Психология в системе наук о человеке – 1 Раздел 1вопр. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи.

Место психологии в системе наук о человеке — КиберПедия

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке

.

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась

психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология.



В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается

медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является

инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название «эргономика«. Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем «человек-техника-среда».




13. Отличие обыденной (житейской) психологии от научной

Выделяем пять таких отличий:

— Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные практи­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер, так как при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей и их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и про­верке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в

способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ог­раничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Ф.М. Достоевский, психолог по призванию, выразил свою интуи­цию в написанных им произведениях, мы их все про­чли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

етверное различие «состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит, в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

— С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец,

пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода.

cyberpedia.su

Место психологии в системе наук о человеке — Мегаобучалка

Ответы

на экзаменационные вопросы

По психологии

 

Содержание.

1. Предмет и задачи современной общей психологии. 3

2. Место психологии в системе наук о человеке. 3

3.. Методы исследования в психологии. 4

4.. История развития психологии как науки. 5

5.. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 6

6.. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 7

7. Направленность личности.. 8

8. Активность личности. 8

9. Понятие деятельности. Структура деятельности. 10

10. Основные виды деятельности, их характеристика. 11

11. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 12

12. Внимание и его виды.. 13

13 Основные свойства внимания.. 14

14. Понятие об общении. Структура общения. 15

15. Роль общения в жизни человека.

16

16. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 17

17. Основные свойства ощущений. 17

18. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.. 18

19. Основные виды восприятия. 19

20. Свойства восприятия, их характеристика. 20

21. Память и ее физиологические основы. 21

22. Основные виды памяти.. 21

23. Характеристика основных процессов памяти. 22

24. Запоминание, условия успешного запоминания.. 23

25. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 24

26. Основные мыслительные операции. 24

27. Основные формы мышления и их характеристика. 25

28. Понятие о воображении и его физиологические основы. 26

29. Виды и типы воображения. 27

30. Основные приемы воображения. 28

31. Речь. Функции и виды речи. 29

32.Связь мышления и речи. 30

33. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 31

34. Чувства, их виды. 31

35. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 32

36. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 33

37. Понятие о характере, физиологические основы характера. 34

38. Черты характера, их характеристика. 35

39. Понятие о способностях. Задатки и способности. 35

40. Структура способностей. Общие и специальные способности.. 36

41 Мотивы и мотивация.. 37

 

 

1. Предмет и задачи современной общей психологии.



Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ — это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.

Психические познавательные процессы — совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

· Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

· Научиться управлять ими;

· Использовать полученные знания на практике;

· Быть теоретической основой практики психологической службы.

 

Место психологии в системе наук о человеке.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

 

megaobuchalka.ru

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.

Место психологии в системе наук

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Предмет психологии

Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» — душа и «logos» — слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.

Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку.

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности.

Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

students-library.com

Место и роль психологии в системе наук о человеке.

 

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

 

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также из поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и налравлений: общая, дифференциальная и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям. Которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках — возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют сушественное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название «эргономика». Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем «человек-техника-среда».

 

Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границе многих наук. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.

 

Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, психология расположена в самом центре треугольника. Эта общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Каждый из главных разделов представляет целую группу наук.

Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны.

Слева на этой схеме представлены объекты, справа — науки. К объектам относятся природа (неорганическая и органическая) и человек.

На схеме жирными линиями обозначены связи первого порядка (между тремя главными разделами наук). Пунктирными линиями обозначены связи второго порядка – между науками, которые располагаютсяна стыке главных, но не входят целиком ни в одну из них.

Психологию Кедров выделяет как самостоятельную науку, изучающую психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны. Но еще теснее ее связь с логикой — частью философии.

Таким образом, с выдвижением человека в центр современной науки, существенно изменяется и положение психологии в общей системе научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук.

 

Психология объединяет биологические и социальные науки:

1. По понятийному аппарату происходит из философии

2. Методы использует из естественных наук

3. Задачи решает социально-педагогические

Психология –наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

В общественных науках:потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться зависит от психологических особенностей этих людей.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, политической и юридической науками приводят к постановке психологических проблем. Особое значение приобретают психологические факторы когда от общих законов исследователь переходит к специальным, от глобальных проблем — к частным.

