Психологический тест несуществующее животное расшифровка для детей: Всё о рисуночной психодиагностике «Несуществующее животное»
Жуковский и.
Части тела
Продолжайте внимательно изучать несуществующее животное:
Пример персонажа, обладающего прекрасно прорисованными руками, – это свидетельство отсутствия проблем у ребенка в общении.
Но если конечности широко расставлены, как будто предназначены для объятий, — это повод проанализировать контакты ребенка с другими детьми. Такой рисунок может говорить о жажде общения. Малыш возможно недостаточно коммуникативный.
Если у вымышленного персонажа вообще не прорисованы руки, то малыш предпочитает оставаться наедине с собой
Такой кроха не любит общаться.
Обратите внимание на ноги. Если они пропорциональны телу и достаточно устойчивы по внешнему виду, значит, ребенок ощущает себя комфортно
Он занимает адекватную позицию в обществе.
Слишком маленькие ноги либо чрезмерно длинные, неустойчивые — это сигнал о чувстве неуместности, хрупкости занятого положения.
Методика
И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.
Если реальное движение по той или иной причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц накапливается определенное количество энергии, необходимое для осуществления ответного движения: представление — мысль. Например, мысли, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук. В случае ответа на страх это вполне необходимая и оправданная реакция, так как человек может спасаться бегством или защищаться с помощью рук – наносить удар, заслоняться от противника.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция к тесту:
Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.
Голова
Большие головы изображают те, кто отдает предпочтение рациональному мышлению. Подобные качества они воспитывают не только в себе, но и ценят в окружающих людях. Если у зверя выделяются особенно большие уши, то перед вами очень любопытная личность. Он не только интересуется отношением окружающих к нему, но и пытается больше узнать о том, что происходит вокруг.
Далее следует рассмотреть рот. Если он у животного открыт, да еще и язык выглядывает, то испытуемый весьма болтлив. Он любит поговорить, посплетничать. Чувственные люди делают особый акцент на губах и хорошо их прорисовывают. На некоторых рисунках особенно выделяются зубы. Такое наблюдается у людей, которые склонны к вербальной агрессии. Причем такая агрессия проявляется только в том случае, если человек вынужден защищаться. Бывает, что рот зверька приоткрыт, но зубы и язык там не просматривается. Такой человек очень мнителен и всегда находится в состоянии настороженности.
Нос уже долгие годы считается фаллическим символом, но только если вы не анализируете рисунок мужчины. В этом случае он считается вполне ожидаемым компонентом лица. А вот если девушка делает акцент на этом органе, то это явный знак того, что она сексуально не удовлетворение, и ее молодому человеку нужно задуматься. Когда испытуемые рисуют глаза, они могут сделать особый акцент на зрачках. Это признак того, что в данный момент их что-то сильно беспокоит или они насторожены. Ресницы пририсовывают те, кто сильно озабочен своим внешним видом, особенно не пристало добавлять эту деталь мужчинам.
И последние штрихи: волосы, которые чаще просто копируют с самого себя. Но иногда прическа является указателем на сексуальную ориентацию. Если на голове четко просматриваются рога или другие острые предметы, то это явный признак агрессии. Она может быть просто защитной реакцией или, наоборот, выражать склонность к нападению на людей. Более точно об их предназначении может сказать только сам автор изображения. А вот если в прическу вплетена заколка или перо или другой предмет, служащий украшением, то это не что иное, как желание выделиться.
О чем могут сказать ответы ребенка?
Если малыш достаточно подробно описал тип персонажа, значит, вами была усвоена крайне успешно методика «Несуществующее животное»
Интерпретация ответов позволит вам сделать некоторые выводы и особо обратить внимание на возможные проблемы. Будьте готовы, что описания могут быть достаточно непредсказуемыми, но они прекрасно характеризуют внутренний мир малыша. Рассмотрим некоторые из них:
Рассмотрим некоторые из них:
- Если вымышленное животное, по словам крохи, живет в пещере или в труднопроходимом лесу, то малыш ощущает чувство изолированности и одиночества. Возможно, у него тяжело складываются отношения со сверстниками. Присмотритесь и понаблюдайте за его общением.
- Животное, обитающее в очень болотистом и грязном месте, может свидетельствовать о некоторых невротических реакциях. В этом случае рекомендуется проконсультироваться с психологом в школе или детском саду.
- Персонаж, обитающий на экзотических островах, в красочной местности сигнализирует о свойственном ребенку демонстративном поведении.
Времяпрепровождение вымышленного персонажа — не менее важный фактор, без которого совершенно неполной будет диагностика:
Несуществующее животное, постоянно спящее, очень часто свидетельствует о переутомлении малыша. Возможно, в данное время у него преобладает астеническое состояние
Уделите внимание здоровью крохи. Проконсультируйтесь с врачами. Может быть, ребенку необходимо пройти витаминный курс терапии.
Животное, которое постоянно рыскает в поисках пищи или занято бытовыми заботами — не самый лучший вариант
Такой ребенок ощущает скучность жизни и чувствует однообразие. Старайтесь чаще гулять с крохой. Периодически меняйте обстановку. Всеми силами пытаетесь разнообразить жизнь малыша.
Прыгающее, играющее, бегающее животное — идеальный признак. Вы можете успокоиться и не переживать. Ваш малыш – счастлив. Его жизнь достаточно разнообразна, у него все в полном порядке.
Может быть, ребенку необходимо пройти витаминный курс терапии.
Животное, которое постоянно рыскает в поисках пищи или занято бытовыми заботами — не самый лучший вариант. Такой ребенок ощущает скучность жизни и чувствует однообразие. Старайтесь чаще гулять с крохой. Периодически меняйте обстановку. Всеми силами пытаетесь разнообразить жизнь малыша.
Прыгающее, играющее, бегающее животное — идеальный признак. Вы можете успокоиться и не переживать. Ваш малыш – счастлив. Его жизнь достаточно разнообразна, у него все в полном порядке.
Персонаж, который ломает и крушит все вокруг — достаточно тревожный сигнал. Такому ребенку может быть свойственно антисоциальное поведение.
Особое внимание уделите ответу крохи о наличии друзей. Если вымышленный персонаж не имеет товарищей, значит, ваш ребенок очень одинок и испытывает недостаток общения. Возможно, он не научился налаживать контакт
Ваша задача — помочь ему в этом
Возможно, он не научился налаживать контакт. Ваша задача — помочь ему в этом.
Центральная смысловая часть фигуры
Голова
Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает реализовываться (хотя и не доводится до конца). Человек активно переходит к реализации своих намерений.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, размышлениям, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередко это страх, нерешительность, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).
Положение «фас» (голова направлена на рисующего) трактуется как эгоцентризм.
