Психологические теории личности: 13. Психологические теории (концепции) личности
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Теории личности — презентация онлайн
1. Тема 1. Теории личности
доцент кафедры философии ипсихологии, к.п.н.
Удалова Татьяна Юрьевна
2. План
1. Психология личности.2. Понятие личности.
3. Предмет психологии личности.
Компоненты теорий личности.
4. Современные теории личности.
Классификация теорий личности.
5. Требования к психологической теории.
Критерии оценки теории личности.
3. Психология личности.
• Психология личности как наука начала свое развитие вначале XX века в ответ на кризис традиционной вундтовской
психологии.
• Истоки кризиса возникли вместе с рождением самой
психологии личности. В 1931 году Л.С. Выготский писал,
что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая
проблема психологии – проблема личности и ее развития».
•В 1937 году Гордон Олпорт в своей первой книге
«Личность: психологическая интерпретация» приводит
более 50 различных определений личности. Г.Олпорт:
«человек – это объективная реальность».
•Спустя полстолетия известный отечественный методолог
Георгий Петрович Щедровицкий вынужден
констатировать, что в подавляющем большинстве случаев
проблема психологии личности остается на уровне
описательной психологии, а само понятие «личность»
существует лишь как бытовое обозначение.
Константин Константинович Платонов в советской психологии с
1917 по 70 годы выделяет 4 доминирующие теории личности:
• личность как профиль психических черт личность,
• личность как опыт человека,
• как темперамент и возраст,
• личность как совокупность отношений, проявляющихся в
направленности.
Артур Владимирович Петровский говорит о существовании в
отечественной психологии разных подходов к пониманию
личности в разные исторические отрезки времени:
• 50-60-е годы характеризуются «коллекционерским» подходом, в
рамках которого «личность выступает как набор качеств,
свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».
• с середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей
структуры личности,
• 1969 год Всесоюзный симпозиум по проблемам личности
прошел под знаком понимания личности как
биосоциального существа и структурного подхода.
• К концу 70-х гг. тенденция применения системного
(или структурно-системного) подхода.
• Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются
методы его изучения, выдвигаются гипотезы,
формулируются и формируются концепции, теории и
целые направления, но никто не в состоянии
вразумительно определить предмет изучения.
• Лидия Ильинична Божович:«проблема психологии
личности состоит не только в том, что изучать, но и как
изучать, т. е. с каких позиций следует подходить к этому
изучению».
• Воистину – знаю как, но не знаю что!
6. Что такое ЛИЧНОСТЬ?
7. Понятие личности
• Личность – это человек, взятый в системетаких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по природе
связях и отношениях, являются
устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
• Личность чаще всего определяют как человека в
совокупности его социальных, приобретенных
качеств.
• К числу личностных не относятся такие
особенности человека, которые генотипически
или физиологически обусловлены, никак не
зависят от жизни в обществе.
• Во многих определениях личности
подчеркивается, что к числу личностных не
относятся психологические качества человека,
характеризующие его познавательные процессы
или индивидуальный стиль деятельности, за
исключением тех, которые проявляются в
отношениях к людям, в обществе.
9. В большинстве определений
личность предстает в виде некоей гипотетическойструктуры или организации, поведение человека
организуется и интегрируется на уровне личности.
подчеркивается значение индивидуальных различий
между людьми.
личность характеризуется в эволюционном процессе, как
субъект влияния внутренних и внешних факторов,
включая генетическую и биологическую
предрасположенность, социальный опыт и динамичную
внешнюю среду.
именно личность «отвечает» за устойчивость поведения;
именно она обеспечивает человеку чувство
непрерывности во времени и окружающей среде.
10. Требования к психологической теории
• Теория – это система взаимосвязанныхпринципов, взглядов, представлений и
идей, направленная на истолкование и
объяснение каких-либо реальных явлений.
11. Теория личности
— это совокупность гипотез, или предположений оприроде и механизмах развития личности.
– это тщательно выверенные умозаключения или
гипотезы о том, что представляют собой люди, как
они себя ведут и почему они поступают так, а не
иначе.
Теория личности пытается не только объяснить, но и
предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер
Д., 1997).
12. «Психологическая теория должна объяснять:
• источники реальных противоречий,• основания качественных
преобразований в психическом
развитии человека,
• системный характер психических
явлений и их детерминант,
• рассматривать психическое в его
сложной динамике».
Борис Федорович Ломов
13. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
Каков характер главных источников развития личности —врожденный или приобретенный?
Какой возрастной период наиболее важен для
формирования личности?
Какие процессы являются доминирующими в структуре
личности — сознательные (рациональные) или
бессознательные (иррациональные)?
Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени
человек осуществляет контроль над своим поведением?
Является ли личный (внутренний) мир человека
субъективным, или внутренний мир объективен и может
быть выявлен с помощью объективных методов?
14.
