Психологические знания это – Психологические знания — это… Что такое Психологические знания?

Содержание

Психологические знания — это… Что такое Психологические знания?


Психологические знания
— знания, опирающиеся на психологическую фактологию (см. Психологическая фактология) и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Психологическая функция
  • психологические признаки труда:

Смотреть что такое «Психологические знания» в других словарях:

  • Юридико-психологические знания в подготовке руководителей ПОО к работе в экстремальных условиях — Одним из важнейших условий успешной управленческой подготовки руководителей для действий в экстремальных условиях, особенно в ситуациях, приближенных к боевым, является использование принципа комплексности в применении таких отраслей знания как… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Профессионально-психологические знания — Сведения из области ЮП, ставшие достоянием сознания, памяти и регуляторами в профессиональной деятельности сотрудника. Это знание определенного объема общих положений ЮП и конкретных сведений по психологии осуществляемой деятельности; система… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологические аспекты противодействия корыстной преступности — Действующий Уголовный кодекс к числу преступлений, существенным признаком которых является корыстная мотивация, отнес более 90 видов общественно опасных деяний. Являясь самой распространенной категорией преступных посягательств, корыстная… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологические типологии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ

    — ’ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества. Во Вступительном слове Башляр вводит отвлеченное понятие: ‘нормальное и плодотворное действие научного… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ — работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества. Во Вступительном слове Башляр вводит отвлеченное понятие: нормальное и плодотворное действие научного духа . Башляр констатирует, что если наблюдать развитие научного духа,… …   История Философии: Энциклопедия

  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. — Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Историко-психологические исследования в ЮП (состояние и перспективы) — В отличие от других психологических дисциплин в ЮП проведено мало историко научных исследований. При этом все они реализованы на переломных этапах ее развития: в 1920 е годы исследования М.Н. Гернета (1921, 1925), в 1960 70 е годы А.Р. Ратинова… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • национально-психологические особенности — основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики (синонимы психология нации (см.), психический склад нации (см.), национальный характер (см.), а также элементов ее… …   Этнопсихологический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ — основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики (синонимы психология нации (см.), психический склад нации (см.), национальный характер (см.), а также элементов ее… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


psychology_pedagogy.academic.ru

Типы психологических знаний и профессиональное занятие психологией

Вопросы к экзамену

Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.

Психология (рsyche – душа, logos – понятие, учение) — наука о психике и психических явлениях.

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологиименялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

 

 

Источники и основные типы психологических знаний. Особенности и отличия каждого типа.

Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

1. житейская психология,

2. научная психология,

3. практическая психология,

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальностьчеловека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

4. искусство,

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

5. иррациональная психология.

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога,нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

Типы психологических знаний и профессиональное занятие психологией.

Типы психологических знаний (см. 2 вопрос)

Профессиональное занятие психологией (см. 4 вопрос)

studopedia.net

Глава 1. Виды психологических знаний

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное посо­бие по курсу «Введение в профессию» для студентов, обучающихся по специальности «психология». Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается по­ступать на психологические факультеты университетов и инсти­тутов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, про­мышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство «Смысл», 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребо­ванной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось сопри­касаться с психологами на практике. Психологов ценят, ува­жают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разгово­ре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психо­лог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психоло­гия». Правильному пониманию профессии психолога меша­ет также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологичес­кой профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено пред­ставление о психологе как о врачевателе души, умеющем глу­боко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, ком­муникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладаю­щие особым даром контактности и непринужденного обще­ния, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всяко­го психологического образования. Кого же из них считать пси­хологом?

В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким об­разом они надеются глубже познать себя, а главное — овла­деть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологи­ческих факультетов ясно представляют себе, «что такое пси­хология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (пси­хиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лек­ции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изуча­ет душевный мир человека. Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психи­чески больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нор­мальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни чело­века.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышле­ние, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внима­ние, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адапта­ция, напряженность, фрустрация изменяют протекание пси­хических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им осо­бый качественный оттенок. Темперамент, характер, способ­ности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень при­тязаний, представления о самом себе, самооценка и само­уважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совмести­мость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, лю­бовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознан­ные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек нахо­дится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у че­ловека, входящего в мир профессиональной психологии, зат­рудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются осо­бой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими науч­ными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начи­нающего психолога толкование многих психологических по­нятий.

