Работа с детьми инвалидами в школе: Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ

Содержание

Права ребенка инвалида в школе в 2023 году – Юридическая поддержка

Автор Петр Кузнецов На чтение 18 мин Опубликовано Обновлено

Содержание

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29. 12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »)

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

• обучение совместно с другими обучающимися,

• обучение в отдельном классе обычной школы,

• обучение в специальной школе,

• индивидуальное обучение на дому,

• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

• совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Приказ Минобрнауки России от 30. 08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно — правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19. 12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Локальные акты МАОУ — СОШ №4 г Асино:

• Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)

• Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014 г. № 336)

• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г. №211)

Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

План работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022 учебный год.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5. 1)

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)

Права детей с ОВЗ

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков;

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании». Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Оцените статью:

[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]

Работа педагога-психолога с инвалидами в школе.

План работы по психологическому сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагога-психолога МБОУ «Майская СОШ» Крук Г.Н. на 2020-2021 учебный год.

Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи:

1.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3.Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

  

Направления в работе

                      Цель

     Сроки

1.

Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов здоровья.

Сбор сведений об особенностях здоровья и развития учащихся.

Сентябрь

2.

Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом и детей с ОВЗ.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

Октябрь

3.

Наблюдение за учащимися с ОВЗ, инвалидами как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения инвалидов, учащихся с ОВЗ.

Сентябрь- май

4.

Исследование инвалидов, учащихся с ОВЗ с помощью психологических методик, диагностика.

 

 

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Анализ негативных изменений настроения, поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие у детей с ОВЗ страхов, комплексов, модели поведения («жертва»).

Октябрь-

апрель.

5.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка в классе (общение, поручения, с кем дружит).

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный), изучение атмосферы в классе, способов общения.

Октябрь-

апрель.

6.

Социально- психологическое сопровождение детей- инвалидов в семье (консультирование родителей, помощь, изучение семейных отношений, проблем воспитания и ухода).
 

Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие «родители – ребенок», отношение к ребенку, имеются ли проблемы, трудности).
Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

     Октябрь-

       апрель.

7.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку — инвалиду, с описанием их индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

Ребенку – инвалиду разрабатывается план индивидуальных занятий с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые  доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.

      Март

8.

Профилактическая и коррекционная работа психолога (индивидуально или(и) в малых группах) с детьми-инвалидами.

 

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование у детей с ОВЗ самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

 Сентябрь-май

9.

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное личностное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: 1) активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии;

2) определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.

    Декабрь

10.

Проведение родительского тренинга- практикума, направленного на сохранение, укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, развитие духовной, психической, социальной составляющих личности, адекватного эмоционального реагирования в детско — родительских отношениях у семей с ребенком — инвалидом.

— Повышение уровня психологической культуры родителей, имеющих на воспитании ребенка – инвалида (обучение способам бесконфликтного общения, повышения эмоционально-волевой сферы, ознакомление с особенностями детско — родительских отношений):
— создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация близких доверительных родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Февраль

11.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Сентябрь-май

12.

Психологическая информационно-просветительская работа с учащимися-инвалидами, их родителями и учителями-предметниками.

 

 

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

Сентябрь-май

 

Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2. Не ожидайте слишком многого сразу.

3. Будьте реалистичны.

4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

6. Будьте проще.

7.Проявляйте гибкость.

8.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

9.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

10.Наладьте общение:

— выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

— прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

— открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

— старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

— делайте акцент на хорошем;

— делайте замечания спокойным тоном;

— высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

— не забывайте о значении языка тела;

— избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

11. Назовите врага по имени.

12. Делите радость и боль.

Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.

10 Карьера с вознаграждением за работу с детьми с особыми потребностями

Произошел значительный сдвиг в количестве детей с диагнозом нарушения обучаемости или развития. По данным Управления ресурсов и услуг здравоохранения, 17 процентов детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют отклонения в развитии. И это число значительно увеличилось за последние два десятилетия.

В результате этой тенденции к росту выделяется все больше и больше ресурсов на помощь детям с особыми потребностями. Профессионалы-психологи находят способы помочь этому уязвимому сообществу процветать в повседневной жизни — от школьных условий до клинических практик.

