Дистанционный тренинг для школьников: «ЯКласс- дистанционный тренинг для школьников»
Коммуникативный тренинг для подростков
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачева»
Программа
Коммуникативный тренинг
для подростков
Составитель:
Педагог-психолог Е.А. Юнаковская
содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………3
Содержание программы ……………………………………………………………….
..4Литература ………………………………………………………………………………5
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психогимнастические игры и упражнения…. …………………………..6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Раздаточный материал ………………………………………………… 13
Пояснительная записка
Как известно, общение в жизни подростков играет важнейшую роль и становится ведущей деятельностью. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, оно позволяет подростку проявлять себя как личность и самореализовываться в среде ровесников.
Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка, тем более уверенно он чувствует себя в группе сверстников, тем больше возможностей он имеет для расширения круга своего общения.
Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о том, как общаться, и навыков конструктивного взаимодействия.
Цель программы: формирование эффективных навыков общения у старших подростков, формирование навыков и умений понимать других людей, оценивать и понимать себя.
Методы и формы работы: психологические игры и упражнения, групповые дискуссии, работа в парах и малых группах, психогимнастические упражнения.
Структура программы: программа рассчитана на 5 занятий (1-2 занятия в неделю). Примерная продолжительность каждого занятия – 1,5-2 часа.
Структура занятий:
1. Начало работы. Приветствие, разминка.
2. Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.
3. Рефлексия.
Состав группы: программа рассчитана на старших подростков 14-16 лет. Оптимальным количеством участников является 8-14 человек, так как атмосфера малой группы способствует сплочению группы, созданию атмосферы доверия, проявлению активности каждого участника и получению продуктивной обратной связи.
Программа может иметь изменения по продолжительности и количеству занятий, добавление игр, упражнений.
Содержание ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие
Упражнения: Игра «Снежный ком». «Поймай ритм». Знакомство в парах: «Пересядьте те, кто…». «Если бы я был птичкой».
Тема 2. Восприятие себя и окружающих людей
Цель: выявление значения индивидуального восприятия.
Умение воспринимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними. Тренировка восприятия партнера в общении. Навыки высказывания и принятия обратной связи. Рефлексия.
Упражнения: «Поздороваемся». «Паутина». «Пустое место». «Проективный рисунок». «Выявление соответствия индивидуального и общего мнения». «Солнышко».
Тема 5. Вербальное общение
Цель: показать закономерности восприятия вербальной информации.
Восприятие собеседника. Умение слушать. Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Отработка умения задавать вопросы. Умение убеждать. Рефлексия.
Упражнения: «Зоопарк». «Испорченный телефон». «Слепой художник». «Кто я?». «Дар убеждения». «Настойчивость – сопротивление». «Нарисуем картину».
Тема 4. Невербальное общение
Цель: развить чувствительность к невербальным средствам общения, тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Невербальные способы эмоционального самовыражения. Выражение эмоционального состояния невербальными средствами. Рефлексия.
Упражнения: «Подарок». «Молекулы». Инсценировки. «Зеркало молчащее и говорящее».
Тема 5. Заключительное занятие.
Цель: создание условий для рефлексии подростками своих достижений на занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск, 1999.
2. Лидерс А.Г. Психологичекий тренинг с подростками. – М., 2003.
3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
4. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 2004.
5. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М., 2003.
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М., 2005.
7. Чеснокова Г.С. Психология общения: Методические рекомендации по организации занятий со старшеклассниками. – Новосибирск, 1995.
Приложение 1
Психогимнастические игры и упражнения
«Зеркало молчащее и говорящее»
Ведущий вызывает добровольца. Он садится на стул спиной к группе.
Задача – участник должен по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из участников группы подошел к нему сзади. «Молчащее» сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной только с помощью мимики и жестов. Второе – «говорящее». Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы, кто будет «молчащим» и «говорящим» зеркалами.
Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала «молчащее». Если не угадал – «говорящее». Произносит только ОДНУ фразу. И т.д. Не стоит акцентироваться на чисто внешних особенностях людей. «Говорящему» это разрешается только с третьей фразы. Нельзя ссылаться на воспоминания!
— Кто оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему помогло?
— Кто удивлен тем, как был отражен зеркалом?
— Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?
______________________________________________________________
«Зоопарк»
«Сегодня, приветствуя друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Приветствуя своего соседа, вы должны сказать ему, с каким животным вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации. Участники располагаются традиционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например, сидящему справа (или слева), устанавливая контакт». Таким образом, этюд приветствия осуществляется по кругу.