Историческая, экономическая, этническая, юридическая, социальная, политическая ψ, психолингвистика и ψ искусств.

В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики.

Зоопсихология, сравнительная, общая, дифференциальная ψ и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от психологических особенностей больного. Психологические свойства могут выступать и в качестве фактора сопротивления болезни, фактора, обеспечивающего устойчивость к ней. Некоторые психические состояния сами могут быть причиной болезней – психосоматических.

Необходимо также изучать воздействие фармакологических веществ на психику как больного, в том числе и психического, и здорового человека.

Психофармакология, психотерапия, патопсихология, медицинская ψ нейропсихология.

В педагогических науках: цель воспитания – наиболее полное раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Поэтому необходимо изучение процесса формирования личности: ее направленности, способностей, мировоззрения, творческого потенциала.

Для оптимизации обучение необходимо знание о закономерностях психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Педагогическая, возрастная, детская, специальная ψ.

В технических науках:потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации и средств отображения информации.

Психологические знания позволяют определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами, а иногда могут служить и основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые психические процессы и функции.

Инженерная ψ, эргономика.

 

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Место психологии в системе наук о человеке

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19. В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человек направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа. В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции – вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Вернемся к вопросу о месте психологии в системе наук.

Связь с естественными науками вполне очевидна.

Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. На стыках со многими биологическими дисциплинами появились смежные отрасли. Сложнее усмотреть связь психологии с физикой. Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира. В ряд психологических теорий вошли такие понятия, как “энергия”, ”поле”. Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармакология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки. Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений. Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психологи не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений. Мы не коснулись связи психологии и философии. Хотя эта связь чрезвычайно важна. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления. Непосредственна связь и с педагогикой. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации. Таким образом, место психологии в системе других наук можно определить следующим образом: если основные науки представить в виде тетраэдра, а за его вершины взять математику, философию, биологию, технику, то место психологии будет посередине, т.к. и исторически, и актуально она связана со всеми основными областями знаний. Т.е. психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию. Однако, несмотря на огромный объем данных других наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции.

2.Отрасли психологии

Отрасли психологии

Современная пси представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Зоопси изучает психику животных. Детская пси изучает развитие сознания, психических процессов деятельности, условия ускорения развития. Соц пси изучает социально-психологические проявления личности ч-ка, его взаимоотношения с людьми. Педагогическая пси изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей пси (инженерная, авиационная), изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: пси труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности ч-ка, закономерности развития трудовых навыков. Патопси изучает отклонения в развитии психики. Юридическая пси изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная пси изучает поведение ч-ка в условиях боевых действий. Таким образом, для современной пси характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Происходит стыковка пси со всеми науками.

 

3.Предмет психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Во-первых, как писал Л.С. Выготский (1896-1934), «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология – наука о психике» (или как стало сейчас модно говорить – о психической реальности). Это определение, которого стыдятся. Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Но психическая реальность в истории изучается и рядом других отраслей науки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия «объект науки» и «предмет науки». В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Учитывая, что в истории психологии сложились различные представления об ее предмете, кажется, что сначала наиболее правильным будет проследить историческое развитие взглядов на предмет психологии, а затем попытаться дать некое его синтетическое определение, понимая, что это, может быть, просто невозможно, в силу того что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания».

1. Душа как предмет психологии (до XVII века)

Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе. Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были «псюхе», «пневма», «квинтэссенция». Термины «псюхе» и «пневма», как и русское «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Стоит помнить, что представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Атомисты (Демокрит) понимали под душой вполне физическую сущность. Это лишь совокупность атомов – самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле. Аристотель (трактат «О душе») понимал душу как актуализацию потенциала тела, как его функциональное свойство. А для Платона душа – это идеальная и истинная сущность вещи, её максимальное совершенное воплощение.

2. Явления сознания как предмет психологии (XVII в. – середина XIX в.)

