Р б кеттелла: Методика Р.Б. Кеттела

Р.Б. Кеттелл (1905–1998). Век психологии: имена и судьбы

Р.Б. Кеттелл

(1905–1998)

В наши дни почти любого студента-психолога легко смутить каверзным вопросом: «Как звали психолога Кеттелла и чем он знаменит?» Еще бы – ведь не каждый доктор наук знает правильный ответ! Например, в популярной книжке профессора М.И. Еникеева можно прочитать, что Джеймс Маккин Кеттелл известен своими работами в области психодиагностики, в частности – созданием 16-факторного личностного опросника. У нас мало кому известно, что в историю науки вошли два человека, носивших такую фамилию, и популярный опросник создан не Джеймсом, а Раймондом, принадлежавшим к другому поколению. Помимо опросника, знакомого любому практику, Р. Кеттелл внес заметный вклад в психологию личности и интеллекта и может по праву считаться одним из выдающихся психологов ХХ века. В России о нем знают до обидного мало, и настало время восполнить этот пробел, обозрев основные вехи его жизненного пути и научной карьеры.

Раймонд Бернард Кеттелл родился через 15 лет после того, как его американский однофамилец, ученик Гальтона, ввел в научный обиход слово «тест». Своего предшественника, с которым его иногда путают, он пережил на полвека и ушел из жизни лишь несколько лет назад в очень преклонном возрасте, так что своим современником его могут считать несколько поколений психологов, включая нынешнее.

Он появился на свет 20 марта 1905 г. в деревеньке Хиллтоп близ Бирмингема. Кстати, по английским меркам деревенское происхождение весьма престижно – крупные города населены в основном представителями низших классов, тогда как каждая солидная семья непременно имеет сельское домовладение. Семья Кеттелла, безусловно, принадлежала не к низшим классам – с начала ХIХ в. она владела довольно крупной фабрикой, закрывшейся лишь в 1929 г. в пору экономического кризиса. Правда, Раймонд стал первым в своей семье и единственным из трех братьев (он был средним), кто получил высшее образование – по понятным причинам не пользуясь поддержкой и одобрением родных.

Его родители, хоть образования и не имели, но были людьми весьма неглупыми. Когда, став психологом, Раймонд решился протестировать их интеллект, то выяснилось, что его отец, Альфред Эрнст Кеттелл, обладает IQ 120, а мать, Мэри Филд, – и того выше, целых 150.

Когда мальчику исполнилось шесть, семья «улучшила жилищные условия» и перебралась в особняк на морском побережье в Девоншире. Здесь юный Раймонд всей душой полюбил море. Его любимым занятием стало плавание на лодке. Впоследствии он долгие годы провел вдали от моря, и лишь на склоне лет, поселившись на Гавайях, снова смог самозабвенно предаться давнему мальчишескому увлечению.

I Мировая война резко изменила облик респектабельного морского курорта, окрестные санатории превратились в госпитали. Раймонд был еще слишком юн, чтобы служить, но вся военная атмосфера повлияла на него очень сильно, сделав его не по годам серьезным. День за днем наблюдая прибытие с полей сражений искалеченных солдат и похороны умерших от ран, он, по его словам, проникся ощущением скоротечности человеческой жизни и необходимости ее по возможности улучшить.

Это ощущение он пронес сквозь годы. Характерно, что в день его похорон над могилой было прочитано его любимое стихотворение «Солдат», написанное английским поэтом-романтиком Питером Бруком, который сам сложил юную голову на полях Первой мировой.

В 1921 г., окончив школу одним из первых учеников (точнее – вторым в общем табеле успеваемости), Раймонд удостоился стипендии графства Девоншир, позволявшей продолжить образование в столице. Он поступил в Лондонский Королевский колледж, где проучился три года, специализируясь в области физики и химии, и в 1924 г. получил степень бакалавра естественных наук, причем по успеваемости он на сей раз был признан среди однокурсников первым. Перед ним открывались неплохие перспективы, но в этот момент молодой человек резко изменил свои жизненные планы, оставив естественные науки в пользу психологии. «Моя ученическая скамья показалась мне слишком узкой по сравнению с необозримой широтой окружавшего меня мира», – писал он впоследствии об этом событии.

Мотивы такого выбора были отчасти продиктованы всей общественной атмосферой той поры, накладывавшей неизгладимый отпечаток на пытливый юношеский ум (не будем забывать, что бакалавру Кеттеллу в ту пору едва исполнилось девятнадцать). Послевоенные годы в Англии знаменовались невероятным подъемом общественной мысли. Властителями дум английской молодежи были Бертран Рассел, Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Олдос Хаксли, призывавшие к переосмыслению традиционных ценностей и преобразованию общества силой не оружия, но разума. Под влиянием этих идей юный Кеттелл даже начал склоняться к социалистической доктрине. Но это увлечение было недолгим. Сыну промышленника и одаренному студенту трудно было принять эгалитаризм социалистов. В первой крупной работе Кеттелла «Психология и общественный прогресс», посвященной преимущественно социальным вопросам, социалистический дух уже почти неуловим. Хотя идеи человеческого прогресса и улучшения общества он развивал всю жизнь – правда, весьма своеобразно.

Под влиянием дарвинистской теории Кеттелл склонялся в пользу улучшения человеческой «породы» средствами евгеники. За этим учением, доведенным нацистскими идеологами до кровавого абсурда, после II мировой войны закрепилось клеймо антинаучности и бесчеловечности. Хотя, если разобраться непредвзято, до абсурда можно довести любую здравую идею. Та же социалистическая идея, в основе своей благородная и гуманная, стараниями фанатиков может быть доведена до кошмаров ГУЛАГа и полпотовского геноцида. То же и с евгеникой. Что, в принципе, дурного содержит идея поощрения рождаемости людей одаренных и сдерживания воспроизводства неполноценных? Причем Кеттелл акцентировал в своих работах не столько ущемление, сколько поощрение. И с его рассуждениями легко согласиться, воочию наблюдая: активное воспроизводство свойственно отнюдь не интеллектуальной и культурной элите, а как раз наоборот. Во что это может вылить и уже выливается в массовом масштабе – нетрудно догадаться, хотя и не принято говорить вслух.
Кеттелл решился назвать вещи своими именами, за что и поплатился (но об этом – ниже).