Глазам придается особое значение. Если радужка особенно резко прорисована – это переживание страха человеком
Обратить внимание на наличие ресниц. Ресницы обозначают заинтересованность человека в восхищении окружающих, а также истероидно-демонстративные манеры в его поведении.
Рот
- Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерненный, трактуется как легкость возникновения страхов, опасения, недоверия.
- Для тревожных детей и подростков характерен рисунок зачерненного рта округлой формы.
- Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисованной губой – чувственность.
- Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная.
Детали
- Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы, говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию в себе и окружающих.
- На голове часто бывают расположены дополнительные детали: рога – защита; ногти, щетина, иглы – агрессия.
- Крылья и перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию.
- Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Расположение на листе
Проективная методика «Несуществующее животное» обязательно учитывает местоположение вымышленного персонажа. Проведите на листе с рисунком линии (визуальные либо реальные) вертикально и горизонтально.
Отметьте место, в котором расположен рисунок малыша:
Изображение, находящееся в центральной части листа, свидетельствует об адекватной самооценке ребенка. Такой малыш правильно оценивает свои возможности и вполне нормально относится к своим ошибкам. Данное расположение рисунка является идеальным.
Рисунок, находящийся в верхней области листа, сигнализирует о завышенной самооценке. У малыша очень высок уровень притязаний. Свои силы он оценивает неадекватно и тяжело переживает неудачи. Эти дети стремятся быть лидерами. В случае непризнания они сильно расстраиваются.
Картинка, расположенная в нижней зоне листа, означает низкую самооценку. Ребенок не уверен в себе, стеснителен и нерешителен. Он не стремится чего-либо достигать, поскольку изначально настроен на поражение. Такого кроху необходимо часто хвалить. Находите всевозможные способы, чтобы подбодрить малыша. Хвалите за прекрасную шутку, правильное слово. Старайтесь, как можно меньше наказывать такого ребенка за ошибки. Напротив, поясните крохе, что оступаться свойственно всем людям.
Маленький рисунок, изображенный в самой нижней части листа – достаточно неприятный результат. Несуществующее животное в данной зоне сигнализирует о серьезных проблемах в общении. В этом случае необходимо обратиться к психологу за помощью.
Изображение, смещенное в правую область листа, говорит о высокой общительности ребенка. Кроха чудесно ощущает себя в компаниях, прекрасно контактирует с другими. Это малыш достижений и действий.
Если для рисунка выбрана верхняя правая часть, то, возможно, малыш активно борется за роль лидера во всех сферах. Он стремится быть главным дома, в школе, среди друзей
Очень важно не переступить в таких наклонностях разумную грань.
Рисунок в левом верхнем углу сигнализирует о высокой тревожности у малыша.
Изображение, расположенное слева — это сигнал о присутствии у ребенка выраженного чувства вины. Кроха не особо общительный и очень стеснительный
Он зацикливается на своих неудачах. Это не дает возможности двигаться ему вперед. Такие дети, как правило, очень задумчивы и постоянно живут в своем внутреннем мире.
Теоретические основы
Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Интерпретации теста
Типы животных
Время поговорить о типах животных, которых рисуют чаще всего.
- Первый тип – это существующее животное, например, кошка или собака. Для пяти – шестилетнего ребенка это является нормой, но для подростка и взрослого, это говорит все-таки о скудности воображения.
- Второй тип – это изображение вымершего животного, реально существовавшего. Примером могут быть динозавры.
- Третий тип – это животное, которое существует в нашей культуре, но в реальной жизни не существовало. Например, различного рода русалки, гномы, единорог и многое другое. Это говорит о скудности воображения у взрослых, но для 8-9-летнего ребенка это нормально.
- Четвертый тип животных, которых тоже часто рисуют, это так называемые составные животные. Например, берется голова крокодила, а ноги зайца, так называемый крокозай. Это изображение скорее свойственно рационалистом, чем творческим личностям.
- Пятый тип животных – это животные, которые состоят из различных механических частей. Такое животное чаще всего изображают люди с нестандартным мышлением и вообще подходу к жизни. Пресловутое и сложное изображение животного, которое выглядит настолько целостно, что мы не можем даже сравнить его ни с одним животным по сходству в нашем мире. Это говорит о действительной творческой натуре.
Расположение рисунка на листе
Одним из основных важных критериев является расположение рисунка на листе:
- в норме рисунок должен располагаться в центре листа вертикально расположенного;
- если рисунок располагается ближе к верхнему краю листа, это говорит о завышенной самооценке, о недовольстве своим положением в обществе и к стремлению к самоутверждению;
- ближе к нижнему краю листа – это обратная тенденция, которая говорит про заниженную самооценку, нерешительность, неуверенность в себе.
Голова или ее заменяющие
Вторым важным показателем является центральная смысловая часть фигуры – это голова или ее заменяющие.
Характеристика | Интерпретация |
Голова повернута вправо | Можно говорить о действенности человека |
Голова повернута влево | Можно говорить о том, что человек склонен к размышлению и рефлексии. В основном это человек мыслей, а не действия |
Голова повернута анфас, то есть, на смотрящего | Можно говорить уже о такой тенденции, как эгоцентризм |
Надо обратить внимание на увеличенный размер головы относительно тела – это говорит о том, что человек ценит рациональные начала, причем не только в себе, но и в окружающих.
Расположение деталей на голове
В эту категорию входят:
- Рот;
- Уши;
- Глаза.
Уши имеют прямое значение – это заинтересованность в информации, в частности информации о себе.
Рот
Характеристика | Интерпретация |
Открыт, без прорисовки губ, с большим языком | Говорит о болтливости человека |
Прорисована еще губа | Это говорит о чувствительности человека |
Если рот открыт, он с зубами большими страшным, без прорисовки губ и языка | Это говорит о защитной агрессии человека |
Глаза также имеют прямое значение – это отражение страха, при этом это подчёркивается прорисовкой радужки.
Хвост
Характеристика | Интерпретация |
Хвост повернут вправо | Это отношение человека к своим поступкам и поведению |
Хвост повернут влево | Это отношение человека к своим мыслям и решениям |
Тело и ноги
Характеристика | Интерпретация |
Нет ног | Пассивность, маленький опыт в социальных отношениях |
Много ног | Потребность в поддержке, опоре |
Толстые и большие | Маленький опыт в отношениях внутри социума, потребность в поддержке |
Маленькие | Легкомысленность, импульсивность |
Одинаковые лапы | Человек не отличается какими-либо творческими способностями |
Хорошее и аккуратное соединение лап с телом | Умение нести ответственность за свои поступки и решения |
Небрежное соединение с телом | Плохой самоконтроль |
Характер линии
Это следующий важный критерий
На него следует обратить особое внимание, потому что он отражает степень тревожности человека.