______________________________________________________________
«Выявление соответствия индивидуального и общего мнения»
а) Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех участников, учитывая цвет глаз – от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.
После того, как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.
Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит «по-своему». Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.
б) Предлагается одному участнику пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу – от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.
Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Таким образом демонстрируется оригинальность зрительного и слухового восприятия.
в) Далее демонстрируется еще один канал восприятия – прикосновение. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и терапевтический эффект.
Предлагается расставить участников по «теплоте рук» (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных детей). 1-й участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу «руки теплее – холоднее». 2-й участник корректирует расположение участников в ряду.
В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент. Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».
______________________________________________________________
«Дар убеждения»
Цель – развить навыки ведения полемики, аргументации и контраргументации.
Вызываются два участника тренинга. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того как оба участника выяснили, у кого из них в коробочке лежит бумажка, каждый начинает доказывать остальным участникам тренинга, что именно у него в коробке лежит цветная бумажка. Задача «зрителей» – решить, у кого из двоих волонтеров лежит в коробочке цветная бумажка.
По завершении упражнения обсудить полученные впечатления и проанализировать, какие именно аргументы, вербальные и невербальные компоненты поведения заставили «зрителе» поверить в ложь.
______________________________________________________________
Инсценировки
Участники делятся на группы: первая – актеры, вторая – зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
— идти против ветра;
— туда, куда не хочется;
— так, чтобы кого-нибудь не разбудить и т.д.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются другие темы:
мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)
— понимаем, что что-нибудь забыли;
— не хватает денег;
— видим человека, который нам очень нравится;
— видим человека, которому хотим понравиться;
— узнаем, что на чулке (рукаве) дырка и т. д.
Обсуждение. Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает понять, что чувствует другой человек? После обсуждения предлагается систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоции.
______________________________________________________________
«Испорченный телефон»
Показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения.
Вариант 1. Все (или несколько человек) выходит из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно любое предложение из книги, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый входящий выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.
Вариант 2. Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картина, рассмотрев которую, он словесно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает (не видя картины) следующему услышанное описание.
По завершении упражнения картина представляется всем участникам.
Выводы. Почему искажен смысл? Как это происходило? «Слушать и слышать – не совсем одно и то же», «Видеть и понимать – не совсем одно и то же».
______________________________________________________________
«Картина»
Ведущий предлагает нарисовать картину на холсте только с помощью воображения.
«Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам …»
Следующий участник говорит, что он видит на холсте, нарисует на нем то, что ему захочется и скажет нам, что он нарисовал. Затем передаст картину дальше. «Картина» возвращается к тренеру.
«Я беру холст и вижу на нем…»
______________________________________________________________
«Представьте, что вы стали растением. Что вы за растение, каким вы стали? На что похожи ваши листья? Есть ли у вас острые шипы? Ваши листья колючие или гладкие? Может быть, у вас есть цветы? Какие это цветы?»
Пусть каждый нарисует себя в виде какого-то растения. Это может быть какой-то реальный сорт кустарника или полностью выдуманное растение. Если кто-то захочет объяснять, что нарисовал, он может это сделать. Затем каждый вырезает свое изображение и размещает его на большом листе бумаги, чтобы получился общий красивый сад.
Это упражнение особенно полезно для установления контакта, кооперативного стиля поведения.
______________________________________________________________
«Кто я?»
Цель – показать возможности закрытых вопросов, отработать навыки использования закрытых вопросов.
Ведущий заранее заготавливает на листах бумаги имена известных людей или сказочных персонажей. Участникам по очереди при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем сказочного героя, литературного персонажа и т.д. Ведущий предлагает узнать, «кто я», используя только закрытые вопросы (на которые можно ответить «да» или «нет»).
Участнику необходимо продумать алгоритм, используя который можно будет наиболее эффективно ответить на этот вопрос (в обсуждении подвести к тому, что сначала надо выявлять крупные блоки, затем более мелкие и уж потом детали). Иногда очень трудно соблюдать алгоритм, собственная логика уводит далеко в сторону.
______________________________________________________________
«Молекулы»Цель упражнения: раскрепощение участников.
— Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
После выполнения упражнения спросить:
— Как вы себя чувствуете?
— Все ли соединились с теми, с кем хотели?
