Психолого педагогический консилиум в психопрофилактике это: Психолого — педагогический консилиум
Психолого-педагогический консилиум как форма деятельности психолога
Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум.
Задача психолога в педагогическом консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей).
Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой школьный психолог планирует решение нескольких задач:
- Показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и прочее, о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
- Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума. Нужно создать у учителя пусть небольшой, но собственный опыт видения ученика если и не иным, то хотя бы чуть-чуть измененным взглядом.
Важно пробудить у учителя сомнения в верности оценки ученика и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям:
«А если разобраться серьезно, что делали с ребенком? Прорабатывали на классном часе, в учительской, вызывали родителей. А знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит делать: кататься на коньках, ухаживать за животными, играть в шахматы, рисовать, лепить, строгать?… За что-нибудь его когда-либо похвалили? Поставили хоть раз в чем-нибудь в пример другим ребятам? Поручили какое-нибудь значимое для него дело? Поинтересовались, есть ли у него друг, а если нет, то помогли ли этого друга найти? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз «по душам», без упреков и угроз?..
Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов может поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю… можно ли еще что-то исправить?!
Не случайно гуманистическая психология придает такое большое значение субъективному опыту человека и глубоко личностным процессам, позволяющим человеку самостоятельно продвигаться в усвоении знаний.
Интересно
К. Роджерс писал, что есть особая трудность в передаче другому человеку психологического опыта по усвоению субъективно нового знания. Этот опыт человеку надо пройти самому, его нельзя передать прямым путем, о нем можно рассказывать, можно создавать условия, облегчающие поиск и накопление такого опыта, но его нельзя перенести из головы одного человека другому: учиться надо как бы заново. Поэтому многие избегают непривычных форм мышления: это хлопотно и трудоемко. И тогда понятно, почему люди часто предпочитают отмахнуться от всего нового.
Учителя в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?
Психолог же снимает всякую оценку с ученика. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему. И часто учитель с трудом меняет установку на ученика не только потому, что уж совсем не понимает, о чем говорит психолог (или кто-то другой), а потому, что, может быть, и бессознательно, не хочет усложнять жизнь самому себе. Поэтому здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю «переступить» через самого себя.
Таким образом, психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только учащихся, но и учителей, и всего педагогического коллектива.
Взаимодействие специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума | «Образование Ямала»
Ускова Л. А.
Педагог-психолог
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги
Л. А. Ускова, педагог- психолог, филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги,
Взаимодействие специалистов в рамках
психолого-педагогического консилиума
Педагогический консилиум считается одним из перспективных методов психопрофилактической работы, организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения. История педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю. К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса. До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования. Его близость по стилистике и общей направленности к медицинскому консилиуму и обусловила возникновение такого педагогического термина.
Ни для кого не секрет, что к нам на обучение поступают обучающиеся, которые по каким-то определенным причинам не смогли в полном объеме реализовать свои способности, раскрыться, самореализоваться. На наш педагогический коллектив возлагается большая ответственность научить и помочь приобрести знания, получить навыки той или иной профессии, помочь адаптироваться в коллективе, а далее адаптироваться в трудовом коллективе.
Преследуя данную цель, была выдвинута идея проведения педагогических консилиумов на базе нашего образовательного учреждения. Основа специфики и методика проведения ничем не отличается от общепринятой. В рамках своей деятельности педагогический консилиум руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов обучающихся, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, положением о психолого- медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
Организационная форма проведения постоянно действующая, наш консилиум – это скоординированная, объединенная общими целями команда педагогов. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения как группы в целом, так и обучающихся. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с группой или отдельным обучающимся.
Консилиум проводится поэтапно:
— На первом этапе участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают обучающихся и групповые коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях, их ближайшем окружении. В ходе реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, проводится психологическое обследование. Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению.
— На втором этапе проводится сам консилиум, у каждого педагога имеется определенная информация об обучающихся, о группе в целом согласно направленности педагогической деятельности.
Социальный педагог:
— предоставляет информацию об обучающихся «группы риска»;
— выявляет причины отклонений в поведенииобучающихся;
— даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.
Классный руководитель:
— предоставляет педагогическую характеристику;
— показатели поведения и общения в учебных ситуациях;
— описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
— описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;
— индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
Заместитель директора по учено-методической работе:
— является организатором консилиума;
— проводит мониторинг успеваемости и посещаемости;
— знакомит участников консилиума с результатами мониторинга.
