Психомоторная линия развития: ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА — Extempore

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА — Extempore

Первые три года жизни являются критическими в плане развития ребенка. В этот период закладывается фундамент будущей личности, формируются основы физического и психического здоровья. Поэтому информированность родителей о закономерностях развития ребенка является предпосылкой их сознательного отношения к формированию его личности, ответственности за его благополучие и полноценную реализацию потенциальных возможностей.

Эффективность этого развития в значительной мере зависит от умения родителей. Мать и другие члены семьи в большинстве случаев имеют желание способствовать развитию ребенка, но, к сожалению, зачастую они не знают как. Поэтому ответственность за обучение матери и консультирование с целью развития возложена на медицинских работников.

Первые три года жизни ребенка характеризуются совершенно уникальными процессами, которые проявляются в приобретении ребенком множества психических и моторных навыков. К ним относятся целенаправленность действий, ходьба, формирование абстрактного мышления, ассоциаций, игровой деятельности и социального контакта, речи, установление контроля над мочеиспусканием и дефекацией и многое другое. За столь короткий промежуток жизни малыш знакомится со своим телом, осваивает окружающее пространство, учится общению с другими людьми и из абсолютно беззащитного новорожденного превращается в очаровательного, активного, подвижного и любознательного человечка. Все это происходит в результате реализации сложнейших процессов формирования внутриполушарных и межполушарных связей головного мозга, связи с периферическими центрами, нервно-мышечной передачи сигнала, слаженной работы нервной и эндокринной систем и многого другого, чего мы, к сожалению, не знаем и что является великим таинством развития.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности.

Например, малыш не может овладеть ползанием раньше, чем переворачиваться со спины на живот. Поэтому последовательность овладения теми или иными навыками, пожалуй, не менее важна, чем сроки, в которые малыш приобретает эти умения.

Скорость освоения двигательными навыками у разных детей значительно отличается. Например, переворот со спины на живот один ребенок может освоить в 2,5 месяца, а другой в — 4 месяца. Однако в наших силах контролировать процесс развития и направлять его в правильное русло. И основная роль в этом принадлежит родителям, и главным образом матери.

Психомоторное развитие ребенка отражает становление разных отделов его нервной системы в определенные периоды жизни, а соответствие возрастным нормативам приобретения навыков служит главным критерием здоровья любого малыша первых трех лет жизни.

В соответствии с «Клиническим протоколом медицинского ухода за здоровым ребенком до 3-х лет» №149 от 20.03.2008 оценку психомоторного развития детей в настоящее время проводит врач-педиатр, а не невролог, как это было ранее.

Эта оценка является неотъемлемой частью ежемесячного профилактического медицинского осмотра. Ее цель — это определение соответствия развития ребенка его возрастному периоду. В настоящее время оценка проводится с использованием специальных таблиц, которые рекомендованы протоколом. В них представлены возрастные особенности психомоторного развития ребенка. Для примера приведем критерии оценки психомоторного развития ребенка в 6 месяцев (табл. 1).

Методика и критерии оценки

Из приведенной таблицы видно, что для определения психомоторного развития необходимо оценить следующие критерии:

  • Моторику — целенаправленную, манипулятивную деятельность ребенка.
  • Статику — фиксацию и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.
  • Сенсорные реакции — формирование определенных реакций на свет, боль, прикосновения.
  • Речь — экспрессивную речь и понимание речи.
  • Психическое развитие — положительные и негативные эмоции, становление социального возраста.

Критерии оценки психомоторного развития ребенка зависят от его возраста. На первом году жизни интенсивность развития и изменения в двигательной, психической, сенсорной сферах наиболее выражены. С этим связаны более частые осмотры врача-педиатра в этот период.

