Развитие мышления у детей дошкольного возраста упражнения: Картотека игр и упражнений для развития мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развитие мышления у детей — психология, упражнения для развития мышления ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Главная » Воспитание

Воспитание

На чтение 5 мин

Содержание

  1. Психологические особенности
  2. Этапы развития
  3. Мышление и его роль
  4. Правила развития детского мышления
  5. «Что напоминает?»
  6. «Исключи лишнее»
  7. «Что это?»
  8. «Игра в слова»
  9. «Кот в мешке»
  10. «Следопыт»

Детишки значительно отличаются от взрослых, причем всем, включая мышление. Если вы хотите найти общий язык со своим ребенком, правильно его воспитать, исключая малейшие ошибки, вам нужно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Совместные занятия и беседы сближают

Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.

Рассмотрим развитие детей по возрастам:

  1. У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.
  2. В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.
  3. В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.
  4. К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят. Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ.
  5. У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.
  6. У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень. Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.
Занятия с детьми – чудесные моменты близости

Интересно: Значимость ребусов для развития логического мышления у ребенка огромная

Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления. Рассмотрим их подробнее:

  1. Наглядно-действенное. Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.
  2. Наглядно-образное. Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга. Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу. В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.
  3. Словесно-логическое. Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.
  4. Творческое. Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.
Совместные занятия с детьми – лучше времяпровождение

Понять, насколько быстро и правильно развивается мышление у ребенка можно по некоторым действиям:

  1. Сравнение. Его могут выполнять малыши, начиная с 2 лет, сравнивая предметы по их признакам, видеть между ними разницу или сходство.
  2. Обобщение. Такая активность развивается ближе к 6-7 годам. К примеру, можно попросить ребенка назвать несколько предметов (чашка, ложка, кастрюля), одним словом – «посуда». Дети младшего возраста вряд ли сообразят, чего от них хотят.
  3. Анализ. Анализировать дети начинают уже с 3-4 лет. К примеру, ребенок может провести анализ: из чего состоит бумага, дерево и т. д. Так можно понять, что он начал осваивать его технику.
  4. Синтез. Эта операция может быть противопоставлена анализу. Ее ярким примером является освоение ребенком дошкольником навыков чтения. Сначала он изучает звуки, буквы, затем учится их складывать в слоги, слова, предложения и текст.
  5. Классификация. Проводя эту операцию, ребенок учится выделять сходства или различия между окружающими его предметами и явлениями. А после выявления общих признаков, относит предметы к одной группе, к примеру, разделив игрушки по группам из одного материала.
Совместные занятия очень сближают

Читайте также: Развитие мышления у детей и его роль: этапы и правила развития малышей

Есть множество упражнений и заданий, специально предназначенных для развития мышления как школьников, так и дошкольников.

«Что напоминает?»

Нарисуйте на белом листе бумаги любую геометрическую фигуру, и спросите, на что она похожа. При желании, фигуры можно дополнить деталями, чтобы они стали теми предметами, на которые похожи. К примеру, квадрат можно сделать домиком, а круг – ромашкой.

«Исключи лишнее»

Берете картинку, на которой изображены несколько разных предметов (их можно купить или самостоятельно нарисовать). К примеру, на одной картинке пусть будет все съедобное, а на другой – несъедобное. Задача малыша – догадаться, какая карточка с картинками лишняя.

«Что это?»

Для этого упражнения придумайте словарные ряды и попросите ребенка назвать их одним общим словом. К примеру, разные вещи, предметы посуды и т. д.

«Игра в слова»

Здесь уже родителям можно пустить в ход всю фантазию. Придумывать различные ситуации, связанные с цифрами и словами. К примеру, попросите ребенка перечислить в комнате все предметы одного цвета или все слова на предложенную букву.

«Кот в мешке»

Для этой игры вам потребуется детское лото с картинками. Возьмите одну из картинок, затем опишите то, что на ней изображено, не называя при этом название самого предмета. Задача ребенка – догадаться, о чем идет речь. По мере его взросления вы можете поменяться с ним ролями.