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано, прежде всего, с именем французского философа Рене Декарта. Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение «cogito ergo sum», которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность (самоочевидность), рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927). Особый поворот к сознанию связан с именем Дж. Локка, когда центр тяжести философского мышления стал сдвигаться с проблем онтологических к проблемам гносеологическим. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли), достигшая особого расцвета в середине XIX век (Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера). Дж.Ст. Милль указывает на зависимость сознания в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма. Для Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

3. Психология как самостоятельная наука (60-е гг. XX века – сейчас): мультипарадигмальность

Оформившись в самостоятельную науку, психология тотчас же разбилась на множество психологических школ, которые, раз возникнув, продолжают существовать и ныне. Конкуренция психологических концепций началась с возникновения научных программ Сеченова и Вундта.


Похожие статьи:

poznayka.org

1. Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке

Психология – это наука о человеке. Психология вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека.

Психология наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами: мыслительную, сенсорную и др. Её подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя – это чувственно-предметная, материальная деятельность.

Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, т.е. идеальную деятельность.

Основными задачами психологии являются:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

  • научиться управлять ими;

  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворения и счастья людей в их повседневной деятельности;

  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Все выдающиеся педагоги говорили, что необходимо понимать свойства человеческой природы, её естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить профессиональное образование можно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Жизнь людей обусловлена социальными условиями. Закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и поэтому меняются при изменении социальных условий. Следовательно, меняются закономерности процессов обучения и воспитания.

Задачи и место психологии в системе наук.

Психология имеет связь и оказывает влияние на развитие других наук.

Связь между педагогикой и психологией стала традиционной. Педагогика, чтобы стать настоящей наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности.

Известный психолог В.В. Давыдов наиболее точно определил связь психологии и педагогики: «Психология должна учитываться педагогикой». Говоря о связи педагогики с психологией нужно подчеркнуть их двусторонность. Эти науки продолжают оказывать взаимное влияние друг на друга.

Педагогическая психология устанавливает закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процессов обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, умений, навыков. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания – человек, изучением которого занимаются эти науки, но в разных аспектах. Психология интегрирует данные этих наук, влияет на них, являясь моделью человекознания. Психологию нужно рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, как практическое применение приобретенных знаний.

studfile.net

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ — Студопедия.Нет

Чего человек не понимает, тем не владеет.

И. В. Гёте

Никаких «если бы». Регистрируй только точные факты, которые одни заслуживают доверия. Когда они изучены — переходи к воз­можным заключениям, опираю­щимся на прочную основу.

Ж. Фабр

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Выделение и развитие специальной психологии как науки связано с накоплением знаний в физиологии, психиатрии, философии, позволившим обнаружить и понять различные формы и стороны развития психики при недостатках психического или физического здоро­вья.

Определением причин слабоумия и путей его про­филактики занимались еще Платон и Гиппократ. Арис­тотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушениями зрения, слуха и речи. Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необходи­мости дифференцированного подхода к глухим, дока­зательства возможности их умственного развития на ос­нове использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом Джероламо Кардано уже в XVI веке. Первые попытки дать материалистичес­кое толкование психической деятельности слепых осу­ществил французский энциклопедист Дени Дидро в XVIII веке.

Как самостоятельная отрасль специальная психоло­гия выделилась в начале XX века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс — полученные практическим путем знания ис­пользовались в педагогической деятельности. Затем в специальной психологии начинает преобладать клини-

29

ческии аспект, появился термин «патологическая пси­хология». Интенсивное развитие системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусло­вило повышенное внимание к проблеме аномального детства. Заслуга окончательного оформления специаль­ной психологии в самостоятельную научную область с собственным предметом, методами, задачами и систе­мой объяснительных принципов принадлежит Л.С. Вы­готскому.

Предметом специальной психологии являются зако­номерности развития и функционирования психики де­тей и взрослых с психическими и физическими недо­статками, или дефектами.

Выделяют два основных вида дефектов: органические — повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей; и функциональные — на­рушение функций органа или всего организма без како­го-либо нарушения их материального субстрата (самого органа).

Ребенок, имеющий дефект(ы) психофизического здо­ровья, не приводящий к отклонениям, к группе ано­мального развития не относится, и особенности его он­тогенеза предметом специальной психологии не явля­ются.