 

Возрастные особенности оценки психомоторного развития

  1. Психомоторное развитие новорожденного определяется:
  • соотношениями между периодами сна и бодрствования
  • характером крика
  • мышечным тонусом
  • наличием симметричных безусловных рефлексов
  • сенсорными реакциями на свет и звук
  1. Первый год жизни оценивается по уровню развития:
  • зрительных и слуховых реакций
  • эмоциональной сферы
  • моторики
  • сенсорной речи
  1. Второй-третий год жизни:
  • продолжение становления психомоторного развития
  • игровая деятельность (появление сюжетных игр)
  • формирование навыков самообслуживания

Чтобы эффективно провести оценку психомоторного развития, медицинские работники должны хорошо знать особенности нормального психомоторного развития ребенка.

Также важно, чтобы после выполненной оценки должным образом было проведено консультирование семьи, так как это дает возможность как матери, так и другим членам семьи, активно участвовать в развитии ребенка, понимать его возможности и потребности, его сильные и слабые стороны. При этом очень важно, чтобы медицинские работники не сосредотачивались только на поиске отставаний, а больше времени уделяли поиску возможностей, которые позволят ребенку, используя те навыки, которые он уже получил, повлиять на развитие недостающих навыков.

При оценке психомоторного развития необходимо учитывать, что результаты осмотра у новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень его комфорта, обстановки, в которой проводится осмотр, и других причин. Чтобы убедиться в отсутствии функции или ее снижении, необходимо провести повторный осмотр.

Как уже говорилось выше, для оценки психомоторного развития ребенка используют таблицы, приведенные в «Клиническом протоколе медицинского ухода за здоровым ребенком до 3-х лет» №149.

В каждой таблице указан возраст ребенка. Необходимо оценить все критерии развития, указанные в таблице, в соответствии с возрастом ребенка. После определения психомоторного развития ребенка, необходимо провести оценку полученных результатов и определить дальнейшую тактику наблюдения.

При оценке психомоторного развития ребенка первого месяца жизни, периода новорожденности обязательно оцениваются безусловные рефлексы, их наличие, симметричность, выраженность. Остановимся на методике проверки основных из них.

 

Методика проверки безусловных рефлексов

Поисковый рефлекс: при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается языком коснуться места раздражения. Хорошо выражен перед кормлением и наблюдается у детей до 3–4 месяцев.

Хоботковый рефлекс: легкий удар пальцами вызывает сокращение круговой мышцы рта, губы вытягиваются в хоботок. Физиологический, сохраняется до 2–3 месяцев.

Хватательный рефлекс верхний: при надавливании на ладонную поверхность кисти пальцы ребенка рефлекторно сжимаются. Физиологический, наблюдается до 3–4 месяцев.

Рефлекс ползания (Бауэра): положение на животе, голова по средней линии. В таком положении ребенок совершает ползающие движения — спонтанное ползание. Если к подошве приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами. Физиологический рефлекс, сохраняется до 4 месяцев.

Рефлекс Моро (положение на спине). Рефлекс вызывается различными приемами — ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, звуковым или вибрационным раздражителем. Ответной реакцией ребенка является отведение рук в стороны, выпрямление ножек, предварительно согнутых и прижатых к животу — 1 фаза рефлекса Моро. Сведение рук с тенденцией к охвату туловища — 2 фаза рефлекса Моро. Рефлекс хорошо выражен до 4 месяцев, затем начинает угасать.

 

Оценка функции зрительного и слухового анализатора

При оценке психомоторного развития малыша также необходимо оценить функцию зрительного и слухового анализатора.

Зрительная функция у новорожденного определяется общей реакцией на световой раздражитель. Если к глазам спящего новорожденного поднести фонарик, у него усиливается смыкание век. При открытых глазах ребенок щурится и пытается увернуться от света.

При оценке на 2-м месяце жизни проводят ярким предметом из одной стороны в другую на высоте 30 см над глазами лежащего на спине малыша — при развитом зрении ребенок следит за движущимся предметом.

Слуховая функция у новорожденного определяется реакцией на звук. Ребенок в ответ на голос, звук игрушки, удар по металлическому предмету закрывает глаза, морщит лоб, появляется гримаса плача, малыш пытается повернуть голову на звук. Реакция на громкий звук может сопровождаться также подергиванием глаз, сужением, а затем расширением зрачков.