«Следопыт»

Возьмите лист белой бумаги, нарисуйте на нем следы кого угодно (животных, птиц или человека). Затем объясните малышу, что это снежная полянка, на которой кто-то гулял. Он должен угадать, чьи это следы.

воспитание занятия развитие мышления упражнения

  • […] Читайте также: Развитие мышления у детей и его роль: упражнения и зада… […]

7 упражнений на развитие мышления у дошкольников

Дети думают иначе, чем взрослые. Поэтому крох иногда так сложно понять. Дети любознательны и неусидчивы. Они стремятся как можно быстрее познать окружающий мир. Период с рождения и до младших классов школы сензитивен для развития мышления. И задача взрослых – помочь детям в это время.

Содержание

  • Этапы развития мыслительных процессов
  • Особенности конструктивного развития наглядно-действенного мышления
  • Особенности конструктивного развития наглядно-образного мышления у дошкольников
  • Особенности конструктивного развития словесно-логического мышления у дошкольников
  • Особенности конструктивного развития творческого мышления у дошкольников

Этапы развития мыслительных процессов

Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит в четыре этапа:

  • Этап. Наглядно-действеннный. Такой тип мышления формируется в возрасте до двух лет и зависит от действенного потенциала. Дети на данном этапе размышляют через движения. Они изучают мир, касаются предметов, берут в руки. Иногда они могут смять или сбросить предмет, чтобы узнать, как он поведет себя в такой ситуации. Для родителей важно – поощрять любознательность детей и помогать им.
  • Этап. Наглядно-образный. Развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте начинается с двух до шести лет. Ребенок изучает мир, прикасаясь к нему, анализируя его особенности. Для дошкольников представление об окружающем складывается в образы. Дети рисуют что-либо так, как это представляют в сознании. В речи они также говорят о сложившихся образах.
  • Этап. Словесно-логический. В возрасте от пяти до семи лет дети анализируют вещи и используют выводы в речи. Поэтому важно в этом возрасте давать детям логические задания для конструктивного и действенного познания окружающего мира. Они лучше понимают, как все устроено, поэтому дают всему логичную оценку. Например, домашний питомец ассоциируется не только с именем и с тем, что он живет дома. В представлении дошкольников это животное, которые питается определенной едой и ведет какой-то свой образ жизни. Подражая взрослым, ребенок старается как можно больше услышанных слов употреблять в речи. Ему интересно значение каждого слова.
  • Этап. Творческий. Этот этап не зависит от возраста дошкольников. Каждый человек наделен фантазией от рождения. Любой малыш способен на интересные и творческие решения. Главное для родителей – создать среду, в которой дети смогут развить в себе творческое начало.

Особенности конструктивного развития наглядно-действенного мышления

Для действенного развития этого этапа мышления, а также улучшения мелкой моторики, помогут игры с разными текстурами. Предложите малышу перебирать маленькие камушки, пересыпать песок. Дайте кусочки тканей. Покажите, что шелк и бархат на ощупь совершенно разные.

Важно на этом этапе развития объяснить, что есть горячие и острые предметы, которых необходимо опасаться. Для этого покажите малышу, что если прикоснуться к теплой батарее будет слишком жарко.

Тогда ребенок поймет особенности предметов, что горячее обжигает и его нельзя касаться. Также и с острыми предметами. Покажите, что прикоснуться к чуть заостренному предмету неприятно. Не стоит проводить такие уроки с обжигающими и острыми предметами, так вы можете навредить малышу.

