Психосоциальные стадии развития личности по эриксону: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Стадии психосоциального развития

Эпигенетическая теория Э. Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994)

Американский психолог, психоаналитик, автор эпигенетической теории развития личности (Центральная идея эпигенетической теории состоит в том, что основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез). Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.

Основные положения теории Эрика Эриксона

Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:

  1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

  2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития

Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго 

 преимущественный способ проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).

стадия

возраст

Психо-социальный кризис

Сильная сторона

Орально-сенсорная

0-1 год

Базовое доверие – недоверие к миру

Надежда

Мышечно-анальная

2-3 года

Автономия – стыд, сомнение

Способность к волеизъявлению

Локомоторно-генитальная

4-6 лет

Инициативность – вина

Целеустремленность

Латентная

7-11 дет

Трудолюбие – некомпетентность

Компетентность

Подростковая

12-18 лет

Достигнутая (гармоничная) идентичность — диффузная идентичность

Верность себе

Молодость (ранняя взрослость)

19-35 лет

Близость – изоляция

Любовь

Взрослость

35-60 (65) лет

Продуктивность – застой

Забота

Зрелость (старость)

От 65 лет

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость

I стадия.

Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается 

доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.

II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.

Модус эго – возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. 

Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая 
склонность к сомнению и стыду
.

III стадия. Локомоторно-генитальная Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. 

Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере.

Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок 
навсегда становится разделившимся внутри себя
: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности. Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни. 

IV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.  Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст 12 – 18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. 

Модус эго – Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

VI стадия. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст. Задача этапа: близость против изоляции. 

Модус эго – поиск близких отношений, создание семьи.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости –одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

Этапы развития личности по теории Э. Эриксона

Реферат

  • формат rtf
  • размер 47. 61 КБ
  • добавлен 10 сентября 2010 г.

Становление эго-психологии, Развитие личности: психосоциальные стадии, Основные положения Эриксона относительно природы человека.

Смотрите также

  • формат djvu
  • размер 4.01 МБ
  • добавлен 14 октября 2010 г.

Процессы и принципы развития психологии издавна привлекали исследователей. Решая эту проблему, авторы данной книги разрабатывают методологические и теоретические основы психологического развития человека на разных этапах его индивидуального развития, раскрывают возможности направленного формирования психики личности. Читатель найдет ответы на такие вопросы, как закономерности развития форм общения, в чем сущность гармонического развития личности,. ..

Статья

  • формат docx, doc
  • размер 278.62 КБ
  • добавлен 14 июня 2010 г.

МПСИ (Муромский филиал) 2009 Конспекты по первоисточникам: Божович, Выготский, Фрейд, Фельдштейн и т. д. Оглавление Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Выготский Л. С Проблема культурного развития ребенка Леонтьев А. Н. Проблема психического развития ребенка Лисина М. И. Средства общения Пиаже Ж. Стадии интеллектуального развития. Фельдштейн Д. И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе. Фрейд З. Развитие лич…

Курсовая работа

  • формат docx
  • размер 125.76 КБ
  • добавлен 07 июня 2011 г.

Содержание. Введение. I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии. 1.1 Основные научные теории развития личности. 1.2 Особенности личностного развития дошкольника. 1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника. II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста. 2.1. Основные методы и методики исследования. 2.2. Анализ и результаты…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 208.5 КБ
  • добавлен 26 марта 2011 г.

Предмет и проблемы. стратегия и методоы иссл. отечеств теории периодизации. Биологизаторские и социологизаторские теории. принцип конвергенции и теории психич. развития. Выготский о движущих силах и усл. развития. развитие учения Выготского. проблема интелл. развития. проблема развития личности. кризис новорожденности. младенчество. кризис года и т.д. всего 34 ответа 51 стр. РГСУ 3 курс.

pottee

  • формат doc
  • размер 35.71 КБ
  • добавлен 02 ноября 2009 г.

Академия Фсин россии, специальность- Психология, 3-ий курс. Предмет и задачи возрастной психологии. Становление возрастной психологии. как науки. Методы исследования. возрастной психологии. Исторический анализ понятия «детство». Теории психического развития. Биогенетические концепции развития. Социогенетические концепции развития. Концепция конвергенции. двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая. ..

Презентация

  • формат ppt
  • размер 44.5 КБ
  • добавлен 04 декабря 2010 г.