_______________________________________________________________
«Мы похожи?..»Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
— Ты похож на меня тем, что…
— Я отличаюсь от тебя тем, что…
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
_____________________________________________________________
«Открытые вопросы»
Показать возможности открытых вопросов. Участникам предлагается определить, какие вопросы они чаще используют в повседневной жизни – открытые или закрытые. Затем предложить поэкспериментировать с открытыми вопросами. По кругу задают друг другу. Есть возможность больше узнать друг о друге.
Обсудить преимущества и недостатки открытых и закрытых вопросов. Определить, в каких ситуациях более эффективны открытые вопросы, а в каких закрытые, какие побочные неблагоприятные эффекты того или иного типа.
______________________________________________________________
«Паутина»
«Сядьте в круг. Сейчас у каждого из вас есть возможность что-нибудь рассказать о себе, например, чем вы любите заниматься, какая у вас любимая музыка, еда и так далее. Начинайте фразу со слов: «Никто из вас не знает, что я…», держите нитку и бросайте клубок еще кому-нибудь».
Нужно, чтобы клубок побывал у всех, и получилась паутина. (Если при распутывании участники запутаются, можно сказать, что все члены группы уже тесно связаны с собой…)
______________________________________________________________
«Пересядьте те, кто…»Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
— Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» — и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
После выполнения
упражнения можно спросить у участников:
— Как вы себя чувствуете?
— Как ваше настроение?
— Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
_______________________________________________________________
«Пишем синквейны»
Правила составления синквейна
— одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
— два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
— три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
— фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
— слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Пример синквейна
- ЕЛЬ
- ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
- РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
- Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
- ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
_______________________________________________________________
«Подарок»— Сегодня, приветствуя друг друга, мы будем дарить подарки.
Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.). Принимающий подарок должен отгадать, что ему подарили и поблагодарить.
____________________________________________________________
«Приветствие»Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.
Вариант 1. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Вариант 2. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой надо будет все делать быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким способом следует «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак: глазами… руками… плечами… ушами… коленями… пятками…»
Это упражнение обычнопроисходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.
_______________________________________________________________
Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.
Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.
При обсуждении отметить, чьи интерпретации понравились авторам рисунка.
______________________________________________________________
«Пустое место»
Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе – свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Одна половина участников садится по по кругу на стулья на стулья, другая – встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником никто на стуле не сидит – «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.
Если кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с «пустым место» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача – переманить к себе какого-нибудь участника (так же – глазами), то есть снова приобрести партнера, и т.д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.
Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе.
Дополнительный эффект упражнения – адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.
______________________________________________________________
«Снежный ком»Цель упражнения: знакомство участников, разряжение
обстановки
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным,
начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать
предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать
предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть
все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько
разрядит обстановку.
Пример: 1. Сергей строгий — 2. Сергей строгий, Петр прилежный — 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Варианты. Вместо прилагательного можно называть сказочного персонажа или какое-нибудь животное.
_______________________________________________________________
«Солнышко»
Цель упражнения – показать значение позитивной обратной связи в межличностном общении.
1-й этап. Ведущий раздает участникам тренинга бумагу и карандаши и предлагает нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи.
2-й этап. Ведущий предлагает на 3-х лучах написать свои положительные качества.
3-й этап. Ведущий предлагает помочь друг другу закрепить на спине их листы с нарисованным солнцем.
4-й этап. Ведущий предлагает подойти друг к другу и дописать на «лучах» те положительные качества, которые присущи, по их мнению, этому человеку.
Приложение 2. Раздаточный материал к упражнениям
Список
неоконченных предложений
«Если бы я был птичкой…»
Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.
• Если бы я был птичкой…
• Если бы я был камнем…
• Если бы я был деревом…
• Если бы я был музыкальным инструментом. ..
• Если бы я был зданием…
• Если бы я был временем года…
• Если бы я был знаменит…
• Если бы я был…
_________________________________________________________________________
Список
неоконченных предложений
« Если бы я был птичкой…»
Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.
• Если бы я был цветком…
• Если бы я был зверем…
• Если бы я был дорогой…
• Если бы я был транспортным средством…
• Если бы я был частью одежды…
• Если бы я был инструментом труда…
• Если бы я был изобретателем…
• Если бы я был невидимым…
______________________________________________________________________
Список
неоконченных предложений
« Если бы я был птичкой…»
Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.