Особенности конструктивного развития наглядно-образного мышления у дошкольников

Для действенного развития наглядно-образного мышления помогут творческие игры. Вот небольшая картотека из них:

  • Незаконченные картинки. Нарисуйте на листе одинаковые фигуры. Предложите дорисовать что-нибудь к фигуркам. Например, из квадрата можно сделать домик, тумбочку. Пару кружочков превратить в лицо человека, мордочку кота или пуговицу. Такие игры, которые требуют творческого подхода, не предполагают правильного ответа. Ребенок мыслит образами, когда пробует дорисовать картинку, что необходимо для конструктивного развития.
  • Нарисуй мои слова. Скажите детям какое-нибудь предложение. Проявите фантазию. Например, такое творческое задание: нарисовать фразу «Заяц скачет на медведе». Помогайте с рисунком.
    Но основную часть картинки из упражнения малыш должен нарисовать сам.
  • Угадайка. Предложите малышу угадать слово. Опишите его так, чтобы в голове у него возник конкретный образ. Например, апельсин. «Это фрукт. Он круглый и оранжевый. На вкус кисло-сладкий»
  • Фигуры. Такие игры требуют подготовки. Распечатайте карточки с предметами разных форм. Затем сделайте карточку с квадратом, кругом, треугольником и прямоугольником. Разложите карточки с предметами и предложите положить квадратные предметы к квадрату, круглые – к кругу и так далее. Выбирайте различные фигуры и предметы для этого упражнения, постепенно усложняя задачу.

Особенности конструктивного развития словесно-логического мышления у дошкольников

Формирование речи неотрывно связано с логикой. Для действенного и конструктивного развития словесно-логического мышления проводите с детьми развивающие игры. Например, такая картотека упражнений для тренировки речи:

  • Ситуации. Для игр этого типа подготовьте несколько карточек, на которых будут нарисованы части одной истории. Предложите ребенку выстроить карточки в логическую цепочку и рассказать историю.
  • Синонимы-антонимы. Для действенного развития речи можете поиграть с детьми в синонимы. Называйте слово и просите подобрать такое же или обратное по значению. Например, терять – находить, друг – враг.
  • Часть-целое. Объясните детям, что в речи есть слова, которые обозначают множество объектов, а есть те, которые показывают что-то конкретное. Называйте ребенку слова. Пусть он сам попробует понять, где часть, а где целое.

Особенности конструктивного развития творческого мышления у дошкольников

На протяжении всей жизни ребенку пригодятся навыки творческого подхода. Предлагая малышу упражнения творческого типа, вы развиваете действенное и быстрое мышление. Лучше всего записать его в кружок, где он сможет раскрыть все грани творческого потенциала. Например, в музыкальную школу или на уроки рисования. Предпосылки того, какой вид творчества детям будет интересен, легко вычислить, наблюдая за ребенком. Может, ваш любит танцевать или постоянно рисует.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

20 Занятия по развитию когнитивных способностей дошкольников

Это может показаться странным, но доказано, что музыка из видеоигр способствует концентрации внимания и когнитивному развитию. В конце концов, песни были созданы для того, чтобы люди могли решать сложные головоломки и проходить сложные уровни в видеоиграх. С ними также удобно играть на заднем плане, когда дети занимаются другими делами.

Узнать больше: Защитник

Видеоигры для когнитивного развития

6. Особняк монстров Матч

Вопреки распространенному мнению, существует такая вещь, как здоровое времяпровождение перед экраном. Может показаться, что видеоигры для дошкольников — неэффективный способ развития когнитивных навыков, но исследования показали, что такие игры, как Monster Mansion Match, действительно помогают развивать эти важные навыки! Сыграйте в эту игру на совпадение, чтобы развить их зрительную память и навыки распознавания образов!

Подробнее: ABCYa

7. Поиски в диком городе

В этой веселой игре дети исследуют город и тренируют логическое и критическое мышление, помогая различным существам, живущим в городе, решать проблемы. Эти навыки особенно важны, поскольку они развивают те сложные мыслительные процессы, которые они будут использовать, когда станут старше.

Подробнее: Посадка сливы

8. В поисках чувств

Еще одним важным аспектом когнитивного развития является эмоциональный рост. В эти основополагающие годы дети учатся читать и понимать эмоции других. Поддержите это с помощью этой веселой увлекательной игры с участием некоторых из их любимых персонажей!

