Психолого педагогический консилиум в психопрофилактике это: Психолого — педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум как форма деятельности психолога

Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум.

Задача психолога в педагогическом консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей).

Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

Здесь следует учесть, что, к сожалению, у учителей часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Чтобы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя.

Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой школьный психолог планирует решение нескольких задач:

  1. Показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и прочее, о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
  2. Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума.
    Нужно создать у учителя пусть небольшой, но собственный опыт видения ученика если и не иным, то хотя бы чуть-чуть измененным взглядом.

Важно пробудить у учителя сомнения в верности оценки ученика и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям:

«А если разобраться серьезно, что делали с ребенком? Прорабатывали на классном часе, в учительской, вызывали родителей. А знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит делать: кататься на коньках, ухаживать за животными, играть в шахматы, рисовать, лепить, строгать?… За что-нибудь его когда-либо похвалили? Поставили хоть раз в чем-нибудь в пример другим ребятам? Поручили какое-нибудь значимое для него дело? Поинтересовались, есть ли у него друг, а если нет, то помогли ли этого друга найти? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз «по душам», без упреков и угроз?..

Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов может поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю… можно ли еще что-то исправить?!

Не случайно гуманистическая психология придает такое большое значение субъективному опыту человека и глубоко личностным процессам, позволяющим человеку самостоятельно продвигаться в усвоении знаний.

Интересно

К. Роджерс писал, что есть особая трудность в передаче другому человеку психологического опыта по усвоению субъективно нового знания.  Этот опыт человеку надо пройти самому, его нельзя передать прямым путем, о нем можно рассказывать, можно создавать условия, облегчающие поиск и накопление такого опыта, но его нельзя перенести из головы одного человека другому: учиться надо как бы заново. Поэтому многие избегают непривычных форм мышления: это хлопотно и трудоемко. И тогда понятно, почему люди часто предпочитают отмахнуться от всего нового.

Учителя в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?

Психолог же снимает всякую оценку с ученика. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему. И часто учитель с трудом меняет установку на ученика не только потому, что уж совсем не понимает, о чем говорит психолог (или кто-то другой), а потому, что, может быть, и бессознательно, не хочет усложнять жизнь самому себе. Поэтому здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю «переступить» через самого себя.

Таким образом, психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только учащихся, но и учителей, и всего педагогического коллектива.

Взаимодействие специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума | «Образование Ямала»

Ускова Л. А.

Педагог-психолог

филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»

г. Лабытнанги

Л. А. Ускова, педагог- психолог, филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги,

Взаимодействие   специалистов в рамках

психолого-педагогического консилиума

Педагогический консилиум  считается  одним из перспективных методов психопрофилактической работы, организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения. История педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю. К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса.  До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.

Ни  для кого не секрет, что к нам на обучение поступают обучающиеся, которые по каким-то определенным причинам не смогли в полном объеме реализовать свои способности, раскрыться, самореализоваться.  На наш  педагогический коллектив возлагается большая ответственность научить и помочь приобрести знания, получить  навыки  той или иной профессии, помочь адаптироваться в коллективе, а далее адаптироваться в трудовом коллективе.

Преследуя данную цель,  была выдвинута идея проведения педагогических консилиумов на базе нашего образовательного учреждения. Основа специфики и методика проведения ничем не отличается от общепринятой. В рамках своей деятельности педагогический консилиум руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов обучающихся, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, положением о психолого- медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Организационная форма проведения  постоянно действующая, наш консилиум – это  скоординированная, объединенная общими целями команда педагогов. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения  как  группы в целом, так и  обучающихся. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с  группой  или отдельным обучающимся.

Консилиум проводится поэтапно:

—     На первом этапе участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают обучающихся и групповые коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях, их ближайшем окружении. В ходе  реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование,  проводится психологическое обследование. Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению.

—     На втором этапе проводится сам консилиум,  у каждого педагога имеется определенная информация об обучающихся, о группе в целом  согласно направленности педагогической деятельности.

Социальный педагог:

—     предоставляет информацию об обучающихся «группы риска»;

—     выявляет причины отклонений в поведенииобучающихся;

—     даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

Классный руководитель:

—     предоставляет педагогическую характеристику;

—     показатели поведения и общения в учебных ситуациях;

—     описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;

—     описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;

—     индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Заместитель директора по учено-методической работе:

—      является организатором консилиума;

—     проводит мониторинг успеваемости и посещаемости;

—     знакомит участников консилиума с результатами мониторинга.

