Сюжетные игры для дошкольников: Сюжетно-ролевые игры для самых маленьких

Содержание

Картотека «Сюжетно-ролевые игры в детском саду» | Картотека:

Картотека

Сюжетно-ролевые игры в детском саду.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно — ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Сюжетно — ролевая игра «Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, 
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно — ролевая игра «Игрушки у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».


Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.


Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно — ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно — ролевая игра «Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно — ролевая игра «Парикмахерская»

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера — расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно — ролевая игра «В библиотеке»

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет. 
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно — ролевая игра «Космонавты»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно — ролевая игра «Семья»

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно — ролевая игра «В кафе»

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно — ролевая игра «Кругосветное путешествие»

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно — ролевая игра «На дорогах города»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно — ролевая игра «Правила движения»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД — милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно — ролевая игра «Мы – спортсмены»

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно — ролевая игра «На станции технического обслуживания автомобилей»

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. 
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно — ролевая игра «Пограничники»

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно — ролевая игра «Школа»

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно — ролевая игра «Космическое приключение»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет. 
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста. «Ребёнок в детском саду» — 01/2014 – Миры Детства


Заключительный семинар о построении сюжетной игры с дошкольниками.

Этот семинар будет заключительным в нашем цикле о том, как строить сюжетную игру с дошкольниками.
Дети перешагнули за половину дошкольного возраста, и наши стратегические цели по отношению к сюжетной игре должны измениться.
Мы видим, что ребёнок овладел и функциональной, и ролевой, и пространственной проекциями сюжетного События. В старшем дошкольном возрасте каждая из них совершенствуется: ролевые диалоги становятся всё более изощрёнными, часто появляется желание предметно воплотить роль (ряженье), функциональные игровые действия претерпевают изменения в сторону предельной обобщённости или, напротив, в сторону результативного действия (стрелять из лука не понарошку, а по-настоящему), пространственная проекция События может перерастать в подробное предметное макетирование воображаемого мира. Отчётливее проступают и индивидуальные склонности детей к развёртыванию игры в той или иной проекции.

На мой взгляд, специально форсировать какую-либо из проекций События со старшими дошкольниками не стоит. Это уже задача для школьного возраста, когда увлечение одной из сторон сюжетной игры найдёт своё продолжение в драмкружке или в кружке моделирования-макетирования.
Сейчас взрослый должен сконцентрировать своё внимание на, так сказать, горизонтальном измерении игры — на комбинировании в развёртывающемся сюжете разнообразных Событий.
Дело в том, что если до пяти лет ребёнок постигал в игре условность воображаемого мира, то теперь настала пора ему самому выстраивать этот воображаемый мир. Условная реконструкция События сменяется условностью самой последовательности Событий, прихотливостью их комбинирования, сцепления в сюжете, то есть начинает работать воображение в истинном смысле этого слова.

В чем же задача взрослого?

Предвосхищаю вопрос слушателей семинара: А в чём же всё-таки заключается задача взрослого?

В подбрасывании идей для разнообразных сюжетных движений в игре, в активизации и подпитке детского воображения.
Разумеется, взрослый давал толчок к работе детского воображения и раньше, стимулируя переход в игре от одного сюжетного События к другому. Но основной его задачей была демонстрация детям возможности воплотить Событие в разных его проекциях. И теперь взрослый, непосредственно включаясь в игру как партнёр, даёт модели гибкого использования событийных проекций. Но главное на данном этапе — высечь искру сюжетного движения.

Как это делать?

Следующий вопрос: Как это делать?
Надо каким-то образом перевести детей из состояния, так сказать, автоматического развёртывания привычной последовательности Событий — как бы само собой разумеющейся — в режим нестандартных, неожиданных связей, то есть перенаправить их от простого повторения известного к придумыванию, изобретению нового. Для этого введение каждого последующего События нужно выстраивать по принципу «А вдруг…» — сталкивать разные событийные контексты, обычно несовместимые. Самый наглядный пример — соединение в одном сюжете реалистического и сказочного (или фантастического) контекстов.