Методика оценки слухового анализатора: легко хлопнуть ладонями на расстоянии 30–40 см от ушей ребенка. При этом малыш, который слышит, моргает или закрывает глаза. На втором-третьем месяцах жизни слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер, ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, который он не видит (на звук игрушки).

Вот как приблизительно может выглядеть методика проведения оценки психомоторного развития 3-месячного ребенка (табл. 2).

Педиатр должен оценить все перечисленные критерии развития. Нужно отметить, как ребенок держит голову и поднимается, лежа на животе, как он двигается и укрепляет мышцы рук, ног, головы и шеи, туловища, которые помогут ему через некоторое время перевернуться и сесть. Может ли ребенок поднять голову и руки, когда лежит на животе? Гулит ли ребенок? Улыбается? Что ребенок может делать ручками? Когда малыш видит какие-то предметы, тянется ли он к ним, хватает ли их ручками? Необходимо проконсультировать мать и рассказать ей, чему ребенок должен научиться в следующем месяце и как она может играть с ребенком, чтобы помочь малышу в этом.

Маленькие дети очень чувствительны к изменению настроения своих родителей, поэтому, прежде всего, необходимо объяснить родителям, что будет происходить при осмотре и с какой целью. При оценке навыков маленького пациента необходимо попросить маму предложить ребенку выполнить соответствующие действия. Очень важно, чтобы малыш не боялся, — это поможет исключить неправильную интерпретацию результатов оценки того или иного навыка.

В кабинете медицинского работника не должно быть много игрушек, чтобы не отвлекать ребенка. При оценке способностей малыша желательно предлагать ему игрушки, соответствующие его возрасту. Простые, безопасные и «понятные» игрушки являются наиболее приемлемыми, потому что ребенок привык к этим предметам и оценка может быть адекватно проведена. Например, для ребенка 2–4 месяцев наиболее подходящими будут шелестящая ткань, яркие погремушки одного цвета с тонкой ручкой. Яркие и большие игрушки необходимы только для стимуляции переворачивания ребенка на живот. Погремушка может быть сделана из цветных прищепок, которые помещены в пластиковую емкость. Ребенок в возрасте 8–12 месяцев может брать эти прищепки из емкости и класть их обратно.

 

Интерпретация результатов оценки психомоторного развития и последующий план действий

Необходимая информация изложена в протоколе, в таблице «Тактика врача относительно результатов оценки психомоторного развития ребенка» (табл. 3).

При оценке психомоторного развития ребенка важно учитывать, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям. Впервые выявленное отставание появления определенных навыков на первом году жизни на 1 месяц, на втором — на 3 месяца, на третьем — на 6 месяцев не является причиной для постановки диагноза и консультирования детским врачом-невропатологом. В этом случае необходимо провести консультирование матери по уходу с целью развития и назначить ребенку осмотр в динамике с повторной оценкой психомоторного развития. Срок повторного осмотра педиатр определяет самостоятельно. Только при отсутствии позитивной динамики при повторной оценке психомоторного развития назначается обследование ребенка, включающее консультацию детского врача-невропатолога.

 

Границы появления основных навыков

Ниже приведенный график, разработанный ВОЗ, показывает «окна приобретения навыков» — возраст, в котором ребенок обычно достигает определенных этапов развития: сидит без поддержки, стоит с поддержкой, ползает, опираясь на ладони и колени, ходит с поддержкой, ходит самостоятельно. Возраст приобретения навыков, приведенный на графике, — это средние значения. Большинство абсолютно нормальных детей приобретают некоторые навыки раньше среднего значения, а некоторые — наоборот, позже. Протокол №149 дает информацию о среднем возрасте, в котором большинство детей приобретают те или иные навыки (табл. 4).

Консультирование матери и семьи с целью развития ребенка

После проведения оценки психомоторного развития необходимо проконсультировать и обучить мать и семью уходу с целью развития ребенка. Для этого в приказе предложены рекомендации для родителей, следуя которым они смогут развивать психомоторное развитие своего ребенка в зависимости от его возраста. Действия родителей должны быть направлены на стимуляцию развития крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, развитие речи и интеллекта, а также эмоций и социализации. Например, для занятий по уходу в целях развития ребенка возрастом до 6 месяцев рекомендуется использовать колокольчики из различных материалов, погремушки, удобные для отработки навыка захвата предметов, звуковые игрушки, музыкальные игрушки, металлические чашки, деревянные ложки, яркие контрастные игрушки.