Характеристика | Интерпретация |
Линии пунктирные, прерывистый или происходит усиленный нажим, многократное проведение | Это говорит о повышенном уровне тревожности человека |
Линии слабо заметные | В одном случае можно говорить о том, что человек просто устал. А в другом случае, это может говорить о том, что человек сам по себе очень скрытный и он пытается этими же качествами наделить свое животное. |
Характеристика | Интерпретация |
Панцирь или чешуя | Потребность в защите |
Иглы и шипы | Склонность к агрессии, но в целях защиты себя |
Густая шерсть | Большая значимость сексуальной сферы |
Узор на шкуре | Демонстративность |
Раны и шрамы | Склонность к неврозу |
Механические части тела | Проблемы в общении с другими, интроверт |
Оружие | Агрессивность |
Крылья | Романтичность |
Что представляет собой методика?
Использование рисуночных тестов для определения личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции. Другими словами, малыш изображает свои представления, переживания, стремления.
Методика «Несуществующее животное» позволяет определить внутренний мир ребенка:
Изображая вымышленное создание, малыш невольно, а иногда и осознанно передает на картинке свое к нему отношение.
Ребенок нарисует именно то, что наиболее значимо и важно для него в данный момент.
А тем факторам, которые кажутся для него второстепенными, на рисунке будет уделено очень мало внимания.
Если понимать основы методики «Несуществующее животное», интерпретация изображения позволит «услышать» те сообщения, которые ребенок зашифровал в образах.
Рисуночные тесты в первую очередь дают представление о переживаниях и бессознательных импульсах. Именно поэтому такие картинки тяжело «подделать»
Рисунок представляет ребенка таким, какой он есть в действительности.
Методика очень проста в воспроизведении. Она не занимает много времени и не требует определенных навыков или специальных материалов. Понадобятся только бумага и карандаши.
Интерпретируя рисуночные тесты, не следует делать однозначные выводы о психологии ребенка
Важно понять, что такая методика позволяет только сделать предположения о некоторых особенностях личности. Делать заключения о психологическом состоянии ребенка можно лишь на основании многочисленных факторов
Для кого и где она применяется?
Тест востребован при работе со школьниками, применять его рекомендуется с детьми после 5-6 лет, так как до этого возраста ребенок еще не до конца осознает себя и свое отношение к миру.
Однако современные психологи могут использовать его и для диагностики взрослых людей.
Помимо того, что животное требуется изобразить, его еще необходимо и назвать.
Применяют методику школьные психологи при обследовании личности детей, необходимости узнать их психическое состояние, наличие отклонений.
Для взрослых тест может быть востребован при приеме на работу. Он не является единственным, а лишь вспомогательным.
Задайте несколько вопросов
Помните, что вас в первую очередь интересует анализ несуществующего животного. Поэтому задавайте ребенку вопросы по его сказочному персонажу. Начните с названия животного. Ведь любой персонаж должен же как-то называться!
Попросите ребенка рассказать о нарисованном животном, его образе жизни, где он обитает. Если ребенок испытывает затруднения, вы можете помочь ему составить описание несуществующего животного, задав ряд вопросов:
- Где живет данный персонаж?
- Чем он питается?
- Что он любит делать?
- Твой персонаж живет один или в компании с кем-то еще?
- Чем занимается такое животное?
- Что животное не любят больше всего?
- Твой герой имеет друзей? Какие они?
- Есть ли у животного враги? Кто это? Почему они стали его врагами?
- Животное боится чего-то или ему ничего не страшно?
- Каких размеров твой персонаж?
Приведенные выше вопросы не являются обязательными. Поэтому не страшно, если ребенок на некоторые из них просто не захочет отвечать.
Но все ответы, которые вы получите на заданные вопросы, обязательно запомните. А еще лучше – запишите, чтобы не упустить крайне важные детали. Расшифровка несуществующего животного (описание его устами ребенка) — это ответы на интересующие вас вопросы о нем самом. При этом малыш даже не подозревает, что рассказывает о своих переживаниях, проблемах, поэтому отвечает достаточно искренне.
Скрытый гомосексуалист, но хороший бухгалтер – Власть – Коммерсантъ
3K 15 мин. . ..
На рисунке мальчика из неблагополучной семьи психологи обнаружили сексуальную озабоченность (свисающие с потолка лампочки), ощущение нестабильности (подпирание рисунка снизу перекрестной штриховкой) и попытку защититься от угрожающего отца с помощью собаки. В благополучной семье ребенок отождествляет себя с отцом, потому что изображен рядом с ним, похож на отца и несет точно такой же предмет. |
Все, кто по долгу службы имеет дело с большим количеством людей (руководители крупных компаний, директора школ, врачи районных поликлиник), нуждаются в простой и эффективной технологии, позволяющей оценивать людей. Учитель хочет знать, умеет ли ребенок читать и писать, а также будет ли он драться на переменах или плакать, когда не решается задача. Руководитель фирмы хочет взять на работу не просто хорошего бухгалтера, а человека, который не станет плести интриги и стучать на него в налоговую инспекцию. Во многих случаях ответ на вопрос «Что он за человек?» могут дать психологические тесты.
Кролик — лучший охранник
Тестов существует великое множество. Все они — от популярных до узкопрофессиональных — свободно продаются в книжных магазинах. Но разобраться в них без специальной подготовки довольно трудно. Часто люди, использующие тесты, плохо понимают, для чего они нужны. Недавно кадровый менеджер одной инвестиционной компании с гордостью рассказал мне, что после психологического тренинга, где его научили интерпретации теста «Рисунок несуществующего животного», он заставил всех своих сотрудников пройти этот тест. Начальник службы безопасности изобразил маленького беззащитного зверька, похожего то ли на кролика, то ли на тушканчика. За что и был немедленно уволен.
Это — пример полного непонимания смысла используемой методики. Именно такое животное и должен был изобразить идеальный охранник: вряд ли кто-то лучше разбирается в вопросах безопасности, чем человек, в душе которого живет маленький беззащитный зверек. «Рисунок несуществующего животного» относится к методикам, которые отражают не черты характера, проявляющиеся в поведении, а бессознательные страхи, которые человек скрывает даже от самого себя. В данном случае охранник оказался человеком, которого гложет бессознательное чувство тревоги и которому удалось компенсировать эту тревогу: он нашел свое призвание в обеспечении безопасности.
Для приема на работу существуют специальные тесты. Они определяют не свойства личности или черты характера (вспыльчив ли человек и хороший ли он семьянин), а позволяют понять, насколько он будет успешен как бухгалтер, менеджер по продажам или секретарь-референт. Самый известный из них — Калифорнийский психологический опросник (CPI) — используется у нас в стране сравнительно редко, хотя он вполне доступен и даже стандартизирован на российских испытуемых. Более современные западные тесты для профотбора у нас практически неизвестны. Такие тесты нельзя «на халяву» скачать из Интернета: тестовый материал доступен только специалистам, прошедшим соответствующую подготовку и купившим право пользования тестом.