Чтобы таким образом активизировать сюжетное движение, можно оттолкнуться от любой из событийных проекций, опираясь на соответствующий игровой материал.
Так, например, отталкиваясь от функциональной проекции, мы можем взять автомобиль и карету и вообразить какое-то Событие, где встреча этих двух игрушек-предметов оперирования будет возможной и оправданной (скажем, кто-то ехал на автомобиле и попал в тридевятое царство).
В ролевой проекции мы используем игрушки-персонажи. Например, ребёнок расставляет солдатиков. Взрослый включается со своей игрушкой и предлагает: «А тут вдруг… дракон!» (Солдатики и дракон. Какое Событие возникнет: сражение, а может быть, приручение?)
В пространственной проекции воспользуемся маркерами пространства. Вот ребёнок устроил домик для кукольных персонажей. Поставим неподалёку игрушечную башню и предложим: «А здесь была… таинственная башня в дремучем лесу». (Обычный домик и таинственная башня. Кто там обитает? Как развернутся События?)
Таким образом, взрослый через игровой материал, включённый в игру в удачный момент, может переориентировать детей с привычного сюжета на неведомую область «Что было бы, если вдруг. ..»
Другой приём — прямое словесное подбрасывание идей относительно развёртывания Событий. Ведь можно не вносить игрушки, а просто, присмотревшись к детской игре, предложить: «Он вдруг увидел… летающую тарелку». Или: «Смотрите, там как будто рыба-кит!» и т.п. В этом случае мы даём детям возможность самим подобрать нужный игровой материал и развернуть Событие с той мерой предметной условности-реалистичности, которая им потребуется.

Эти приёмы мы можем использовать с детьми и шестого, и седьмого года жизни, постепенно сокращая своё участие в собственно проективных воплощениях Событий, переходя к вербальной намётке возможного сюжетного движения.
Однако дети в этих случаях, подхватывая предложения взрослого и развивая их, всё равно погружены в вертикальные проекции События — то в ролевую, то в пространственную, то в функциональную (иначе говоря, игра осуществляется во всей её полноте). К тому же взрослый здесь остаётся основным поставщиком идей, главным «выдумщиком», а дети — как бы потребители идей. Конечно, соединение разных смысловых контекстов (по принципу «А вдруг…») высекает искру детского воображения, но ненадолго — всё время нужна постоянная подпитка. А хотелось бы, чтобы эти искры вспыхивали одна за другой, спонтанно, то есть чтобы дети становились не потребителями, а генераторами идей.

«Игра-придумывание»

Помочь детям стать «выдумщиками» интересной сюжетной игры мы можем, используя приём, получивший в наших работах название «игра-придумывание».
Приём этот заключается в том, чтобы на короткое время (7-10 минут) поставить детей в позицию «выдумщиков» наравне со взрослым — отделить все проективные воплощения События от самого сюжетного движения как последовательности Событий (от одного к другому), то есть всем участникам игры перейти в план горизонтального движения игры в чисто вербальной — повествовательной — форме. Игра-придумывание в деталях описана в наших работах[1], и нет нужды здесь повторяться. Замечу только, что имеет смысл затевать её с детьми седьмого года жизни (в подготовительной группе).

Дети шестого года жизни в своей массе ещё не готовы к такой форме игры.
Хотя справедливо будет заметить, что в детской игре между реконструкцией привычных событийных связей и придумыванием новой последовательности Событий нет резкого возрастного водораздела. У одних детей этот переход наступает раньше, у других позже. Мы условно принимаем границу для большей части детей, так как нам нужно определить момент, когда наша стратегия по отношению к игре должна измениться. Это, разумеется, не значит, что какие-то приёмы не могут быть использованы раньше — с более продвинутыми в игре детьми. А с кем-то из старших дошкольников ещё придётся играть так, как мы рекомендовали для детей пятого года жизни.
Итак, наша стратегическая цель прояснилась, определились и основные приёмы её реализации.

Как быть с планированием?

Но вот резонный вопрос воспитателей: А как быть с планированием, если описанное выше подбрасывание идей должно быть привязано к ситуации, к интересу детей?
Надо сказать, что возможность планирования тесно связана с двумя обстоятельствами жизни дошкольников в детском саду: с организацией предметной игровой среды и с групповой динамикой игры. Прежде чем подойти к планированию, имеет смысл их рассмотреть. И начнём мы, пожалуй, с групповой динамики.

Групповая динамика.

