Работа школы по профилактике суицидального поведения – Организация работы по профилактике суицидов в ОУ
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Работа с педколлективом | |||
1 | Проведение методического объединения для классных руководителей с целью изучения нормативной базы по данному вопросу | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
2 | Семинар «Профилактика суицида в школе» | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
3 | Разработка и изготовление информационных листовок, памяток для классных руководителей по профилактике суицида среди обучающихся | Сентябрь | Зам. директора по ВР., педагог-психолог, соц.педагог |
4 | Обеспечение классных руководителей начального звена школы памятками «Признаки депрессии у детей. Факторы суицидального риска» | Сентябрь | Педагог-психолог |
5 | Обеспечение классных руководителей среднего и старшего звена школы памятками «Признаки депрессии у подростков. Факторы суицидального риска» | Сентябрь | Педагог-психолог |
6 | Методическая работа с классными руководителями начального звена. «Профилактика суицидальных тенденций у детей». Тематика выступления: 1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у детей младше 11 лет. 2. Способы профилактики суицидальных тенденций. Методические рекомендации по проведению классными руководителями начального звена школы классного часа «Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях», направленного на формирование жизнеутверждающих установок у детей младше 11 лет. | Сентябрь | Педагог-психолог |
7 | Методическая работа с классными руководителями среднего и старшего звена школы «Профилактика суицидального поведения у подростков». Тематика выступления: 1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у подростков. 2. Способы профилактики суицидальных тенденций. Методические рекомендации по проведению классными руководителями среднего и старшего звена школы классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок. | Сентябрь | Педагог-психолог |
Работа с учащимися | |||
8 | Распространение информации о работе Службы общероссийского телефона доверия. Оформление всех учебных кабинетов информационными листовками службы телефона доверия. Оформление информационного стенда на тему: «Психологическая помощь. Телефон доверия» | Сентябрь | Классные руководители, педагог-психолог |
9 | Оформление информационного стенда на тему: «Линия помощи «Дети онлайн». О получении психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью. | Сентябрь | Педагог-психолог |
10 | Мероприятия, посвященные Международному дню предотвращения суицида. Декадник «Сохраним жизнь»: — Психологическая акция «Жизнь прекрасна!» среди учащихся начального, среднего, старшего звена, направленная на развитие жизнеутверждающих установок, оптимизма и профилактики суицидальных тенденций. — Оформление информационного стенда на тему: «Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким» — Оформление информационного стенда на тему: «Советы подросткам. Как бороться с депрессией» — Оформление информационного стенда на тему: «Советы подросткам. Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает» — Оформление информационного стенда на тему: «Советы детям и подросткам. Почему взрослые не всегда слушают детей» — Оформление информационного стенда на тему: «Советы подросткам. Как научиться не ссориться с родителями» — Оформление информационного стенда на тему: «Советы подросткам. Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает» | Сентябрь | Педагог-психолог, старший вожатый |
11 | Групповая диагностика психоэмоционального состояния учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов | Сентябрь-февраль | Педагог-психолог |
12 | Диагностика адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в среднем звене школы | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
13 | Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене школы | Ноябрь | Педагог-психолог |
14 | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях | В течение учебного года | Классные руководители, соц.педагог, педагог-психолог |
15 | Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень склонности к депрессии | В течение учебного года | Педагог-психолог, классные руководители |
16 | Индивидуальная работа с дезадаптированными учащимися | В течение учебного года | Педагог-психолог, классные руководители |
17 | Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник. |
18 | Привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями к внеурочной деятельности и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), | В течение учебного года | Классные руководители, старший вожатый, педагог-психолог, соц.педагог |
19 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся в общеобразовательном учреждении | В течение учебного года | Администрация, классные руководители, педагог-психолог |
20 | Организация и проведение классных часов, формирующих у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни». | Сентябрь, апрель | Классные руководители, педагог-психолог |
21 | Мероприятия, посвященные Международному дню счастья: — Оформление информационного стенда на тему: «Счастье-это…» — Конкурс рисунков «Я счастлив, когда…» | Март | Педагог-психолог |
22 | Обновление информации на стенде о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь, в том числе информации о службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия» | Март | Педагог-психолог |
23 | Оформление информационного стенда на тему: «Личность в экстремальных условиях». | Март | Зам. директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, медработник. |
24 | Классные часы «Профилактика деструктивного стресса во время подготовки и сдачи экзаменов» | Апрель | Педагог-психолог |