Если ребенок не может выполнить предложенные ему действия или есть задержка в появлении навыков, необходимо показать матери, как проводить занятия с ребенком с целью развития и использовать дополнительные стимулы по развитию навыков, которые отстают.

Конечной целью консультирования по уходу в целях развития является помощь матери в обучении тому, как надо заниматься с ребенком, каким образом стимулировать его развитие и как адекватно реагировать на его потребности. Рекомендации могут помочь установить контакт между матерью и ребенком, помогая тем самым малышу обучаться новым навыкам. Даже один успешный положительный пример на практике будет стимулировать как мать, так и ребенка, продолжить подобные действия дома.

Очень важно иметь в поликлинике предметы, с помощью которых можно продемонстрировать игру или пример общения. Во время визита матери с ребенком врач может сделать это в следующей последовательности. Начать обучение и рекомендации необходимо с похвалы матери. Нужно похвалить её за то, что она улыбается малышу, смотрит на него, держит близко к себе, разговаривает и играет с ним, то есть даже за самую малость, которую она делает правильно.

Затем необходимо привлечь внимание ребенка. Сначала нужно помочь матери привлечь внимание ребенка к ней самой. Она может смотреть на малыша, улыбаться ему, говорить с ним до тех пор, пока ребенок не отреагирует. Она также может перемещать предметы перед ребенком, пока он не потянется к ним.

В этот момент очень важна реакция на действия ребенка. Возможно, матери понадобиться в этом помощь врача. Она может копировать звуки ребенка или реагировать на движения его рук и ног. Часто малыш будет повторять эти движения и звуки, чтобы мать отреагировала на них снова. Это усилит попытки ребенка производить звуки и движения, а также будет приятно матери. И то и другое важно для развития малыша.

Когда мать и ребенок реагируют друг на друга, легче вводить новые игры. Например, нужно дать матери 14-месячного ребенка кубики и пластиковую емкость и предложить научить малыша складывать кубики в эту емкость. Можно помочь ей начать игру, если необходимо. Врачу важно отмечать любую успешную попытку матери и помочь ей показать ребенку, что ей это очень нравится. Важно также обратить внимание матери, что ребенку должна нравиться игра с ней. Часто так происходит, что как только дети научились играть во что-либо, они хотят повторять это несколько раз. Мать может начать игру снова.

Затем нужно закрепить рекомендации по игре или общению: «Дайте вашему ребенку предметы, которые можно сложить в контейнер или друг на друга, а также вынимать оттуда. Это обучит ребенка новым навыкам, которые помогут ему правильно развиваться». И посоветовать продолжить эту игру дома, тогда ребенок запомнит её.

Если ребенок почти перешел в другую возрастную группу или легко справляется с задачей, можно обсудить рекомендации для следующей возрастной группы.

Как и в любом консультировании, в завершение беседы необходимо проверить, поняла ли мать данные ей рекомендации. До того  как мать с ребенком покинут кабинет, врачу обязательно необходимо увидеть, как они их выполняют. Это поможет врачу понять, что мать сможет выполнять их дома.

Вот пример того, что можно порекомендовать матери, чтобы поддержать уход с целью развития ребенка 9 месяцев.

Моторика и статика:

  • Играйте с ребенком безопасными чистыми предметами домашнего обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки, ложки, покажите, как стучать по кастрюлям и горшочками, научите ребенка открывать и закрывать крышки, сортировать объекты и собирать из них башню, а также позволяйте ребенку есть руками, это поможет сделать его руки более ловкими.