Отсутствие поддержки для детей с особыми потребностями

В связи с увеличением количества диагнозов поиск родителями надлежащего ухода и ресурсов для своих детей с особыми потребностями превратился в пугающий процесс. Во-первых, увеличение числа сертифицированных поведенческих аналитиков (BCBA) не было пропорционально увеличению числа детей с особыми потребностями. Это увеличило долю детей на одного поддерживающего специалиста.

Например, рассмотрим сообщество ASD. В некоторых регионах США на BCBA приходится 17 детей с аутизмом. Хотя эта цифра зависит от района, неравенство в регионах и округах, которые имеют значительно меньший доступ к такого рода ресурсам, может достигать почти 137 детей с аутизмом на BCBA. Это неравенство в поддержке широко распространено и требует большего количества увлеченных профессионалов для поддержки сообщества РАС.


Заинтересованы в карьере в области прикладного анализа поведения?

Узнайте, как степень ABA может дать вам навыки, необходимые для того, чтобы изменить жизнь других людей.


СКАЧАТЬ СЕЙЧАС


10 Профессий, которые работают с детьми с особыми потребностями

Для тех, кто заинтересован в помощи детям, борющимся с отклонениями в развитии, важно понимать свои варианты карьеры. В этой области есть много ролей, которые помогают детям с особыми потребностями, но эти, пожалуй, самые полезные.

Однако важно отметить, что «если вы хотите помочь людям с аутизмом определить модели поведения, которые они хотели бы изменить или улучшить в своей жизни, и методы для этого, вам нужен анализ поведения», — говорит Николь Дэвис. директор программ прикладного анализа поведения в Колледже медицинских наук Буве Северо-восточного университета. — Но там, где ты, это можно было бы назвать по-другому.

Согласно правительственным данным, вот список лучших профессий для людей, способных помогать детям с особыми потребностями.

1. Несертифицированные специалисты по поведению

Несертифицированные специалисты по поведению сопровождают и помогают в планах лечения пациентов, включая детей, идентифицирующих себя как аутистов, разработанных и написанных BCBA. Поскольку эти специалисты по поведению не проходят сертификацию, они часто контролируются BCBA и зарегистрированными специалистами по поведению (RBT), чтобы обеспечить эффективность лечения клиентов. В то время как несертифицированные специалисты по поведению являются ярыми защитниками сообщества РАС, без надлежащего образования и сертификатов, профессионалы в этой роли требуют постоянного надзора со стороны тех, кто это делает.

В качестве наиболее часто публикуемых должностей несертифицированные должности специалиста по поведению часто ошибочно принимают за ведущую карьеру в помощи детям с особыми потребностями. Однако изменение количества сертификатов и образования показывает, что эта должность предлагает быстрый выход на поле с небольшими возможностями для продвижения по карьерной лестнице по сравнению с аналогичными областями. По данным Бюро статистики труда США (BLS), к 2031 году прогнозируемый рост числа специалистов по поведению составит 9 процентов.

2. Сертифицированные поведенческие аналитики

Сертифицированные поведенческие аналитики — это сертифицированные специалисты в области поведенческого анализа с высшим образованием. Они пытаются исправить проблемы, связанные с поведением, в различных средах и сообществах. Одним из наиболее распространенных сообществ, поддерживаемых BCBA, является сообщество аутистов.

Поскольку BCBA имеют дополнительное образование и сертификаты, они часто курируют людей, которые поддерживают детей с особыми потребностями. BCBA могут действовать как независимые практикующие врачи, предоставляющие услуги по анализу поведения, предлагая больше свободы действий в том, как они могут помочь своим пациентам. Прогнозируется, что в ближайшие годы в этой области произойдет огромный рост. По данным BLS, прогнозируется, что к 2031 году перспективы трудоустройства BCBA вырастут на 22 процента9.0003

3. Зарегистрированные специалисты по поведению

Зарегистрированные специалисты по поведению (RBT) — это парапрофессионалы с сертификацией начального уровня в области анализа поведения. Как и другие роли в этом списке, BCBA контролируют RBT в предоставлении поведенческих аналитических услуг для детей, которые идентифицируют себя как аутистов, таких как развитие социальных навыков и преодоление социальных проблем.