На Западе немало фирм, которые делают состояние на разработке таких тестов. Но проблема в том, что эти тесты разработаны на английском языке, для иной деловой культуры. Они не могут быть попросту переведены на русский язык и предъявлены любому россиянину. Чтобы тест, сделанный в США, полноценно адаптировать для России, необходимо не просто перевести тексты вопросов и где-то стащить ключи, чтобы подсчитывать баллы. Надо полностью повторить всю процедуру разработки теста с нашими испытуемыми и с нашими деловыми проблемами, заново обработать данные и определить тестовые нормы для российских испытуемых. Это чрезвычайно трудоемкая и наукоемкая работа, и она не под силу и не по карману ни одной коммерческой фирме. Государству такие тесты и вовсе не нужны. Поэтому пока в России хороших профессиональных тестов нет.
Тем руководителям фирм, которые все-таки хотели бы использовать психологические тесты для приема на работу и оценки персонала, можно посоветовать ограничиться тестами отдельных способностей, которые позволяют более или менее объективно оценить интеллект, внимание и работоспособность сотрудников. От применения тестов, определяющих черты характера и особенности личности, лучше воздержаться. Во-первых, они не дают надежных и однозначных оценок, а во-вторых, глубокое проникновение в душевный мир сотрудника может даже повредить делу. Зачем вам знать, что аккуратность вашего бухгалтера — следствие постоянного внутреннего беспокойства, если это не мешает ему составлять грамотные отчеты?
Контрольная для взрослых
Что делать тем, кому предлагают пройти тестирование при приеме на работу? Готовиться заранее стоит лишь к выполнению тестов на способности (память, внимание, интеллект). Для этого можно купить в магазине любой сборник тестов и потренироваться. Тесты для оценки способностей состоят из заданий, на которые нужно дать правильный ответ. Они мало чем отличаются от обычной контрольной работы — разве что заданий больше, и они более специальные. Классическим примером такого теста является IQ, измеряющий коэффициент умственного развития человека.
Тесты, предназначенные для оценки характера и личности человека, состоят из вопросов, на которые не может быть заведомо правильных или неправильных ответов. Вас спрашивают, например, что вам больше нравится — классическая музыка или эстрадная, или интересуются, часто ли у вас бывают ночные кошмары. Тренироваться в выполнении таких тестов бессмысленно. На вопросы рекомендуется отвечать честно, поскольку любой приличный опросник снабжен вопросами-ловушками, выявляющими тех, кто хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. Например, вас среди прочего спрашивают, все ли ваши привычки хорошие и всегда ли вы моете руки перед едой. Честный человек на оба вопроса ответит «нет», а тот, кто очень хочет понравиться, соврет и будет уличен во лжи. Остается лишь надеяться, что фирмам, которые проводят тестирование, хватит здравого смысла ориентироваться в своих решениях не только на результаты тестов, но и на более традиционные критерии: образование, опыт работы и рекомендации бывших начальников.
Задачка для «шизогенной матери»
Любой специалист знает, что сообщать испытуемому результаты тестирования нужно на понятном для него языке и в форме, которая не будет его травмировать. Однако известно немало случаев, когда школьные психологи, тестируя ребенка перед поступлением в школу, сообщают родителям такое, например, заключение: «Ваш ребенок — эпилептоид». После этого родители в панике ждут, что у ребенка начнутся эпилептические припадки, хотя это слово означает всего лишь, что ребенок медлителен и склонен тщательно выполнять задания.
В некоторых школах старшеклассники проходят тестирование в целях профессионального отбора. Для этого применяется компьютерный вариант теста, который выдает испытуемому краткое заключение типа «Меланхолик тихий». Для подростков это готовое прозвище, повод для шуток и издевательств. После такого приговора один юноша пытался покончить с собой.
В популярной среди школьных психологов методике «Кинетический рисунок семьи» ребенок должен изобразить всех членов семьи за их типичными занятиями. В одной московской школе результаты такого обследования (оно, разумеется, проводилось без ведома родителей) обсуждались на педсовете. Классным руководителям сообщались такие «высокопрофессиональные» заключения: «Ну, здесь папа — типичный алкоголик, а тут мы имеем шизогенную мать». Заключения делались на основе того, что ребенок изобразил папу на диване с бутылкой пива, а маму спиной к семье (она мыла посуду). Из этого школьный психолог сделала вывод, что мать отвергает ребенка, в результате чего ребенок непременно вырастет шизофреником. В любой цивилизованной стране «шизогенная мать» подала бы на школу в суд за нарушение конфиденциальности.
Родителям необходимо помнить, что никто не имеет права тестировать ребенка без их согласия. Если же после обработки теста вашего ребенка обозвали каким-то непонятным и пугающим словом, это означает, что тестирование проводил непрофессионал и обращать внимание на его выводы не стоит.
Личностные опросники
Восьмицветовой тест Люшера предназначен для оценки психологического состояния. Если человек предпочитает ярким цветам серый, черный или коричневый, это свидетельствует о его тревоге и депрессии. А тот, кому больше всего нравится сиреневый, обладает артистизмом и склонен к демонстративности. |
Самые популярные у нас личностные опросники — это опросник Айзенка (EPI), Кэттелла («16 личностных факторов») и Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI). Классический вариант опросника Айзенка содержит 101 вопрос и определяет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). Опросник Кэттелла состоит из 187 вопросов и оценивает человека по 16 разным признакам (доброта, ум, практичность, смелость, настойчивость, зависимость, беспечность и т. д.).
MMPI — самый старый и самый громоздкий из личностных опросников. Он разработан в 1940 году и включает в себя 550 вопросов, предназначенных для диагностики психических расстройств (депрессии, истерии, психопатии, шизофрении и т. п.). Хотя классификация психических болезней за последние 60 лет несколько раз менялась и такого диагноза, как «истерия», например, больше не существует, этот опросник до сих пор широко применяется в клинической практике. А вот использовать его при приеме на работу совершенно бессмысленно: во-первых, он не дает никакой информации о профессиональных качествах и интересах человека, во-вторых, его обработка и интерпретация довольно сложны, а в третьих, его использование нарушает врачебную тайну. Если уж вы боитесь ненароком принять на работу сумасшедшего, проще потребовать у претендента справку из психоневрологического диспансера. Пусть его там и обследуют.