В своей статье я хочу акцентировать ваше внимание на деятельности педагога-психолога, поделиться своим опытом.
По моему мнению, педагог-психолог – одна из ключевых фигур в проведении консилиума. На педагога-психолога возлагается большая ответственность найти раскрыть и акцентировать внимание педагогов на сильные и слабые стороны личности, познавательные возможности и способности каждой личности и группы обучающихся в целом. Поэтому педагог-психолог должен обладать психологической компетентностью, иметь специальные профессиональные знания, умения, навыки, способности и т.д. Знать специфику контингента, возрастные особенности, психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Одна из основных задач психолога – как можно больше получить информации об обучающихся, используя при этом разнообразные методики: наблюдение, изучение, анализ письменных работ, изучение медицинских карт, диагностика. Подробно я хочу акцентировать внимание на подборе методик, диагностического материала. Мой подход в выборе методик основывался на том, чтобы не только максимально облегчить практическое применение, но одновременно сделать диагностический материал доступным, информативным, надежным, и главное выбранные методики должны соответствовать целям преследуемыми педагогом-психологом.
Я хочу поделиться своим многолетним опытом в подборе необходимого диагностического материала для психологического портрета коллектива в целом, так и индивидуально на каждого обучающегося. Это классические, адаптированные методики, которые прочно вошли в мой рабочий практический арсенал.
№ п/п |
Название шкалы |
Автор теста и его название |
групповые |
||
1. 1. |
измерение межличностных взаимоотношений в группе и царящей в ней психоло-гической атмосферы;
|
Методика «Социометрия» обработка Д. Морена |
2. |
Изучение стиля и структуры межличностных отношений. |
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лури |
индивидуальные |
||
3. 5. |
Личностные качества определения акцентуированного поведения. |
Тест Леонгорда-Шмишека «Акцентуация характера» |
4. |
Изучение индивидуальных особенностей личности |
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла |
5. |
Изучение мотивационно-волевой сферы |
Диагностика мотивационно-волевой сферы по Г.Н. Казанцевой |
Данные методики дают возможность познать и изучить широкий спектр характерологических черт личности, определить индивидуальные особенности, выявить некоторые причины различных видов дезадаптации, раскрыть потенциальные способности, раскрыть психологическую атмосферу в группах. Информационная ценность данных методик в том, что результаты диагностического обследования позволят выделить особенности, главные проблемы в обучении и воспитании обучающихся, выстроить дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Третий и основной этап, педагогический коллектив на основе полученных результатов разрабатывает рекомендации по работе с отдельными обучающимися и групповыми коллективами.В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения обучающихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.
Список литературы:
1. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго — М., АРКТИ, 1999. – 138с
2. Римская Р. Практическая психология или Как научиться понимать себя и других.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.-376с.
3. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения: Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000 г
Центр психологической консультации и обучения
Главная — Научные учреждения — Центр психологической консультации и обучения
Директор Центра доктор философских наук, профессор Эдуард Помыткин |
Центр создан на базе Института педагогики и образования взрослых
НАП Украины
( Приказ от 24 октября 2014 г. № 78/2 )
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ от
Центр психологического консультирования и обучения
Центр психологического консультирования и обучения
предложения:
I. Психологический Тренинги
удерживается
Эдуард Помыткин
доктор философских наук, профессор
1. Развитие духовного потенциала личности: мотивация, диагностика и реализация духовного потенциала личности.
2. Жизненный взгляд человека: психологическая диагностика и оздоровление.
3. Тренинг эмоционального благополучия: управление индивидуальными эмоциональными траекториями.
4. Эффективное управление мышлением: интенсивность, направленность и конструктивность.
5. Встреча с подсознанием: Тайна сна, Диагностика и улучшение сновидений.
6. Совладание со страхами: от самопознания к самосовершенствованию.
7. Принятие жизненно важных стратегических решений: выбор спутника жизни.
8. Принятие жизненно важных стратегических решений: профессиональная идентичность.
9. Семейные отношения сегодня и завтра: совместимость, психологический прогноз и практика гармонизации.
10. Искусство строительства жизни: приоритеты и сфера самореализации.
11. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности.
12. Эффективные методы и техники самовосстановления: искусство релаксации и визуализации.
Продолжительность обучения: 2-6 часов с перерывом на обед.
Проведение тренинга возможно при наличии 10-15 участников.
принадлежит
Оксана Радзимовская
1. Тренинг для молодых учителей: Развитие профессиональной идентичности учителя – Презентационная версия (краткий обзор содержания учебных модулей, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).