Эмоциональное развитие:

  • Ребенок может бояться расставаться с вами. Если вам нужно на некоторое время оставить ребенка, помогите ему справиться со страхом разлуки: мягко расскажите ему, собираясь уходить, что вы вернетесь и поиграете с ним в его любимую игру, делайте акцент не на том, что вы уходите, а на том, что будет после того, как вы вернетесь. Игра в прятки — известная игра, которая поможет ребенку понять, что вы не исчезли навсегда в тот момент, когда ребенок вас не видит.
  • Ребенок хорошо чувствует, когда люди сердятся и выражают свой гнев, он может расстраиваться из-за этого. Не подвергайте ребенка такой эмоциональной нагрузке.
  • Ваша любовь и то время, которое вы посвящаете малышу, ваша заинтересованность в том, что делает ребенок, и ваша поддержка его интереса помогут ему расти уверенным в себе.

Общение:

  • Отвечайте на звуки, которые издает ребенок, реагируйте на то, что его заинтересовало. Разговаривайте с ним, пойте ему, вторя его гулению, замечайте и отвечайте, когда ребенок хочет вам что-то сказать. Если рассказывать ребенку что-то интересное, читать ему, объяснять названия предметов, имена людей, это поможет ему научиться говорить и общаться.

В конце приема нужно еще раз объяснить матери важность ухода в целях развития. Матери необходимо осознать, что игры и общение, так же как и хорошее питание, помогут ее ребенку вырасти здоровым. Это особенно важно в первые годы жизни.

При написании статьи были использованы материалы тренинга «Основы ухода, наблюдения и профилактика заболеваний у новорожденных и детей раннего возраста», разработанного проектом «Здоровье матери и ребенка», USAID.

Особенности психомоторного развития ребенка

Особенности психомоторного развития ребенка

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.
Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.


Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.


Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.


Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.


Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

 

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
  4. аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.


В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.


В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

 

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др. ;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.


Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.


Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.


Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.


На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.


На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.


По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.


Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.


В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.


Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.


В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».


Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды: 1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться; 2) в 4 месяца узнает маму; 3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету; 4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками; 5) в 3 года знает свое полное имя; 6) в 4 года умеет считать; 7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.


Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).
 
Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).
Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.


Для определения групп развития необходимо:

 

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.


Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

Упражнения по физкультуре для привлечения учащихся к трем областям обучения

Как известно всем учителям физкультуры, физкультура — это не только игры и побуждение детей к движению; Учителя физкультуры также несут огромную ответственность за создание основы для здоровой физической активности и положительного образа тела. Не будем забывать, что преподаватели физкультуры должны вовлекать своих учеников в аутентичные, мотивирующие уроки, которые будут развивать их физическую грамотность, а также развивать навыки в трех областях обучения и физической подготовки, связанных со здоровьем (психомоторная, когнитивная и аффективная). Имея все это в виду, с чего мы начнем?

Во-первых, давайте рассмотрим каждую из трех областей обучения в рамках физического воспитания. После рассмотрения доменов мы проанализируем уроки физкультуры для конкретных классов, которые вы можете использовать в качестве моделей для беспрепятственного включения каждого домена в вашу инструкцию по физкультуре.

Психомоторная область (тело)

Психомоторная область относится к физическим аспектам обучения. Он касается движения, рефлексов и того, как мышцы задействованы во время физической активности. На занятиях по физкультуре вы можете помочь учащимся развить ряд психомоторных навыков, включая рефлексивные навыки, способности к восприятию и сложные навыки более высокого порядка, требующие сочетания физических способностей для выполнения движения.

Когнитивная область (мозг)

Когнитивная область направлена ​​на развитие знаний о содержании и интеллектуальных навыков. Преподавание и обучение в когнитивной области имеют важное значение для физкультуры, так как без этого учащиеся с меньшей вероятностью поймут правила или разработают стратегии, чтобы преуспеть в деятельности, спорте и играх. Вы можете использовать Таксономию Блума как инструмент для расширения знаний учащихся о здоровых движениях.

Аффективная сфера (чувства)

Аффективная сфера фокусируется на чувствах, отношении и ценностях учащихся в отношении движения. Обучение в этой области трудно измерить, потому что оно происходит внутри компании. Однако вы можете использовать Аффективную таксономию Блума в качестве руководства для наблюдения за обучением ваших учащихся. Для начала сосредоточьтесь на способности учащегося концентрировать внимание и придавать значение важности движения.