Поскольку для RBT требуется сертификация низкого уровня, эта карьера предлагает больше возможностей изменить жизнь своих пациентов. Тем не менее, сертификация RBT и образование не так требовательны, как то, что ожидается от BCBA. В результате позиции RBT не имеют такого большого роста, как BCBA. Прогнозируемый рост числа зарегистрированных специалистов по поведению оценивается в 9процентов к 2031 году, по данным BLS.

4. Специалисты непосредственной поддержки

Специалисты непосредственной поддержки (DSP) помогают детям с особыми потребностями полностью раскрыть свой потенциал. В то время как DSP изначально взяли на себя роль «опекунов», последние тенденции привели к тому, что эта должность превратилась в роль обучения, а не предоставления. В результате DSP помогают тем, кто борется с инвалидностью, беспрепятственно интегрироваться и участвовать в жизни своего сообщества.

Поскольку DSP тесно связаны с другими карьерами, такими как парапрофессионалы, трудно определить, как будет выглядеть прогнозируемый рост числа рабочих мест. Тем не менее, с более чем 20 000 объявлений о вакансиях специалистов прямой поддержки в 2020–2022 годах у всех, кто хочет выйти на поле, есть множество возможностей.

5. Специалисты по коррекции поведения

Специалисты по коррекции поведения (BIs), также называемые специалистами по коррекции поведения, в основном занимаются поведением детей. Эти типы профессионалов работают с разными людьми, чтобы уменьшить проблемное поведение, которое часто снижает общий успех пациента. Специалисты по поведенческому вмешательству часто работают с детьми с особыми потребностями, предлагая различные стратегии для уменьшения деструктивных тенденций и обучения продуктивным.

Поскольку эта карьера часто объединяется с похожими должностями, прогнозируемый рост рабочих мест выше среднего по стране. По данным BLS, ожидается, что к 2031 году число специалистов по поведенческому вмешательству и аналогичных профессий вырастет на 22 процента9.0003

6. Логопеды

Логопеды (ЛП) являются частью очень специализированной области поддержки детей с особыми потребностями. Они сосредоточены на очень специфических препятствиях, которые могут повлиять на детей с аутизмом, включая артикуляцию, заикание, поиск слов, семантику, синтаксис, фонетику, вокализацию и глотание.

Поскольку это очень специализированная область, она требует дополнительного образования и лицензии по сравнению с некоторыми другими позициями в этом списке. Несмотря на то, что к 2031 году эта карьера предполагает отличный рост на 21 процент, услуги, предлагаемые SLP, выходят за рамки помощи детям с особыми потребностями. Есть несколько других причин проблем с речью, таких как черепно-мозговая травма, потеря слуха или инсульт. В результате большинство SLP работают не только с детьми с особыми потребностями.

7. Клинические супервайзеры ABA

Клинические супервайзеры ABA следят за соблюдением на рабочем месте стандартов поведенческого анализа. Благодаря структурированному наблюдению клинические руководители ABA могут предоставить обратную связь, используемую для определения того, нуждаются ли сотрудники в дополнительном образовании или обучении, чтобы добиться успеха в своей роли.

Это может стать невероятно выгодной карьерой для тех, кто хочет постоянно совершенствоваться и поддерживать постоянно развивающиеся отраслевые стандарты прикладного анализа поведения. В результате ожидается, что клинические руководители ABA получат степень в области прикладного анализа поведения и станут BCBA, чтобы всегда быть в курсе всех отраслевых стандартов и правил в своей области.

8. Специалисты по поведению при аутизме

Специалисты по поведению при аутизме работают непосредственно с семьями детей с аутизмом, которые борются с поведенческими проблемами. Они работают в самых разных условиях, таких как клиники, школы и даже дома пациентов. Обычно это зависит от конкретных потребностей как ребенка, так и семьи, которую поддерживает специалист по поведению аутистов. Подобно RBT и BT, специалистам по поведению при аутизме требуется наблюдение и надзор со стороны BCBA. Таким образом, для этой карьеры характерен аналогичный предполагаемый рост числа рабочих мест, который, по прогнозам, увеличится на 9процентов к 2031 году.