Узнайте больше: Ник младший

9. Создайте свой собственный шаблон

Если вы хотите поиграть в игру на развитие памяти, обратите внимание на эту игру, которая фокусируется на запоминании шаблонов. Игры на построение шаблонов отлично подходят для когнитивного развития. В этой веселой игре дети будут увлечены тем, что создают свои собственные узоры, используя животных в вагонах поезда!

Подробнее: Образование

10. Цвет по буквам

Исследования показывают, что цвета играют важную роль в когнитивном развитии детей. Пусть они поиграют в эту игру, чтобы создавать красивые, красочные картинки, изучая их цвета и алфавит! Эту простую игру можно добавить в любой набор игр для познавательного развития.

Узнать больше: Дневник черепахи

Деятельность по когнитивному развитию

11. Игра с кубиками

Было доказано, что игра с кубиками полезна для когнитивного развития по многим причинам, включая дивергентное мышление и логическое мышление. Дети будут думать, что они просто играют в игру, но на самом деле они будут закреплять эти важные навыки.

Узнать больше: Gigi Bloks

12. Я шпион

I Spy — отличная игра для развития памяти путем поиска спрятанных предметов. Игра «Я шпион» на улице в физическом мире также помогает с пространственным распознаванием и концентрацией внимания! Эту игру легко включить в вашу повседневную жизнь, заставив детей искать предметы повседневного обихода в классе.

Подробнее: Scholastic

13. Утро, день и ночь

Еще одним навыком когнитивного развития, который развивается в эти критические годы, является понятие времени. Используйте это занятие, в котором дети сопоставляют различные действия со временем дня, когда они занимаются рутинными делами, такими как чистка зубов! Поощряйте правильное развитие этого навыка, регулярно упоминая время в течение дня.

Узнайте больше: Гордимся тем, что являемся начальным классом

14. Пазлы

Разгадывание соответствующих возрасту головоломок — отличный способ способствовать когнитивному развитию! Головоломки учат детей ценным навыкам выбора и стратегии, поскольку они используют свой мозг для решения каждой из них. По мере того, как дети поправляются, переводите их на более сложные головоломки, чтобы еще больше тренировать мышцы мозга!

Узнать больше: Momtastic

15. Загадки и шутки

Еще одно простое занятие для развития когнитивных навыков — загадки и анекдоты. В детском возрасте примерно в этом возрасте у детей развивается чувство юмора, и им нравится, когда вы рассказываете им анекдоты. Это способствует когнитивной гибкости и исполнительной функции, а дети даже не осознают этого, так как они будут смеяться и веселиться!

Подробнее: Ducksters

16. Скакалка

Это простое физическое упражнение отлично подходит для улучшения памяти и улучшения восприятия окружающего мира. Вышеупомянутая ссылка предлагает ряд различных физических игр, в которые можно играть со скакалкой, как для общей координации движений, так и для развития мозга!

Подробнее: Very Well Family

17. Карточные игры

Простые карточные игры полезны для детей по многим причинам. Они не только помогают в когнитивном развитии, но также важны для развития социальных навыков. Играйте в перечисленные игры и со временем обучайте их более сложным играм, чтобы они еще лучше учились.

Узнать больше: Novita

18. Читать

У детей много вопросов, и в основном потому, что у них мало опыта в мире. Чтение помогает развить важные навыки, давая детям справочную информацию об окружающем мире, позволяя им разобраться в своем мире.

Подробнее: All 4 Kids

19. Игра с песком

Играя с песком, дети учатся различным навыкам, о которых мы даже не догадываемся! От зрительно-моторной координации до развития мелкой моторики игра с песком — отличный способ для детей учиться во время игры.

Подробнее: Уполномоченные родители

20. Полоса препятствий

Используя хула-хупы, мерки и все, что у вас есть, создайте полосы препятствий, через которые дети смогут бегать. Они отлично подходят для развития крупной моторики, а также для избавления от всех покачиваний и хихиканья!

Узнайте больше: Уполномоченные родители

10 простых упражнений для обучения вашего дошкольника решению проблем

  • Поделиться
  • Электронная почта

В первые годы жизни ребенка развивается важный набор из когнитивных навыков , известных как способность решать проблемы. Эти навыки используются в детстве и во взрослой жизни.