Чтобы узнать больше о каждой из областей обучения и фитнеса, связанных со здоровьем, перейдите по этой ссылке.

Теперь давайте рассмотрим некоторые задания по физкультуре для конкретных классов и поразмышляем о том, как реализуются области обучения. Эти общие занятия не сосредоточены на конкретных блоках физкультуры и могут быть реализованы в любой момент в течение учебного года или в качестве разминки в начале урока.

В этом упражнении учащиеся выстраиваются в группы и передвигают мешок с фасолью от одного конца очереди к другому, не давая ему упасть на пол. В качестве дополнительного элемента вы можете включить музыку. Когда музыка заканчивается, побеждает та команда, которая дальше всех передвинула мешочек с фасолью по линии.

Психомоторика

Учащиеся развивают зрительно-моторную координацию, рефлекторные навыки и основные модели движений, когда они переносят мешочек с фасолью по линии, ловят ее, чтобы она не упала, и мчатся от одного конца линии к другому.

Когнитивный

Учащиеся анализируют, какие положения и стратегии для сидения будут наиболее эффективно и быстро перемещать погремушку по линии (например, над головой, из стороны в сторону), и они применяют и модифицируют эти методы по мере прохождения задания.

Эмоциональный

Чтобы хорошо справиться с этой задачей, учащиеся должны обращать внимание на движения своих товарищей по команде и придавать значение важности предотвращения удара мешка с фасолью об пол.

Учащиеся формируют команды для участия в эстафете в крестики-нолики. Учащиеся бегут из одного конца спортзала в другой, ставя маркер своей команды на доску для игры в крестики-нолики. Затем они возвращаются и отмечают своего товарища по команде, который затем мчится через спортзал, чтобы поставить маркер на доске, и так далее. Цель игры состоит в том, чтобы устроить скандал раньше, чем это сделает команда соперника.

Психомоторный

Учащиеся выполняют линейные упражнения; они работают над скоростью, контролем и балансом, быстро перемещаясь к доске для игры в крестики-нолики и поворачиваясь, чтобы пробежать через тренажерный зал.

Познавательный

 Учащиеся оценивают, где лучше всего поставить маркер. Во многих случаях им придется предсказывать, где их противник сначала поставит маркер, и предвидеть, как заблокировать следующего противника от создания ряда.

Аффективный номер:  Студенты ставят перед собой задачу пробежать до конца спортзала как можно быстрее, выбрать лучшее место для маркера и помешать своим противникам выиграть игру. Чтобы добиться хороших результатов в этой деятельности, учащиеся должны ценить свой вклад в работу команды.

Учащиеся перестраивают башню, перемещая каждую часть влево, не кладя больший объект на меньший объект. Фишка в том, что они могут делать только одно движение за раз. В перерывах между ходами они должны бежать в указанное место и выполнять отжимания в меру своих возможностей.

Психомоторный

Это отличный способ научить учащихся эффективно выполнять отжимания. Учащиеся должны выполнить правильное отжимание, пробежать в один конец спортзала, пробежать назад и повторить.

Познавательный

Учащиеся оценивают, как воссоздать башню за минимальное количество шагов. Они также должны оценить свою технику отжиманий и при необходимости изменить свои движения, чтобы продолжать участвовать в упражнении даже после того, как оно станет физически трудным.

Аффективный

 Учащиеся ставят перед собой задачу как можно быстрее добежать до конца спортзала, проявить терпимость к боли при отжиманиях и проявить упорство, несмотря на испытания и трудности.

Статьи

Как перевернуть класс

Перевернутое обучение — одна из новейших образовательных тенденций в современных классах K-12. Перевернутая модель буквально меняет способ преподавания в классе. Проще говоря, вместо учителя, использующего класс… Читать дальше »

Подробнее о том, как перевернуть класс

Учащиеся учатся измерять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и активности. Затем они практикуют различные техники ходьбы (например, шагающие выпады и высокие колени) и измеряют частоту сердечных сокращений после завершения каждого движения. Студенты также выполняют серию отжиманий и отжиманий на трицепс, чтобы увидеть, как на их частоту сердечных сокращений влияет использование различных групп мышц.