2. Тренинг для студентов профессиональных вузов: Развитие профессиональной идентичности бармена, официанта и продавца – Краткая версия – 5 тренировок (по 2 часа), полная версия – 15 тренировок (по полчаса).
3. Эмоциональная саморегуляция ППС: Тренинг повседневных приемов – Презентационная версия (краткий обзор содержания модулей тренинга, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).
4. Хотим, умеем, можем: волевая саморегуляция в работе педагогического коллектива – Презентационный вариант (краткий обзор содержания учебных модулей, мини-лекция, 1-2 упражнения) – 1,2-2 часа; полная версия (10 часов) – 5 тренировок (по 2 часа каждая).
принадлежит
Зинаида Становских
кандидат философских наук
1. Гармония жизненной активности: как создать баланс между работой и отдыхом – 6 часов однодневного обучения.
2. My Vital Resources – 4 часа однодневного обучения.
3. Мотивы и смысл профессиональной реализации взрослых – 5 часов однодневного тренинга.
4. Психопрофилактика профессиональных кризисных состояний – двухдневных тренингов по 5 часов в день.
5. Психологические приемы и средства самоконтроля педагогических работников в профессиональных стрессовых ситуациях – 5 часов однодневного обучения.
6. Методы и средства поддержки при травмах людей с опытом – 5 часов однодневного обучения.
7. Психологические аспекты работы и общения с детьми, пережившими личную травму – 5 часов однодневного обучения.
II. Мастерские
принадлежит
Эдуард Помыткин
доктор философских наук, профессор
1. Личностное развитие Потребности человека на разных возрастных этапах: прогноз и Причинно-следственные связи.
2. Развитие индивидуального сознания: этапы и перспективы.
3. Искусство управления индивидуальной интеллектуальной деятельностью.
4. Психология общения. Коммуникационные барьеры и копинг.
5. Психология личностного духовного роста. Теория, практика и диагностика.
6. Теория и практика индивидуального самосовершенствования. Энциклопедия личностных качеств и методов их развития.
7. Психология семейных отношений. Семейное консультирование и психотерапия. Гармонизация семейных отношений.
8. Элементарные ошибки психологии и семейного воспитания.
9. Развитие ребенка Возраст — Сопутствующие потребности. Мужские и женские аспекты образования.
10. Духовно-личностный подход в Консультирование и психотерапия. Жизненные цели и установка ориентиров.
11. Страх в жизни человека. Причины и направления исправления.
12. Психологическая основа построения команды: личная конгруэнтность и социальное единство.
13. Профессиональная ориентация для старшеклассников и взрослых.
14. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. Индивидуальные особенности и стиль профессиональной самореализации.
15. Влияние слова на сознание и подсознание. Психологические основы ораторского мастерства.
Продолжительность обучения: 2-4 часа. Проведение обучения возможно при наличии минимум 10 человек.
принадлежит
Оксана Радзимовская
1. Цените каждое мгновение. Тайм-менеджмент в нашей жизни (3-5 тренингов по 2-2,5 часа).
принадлежит
Елена Шкиренко
кандидат философских наук
1. Развитие личных духовных ценностей (3 тренинга по 2-2,5 часа). Возможные вопросы для рассмотрения: Психология и индивидуальные духовные ценности. Иерархическая система индивидуальных ценностей. Личные жизненные ценности. Семейные ценности. Социальные ценности. Индивидуальные профессиональные ценности. Общечеловеческие ценности. Личные экзистенциальные (высшие) ценности.
2. Путь Добра, Красоты, Правды и Любви (3 тренировки по 2-2,5 часа).
3. Духовные ценности, духовный потенциал и конструктивное решение индивидуальных проблем (3 тренинга по 2-2,5 часа).
4. Элементарная психология на английском языке: интересные факты о психологии; Психология и духовные ценности; Как ладить с детьми, учителями и родителями (3 тренинга по 2-2,5 часа).
III. Мастер-классы
принадлежит
Валентин Рыбалка
доктор философских наук, профессор
1. Феномен темперамента у Б.Я. Цуканова Теория времени в индивидуальной психике.
принадлежит
Зинаида Становских
Кандидат философских наук
1. «Мой образ жизни: гармонизация мотивационно-смысловой сферы личности»
2. «Ресурсы моей жизни»
IV. Психодиагностика ППС, студентов и их родителей (по запросу).
принадлежит
Зинаида Становских
кандидат философских наук
1. Психодиагностика затрудненных проблем учебной деятельности детей.