• Если бы я был птичкой…
• Если бы я был камнем…
• Если бы я был деревом…
• Если бы я был музыкальным инструментом…
• Если бы я был зданием…
• Если бы я был временем года…
• Если бы я был знаменит…
• Если бы я был…
Упражнение «Кто я?»
Мэри Поппинс
Чебурашка
Снежная королева
Золушка
Пушкин
Карлсон
Робин Гуд
Дон-Кихот
Маугли
Дюймовочка
Винни-Пух
Петр I
Джульетта
Шерлок Холмс
Том Сойер
Робинзон Крузо
Русалочка
Буратино
Принцесса на горошине
Тренинг для подростков «Школа жизни»
Тренинг «Школа жизни»
Меняя себя — мы меняем мир вокруг нас!
— Добрый день всем! Сегодня мы пригласили вас поучаствовать в тренинге название которого звучит так – «Школа жизни». Я так думаю, что многие из вас задавались вопросом «а почему выбрали меня?!», «почему только 9-е классы?!». Ответ простой – на сегодняшний день, вы стоите на пороге взрослой жизни, именно в вашем возрасте многие задумываются над тем, а что делать дальше… идти в 10-й класс или покинуть стены школы, но куда?! Какая она взрослая жизнь? Что вообще такое «жизнь», из чего она состоит? Как прожить ее так, что бы с уверенностью сказать «Я счастлив»! Различные события приходят в нашу жизнь. Одни из них приносят нам счастье, другие страдание. Можем ли мы на это повлиять, иначе говоря, можем ли мы сознательно создавать свою судьбу, или все уже предопределено и каждому в этом мире отпущена «своя доля»? Сегодня мы попробуем найти ответы на эти.
Программа нашего тренинга будет состоять из упражнений, которые помогут вам познать образ «Я» в мире других людей, разобраться в отношениях «дети — родители», в отношениях с противоположным полом, и поработаем над сценарием своего будущего.
— Сегодня мы с вами будем работать вот такой небольшой группой, и для того что бы не было обид, недоразумений давайте оговорим некоторые правила, придерживаясь которых мы создадим комфортную и дружелюбную атмосферу.
Правила группы:
1. Общение по принципу «здесь и теперь».
2. Говорить от своего имени.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
4. Активное участие.
5. Взаимоуважение.
6. …
Правила обсуждаются с детьми и по необходимости добавляются.
— Ну и для более комфортной работы нам с вами нужно поближе познакомиться.
Знакомство
«Мое имя — мой характер»
Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.
Древняя мудрость
— Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение вашего имени? А нравится ли вам ваше имя? Может быть вам хотелось, чтобы вас называли другим именем? Каким? Почему? Что оно выражает?
Кроме изложения общепринятого смысла, например, Людмила – людям мила, вам нужно подумать над своим характером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше имя назовете черту своего характера. Например, Людмила:
Л — любознательная, ю — юморная, д – добрая, м – милая, и – искренняя, л – ласковая, а – артистичная.
Подумайте 2 минуты, запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки своего характера, связанные с вашим именем.
Презентация своего имени.
Упражнение «Колесо жизни»
— Жизнь, судьба… что это, из чего состоит, от чего зависит как вы думаете? (Восприятия себя, как личности, отношение с другими людьми, учеба, карьера, семья, отношение к своему будущему).
— Давайте сейчас попробуем построить колесо жизни из того что вы назвали. Поставьте точку в центре листочка – это начало вашей жизни, длина луча – это шкала от 0 до 5, оцените пожалуйста, как влияет на вашу жизнь сегодня:
1. Ваша самооценка.
2. Оценка вас и ваших поступков окружающими людьми.
3. Семья, воспитание.
4. Ваше отношение к учебе, будущей работе.
5. Ваше отношение к своему здоровью.
6. Ваше отношение к самосовершенствованию и самовоспитанию.
— Соедините крайние точки лучей. Посмотрите внимательно на получившиеся колесо. Представьте себя на велосипеде с таким колесом. Комфортно ли на нем ехать? Можно ли выровнять это колесо? Как?
— И как итог всего того что вы говорили – наша жизнь в наших руках, какой она будет зависит от нас.
Самое лучшее лекарство от стресса, психического утомления и депрессии — это обстоятельный и неспешный разговор с самими собой.
Коричер, английский врач
— Когда человек пытается анализировать прожитый день, искать ответ на постоянный вопрос «почему это произошло или не произошло» происходит психологическое рождение личности.