Разделыспециальной психологии: тифлопсихология (от rp.tiphlos — слепой), сурдопсихология (от лат. surdus — глухой), олигофренопсихология (от гр. oligos — малый, не­значительный + phren — ум), логопсихология (от гр. logos — слово), психология лиц с нарушениями функций опорно-дви­гательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоци­онально-волевой сферы, психология лиц со сложными дефек­тами.

Изучение психики людей с отклонениями в развитии условно подразделяется на решение исследовательских задач.

1. Раскрытие основных закономерностей развития и
функционирования психики как при нормативном, так
и отклоняющемся развитии.

2. Определение модально-неспецифических закономерно­
стей
психических явлений, свойственных всем лицам с
отклоняющимся развитием.

3. Установление модально-специфических закономерно­
стей
развития и проявлений психики, свойственных ка­
кой-то одной категории отклонений.

 

4. Выявление индивидуально-типологических особенностей
психического развития внутри одного и того же вида откло­
нения.

5. Выявление путей и механизмов компенсации и кор­
рекции
вторичных отклонений.

На этапе своего становления специальная психология акцентировала внимание на изучении модально-специ­фических закономерностей. Затем начали изучаться об­щие закономерности, и только в самую последнюю оче­редь — модально-неспецифические. Причиной этого ста­ли распространенные недостатки в экспериментальной стратегии.

Модально-специфические закономерности развития при нарушениях слуха, зрения и умственной отстало­сти стали исследоваться первыми, поэтому возникло убеждение в том, что именно они изучены лучше. Од­нако В.И. Лубовский, изучив эмпирические материалы и способы их получения, пришел к выводу, что в дей­ствительности речь идет о модально-неспецифических закономерностях. Например, было установлено, что не­достатки речевого развития или восприятия и перера­ботки информации являются характерными для самых разных вариантов отклоняющегося развития. Почему же вначале эти недостатки воспринимались как специфи­ческие, относящиеся только к конкретному варианту отклонения?

Проводя эксперимент, исследователь сопоставлял, как правило, результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в развитии в аналогичной по возрасту группе нормально развивающихся детей. Выявленные от­личия рассматривались как свойственные только данно­му типу отклонения. Последующие исследования показа­ли, что в большинстве случаев они типичны одновре­менно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и в сущности являются модально-неспецифи­ческими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии.

Перечисленные задачи по своему существу являются исследовательскими, но не менее важно их прикладное значение: сведения о разных группах закономерностей раз­вития позволяют дифференцировать процесс специаль­ного обучения, строить адекватные и эффективные кор-

 

30

31


 

рекционные программы работы с детьми, создавать ус­ловия, препятствующие появлению у них новых откло­нений.

Непосредственная связь специальной психологии с педагогикой обнаружилась еще на заре ее становления. Разрабатывая схему исследования «дефективного» ре­бенка, Л.С. Выготский как особый этап выделял педа­гогическое или лечебно-педагогическое назначение, считая, что во имя него и строится само исследование. Такие стереотипные формулировки, как индивидуаль­ный подход или вовлечение в коллектив, Выготский определял как неэффективные, поскольку они не име­ют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления. Педагог должен знать, с чем имен­но в развитии ребенка он должен бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект.

В число прикладных задач Л.С. Выготский включал со­здание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработку форм и средств коррек­ции недостатков; обоснование педагогических воздействий, методов и средств обучения и воспитания детей с откло­нениями в развитии, проверку их эффективности; изуче­ние результатов социальной адаптации и социализации лиц с недостатками в развитии; коррекцию де- и диза-даптации.

Появление новых направлений исследований в спе­циальной психологии связано с осознанной необходи­мостью ранней психолого-педагогической коррекции детей с врожденными сенсорными нарушениями, а сле­довательно, и решением проблем семейного воспита­ния таких детей. Получили распространение разработки типов и форм взаимодействия семьи и системы коррек-ционной поддержки, в том числе психологического со­провождения такой семьи; схемы комплексного меди­ко-психолого-педагогического обследования ребенка; диагностики и психологического сопровождения соци­ально-эмоционального развития людей с отклоняющим­ся развитием.

Важной особенностью исследований в специальной психологии является их комплексность, т.е. взаимодей­ствие и взаимопроникновение результатов педагогичес­ких, психофизиологических и собственно психологичес­ких исследований.

studopedia.net