Презентация к лекции. Социогенетический подход. Теория психосоциального развития Эриксона. Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Представлены 9 слайдов с описанием точки зрения Эриксона на значительные события и социальные факторы влияющие на развитие ребенка и взрослого. Дети и Подростки: психология развития /Дэвид Шэффер. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2003. с.75-77

Реферат

  • формат rtf
  • размер 383.69 КБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

Введение Становление эго-психологии Развитие личности: психосоциальные стадии Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие Раннее детство: автономия — стыд и сомнения Возраст игры: инициативность – вина Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность Юность: эго- идентичность – ролевое смешение Ранняя зрелость: интимность – изоляция Средняя зрелость: продуктивность – инертность Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние Основные положе. ..

pottee

  • формат doc
  • размер 53.5 КБ
  • добавлен 01 марта 2010 г.

КГПУ, 2008 г. Теория рекапитуляции Холла. Теория трехступенчатого развития Бюллера. Конвергенция двух факторов Штерна. Психодинамическая концепция Фрейда. Эпигенетическая концепция Эриксона. Концепция развития интеллекта Пиаже.

Реферат

  • формат docx
  • размер 24.55 КБ
  • добавлен 24 января 2011 г.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. 8 стадий развития личности по Э. Эриксону. Характеристики стадий развития личности по Э. Эриксону. Стадия-Базовое чувство доверия — недоверия. От рождения до 18 месяцев. Стадия-Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев. Стадия-Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет. Стадия-Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11лет. Стадия-Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 ле…

Реферат

  • формат docx
  • размер 60.54 КБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

Введение, Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, Психосоциальные стадии развития по Эриксону: младенчество, раннее детство, возраст игры, школьный возраст, юность, ранняя зрелость, средняя зрелость, поздняя зрелость, выводы, список литературы. 33 страницы

1.9: Эриксон — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    129784
  • Таблица 1. Психосоциальная теория Эрика Эриксона
    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Инициатива или вина. (CC BY-SA 4.0; Alextredz через flickr)

    Как обсуждалось в этом чтении, культура является основным компонентом социализации и, таким образом, формирования идентичности. По Эриксону, социальная идентичность развивается через опыт социализации. Конечной целью формирования идентичности является достижение, дающее человеку целостную и целостную личность. Эриксон отмечает, что это происходит через индивидуализацию идентичности, когда дети начинают видеть себя отдельными личностями от группы. В США эту идею может быть сложно применить к детям, выросшим в культурах, которые полагаются на коллективистские и взаимозависимые рамки, а не на индивидуализм и независимую ориентацию (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 1995). В большинстве культур по всему миру дети думают о себе как о части группы, а не как о личности. Концепция самостоятельного мышления ребенка не поощряется и может сделать достижение идентичности, как подчеркивает Эриксон, не распространяемым на все культуры.

    Кроме того, на развивающееся чувство собственного достоинства у детей влияет то, как их видят другие – родители, опекуны, учителя, друзья. Для многих детей предвзятость в отношении расы и этнической принадлежности напрямую влияет на чувство психологического благополучия (Kaiser & Wilkins, 2010). Как отмечалось выше, членство в группе или нахождение в стороне от коллектива — это опыт многих людей. Когда групповой опыт и ожидания не принимаются во внимание, его часто можно представить как негативную идентичность в рамках конструкции Эриксона.


    Ссылки

    Эриксон, Э. (1959). Личность и жизненный цикл . Издательство международных университетов.

    Эриксон, Э. (1968). Личность: Молодость и кризис . В.В. Нортон и компания.

    Кайзер Ч.Р., Уилкинс К.Л. (2010). Групповая идентификация и предрассудки: теоретические и эмпирические достижения и последствия. Журнал социальных вопросов. 66(3):461–476

    Lumen Learning. (н.д.). 8 стадий психосоциального развития Эриксона.

    Марсия, Дж. Э. (1980). Идентичность в подростковом возрасте. В J. Adelson, (Ed.), Справочник по подростковой психологии (стр. 159-187). Джон Уайли и сыновья.

    Маркус, Х. Р., и Китаема, С. (1991). Культура и я: значение для познания, эмоций и мотивации. Psychological Review, 98 (2), 224–253.

    Пэрис, Дж., Рикардо, А., Раймонд, Д. (2019). Рост и развитие ребенка. Колледж Каньонов.

    Триандис, ХК (1995). Индивидуализм и коллективизм. Вествью Пресс.