Упражнение «Мой жизненный принцип»
— В повседневной жизни почти все люди пытаются придерживаться каких-то принципов, правил, которые помогают взаимодействовать с другими, а в тяжелой ситуации просто помогают выжить. Среди нескольких десятков этих жизненных принципов у вас, наверное, есть один, который можно назвать основным принципом жизни. Подумайте над ним и через 2 минуты мы хотели бы услышать от каждого из вас, каким же принципом (или несколькими принципами) вы руководствуетесь в жизни».
Принципы пишут дети на листочках, зачитывают их вслух, и тому кому этот принцип понравился может взять его себе на память.
Примеры: «Не бойся пятиться назад, если для разбега»; «Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть»; «Живи для себя, не забывая о других»; «Невозможное возможно при большом желании»; «Жизнь — игра, и надо выходить из нее победителем»; «Добиться своей цели, не обидев другого»; «Никогда не жалей о том, что сделано. Никогда не делай того, о чем будешь жалеть»; «Сколько дашь, столько и получишь»; «Люби людей, и они будут любить тебя»; «Живи всегда, живи везде, живи на суше и в воде»; «Верю, надеюсь, люблю»; «Я люблю тебя жизнь»; «Любовь та сила, которая движет миром»; «Бойся опоздать»; «А кто сказал, что будет легко»; «Поделись своим счастьем».
Упражнение «Социально зрелая личность»
— Вы, наверное, уже знаете, что есть два крайних полюса, между которых можно расположить всех людей с точки зрения их активности и сознательности. На одном полюсе можно написать — «Социальная зрелость», а на другом — «Инфантильность«.
О каком человеке мы можем с полной уверенностью сказать, что это социально зрелая личность? А кто же такой «инфантильный человек «. В чем она проявляется?
(на экране)
Признаки инфантильности:
1. Эгоцентризм. Зацикленность на себе, неумение понять и ощутить состояние окружающих. Человек-эгоцентрик не может осознать, что другие могут думать и видеть окружающий мир иначе. Он уверен, что создано все лишь для него, а окружающие обязаны удовлетворять его потребности. Внутренний мир окружающих неинтересен ему.
2. Иждивенчество. Неспособность либо нежелание себя обслуживать. Это больше присуще мужчинам, например, в семье они отказываются выполнять домашнюю работу, аргументируя тем, что приносят деньги в дом. Получается, что такой мужчина играет две различные роли, на работе он ответственен, а дома – инфантильный мальчик.
3. Ориентировка на игру. Большая часть досуга и материальных средств уходит на игру. К наиболее популярным играм взрослого ребенка можно отнести постоянные посиделки в барах, дискотеки, шопинг, приобретение технических новинок.
4. Неспособность решать самостоятельно. Для принятия решений нужна воля, а инфантильный человек предпочитает жить, не напрягаясь, выбирая путь с меньшим сопротивлением.
5. Нежелание отвечать за свою жизнь и поступки. Самый легкий вариант ничего не решать самому, переложив эту миссию на других, и часто в окружении инфантильной личности находятся такие люди.
6. Отсутствие планов на дальнейшую жизнь. Жизнь инфантильной личности это бесконечное «сейчас», поэтому можно, не переживать о здоровье и финансах.
7. Неспособность к самопознанию и самооценке. Происходящее в жизни не осмысливается, поэтому не переходит в опыт, оставаясь обычным событием. Инфантильные люди не извлекают уроков из жизни.
В психологии инфантильность считается приобретенным через воспитание качеством.
На этапе социальной зрелости человек способен:
1. Осознавать собственные права и обязанности.
2. Жить в соответствии установленным общественным нормам.
3. Нести ответственность за свои принятые решения и действия.
4. Заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.
(дети говорят свои варианты, дополняем список)
— А вы? К какому полюсу вы ближе?
— Попробуйте честно оценить, чего больше в ваших поступках: инфантильности или социальной зрелости. Проанализируйте уровень своей социальной зрелости и инфантильности, используя сводную таблицу (таб. на экране), которая получилась в результате обсуждения. Для этого оцените себя по 10-балльной шкале, поставив напротив каждого признака соответствующий балл наличия и интенсивности этого признака. Затем суммируйте баллы в каждом столбике.
— В каком из них получилось больше баллов? Почему? А что вы можете сделать, чтобы в левой части было балов?
— Следующий вопрос, который предстоит нам с вами оговорить это – как же взять под контроль свою жизнь. Как вы думаете с чего начать?