25 | Оформление информационного стенда на тему: «Экзамены. Как снизить стресс». | Апрель | Педагог-психолог |
26 | Проведение консультативной помощи учащимся во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ | Апрель-май | Администрация, педагог-психолог |
27 | Мероприятия, направленные на просвещение учащихся о работе службы телефона доверия: Оформление информационного стенда на тему: «17 мая — Международный день Детского телефона доверия» — Классные часы «Телефон доверия» | Май | Педагог-психолог |
Работа с родителями | |||
28 | Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми | В течение учебного года | Классные руководители, соц.педагог |
29 | Индивидуальная работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник. |
30 | Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих высокий уровень склонности к депрессии, признаки суицидального поведения | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, соц.педагог |
31 | Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Признаки депрессии у младшего школьного возраста», «Признаки депрессии у подростков | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
32 | Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Психологическая помощь. Линия помощи «Дети онлайн». Консультирование родителей по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. Оказание помощи родителям, чьи дети которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.). | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
33 | Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Телефон доверия для детей и родителей» | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
34 | Разработка, изготовление и распространение памяток для родителей на тему: «О здоровой и радостной жизни». | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР, соц.педагог, старший вожатый, медработник школы, педагог-психолог |
35 | Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних (родительское собрание) | Апрель | Классные руководители, педагог-психолог |
36 | Проведение консультативной помощи родителям во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ | Апрель-май | Администрация, педагог-психолог |
Взаимодействие с КДН, структурами, ведомствами | |||
37 | Незамедлительное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог |
38 | Взаимодействие с заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, формирование ответственной и сознательной личности. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог |
Подведение итогов работы | |||
39 | Анализ результатов. Совещание при директоре: «О результатах профилактики суицида в школе» | Май | Администрация школы, педагог-психолог, соц.педагог |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Работа школы по профилактике детских суицидов
Информация о деятельности МБОУ Будённовской СОШ №80 по профилактике суицида.
1 слайд В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.
2 слайд
Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. В редких случаях ребенок решает уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет у него в голове не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять окружающим, что ему очень плохо
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся.
3 слайд В нашей школе разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, на укрепление и поддержание психологического здоровья личности и создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся.
В этой работе принимают участие все участники педагогического процесса.
4 слайд С начала учебного года сформирована нормативно-правовая база, разработан план мероприятий по профилактике суицида, собран и обновлен банк данных, который позволяет проконтролировать работу с учащимися, склонными к суициду и имеющих жизненные проблемы.
Начальным этапом работы по профилактике суицида в школе является мониторинг психофизического развития детей с целью выявления детей группы «риска», имеющих проблемы в обучении, поведении, в том числе, имеющих суицидальные проявления. Таблица факторов суцицидального риска заполняется классными руководителями 6 -11 кл. Педагог-психолог обращает внимание классных руководителей на объективность оценивания поведенческих, личностных качеств обучающегося, так как учителя, общаясь с ребенком, могут увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, уход в себя, неоправданную агрессивность и т.д.
5 слайд Анализ результатов заполнения таблиц в этом году показал, что преобладает такой фактор, как «неполная семья» (13%).
Взяты под особый контроль педагогов учащиеся, испытывающие отвержение сверстниками (2%). У двух подростков были отмечены сразу несколько факторов риска, поэтому с ними проведена дополнительная диагностика («Опросник суицидального риска» модификация Т.Н. Разуваевой), методика «Анализ тревоги в классе», опросник «Анализ семейной тревоги». В ходе диагностики выявлено, что у 1 подростка высокий уровень школьной тревожности, связанный с процессом вхождения в новый коллектив. В классе проведена беседа «Можно ли назвать толерантным наш класс?». Ученице были даны рекомендации по формированию уверенного поведения.
У второго подростка выявлена аффективность — доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально, используя высказывания «Как все надоело», «Все достали» и т.д. У девочки нарушены взаимоотношения с мамой, отмечается завышенный уровень притязаний (непризнанный лидер), плюс переходный возраст.
На данного подростка совместно со всеми заинтересованными специалистами разработана и утверждена на ПМПк индивидуальная комплексная программа сопровождения ребенка. В сентябре с мамой и девочкой проведены занятия по оптимизации детско-родительских отношений. Ученица вовлечена в общественно-значимую деятельность. На сегодняшний день ситуация положительно стабильна, однако с учета мы ее пока не снимаем.