Узнайте, что такое решение проблем, почему это важно и как вы можете развить эти навыки с помощью 10 игр и заданий по решению проблем.

Что такое решение проблем в раннем детстве?

Итак, что же такое решение проблем? Проще говоря, это относится к процессу поиска решения проблемы.

Человек использует свои знания и опыт, а также имеющуюся информацию, чтобы попытаться найти решение. Таким образом, решение проблем связано с мыслительными процессами, связанными с поиском решения.

Это может быть так же сложно, как взрослому решить, как выбраться из финансового кризиса, или так же просто, как ребенку понять, как два блока соединяются вместе.

Навыки решения проблем для детей

Навыки решения проблем относятся к конкретным навыкам мышления человек использует, когда сталкивается с проблемой. Некоторые задачи требуют использования многих навыков, в то время как другие простые и могут потребовать только одного или двух навыков.

Вот некоторые из примеров навыков решения задач для дошкольников , перечисленных на kent.ac.uk.

  • Латеральное мышление
  • Творчество
  • Аналитическое мышление
  • Навыки принятия решений
  • Инициатива
  • Логические рассуждения
  • Стойкость
  • Коммуникативные навыки
  • Навыки ведения переговоров

Важность развития навыков решения проблем в раннем детстве

Решение проблем — это навык, который трудно развить во взрослом возрасте. Хотя вы все еще можете улучшить навык в любом возрасте, большая часть обучения происходит в первые годы.

Дошкольное время — лучшее время для ребенка, чтобы научиться решать проблемы в игровой форме. Преимущества раннего обучения останутся на всю жизнь, а прелесть обучения чему-либо в юном возрасте заключается в том, что это 9 лет.0188 без усилий .

Это похоже на обучение игре на музыкальном инструменте или изучение нового языка – просто в раннем возрасте это намного проще и естественнее.

Что из множества вещей, которые дошкольники должны выучить , делает решение проблем таким важным?

В жизни, на работе или в школе не так много ситуаций, которые не требуют определенного уровня решения проблем.

Детская игра сама по себе полна возможностей решить всевозможные сложные ситуации и найти решения проблем.

Решение задач в дошкольных учреждениях

В дошкольном возрасте дети постоянно решают задачи во время игры.

Вот лишь несколько примеров решения задач в раннем детстве:

  • Разрешение ссоры из-за одной и той же игрушки
  • Добраться до мяча, застрявшего в дереве
  • Формирование круга, держась за руки
  • Создание моста для соединения двух блочных башен
  • Завязывание или развязывание обуви
  • Составление правил для новой игры
  • Попытка получить правильную консистенцию глиняного пирога, чтобы он не падал

Чем больше творческих игр возможностей и задач предоставляется детям, тем больше они тренируют свои мышцы, решающие задачи.

Во время бесплатной игры для этого предусмотрены непрерывные занятия, а родители и учителя также могут поощрять определенные навыки решения проблем с помощью управляемых занятий.

Решение проблем для детей старшего возраста

Во время учебы у детей возникают различные проблемы, некоторые из которых могут быть связаны с их академическим, социальным и эмоциональным благополучием в школе. Проблемы могут возникнуть в виде решения жизненных вопросов, таких как:

  • Проблемы с дружбой
  • Пытаюсь что-то понять во время урока
  • Умение совмещать занятия спортом и домашнюю работу
  • Поиск лучшего способа подготовиться к тесту
  • Обращение за помощью к учителю, когда это необходимо

Проблемы также будут составлять большую часть академической жизни, так как учителя будут активно развивать этот навык посредством различных действий, например:

  • Разгадывание загадки или понимание литературного произведения
  • Работа над проектами с другом
  • Поиск решений во время научных экспериментов
  • Решение математических задач
  • Решение гипотетических задач на уроках
  • Ответы на вопросы и заполнение экзаменационных работ

Дети, которые практиковались в дошкольном возрасте, будут намного более способными справиться с этими проблемами.