— Как говорится в древнем изречении
«Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить»
Упражнение «Фотография дня»
— Самый главный экономический ресурс — время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час (день, месяц) утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда девать время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, позавчера? А несколько дней назад?
Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера. Для этого заполните бланк «Фотографии дня.
ВРЕМЯ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
После заполнения этого бланка дети объединяются в пары и обсуждают результаты работы.
— Кто готов поделится результатом работы, своими выводами?
— Сейчас мы предлагаем вам просмотреть небольшой видеоролик, а потом поделимся впечатлениями.
(Видеоролик «Время», обсуждение)
Упражнение «Трудно, но разрешимо»
— Мы переходим к завершающему этапу нашего тренинга и поговорим о сегодняшнем. С какими проблемами дети вашего возраста сталкиваются чаще всего? (ответы детей)
— Можно ли сказать, что это неразрешимые трудности?
— Сейчас мы с вами объединимся в команды, и попробуем найти некоторые решение этих трудностей (взаимоотношение с родителями, проблемы в учебе, планирование будущего). Делим лист на две части: 1 – какие существуют проблемы в этой области, 2 – как можно разрешить сложившеюся ситуацию.
Обсуждение
Подведение итогов
— И на последок нам бы хотелось услышать от вас насколько важна было для вас услышанная информация. Сейчас, каждый из вас по кругу закончит предложение «Сегодня для меня было важно…»
— И завершить мне бы хотелось словами «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других — вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. Г. Селье
— Удачи вам!
Сколько слишком много?
Несколько лет назад считалось, что некоторые виды деятельности оказывают вредное воздействие на молодых спортсменов. Раньше бег на длинные дистанции считался потенциально опасным для детей. Несмотря на то, что участие в беге на длинные дистанции считается «безопасным» для детей, эксперты рекомендуют рекомендации с разбивкой по возрасту, пробегу и частоте тренировок (подробно обсуждаются позже).
Дети отличаются от взрослых
Очевидно, что участие в молодежном спорте неуклонно растет в последние десятилетия. Большинство людей согласится с тем, что сейчас дети занимаются спортом на более высоком уровне мастерства и конкуренции, чем в прошлые годы. В результате люди часто смотрят на детей как на «миниатюрных взрослых». Однако существует несколько физических, физиологических и психологических различий между детьми и взрослыми.
Два наиболее важных различия, о которых следует помнить при беге на длинные дистанции, — это тепло (как накопление, так и рассеивание) и аэробная способность.
Томас Поммеринг, доктор медицинских наук, медицинский директор отдела детской спортивной медицины, говорит: «Дети часто накапливают тепло быстрее, чем взрослые. Сочетание физических упражнений, высоких температур окружающей среды и более высокой скорости метаболизма у детей заставляет их производить больше тепла, чем у взрослых. Сообщалось, что у детей также меньше потовых желез, чем у взрослых, и они не так эффективно охлаждаются».
Сочетание этих двух факторов повышает риск теплового удара у детей во время физических упражнений.
«Несмотря на то, что регулярные физические упражнения увеличивают аэробные способности человека, этот потенциал гораздо меньше у детей, чем у взрослых», — продолжает доктор Поммеринг. «Увеличение аэробной способности несколько ограничено до полового созревания. Из-за этого уровни тренировок должны быть разными для спортсменов препубертатного и постпубертатного возраста».
Easy Does It
Одной из ошибок, которую часто совершают спортсмены всех возрастов, является перетренированность. Резкий рост уровня и интенсивности соревнований на уровне юношеского спорта привел к значительному увеличению травм от чрезмерного использования. Тендинит, апофизит и стрессовые переломы — три распространенных типа травм, наблюдаемых у детей и подростков-спортсменов. Если накопленная нагрузка на тело больше, чем способность организма адаптироваться и восстанавливаться, возникают такие виды травм от чрезмерного использования. Тренеры, родители и спортсмены не должны переходить тонкую грань между тренировкой на максимальном уровне для улучшения физической формы и тренировками до предела.
Рекомендации по бегу
Существуют рекомендации по уровню и интенсивности тренировок для детей во всех видах спорта, но правило номер один — делать упор на удовольствие, безопасность и физическую форму, когда речь идет о детях.