Известно, что старшие дошкольники уже не столь «открыты» инициативе взрослого, как младшие. У детей пяти — семи лет появляются устойчивые игровые интересы, стилевые предпочтения в игре и личностные привязанности. Игра приобретает камерный характер, она «живёт» в небольших подгруппах, включающих примерно от двух до пяти участников. Эти подгруппы могут быть ситуативными, складываться в новом составе от раза к разу, но бывают и очень устойчивыми на протяжении длительного времени (для старшего дошкольника дружить с кем-то значит играть вместе).

Устойчивые подгруппы составляют примерно треть от всех игровых объединений. Это в основном диады. Но во время свободной деятельности такое ядро подгруппы как бы обрастает и другими участниками. В устойчивой или, лучше сказать, ядерной подгруппе игра зачастую длится довольно долго (до 20 минут и более). А вот присоединяющиеся к ней дети могут на протяжении «игрового часа» несколько раз менять свою диспозицию: играть индивидуально, присоединяться к другой подгруппе, инициировать парную игру с новым партнёром. Всё зависит от того, какие идеи возникают у детей, какие ситуативные центры сюжетной игры образуются «здесь и сейчас».
В воспитательской среде существует довольно распространённый предрассудок: чем устойчивее игровые подгруппы, чем дольше они слаженно, без конфликтов играют, тем лучше для развития детей.
Однако есть свои плюсы и минусы в устойчивых и неустойчивых игровых объединениях. Если дети постоянно включены в одну и ту же компанию, это часто приводит к стагнации сюжетного движения, к повторению одного и того же слаженного сюжета с привычной последовательностью Событий, то есть к «круговым сюжетам» (не только много раз сегодня, но и изо дня в день).

Стереотипный сюжет.

Для младших дошкольников мы допускали «круговой сюжет» — он служил упрочению игровых умений, но для старших дошкольников стереотипный сюжет — это уже не очень хорошо, такая игра не способствует развитию воображения. Удовольствие от слаженного взаимодействия (как бы слияния в нём с партнёром) закрывает собой удовольствие от придумывания, от творческого движения. Я уже не говорю о том, что в устойчивых группировках часто возникает и позиционный стереотип — кто-то всегда на главных ролях, командует, кто-то всегда подчиняется, выполняет второстепенные функции.

Если же ребёнок включается от раза к разу в новые игровые объединения, он получает больше разнообразного игрового опыта, вбирает интересные идеи сверстников. Но здесь его подстерегает иная опасность: стать вечным кочевником, этаким перекати-поле, мечущимся между замыслами других детей и не умеющим развить собственный замысел. Он как бы только скользит по поверхности чужих идей вместо того, чтобы продуцировать и воплощать свои. (Это как всё время читать чужие истории, а не рассказывать свою.)

Наблюдения как основание для планирования.

Наблюдая за самостоятельной игрой детей, воспитателю следует фиксировать всю групповую динамику: отмечать для себя стереотипную игру в ядерных группировках, выделять детей, скользящих по поверхности чужой игры (а также индивидуально играющих, не умеющих включиться во взаимодействие со сверстниками в силу застенчивости, пассивности или просто неосвоенности игровых способов).
Все эти наблюдения дают основание для планирования воспитателем своей работы. Она заключается, по сути, в том, чтобы с помощью описанных выше приёмов разбить стереотипы одних детей и сосредоточить на собственной игре других, стимулировать последних к воплощению в игре какой-то своей идеи.
Тяготение старших дошкольников к небольшим игровым группировкам и динамика игрового процесса (соединение нескольких детей в общей игре, переход части детей от одной подгруппы к другой, возникновение новых объединений) во время свободной деятельности должны быть учтены при организации предметной игровой среды — ведь игра развёртывается не в пустом пространстве.
Старшим дошкольникам необходима легко трансформируемая, вариативная среда для свободной деятельности, в том числе и для сюжетной игры[2]. Такая среда и наполнение её соответствующим игровым материалом[3] дают детям возможность по желанию или объединяться в игре, или развёртывать индивидуальную игру, или присоединяться к другой подгруппе.
Дело в том, что каждое, даже ненадолго складывающееся, игровое сообщество хочет иметь своё игровое пространство, как бы застолбить его («Здесь мы играем»), задать пространственные границы, отделиться от игры других. Эти временно устанавливаемые границы избавляют от ненужных конфликтов, от борьбы за пространство.
Но мало того, что в течение «игрового времени» меняется число игровых группировок, что уже само по себе диктует необходимость подвижности, трансформируемости среды, ещё и игровые замыслы старших дошкольников очень разнообразны, могут меняться изо дня в день, каждый раз требуя иначе выстроенного пространства игры. (Поэтому для старших дошкольников не подходят стабильные тематические игровые зоны, которые создаются для младших дошкольников.)