6 слайд Статистика показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих.
В этом направлении в школе также ведется большая работа. Родители и ученики 5-11 классов в сентябре 2015 года приняли участие в анкетировании «Моя семья», отвечая на одинаковые вопросы. Целью данной работы было выявление фактов жестокого отношения в семье, степени участия родителей в жизни ребенка, знание окружения своих детей, уровень доверия в семье. По словам опрошенных родителей и детей, физические наказания в семьях не применяются. Родители знают друзей своих детей, где и с кем они проводят свободное время. На вопрос «Как чувствует себя Ваш ребенок в школе?» «хорошо», ответили 84% опрошенных родителей и 90% детей. Однако на вопрос «Делятся ли с Вами дети своими секретами?» утвердительно смогли ответить лишь (68%) родителей.
Проведенное анкетирование «Факты насилия в школе» среди учащихся 5-11 классов не выявили особых проблем у детей в образовательном учреждении. 21% обучающихся ответили положительно на вопрос, «Приходилось ли испытывать оскорбления в школе?». С детьми в этих классах проводились беседы о толерантном отношении друг к другу, рассматривались варианты решения различных проблемных ситуаций.
По результатам анкетирования с классными руководителями проведены консультации, разработаны основные стратегии педагогического сопровождения детей в трудных жизненных ситуациях.
На семинаре классных руководителей «Ребенок в кризисной ситуации» в сентябре месяце был сделан тщательный анализ всех факторов и причин суицида, а также проявления устойчивых дезадаптационных процессов, которые могут спровоцировать суицидальные попытки.
Мы сделали вывод о том, что профилактика суицида в школе включает в себя практически все направления воспитательной работы: профилактика самовольных уходов из дома, безнадзорности, профилактика употребления ПАВ, работа с неблагополучными семьями и т.д.
Мы считаем, что не нужно акцентировать внимание детей на проблеме суицида. Мероприятия для детей должны подсказывать им ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни.
7 слайд
Самое ценное – это человеческая жизнь.
2. Из любой трудной жизненной ситуации всегда есть выход.
Ребенок может и должен искать помощь у людей, которым доверяет.
8 слайд Первую установку мы стараемся формировать через:
психологические занятия на тему «Ценность человеческой жизни», « Цель и смысл жизни»
тренинг мотивации достижения успеха
мероприятия по профилактике ПАВ
индивидуальные консультации с подростками
9 слайд
классные часы, посвященные проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, вопросам принятия себя как личности:
восприятие своих способностей
внешнего вида
своих недостатков
10 слайд обратиться за помощью ребенок может в
районный 7-31-78
На сайте школы размещена информация для педагогов и родителей по теме профилактики суицида.
До сведения учащихся и их родителей доведена информация о работе «Телефона доверия» и «Службы экстренного реагирования». Номер телефона доверия записан в дневнике каждого учащегося. На первом этаже размещен ящик «Почты доверия».
11 слайд В план воспитательной работы школы были внесены темы мероприятий, посвященных жизненным ценностям, затрагивающие проблемам общения, взаимоотношения в семье, обучающие стратегиям выхода из конфликтных ситуаций. Данная работа проводится и по текущим проблемным ситуациям в школе.
Слайды 12, В своей деятельности мы используем разнообразные формы организации и проведения мероприятий:
викторины,
лекции,
круглые столы,
беседы,
дискуссии,
просмотры презентаций,
акции, тематические недели, флешмобы.
13,14, 15 слайды – фото мероприятий.
Необходимо отметить, что психологическая служба школы с осторожностью подходит к выбору мероприятий для проведения с классными коллективами, учитывая и возрастные, и психологические требования к материалу, используя правило «не навреди». Создана педагогическая копилка, где собраны конспекты занятий, соответствующие всем указанным требованиям. Большую помощь в этом нам оказывает Центр ППМС помощи Сальского района, проводя семинары по данной тематике, обеспечивая всеми необходимыми методическим разработками.
16 слайд С педагогами проводятся мероприятия, направленные на информирование об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе, включая и культуру общения педагога. Уточняются стратегии экстренной помощи детям, находящимся в кризисной ситуации.
17 слайд В рамках курсов для родителей в работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, которые чаще всего приводят к суицидам, теме межличностных отношений со сверстниками, профилактика семейных конфликтов, а также вопросы, связанные с особенностями протекания кризиса подросткового возраста.