    Атрибуция


    1.9: Эриксон распространяется по недекларированной лицензии, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Калифорнийский консорциум за справедливые изменения в высших учебных заведениях Открытые образовательные ресурсы
        Показать оглавление
        да
      2. Теги
        1. cid:cdev110

      Эриксонская парадигма развития этапа — 2794 Слова

      Содержание

      1. ВВЕДЕНИЕ
      2. Эрик Эриксон Психосоциальная теория личности
      3. . Пятый этап Эриксона. a Идентификация Виса Эриксона и путаница в ролях
      4. Заключение
      5. Список литературы

      Введение

      Эрик Эриксон — один из самых популярных современных психологов, считается эволюционным психологом; его теория психосоциального развития утверждает, что человек проходит восемь эволюционных стадий человеческого развития. Его вклад в область психологии, особенно развития личности, феноменален.

      Кроме того, его теория считается одной из самых влиятельных неофрейдистских теорий человеческого развития; это также считается усовершенствованием фрейдистской психосексуальной теории (Schachter, 2009).). Эриксон, как и Фрейд, делит развитие личности на несколько этапов. Психосексуальная теория Фрейда предлагает пять стадий развития личности, теорию, которую Эриксон, по-видимому, не только заимствовал, но и усовершенствовал.

      Однако Эриксон утверждает, что существует восемь стадий человеческого развития, в отличие от пяти Фрейда, и что человеческое развитие начинается с рождения и заканчивается со смертью. Таким образом, Эриксон является первым теоретиком человеческого развития, разработавшим теорию, охватывающую человеческое развитие на протяжении всей жизни человека (Newman & Newman, 2009).). Популярность Эриксоновской теории психосоциального развития росла.

      Перед лицом такой популярности теория здесь проверяется на тщательно отобранном предмете для этого задания. Субъект, именуемый здесь Джейн, — двадцатилетняя студентка. Тест фокусируется на пятой стадии развития личности по Эриксону, «Идентичность против смешения ролей».

      Информация для задания получена путем личного собеседования и используется для определения степени эффективности теории Эриксона. Предпринимаются также попытки сравнить пятую стадию психосоциального развития Эриксона с пятой стадией психосексуального развития Фрейда.

      В своей «Психосоциальной теории развития личности» Эрик Эриксон, как и Зигмунд Фрейд, предполагает, что человек проходит несколько последовательных стадий развития личности. В отличие от Фрейда, который предлагает пять психосексуальных стадий развития личности, Эриксон предлагает восемь основных стадий, начинающихся с рождения и заканчивающихся смертью. В этой теории Эриксон утверждает, что развитие здоровой личности зависит от способности человека успешно пройти все этапы.

      На каждой стадии развития личности Эриксона существуют жизненно важные психосоциальные навыки, которыми человек должен овладеть, помимо достижения соответствующей добродетели. Однако переход на следующий этап зависит не только от мастерства владения жизненно важными психосоциальными навыками на предыдущем этапе.

      Это означает, что человек может пропустить определенные вехи развития в соответствии с психосоциальной теорией развития личности Эриксона. Краткое изложение эриксоновских стадий развития описано ниже вместе с фрейдистским эквивалентом первых пяти эриксоновских стадий развития личности.

      Пятая стадия Эриксона: путаница идентичности и роли

      Согласно Эриксону (1968), путаница идентичности и роли возникает в возрасте от 13 до 19 лет. В подростковом возрасте подростки в первую очередь озабочены формированием личности. Внешний вид, как личный, так и социальный, является главной заботой людей. Согласно Стивенсу (1983), теория Эриксона предполагает наличие ряда проблем (кризисов), присущих каждой стадии развития личности.

      Самая большая проблема в жизни человека — научиться преодолевать такие трудности. Точно так же Эриксон (1968) утверждает, что формирование идентичности является самой большой проблемой, с которой сталкиваются люди на этапе развития личности «Идентичность против смешения ролей». В связи с этим Эриксон ввел термин кризис идентичности, который описывает кризис идентичности как «неспособность достичь эго-идентичности в подростковом возрасте» (Шульц и Шульц, 2009, стр. 229).

      Согласно Эриксону (1968), хотя все восемь стадий важны для развития здоровой личности, пятая стадия, по-видимому, является определяющим моментом в развитии человека. На этом этапе человек сталкивается лицом к лицу с противоречивыми реалиями идентичности. Это «кем человек хочет быть», «кто он есть» и «человек, которого общество ожидает от него видеть». Кризис идентичности возникает, когда человек пытается примирить эти реалии идентичности.