В своей статье я хочу акцентировать ваше внимание на деятельности педагога-психолога, поделиться своим опытом.

По моему мнению,   педагог-психолог – одна из  ключевых фигур в проведении консилиума. На педагога-психолога возлагается большая ответственность найти раскрыть и акцентировать внимание педагогов  на сильные и слабые стороны личности, познавательные возможности и способности каждой личности и группы обучающихся в целом. Поэтому педагог-психолог должен  обладать психологической компетентностью, иметь специальные профессиональные знания, умения,  навыки, способности и т.д.  Знать специфику контингента, возрастные особенности, психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Одна из основных задач психолога – как можно больше получить информации об  обучающихся,  используя при этом разнообразные методики: наблюдение, изучение, анализ письменных работ, изучение медицинских карт,  диагностика. Подробно  я хочу акцентировать внимание на подборе методик,  диагностического материала.  Мой подход в выборе методик основывался на том, чтобы  не только максимально облегчить  практическое применение, но   одновременно  сделать диагностический материал доступным, информативным, надежным,  и главное выбранные методики должны соответствовать целям преследуемыми педагогом-психологом.

Я хочу поделиться своим многолетним опытом в подборе необходимого диагностического материала  для психологического портрета коллектива в целом, так и индивидуально на каждого обучающегося. Это классические, адаптированные методики, которые прочно вошли в мой рабочий  практический  арсенал.

№ п/п

Название шкалы

Автор теста и его название

групповые

1.     1.

измерение межличностных взаимоотношений в группе и царящей в ней психоло-гической атмосферы;

 

Методика «Социометрия»  обработка 

Д. Морена 

2.     

Изучение стиля и структуры межличностных отношений.

Методика диагностики межличностных отношений

Т.Лури

индивидуальные

3.    5.

Личностные качества 

определения акцентуированного поведения. 

Тест Леонгорда-Шмишека

«Акцентуация характера»

4.     

Изучение индивидуальных особенностей личности

Многофакторный личностный опросник

Р. Кеттелла

5.     

Изучение мотивационно-волевой сферы

Диагностика мотивационно-волевой сферы по Г.Н. Казанцевой 

 

Данные методики дают возможность  познать и изучить широкий спектр характерологических черт личности, определить индивидуальные особенности, выявить некоторые причины различных видов дезадаптации,  раскрыть потенциальные способности,  раскрыть психологическую атмосферу в группах. Информационная ценность данных методик  в том, что результаты диагностического обследования позволят выделить особенности, главные проблемы в обучении и воспитании обучающихся, выстроить дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Третий и основной этап,  педагогический коллектив на основе полученных результатов разрабатывает рекомендации по работе с отдельными обучающимися и групповыми коллективами.В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения обучающихся, ученических групп и параллелей  в процессе  обучения. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.

 

Список  литературы:

 

1. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго — М., АРКТИ, 1999. – 138с

2. Римская Р. Практическая психология или Как научиться понимать себя и других.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.-376с.

3. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения: Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000 г

Центр психологической консультации и обучения

Главная — Научные учреждения — Центр психологической консультации и обучения

Директор Центра

доктор философских наук, профессор

Эдуард Помыткин

Центр создан на базе Института педагогики и образования взрослых

НАП Украины

( Приказ от 24 октября 2014 г. № 78/2 )

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

ЗАЯВЛЕНИЕ от

Центр психологического консультирования и обучения


Центр психологического консультирования и обучения

предложения:

I.  Психологический Тренинги

удерживается

Эдуард Помыткин

доктор философских наук, профессор

1. Развитие духовного потенциала личности: мотивация, диагностика и реализация духовного потенциала личности.

2. Жизненный взгляд человека: психологическая диагностика и оздоровление.

3. Тренинг эмоционального благополучия: управление индивидуальными эмоциональными траекториями.

4. Эффективное управление мышлением: интенсивность, направленность и конструктивность.

5. Встреча с подсознанием: Тайна сна,    Диагностика и улучшение сновидений.

6. Совладание со страхами: от самопознания к самосовершенствованию.

7. Принятие жизненно важных стратегических решений: выбор спутника жизни.

8. Принятие жизненно важных стратегических решений: профессиональная идентичность.

9. Семейные отношения сегодня и завтра: совместимость, психологический прогноз и практика гармонизации.

10. Искусство строительства жизни: приоритеты и сфера самореализации.

11. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности.

12. Эффективные методы и техники самовосстановления: искусство релаксации и визуализации.

Продолжительность обучения: 2-6 часов с перерывом на обед.