Универсальные маркеры игрового пространства.

Обеспечить гибкую, вариативную среду помогут универсальные маркеры игрового пространства (крупные объёмные модули, элементы напольных строительных наборов, невысокие трёхстворчатые ширмы, складные низкие пятистворчатые рамы-ширмы) и, конечно, многотемные макеты: макеты-модели (кукольный дом, дворец/крепость) и мозаичные макеты- карты (город, порт, остров, река)[4].
Универсальные маркеры позволяют отграничить пространство игры и в то же время не препятствуют сюжетному движению в силу своей мобильности, трансформируемости. Они в любой момент могут быть включены в новое игровое пространство или просто переобозначены в соответствии с вводимым сюжетным Событием, так как не несут на себе никакой собственной смысловой нагрузки — могут быть всем, чем угодно.
Многотемные макеты также задают пространственные границы игры. Хотя они и намекают на какие-то смысловые контексты, эти намёки так неопределённы, неоднозначны, что несут в себе потенциал самых разнообразных сюжетных движений.
Кроме того, макеты — очень подвижный игровой материал. Это их свойство может в значительной мере расширить весьма ограниченное реальное пространство: макеты можно использовать и на полу, и на рабочих столах, и в спальне, и в раздевалке.

Приступаем к планированию.

Итак, мы организовали оптимальную предметную игровую среду и представляем себе уровень развития игры детей, их игровые интересы и предпочтения, зафиксировали групповую динамику — ядерные объединения со стереотипными «круговыми сюжетами», детей, скользящих по поверхности чужой игры.
Теперь можно планировать работу по развитию игры.
Как и в предыдущих возрастных группах, эта работа складывается из инициированной взрослым игры и подключения к начатой детьми игре с той разницей, что их соотношение существенно меняется: удельный вес первой уменьшается в пользу последней. Меняется и общее соотношение совместной игры со взрослым и самостоятельной игры детей. В период, отведённый для свободной деятельности, всё больше времени дети проводят за самостоятельной игрой. Это и понятно: ведь форма подключения взрослого к детской игре тоже меняется. Теперь это чаще всего не полновесное включение в игру, а, так сказать, спорадическое подбрасывание новых идей для игры.
Что касается конкретного планирования, здесь трудно дать такие подробные рекомендации, как для групп младшего дошкольного возраста. Слишком многое зависит от особенностей детей группы — их игровых предпочтений, уровня овладения игровыми способами, от возникающих «круговых сюжетов».

Несколько советов.

И всё же я рискну дать некоторые советы.
В старшей группе (дети шестого года жизни) имеет смысл планировать инициативную игру взрослого два-три раза в неделю (рассчитывая не на конкретных детей, а на любых, кто откликнется на предложение взрослого). Эта игра послужит «затравкой» для дальнейшей разработки в самостоятельной деятельности детей и подпитает их игровые замыслы (вообще отголосок игры взрослого с детьми в их дальнейшей самостоятельной деятельности — один из показателей успешности работы воспитателя). Взрослый инициирует интересное Событие, организацию нового условного пространства, введение неожиданных ролей, не бывших ранее в детской игре. Скажем, можно обозначить в плане: «Предложить детям отправиться в экспедицию на Северный полюс». При этом не мешает спроектировать и возможные разноконтекстные роли (например, полярники и… Санта-Клаус), разноконтекстные игровые пространства (полярная станция и… ледяной дворец).
А вот подключение к начатой детьми игре надо планировать ежедневно. Здесь можно вводить в план и имена детей — с кем конкретно предполагает поиграть воспитатель. Он подключается к отдельным детям или их группировкам (это дети, играющие индивидуально, — застенчивые или недостаточно владеющие игровыми способами, устойчивые игровые группировки, надолго застрявшие на стереотипных «круговых сюжетах»). На каждый день можно спланировать два-три таких подключения.
В подготовительной группе (дети седьмого года жизни) имеет смысл один раз в неделю спланировать инициативную игру взрослого для «затравки» (с неожиданными Событиями, реорганизацией игрового пространства с помощью универсальных маркеров), пару раз в неделю — инициативную игру-придумывание (с желающими или наметить конкретных детей). Подключение к начатой детьми игре взрослый планирует, как и в старшей группе, ежедневно.
Однако, бывает, спланируешь одно, а жизнь всё меняет — у ребёнка сегодня вовсе нет настроения играть, он увлечён рисованием или конструированием. Чтобы не оказаться в положении не выполняющего план, воспитатель, конечно, может не намечать персоналии, просто обозначить в плане: «Подключиться к игре двух-трёх детей или игровых объединений, задать стимул к сюжетному движению». Но тогда в своих личных заметках он всё равно должен планировать игру с конкретными детьми, фиксировать их отказ от игры, переносить работу с ними на следующий раз и т.п. Если этого не делать, то легко можно съехать к самопопустительству — спланированное анонимное «подключение» останется на бумаге. Да и проделав какую-то работу, невозможно удержать всё в памяти — с кем играли, надо ли вновь подключаться к этим детям, что не удалось и т.д.