      Таким образом, Эриксон (1968) приравнивает путаницу идентичности и роли к большому перекрестку, где каждое решение значительно влияет на результаты в дальнейшей жизни. В дополнение к этому Эриксон (1968), как цитируется у Гросса (1987), утверждает, что зрелость личности зависит не только от способности примирять «реальности идентичности», но и от способности «подделывать прошлые жизненные переживания с положительными эмоциями». ум» (стр. 39).

      Согласно Эриксону (1968), это непростая задача. Преодоление кризисов идентификации требует синтеза детских переживаний с ожиданиями на будущее, не теряя сути нынешних проблем, особенно в отношении неотъемлемых изменений, сопровождающих подростковый возраст.

      Описание субъекта

      Целью данной статьи является оценка пятой стадии психосоциального развития Эриксона на примере тщательно отобранного субъекта, которым в данном случае является двадцатилетняя девушка. Настоящая личность субъекта скрывается в целях обеспечения конфиденциальности и конфиденциальности. Однако для целей настоящего задания клиент будет именоваться Джейн (имя изменено). Джейн — двадцатилетняя студентка медсестер, она первенец в семье из пяти человек.

      Она живет с матерью и отчимом в небольшом семейном доме. Джейн никогда не знала своего биологического отца; ее мать сопротивляется любой просьбе Джейн раскрыть его настоящую личность. По словам Джейн, ее отчим — добрый и любящий мужчина, у него двое сыновей от предыдущего брака, оба моложе ее.

      Джейн описывает свою нынешнюю семью как дружную, любящую и добрую. Тем не менее, она никогда не чувствовала сопричастности с тех пор, как, несмотря на высокую оценку заботы и любви, которую отчим предложил ей и всей семье, она убеждена, что ее истинное счастье заключается в том, чтобы найти своего биологического отца.

      Джейн приятно добрая, уважительная, вежливая и, как и ее мать, довольно общительна. Это можно проследить до ее строгого религиозного воспитания; ее мать — убежденная католичка, а отец — исповедующий пресвитерианство. Это означает, что ее нынешняя философия жизни основана на консервативных христианских убеждениях.

      Джейн научили слушаться не только своих родителей, но и всех, кто старше ее. На ее выбор карьеры, как и на ее социальную жизнь, также, похоже, повлияло ее воспитание; ее родители, особенно ее мать, которая имеет на нее огромное влияние, убедили Джейн сделать карьеру, в которой она будет предлагать услуги своему сообществу.

      Джейн Визит Идентичность Эриксона против Путаницы Ролей

      Джейн, кажется, находится в кризисе идентичности, проявление которого описывается следующим образом. Джейн происходит из сдержанно консервативной христианской семьи, которая неодобрительно относится к излишествам и снисходительности современной молодежи. Таким образом, в жизни Джейн имеет место конфликт идентификации. Например, большинство ее друзей «любят жить в спешке и посещать многочисленные дикие вечеринки», с чем у Джейн нет серьезных проблем (Джейн, личное общение, 26 марта 2012 г. ).

      По ее словам, на такие вечеринки можно ходить и общаться с кем угодно, если не поддаваться негативному влиянию окружающих. Другими словами, Джейн утверждает, что человек может оставаться верным своим ценностям, независимо от того, в какой компании он состоит.

      Тем не менее, ее действия отражают явные различия между ними и ее личной системой ценностей. Иногда она вынуждена виновато лгать родителям, чтобы найти время для посещения ночных вечеринок с друзьями. Тем не менее она признается, что это единственный способ сохранить своих нынешних друзей и что это нормально в современном обществе (Джейн, личное общение, 26 марта 2012 г.).

      Как упоминалось ранее, подростки в первую очередь озабочены как социальными, так и личными проблемами внешности. Джейн всегда опасается, как ее воспринимают другие; ее внешний вид вызывает у нее постоянную озабоченность. Таким образом, она всегда старается соответствовать ситуации. Это отражается в ее склонности тратить все свои сбережения на одежду и косметику, большая часть которых сразу же теряет модную ценность.

      Это связано с тем, что на ее выбор одежды и макияжа в значительной степени повлияло ее «желание выглядеть как ее друзья» (Джейн, личное сообщение, 26 марта 2012 г.). Это свидетельствует о неуверенности в своем выборе. Как объяснил Стивенс (1983) это один из основных кризисов, с которыми сталкиваются подростки.