Проведение тренинга возможно при наличии 10-15 участников.


принадлежит

Оксана Радзимовская

1.     Тренинг для молодых учителей: Развитие профессиональной идентичности учителя – Презентационная версия (краткий обзор содержания учебных модулей, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).

2.     Тренинг для студентов профессиональных вузов: Развитие профессиональной идентичности бармена, официанта и продавца – Краткая версия – 5 тренировок (по 2 часа), полная версия – 15 тренировок (по полчаса).

3.      Эмоциональная саморегуляция ППС: Тренинг повседневных приемов – Презентационная версия (краткий обзор содержания модулей тренинга, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).

4. Хотим, умеем, можем: волевая саморегуляция в работе педагогического коллектива – Презентационный вариант (краткий обзор содержания учебных модулей, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).

принадлежит

Зинаида Становских

кандидат философских наук

1.      Гармония жизненной активности: как создать баланс между работой и отдыхом – 6 часов однодневного обучения.

2.     My Vital Resources – 4 часа однодневного обучения.

3.     Мотивы и смысл профессиональной реализации взрослых – 5 часов однодневного тренинга.

4.     Психопрофилактика профессиональных кризисных состояний – двухдневных тренингов по 5 часов в день.

5.     Психологические приемы и средства самоконтроля педагогических работников в профессиональных стрессовых ситуациях – 5 часов однодневного обучения.

6.     Методы и средства поддержки при травмах людей с опытом – 5 часов однодневного обучения.

7.     Психологические аспекты работы и общения с детьми, пережившими личную травму – 5 часов однодневного обучения.


II. Мастерские

принадлежит

Эдуард Помыткин

доктор философских наук, профессор

1.      Личностное развитие Потребности человека на разных возрастных этапах: прогноз и Причинно-следственные связи.

2.     Развитие индивидуального сознания: этапы и перспективы.

3.     Искусство управления индивидуальной интеллектуальной деятельностью.

4.     Психология общения. Коммуникационные барьеры и копинг.

5.     Психология личностного духовного роста. Теория, практика и диагностика.

6.     Теория и практика индивидуального самосовершенствования. Энциклопедия личностных качеств и методов их развития.

7.     Психология семейных отношений. Семейное консультирование и психотерапия. Гармонизация семейных отношений.

8.     Элементарные ошибки психологии и семейного воспитания.

9.     Развитие ребенка Возраст Сопутствующие потребности. Мужские и женские аспекты образования.

10.    Духовно-личностный подход в Консультирование и психотерапия. Жизненные цели и установка ориентиров.

11. Страх в жизни человека. Причины и направления исправления.

12. Психологическая основа построения команды: личная конгруэнтность и социальное единство.

13. Профессиональная ориентация для старшеклассников и взрослых.

14. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. Индивидуальные особенности и стиль профессиональной самореализации.

15. Влияние слова на сознание и подсознание. Психологические основы ораторского мастерства.

Продолжительность обучения: 2-4 часа. Проведение обучения возможно при наличии минимум 10 человек.


принадлежит

Оксана Радзимовская

1.        Цените каждое мгновение. Тайм-менеджмент в нашей жизни (3-5 тренингов по 2-2,5 часа).


принадлежит

Елена Шкиренко

кандидат философских наук

1. Развитие личных духовных ценностей (3 тренинга по 2-2,5 часа). Возможные вопросы для рассмотрения: Психология и индивидуальные духовные ценности. Иерархическая система индивидуальных ценностей. Личные жизненные ценности. Семейные ценности. Социальные ценности. Индивидуальные профессиональные ценности. Общечеловеческие ценности. Личные экзистенциальные (высшие) ценности.

2. Путь Добра, Красоты, Правды и Любви (3 тренировки по 2-2,5 часа).

3. Духовные ценности, духовный потенциал и конструктивное решение индивидуальных проблем (3 тренинга по 2-2,5 часа).

4. Элементарная психология на английском языке: интересные факты о психологии; Психология и духовные ценности; Как ладить с детьми, учителями и родителями (3 тренинга по 2-2,5 часа).


III. Мастер-классы

принадлежит

Валентин Рыбалка

доктор философских наук, профессор

1.     Феномен темперамента у Б.Я. Цуканова Теория времени в индивидуальной психике.


принадлежит

Зинаида Становских

Кандидат философских наук

1. «Мой образ жизни: гармонизация мотивационно-смысловой сферы личности»

2. «Ресурсы моей жизни»


IV. Психодиагностика ППС, студентов и их родителей (по запросу).

принадлежит

Зинаида Становских

кандидат философских наук

1. Психодиагностика затрудненных проблем учебной деятельности детей.