По совершенно непонятным для специалистов причинам среди сотрудников кадровых служб популярен также опросник Майерс-Бриггс (MBTI), основанный на типологии Карла Юнга. Он состоит из 160 вопросов и оценивает испытуемых по четырем шкалам: экстраверт — интроверт, сенсорный — интуитивный, мыслительный — эмоциональный и рациональный — иррациональный. Согласно этому опроснику, испытуемый может оказаться, например, рациональным мыслительно-сенсорным экстравертом или, наоборот, иррациональным интуитивно-эмоциональным интровертом. Эта информация имеет смысл только для человека, проштудировавшего труд Юнга «Психологические типы», объемом и занудностью напоминающий «Капитал» Маркса. Никаких выводов о том, будет ли человек хорошим водителем или хорошим агентом по продаже недвижимости, на основании этого теста сделать невозможно.
Проективные методики
Проективные методики направлены на выявление скрытых потребностей, вытесненных импульсов, бессознательных страхов, предпочтений и антипатий. Как правило, в них используются не вопросы, а какие-нибудь неопределенные стимулы: цветные карточки, чернильные пятна, рисунки, которые можно истолковать по-разному. В основе проективных методик лежит предположение, что, взаимодействуя с неопределенными стимулами, человек начинает неосознанно проецировать на них собственные состояния. Например, тот, у кого скрытый конфликт с отцом, увидит на картинке, где изображены две неясные фигуры, «ссору отца с сыном». Тот, у кого депрессия, выберет в качестве привлекательного не желтый или красный, а черный, серый или коричневый цвета. А тот, кто мучается тайными страхами, увидит в очертаниях чернильных пятен не бабочку, а хищную птицу или огнедышащего дракона.
Секрет популярности проективных тестов — в ощущении таинственности и «магичности», которое они вызывают у непосвященных. Заключение эксперта возникает «ниоткуда», оно ничем не обосновано — только его собственными интуитивными представлениями или вырванными из теоретического контекста правилами интерпретации.
Сложность интерпретации проективных методик затрудняет их использование даже специалистами. Но это не удерживает непрофессионалов от соблазна «сразить» бедолагу-испытуемого проницательными выводами о вытесненном эдиповом комплексе, скрытой гомосексуальности или подавленной агрессивности. Сложилась некая проективная мифология, выдаваемая за последнее слово психологической науки. Доверчивых родителей, клиентов психологических консультаций и руководителей кадровых служб настойчиво убеждают в том, что большие глаза на рисунке испытуемого означают тревожность, а выбор красного цвета — сексуальную озабоченность.
Делать выводы о профессиональных качествах человека по результатам проективных методик просто некорректно. Например, цветовой тест Люшера, в котором испытуемый раскладывает восемь цветных карточек по степени их приятности, оценивает не стабильные черты характера, а сиюминутные настроения. Его можно использовать для экспресс-диагностики эмоционального состояния больного после приема новых лекарств или спортсмена накануне важных соревнований. Но он ничего не говорит о том, будет ли человек хорошим бухгалтером или примерным учеником.
АННА ФЕНЬКО
|
ПЯТНА РОРШАХА
Щекочихин: «И не только ключи»
Митрофанов: «Ладно, подожди, сейчас разберемся»
Надеждин: «Зато у меня есть ключ от другой квартиры»
Надеждин: «Лучше быть лжецом, который это знает…»
Щекочихин: «Я — ваша часть»
Митрофанов: «Пошел ты!»
Вся лента
Способности к декодированию у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями: вклад познания, языка и домашней грамотности
1. Аллор, Дж. Х., Матес, П. Г., Робертс, Дж. К., Читам, Дж. П., и Аль Отайба, С. (2014). Эффективно ли научно обоснованное обучение чтению для учащихся с IQ ниже среднего? Исключительные дети, 80 (3), 287–306. DOI: 10.1177/0014402914522208 [CrossRef] [Google Scholar]
2. Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американская психиатрическая ассоциация. DOI: 10.1176/appi.books.9780890425596 [CrossRef] [Google Scholar]
3. Aust, F. (2016). citr: Надстройка «RStudio» для вставки цитат Markdown. Получено с https://cran.r-project.org/package=citr
4. Ост Ф. и Барт М. (2020). papaja: создавайте рукописи APA с помощью R Markdown. Получено с https://github.com/crsh/papaja
5. Баркер Р. М., Шевчик Р. А., Моррис Р. Д. и Ромски М. (2014). Модель фонологической обработки, языка и чтения для учащихся с легкой умственной отсталостью. Американский журнал нарушений развития, 118 (5), 1–21. DOI: 10.1352/1944-7558-118.5.365 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Bishop, DVM (2003). Тест на получение грамматики версия 2, TROG-2 Manual (Svensk ver). Стокгольм: оценка Пирсона. [Google Scholar]
7. Бишоп Д.В.М. (2010). Какие нарушения развития нервной системы исследуются и почему? ПЛОС ОДИН, 5(11). DOI: 10.1371/journal.pone.0015112 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Booth, J. N., Boyle, J. M. E., & Kelly, S. W. (2010). Влияют ли задачи? Учет неоднородности выполнения детьми с трудностями чтения задач управляющей функции: результаты метаанализа. Британский журнал психологии развития, 28, 133–176. DOI: 10.1348/026151009X485432 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Champely, S. (2017). pwr: Основные функции для анализа мощности. Получено с https://cran.r-project.org/package=pwr
10. Ченнел М.М., Лаволл С.Дж. и Коннерс Ф.А. (2013). Сильные и слабые стороны навыков чтения у молодежи с ограниченными интеллектуальными возможностями. Исследования нарушений развития, 34 (2), 776–787. DOI: 10.1016/j.ridd.2012.10.010 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Коэн, Дж. (1988). Статистический анализ мощности для наук о поведении (2-е изд.). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. [Google Scholar]
12. Коэн, М. Дж., Морган, А. М., Вон, М., Риччио, К. А., и Холл, Дж. (1999). Вербальная беглость у детей, проблемы развития и дифференциальная достоверность в различении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и двумя подтипами дислексии. Архив клинической нейропсихологии, 14 (5), 433–443. DOI: 10.1016/S0887-6177(98)00038-9 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Коннерс, Ф. А., Этвелл, Дж. А., Розенквист, С. Дж., и Слай, А. С. (2001). Способности, лежащие в основе различий в декодировании у детей с умственной отсталостью. Журнал исследований умственной отсталости, 45(4), 292–299. DOI: 10.1046/j.1365-2788.2001.00319.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Danielsson, H. , Henry, L.A., Messer, D., & Rönnberg, J. (2012). Сильные и слабые стороны исполнительного функционирования у детей с умственной отсталостью. Исследование пороков развития, 33(2), 600–607. DOI: 10.1016/j.ridd.2011.11.004 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Даниэльссон, Х., Генри, Л.А., Рённберг, Дж., и Нильссон, Л.-Г. (2010). Исполнительные функции у лиц с умственной отсталостью. Исследования нарушений развития, 31 (6), 1299–1304. DOI: 10.1016/j.ridd.2010.07.012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Делис, Д. К., Каплан, Э., и Крамер, Дж. Х. (2001). Система исполнительных функций Делиса-Каплана (D-KEFS). Лондон: Психологическая корпорация. DOI: 10.1037/t15082-000 [CrossRef] [Google Scholar]