Психомоторный

Учащиеся воспроизводят действия в соответствии с указаниями учителя; они работают над балансом и точностью, выполняя каждое новое движение; осваивают умение переключаться между движениями; и они задействуют различные группы мышц.

Когнитивные

 Учащиеся учатся измерять частоту сердечных сокращений; они анализируют, как движение влияет на их сердечный ритм; и они сравнивают и сопоставляют различия, которые различные движения имеют в повышении и снижении их частоты сердечных сокращений.

Эмоциональный

 Учащиеся начинают понимать важность упражнений и того, какие занятия лучше всего увеличивают частоту сердечных сокращений, чтобы получить максимальную отдачу от тренировок.

Чтобы узнать больше об аутентичных и увлекательных занятиях по физкультуре и о том, как развивать навыки учащихся в трех областях обучения и фитнеса, связанных со здоровьем, ознакомьтесь с нашим курсом Game On! Накачивание детей на физкультуре Сорт. Дополнительные планы уроков физкультуры и идеи можно найти на веб-сайте SPARK и в PE Central.

Психомоторное развитие ребенка

В предыдущих статьях этой серии мы знакомили вас со всеми способностями, по которым мы оцениваем правильность психомоторного развития ребенка. Постепенно мы прошли периоды от рождения до 4-го месяца жизни ребенка. Сегодня мы сосредоточимся на том, как вы можете проверить правильность развития ваших детей между 5-м и 6-м месяцем, и по каким сигналам вы узнаете, что что-то не так.

5-й МЕСЯЦ

Будет ли ребенок вращаться через 5 месяцев, зависит от большой части, сможет ли он хватать и тянуться за предметы за среднюю линию (например, левая рука хватает игрушку, предложенную с правой стороны).

Что должен уметь делать ребенок, лежа на спине?

Ребенок должен без проблем держать свое тело прямо.

Это означает, что голова, туловище и ноги находятся на одной прямой. Эта способность развивалась с 3-го месяца жизни. Но если вы наблюдаете на 5-м месяце сохраняющуюся асимметрию в том, как ребенок держит ось прямо (ребенок не в состоянии поставить голову, шею, туловище и ноги в прямую линию, при этом ось плеч и таза находится в под прямым углом к ​​продольной оси) следует обратить внимание!

Другим типичным моментом после достижения 5-го месяца является то, что ребенок способен поднимать ноги на такую ​​высоту, на которую он может дотянуться икрами, лодыжками или пальцами ног.

Чтобы малыш смог в достаточной мере задействовать мышцы живота и приподнять попу от земли. Ребенок должен во время этого «тяжелого» упражнения удерживать тело в симметричном положении.

 

1. сигнал неправильного развития

Если ребенок может оставаться в симметричном положении, однако часто возвращается в асимметричное положение, следует обратиться к неврологу, педиатру или непосредственно к профильному физиотерапевту. После беседы с одним из специалистов следует приступить к коррекции осанки с помощью идеальных реабилитационных методов.

 

Иногда дети любят играть своими ногами. Они увлеченно следят за своими ногами, как они двигаются и касаются друг друга.

Лежа на спине, пятимесячные малыши без проблем любят играть руками.

Ребенок сознательно играет руками, наблюдая за ними, и если у него есть игрушка, он должен уметь перекладывать ее из одной руки в другую, не падая.

К пятимесячным малышам мы можем наблюдать, как они начинают вращаться.

Большая мотивация для ребенка – дотянуться до игрушки, которая находится сбоку (например слева). Ребёнок должен начать тянуться к игрушке правой рукой, подтягивая ножки к животу, левую руку расположить под прямым углом к ​​туловищу, а туловище повернуть влево. Ребенок не может дальше координированно поворачиваться, поэтому часто падает на спину.