Какую тематику использовать в планировании?

А теперь ещё один вопрос, возникающий в связи с планированием: Какую тематику стоит использовать взрослому, инициируя игру со старшими дошкольниками?
Понятно, что все эти «А вдруг…», о которых мы говорили выше, активизирующие детское воображение, должны опираться на интересы дошкольников, на текущие события в их жизни, события, известные им из прочитанных книг, просмотренных мультфильмов. Без такой опоры идеи, предложенные взрослым, не смогут воплотиться в игре, не найдут отклика в детях. Действительно, что толку предлагать соорудить дом Муми-троллей и поиграть в их приключения, если дети не знают ровным счётом ничего об этом семействе — ни о самом Муми-тролле, ни о Снусмумрике, ни о найденной ими Шляпе Волшебника. Также взрослый должен быть особенно внимателен к содержанию самостоятельной игры старших дошкольников — из неё черпать информацию о детских интересах.
Но есть одна тонкость в отношении тематического планирования игры именно со старшими дошкольниками. Она состоит в том, что становится довольно сложно обозначить в плане тему игры. Планируя игру с младшими детьми, мы могли вполне уверенно сказать: поиграем в доктора, в магазин, в поезд. Ведь игра включала в себя некоторое определённое Событие или пару тесно связанных по смыслу Событий, которые укладывались в отдельный смысловой контекст, в одну тему.
А сюжет старших дошкольников становится многотемным, и мы должны стремиться усилить эту многотемность, помочь ребёнку свободно двигаться в продолжении События, в собирании в общую последовательность разных Событий, в их комбинировании.
В самом деле, если Айболит встретился с космонавтом, и они полетели на летающей тарелке на Марс, как определить тему этой игры?
Поэтому, обозначая в плане тему инициативной игры в некоем общем виде, мы всегда должны отдавать себе отчёт в том, что это только отправная точка сюжетного движения, так как невозможно предсказать, какие предложения возникнут у детей в ответ на инициативу взрослого, как развернётся сюжет и как придётся откликнуться взрослому на встречные предложения детей вопреки своим проектам.
Имея в виду потенциальную многотемность сюжета, для старших дошкольников очень удобно предлагать инициативную игру в форме приключений (кого-то) или путешествий (куда-то), так как здесь, по сути, не ограничивается тематическое содержание: с участниками могут произойти самые разнообразные События.

Кстати, вы, наверное, замечали, что самые любимые книги детей — большей частью «Приключения…» (Незнайки, Буратино, Карандаша и Самоделкина, Шуры и Маруси и многих других замечательных персонажей) или «Путешествия. ..» (доктора Дулитла, Гулливера, Солнышкина и пр.), то есть это всегда путь персонажей, на котором их поджидают непредвиденные встречи и происшествия. По такому принципу строится и волшебная сказка, где герой, отправляющийся за желанным объектом, преодолевает на своём пути всевозможные преграды, оказывает и принимает помощь, побеждает противников.

 (Окончание следует.)

Опубликовано «Ребёнок в детском саду» — 01/2014

 


[1] Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. — М.: Обруч, 2012; Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2009.