17. Данн Л.М. и Данн Л.М. (1997). PPVT-III: Словарный тест в картинках Пибоди. Серкл Пайнс, Миннесота: Американская служба ориентации. DOI: 10.1037/t15145-000 [CrossRef] [Google Scholar]
18. Ehri, LC (2005). Развитие чтения слов с листа: этапы и выводы. В Snowling MJ & Hulme C. (Eds.), Наука чтения: справочник (стр. 135–154). Oxford: Blackwell Publishing Ltd. DOI: 10.1002/9780470757642.ch8 [CrossRef] [Google Scholar]
19. Эльвер, А., Фридольфссон, И., Самуэльссон, С., и Виклунд, К. (2016). Läst- test i läsförståelse, lasning och stavning for årskurs 1–6. Стокгольм: Хогрефе. [Академия Google]
20. Фридман Дж., Хасти Т. и Тибширани Р. (2010). Пути регуляризации для обобщенных линейных моделей через координатный спуск. Журнал статистического программного обеспечения, 33 (1). DOI: 10.18637/jss.v033.i01 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Furnes, B., & Samuelsson, S. (2010). Прогнозирование трудностей чтения и правописания в прозрачных и непрозрачных орфографиях: сравнение скандинавских и американских/австралийских детей. Дислексия, 16, 119–142. DOI: 10.1002/dys.401 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Гарднер М.Ф. (1996). Тест зрительных навыков восприятия (немоторный) Пересмотренный, Руководство TVPS-R. Новато, Калифорния: Публикации академической терапии. [Google Scholar]
23. Генри, Лос-Анджелес (2001). Как тяжесть нарушения обучаемости влияет на производительность рабочей памяти? Память, 9 (4–6), 233–247. DOI: 10.1080/09658210042000085 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Генри, Л. А., и Уинфилд, Дж. (2010). Рабочая память и учебные достижения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Журнал исследований умственной отсталости, 54(4), 354–365. DOI: 10.1111/j.1365-2788.2010.01264.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Халм, К., и Сноулинг, М. Дж. (2013). Учимся читать: что мы знаем и что нам нужно понять лучше. Перспективы развития ребенка, 7 (1), 1–5. DOI: 10.1111/cdep.12005 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Hyvärinen, L., Näsänen, R., & Laurinen, P. (1980). Новый тест на остроту зрения для дошкольников. Acta Ophthalmologica, 58(4), 507–511. DOI: 10.1111/j.1755-3768.1980.tb08291.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Jolliffe, I.T. (2002). Анализ главных компонентов (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. [Академия Google]
28. Кибби, М.Ю., Дайер, С.М., Ваднайс, С.А., Джаггер, А.С., Кашер, Г.А., и Стейси, М. (2015). Зрительная обработка при нарушениях чтения и синдроме дефицита внимания/гиперактивности и ее вклад в базовые способности к чтению. Границы психологии, 6, 1–11. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01635 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Landerl, K., & Wimmer, H. (2008). Развитие беглости чтения слов и правописания в последовательной орфографии: 8-летнее наблюдение. Журнал педагогической психологии, 100 (1), 150–161. DOI: 10.1037/0022-0663.100.1.150 [CrossRef] [Google Scholar]
30. Лимонс, С. Дж., Зигмонд, Н., Клу, А. М., Хилл, Д. Р., Мрачко, А. А., Патерра, М. Ф., … и Дэвис, С. М. (2013). Успеваемость учащихся со значительными когнитивными нарушениями в отношении беглости чтения слов и отрывков, основанных на учебной программе начальных классов. Исключительные дети, 79 (4), 408–426. Получено с http://cec.metapress.com/index/00V502788N74J517.pdf. DOI: 10.1177/001440291307
2 [CrossRef] [Google Scholar]
31. Menghini, D., Carlesimo, G.A., Marotta, L., Finzi, A., & Vicari, S. (2010). Дислексия развития и явная долговременная память. Дислексия, 16, 258–282. DOI: 10.1002/dys.410 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Менгини Д., Финци А., Карлезимо Г. А. и Викари С. (2011). Нарушение рабочей памяти у детей с дислексией развития: просто фонологический дефицит? Нейропсихология развития, 36 (2), 199–213. DOI: 10.1080/87565641.2010.549868 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
(2021). Изучение понимания прочитанного у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями: оценка простого взгляда на чтение. Журнал познания, 4 (1), 1–20. DOI: 10.5334/joc.188 [CrossRef] [Google Scholar]
34. Ноубл, К.Г., Фарах, М.Дж., и МакКэндлисс, Б.Д. (2006). Социально-экономический фон модулирует отношения познания и достижения в чтении. Когнитивное развитие, 21 (3), 349–368. DOI: 10.1016/j.cogdev.2006.01.007 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Олсон Р.К., Форсберг Х., Уайз Б. и Рэк Дж. ( 1994). Измерение распознавания слов, орфографических и фонологических навыков. В Lyon GR (Ed.), Система отсчета для оценки неспособности к обучению: новые взгляды на проблемы измерения (стр. 243–277). Балтимор: Издательство Пола Х. Брукса. [Академия Google]
36. Патель, Т.К., Сноулинг, М.Дж., и де Йонг, П.Ф. (2004). Кросс-лингвистическое сравнение детей, которые учатся читать на английском и голландском языках. Журнал педагогической психологии, 96 (4), 785–797. DOI: 10.1037/0022-0663.96.4.785 [CrossRef] [Google Scholar]
37. R Core Team. (2017). R: язык и среда для статистических вычислений. Вена, Австрия: R Foundation for Statistical Computing. Получено с https://www.r-project.org/ [Google Scholar]
38. Ratz, C., & Lenhard, W. (2013). Навыки чтения у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Исследования нарушений развития, 34 (5), 1740–1748. DOI: 10.1016/j.ridd.2013.01.021 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Рейтер, А., Туча, О., и Ланге, К.В. (2005). Исполнительные функции у детей с дислексией. Дислексия, 11(2), 116–131. DOI: 10.1002/dys.289 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Saunders, KJ, & DeFulio, A. (2007). Фонологическая осведомленность и быстрое называние предсказывают словесную атаку и идентификацию слов у взрослых с легкой умственной отсталостью. Американский журнал об умственной отсталости, 112 (3), 155–166. DOI: 10.1352/0895-8017(2007)112[155:PAARNP]2.0.CO;2 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Скарборо, Х.С. (1998). Прогнозирование будущих достижений второклассников с нарушениями чтения: вклад фонематической осведомленности, вербальной памяти, быстрого называния и IQ. Анналы дислексии, 48, 115–136. DOI: 10.1007/s11881-998-0006-5 [CrossRef] [Google Scholar]