Максимальные дистанции бега для детей разного возраста:
Возраст | Расстояние |
до 9 лет | 1,5 мили |
9-11 | 3,2 мили |
12-14 | 6,4 мили |
15-16 | Полумарафон: 13,1 мили |
17 | 19,2 мили |
18 | Марафон: 26,2 мили |
Эксперты рекомендуют, чтобы еженедельные тренировочные дистанции не превышали в два раза максимальную дистанцию соревнований. Таким образом, дети средней школы должны бегать не более 12,8 миль в неделю, если они планируют участвовать в забеге на 10 км. Дети до 14 лет должны бегать только три раза в неделю. Спортсмены старше 15 лет могут тренироваться до 5 раз в неделю.
Делайте все возможное для предотвращения травм
Защитники юных спортсменов должны делать все возможное, чтобы предотвратить травмы. Ниже приведены несколько рекомендаций, которые помогут молодым бегунам не сбиться с пути:
- Не забывайте разминаться до и после бега.
- Меняйте кроссовки как минимум каждые 500 миль.
- Не увеличивайте пробег более чем на 10% в неделю.
- Вслед за тяжелыми тренировками/бегом следует легкий день.
- По возможности не бегайте по наклонным или неровным поверхностям.
- Руководствуйтесь болью — принцип «нет боли — нет выгоды» здесь не работает!
Ошибки, допущенные на тренировках юным спортсменом, могут дорого обойтись с точки зрения времени, проведенного вне игры. Спортсмены счастливы, когда они могут соревноваться. Принимайте правильные решения, когда дело доходит до тренировки юного спортсмена. И, прежде всего, сделать это весело!
Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом в случае более серьезных травм, которые не поддаются обычной первой помощи. В качестве дополнительного ресурса сотрудники Национальная детская больница спортивной медицины доступна для диагностики и лечения спортивных травм у молодых спортсменов или подростков. Теперь услуги доступны в пяти местах. Чтобы записаться на прием, позвоните по телефону (614) 355-6000 или запросите встречу онлайн.
FITNESSGRAM Тестирование на 1 милю: научить детей делать все возможное
Предупреждающее сообщение
Для стиля Mean Menu требуется библиотека jQuery версии 1.7 или выше, но вы решили предоставить свою собственную библиотеку. Пожалуйста, убедитесь, что у вас есть правильная версия jQuery. (примечание: это не ошибка)FITNESSGRAM Тестирование на 1 милю: научить детей делать все возможное
Если вы обучаете детей бегать тест Fitnessgram на 1 милю, Just Run предлагает следующие рекомендации по подготовке и достижению наилучшего результата в день забега.
Дети должны развлекаться и участвовать в забеге на 1 милю. Сделайте это весело и приятно.
Советы по разминке и тренировке:
- Перед бегом всегда делайте разминку и немного пройдитесь или побегайте. 2. Начните медленно, а затем увеличьте темп.
- Чтобы повысить выносливость во время подготовки к гонке, вам следует постепенно увеличивать дистанцию за несколько недель до гонки.
- После пробежки всегда делайте разминку и прогуливайтесь или бегайте трусцой.
Становимся быстрее:
- Сначала работайте над выносливостью, а потом уже над скоростью. Вы должны быть в состоянии пробежать милю без ходьбы, прежде чем начнете работать над тем, чтобы стать быстрее.
- Научитесь становиться быстрее, выполняя «интервальные» тренировки. Бегите на короткие дистанции быстрее — затем замедляйтесь, пока не отдохнете — затем снова бегите быстрее. Увеличивайте более быстрые интервалы по мере приближения дня гонки.
- НИКОГДА не бегите так быстро, как только можете, кроме как в самом конце забега.
Одежда, обувь и погода:
- Оптимальная работа будет в «хороший» день с погодой при температуре от 55 до 65 градусов. Постарайтесь запланировать пробежку на милю Fitnessgram в идеальных условиях, даже если вам приходится бегать рано утром, чтобы избежать жары. Ищите идеальную температуру, отсутствие ветра, меньшую влажность.
- Дети должны носить обувь для бега, шорты и футболку или майку.
- Если день будет жарким, что бы вы ни делали, избегайте темных цветов, так как они поглощают тепло!
- Обувь с двойным узлом перед гонкой, чтобы она не развязалась.
Еда/напитки:
- За день до пробежки пейте немного больше воды, чем обычно, но НЕ в больших количествах. Не ешьте обильно накануне вечером. Попробуйте съесть макароны накануне вечером, потому что они содержат углеводы, которые дают вам энергию.
