Психологическое сопровождение детей с овз: Психологическое сопровождение детей с ОВЗ //Психологическая газета

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ //Психологическая газета

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский

По данным «ЮНЕСКО» два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ.

Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

Согласно словарю русского языка, «сопровождать» — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

  • предупреждение появления проблем развития ребенка;
  • преодоление социальной изоляции;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

Первый этап:
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

Второй этап:
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

Третий этап:
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

Четвертый этап:
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».

Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ | Учебно-методический материал на тему:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Подготовил педагог-психолог:    Сивкова Ольга Алексеевна

2017

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограничениями в здоровье

        Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограничениями в здоровье является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ обеспечивает создание оптимальных условий для полноценного личностного и интеллектуального развития.

             Федеральные государственные образовательные  стандарты

для детей с ОВЗ [1] рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное  и бесплатное среднее образование.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ) – физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (в рамках действия Положения дети-инвалиды прошедшие территориальные психолого-медико-педагогические комиссии или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и имеющие заключение о необходимости создания для них СОУ для освоения основной образовательной программы дошкольного образования рассматриваются как дети ОВЗ).

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть  различна:
*дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
 * дети с нарушениями интеллектуального развития;
 * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
 * дети с комплексными (сложными)нарушениями развития;
 *дети с нарушениями слуха;
 *дети с нарушениями зрения;  
 *дети с тяжелыми нарушениями  речи.

Ключевыми  направлениями работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка;
  •  системность и доступность;                              
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологической комфортности; 
  • гуманность и реалистичность.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическое направление
  • консультативно-просветительское направление
  • коррекционно-развивающие направление
  • организационно-методическое направление

Диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения  детей с ОВЗ необходимо

выявление особых   образовательных  потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-

педагогической диагностике.

Коррекционно-развивающее направление

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

*развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

*развитие познавательной деятельности и целенаправленное   формирование высших психических функций;

*формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

*формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Консультативно просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно – методическое направление

Данное направление деятельности педагога — психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог — педагог – ребенок – родитель».

Терапия для детей и взрослых с особыми потребностями.

Услуги по терапии и поддержке для людей с особыми потребностями и их семей.

Аутизм, умственная отсталость, расстройства обучения, черепно-мозговые травмы и неврологические заболевания.

Особые потребности, определяемые как «любые различные трудности (такие как физические, эмоциональные, поведенческие или неспособность или нарушение обучаемости), которые заставляют человека нуждаться в дополнительных или специализированных услугах или приспособлениях (таких как образование или отдых) учащиеся с особыми потребностями .» — Мерриам-Вебстер

Прозрачность и честность являются наиболее важными составляющими эффективного лечения.

Я начинал в области психологии, работая с людьми с особыми потребностями. Именно здесь началось мое увлечение терапией. Я считаю, что эффективная работа с людьми с ограниченными возможностями требует особого внимания и заботы. Как клиницист, я сочетаю свое образование и опыт с пониманием и состраданием, что создает идеальные условия для моих пациентов.

По своему опыту я обнаружил, что работа с моими пациентами с особыми потребностями отличается удивительной прозрачностью. Прозрачность и честность являются наиболее важными составляющими эффективного терапевтического лечения, что делает совместную работу легкой и интуитивно понятной.

Я работал с людьми с особыми потребностями в возрасте от 2 лет до взрослых. Я начал работать в области прикладного поведенческого анализа (ABA), а позже получил степень магистра психологии, что дало мне подготовку, необходимую для поддержки как пациентов, так и их семей.

Какие виды услуг предоставляются?

В зависимости от потребностей пациента и его семьи предлагаются различные услуги.

1. Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная психотерапия, которая использует подход, основанный на отношениях, наряду с когнитивно-поведенческой терапией, чтобы помочь клиентам настроиться на свой опыт, установить связь и получить качественную помощь в изменении своих мыслей и действий.

Типы целей, над которыми работают клиенты посредством индивидуальной терапии:

  1. Улучшение социальных навыков и общего социального функционирования
  2. Обучение на версии
  3. Решение проблем
  4. Снижение рисков для безопасности
  5. Идентификация эмоций
  6. СОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОПОЛНИЦА
  7. СООБРАЖЕНИЯ.