Решение задач по математике

Математику следует упомянуть отдельно, так как, хотя она и является частью школьного обучения, она очень большая и сильно зависит от способности ребенка решать задачи.

Весь предмет математики основан на решении задач. Добавляете ли вы 2 и 3, вычисляете, сколько яиц поместится в каждую корзину, или решаете алгебраическое выражение, в каждом вопросе есть проблема.

Математика — это просто набор задач, которые нужно решить.

То, что мы называем решением задач по математике, обычно является ответом на словесные задачи .

Причина, по которой многим детям так сложно ответить на эти вопросы, заключается в том, что вопрос представлен в виде задачи через рассказ, а не просто цифры с символами, подсказывающими, какую операцию использовать (сложение, деление и т. д.)

Это означает ребенка заставляют хорошенько подумать, понять проблему и определить наилучший способ ее решения.

Эти задачи могут включать различные единицы измерения (например, массу, емкость или валюту), а также дроби, десятичные дроби, уравнения и углы, и это лишь некоторые из них. Проблемы с годами становятся все более и более сложными.

Мой опыт работы в классе показал, что многие дети с трудом решают текстовые задачи, начиная с младших классов и заканчивая старшими.

Они изо всех сил пытаются проанализировать вопрос, понять его, определить, какую информацию они получили и что именно они должны решить.

Хорошей новостью является то, что регулярные занятия по решению задач и игры в дошкольных учреждениях могут значительно помочь ему решать текстовые задачи позже в школе.

Если вам нужна одна веская причина для занятий такого рода, пусть это будет более плавный опыт в математике — предмете, которого многие дети напрасно боятся.

Решение проблем на рабочем месте

Взрослые на рабочем месте редко добиваются успеха без навыков решения проблем. Они необходимы для регулярного решения проблем.

Став взрослыми, сотрудники должны самостоятельно справляться с частыми трудностями, неудачами и проблемами, которые составляют большую часть любой рабочей среды.

Те, кто может столкнуться со своими проблемами и решить их, пойдут дальше и справятся лучше, чем те, кто постоянно ищет помощи у других или не может проявить инициативу.

На некоторых сайтах по трудоустройству решение проблем даже упоминается как универсальный профессиональный навык. Они также упоминают, что многие сотрудники не умеют это делать.

Опять же, хотя это может показаться далеким, изучение этого навыка в юном возрасте поможет ребенку справиться со взрослой жизнью и в рабочем мире.

Как научить детей навыкам решения проблем

Если раннее детство — лучшее время для развития этих навыков у ваших маленьких детей, то как научить им малышей, дошкольников и детсадовцев?

Решению проблем можно научить таким образом, что вы предоставите своему ребенку различные возможности, когда он столкнется с трудностями.

Вы не обязательно будете усаживать своего 3-летнего ребенка и рассказывать или «учить» его всему, как решать проблемы. Вместо этого вы хотите создать возможности для развития этого навыка у вашего ребенка.

Использовать мозг, чтобы думать и находить решения, немного похоже на работу мышц с течением времени. В конце концов, ваши мышцы становятся сильнее и могут выдерживать больший «вес». Ваш ребенок научится решать задачи двумя способами:

  • Случайно – через свободную игру
  • Через возможности с гидом предоставляется родителем или учителем

Если вы поощряете мышление с помощью игр и занятий, ваш ребенок разовьет более сильные навыки, чем если бы вы позволили всему этому происходить случайно.

Стратегии и шаги решения проблем

Если мы посмотрим на шаги, связанные с решением проблемы, мы увидим, что задействовано много уровней и различных типов навыков. Вот шаги по решению проблем, согласно Кенскому университету.

Шаг 1: Определите проблему

Шаг 2: Определить проблему

Шаг 3: Изучите варианты

Шаг 4: Акт на план

. последствия

Таким образом, деятельность на дошкольном уровне не обязательно должна представлять сложные проблемы высокого уровня.