9. Специалисты по поведению ABA

Специалисты по поведению ABA предоставляют клинические навыки и инструкции, основанные на принципах прикладного анализа поведения. Они работают в различных условиях как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с детьми, которые идентифицируют себя как аутичные. Эта позиция очень похожа на RBT в том смысле, что они реализуют программы обучения под непосредственным руководством BCBA. Однако, в отличие от RBT, люди, носящие этот титул, не имеют официального сертификата в области анализа поведения. Предполагаемый рост рабочих мест аналогичен RBT, который, по прогнозам, будет расти 9процентов к 2031 году.

10. Поведенческие терапевты

Поведенческие терапевты помогают пациентам развивать навыки и методы, необходимые для преодоления проблемного поведения. Они сосредоточены на создании моделей поведения в отношении здоровья, чтобы обеспечить своим пациентам счастливую и продуктивную жизнь. Многие поведенческие терапевты работают с детьми с особыми потребностями, но часто работают с пациентами, борющимися с проблемами психического здоровья и отклонениями в развитии.

Поведенческие терапевты являются частью растущей отрасли, занимающейся лечением поведенческих расстройств и консультированием по вопросам психического здоровья. С прогнозируемым 22-процентным увеличением возможностей трудоустройства к 2031 году это отличный вариант карьеры для тех, кто хочет работать с различными пациентами, которые борются с моделями поведения.

Чего ожидать от карьеры BCBA, помогающей детям с особыми потребностями

При работе с детьми с особыми потребностями всегда рекомендуется ожидать неожиданностей. Нет двух одинаковых пациентов и планов лечения, так как многие дети, идентифицирующие себя как аутичные, нуждаются в разной поддержке.

Профессионалы в этой области могут рассчитывать на высокооплачиваемую карьеру с многообещающим карьерным ростом. Вот обзор того, почему вы должны рассмотреть этот захватывающий и динамичный путь карьеры.

Увеличение числа рабочих мест

Как уже упоминалось выше, в десятке лучших профессий, помогающих детям с особыми потребностями, прогнозируется поразительный рост числа рабочих мест в ближайшие годы. Это отличная новость для тех, кто беспокоится о финансовой стабильности.

Согласно правительственным данным, в последнее время наблюдается всплеск общего количества объявлений о вакансиях, посвященных помощи детям с особыми потребностями. В начале 2022 года количество вакансий в этой области выросло до 1307 в январе, но июль 2022 года завершился с более чем 2000 вакансий за 30 дней. Эти многообещающие цифры перекликаются с прогнозом Бюро статистики труда США о том, что эти карьеры находятся на подъеме.

Важно отметить, однако, что, хотя многие из этих должностей предполагают высокий прогнозируемый рост, карьеры, требующие официальной сертификации, такие как BCBA, пользуются более высоким спросом, чем карьеры, перечисленные выше, из-за их специализации и опыта. Если вам нужна карьера с самым высоким потенциалом роста, подумайте о том, чтобы стать BCBA.

Поощрение опыта

Несмотря на то, что для тех, кто заинтересован в работе с детьми с особыми потребностями, доступно множество вариантов карьеры, одной из общих черт всех этих ролей является желание помогать другим. BCBA меняют жизнь детей, идентифицирующих себя как аутичных, их семей и сообществ, в которых они живут.

Требования к смене

Интересно, что многие из перечисленных выше профессий не требуют большого опыта работы. На самом деле, согласно правительственным данным, почти в 65% этих объявлений о вакансиях не указаны какие-либо конкретные требования к опыту. Для тех, кто это делает, только три процента требуют более трех лет опыта.

Это невероятно перспективно для тех, кто считает себя неквалифицированным, но оставляет довольно большой разрыв между позициями, такими как специалист по поведению и BCBA, что требует большего образования, лицензии и опыта. В результате многие компании начинают менять свои требования к работе, чтобы лучше соответствовать растущим потребностям детей с особыми потребностями.