Интерес к психологии возник у Кеттелла под влиянием работ Сирила Бёрта – крупнейшего английского психолога той поры, идейного наследника Ф.Гальтона, развивавшего его психометрические и евгенические идеи. Знакомство с этими работами убедило Кеттелла, что именно психология способна наилучшим образом способствовать решению политических и экономических проблем, стоящих перед обществом. В результате, как он написал в своих воспоминаниях, однажды туманным лондонским утром он навсегда закрыл за собой дверь в химическую лабораторию и двинулся путем психологических изысканий. Он поступил в аспирантуру Лондонского университета и в 1929 г. получил степень доктора философии. Будучи аспирантом, Кеттелл работал в лаборатории Ч. Спирмена, выдающегося британского психолога, выдвинувшего в 1904 г. основные идеи факторного анализа, а в то время занимавшегося фундаментальными исследованиями человеческих способностей.

О тех годах он впоследствии написал: «Воодушевленный работами Спирмена, Бёрта и Терстоуна, я опубликовал с дюжину статей, посвященных изучению способностей, а позднее переключился на исследование личности и мотивации». И еще один характерный штрих: в 1931 г. вышел из печати английский перевод книги Эрнста Кречмера «Гениальные люди», выполненный Кеттеллом. Обращает на себя внимание, что многие выдающиеся психологи в начале своей карьеры (да и не только) обогатили себя трансляцией на родной язык работ признанных зарубежных мэтров (тому же Фрейду, к примеру, принадлежит перевод книги Шарко). Исключительная польза видится в том, чтобы буквально «пропустить через себя» слово за словом хоть какой-то капитальный труд психологической классики. Увы, в наши дни чаще всего приходится настаивать, чтобы будущие психологи что-нибудь из классики хотя бы просто прочитали в чужом переводе! И откуда взяться настоящим специалистам, коли большинство пренебрегает даже этим!

Защитив диссертацию, Кеттелл стал лектором в Юго-Западном Университете (ныне Университет г.

Эксетер) и проработал там до 1932 г. В декабре 1919 г. он женился на художнице Монике Кэмпбелл, два года спустя в семье родилась дочь (ныне – известный хирург-ортопед). Однако семейная жизнь Кеттелла не сложилась, в 1934 г. брак распался. Лишь через много лет он женился снова, и на сей раз удачно – со второй женой Хитер он прожил до конца своих дней.

В 30-е годы в Англии профессиональные возможности для психолога были весьма ограничены, по крайней мере значительно скромнее, чем в Америке. Поэтому не приходится удивляться, что получив лестное предложение от Э.Торндайка стать его ассистентом в Колумбийском университете, Кеттелл охотно его принял. В ту пору он, правда, не собирался переселяться в Америку, полагая, что его заокеанский круиз продлится не более года. Однако в Англию с той поры он хотя и многократно возвращался, но уже только в гости – его новым домом стала Америка. Здесь он некоторое время проработал в Университете Кларка, а также в Гарварде, где познакомился Г. Оллпортом, общение в которым значительно повлияло на формирование его теории.

В годы Второй Мировой войны Кеттелл, как и большинство американских психологов, работал по заказу Министерства обороны над созданием психодиагностических методик, применявшихся для отбора офицерского состава. Тут ему впервые пришлось трудиться в составе сплоченной команды, занятой совместным решением общей проблемы, что было совсем не свойственно университетскому стилю работы. После окончания войны он наконец нашел место, предоставлявшее возможность проводить академические исследования именно так. Как ему этого хотелось, – место директора Лаборатории изучения и оценки личности при Университете штата Иллинойс. На этом посту Кеттелл проработал 30 лет, оказавшиеся самыми продуктивными в его научной карьере. Кроме того в 1949 г. Кеттелл стал одним из основателей Института тестирования личности – организации, которая в частности занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех методик, которые разрабатывались Лабораторией изучения и оценки личности.

До сего дня дело отца в Институте продолжает одна из его дочерей, Хитер.

После отставки в 1973 г. Кеттелл некоторое время работал в Колорадо, а в 1979 г. принял предложение занять должность профессора-консультанта Гавайского университета в Гонолулу. Здесь, посреди Тихого океана, он и провел последние годы своей жизни, продолжая весьма продуктивную научную работу.

За долгие годы работы Кеттелл создал оригинальную теорию личности, основанную преимущественно на психометрических исследованиях. Используя индуктивный метод, он собрал количественные данные из трех источников: регистрации реального поведения людей в течение их жизни (L-данные), свидетельства самих людей о себе (Q-данные) и результатов объективных тестов (Т-данные), вычислил взаимную корреляцию величин и сформировал корреляционную матрицу. На этом основании им были выделены так называемые первичные факторы – основные структуры, определяющие личность. В целом Кеттелл выделил 35 личностных черт первого порядка – 23 черты, присущие нормальной личности, и 122 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ и выявить по крайней мере восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Кеттелла называются «основными чертами личности» и соответственно сама теория получила название теории черт. Кеттелл также классифицировал способности и мотивационные черты. Мотивационные или динамические черты подразделяются на врожденные побуждения, называемые эргами, и приобретенные посредством культурного влияния мотивы, которые Кеттелл назвал семами. Практическим воплощением этих построений явились несколько психодиагностических методик, среди которых уже упоминавшийся 16-факторный личностный опросник является наиболее известным, хотя и не единственным.

Еще в 60-е годы начав серию исследований природы и структуры способностей, Кеттелл выдвинул собственную теорию, согласно которой человеческие способности имеют иерархическую организацию. Им научный обиход введены понятия так называемого текучего (fluid) и кристаллизированного (cristallyzed) интеллекта. [15] По мнению Кеттэла, текучий интеллект составляют способности решать новые проблемы, тогда как кристаллизированный интеллект отвечает за репродуктивную умственную деятельность. Кристаллизированные способности наращиваются в течение всей жизни и в значительной мере подвержены внешним воздействиям, текучие являются преимущественно врожденными, они особенно интенсивно развиваются в детстве, достигают своего пика в юности и снижаются к старости.

Несмотря на то, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттэла были восприняты с большим энтузиазмом, применявшиеся им методы (факторный анализ и сложные математические модели) оказались «не по зубам» многим практическим психологам. Пожалуй, его разработки сами по себе можно расценить как своеобразный профессиональный тест – не каждому дано проникнуть в суть его построений. И не оттого ли его идеи не получили у нас широкого распространения, что слишком для многих оказались «шибко мудреными»?