«Как помочь первокласснику адаптироваться в школе»
«Трудности адаптационного периода пятиклассников».
«Возрастные особенности подростков»
«Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»»
«Семья и семейные ценности»
«Факторы риска употребления ПАВ»
«Вопросы, которые нас волнуют. Как не допустить детского суицида» (общешкольное собрание).
Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами — классные руководители посещают семьи обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.
Важным направлением в работе с проблемными подростками является их занятость во внеурочное время. Ребята посещают различные кружки и секции. В летний период учащимся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь предлагаются рабочие места, путевки в лагеря и санатории.
Педагогический коллектив участвует в межведомственной акции «Подросток», В ходе акции проводятся как внутришкольные, так и межведомственные рейды. Участники рейда обращают внимание на взаимоотношения в семье, жилищно-бытовые условия жизни детей. Если вскрываются факты негативного влияния на ребёнка, то с родителями начинают работу педагог-психолог, информируются все заинтересованные организации ( Центр ППМС помощи Сальского района, КДН и ЗП, ПДН и др.).
Слайд 18 Особо хочется отметить в профилактической работе роль школьной службы медиации. В рамках деятельности службы школьники- медиаторы не только проводят примирительные встречи, (слайд19) но и ведут большую работу по профилактике конфликтных ситуаций,
(слайд 20) рассказывают о правильном выходе из них, а также участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ, ведут пропаганду здорового образа жизни. С момента организации в школе школьной службы примирения сократилось количество конфликтов между участниками учебно-воспитательного процесса в школе, а те, которые возникают, успешно урегулируются самим ребятами на примирительных встречах.
Считаю, что проводимая работа дает положительные результаты: в течение 5 лет в нашей школе не выявлено ни одного случая суицида; на протяжении 3 лет отмечается снижение количество детей «группы риска», в текущем учебном году ни один ученик не состоит на учете в КДН. Мы продолжаем работу в данном направлении.
22слайд Желаю всем здоровья, успехов в работе. Берегите себя и своих близких.
Педагог-психолог
Матвиенко Светлана Ивановна
infourok.ru
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные | ||
| ||||||
1 | Выявление учащихся, склонных к суицидальному поведению. | Сентябрь-октябрь (в течение года). | 1-11 классы. | Классные руководители. Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
2 | Профилактическая работа совместно с «ЦДК». | В течение года. | Выявленные учащиеся. | Педагог-психолог. | ||
3 | Профилактическая работа совместно с КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН межрайонного ОВД «Мариинский», НпДН ЛоП на ст.Мариинск. | В течение года. | Выявленные учащиеся. | Социальный педагог. | ||
4 | Оказание посильной психологической и правовой помощи семьям. | В течение года (по запросу). | Родители (законные представители). | Социальный педагог. Педагог-психолог | ||
5 | Посещение детей из неблагополучных семей, и детей группы риска. | В течение года. | Учащиеся и родители (законные представители). | Классные руководители. Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
6 | Пополнение базы нормативно-правовых документов. | В течение года. | 1-11 классы. | Педагог-психолог. Социальный педагог | ||
7 | Корректировка картотеки индивидуального учёта учащихся группы риска (суицидальное поведение). | Сентябрь-октябрь (в течение года). | 1-11 классы. | Классные руководители. Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
8 | Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции) Контроль за внеурочной занятостью учащихся. | Сентябрь. (в течение года). | 1-11 классы. | Зам. директора по ВР. Классные руководители. Социальный педагог. Педагог- психолог. | ||
9 | Проведение профилактических рейдов «Подросток». | В течение года. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. Специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района. ОПДН. НпДН ЛоП на жд станции Мариинск. | ||
10 | Размещение информационно-методических материалов на сайте школы. | В течение года. | 1-11 классы. | Социальный педагог. | ||
11 | Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД. | Ежедневно. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. | ||
| ||||||
2.1 Профилактические мероприятия | ||||||
1 | Социометрическое исследование ученического коллектива. | В течение года. | 3-11 классы. | Педагог-психолог. | ||
2 | Диагностика «Эффективность становления личностных характеристик» . | Апрель. | 1-2, 5-6 классы. | Педагог-психолог. | ||
3 | Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. | По запросу классных руководителей, законных представителей. | 1 — 11 классы. | Педагог-психолог. | ||
