы к занятиям, реагировать на студентов и проводить исследования.

Независимо от конкретной профессии, поведенческие психологи будут работать с другими профессионалами в области психологии, такими как клинические психологи или экспериментальные психологи, для проведения исследований и формулирования данных.

Зарплата

Поведенческие психологи являются частью более широкой области психологов, согласно статистике занятости 2021 Бюро статистики труда США. Проверьте зарплаты для вашего штата ниже.

Психологи, все остальные

Национальные данные

Медианная зарплата: 102 900 долл. США

Проектированный рост рабочих мест: 2,8%

10 -й процентиль: 39 000 долл.0-й процентиль: 133 200 долларов США

Прогнозируемый рост рабочих мест: 2,8%

Данные штата

Источник: Бюро статистики труда США (BLS), средняя заработная плата в 2021 году; прогнозируемый рост рабочих мест до 2031 года.