Раймонд Кеттелл был исключительно плодовитым автором – за свою долгую жизнь он написал 55 книг (причем не только по психологии – его первое юношеское сочинение, недавно переизданное, посвящено морским путешествиям) и свыше 500 научных статей. Сохранилось суждение одного из коллег: «Раймонд Кеттелл умеет писать быстрее, чем я умею читать». (Не только идеи, но и фразы носятся в воздухе – примечательно, что буквально теми же словами немногословный П.Я. Гальперин отозвался о творчестве А.Р. Лурии). Причем писать он продолжал до самых последних дней жизни. На протяжении своей карьеры удостоенный нескольких научных наград и почетных званий, он на склоне лет, в 1997 г. был представлен к самой высокой награде, которую присуждает Американская Психологическая Ассоциация, – золотой медали за выдающийся вклад в науку (за всю историю АПА этой медали удостоено 12 человек). Непременно упоминая об этом важном событии, большинство источников, однако, умалчивают, что именно оно явилось причиной самого серьезного скандала в научной карьере Кеттелла.

В конце 90-х в США истерия политкорректности достигла своего пика. Честным ученым, отваживающимся на малейшее упоминание об индивидуальных различиях, там теперь приходится любое свое суждение сдабривать ханжескими реверансами и псевдогуманистической патетикой. Кеттелл, настоящий ученый старой закваски, прошедший естественно-научную школу и не привыкший называть черное белым, естественным образом превратился в мишень для завистливых ничтожеств. Несколько либералов-эгалитаристов обратились в Президиум АПА с протестом против присуждения высокой награды человеку, в чьих работах они усмотрели «расистские» суждения. Функционеры АПА переполошились и с перепугу (сегодня одно лишь подозрение в нежелании заискивать перед чернокожими может сломать человеку жизнь) отложили вручение награды до той поры, пока специально назначенный комитет не изучит досконально все обвинения.

Уязвленный ученый обратился к АПА с открытым письмом. В нем он, в частности писал: «Я верю в равные возможности для всех индивидов и решительно отвергаю любую дискриминацию по расовому признаку. Любое иное убеждение противоречило бы делу всей моей жизни. Те, кто утверждает обратное, вероятно просто не потрудились понять суть моих теорий». В то же время Кеттелл продолжал настаивать, что качественные и количественные индивидуально-психологические различия нельзя не принимать во внимание, более того – следует всячески поощрять воспроизводство наиболее способных индивидов, иначе обратная тенденция рискует привести к интеллектуальной деградации нации и человечества.

Здравомыслящие люди не перевелись еще и в Америке, и многие из них решились встать на защиту Кеттелла. Некоторые психологи даже демонстративно покинули ряда АПА в знак протеста против бесхребетной и ханжеской позиции ее президиума. Не желая обострять конфликт 91-летний (!) ученый предложил АПА отказаться от рассмотрения своей кандидатуры на представление к награде. До разрешения скандальной склоки (в его, кстати, пользу) Кеттелл не дожил. 2 февраля 1998 г. он умер в своем доме в Гонолулу и был похоронен на холме на морском берегу.

Под небом просторным, в подлунном краю

Меня положите в могилу мою.

С улыбкою жил – и в последний приют

С улыбкой сойти я готов.

Камень могильный покройте строкой:

«Вот он покоен, искавший покой —

Моряк возвратился с моря домой,

И охотник вернулся с холмов».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Дж. М. Кеттелл (1860–1944)

Дж. М. Кеттелл (1860–1944) История психологии как науки о душевном мире человека, его мироощущении и поведении уходит корнями в глубокую древность. В известном смысле психологами можно назвать Эзопа и Диогена, Конфуция и Мэн-Цзы, Спинозу и Монтеня. Само слово «психология»

 1998

 1998 Иерусалим, 20.4.1998 [43]Христос Воскресе!Дорогой Владимир Вениаминович, Оленька! Я счастлива, что могу сообщить об этом с места событий. На открытке — Голгофа, где я бываю ежедневно, а Пасху встречала в Гефсиманском саду, над долиной Иосафата. Это звучит дико, как, в общем-то,

 1998

 1998 Иерусалим, 20. 4.1998 [43]Христос Воскресе!Дорогой Владимир Вениаминович, Оленька! Я счастлива, что могу сообщить об этом с места событий. На открытке — Голгофа, где я бываю ежедневно, а Пасху встречала в Гефсиманском саду, над долиной Иосафата. Это звучит дико, как, в общем-то,

1998

1998 8 января. Четверг Бортник: «Я не заметил, как быстро ты из провинциала превратился в мерзавца».Мне это очень понравилось. Я даже не успел обидеться, до того я от души хохотал точности постановки вопроса и остроумию…10 января. СубботаРыжий[352]:— Золотухин сказал, что он де

1998

1998 01.01.Ночевали у бабушки Тоси. Сашки, Эрика и тети Али, конечно, не было. Но все же мы скрасили бабе Тосе вечер.Мы принесли ей салат-винегрет и торт, а она приготовила тефтели.Электричество на десять минут включали. Неожиданно так включили! Баба Тося метнулась к телевизору, а

1998

1998 Георгий Свиридов – композитор, массовому слушателю знакомый по знаменитой музыке к кинофильмам «Время, вперед!» и «Метель», скончался 6 января от инфаркта на 83-м году жизни;Слава Метревели – футболист, игрок «Динамо» (Тбилиси) и сборной СССР, кумир спортивных

1998

1998 866. Лотман Ю.М.СОТВОРЕНИЕ КАРАМЗИНА. — 1998. — 382 с.: ил. — (Вып. 744). 5000 экз.867.Ковалев К.П.БОРТНЯНСКИЙ. — 2-е изд., испр. — Рус. слово, 1998. — 271 с.: ил. — (Вып. 748). 10 000 экз.868.Тыркова-Вильямс А.В.ЖИЗНЬ ПУШКИНА: В 2 т. Т. 1: 1799-1824 / Вступ. ст. О.Н. Михайлова. — 1998. — 471 с.: ил. — (Вып. 749). 5000

Год 1998

Год 1998 Милицейская мафия В январе 1998 года Московская городская прокуратура предъявила обвинение банде бывших милиционеров, которая в течение пяти лет орудовала в Москве и Подмосковье. Банда совершала убийства, разбои, грабежи, занималась вымогательством и захватом

1998

1998 8 января 1998ЧетвергБортник: «Я не заметил, как быстро ты из провинциала превратился в мерзавца».Мне это очень понравилось. Я даже не успел обидеться, до того я от души хохотал точности постановки вопроса и остроумию. «Валера! „Мой Эфрос“ — это прекрасно! Так говорить

Год 1998-й

Год 1998-й В январе 1998 года Московская городская прокуратура предъявила обвинение банде бывших милиционеров, которая в течение пяти лет орудовала в Москве и Подмосковье. Банда совершала убийства, разбои, грабежи, занималась вымогательством и захватом заложников. 12

1998 год

1998 год На фестивале в Сочи произошло событие, которое нас, старых «бойцов» КВН, просто шокировало. Первую лигу решили перевести в Казань. Удивительное дело — ведь было понятно, что в Казани наконец начнут платить ощутимые деньги и условия работы будут лучше. Но что-то ныло.

КЕТТЕЛЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД.

КЕТТЕЛЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД. Реймонд Кеттелл родился в 1905 г в Англии, в Стаффордшире Там же он получил начальное образование. В 1924 г. Р. Кеттел получает степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете После окончания он работает в г. Экзетере в

Перечень наиболее значительных проектов и построек Д. С. Галкина и его коллег в период работы в государственных институтах (1950–1998 гг.) и персональной творческой мастерской (1998–2010 гг.)

Перечень наиболее значительных проектов и построек Д. С. Галкина и его коллег в период работы в государственных институтах (1950–1998 гг.) и персональной творческой мастерской (1998–2010 гг.) «Горпроект» («Моспроект»), Гипрогор, «Военпроект»: 1950–1953 гг.1. Жилой дом – проспект

Пример построения «Профиля личности» – Тест р.Б. Кеттелла (16 pf – опросник)

Отличительной чертой теста Кеттела является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 баллов и средним — 5.5 балла. Низким значениям соответствуют 1 — 3 стены, средним значениям соответствуют 4 — 7 стены, высоким значениям соответствуют 8 — 10 стены. Полученные результаты тестирования представлены в виде профиля личности.

На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделются следующие блоки факторов:

  • Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.

  • Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.

  • Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.

1-3 стена = шизотимия:

 Негнущийся характер, равнодушие, бесстрастность, недоверчивость, склонность во всем сомневаться. Стремление к уединению, к работе в одиночестве.

Избегает компромиссов во взглядах. Любит «вещи», а не людей. Имеет склонность к точности в работе и в личных нормах поведения.

Возможна излишняя критичность. Скрытность, обособленность, отчужденность, непреклонность, холодность в отношениях. Упорное отстаивание своих идеалов.

Эмоционально — «вялая», «сухая» личность со склонностью к критичности взглядов, к осторожности  в  выражении  экспрессии,  склонности к непреклонности.

Демонстрирует практический подход к решению интеллектуальных задач.

В структуре темперамента на формирование такого поведения могут влиять два фактора — слабый тип, либо низкая подвижность нервной системы.

При слабом типе, а в нашем случае, скорее тенденции к слабому типу, в систему поведения хорошо вписывается динамически слабая эмоциональность как следствие слабости самих переживаемых состояний возбуждения либо торможения.

Конституция темперамента с низким порогом возбуждения — это  неспособность нервной системы динамически  активно функционировать.  Отсюда и  поведенческие тенденции  к  скрытности,  отчужденности и уединению, как стремление ограничить возбуждающие воздействия внешнего мира.

При низкой подвижности психических процессов естественной тенденцией выглядит стремление «строительства хорошо знакомых дорог», движение по которым  не  сопровождается  резкими изменениями условий функционирования психики. Упорное отстаивание своих идеалов как поведенческая особенность, может являться своеобразной борьбой за стабильность условий в системе деятельности и ответом  ригидной нервной системы на попытки втягивания ее  в  быстро  изменяющиеся ситуации со стороны обладателей подвижной нервной системы, для которых такие ситуации являются комфортными.

Особняком от этих процессов стоят поведенческие особенности, которые можно сформулировать как излишняя критичность. На первый взгляд, слабый тип нервной системы и, как следствие, низкая поведенческая активность не должны формировать социально значимые мотивационно-потребностные комплексы. Иногда такое происходит и существующее социальное положение, отличающееся от внутри идеального личностного представления, начинает провоцировать на вступление в серьезные противоречия с окружающими в выражении такого несоответствия и противоборстве всему, что его напоминает.

Проще говоря, излишняя критичность, это выражение несогласия с заниженным, по мнению личности, социальным положением, которое реализуется таким неадекватным образом.

На загрузку полюса шизотимии по фактору А влияют разнородные темпераментные свойства, формирующие в рамках методики относительно одинаковые поведенческие и характерологические особенности. Происходит это по причинам особенностей самой методики, когда лица, имеющие разные базисные основания для поведенческих особенностей выбирают одинаковые  ситуационные предпочтения, предложенные методикой.

Данные особенности лишний раз доказывают и адаптивные свойства психики, способные формировать похожесть поведения и ограниченность попыток моделирования деятельности на основании данных, полученных одной, пускай и эффективной методикой.

При неправильном понимании базисных основ поведения искажается не только прогнозируемая модель поведения, но и сами показатели факторов внутри методики 16 PF Кеттела вступают между собой в значимые противоречия. В комплексной модели поведения четко и часто проявляются взаимоисключающие поведенческие и характерологические особенности, приводящие процесс построения модели в ситуации решений сложнейших поведенческих ребусов.

Правильное понимание базисных оснований — это большая объективность моделирования на основании мало изменяемых параметров в противовес искусству толкования поведенческих противоречий, особенно в ситуациях усредненных факторных показателей. В таких ситуациях, в поведении, с полным на то  основанием, могут присутствовать особенности, присущие тому или иному факторному полюсу. Особенности методики не позволяют конкретно утверждать, что при средних показателях фактора, реципиент в определенных ситуациях или условиях будет демонстрировать конкретные поведенческие особенности. Сами средние показатели фактора наделяют реципиента  различными  полюсными поведенческими моделями, исключая прогностическую поведенческую конкретизацию.  

В таких случаях единственным критерием оценки и определения зависимости и  стабильности  поведенческих  особенностей могут служить структурные психические особенности, формирующие основания для особенностей поведенческих.

8-10 стенов = циклотимия:

Сердечность, доброта, беспечность, добродушие, общительность, мягкосердечность, веселость, легкая увлекаемость.

Сильная эмоциональная выразительность. Готовность к содружеству, участие в совместной деятельности, кооперирование, взаимопомощь.

Доверчивость. Легко приспосабливается к людям, легко идет на поводу. Любит занятия с людьми, с готовностью организует активные группы.