4 | Исследование уровня адаптации. | Октябрь-ноябрь. Апрель-май. | 1, 5, 10 классы. | Педагог-психолог. | ||
5 | Способы преодоления кризисных ситуаций. | Ноябрь. Апрель. | 9, 11классы. | Педагог-психолог. | ||
6 |
| В течение года (по запросу). | 3-11классы. | Классные руководители. Социальный педагог. Педагог-психолог. | ||
7 | Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации, ШП № 17 2004). | Октябрь | 1 классы. | Педагог-психолог. | ||
8 | Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека, ШП №20 2010). | Ноябрь | 5 классы. | Педагог-психолог. | ||
9 | Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ. | Март-апрель. | 9, 11 классы. | Педагог-психолог. | ||
10 | Международный день телефона доверия. | Май . | 1-11 классы. | Педагог-психолог. | ||
2.2 Индивидуальные профилактические мероприятия для учащихся, склонных к суицидальному поведению. | ||||||
1 | Социально-психологическая диагностика учащихся. Определение личностных отклонений подросткового возраста:
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению. | По запросу. | Учащиеся «группы риска». | Педагог-психолог. | ||
2 | Вовлечение детей «группы риска» склонных к суицидальному поведению во внеклассную и внеурочную работу. Мониторинг. | Сентябрь. В течение года. | Учащиеся «группы риска». | Классные руководители. | ||
3 | Составление и реализация индивидуального плана профилактической работы с учащимся. | В течение года. | Учащиеся «группы риска». | Социальный педагог. Классные руководители. Педагог-психолог. | ||
5 | Коррекционно-развивающая работа с учащимися и родителями (законными представителями). Занятия с элементами тренинга с учащимися, склонными к суицидальному поведению. | В течение года. По необходимости. | Родители и учащихся «группы риска». | Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
| ||||||
3.1 Профилактические мероприятия | ||||||
1 | Диагностика: «Особенности детско-родительских отношений». | Ноябрь (повторно в течение года). | Родители (законные представители). | Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
2 | Родительские собрания: «Подростковый возраст и его особенности» — 5-7 класс «Преодоление стресса в экзаменационный период» 9,11 классы «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». 8, 10 классы | Ноябрь. По запросу классных руководителей. | Родители (законные представители). | Педагог–психолог. Социальный педагог. | ||
3 | Индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностики. | В течение года (по запросу). | Родители (законные представители). | Педагог–психолог. | ||
3.2 Индивидуальные профилактические мероприятия для родителей учащихся склонных к суицидальному поведению | ||||||
1 | Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:
| По запросу. | Родители учащихся «группы риска». | Педагог-психолог. | ||
2 | Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей. | В течение года. | Родители учащихся «группы риска». | Социальный педагог. | ||
3 | Посещение семей данной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания. | По необходимости. | Родители учащихся «группы риска». | Социальный педагог. Классные руководители. | ||
4 | Коррекционно-развивающая работа с учащимися и родителями (законными представителями). Занятия с элементами тренинга с учащимися, склонными к суицидальному поведению. | В течение года. По необходимости | Родители учащихся «группы риска». | Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
| ||||||
1 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении». | Сентябрь (в течение года). | Педагоги. | Педагог-психолог. Социальный педагог. | ||
2 | Рекомендации «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков», «Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе». | Октябрь (в течение года). | Педагоги. | Социальный педагог. Педагог- психолог. | ||
| ||||||
1 | Организация консультаций со специалистами. | В течение года по запросу. | Учащиеся, родители, педагоги 1-11 классов. | Педагог-психолог. Социальный педагог. ЦДК. ПДН. КДНиЗП. Опека. Службы социальной защиты населения. | ||
2 | Сотрудничество с медицинским работником. | В течение года по запросу. | Учащиеся, родители, педагоги 1-11 классов. | Педагог-психолог. Социальный педагог. Школьный мед. работник | ||
3 | Проведение профилактических рейдов «Подросток». | В течение года. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. Специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района. ОПДН. НпДН ЛоП на жд станции Мариинск. | ||
4 | Работа с семьями, уклоняющихся от воспитания детей (дети проживают в семье родственников без официальной опеки). | В течение года. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. Специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района. ОПДН. НпДН ЛоП на жд станции Мариинск. | ||