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — вез­де, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» по­явилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

И в житейской психологии, и в искусстве чаще исполь­зуется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И наоборот, в науке понятие «душа» теперь исполь­зуется сравнительно редко; более научным считается по­нятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно сло­ва «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных ви­дов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

1.1. житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем сло­ва «психология», «психолог», «психологический», не всег­да задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психоло­гия», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя осо­бенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкрет­ны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применя­ются они при взаимодействии с другими людьми. Эти зна­ния обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возмож­ность охарактеризовать его. Таким образом, житейская пси­хология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей по­буждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской пси­хологии — признание других людей. Если люди видят под­тверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практи­ческую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поко­лению. В сущности, житейская психология — это обобще­ние повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, дос­тупность изложения, фрагментарность и неточность упот­ребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

1.2. психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — про­изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого филосо­фа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, спо­собной уловить в сети своих описаний то, чего в произве­дениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти­пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю­дей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие лич­ности пользуются своими наблюдениями, размышления­ми, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это дела­ют. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведени­ях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внут­ренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узна­ваемость образов, признание читателя, зрителя, слушате­ля. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутрен­него мира человека, то это психологическое знание счи­тается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отражен­ные в литературе, представляют большую ценность. По­этому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отра­жении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, кото­рый профессионально занимается этой наукой в теорети­ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

1.3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, пе­дагогики и других наук. Во второй половине XIX века пси­хология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психоло­гия направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характери­зуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира че­ловека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических зна­ний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании пси­хических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психоло­гических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изло­жении для неподготовленного пользователя. Поэтому на­ука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют акаде­мической. Существует и особое направление научной пси­хологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-пси­хологических знаний для решения практических задач.

1.4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — прак­тическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Прак­тическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом счита­ется практический опыт и эффективность работы специа­листа. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизи­руются, на их основе формируется концепция. В такой обоб­щенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практи­ческий опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапев­тами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлека­тельными.

1.5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем па­рапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо­собы доказательства истинности таких знаний специфич­ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет­ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте­рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в го­роскопах может содержаться важная психологическая ин­формация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживаю­щей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня «число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материа­лы парапсихологических исследований стали даже попа­дать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализу­емые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Транс­персональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно много­образны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использова­ние психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996.Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии пси­холога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психоло­гия. 1992. Mb 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Пси­хологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170—172.

8. Рииль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Иници­атива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гума­нитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75—85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. C.12I—127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20—30.

studfile.net

1. Типы психологических знаний

Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.

В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил кон­цепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сме­няющие одна другую формы знания:

  1. религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;

  2. философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

  3. позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблю­дения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).

Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.

Однако, XX в. не отверг ни фило­софское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды разви­тия цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.

Психология — термин, который может применяться к разным видам челове­ческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности:

  1. житейская психология

  2. научная психология

  3. искусство

  4. практическая психология

  5. иррациональная психология (Карандашев, 2003).

1.1. Житейские психологические знания

Существует психология как система обыденных знаний людей о “пси­хике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыден­ное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные чер­ты, способности, мотивы и пр.

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.

Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: “В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.

Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой стороны, недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки перед психологическими знаниями в науке. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся как “старательные”, “замкнутые”, “торопливые”, “невнимательные”, “медлительные”, “медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества”, “слаборазвитые умственно”, способные”. Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.

Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).

Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).

Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.

В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.

Вывод: особенности житейских психологических знаний

Достоверность знаний проверяется в личном опыте

Критерий истинности знаний – правдоподобность

Конкретность

Практичность

Доступность изложения

Наглядность

Опора на жизненный опыт и здравый смысл

Неточность употребляемых понятий

studfile.net

Психологические знания это что такое Психологические знания: определение — Психология.НЭС



Психологические знания это что такое Психологические знания: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины

vocabulary.ru

Особенности психологического знания

Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения.

1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций.

3. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.

5. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.

В принципе любая книга по психологии — это определенным образом организованное психологическое знание. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта — в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы, хотя даже в этом случае инвариантность и неизменность понимаются несколько иначе, чем в естественных науках.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

psyera.ru

Психология человека

Вся наша жизнь — это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека – это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире – это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков – умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями — знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» — это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Оглавление:

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология человека является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное – это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Урок 1. Общая психология. Человек очень многогранен и его личность обладает огромным количеством уникальных особенностей. Но для того, чтобы мы могли жить в мире более гармонично и осознанно, а также имели возможность помогать и себе и другим людям, нам нужен какой-то инструмент, который поможет лучше узнать и понять человека. И таким инструментом как раз и является психологическая наука.

Что такое психология человека как явление и как наука? Какие существуют методы психологии? Как понять, что управляет действиями и поступками людей? Какими свойствами и характеристиками обладает человек как личность? Какие существуют формы психической активности? Ответы на эти и некоторые другие важные вопросы вы найдёте в первом уроке.