2. Психодиагностика проблем дисциплины и девиантного поведения учащихся.
3. Психодиагностика проблем семейного общения детей.
4. Психодиагностика проблем общения со студенческим сообществом.
5. Психодиагностика проблем общения ППС.
6. Психодиагностика психосоматических проблем у детей и взрослых.
V. Индивидуальное консультирование
1. Процесс оказания помощи осуществляется с использованием метафорических ассоциативных карточек (О. Радзимовская).
2. Онлайн-консультации психологов и педагогов по широкому кругу психолого-педагогических вопросов из разных регионов Украины (В. Рыбалка, З. Становских).
3. Индивидуальное психологическое консультирование и психокоррекционная работа с детьми школьного возраста по различным проблемам (трудности обучения, трудности общения в семье, трудности адаптации детей в обществе, психосоматические расстройства, проблемы токсикомании и психологической зависимости, пограничное психическое состояние и др. ) (З. Становских)
4. Индивидуальное психологическое консультирование, психокоррекционная и психотерапевтическая работа со взрослыми по различным проблемам (трудности профессиональной деятельности, трудности общения в семье, проблемы психоэмоционального истощения, проблемы профессионального выгорания, проблемы личностного роста, проблемы зависимости разного типа и др.) (Z Становских)
VI. Тематические лекции
принадлежит
Зинаида Становских
кандидат философских наук
1. Лекции по широкому кругу вопросов психологии развития для ППС (по запросу).
2. Лекции по проблеме профессиональной саморегуляции и профилактике профессионального выгорания для взрослых.
3. Лекции по проблемам общения с детьми разного возраста для родителей.
4. Лекции о помощи и самопомощи в ситуации хронического социального стресса.
5. Лекция о психологических особенностях работы с детьми-переселенцами в условиях общеобразовательного учреждения.
6. Лекция о психологических особенностях общения педагогического коллектива и родителей детей-внутренне перемещенных лиц в условиях общеобразовательного учреждения.
VII. Грант развития
(по общеобразовательным предметам), Николай Бастун
Психолог
Время приема: Время приема:
Время приема : | Monday-Saturday: 08:30-17:00 |
Phone : | +99893 346 61 16 |
E-mail: | psixolog@sammi. uz |
Адрес : | Самарканд, улица Амира Темура 18 0011 |
Дилором Абдурашитовна Джураева
Время приема18: 18 | Понедельник-суббота: 08:30-17:00 |
Телефон : | +99893 346 61 16 |
Электронная почта: | [email protected] |
Адрес : | Самарканд, улица Амира Темура 18 |
ПСИХОЛОГ САМАРКАНДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Работа психолога относится к сфере образовательных услуг и направлена на повышение качества и эффективности подготовки кадров, формирование гармоничной личности и создание всестороннее гармоничное, целостное психологическое развитие учащегося.
Обязанность психолога высшей школы — внести достойный вклад в такое святое дело, как формирование интеллектуальных возможностей, человеческих качеств, знаний, умений и навыков, качеств специалиста.
Психолог, основываясь на своих знаниях о поведении и психической деятельности учащихся, возрастных закономерностях психического развития, профессиональных знаниях, особенностях взаимодействия учащихся и взрослых, со сверстниками, организации учебного процесса, предоставляет возможности индивидуального подхода к личности, определяет ее способности, выявляет возможные причины отклонения от нормы, пути психолого-педагогической коррекции. Таким образом, у психолога создается возможность повышения продуктивности воспитательной работы в системе высшего образования и формирования творчески активной личности..
В задачи психолога входит:
— психопрофилактические исследования
— психологическое просвещение и воспитание
— психодиагностика
— психическое развитие и психокоррекция
— психологическое консультирование.
1. Психопрофилактика — особый вид деятельности психолога, заключающийся в создании здоровой психологической среды для учащихся и преподавателей и обеспечении им оптимальных условий для развития их личности.
2. Психологическая работа и воспитание включает в себя проведение специальных психологических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятного психологического климата у обучающихся и ППС, повышение культуры поведения в ППС, содействие совершенствованию процесса общения между студентов и ППС, предоставляя широкий спектр консультаций в педагогических коллективах по личным и профессиональным проблемам, способствуя снятию и снижению психологического напряжения и утомления.
3. Психодиагностика – психодиагностических исследований, которые направлены на более глубокое психолого-педагогическое изучение студентов в процессе обучения и призваны выявить их индивидуально-психологические особенности и причины дефектов обучения.