42. Schatschneider, C., Fletcher, JM, Francis, D.J., Carlson, C. D., & Foorman, B.R. (2004). Прогноз навыков чтения в детском саду: лонгитюдный сравнительный анализ. Журнал педагогической психологии, 96(2), 265–282. DOI: 10.1037/0022-0663.96.2.265 [CrossRef] [Google Scholar]
43. Segers, E., Damhuis, C.M.P., van de Sande, E., & Verhoeven, L. (2016). Роль исполнительного функционирования и домашней среды в развитии раннего чтения. Обучение и индивидуальные различия, 49, 251–259. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.07.004 [CrossRef] [Google Scholar]
44. Sermier Dessemontet, R., & de Chambrier, A.-F. (2015). Роль фонологической осведомленности и буквенно-звуковых знаний в развитии чтения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Исследования нарушений развития, 41–42, 1–12. DOI: 10.1016/j.ridd.2015.04.001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Сильверстайн А.Б. (1983). Полномасштабные эквиваленты IQ для короткой формы из двух субтестов дошкольной и начальной шкалы интеллекта Векслера и пересмотренной шкалы интеллекта Векслера для детей. Психологические отчеты, 53, 16–18. DOI: 10.2466/pr0.1983.53.1.16 [CrossRef] [Google Scholar]
46. Сколверкет. (2018). Läroplan for grundsärskolan 2011: Reviderad 2018 (4 исп.). Получено с https://www.skolverket.se/undervisning/grundsarskolan/laroplan-och-kursplaner-for-grundsarskolan/laroplan-for-grundsarskolan
47. Смит-Спарк, Дж. Х., Генри, Л. А., Мессер, Д., и Зиечик, А. П. (2017). Вербальная и невербальная беглость у взрослых с дислексией развития: фонологическая обработка или проблемы исполнительного контроля? Дислексия, 44, 1–37. DOI: 10.1002/dys.1558 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Soltani, A., & Roslan, S. (2013). Вклад фонологической осведомленности, фонологической кратковременной памяти и быстрого автоматического называния в способность декодирования у учащихся с легкой умственной отсталостью. Исследования нарушений развития, 34 (3), 109.0–1099. DOI: 10.1016/j.ridd.2012.12.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Станович К.Е. (2005). Будущее ошибки: будет ли измерение несоответствия и дальше превращать область неспособности к обучению в лженауку? Ежеквартальный выпуск по неспособности к обучению, 28 (2), 103–106. DOI: 10.2307/1593604 [CrossRef] [Google Scholar]
50. Тибширани Р. (1996). Регрессионное сжатие и выделение с помощью лассо. Журнал Королевского статистического общества, 58 (1), 267–288. DOI: 10.1111/j.2517-6161.1996.tb02080.x [CrossRef] [Google Scholar]
51. Tiu, R.D., Thompson, L.A., & Lewis, B.A. (2003). Роль IQ в компонентной модели чтения. Журнал неспособности к обучению, 36 (5), 424–436. DOI: 10.1177/00222194030360050401 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Ван Бюрен, С., и Гротуис-Оудсхорн, К. (2011). Многомерное вменение с помощью цепных уравнений. Журнал статистического программного обеспечения, 45 (3), 1–67. DOI: 10.1177/0962280206074463 [CrossRef] [Google Scholar]
53. ван дер Молен, М. Дж., Генри, Л. А., и ван Луит, Дж. Э. Х. (2014). Развитие рабочей памяти у детей с легкой и пограничной умственной отсталостью. Журнал исследований умственной отсталости, 58(7), 637–650. DOI: 10.1111/jir.12061 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. ван Тилборг А., Сегерс Э., ван Балком Х. и Верховен Л. (2014). Предикторы ранних навыков грамотности у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями: клиническая перспектива. Исследования нарушений развития, 35, 1674–1685. DOI: 10.1016/j.ridd.2014.03.025 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. ван Вингерден, Э., Сегерс, Э., ван Балком, Х., и Верховен, Л. (2017). Основы понимания прочитанного у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Исследования нарушений развития, 60, 211–222. DOI: 10.1016/j.ridd.2016.10.015 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Веллютино, Ф. Р., Флетчер, Дж. М., Сноулинг, М. Дж., и Скэнлон, Д. М. (2004). Специфическая неспособность читать (дислексия): чему мы научились за последние четыре десятилетия? Журнал детской психологии и психиатрии, 45 (1), 2–40. DOI: 10.1046/j.0021-9630.2003.00305.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Веллютино, Ф. Р., Скэнлон, Д. М., и Лайон, Г. Р. (2000). Различие между трудно исправляемыми и легко исправляемыми плохими читателями: больше доказательств против определения несоответствия IQ-достижений неспособности к чтению. Журнал неспособности к обучению, 33 (3), 223–238. DOI: 10.1177/002221940003300302 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Веруччи Л., Менгини Д. и Викари С. (2006). Приобретение навыков чтения и фонологической осведомленности при синдроме Дауна. Журнал исследований умственной отсталости, 50 (7), 477–49.1. DOI: 10.1111/j.1365-2788.2006.00793.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Вагнер Р.К., Торгесен Дж.К. и Рашотте К.А. (1999). Комплексный тест фонологических процессов (CTOPP). Остин, Техас: PRO-ED. [Google Scholar]
60. Векслер, Д. (2014). Шкала интеллекта Векслера для детей – пятое издание. Стокгольм: оценка Пирсона. [Google Scholar]
61. Wei, X., Blackorby, J., & Schiller, E. (2011). Рост успеваемости учащихся с ограниченными возможностями в чтении в возрасте от 7 до 17 лет. Исключительные дети, 78(1), 89–106. DOI: 10.1177/001440291107800106 [CrossRef] [Google Scholar]
62. Wickham, H. (2017). tidyverse: легко установите и загрузите «Tidyverse». Получено с https://cran.r-project.org/package=tidyverse
Устройство овладения языком: значение, примеры и модели
В своей нативистской теории лингвист Ноам Хомский утверждает, что дети рождаются с врожденной способностью учиться язык. Но как это возможно? Он предполагает, что это связано с гипотетическим «инструментом» в мозгу ребенка, который он называет Устройством овладения языком (LAD).
Давайте рассмотрим теорию LAD Хомского более подробно.
Нативистская теория
Концепция LAD-теории Хомского попадает в лингвистическую теорию, известную как нативистская теория, или нативизм . Что касается овладения языком, нативисты считают, что дети рождаются с врожденной способностью организовывать и понимать основные законы и структуры языка. Нативисты считают, что именно поэтому дети могут так быстро выучить родной язык.
Врожденный означает существующий с момента рождения человека или животного. Что-то врожденное присуще и не выучено.