В личном общении — проявление великодушия и любезности. Не боится критики. Хорошо запоминает имена людей. Небрежен. Радуется социальному признанию, любит идти в ногу со временем.

Недостаточно надежен в точной работе, небрежен в выполнении своих обязанностей.

Склонен идти на компромиссы.

Полюс циклотимии одинаково активно формируется обладателями сильного, уравновешенного, подвижного типа темперамента и сильного, неуравновешенного типа. У каждого из этих типов реагирования свои основания для формирования таких поведенческих предпочтений и свои поведенческие особенности. Формируя полюс фактора, каждый из них организует свое поведение исходя из своих целей и особенностей личностной направленности, в силу чего и обладает своими поведенческими особенностями.

Если у сильного, уравновешенного типа такие качества как готовность к содружеству, кооперирование и взаимопомощь, готовность организовывать активные группы являются доминантными проявлениями направленности в организационных вопросах  эффективной деятельности, то у сильного, неуравно вешенного типа небрежность в выполнении должностных обязанностей является следствием недостаточного самообладания и ограниченными возможностями управления личностной аткивностью.

Такие типологические особенности часто проявляются в поведении вспыльчивостью и несдержанностью, весьма усложняющими совместную деятельность. Поэтому далеко не все равно представителем какого типа темпераментного реагирования сформирован полюс циклотимии.

Склонность к компромиссам и тенденции идти на поводу, у обладателей неуравновешенного типа объясняются реализацией ведущей потребности в широком круге общения как форме жизнедеятельности. В таком случае качество взаимоотношений легко отступает на второй план и компенсируется количеством связей.

Быстро строить социальные связи, нравиться всем — это значит для них жить насыщенной жизнью, что обеспечивается демонстрацией любезности, формирует способность хорошо запоминать имена мало знакомых людей, развивает доверчивость как производную от социального признания.

В производственной деятельности сильный, неуравновешенный тип больше ищет условия для комфортного темпераментного существования с как можно частым изменением ситуаций и широким кругом общения, обеспечивающего его оптимальную инервацию.

Обладатели сильного, уравновешенного типа реагирования ориентированы на формирование условий для эффективной совместной деятельности со  значимым вектором, направленным на результат и с оптимальным включением каждого участника деятельности в общий процесс.

Им чужды компромиссы и тенденции идти на поводу, как и ряд других поведенческих особенностей, присущих обладателям неуравовешенного типа реагирования, в силу большей для них значимости результата деятельности, а не социальных условий личностных взаимодействий. Поэтому и их поведенческие особенности значительно отличаются от поведенческих особенностей обладателей неуравновешенного типа реагирования, хотя они и обладают одинаковыми с ними ситуационными предпочтениями в рамках полюса циклотимии методики 16 PF Кеттелла. 

Фактор В

низкий — высокий интеллект

В нашем случае данный фактор не имеет существенного значения в силу  простоты и ограниченности средств, представленных в методике и направленных на выявление зависимостей между так называемыми интеллектуальными способностями и возможностями и их влиянием на поведенческие особенности.

При возникновении необходимости в изучении личностных параметров, влияющих на уровень интеллекта и иных аналогичных способностей целесообразней воспользоваться специализированными методиками определения IQ, являющимися более надежными и эффективными в этом направлении изучения личности.

Фактор С

1-3 стена = эго-слабость:

Характеризуется эмоциональной неустойчивостью.

Находится под влиянием чувств, легко расстраивается, переменчив в отношениях и неустойчив в интересах.

При расстройстве теряет психологическое равновесие. Уклоняется от ответственности, имеет тенденцию уступать.

Беспокоен, вступает в споры и конфликтные ситуации.

Слабая терпимость к переживаниям.

Склонен  к растерянности при  неблагоприятных  условиях и  препятствиях в достижении.

Легкая возбудимость, раздражительность, капризность, склонность к недовольству.

 8-10 стенов = эго-сила:

 Эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие, трезвый взгляд на вещи, постоянство интересов.

Реально учитывает обстановку. Реалистически относится к жизни. Склонен поддерживать устойчивые общественные нормы поведения.

Фактор, оценивающий эмоциональную зрелость.

Невротическая утомляемость и невротические симптомы, такие как  страхи, нарушения сна, психосоматические жалобы и т.п., при низких показателях по данному фактору больше соответствуют клиническим отклонениям, чем зависят от слабого, или иных типов нервной системы.

Низкие показатели по данному фактору отражают  социальную и  деятельностную дезадаптацию, способную сопровождать поведенческое реагирование при любых типах нервной системы.

Эго-слабость  присуща  всем  клиническим  отклонениям  и  демонстрирует

своеобразную систему концентрации личности на собственных травматически образующих ситуациях.

Данный фактор может являться своеобразным сигнализатором состояния личности в процессе осуществления деятельности.

Тенденции движения психического реагирования к состояниям эго-слабости хорошо отражают возможные реакции усталости и озабоченности при стрессах, сопровождающих процессы деятельности.

При профессиональном отборе, выраженная эго-слабость чаще всего является серьезным аргументом несоответствия должности вне зависимости от причин и условий,  вызвавших  социальную дезадаптацию.  Невротическая  окрашенность поведения в силу своих клинических особенностей редко и трудно нивелируется оптимизацией условий деятельности и постоянно стремиться проявиться даже в естественных условиях производственной деятельности.  

Не менее серьезного отношения требуют ситуации и условия, формирующие тенденции движения реагирования к эго-слабости в процессе осуществления деятельности. Специалист, переживающий стрессы в процессе деятельности и реагирующий на них механизмами эго-слабости, скорее всего не может оптимально психологически адаптироваться к условиям деятельности и не вполне ей соответствует, если мероприятия минимизации стрессообразующих факторов не дают ощутимого эффекта.   

Raymond Cattell — New World Encyclopedia


Raymond Bernard Cattell (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) был британским и американским психологом, который теоретизировал существование текучего и кристаллизованного интеллекта для объяснения когнитивных способностей человека. В соответствии со своей приверженностью строгому научному методу, Кеттелл был одним из первых сторонников применения в психологии строгих статистических методов, таких как факторный анализ, вместо того, что он называл простым «словесным теоретизированием».

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Работа
    • 2.1 Опросник шестнадцати личностных факторов
    • 2.2 Жидкий и кристаллизованный интеллект
  • 3 Критика и награда APA за выслугу
  • 4 Наследие
  • 5 Инновации Кеттелла
  • 6 Избранные публикации
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 кредитов

Одним из наиболее важных результатов применения факторного анализа Кеттеллом было выделение 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти 16 факторов «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое считается личностью.