Сделайте первый шаг к помощи детям с особыми потребностями

Сделать первый шаг в любой карьере может быть непросто, но есть несколько четко определенных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы стать более востребованным в этой области. Например, рассмотрите возможность изучения прикладного анализа поведения. «АВА — это научно обоснованное вмешательство, используемое для людей с аутизмом или тех, кто идентифицирует себя как аутист», — говорит Дэвис. На самом деле, «подавляющее большинство поведенческих аналитиков работают с людьми с отклонениями в развитии».

При правильном образовании и сертификации вы можете стать BCBA, которая стремится помочь детям с особыми потребностями жить счастливой и полноценной жизнью.

Хотите узнать больше о том, как можно использовать прикладной анализ поведения для помощи детям с особыми потребностями? Проверьте степень магистра наук в области прикладного анализа поведения, чтобы узнать, как вы можете проникнуть в эту полезную область.

Какие варианты работы у меня есть, если я хочу работать с детьми с ограниченными возможностями? | Работа

Автор Chron Contributor Обновлено 12 октября 2021 г.

Профессии, связанные с работой с детьми с особыми потребностями, существуют как в государственном, так и в частном секторе. Возможность специализироваться на определенных типах инвалидности, включая физические, когнитивные, эмоциональные и психологические нарушения. Для большинства должностей требуется как минимум степень бакалавра, хотя для должностей помощников может потребоваться только степень младшего специалиста, курсовая работа в колледже, обучение на рабочем месте или их комбинация.

Учителя специального образования

Учителя специального образования могут работать с учащимися с легкими нарушениями, такими как нарушения речи или дислексия. Другие учителя специального образования специализируются на работе с теми, у кого проявляются более тяжелые формы инвалидности, включая синдром Дауна и слепоту. Индивидуальные планы обучения (IEP) разрабатываются и выполняются учителями специального образования. IEP для ребенка с аутизмом может включать занятия по жизненным навыкам, направленные на развитие грамотности, стратегии поиска работы и привычки ухода за собой.

Жизненно важным аспектом обязанностей учителя специального образования является соблюдение положений Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). IDEA предписывает предоставлять определенные виды специальных образовательных услуг.

Как поясняется на веб-сайте Teacher.org, для работы с детьми с особыми потребностями в системе государственных школ вам потребуется как минимум степень бакалавра в области специального образования и государственная сертификация. Поскольку конкретные требования могут различаться, на веб-сайте есть интерактивная карта, которую вы можете использовать, чтобы узнать, что требуется там, где вы планируете преподавать.

Социальные работники и психологи

Работа с детьми с особыми потребностями включает в себя помощь в решении их эмоциональных и психологических проблем. Социальные работники, в частности, оценивают, как соотнести образовательные ресурсы школы с индивидуальными потребностями ребенка. Социальные работники нередко направляют ребенка и его семью к дополнительным ресурсам в сообществе.

По данным Национальной ассоциации социальных работников, существуют различные типы степеней социальной работы: бакалавр социальной работы (BSW), магистр социальной работы (MSW) и докторская степень (DSW) или докторская степень в области социальной работы. Выбор программы обучения зависит от того, какой работой вы хотите заниматься. Психологам нужна как минимум степень магистра.

Специалисты по вмешательству

На веб-сайте Университета штата Северо-Западный Миссури специалисты по вмешательству описываются как те, кто помогает выявить потенциальные поведенческие, эмоциональные и когнитивные нарушения в раннем возрасте. Например, ребенка, у которого возникают проблемы с вербальным выражением своих мыслей или который кажется возбужденным, можно направить к специалисту по вмешательству. Обеспокоенность потенциальными нарушениями обычно высказывают учителя дошкольного учреждения или начальной школы.

Специалисты по вмешательству проводят коррекционное обучение и упражнения, чтобы помочь детям преодолеть легкие и умеренные нарушения в максимально возможной степени. Ребенок, который испытывает трудности с концентрацией внимания и запоминанием информации из-за легкой черепно-мозговой травмы, является примером человека, с которым может работать специалист по вмешательству.

Учебные переводчики

На веб-сайте Classroom Interpreting поясняется, что переводчики облегчают доступ к общению.