4.Современные теории личности☺психодинамическая теория личности (3. Фрейд),☺аналитическая теория личности (А.Адлер и К.Юнг),
☺гуманистическая теория личности (А.Маслоу,
К.Роджерс),
☺когнитивная теория личности (Дж. Келли)
☺поведенческая теория личности(Б. Скиннер,
А.Бандура)
☺деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн,
А.Н.Леонтьев)
☺диспозициональная теория личности (Г. Олпорт,
Г.Айзенк).
15. Уровни анализа личности как психологического образования
1. свойства отдельных«элементов» личности
2. Компоненты («блоки»)
личности
3. свойства целостной личности.
Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней
называют структурой личности.
Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и
той же теории, обращают внимание не на все уровни, а
лишь на один из них.
Названия элементов и блоков личности при этом сильно
варьируют.
Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами,
диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями,
факторами, шкалами личности,
а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами,
подструктурами.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько
структурных моделей личности. Большинство моделей
являются умозрительными, и лишь немногие, в основном
диспозициональные, построены с использованием
современных математических методов.
17. «Единицы» анализа строения личности:
• установка (Дмитрий Николаевич Узнадзе),• отношение (Мясищев Владимир Николаевич),
• внутренняя позиция, совокупность ведущих
мотивов деятельности (Лидия Ильинична
Божович),
• мотивационная сфера личности, «личностный
смысл» (Алексей Николаевич Леонтьев),
• психические свойства личности формируются
в ходе жизни, в процессе ее деятельности
(Сергей Леонидович Рубинштейн)
18. Классификация теорий личности
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и
объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних,
субъективных характеристик.
Социодинамические — теории, в которых главную роль в детерминации поведения
отводят внешней ситуации, не придают существенного значения внутренним
свойствам личности.
Интеракционистские — теории, основанные на принципе взаимодействия
внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальные — теории личности, построенные на анализе и обобщении
собранных опытным путем факторов.
Неэксперименталъне — теории, авторы которых опираются на жизненные
впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не
обращаясь к эксперименту.
Структурные — теории, для которых главной проблемой является выяснение
структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна
описываться.
Динамические — теории, основная тема которых — преобразование, изменение в
развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии,
построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии
личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от
младенчества до ранней юности.
Теории личности подразделяют и в зависимости от
того, в чём именно усматривается ядро,
интегрирующее начало, связывающее воедино
различные психические процессы индивида и
сообщающее его поведению необходимую
последовательность и устойчивость:
• психобиологические (Уильям Герберт Шелдон),
• биосоциальные (Гордон Олпорт, Карл Роджерс),
• психосоциальные (Альфред Адлер, Карен Хорни и
др. неофрейдисты),
• психостатистические («факторные» – Реймонд
Кеттел, Ганс Айзенк)
20. Критерии оценки теории личности.
Широта охвата разнообразных феноменов.
Экономность теории.
Эвристическая ценность теории.
Верифицируемость теории
Внутренняя согласованность теории
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер
21. Широта охвата разнообразных феноменов.
• Чем большую сферу поведения человекаобъясняет теория, тем более она
многостороння. Другими словами, речь
идет о мере обобщения теории. Другое
достоинство всесторонней теории в том,
что она может служить логическим
каркасом для объединения и интеграции
новых, разрозненных фактов.
22. Экономность теории
• означает, возможно меньшее числоисходных концепций, постулатов,
требуемых для объяснения каких-либо
феноменов.
• экономная теория та, что не содержит
избыточного теоретического багажа.
23. Эвристическая ценность теории,
• т. е. в какой степени психологическаятеория стимулирует других ученых
проводить дальнейшие исследования.
Эвристическая ценность тем выше, чем
точнее сформулированы рабочие
определения концепций, т.е. с помощью
чего они могут быть измерены или с
какими наблюдаемыми
характеристиками они
соотносятся.
24. Верифицируемость
• т. е. проверяемость положений теориинезависимым исследователем.
• Для этого теория должна формулироваться
таким образом, чтобы содержащиеся в ней
концепции, гипотезы и предложения были
ясно определены и логически связаны
между собой.
25. Внутренняя согласованность теории
• теория должна быть свободна отвнутренних противоречий;
• она должна объяснять несхожие феномены,
следуя внутренней логике.
Личность | ProspectiveDoctor
Сэм раскрывает личность в этом подкасте. Он рассказывает о различных теориях личности и о том, как личность влияет на наше поведение. Он также разбирает расстройства личности и вопросы, связанные с личностью, которые могут появиться в MCAT.