Хотя некоторые взгляды Кеттелла оказались противоречивыми, особенно его защита евгеники, его вклад в научное развитие работы по пониманию человеческой личности неоспорим.

Жизнь

Рэймонд Бернард Кеттелл родился 20 марта 1905 года в Хиллтопе, деревне на окраине Бирмингема, Англия. Он был вторым из трех сыновей Альфреда Кеттелла и Мэри Филд Кеттелл, оба родились в Хиллтопе. Семья переехала в приморский город Торки в Южном Девоншире, когда Кеттеллу было 6 лет. Там он счастливо провел свое раннее детство со своими братьями и друзьями и на всю жизнь полюбил океан и парусный спорт.

Однако Англия вступила в Первую мировую войну, когда Кеттеллу было девять лет. Когда местный дом превратили в госпиталь, Кеттелл наблюдал за ранеными, которых привозили с полей сражений. Этот опыт превратил его в необычайно серьезного мальчика.

Кеттелл выиграл стипендию в гимназии для мальчиков Торки, где он преуспел. В 1921 году он получил стипендию графства в Университетском колледже Лондона, где в 1919 году получил степень бакалавра наук с отличием по химии.24.

Под влиянием работ Сирила Берта, Чарльза Спирмена (разрабатывавшего факторный анализ) и Рональда Фишера (разрабатывавшего дисперсионный анализ), с которыми он познакомился во время изучения химии, он сосредоточил свои исследования в основном на психологии. Он поступил в докторантуру в 1924 году. Тема его диссертации была «Субъективный характер познания и пресенсационное развитие восприятия», и он получил докторскую степень в 1929 году. Также в Лондонском университете он получил степень магистра образования в 1932 и звание почетного доктора наук в 1939 году.

С 1927 по 1932 год Кеттелл преподавал в Эксетерском университете и работал психологом-консультантом в Дартингтон-холле, прогрессивной школе, которой в 1930-е годы уделялось значительное внимание. С 1932 по 1936 год он занимал должность директора городской детской клиники Лестера.

В 1937 году Эдвард Л. Торндайк предложил Кеттеллу должность научного сотрудника в Колумбийском университете. Он принял предложение, рассчитывая пробыть в США не более двух лет. Но в 19В 38 лет он получил назначение на должность профессора генетической психологии Г. Стэнли Холла в Университете Кларка. Оттуда он перешел на должность лектора в Гарварде в 1941 году, где он оставался до 1945 года, когда он был назначен на недавно созданную исследовательскую должность профессора психологии в Университете Иллинойса и оставался на этом посту до 1973 года.

В следующем году он переехал в Гонолулу, где был назначен адъюнкт-профессором Гавайского университета и Гавайской школы профессиональной психологии. На Гавайях он женился на Хизер Биркетт, клиническом психологе, которая проводила исследования с использованием анкеты Кеттелла 16PF, с которой он прожил остаток своей жизни.

Он продолжал публиковать более четырех статей в год и две книги за десятилетие на протяжении 1970-х и 1980-х годов и продолжал писать, даже когда в 1990-х заболел раком толстой кишки, раком простаты и болезнью сердца. Он умер от застойной сердечной недостаточности во сне в своем доме в Гонолулу 2 февраля 1998 года.

Работа

Теория личности, возникшая из эмпирической работы Кеттелла, послужила основой для описания уникальности людей. Ее классифицировали как «теорию черт», хотя она касается гораздо большего, чем просто устойчивые характеристики, по которым одного человека можно отличить от другого; это также отчет о состояниях и систематических изменениях в поведении, вызванных мотивацией и обучением. Он обеспечивает описание краткосрочных и пожизненных изменений в поведении, связанных с нейрофизиологическими, генетическими, семейными, социальными и культурными факторами. Таким образом, это всеобъемлющая теория человеческой личности.

Кеттелл различал «исходные черты» от «поверхностных черт». Поверхностные черты — это черты, обнаруженные Гордоном Олпортом и представляющие характеристики личности, которые легко увидеть другим людям. Исходные черты — это те более базовые черты, которые лежат в основе поверхностных черт. Застенчивость, тишина и неприязнь к толпе могут быть поверхностными чертами, связанными с более основной исходной чертой интроверсии, тенденцией избегать чрезмерной стимуляции.

Используя факторный анализ, статистический метод, который ищет группировки и общие черты в числовых данных, Кеттелл обнаружил 16 исходных признаков, и хотя в 1977 он определил, что может быть еще семь исходных черт, чтобы в общей сложности было 23, он разработал свой оценочный опросник, «Шестнадцатифакторный опросник личностных факторов», или 16PF, на основе этих 16 исходных черт. Они рассматриваются как измерения черт или континуумы, в которых есть две противоположные черты на каждом конце со многими возможными степенями черт, возможных вдоль измерения.

Опросник шестнадцати личностных факторов

Опросник шестнадцати личностных факторов Кеттелла вырос из исследования данных самоотчета, которым он руководил в течение более чем тридцати лет. Этот хорошо зарекомендовавший себя и широко используемый личностный тест основан на гипотезе об неизменности средств наблюдения, что означает, что некоторые из одних и тех же важных черт личности видны и могут быть измерены в различных типах данных, а именно: , оценки поведения и объективные тесты, а также самоотчеты.

Исследование Кеттелла, на основе которого он разработал опросник шестнадцати личностных факторов, проходило следующим образом:

  1. Установление, средствами факторного анализа, независимых аспектов личности в данных поведенческой оценки;
  2. Написание элементов самоотчета для представления этих измерений;
  3. Факторинг для определения факторов среди ответов на эти вопросы.

Было выпущено несколько форм 16PF — некоторые для разных языковых и культурных групп, а некоторые — для слабого чтения. Доступны несколько различных таблиц норм. Интерпретация факторов анкеты основана на исследованиях и практических применениях в различных социальных, клинических, промышленных и образовательных условиях. 16PF использовался и изучался в тысячах опубликованных исследований. Поскольку споры о сильных и слабых сторонах 16PF продолжаются, использование вопросника остается высоким.