Что должен уметь делать ребенок, лежа на животе?

Ребенок продолжит «тренировать» достигнутые способности. Будет все больше и больше опираться на одну руку , опирается на локоть и предплечье , и использует вторую руку для захвата игрушек. Ребенок должен уметь менять поддерживаемую руку, правую и левую и противоположную ногу.

 

2. Сигнал неправильного развития

Если вы наблюдаете за своим ребенком, что он предпочитает опираться, например, только на левое предплечье и правое колено, используя только правую руку для захвата предметов, вам следует обратить на это внимание. Если ребенок не переходит на другую сторону до двух недель, это может быть сигналом неправильного психомоторного развития вашего ребенка.

 

6-й МЕСЯЦ

Шестой месяц является решающим периодом для развития ребенка. В течение этого месяца ребенок начинает переворачиваться из положения на спине в положение на боку и до 6-го месяца ребенок должен уметь переворачиваться со спины на живот. Весь акт очень труден, поэтому для идеального обучения полному вращению ребенку потребуется примерно полтора месяца.

Поскольку ребенок может тянуться через среднюю линию, это приводит к постепенному вращению отдельных сегментов позвоночника. Ребенок начнет вращать также тазом и задействовать наружные косые мышцы, чтобы он мог вращаться в стороны и на живот. Для поворота на живот ребенок должен научиться разводить обе ноги.

До сих пор обе ноги активировались, когда ребенок одновременно подтягивал их к животу, но теперь он должен согнуть одну ногу и вытянуть другую, чтобы он мог вращаться на животе. При этом ребенок должен различать обе руки. Верхняя рука должна тянуться к игрушке, а другая рука будет поддерживать туловище и помогать в полном вращении тела.

Что должен уметь делать ребенок, лежа на спине?

Лежа на спине, ребенок должен иметь возможность тянуться за руками, постукивать по ним, просить наблюдать и трогать стопы и отдельные пальцы ног.

Координация глаз-рука-нога для 6-месячного ребенка очень любимая детская игра.

Ребенок держит игрушку всей рукой, в основном открытой ладонью.

Ребенок может максимально оттянуть большой палец ноги от других пальцев и вытянуть оставшиеся четыре пальца. Сначала ребенок держал игрушку со стороны мизинца, а затем всей рукой.

Если передать игрушку ребенку прямо от средней линии, над лицом или грудью, он не сможет решить, какой рукой тянуться к игрушке.

Эта нерешительность проявляется, когда ребенок машет обеими руками, открывает рот, брыкается ножками, как будто хочет удержать игрушку всем телом.

Даже у глаз есть свои мускулы , их координация движений должна была со временем усовершенствоваться.

Некоторые дети после рождения слегка щурятся. Это косоглазие было физиологическим (что является нормальным, учитывая возраст ребенка) до 6-го месяца. Однако теперь все глазные мышцы должны быть в достаточной степени координированы головными нервами, поэтому ребенок не должен щуриться.

 

3. Сигнал неправильного развития

Если вы наблюдаете даже через 6 месяцев, что у ребенка сохраняется асимметричное движение глаз, то обязательно обратитесь к детскому офтальмологу.

 

Что должен уметь делать ребенок, лежа на животе?

В этом возрасте есть большой прогресс в лежании на животе. Ребенок способен опираться на оба локтя и вытянутые руки, при этом опираясь на ладони рук. Таким образом, он попал на «второй этаж», откуда ребенок снова лучше видит окружающую среду. Ребенок может даже в этом положении освободить одну руку, чтобы дотянуться до игрушки. Если ребенок сможет дотянуться до игрушки, он займет положение, опираясь на локоть и предплечье и одновременно опираясь на одно колено.

Для этого времени также характерно «плавать», кто-то знает термин «самолет». Это похоже на то, когда ребенок лежит на спине и не может решить, какой рукой он будет тянуться к игрушке, то же самое при лежании на животе , когда ребенок видит игрушку, но не может до нее дотянуться, он начнет брыкаться ногами, прогибаться в спине, пускать слюни, открывая рот и размахивая руками.