      Согласно Sigelman and Rider (2011), путаница ролей характеризуется боязнью полностью посвятить себя данной философии; это может быть перенесено на другие стадии развития жизни. Хотя это может негативно повлиять на развитие личности в более позднем возрасте, Эриксон (1968) считает, что это происходит из-за того, что подростки постоянно находятся в состоянии экспериментирования.

      Однако такие фобии можно преодолеть при определенных условиях; соответствующие условия предполагают предоставление подросткам необходимого пространства и времени для экспериментов и должны сопровождаться твердым и трезвым руководством, поскольку это способствует развитию здорового социального и эмоционального «я».

      Принимая во внимание эти утверждения, необходимо выделить несколько вопросов, касающихся отношений Джейн с ее родителями и сверстниками, а также то, как в них отражены утверждения Сигельмана и Райдера (2011), а также утверждения Эриксона (1968). Как упоминалось ранее, родители Джейн, особенно ее мать, существенно влияют на выбор Джейн.

      Однако, как отмечает Джейн, ее родители признают, что она уже взрослая, и поэтому позволяют ей жить своей жизнью, не слишком вмешиваясь в то, что она делает, при условии, что это в целом приемлемо (Джейн, личное общение, 26 марта 2012 г.) . Хотя это намекает на свободу экспериментировать, ее отношения со сверстниками показывают, что у Джейн фобия обязательств.

      Например, уход за больными — это сложный курс, и помимо ухода за сводными братьями, она должна находить время, чтобы гулять с друзьями. В результате ее учеба страдает из-за того, что много учебного времени она проводит с друзьями. Таким образом, Джейн, похоже, опасается полной отдачи учебе, поскольку она связывает такую ​​приверженность с потерей социальной идентичности.

      Согласно Stevens (1983) Идентичность и роль Путаница сопровождается необходимостью установить личные и социальные границы. Это обычно называют восстановлением себя и происходит во враждебной социальной среде. Такая путаница возникает из-за того, что общество предъявляет к подросткам определенные требования, прежде чем они приобретут соответствующие психосоциальные навыки, которые позволят им удовлетворить эти требования.

      Таким образом, подростки обычно испытывают путаницу ролей. Взгляды Стивенса (1983) можно наблюдать через Джейн, которая признается, что чувствует себя подавленной несколько нереалистичными требованиями, предъявляемыми к ней ее родителями. Хотя Джейн полностью принимает свою роль опекуна своих молодых сводных братьев, она чувствует, что такая роль мешает ее личной жизни. Кажется, это отражено в пятой стадии Фрейда, на которой подростки жаждут независимости от родителей (Cioffi, 2005).

      Тем не менее, она признается, что не смеет жаловаться, поскольку от нее ожидают, что она будет вести себя ответственно по отношению к своим братьям и сестрам. Это не только ускоряет смешение ролей, но также влияет на формирование личности Джейн. Тем не менее Стивенс (1983) добавляет, что смешение ролей недолговечно, и, как объясняет Эриксон (1968), когда общество дает подросткам время и пространство для самопознания, развивается здоровая личность.

      Утверждения Sigelman and Rider (2011) относительно фобии обязательств также подтверждаются текущим статусом отношений Джейн. В настоящее время Джейн не замужем и не испытывает энтузиазма по поводу серьезных отношений с кем-либо из своих нескольких поклонников-мужчин. Джейн признается, что такая фобия проистекает из боязни расстроить своих родителей, особенно мать, и того факта, что она утверждает, что научилась на ошибке своей матери.

      Это далее изображает то, что Эриксон называет проявлениями «био-психо-социальных сил в действии» (Gross, 1987, стр. 39). Би и Бойд (2009) определяют биопсихосоциальные силы как влияние внешних сил на формирование индивидуальной идеологии. Эриксон (1968) добавляет, что это обычно обостряет конфликты с начальством по социальным и религиозным вопросам.

      Согласно Эриксону (1968), формирование идентичности также включает в себя понимание своего пола, соответствующих гендерных ролей и того, как эти роли проявляются в социальном и биологическом плане. Это называется сексуальной идентичностью. Кроме того, Эриксон (1968) добавляет, что половые идентичности формируются в более позднем подростковом возрасте и не только способствуют формированию мировоззрения, но и помогают формировать личность.

      Страх Джейн перед материнством-одиночкой и ее восприятие роли мужчины и женщины в отношениях и браке указывают на то, что у нее полностью развитая сексуальная идентичность. Это указывает на то, что она приняла себя как женщину и будущую мать, но чувствует, что может быть матерью только для ребенка, чей отец постоянно присутствует. Эти утверждения соответствуют ее отношению к отношениям. Джейн утверждает, что поддержание сердечных отношений со сверстниками-мужчинами позволяет ей чувствовать себя ценной и любимой.

      Тот факт, что она привлекательна для противоположного пола, дает ей чувство эмоционального удовлетворения (Джейн, личное сообщение, 26 марта 2012 г. ). По-видимому, это соответствует генитальной стадии развития личности Фрейда, стадии, на которой индивидуум заменяет потребность в физическом сексуальном удовлетворении интеллектуальным сексуальным удовлетворением, которое проявляется во взаимных эмоциональных отношениях с представителями противоположного пола.

      Что касается карьеры, Эриксон (1968) утверждает, что выбор карьеры ускоряет кризис идентичности. Кроме того, Бродерик и Блюитт (2006) добавляют, что внешние силы (родители и общественные ожидания) играют решающую роль в выборе карьеры. Много раз внешние силы могут быть доминирующими. Таким образом, человек поддается внешнему давлению и делает карьеру, не совпадающую с его желаниями.

      Эриксон (1968) с сожалением заключает, что, хотя это и помогает определить черту личности в раннем возрасте, это препятствует экспериментированию. Таким образом, истинное открытие себя никогда не достигается. Хотя эти утверждения намекают на формирование ложной личности, они отражены в жизни Джейн.

      Несмотря на то, что она охотно согласилась заниматься сестринским делом по просьбе своей матери, она открыто питает восхищение женщинами, которые решаются на карьеру, считающуюся прерогативой мужчин. Джейн признается, что «с Божьей помощью она надеется продолжить обучение в области нейрохирургии» (Джейн, личное общение, 26 марта 2012 г.). Таким образом, она не только выполнит желание своих родителей служить обществу, но и осуществит свои собственные амбиции, что влечет за собой риск карьеры, в которой раньше доминировали мужчины.

      Как упоминалось ранее, каждой стадии развития личности соответствует достижимая добродетель; в этом случае верность является достижимой добродетелью (Erikson, 1968). Стивенс (1983) определяет верность как «способность поддерживать добровольно обещанную лояльность, несмотря на неизбежные противоречия и путаницу в системах ценностей» (стр. 50).

      Эриксон (1968) далее добавляет, что верность достигается только тогда, когда подростки гармонизируют реалии идентичности (кто я есть, кем я могу быть) с тем, что человек может делать с тем, что он имеет. В этом отношении Джейн, похоже, не приобрела верности; она разрывается между тем, кто она есть, противоречивыми ролями, которые общество (сверстники и семья) ожидает от нее, и кем она действительно хочет быть.

      И это несмотря на то, что она превысила 19-летний возраст Эриксона. Тем не менее Эриксон (1968) утверждает, что в зависимости от жизненного опыта человека можно преодолеть путаницу между идентичностью и ролью в 20, а иногда и в 30 лет.

      Заключение

      Что касается Джейн, то эриксоновская теория психосоциального развития, особенно пятой стадии, оказалась эффективной. Джейн, несмотря на свой возраст, кажется девочкой, столкнувшейся с кризисом идентичности. Это проявляется несколькими способами. Она разрывается между беззаботным отношением друзей и непомерными социальными ожиданиями от родителей, братьев и сестер.

      Тем не менее, она, кажется, хорошо справляется с обстоятельствами, несмотря на то, что ее учеба страдает из-за существующей путаницы ролей. Также важно отметить, что есть некоторое сходство между пятой стадией психосоциального развития Эриксона и пятой стадией психосексуального развития Фрейда.

      Например, Джейн, кажется, получает эмоциональное удовлетворение от того, что она привлекательна для мужчин. Кроме того, тот факт, что она приняла свою социальную роль женщины и матери, не только изображает формирование сексуальной идентичности Эриксона, но также намекает на формирование личности Фрейдом через сексуальную идентичность.

      Таким образом, теория психосоциального развития Эриксона оказалась эффективной в отношении развития личности. Более того, есть области, в которых предположения теории Эриксона пересекаются с другими теориями, особенно с теорией психосексуального развития Фрейда. Это означает, что личность сложна и не может быть ограничена рамками одной теории.

      Список литературы

      Би, Х. и Бойд, Д. (2009). Развивающийся ребенок . Бостон, Массачусетс: Пирсон.

      Бродерик, П.