5 | «День правовой помощи». | Декабрь. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. Специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района. ОПДН. НпДН ЛоП на жд станции Мариинск. | ||
6 | Акция «Телефон доверия». | Май. | 1-11 классы. | Социальный педагог. Классные руководители. Специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района. ОПДН. НпДН ЛоП на жд станции Мариинск. |
multiurok.ru
№ п/п | Название мероприятий | Сроки проведения | Примечание |
1 | Привлечение подростков к участию досуговых классных и общешкольных мероприятий | В течение года | Работа с обучающимися |
2 | Анкетирование обучающихся на определение тревожности | сентябрь | Работа с обучающимися |
3 | Проведение классных часов, обучающих учащихся преодолению сложных психологических ситуаций ( по методике Майоровой), на тему : «Я — личность и индивидуальность» и др. | В течение года | Работа с обучающимися |
4 | Наблюдения за отклонениями поведения подростков (агрессия, замкнутость, разговоры о свершении суицида в беседе со взрослыми и одноклассниками) | В течение года | Работа с обучающимися, родителями и педагогами |
5 | Отслеживание высказываний учащихся в социальных сетях Интернета | В течение года | Работа с обучающимися |
6 | Памятки- обращения к родителям по предупреждению суицидального поведения обучающихся | декабрь | Работа с родителями |
7 | Знакомство родителей и подростков с телефоном доверия | сентябрь | Работа с обучающимися и их родителями |
8 | Опросник для родителей на определение взаимоотношений детей и родителей | март | Работа с обучающимися, родителями |
9 | Проведению бесед с родителями о влиянии интернета на подростков, установление семейных фильтров с целью избежания доступа к запрещенным сайтам | В течение года | Работа с родителями |
10 | Отслеживание детей из неблагополучных семей с целью составления списка «группы риска» и оказание им психолого- педагогической помощи | В течение года | Работа с обучающимися, родителями |
11 | Беседа «Как себя вести, чтобы не огорчать родителей» | Апрель | Работа с обучающимися |
12 | Диалог о вежливости: «Как не обидеть человека» | Ноябрь | Работа с обучающимися |
13 | Победить неуверенность в себе. Анкетирование. | Февраль | Работа с обучающимися |
14 | Классный час «Общечеловеческие ценности» | Апрель | Работа с обучающимися |
15 | Беседа «Что такое одиночество?» | Май | Работа с обучающимися |
nsportal.ru
«Отчет по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. «
Отчет
о проведенных мероприятиях по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних.
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида и детей, имеющих жизненные проблемы, осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского работника школы.
С начала учебного года была сформирована нормативно-правовая база, отдельная папка с нормативной, инструктивно-методической документацией по профилактике суицида среди несовершеннолетних, разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, собран и обновлен банк данных, который позволил проконтролировать работу с учащимися склонных к суициду и имеющих жизненные проблемы.
В банк «группы риска» на начало учебного года вошли учащиеся, состоящие на учете в ПДН, 4 человека, из неблагополучных семей. Учащихся, склонных к суициду, на начало учебного года, не выявлено.
Ежедневно осуществлялся и осуществляется контроль за посещаемостью учащихся школы. Систематически проводились рейды по неблагополучным семьям, беседы с родителями, индивидуальные консультации с учащимися.
В течение 2017 года с педагогами систематически проводилось психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родители были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности.
Согласно плану в течение 2017 года были запланированы и проведены следующие мероприятия:
1. Выявление неблагополучных детей и семей. Составление списков.
2. Работа с семьями учащихся, посещение неблагополучных семей.
3. Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказания помощи в экстренных случаях.
4. Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
5. Просвещение педагогического коллектива по следующим темам:
— «Психологические особенности подростков»;
— «Подростковый суицид: мифы и реальность»;
— «Профилактика школьных конфликтов».
6.Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни (в библиотеке).
7. Проводились коррекционные занятия по профилактики суицида:
- «Я управляю стрессом»;
- «Профилактика конфликтности в подростковой среде».
8. Классные часы по программе «Наш выбор — жизнь»:
— «Человек свободного общества»;
— «Учимся строить отношения»;
— «Умей управлять своими эмоциями»;
— «Если тебе трудно».
9. Проведение Дней здоровья, включающих конкурсы рисунков, плакатов.
10. Выступление на родительских собраниях по следующим темам:
— «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»;
— «Первые проблемы подросткового возраста»;
— «Почему ребенок не хочет жить?»;
— «Ложь и правда о суициде».