Урок 2. Методы психологии. Для того чтобы мы имели возможность применять психологические знания в своей жизни, нам нужно знать о том, какие вообще существуют методы психологии, что из арсенала психологических методов лучше использовать в разных жизненных ситуациях и какие правила нужно соблюдать, чтобы эти методы давали практические результаты и были эффективными.

В представленном уроке будут рассмотрены основные методы фундаментальной и практической психологии, их специфика, характеристика и классификация. Для лучшего усвоения материала описание каждого метода снабжено примером для применения в реальной жизни. Информация данного урока – это начало долгого и захватывающего пути познания внутреннего мира человека.


Урок 3. Личность в психологии. Стремление к улучшению жизни и эффективному взаимодействию с окружающими людьми – это естественная потребность большинства людей. Но как эту потребность удовлетворить? Как достичь действительно глубокого понимания человека? Что нужно делать для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а мы сами и близкие нам люди чувствовали радость и получали удовольствие от общения друг с другом?

Усвоить основные принципы устройства внутреннего мира человека вам поможет данный урок. Из него вы узнаете о том, что такое личность человека, какова её структура и какими свойствами она обладает. После изучения этого урока вы станете лучше разбираться в людях, т.к. узнаете о них много нового. Также в этом уроке вы коснётесь темы развития личности и познакомитесь с самыми популярными направлениями в области исследования личности и их смысловым содержанием. Возможно даже, что вы откроете для себя такое направление, которое вызовет у вас наибольший интерес и будет способствовать ещё более успешному внедрению практической психологии в свою жизнь.


Урок 4. Мотивация человека: теории и методы. Каждый из нас к чему-то стремится и желает чего-то достичь. Но, к сожалению, не все люди способны понять, что же им нужно на самом деле и, тем более, найти в себе силы двигаться только вперёд по пути развития, преодолевая препятствия на своём пути и расширяя свои границы.

Что заставляет людей идти вперёд? Почему одни ставят перед собой серьёзные цели и успешно достигают их, а другие, в это же время, не могут добиться даже самых скромных и посредственных результатов? Что «зажигает» человека – мотивирует его? В чём смысл всех его поступков? Что такое мотивация, и какие существуют виды мотивации? Как её сохранить и повысить? Об этом и множестве других интересных вещей вы узнаете из представленного урока.


Урок 5. Психология развития и возрастная психология. Кто может ответить нам на вопрос о том, какими вырастут, к примеру, наши дети? Кто мог знать, какими вырастем мы? Что влияет на то, станет ли человек успешной, самостоятельной личностью и состоится в жизни, или же превратится в зависимого, слабого и инфантильного взрослого ребёнка, не способного чего-либо достичь? Мы можем ответить на эти вопросы. И даже больше – мы можем на это повлиять.

Но в этом случае нужно знать следующее: как происходит развитие человека и становление его личности; какие факторы влияют на его развитие и каковы закономерности и принципы этого процесса; какие существуют возрастные группы и чем они отличаются друг от друга? Важно также знать и особенности психологии развития как науки, иметь представление о методах этого раздела психологии и способах их использования. С этими знаниями вас познакомит именно этот урок нашего курса.


Урок 6. Социальная психология: отношения, взаимодействие и общение людей. Пожалуй, одной из главнейших тем не только в психологии, но и в жизни, можно назвать тему взаимоотношений людей. Человек – часть общества: он взаимодействует с окружающими и выполняет определённую социальную функцию. И чтобы человек мог выстраивать свои отношения с другими людьми, группами людей и обществом в целом наиболее эффективно, ему следует изучить и усвоить информацию об отношениях, взаимодействии и общении людей.

Последний урок курса «Психология человека» посвящён именно теме взаимодействия человека и социума. В нём рассматривается социальная психология как наука, её задачи и методы и т.д. Но главное – приводятся основные законы и закономерности социальной психологии, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь и взаимоотношения людей. Данный урок станет для вас настоящим помощником в овладении мастерством выстраивания отношений с другими людьми и адаптации к жизни в любых социальных условиях.

Автор уроков: Кирилл Ногалес +

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день – изучение материала, 2 дня – проверка на практике, 1 день – выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека – это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители. Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей.

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии. При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Цитаты о психологии

По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить»Джон Голсуорси

«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием»Эрих Фромм

«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату»Альфред Адлер

«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»Теодор Рузвельт

«Магический — просто другое слово для обозначения психического»Карл Густав Юнг

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации»Абрахам Маслоу

«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь»Джим Рон

«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение»Карл Краус

«У психологии длинное прошлое, но короткая история»Герман Эббингхаус


Желаем вам успеха в освоении навыка психологии человека!

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

4brain.ru