Жидкий и кристаллизованный интеллект

В своем психометрическом исследовании индивидуальных различий в интеллекте Кеттелл определил текучий и кристаллизованный интеллект (сокращенно gF и gC, соответственно) как факторы «общего интеллекта». Он определил подвижный интеллект как способность находить смысл в беспорядке и решать новые проблемы, тогда как кристаллизованный интеллект определяется как способность использовать ранее приобретенные знания и опыт:

Очевидно, что одна из этих сил… обладает «плавным» качеством, позволяющим направить ее практически на любую проблему. Напротив, другой инвестируется в определенные области кристаллизованных навыков, которые могут быть нарушены по отдельности, не затрагивая другие. [1]

Эти термины не следует понимать как подразумевающие, что одна форма интеллекта является «кристаллизованной» формой другой. Скорее, это отдельные, хотя и взаимосвязанные умственные способности. Вместе они составляют г, или «общая разведка». Чарлз Спирмен, первоначально разработавший теории г, , провел аналогичное различие между «эдуктивной» и «репродуктивной» умственными способностями.

Подвижный интеллект включает в себя такие способности, как решение проблем, обучение и распознавание образов. В качестве доказательства его преемственности Кеттелл предполагает, что способности gF редко страдают от травм головного мозга. Тест IQ Кеттелла, прогрессивные матрицы Равена и подшкала Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS) оцениваются в 9 баллов.0092 гФ.

Кристаллизованный интеллект, возможно, лучше поддается изменениям, поскольку он опирается на конкретные приобретенные знания. Например, ребенок, который только что научился называть пятьдесят штатов Америки, владеет новым кристаллизованным интеллектом; но его или ее общая способность к обучению и пониманию ( gF ) не изменилась. Словарные тесты и вербальная подшкала WAIS считаются хорошими показателями gC. Неудивительно, что люди с высокой вместимостью gF , как правило, приобретают больше gC знаний и быстрее.

Критика и награда APA Lifetime Achievement Award

Кеттелла критиковали за его интерес к евгенике, эволюции, альтернативным культурам и политическим системам. Политические критики отмечают, что Кеттелл известен тем, что изложил смесь гальтоновской евгеники и теологии под названием «Beyondism», которую он считал «новой моралью, основанной на науке». Такие критики также отмечают, что его работы в этой области неоднократно публиковались в журнале 9 Фонда пионеров.0092 Mankind Quarterly и его редактор Роджер Пирсон опубликовали две монографии Кеттелла. Кеттелл также был получателем Пионерского фонда. [2]

Кеттелла также сильно критиковали за его идею о том, что мораль является отраслью естествознания и что эволюционная этика обеспечивает «истинную универсальную мораль», и что религии, в частности христианство, некритически и ложно не признали это. . Кеттелл пришел к выводу, что этика, применяемая внутри групп, неприменима между группами. Между группами должна существовать конкуренция, но развитие крупных политических организаций враждебно развитию человечества. Согласно Кеттеллу, люди должны объединяться в небольшие независимые сообщества, которые мирно соревнуются в продвижении определенных взглядов на правильный образ жизни. Тогда принцип «выживания наиболее приспособленных» среди сообществ будет действовать, чтобы позволить человеческим обществам адаптироваться и совершенствоваться. Более успешные из таких сообществ примут евгеническую политику. Механизмы, которые могут наиболее безопасно, эффективно и разумно контролировать такие группы, могут быть созданы, введены в действие и поддерживаться только правительством ученых. Наука станет высокоорганизованной главной функцией национальной и международной жизни. Такие идеи (что неудивительно) оказались крайне непопулярными среди тех, кто не был убежден, что чисто научный подход к жизни — это путь к развитию человечества.

Тем не менее, следует также понимать, что Кеттелл предлагал альтернативу войне и насилию для разрешения конфликта:

Этот потусторонний взгляд на нации позволяет конкуренции, а не войне решать межгрупповые конфликты. Я пережил две большие войны на собственном опыте. Подростком я работал в военном госпитале и видел бойню. Beyondism предлагает разумную, ненасильственную альтернативу войне. [3]

В 1997 году, в возрасте 92 лет, Кеттелл был выбран Американской психологической ассоциацией (APA) для вручения «Золотой медали за заслуги в области психологии». Однако до вручения медали бывший студент Иллинойского университета Барри Мелер начал рекламную кампанию против Кеттелла через свой некоммерческий фонд Институт изучения академического расизма (ISAR). [4] Он обвинил Кеттелла в симпатии к расистским и фашистским идеям и заявил, что «недобросовестно чтить этого человека, чья работа помогает возвеличивать самые разрушительные политические идеи двадцатого века». Мелер сообщает, что его наставником был Джерри Хирш, коллега и ярый критик Кеттелла в Университете Иллинойса, где Кеттелл и Хирш провели большую часть своей карьеры. Кеттелл также подвергся критике со стороны профессора Рутгерса Уильяма Х. «Билла» Такера, друга и соратника Мелера, которому Мелер «щедро открыл как свои файлы, так и свой дом». В своей книге Финансирование научного расизма, Такер утверждал, что Кеттелл (в 1937 г.) хвалил законы евгеники довоенного Третьего рейха за содействие расовому улучшению.

АПА созвала комитет с голубой лентой для расследования законности обвинений. Однако до того, как комитет принял решение, Кеттелл направил комитету открытое письмо, в котором говорилось: «Я верю в равные возможности для всех людей и ненавижу расизм и дискриминацию по признаку расы. Любое другое убеждение противоречило бы делу моей жизни». что «к сожалению, объявление APA… принесло ошибочным заявлениям критиков широкую огласку». Он отказался от награды, исключив свое имя из рассмотрения. Поэтому комитет с голубой лентой был распущен, а всего через два месяца Кеттелл умер из-за слабого здоровья. Этот инцидент и его нерешенность в конечном итоге хуже отразились на АПА, чем на Кеттелле или его обвинителях.

Наследие

Раймонд Кеттелл занимает первое место среди тех, кто оказал наибольшее влияние на научную психологию в двадцатом веке. Он был известен своей продуктивностью на протяжении 92 лет своей жизни и в конечном итоге смог претендовать на совместное авторство и соавторство 55 книг и около 500 журнальных статей в дополнение к как минимум 30 стандартизированным тестам. Его наследие включает в себя не только это интеллектуальное производство, но и дух научной строгости, привнесенный в в остальном мягкую науку, который поддерживается его учениками и соавторами, пережившими его.

Закономерности, отмеченные в исследовании Кеттелла, теперь проявляющиеся во многих обличьях, остаются одним из основных вкладов в теоретический анализ личности. Многие самооценки личности основаны на опроснике Кеттелла «Шестнадцать личностных факторов». Кеттелл был пионером в разработке многочисленных концепций теории личности в дополнение к множеству статистических методов, которые значительно продвинули изучение человеческой природы.