  • Простая деятельность, такая как выявление различий на картинке, может развить первый необходимый навык – выявление проблемы.
  • Игра со строительными игрушками может развить у ребенка способность пробовать различные решения и рассматривать варианты, когда он сталкивается с такой проблемой, как попытка найти лучший способ построить что-либо.
  • Играя в Крестики-нолики , ребенок предсказывает последствия размещения своей метки в определенном квадрате.

Самые базовые занятия могут развить все эти навыки и сделать детей способными находить решения.

Как научить решать проблемы с помощью вопросов

Язык, который вы используете в общении с ребенком, и ваша техника вопросов также сильно повлияют на его понимание проблемы или проблемы как просто чего-то, что ждет решения, которое будет найдено .

Пока ваш ребенок играет или когда он приходит к вам с проблемой, задавайте открытые вопросы, которые помогут ему самостоятельно найти потенциальный ответ. Используйте шаги, перечисленные выше, чтобы сформулировать свои вопросы.

Вот несколько примеров вопросов:

  • Как вы думаете, что заставило башню из блоков рухнуть?
  • Если мы построим его снова, как мы можем изменить конструкцию, чтобы в следующий раз она не рухнула?
  • Есть ли лучший способ сделать это? Если вы придумаете другой способ, мы оба можем попробовать его и посмотреть, какой из них работает лучше.
  • Это сработало? Башня снова упала, поэтому давайте попробуем другое решение.

Не поддавайтесь искушению решить все проблемы вашего ребенка, включая конфликты с друзьями или братьями и сестрами. Это важная возможность для детей научиться решать проблемы путем переговоров, размышлений и рассуждений.

Со временем ваш ребенок привыкнет видеть проблему, понимать ее, взвешивать варианты, действовать и оценивать последствия.

Проблемы будут рассматриваться как проблемы, с которыми нужно сталкиваться логически, а не как «проблемы».

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

10 Занятий по решению задач для дошкольников

Вот 10 простых игр и заданий по решению задач для детей дома или в школе. Многие из них относятся к тем видам деятельности, которыми дети должны заниматься ежедневно.

1. Головоломки

Головоломки — одно из лучших занятий для размышлений. Каждая головоломка — это, по сути, один большой набор запутанных вещей, которые нужно разобрать и снова собрать. Узнайте , почему головоломки важны для развития .

Дети должны регулярно знакомиться с головоломками. Они отлично развивают мышление.

Лучше всего выбирать деревянные пазлы , подобные этим . Они служат дольше, а рама обеспечивает структуру, помогающую детям при сборке.

2. Игры на развитие памяти

Игры на развитие памяти развивают у вашего ребенка память и внимание к деталям.

Получите свои собственные игровые карты памяти, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.

Соедините пары совпадающих картинок и положите их лицевой стороной вниз, перетасованную, на стол. По очереди выбирайте любые две карты и переворачивайте их на стол лицевой стороной вверх. Если вы переворачиваете совпадающую пару, вы сохраняете карты, а если пара не совпадает, переворачивайте карты обратно, пока не наступит ваша очередь попробовать еще раз.

Поощряйте вашего ребенка концентрироваться и обращать внимание на то, где находятся картинки, и пытаться найти подходящую пару на каждом шагу.

3. Строительство из конструкторов

Конструкторы, такие как инженерные блоки , набор деревянных блоков или набор лего , должны быть в вашем доме ежедневно.

Все, что строит ваш ребенок, представляет собой сложную задачу, потому что нужно думать о том, что строить и как соединить части, чтобы получился работающий и функциональный дизайн.

Предоставьте ребенку свободу конструирования и время от времени ставьте перед ним задачу и просите его построить определенную конструкцию с условиями. Например:

  • Сделать две башни с мостом, соединяющим их вместе
  • Создайте существо, которое стоит самостоятельно и имеет 3 руки.

Затем наблюдайте, как ваш ребенок ломает голову, пока не найдет способ заставить свою структуру работать.

4.  Книги с заданиями

Эти задания очень забавны и развивают у ребенка способность определять проблемы и искать информацию.