- День гонки: Не завтракайте плотно! Выпейте немного воды и съешьте кусочек тоста или рогалика и банан около 9 часов. От 0 минут до 2 часов до гонки и ничего не ешьте после этого.
Хорошая беговая форма
- Расслабьтесь. Не сжимайте зубы и не сжимайте кулаки. Продолжайте улыбаться. Если ваше лицо и руки расслаблены, все ваше тело будет расслаблено, и вам будет легче бежать. Держите руки сложенными, но не плотно сжатыми.
- Будь эффективным. Держите голову ровно, раскачивайте руки в расслабленной манере и избегайте траты энергии. Ваши руки НЕ должны раскачиваться по всему телу.
- Бег прямо, слегка наклоняясь вперед, но не наклоняясь.
- Дыхание: дышите и носом, и ртом… вам нужно как можно больше кислорода! Держите дыхание расслабленным.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЕ БОЛЬНО? Помните, что чувствовать сильную усталость во время гонки – это нормально.
- Болезни в боках: Если вы их почувствуете, замедлитесь и потрите пораженный участок. Подождите, и это уйдет. Попытаться расслабиться. Вы также можете поднять руку с противоположной стороны тела и некоторое время бежать с этой рукой в воздухе. Судорога должна уменьшиться.
- Очень Очень Устал: Притормози, расслабься, но продолжай двигаться. Ходить.
- Головокружение: Остановитесь и скажите взрослому рядом с вами.
Правила поведения в день гонки:
- Не начинайте слишком быстро; вы будете взволнованы и, вероятно, начнете слишком быстро. Держись! Это поможет вам ближе к концу гонки. Если ваше сердце колотится и вы едва можете дышать, вы бежите слишком быстро!
- Если вы заметили, что ваш ботинок развязался, не останавливайтесь прямо посреди пробежки! Потяните в сторону, чтобы завязать шнурок. Если вы остановитесь перед другими бегунами… вас могут переехать.
- Если вы не обгоняете более медленных бегунов, держитесь правой стороны. Оставьте достаточно места для других бегунов, чтобы обойти вас.
Как вы учите детей идти в ногу со временем?
Это ключевая область, и вы можете использовать множество методов. Дети (и взрослые) всегда будут бежать быстрее всех в беге на милю, если их «шплиты» примерно равны. Это означает, что каждые 200 или 400 метров они пробегают примерно в одном темпе. Как вы знаете, большинство детей уходят слишком быстро, а затем расплачиваются за свой энтузиазм тем, что замедляются. Это также делает бег менее приятным. Вот что вы можете сделать за несколько недель до забега на милю на время.
Расскажите о принципах темпа — ключевого элемента бега — в простой и увлекательной форме. Школьники привыкли к действиям, основанным на коротких скачках скорости, а не на постоянном медленном беге. Вы должны тренировать их, заставляя их бегать с разной скоростью, и пусть каждый ребенок оценивает, насколько он устает на каждой скорости.
Важно, чтобы вы использовали часы с дисплеем или, если вы не можете их приобрести, выкрикивали время с помощью секундомера. Попросите ваш местный колледж, младший колледж, среднюю школу или тренера по плаванию одолжить дисплейные часы — они должны быть у всех.
- Заранее проведите забег на время, чтобы определить базовые показатели, чтобы бегуны могли оценить свой прогресс.
- Используйте базовую гонку на время, чтобы рассчитать начальное целевое время, целевые темпы и интервалы для каждого учащегося.
- Пусть учащиеся с одинаковым темпом бегут вместе, а с часами на дисплее попросите их пробежать 400 метров и попытаться приблизиться к заранее определенному времени. Например, если у вас есть группа студентов, которые пробегают мили за 10 минут, пусть они пробегают каждые 400 метров за 2 минуты 30 секунд. Затем попросите их пробежать 2 минуты и 20 секунд, чтобы увидеть, как они себя чувствуют. Если у вас есть группа студентов, которые пробегают мили за 8 минут, пусть они пробегают каждые 400 метров даже за 2 минуты.
- Предлагается повернуть часы назад, чтобы они не могли их видеть. Попросите их попытаться пробежать 400 метров за 2 минуты, и ученик, который подойдет ближе всех, «победит». Проходя мимо часов, они останавливаются и оборачиваются, чтобы посмотреть, насколько близко они подошли.
- Выберите учеников, которые бегут 7, 8, 9, 10 минут на милю, и попросите их пробежать группу в своем темпе, и все должны оставаться позади них.