Инновации Кеттелла

  • Определение трех областей сферы личности (совокупность факторных измерений личности, способностей и мотивации)
  • Жидкий и кристаллизованный интеллект
  • Измерение состояния и черт личности
  • Тест осыпи (с использованием кривой скрытых корней для оценки количества факторов)
  • Программа ротации факторного анализа Procrustes (для проверки гипотетической факторной структуры)
  • Коэффициент сходства профилей (с учетом формы, разброса и уровня двух профилей баллов)
  • Динамическое исчисление (для оценки интересов и мотивации)
  • Факторный анализ P-метода (для матрицы событий по переменным)
  • Программа Таксоном (для определения количества и содержания кластеров в наборе данных)
  • Блок взаимосвязей основных данных (размеры экспериментальных проектов)
  • Выборка переменных вместо или в сочетании с выборкой лиц
  • Групповая синтетическая конструкция («личность» группы)
  • Факторинг или повторные измерения отдельных лиц для изучения флуктуирующих состояний личности
  • Множественный абстрактный дисперсионный анализ (с «уравнениями спецификации», включающими генетические и экологические переменные и их взаимодействия)
  • Основание Общества многомерной экспериментальной психологии и журнала Multivariate Behavioral Research
  • Разработан тест на культурный интеллект (CFIT)

Избранные публикации

  • Кеттелл, Р. Б. 1933. Психология и социальный прогресс: человечество и судьба с точки зрения ученого . Лондон: CW Daniel.
  • Кеттелл, Р. Б. 1937. Борьба за нашу национальную разведку . Лондон: PS King.
  • Кеттелл, Р. Б. 1950. Личности: систематическое, теоретическое и фактическое исследование. Нью-Йорк Макгроу Хилл.
  • Кеттелл, Р. Б. 1965. Научный анализ личности . Хармондсворт, Англия: Penguin Books. ISBN 0202309150
  • Кеттелл, Р. Б. и Джон Несселроуд, 1966. Справочник по многомерной экспериментальной психологии. Чикаго: Рэнд МакНалли. ISBN 0306425262
  • Кеттелл, Р. Б. 1971. Способности: их структура, рост и действие. Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 0395042755
  • Кеттелл, Р. Б. 1972. Новая мораль из науки: Beyondism. Нью-Йорк: Pergamon Press. ISBN 0080171923
  • Кеттелл, Р. Б. и П. Клайн. 1977. Научный анализ личности и мотивации . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 012164250X
  • Кеттелл, Р. Б. 1987. Интеллект: его структура, рост и действие. Нью-Йорк: Научный паб Elsevier. Компания ISBN 0444879226
  • Cattell, RB 1987. Beyondism: Religion from Science. Нью-Йорк: Прегер. ISBN 0275924319
  • Кеттелл, Р. Б. 1994. Опросник шестнадцати личностных факторов. (5-е издание) Шампейн, Иллинойс: Институт тестирования личности и способностей, Inc.

Примечания

  1. ↑ Р. Б. Кеттелл, Интеллект: его структура, рост и действие (Нью-Йорк: Elsevier Science Pub. Co, 1987). ISBN 0444879226
  2. ↑ Дэвид Летбридж, 2003 г. Расовый ученый Раштон берет на себя управление Фондом пионеров. Проверено 19 января 2007 г.
  3. ↑ Raymond B. Cattell, 1997. Открытое письмо в APA, дата обращения 19 января 2007 г.
  4. ↑ Веб-сайт ISAR, Институт изучения академического расизма, дата обращения 19 января 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Boring, E. G. 1950. История экспериментальной психологии, 2-е изд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0133

    8

  • Бреннан, Дж. Ф. 1986. История и системы психологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ISBN 0133922189
  • Кэрролл, Дж. Б. 2004. Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521387124
  • Гири, округ Колумбия, 2004. Происхождение разума: эволюция мозга, познания и общего интеллекта. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 1591471818
  • Клайн, П. 2000. Новая психометрия: наука, психология и измерения. Лондон: Рутледж. ISBN 0415228212
  • Лихи, Th. H. 1991. История современной психологии . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл. 3 выпуск. 2000. ISBN 0130175730
  • Макдональд, Марвин Дж. 1998. «Психология, евгеника и случай Раймонда Б. Кеттелла». Вестник истории и философии психологии.
  • Tucker, WH 1996. Наука и политика расовых исследований. Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press. ISBN 0252065603
  • Tucker, WH 2002. Финансирование научного расизма: Wickliffe Draper and the Pioneer Fund. Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press. ISBN 0252027620

Внешние ссылки

Все ссылки получены 7 декабря 2022 г.

  • Мемориал Рэймонду Бернарду Кеттеллу.
  • Человеческий интеллект: Рэймонд Б. Кеттелл.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участника и самоотверженные добровольные участники Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Raymond_Cattell история
  • Fluid_and_crystallized_intelligence  history

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Раймонда Кеттелла»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. Р. Б. Кеттелл Американский психолог (родившийся в Англии), разработавший широкую теорию человеческого поведения на основе многомерных исследований (1905-1998)

  2. Рэй Кеттелл Американский психолог (родился в Англии), разработавший широкую теорию человеческого поведения на основе многомерных исследований (1905-1998)

  3. Cattell» freq=»5909656.39″>

    Рэймонд Б. Кеттелл Американский психолог (родился в Англии), разработавший широкую теорию человеческого поведения на основе многомерных исследований (1905–1998)

  4. мясной скот

  5. крупный рогатый скот, выращиваемый на мясо

  6. безделушка нечто малоценное или значимое

  7. Покателло университетский город на юго-востоке Айдахо

  8. Biscutella, род Евразийских трав и небольших кустарников: горчица обыкновенная

  9. грешок мелкий проступок

  10. акация черная Австралийское дерево, дающее дубильные вещества

  11. 51″>

    движимое имущество личное в отличие от недвижимого имущества

  12. Euplectella, род Hyalospongiae

  13. интеллектуальное, связанное или требующее использования разума

  14. Кеттелл Американский психолог и редактор (1860-1944)

  15. Рэймонд Бернард Кеттелл Американский психолог (родившийся в Англии), разработавший широкую теорию человеческого поведения на основе многомерных исследований (1905-1998)

  16. род Biscutella род евразийских трав и небольших кустарников: горчица щитовочная

  17. рогоз узколистный камышовый из Америки, Европы, Северной Африки, Азии