  • «Что не так с этой картинкой ‘книги — Эти книги отлично подходят для того, чтобы смотреть на картинку и замечать то, что кажется немного странным. Могут быть тонкие или явные проблемы с рисунками, и вашему ребенку нужно хорошо подумать, чтобы заметить их.
  • Книги со скрытыми картинками . Лучшие скрытые книжки с картинками — это книги Где Уолдо или Где Уолли . Дети должны обыскать море людей, чтобы найти Уолдо. Однако они могут быть немного продвинутыми, поэтому — это хорошая альтернатива 9.0011 .

5. Следование шаблонам

В это простое задание можно играть с набором из цветных блоков , фигур или жетонов.

Просто составьте узор из кубиков и попросите ребенка продолжить его. Варьируйте рисунок, меняя цвета, формы или размеры.

Это задание научит вашего ребенка анализировать полученную информацию, осмысливать ее, распознавать закономерность и воссоздавать ее.

6. Вопросы по истории

Возьмите за привычку задавать вопросы во время ежедневного чтения рассказов, которые развивают навыков мышления высшего порядка . Вместо того, чтобы просто читать, а ваш ребенок пассивно слушает, задавайте вопросы, концентрируясь на решении проблем.

Вот несколько примеров:

  • Как вы думаете, почему медведь это сделал?
  • Как вы думаете, его друг будет счастлив? Почему?
  • Что бы вы сделали, если бы были обезьяной?
  • Как вы думаете, как Питер может улучшить отношения со своим другом?
  • Если бы крокодил решил не есть кролика, чем бы закончилась история?

7. Настольные игры

Настольные игры — отличный способ развить навыки решения проблем.

Начните с простых игр, таких как Людо и Змеи и лестницы , чтобы научить навыкам следования правилам и движениям в логической последовательности.

Затем представьте игры, требующие планирования и более глубокого мышления, такие как Monopoly Junior. Хотя Монополия Джуниор рекомендуется с 5 лет, в нее можно играть с ребенком младшего возраста, если родитель объясняет и играет вместе с ребенком.

Карточные игры, такие как Go Fish , также отлично подходят для обучения маленьких детей думать наперед и решать проблемы.

8.  Крестики-нолики

Это идеальная игра, чтобы научить навыкам принятия решений , думать, прежде чем действовать, и взвешивать возможные последствия.

Используйте доску для игры в крестики-нолики или нарисуйте на бумаге или на доске простую таблицу, подобную приведенной выше. По очереди добавляйте нолики или крестики к таблице и смотрите, кто сможет первым составить ряд из трех.

Ваш ребенок, вероятно, быстро сообразит и начнет тщательно обдумывать, прежде чем разместить свой символ. В эту игру также можно играть с цветными фишками или разными предметами.

9. Занятия по классификации и группировке

Это задание можно выполнить с помощью жестянка пуговиц или бусинки или даже распаковка посудомойки. Идея состоит в том, чтобы научить навыку классификации и категоризации информации путем обучения с физическими объектами. Вот еще несколько идей для категоризации:

  • Раздельная стирка — мамина одежда, папина одежда и т. д.; или носки, топы, шорты и т. д.
  • Опорожните ящик для столовых приборов для очистки, перемешайте все приборы, а затем рассортируйте по ножам, столовым ложкам, чайным ложкам и т. д.
  • Вместе классифицируйте и рассортируйте игрушки в спальне вашего ребенка — все книги, конструкторы, мягкие игрушки и т. д.

Вот еще несколько занятий с кнопками для детей.

10. Построение лабиринта

Это увлекательное занятие подходит для любого возраста. Это также будет намного веселее, чем прохождение лабиринта в тетради, особенно для детей младшего возраста.

Нарисуйте большой лабиринт на тротуаре с помощью тротуарного мела . Делайте проходы, в том числе один или два, которые заканчиваются тупиком. Научите ребенка находить выход.

По мере того, как ваш ребенок будет лучше ориентироваться и находить выход, усложняйте лабиринт и добавляйте больше тупиковых проходов.