В то время как бихевиористы-теоретики (такие как Б. Ф. Скиннер) утверждают, что дети рождаются с разумом, который является «чистым листом» и изучают язык, подражая своим воспитателям, нативисты-теоретики утверждают, что дети рождаются со встроенной способностью изучать язык .
В природе против лелеют дебаты, которые ведутся с 1869 года, теоретики нативизма обычно имеют командный характер.
В течение многих лет бихевиористы-теоретики побеждали в дебатах о освоении языка, в основном из-за отсутствия научных данных, подтверждающих нативистскую теорию. Однако все изменилось с приходом Ноама Хомского. Хомский, пожалуй, самый влиятельный теоретик нативизма, он помог произвести революцию в области лингвистики в 1950-х и 60-х годах, рассматривая язык как уникальную человеческую, биологически основанную когнитивную способность.
Ноам Хомский
Ноам Хомский (1928-настоящее время), американский лингвист и когнитивист, считается пионером нативистской теории. В 1950-х годах Хомский отверг бихевиористскую теорию (которая утверждает, что дети изучают язык, подражая взрослым) и вместо этого предположил, что дети «запрограммированы» на изучение языка с рождения. Он пришел к такому выводу после того, как заметил, что дети могут формировать синтаксически правильные предложения (например, подлежащее + глагол + дополнение), несмотря на то, что получают обедненный языковой ввод (детский лепет), и их не учат, как это делать.
Хомский: Устройство для овладения языком
В 1960-х годах Хомский предложил концепцию устройства для овладения языком (сокращенно LAD), гипотетического «инструмента», который помогает детям изучать язык. Хомский предположил, что LAD дает детям врожденную способность понимать основные правила языка.
Устройство для овладения языком значение
Хомский предложил теорию LAD, чтобы помочь объяснить, как дети могут использовать основные структуры языка, даже если они редко получают инструкции о том, как говорить на своем родном языке. Первоначально он предположил, что LAD содержит определенные знания, которые являются ключом к пониманию правил языка; однако он продолжил адаптировать свою теорию и теперь предполагает, что LAD работает больше как механизм декодирования.
Хомский заявил, что LAD является уникальной чертой человека и не встречается у животных, что помогает объяснить, почему только люди могут общаться с помощью языка. Хотя некоторые обезьяны могут общаться с помощью знаков и изображений, они не в состоянии понять сложности грамматики и синтаксиса.
Какой язык содержит LAD? — Возможно, вы думаете, что LAD содержит определенную информацию об определенном языке, например английском или французском. Однако LAD не привязан к конкретному языку, а скорее работает как механизм, помогающий нам выработать правила любого языка. Хомский считает, что все человеческие языки имеют одинаковые базовые грамматические структуры — он называет это универсальной грамматикой.
Важно помнить, что LAD — это гипотетический инструмент, и в нашем мозгу нет физического языкового устройства!
Характеристики устройства для распознавания языка
Итак, как именно работает LAD? Теория Хомского предполагала, что Устройство овладения языком представляет собой биологический гипотетический механизм, который помогает детям расшифровывать и реализовывать общие принципы универсальной грамматики. Как упоминалось ранее, LAD не зависит от языка. Как только ребенок слышит, как взрослый говорит на каком-либо языке, срабатывает LAD, и это помогает ребенку освоить этот конкретный язык.
Universal GrammarХомский не верит, что ребенок из Англии рождается с врожденной способностью изучать английский язык или что ребенок из Японии имеет LAD, содержащий японский словарь. Вместо этого он предполагает, что все человеческие языки имеют много общих принципов грамматики.
Например, большинство языков:
Различать глаголы и существительные
Иметь способ говорить о прошедшем и настоящем времени
Уметь задавать вопросы
Иметь систему счета
Согласно Универсальной теории грамматики , основные грамматические структуры языка уже закодированы в человеческом мозгу при рождении. Окружающая среда ребенка определяет, какой язык он будет изучать.
Итак, давайте разберем, как предположительно работает LAD:
Ребенок слышит взрослую речь, которая запускает LAD .
Ребенок автоматически применяет универсальную грамматику к речи.
Ребенок изучает новый словарный запас и применяет соответствующие правила грамматики.
Ребенок может использовать новый язык.
Рис. 1. Согласно теории универсальной грамматики, основные грамматические структуры языка уже закодированы в мозгу человека при рождении.
Доказательства для LAD
Теоретикам нужны доказательства, подтверждающие их теории. Давайте посмотрим на две ключевые улики в пользу LAD.
Добродетельные ошибки
Когда дети впервые изучают язык, они, конечно, будут делать ошибки. Эти ошибки могут дать нам информацию о том, как дети учатся. Например, у детей есть бессознательная способность распознавать прошедшее время, и они начинают ассоциировать слова, оканчивающиеся на звук /d/, /t/ или /id/, с прошлым. Хомский предполагает, что именно поэтому дети совершают « добродетельных ошибок », например, « я пошел », а не « я пошел », когда впервые изучают язык. Никто не учил их говорить «9».0249 Я пошел ’; они сами это придумали. Для Хомского эти добродетельные ошибки предполагают, что дети рождаются с подсознательной способностью вырабатывать грамматические правила языка.
Бедность стимулов
В 1960-х годах Хомский отверг бихевиористскую теорию, потому что дети по мере взросления получают «обедненный речевой ввод» (детский лепет). Он задался вопросом, как дети могут демонстрировать признаки изучения грамматики до того, как их воспитатели в достаточной степени овладеют лингвистическими знаниями.
Аргумент бедности стимулов утверждает, что дети не получают достаточного количества лингвистических данных в своем окружении, чтобы выучить все особенности языка. Хомский предположил, что человеческий мозг должен был эволюционировать, чтобы с рождения содержать определенную лингвистическую информацию, которая помогает детям понять основные структуры языка.
Критика LAD
Важно понимать, что другие лингвисты придерживаются противоположных взглядов на LAD. Критика ЛАД и теории Хомского в основном исходит от лингвистов, верящих в бихевиористская теория. Теоретики-бихевиористы отличаются от теоретиков-нативистов, поскольку они утверждают, что дети изучают язык, подражая взрослым вокруг них. Эта теория поддерживает воспитание выше природы.
Бихевиористы утверждают, что нет достаточных научных данных, подтверждающих существование устройства для овладения языком. Например, мы не знаем, где в мозгу находится ПМЖВ. По этой причине многие лингвисты отвергают эту теорию.
Важность устройства для изучения языка
Устройство для изучения языка играет важную роль в теориях изучения языка, поскольку оно помогает разработать гипотезу о том, как дети изучают язык. Даже если теория неверна или неверна, она все равно важна для изучения овладения языком ребенком и может помочь другим в разработке собственных теорий.