Анализируя работу, в целом за 2017 год, можно отметить, что поставленные задачи были выполнены.
infourok.ru
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог, соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | сентябрь | Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение года | Соц. педагог |
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | По запросу | Соц. педагог |
Информационная и организационно — посредническая помощь семьям, находящимся в социально — опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощи в оформлении опеки над несовершеннолетним. | В течение года (по запросу) | Соц. педагог |
Заседание Совета профилактики | Один раз в четверть | Соц. педагог |
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | Каникулярное время | Соц. педагог |
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. | В течение года | Зам директора по ВР, социальный педагог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Замдиректора по ВР, соц. педагог |
nsportal.ru
№ п/п | Виды работ | Сроки | Ответственные | ||||||
Организаторская работа | |||||||||
1. | Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков на 2014-2015 уч. год. | Сентябрь | Психолог Соц.педагог | ||||||
4. | Организация контроля за работой по данной проблеме. | В течение учебного года | Психолог | ||||||
5. | Подбор материалов для работы по данной проблеме, отражение на стенде для родителей | В течение учебного года | Классные руководители, Психолог | ||||||
6. | Консультирование молодых классных руководителей овладению методическими навыками педагогических и психологических технологий с данной категорией учащихся. | В течение учебного года | Психолог | ||||||
7. | Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психоисследований среди учащихся . | В течение учебного года | Психолог | ||||||
8. | Семинар на тему «Молодежные субкультуры» | Ноябрь | Психолог | ||||||
9. | Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, учащихся и их родителей | В течение учебного года | Психолог | ||||||
10. | Работа по профилактике суицида среди детей и подростков совместно с представителями здравоохранения, правоохранительными органами и др. по данной теме. | В течение учебного года | Психолог, Классные руководители | ||||||
11. | Проведение мониторинга по социальным, педагогическим, психологическим проблемам среди учащихся, их семей, педагогов школы | В течение учебного года | Психолог | ||||||
12. | Обзор литературы и информация о новых методических пособиях по работе с классным коллективом, по психологии, по работе с проблемными детьми и подростками. | В течение учебного года | Библиотекарь | ||||||
13. | Подведение итогов по работе с учащимися «группы риска». | В конце каждой четверти учебного года | Психолог, Соц.педагог | ||||||
Работа с учащимися | |||||||||
1. | Индивидуальная работа с проблемными учениками по социально-психологическим вопросам | В течение учебного года | Психолог | ||||||
2. | Классные часы с учащимися на тему ЗОЖ | Октябрь -ноябрь | Классные руководители, Психолог | ||||||
3. | Тренинговые занятия с учащимися | В течение учебного года | Психолог | ||||||
4. | Осуществлять контроль за учащимися, не посещающими или систематически пропускающими учебные занятия в школе | В течение учебного года | Классные руководители, воспитатели | ||||||
5. | Рейды по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях, оказывать им необходимую помощь | 1 раз в четверть | Социальный педагог, члены Совета профилактики | ||||||
6. | Классные часы: 1.Мое здоровье. 2. Почему трудно признать свою вину? 3.Как справиться с плохим настроением 4.Учимся дарить радость другим людям. 5.Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение. 6.Дружба – главное чудо. 7.Давайте понимать друг друга. 8. Освоение способов повышения настроения. 9. Жизнь по собственному выбору. | В течение года | Классные руководители, медицинские работники | ||||||
7. | Анкетирование среди воспитанников с целью выявления конфликтных ситуаций в семье, физического, психологического насилия. | 1-е полугодие | Психолог | ||||||
Работа с родителями | |||||||||
1. | Организация родительских собраний для родителей учащихся 9 класса на тему «Психологические особенности подготовки к экзамену» | В течение учебного года | Психолог, Классные руководители | ||||||
2. | Организация родительских собраний для родителей учащихся 1,4,5 классов по проблеме возрастных особенностей учащихся данной категории | Октябрь — декабрь | Психолог | ||||||
3. | Организация родительских собраний для родителей учащихся 9 кл. на тему «Профилактика суицидальных явлений среди подростков» | Февраль | Психолог | ||||||
4. | Организация родительских собраний для родителей учащихся 7-8 классов на тему «Молодежные субкультуры» | Март | Психолог | ||||||
5. | Индивидуальная работа по данной проблеме, беседа с психологом по снятию психо-эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психического состояния детей и членов их семей. | В течение учебного года | Психолог | ||||||
6. | Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | В течение учебного года | Психолог, Соц.педагог |
nsportal.ru