[2] Короткова Н.А. Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста//Предметно-пространственная среда для детского сада: старший дошкольный возраст. — М.: Линка-Пресс, 2010.

[3] Короткова Н.А. Материалы для игровой деятельности//Материалы и оборудование для детского сада. — М.: Линка-Пресс, 2004.

[4] Об игровых макетах см.: Короткова Н.А. Передача родителям способов игры с детьми//Ребёнок в детском саду. — 2004. — № 3,4; Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников// Дошкольное воспитание. -1997. — № 6; Доронов С.Г. Мозаичные макеты-карты//0бруч. — 2011. — № 6.

игр-рассказчиков, которые заставят ваших детей мыслить нестандартно

Этот пост может содержать партнерские ссылки.

Автор Мелисса Тейлор

Часов

Опубликовано

 

Привлекайте детей играми-рассказчиками. Как только дети начнут рассказывать вымышленные повествовательные истории вслух, это улучшит их письменные рассказы.

Когда я учу детей писать рассказы, мы обычно начинаем вслух. Другими словами, мы думаем, планируем и делимся устно, прежде чем писать про себя.

Конечно, не все дети способны к устной обработке, но рассказ вслух помогает упорядочить наши мысли и дает нам обратную связь от друзей, если в рассказе чего-то не хватает или он идет по правильному пути.

Более того, эти игры-рассказчики очень веселые и заставляют детей мыслить нестандартно и творчески!

Лучшие игры-рассказчики для детей

1. Сказочные дети!

Самое лучшее в Storymatic Kids! 90 036 — это удивительные (и, казалось бы, бесконечные) комбинации, которые подталкивают вас к творческому мышлению.

Выберите две желтые карточки, чтобы создать главного героя. Затем одна синяя карточка о событии или теме.

{привередливый едок + тот, кто потерялся + проверка правописания}

Правила?

Главному герою нужно измениться (характерная арка) от начала истории до конца… а также ему или ей нужно остаться в живых.

Можете ли вы представить себе удовольствие от карт, изображенных на изображении выше?  

{укротитель львов + знает только 3 слова + очень трудно почесать}

Или как насчет этих карт?

{клоун + кто-то, воспитанный диким животным + на этот раз это обязательно сработает}

Storymatic Kids! также поставляется с другими игровыми идеями, такими как использование карточек для создания постера фильма, рисования комической истории и совместного рассказа вашей истории. Это моя любимая из всех этих веселых игр с рассказыванием историй. Кроме того, вся наша семья весело придумывает дурацкие и дикие истории.

2. Кубики историй Рори


Легко носить с собой в рюкзаке или сумочке. Кубики историй Рори (
) () отлично подходят для активного отдыха.

Катайте кубики. Расскажите историю, основанную на изображениях, которые вы прокатываете. Или работайте с двумя другими игроками, каждый из которых берет по 3 кубика, чтобы создать эпическую сказку.

Добавляйте или смешивайте кубики из кубиков историй Рори  «Путешествия» или «Действия» , чтобы получить еще больше возможностей.

Мы никогда не занимались этим так, как хотелось бы. Я не знаю, простые ли это рисунки или что. Но я знаю много семей, которые считают эту игру одной из своих любимых игр. Это определенно стоит проверить.

2. Карточки для рассказов eeBoo

У нас есть все наборы из карточек для рассказов eeBoo , потому что они ВЕЛИКОЛЕПНЫ для рассказывания историй! Они очень забавны для путешествий и залов ожидания.

Действия с карточками историй eeBoo

1. Перемешайте карточки. Вытяните 5 из стопки. Используйте их вместе, чтобы рассказать связную историю с началом, серединой и концом.

2. Модифицированная игра «Изысканный труп»: один человек берет карту и начинает рассказ, используя изображение карты. Следующий игрок берет еще одну карту и продолжает рассказ, используя новую карту. И так история продолжается до тех пор, пока кто-то не завершит ее.

3. Распределите карты по категориям: персонажи, действие, обстановка и вещи. Выберите по одному из каждой стопки и придумайте историю.

Получайте удовольствие!

4. Story Box

Story Box: Создайте свои собственные сказки — это сказочная головоломка длиной 8 футов, которая дает юным рассказчикам взаимозаменяемые идеи для фантастической истории.

В наборе 20 двусторонних карточек, на которых изображены такие персонажи, как принцесса, ведьма, гномы и король.