2. Семейная терапия

Семейная терапия для братьев и сестер, родителей и опекунов, направленная на удовлетворение потребностей семьи, включая потребности людей, уделяющих особое внимание качеству взаимоотношений.

Типы целей, над которыми клиенты работают через семейную терапию:

  1. Улучшение коммуникации
  2. Повышенная удовлетворенность взаимоотношений
  3. Диагноз процессов
  4. Повышение понимания состояния
  5. Разрешение конфликта
  6. Оценка
  7. определяющие определения. Сообщите о потребностях каждого члена семьи

3. Сотрудничество по уходу

Я работаю с другими поставщиками услуг, такими как логопед, трудотерапевт, адвокат по делам детей, группа прикладного поведенческого анализа, чтобы у вас было централизованное место для просмотра координация и эффективность лечения.

  1. Если у вас есть член семьи с особыми потребностями, это часто может означать, что в его жизни есть несколько поставщиков услуг. Для родителей и опекунов может быть очень трудно координировать и даже просто планировать встречи своих близких. Здесь я вступаю и могу взять на себя инициативу по координации услуг и ухода.
  2. Я могу поговорить со всеми поставщиками услуг индивидуально и собрать информацию об их подходах к лечению и целях, над которыми они работают с вашим ребенком. Я могу анализировать различные цели и выяснять, как они дополняют друг друга и создают целостный подход к лечению.
  3. Я также могу работать с воспитателями вашего ребенка, такими как учителя и школьные помощники, чтобы рассмотреть тип вмешательства, которое получает ваш ребенок.

Мне очень нравится работать с семьями с детьми с особыми потребностями. Это моя страсть и одна из главных причин, по которой я выбрал путь терапевта. Я обеспечиваю высочайший уровень профессионализма и качественного ухода за пациентами и их семьями. Я не только могу работать с вами, чтобы создать и реализовать эффективный план лечения для вашего близкого человека, я здесь, чтобы поддержать родителей, которые отстаивают потребности своих детей.

Воспитание детей с особыми потребностями

Обычные проблемы воспитания усугубляются для родителей и основных опекунов детей с особыми потребностями.

Среди множества испытаний:

  • Информация об инвалидности
  • Исследование, поиск и доступ к эффективным методам лечения и ресурсам
  • Справляться с эмоциональными и физическими трудностями при уходе за человеком с инвалидностью
  • Как попасть на бесчисленные встречи с поставщиками медицинских услуг, терапевтами, адвокатами и школьным персоналом
  • Пропаганда соответствующих школьных мероприятий, приспособлений и/или размещения
  • Оплата многих видов лечения и вмешательств, не покрываемых медицинской страховкой или школьной системой

СТРЕСС

Бремя стресса велико для родителей людей с особыми потребностями. Недавнее исследование показало, что у матерей подростков и взрослых с аутизмом уровень гормонов стресса сравним с таковым у солдат в бою.

Финансы часто являются источником стресса. Часто один из родителей, обычно мать, жертвует своей карьерой ради удовлетворения потребностей ребенка, в результате чего семья теряет доход.

Эмоциональное воздействие огромно и может включать:

  • Страх и беспокойство о:
    • Боль и страдания ребенка
    • Будущее ребенка
    • Вопрос о том, достаточно ли вы делаете или делаете ли правильно, чтобы помочь ребенку
  • Вина за:
    • Пределы вашей способности защитить ребенка
    • Потеря внимания к другим детям, супруге и стареющим родителям
    • Ваша ревность и обида на тех, у кого «нормальные» дети
  • Чувство изоляции, потому что вы:
    • Пропустить многие семейные мероприятия, потому что инвалидность вашего ребенка не позволяет ему/ей успешно участвовать
    • Столкнитесь с критикой и осуждением вашего воспитания со стороны других людей, которые не понимают инвалидности вашего ребенка
    • Чувствовать себя аутсайдером рядом с родителями типично развивающихся детей
  • Горе по поводу:
    • Потеря надежд и мечтаний о ребенке
    • Отсутствие родительского опыта, о котором вы мечтали
    • Повторяющиеся напоминания о том, что ваш ребенок упускает из виду, что приводит к хронической печали

ЗАБОТА О СЕБЕ И ПОДДЕРЖКА

Родители детей с особыми потребностями часто истощены и часто впадают в депрессию.