- [02:55] Различные теории личности
- [04:42] Шесть теорий личности
- [05:18] Психоаналитическая теория личности
- [07:50] Гуманистическая теория личности
- [09:37] Теория черт
- [11:30] Теория социального познания
- [13:37] Биологическая перспектива личности
- [15:25] Бихевиористская теория личности
- [17:14] Расстройства личности
- [17:14] Странные или эксцентричные расстройства личности
- [18:55] Параноидальное расстройство личности
- [21:55] Драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение
- [23:45] Тревожное и испуганное поведение
Личность описывается как чья-то повторяющаяся поведенческая манерность в течение долгого времени или характерные модели мышления, чувств и поведения человека. Проще говоря, личность — это то, что делает нас нами. Теперь, чтобы попытаться объяснить различные теории личности, мы возьмем одного из самых талантливых, но противоречивых людей в индустрии развлечений — Канье Уэста. Проведя быстрый поиск в Интернете о Канье, Сэм пришел к выводу, что Канье лучше всего описывают эти четыре черты личности: креативность, нарциссизм, проницательность и чувствительность. Итак, мы будем использовать эти четыре черты личности и попытаемся объяснить, почему Канье Уэст такой, какой он есть.
Шесть различных теорий о личностиПри описании личности мы рассмотрим шесть различных теорий личности: психоаналитическую теорию, гуманистическую теорию, теорию черт, социально-когнитивную теорию, биологическую теорию и теорию бихевиоризма.
Психоаналитическая теория личностиПсихоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждала, что человеческая личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Говорят, что эти три элемента работают вместе, чтобы создать наш характер.
Гуманистическая теория личностиАбрахам Марслоу и Карл Роджерс разработали гуманистическую теорию личности. Они объяснили, что личность проистекает из желания реализовать свой потенциал и сосредоточена на психологическом росте, свободе воли и личном сознании.
Теория чертТеория черт личности была разработана Рэймондом Кеттеллом, который утверждал, что личность человека представляет собой ряд черт, стабильных во времени. Подход сужает личность человека до пяти основных черт: открытость, покладистость, экстраверсия, невротизм и добросовестность.
Теория социального познанияТеория социального познания была разработана Альбертом Бандурой и описывает, как развивается личность посредством социального обучения и познания. Согласно теории, личность формируется, наблюдая за другими и учась у них, а также выбирая, подражать ли их поведению.
Биологический взгляд на личностьБиологический взгляд на личность фокусируется на роли биологии, особенно генетики, в изучении того, что формирует личность человека. Согласно предыдущим исследованиям, личность каким-то образом передается по наследству, а это означает, что часть личности исходит из генетики.
Теория бихевиоризмаТеория бихевиоризма утверждает, что окружающая среда вокруг указанного человека развивает его личность. Теория в основном пытается объяснить, как личности узнаются, а затем подкрепляются окружающей средой человека.
Расстройства личностиРасстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и внутренние переживания, которые значительно отличаются от ожидаемых. Расстройства личности делятся на три группы: странное или эксцентричное поведение; драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение; и тревожное или боязливое поведение.
Кластер расстройств личности А характеризуется странным, эксцентричным мышлением или поведением. Они включают параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.
Расстройства личности группы B характеризуются драматичным, чрезмерно эмоциональным или непредсказуемым мышлением или поведением. К ним относятся антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, истерическое расстройство личности и нарциссическое расстройство личности.
Кластер C Расстройства личности характеризуются тревожным, боязливым мышлением или поведением. К ним относятся избегающее расстройство личности, зависимое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности.
Статьи по теме
6 Модели, призванные объяснить поведение человека
Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.
Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.
Несмотря на то, что со временем она может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.
Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.
Какая личность — это не
Личность — это не набор ваших навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.
Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.
Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.
По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.
1. Психодинамические теории
Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.
Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.
Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.
Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.
Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0003
- оральный: ротовой и сосательный рефлексы
- анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
- фаллический: гениталии и идентификация пола интерес и ориентация
Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.
В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.
Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.
2. Теории черт
Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.
В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.
Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.
Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом У. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость опыту
Каждая черта имеет диапазон, который простирается от одной крайности к другой, и каждый человек попадает где-то в этом диапазоне.
Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.
3. Гуманистические теории
Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что, по мнению человека, придает его жизни смысл.
Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.
Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.
Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.
4. Социальные когнитивные теории
Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.
Бихевиоризм
Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждения и наказания.
Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.
Пример
Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.
Джону Б. Уотсону часто приписывают пионерскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.
Теория социального обучения
Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).
Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.
Пример
Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.
Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.
Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.
Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.
3. Теория ожидаемой ценности
Другая модель человеческой личности, основанная на бихевиоризме, — это модель Джулиана Роттера.
Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.
Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.
Пример
Вы узнали, что обучение не менее чем за 4 часа до теста приводит к его сдаче.
В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.
5. Биологические теории
Согласно исследованию 2016 года биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.
Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный настрой, чем кто-либо другой.
Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.
6. Эволюционные теории
Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.
Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.
В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.
Пример
Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но эволюционная теория утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.
Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?
Вы не можете — по крайней мере пока.
По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.
Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.
Теории личности стремятся создать основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности.