Психосоматика запора у детей: Психосоматика запора у детей: причины

Содержание

Психосоматика запора у детей: причины

Психосоматика – это направление, которое рассматривает связь между развитием душевных болезней и телесных нарушений в медицине и психологии. Ребенок более эмоционален, чем взрослый человек, нередко негативные эмоции вызывают нарушения физического здоровья. Проявления психосоматики зависят от возраста ребенка, тяжесть состояния – от длительности и насыщенности стресса. Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям дети в определенном возрасте, когда развивается возрастной кризис:

  • Дети первого года жизни.
  • Ребенок трех лет.
  • Ребенок семи лет.
  • Подростки в возрасте от 13 и до 17 лет.

Запор у ребенка может быть симптомом различных заболеваний, результатом психологического воздействия. Только врач сможет установить настоящую причину развития патологии, и если обследование покажет отсутствие физиологических нарушений, заболеваний, то вероятность психосоматики запора возрастает.

Удерживание каловых масс происходит благодаря произвольным и непроизвольным сокращениям мышц анального сфинктера.

При попадании каловых масс в прямую кишку происходит позыв к дефекации. Акт дефекации зависит от перистальтики, которая возникает при попадании пищи в желудок. Гастроколический эффект зависит от работы нейроэндокринной системы, физиологический гастроколический рефлекс выражен гораздо ярче у грудных малышей и раннего возраста детей, чем у детей старшего возраста. Позывы к дефекации возникают при поступлении содержимого в прямую кишку, стимулируются нервные окончания в ее стенках, происходит акт дефекации. При игнорировании позыва прямая кишка растягивается, постепенно такое состояние становится нормой, исчезает стимул к дефекации. Запор у детей имеет несколько механизмов развития:

  • Замедленное перемещение кала по толстой кишке.
  • Всасывание воды в толстой кишке повышено.
  • Больной не может сходить в туалет.

Различают возрастные причины нарушения дефекации, физиологические и психосоматические факторы запора.

Психосоматика запора у детей до года

Грудные дети в возрасте до полугода ассоциируют маму и себя как единое целое. Эмоциональное состояние мамы имеет большое влияние на психику ребенка. Любой стресс, негативные эмоции передаются малышу – они могут вызвать плач, беспокойство, нарушить сон. Спровоцировать стресс у малыша могут любые резкие действия, слишком холодные или горячие руки, крик, резкий стук дверей, агрессивная и громкая речь.

Психосоматика мамы тесно связана с психосоматикой малыша. Редкое присутствие мамы рядом, мама не берет ребенка на руки, мало общается с малышом – все эти факторы могут негативно повлиять на психику ребенка, вызвать развитие запора, нарушение пищеварения. Нервная, депрессирующая мама, постоянно чувствующая недомогание, негативно влияет на своего малыша. Ребенок чувствует ее тяжелое состояние, беспокоится, плачет. В результате ребенок страдает запорами, часто болеет.

Нередко причиной запора у грудного ребенка становится старание взрослых приучить его к горшку. Несвоевременное настаивание на опорожнении вызывает у ребенка негативные эмоции, он начинает плакать, сопротивляться. В результате отказывается ходить в туалет на горшок, замыкается. Нормальный процесс дефекации происходит у малыша от нескольких раз в день до двух раз в неделю. Если у ребенка не было испражнений в течение недели, то каловые массы становятся жесткими, живот ребенка вздувается, он часто плачет. Ухудшение состояния ребенка сопровождается повышением температуры, рвотой, холодным потом, появляются неврологические симптомы, рвота. В этом случае надо вызывать скорую помощь.

Наиболее тревожные симптомы у грудных детей – это отсутствие дефекации с рождения, запор с раннего возраста или с рождения, лентовидный стул, кровь в кале и другие нарушения. Запор может быть проявлением ряда патологических состояний с поражением центральной нервной системы. При развитии стойкого запора следует показать ребенка неврологу. Игнорировать нарушение дефекации нельзя, запор может привести к патологическим изменениям в центральной нервной системе, нарушить работу внутренних органов, повлиять на работу различных систем организма.

Считается, что негативные эмоции вызывают у малыша желание вернуться назад в лоно матери, в спокойную обстановку с ритмичным биением сердца мамы. Невозможность вернуться в прежнее состояние вызывает стресс, развитие психосоматических нарушений. У грудных детей часто встречается функциональный запор, который вызывается несколькими причинами:

  • Непереносимость молока.
  • Неправильное искусственное вскармливание.
  • Прикорм введен несвоевременно.
  • Гипотиреоз, полиомиелит, дискинезия желудочно-кишечного тракта, рахит и другие заболевания.
  • Боязнь горшка.

Психосоматика запора у детей 2 лет и старше

Гигиенические навыки формируются у малышей к полутора-двум годам. Раньше формирование навыков происходит у девочек.  Существует ряд нейрогенных факторов, которые оказывают влияние на моторику толстой кишки:

  • Психоэмоциональные расстройства.
  • Вегетодистонии.
  • Нарушение спинальной иннервации.

Причиной запора у детей старше года становятся различные причины:

  • Нерациональное питание (снижение потребления овощей, фруктов, грубых каш).
  • Стресс.
  • Эндокринные заболевания.
  • Лишний вес.
  • Глистная инвазия.
  • Врожденные аномалии развития кишечника.
  • Нарушение микробиоценоза кишечника и другие патологии.

Одна из причин нарушения дефекации у детей связана с психогенными факторами. Исследователи установили, что есть определенная взаимосвязь между запорами и чертами характера:

  • Около 19% детей с нарушением дефекации проявляли повышенную агрессивность.
  • Около 1% аутоагрессию – механизм психологической защиты у детей, причинение себе вреда в психической и физической сферах.
  • У более 20% наблюдалась эмоциональная лабильность – отсутствие контроля эмоций.
  • В 17% случаев отмечается истероидность.

Психосоматика запора у детей старше двух лет нередко связана с приучением ребенка ходить на горшок. Когда малыш начинает терпеть, старается контролировать процесс дефекации, происходит затвердение каловых масс, что приводит к болезненной дефекации. Малыш испытывает негативные чувства и в следующий раз опять терпит, чтобы отсрочить момент болезненности. Слишком настойчивые родители, негативная эмоциональная обстановка при приучении ребенка к горшку также становятся причиной нарушения дефекации. У ребенка 3 года жизни психосоматика запора может быть связана с посещением детского сада. Новая обстановка, незнакомые люди, тревога от расставания с родителями приводят к нарушению испражнения. Еще одна из причин запора у детей – нездоровая обстановка в семье. За ребенком не осуществляется должный уход, его часто ругают и бьют за испражнение в кровать или нижнее белье. В результате стресса у ребенка развивается запор, частое мочеиспускание.

Психосоматика запора у детей 5 лет и старше

Запор может беспокоить детей 5 лет и старше по различным причинам. Это может быть новая школа, детский сад, переезд из старой квартиры в новую, отдых в оздоровительных лагерях. Ребенок переживает смену обстановки, тревожится при появлении новых людей в его жизни.

Ему привычнее домашняя обстановка, старые друзья. Ребенок 5 лет активно познает мир, часто сталкивается с негативными ситуациями. Хронический запор у ребенка 5 лет может проявляться различными дополнительными симптомами:

  • Эпизодом энкопреза (психического расстройства, характеризующегося непроизвольным или произвольным отхождением каловых масс в любой момент). Ребенок может утерять контроль над дефекацией или сознательно не контролировать процесс. Чаще страдают мальчики.
  • Эпизод каломазания.
  • Напряжением во время дефекации.

Причиной развития психического расстройства может стать психотравма, соматическое заболевание и другие факторы. Наиболее часто расстройство развивается после нападения животного, сильного испуга, после конфликта с воспитателем и сверстниками, острого протеста малыша на тяжелую для него обстановку, после ДТП, в результате необоснованных наказаний со стороны родителей, других травмирующих психику ребенка событий. Запор и связанные с ним симптомы становятся причиной неприятия сверстников, конфликта со взрослыми в детском саду и школе.

Отношение сверстников и взрослых, наказание и насмешки ухудшают психическое состояние ребенка. Многие дети замыкаются, становятся застенчивыми и безразличными, в некоторых случаях начинают конфликтовать, вести себя агрессивно.

Психосоматика запора у детей: лечение

Наиболее тяжелые и продолжительные психосоматические заболевания встречаются у детей, обделенных вниманием, теплотой и любовью. Такие дети часто находятся в депрессивном состоянии, мало контактируют со сверстниками, обделены общением с родителями или находятся под полным контролем своих отца и матери. Они не умеют радоваться и радовать других, пессимисты, не могут справляться с негативными эмоциями и стрессом, привязаны к своим старым вещам, часто плохо питаются и тревожно спят, не соблюдают режим дня, страдают различными фобиями и страхами.

Считается, что склонность к запорам свойственна малышам жадным, нежелающим расставаться с чем-либо. После обращения к врачу ребенка с нарушением дефекации направляют на диагностику, которая помогает исключить или подтвердить органическую патологию. Врач проводит пальцевое исследование во время которого определяет состояние анального сфинктера, ампулы прямой кишки, особенности анатомического нарушения, гипертрофию и БГ внутреннего сфинктера, наличие выделений крови. По результатам обследования ребенка могут направить на эндоскопию, ирригографию, колодинамическое исследование.

Лечение запора начинается с диеты, которую назначает врач. Детям грудного возраста рекомендуют специальные молочные смеси, содержащими камедь, пробиотики, фрукто- и галактоолигосахаридами, лактулозу. Рекомендованы в качестве прикорма гречневая, овсяная каши и овощи. Детям старшего возраста необходимо ввести в рацион грубоволокнистые каши, печеные яблоки, чернослив, курагу, хлеб с отрубями. Гипотоническому типу больных рекомендовано не менее 200 граммов овощей и фруктов в день, черный ржаной хлеб, утром после сна – стакан холодной воды или сока. Ребенок должен избегать гиподинамии, следует оберегать его от стресса, своевременно применять слабительные препараты, делать клизмы. В зависимости от установленного диагноза, врач назначит терапию заболевания кишечника, успокоительные препараты. В некоторых случаях может понадобиться помощь психотерапевта.

Запор у ребенка | Nutrilak

21.12.2021