Сюжетные идеи включают в себя пикник, катание на скутере в лесу, катание на метле, любовь короля к ведьме и многое другое.

Моим детям нравилось создавать историю с помощью головоломки Story Box — даже спорить о том, что должно произойти. (Мне нравилось наблюдать за тем, как они принимают решения при построении историй в действии!)

Несмотря на ограниченность сюжета и персонажей, Story Box предоставляет детям интересный способ заинтересоваться рассказыванием историй, особенно если они хотят создавать сказки. .

 

И, если вам нравится ваша история, запишите ее ВНИЗ после того, как она будет создана! Используйте стикеры под кусочками головоломки. Или напишите в самодельной книжке.

Чтобы получить дополнительные советы и рекомендации по обучению, присоединитесь к Imagination Soup на Facebook и Pinterest.

Вам также может понравиться:

Книги с картинками о написании историй

Микс и совпадение историй и написания подсказки

Лучшие подсказки для детей

9003 59 Детские книги!

Мелисса Тейлор

Мелисса Тейлор, Массачусетс, создательница Imagination Soup. Она мать, учитель, писатель и писатель-фрилансер. Она пишет Imagination Soup и работает фрилансером для публикаций в Интернете и в печати, в том числе Brightly для Penguin Random House, USA Today Health, Colorado Parent и Parenting.

Похожие сообщения

10 игр для детей с рассказыванием историй

Рассказывание историй — это такой увлекательный способ поиграть с языком и поощрить творческое мышление. Мы провели много мероприятий, включая рассказывание историй для детей. И у меня есть целых 4 поста с советами по сторителлингу для тех из вас, кто плохо знаком с сторителлингом или хочет расширить то, что вы уже делаете.

Одним из забавных способов включить рассказывание историй в семейную жизнь являются игры (мы ОБОЖАЕМ семейные игры… если вы не знали). Игры-рассказчики добавляют границы и вводят правила в то, как создаются истории. К тому же они доставляют массу удовольствия!

Ссылки в этом посте являются партнерскими ссылками. Если вы покупаете у них, вы поддерживаете маму с планом урока… так что спасибо.

Игры-рассказчики, которые можно купить

  1. eeBoo Карточки-рассказы – Тайна в лесу – Возраст 3–6 – Эта игра-рассказчик отлично подходит для самых маленьких. Яркие картинки представлены на 36 ламинированных карточках.
  2. Настольная игра «Рассказ сказок» — для детей от 4 лет — «Рассказ сказок» включает в себя карточки с картинками и маленькие фигурки. Это комбо приглашает всю семью!
  3. Tell Tale Fairy Tales — для детей от 5 до 15 лет. В игре Tell Tale Fairy Tales 120 карточек с картинками. Каждый содержит персонажа, отображающего эмоцию, обстановку или мифическое существо. Есть четыре предлагаемых способа игры с этими картами. (Хотя держу пари, что можно придумать еще больше!)
  4. The Storymatic Kids — от 5 лет и старше. В эту игру-рассказ для детей включено 360 карточек. Есть буклет с идеями для игр и другими сюжетными подсказками! Веселье.
  5. Кубик сказок Рори — от 8 лет и старше (у нас есть этот, я бы сказал, от 5 лет и старше). В игре Rory’s Story Cube по 9 кубиков в каждом наборе. На каждой стороне куба картинка. Мы любим бросать все кубики одновременно и по очереди рассказывать историю ИЛИ по очереди бросать по одному кубику за раз, работая вместе, чтобы построить одну историю.
  6. Dixit — Возраст 8–12 — Эта игра выводит повествование на совершенно новый уровень (отлично подходит для больших детей)! Он включает в себя табло, 84 карточки с картинками, жетоны для голосования и игровые фишки.
  7. «Однажды в сказке» — для детей от 8 лет – в этой игре, предназначенной для больших детей, используются карточки с историями, которые помогают детям создавать и развивать истории.

Игры-рассказчики, которые нужно сделать

И просто потому, что я не мог удержаться… Я нашел несколько отличных игр-рассказчиков, в которые можно сделать и в которые можно играть прямо сейчас (пока вы ждете, пока прибудут купленные в магазине).

  1. Рисование истории из  Занятий –  Мне нравится это, потому что рисование истории выходит на новый уровень.