2. Психодиагностика проблем дисциплины и девиантного поведения учащихся.

3. Психодиагностика проблем семейного общения детей.

4. Психодиагностика проблем общения со студенческим сообществом.

5. Психодиагностика проблем общения ППС.

6. Психодиагностика психосоматических проблем у детей и взрослых.


V. Индивидуальное консультирование

1.     Процесс оказания помощи осуществляется с использованием метафорических ассоциативных карточек (О. Радзимовская).

2.     Онлайн-консультации психологов и педагогов по широкому кругу психолого-педагогических вопросов из разных регионов Украины (В. Рыбалка, З. Становских).

3.     Индивидуальное психологическое консультирование и психокоррекционная работа с детьми школьного возраста по различным проблемам (трудности обучения, трудности общения в семье, трудности адаптации детей в обществе, психосоматические расстройства, проблемы токсикомании и психологической зависимости, пограничное психическое состояние и др. ) (З. Становских)

4.     Индивидуальное психологическое консультирование, психокоррекционная и психотерапевтическая работа со взрослыми по различным проблемам (трудности профессиональной деятельности, трудности общения в семье, проблемы психоэмоционального истощения, проблемы профессионального выгорания, проблемы личностного роста, проблемы зависимости разного типа и др.) (Z Становских)


VI. Тематические лекции

принадлежит

Зинаида Становских

кандидат философских наук

1.     Лекции по широкому кругу вопросов психологии развития для ППС (по запросу).

2.     Лекции по проблеме профессиональной саморегуляции и профилактике профессионального выгорания для взрослых.

3.     Лекции по проблемам общения с детьми разного возраста для родителей.

4.     Лекции о помощи и самопомощи в ситуации хронического социального стресса.

5.     Лекция о психологических особенностях работы с детьми-переселенцами в условиях общеобразовательного учреждения.

6.     Лекция о психологических особенностях общения педагогического коллектива и родителей детей-внутренне перемещенных лиц в условиях общеобразовательного учреждения.


VII. Грант развития

(по общеобразовательным предметам), Николай Бастун


Психолог

Время приема: Время приема:

Время приема :

Monday-Saturday: 08:30-17:00

Phone :

+99893 346 61 16

E-mail:

psixolog@sammi. uz

Адрес :

Самарканд, улица Амира Темура 18

0011

Дилором Абдурашитовна Джураева


Время приема18: 18 Понедельник-суббота: 08:30-17:00
Телефон : +99893 346 61 16
Электронная почта: [email protected]
Адрес : Самарканд, улица Амира Темура 18

ПСИХОЛОГ САМАРКАНДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


Работа психолога относится к сфере образовательных услуг и направлена ​​на повышение качества и эффективности подготовки кадров, формирование гармоничной личности и создание всестороннее гармоничное, целостное психологическое развитие учащегося.

Обязанность психолога высшей школы — внести достойный вклад в такое святое дело, как формирование интеллектуальных возможностей, человеческих качеств, знаний, умений и навыков, качеств специалиста.

Психолог, основываясь на своих знаниях о поведении и психической деятельности учащихся, возрастных закономерностях психического развития, профессиональных знаниях, особенностях взаимодействия учащихся и взрослых, со сверстниками, организации учебного процесса, предоставляет возможности индивидуального подхода к личности, определяет ее способности, выявляет возможные причины отклонения от нормы, пути психолого-педагогической коррекции. Таким образом, у психолога создается возможность повышения продуктивности воспитательной работы в системе высшего образования и формирования творчески активной личности..

В задачи психолога входит:

— психопрофилактические исследования

— психологическое просвещение и воспитание

— психодиагностика

— психическое развитие и психокоррекция

— психологическое консультирование.

1. Психопрофилактика — особый вид деятельности психолога, заключающийся в создании здоровой психологической среды для учащихся и преподавателей и обеспечении им оптимальных условий для развития их личности.

2. Психологическая работа и воспитание включает в себя проведение специальных психологических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятного психологического климата у обучающихся и ППС, повышение культуры поведения в ППС, содействие совершенствованию процесса общения между студентов и ППС, предоставляя широкий спектр консультаций в педагогических коллективах по личным и профессиональным проблемам, способствуя снятию и снижению психологического напряжения и утомления.

3. Психодиагностика – психодиагностических исследований, которые направлены на более глубокое психолого-педагогическое изучение студентов в процессе обучения и призваны выявить их индивидуально-психологические особенности и причины дефектов обучения.