Речевые стратегии презентация – — 149624
Презентация к уроку по английскому языку на тему: Презентация «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»
Слайд 1
Стратегии речевого поведения в англоязычной среде по материалам лекций Ю.Б. Кузьменковой Светлана Петровна Башлыкова учитель английского языка ФГКОУ «СОШ № 3 » г. ПриозерскСлайд 2
Доминанты англоязычного и русскоязычного поведения выражение: примеры англоязычное общение русскоязычное общение побуждения предложение, приглашение, приказ, просьба, совет и др. неоднозначность прямолинейность позитивной оценки комплимент, похвала, благодарность и др. преувеличение преуменьшение негативной оценки критика, жалоба, упрек, обвинение и др. смягчение, преуменьшение категоричность, преувеличение
Слайд 3
Макростратегии стратегии стратегии маневрирования реагирования дистанцирования уклонения намека поддержки собеседника поддержания контакта
Слайд 4
Стратегия дистанцирования Стратегия Дистанцирование тактики смещение временного плана использование модальных глаголов техники смещение в прошлое или будущее использование модальных глаголов в устойчивых конструкциях использование продолженного времени использование модальных глаголов с условным наклонением
Слайд 5
Техника смещения в прошлое или будущее Indefinite Tenses: the Future and the Past Functions Indirect Direct order formulae I ’ ll have to ask you to sign it./You ’ ll need to sign it. (You must) Sign it. order/instruction Will you open the books and start reading? Open the books and start reading. suggestion/offer Shall we go out for a meal somewhere downtown? Let’s go out for a meal… offering/accepting — That will be $10. — That’ll be OK. (In a shop) — It is $10. — That’s OK. polite enquiry How many guests did you intend to invite over? How many…do you intend to… request formulae I thought you could /would like to… I think you could… suggestion I thought it might be nice to visit an old friend. I think it’s nice to visit a friend. request/offer I wondered if you were free at ten o’clock? I wonder if you are free at ten?
Слайд 6
Техника использования продолженного времени Continuous Tenses Functions Indirect Direct polite enquiry What meetings are you planning to arrange? Let us know your plans. stating intentions I’m sorry, I must be going , or I’ll be late for dinner. Sorry, I must go, or I’ll be late. request formulae I’m hoping you can give me a hand in packing. I hope you can give me… parting formulae I’m looking forward to hearing from you soon. I look forward to hearing… polite enquiry Will you be staying with us at Christmas? Are you staying with us…? suggestion I was thinking — what about having a picnic? I thought — what about… request formulae I was wonder ing if you had a bag to spare? I wondered if you had…
Слайд 7
Техника использования модальных глаголов в устойчивых конструкциях Set Question Formulae and Verbal Structures Functions Indirect Direct request formulae Could/would you lend me your printer? Will you lend me your printer? invitation Would you care to follow me upstairs? Do you care to follow me upstairs? opinion Might it be alright to do it this way? Is it alright to do it this way? inquiry You wouldn’t go to Hull by any chance? You’re not going to Hull by any chance? inquiry When would that have taken place? When did it take place? offer/suggestion Suppose we might give them a lift? Let’s give them a lift. criticism/advice You could/might warn them in advance. You should/must warn them in advance. opinion/offer I ’d think we might spend a night here. I think we’ll spend a night here. opinion I ’d have thought he wasn’t good at chess. He won? I thought he wasn’t good at chess. opinion/criticism I ’d say this is not the best way to treat cats. I say, this is not the best way to treat cats.
Слайд 8
Техника использования конструкций условного наклонения Conditional Expressions Functions Indirect Direct enquiry/offer I wonder if you might be interested in…? I wonder if you are interested in…? advice formulae If I were you I’d join up with this firm. You should join up with this firm. suggestion/ advice It would be better if he went there alone. Let him/He should go there alone. order/ instruction If you would stand over there? Will you stand over there? order/refusing I’ d rather you didn’t refer to those data Don’t refer to those data. permission I wish you wouldn’t disclose those facts. You mustn’t /shouldn’t do that…
Слайд 9
Стратегия намека стратегия намек ( Understatement) тактики регуляция значимости отрицание как намек техники минимизация значимости использование прямого отрицания снижение определенности скрытое и двойное отрицание
Слайд 10
Техника минимизации Minimizing Adverbs Functions Understatement Statement criticising The room is a little / a bit overcrowded. The room is overcrowded. request Could I make a very brief announcement? Can I make an announcement? excuse Just a minute . I’ll be back in a moment. Wait a little. I’ll be back soon. apology It was just a slip of the tongue. It was a slip of the tongue. attitude The news somewhat shocked me. The news shocked me.
Слайд 11
Техника снижения определенности Fillers and Verbs of Intentions Functions Understatement Statement apology I’ve got a kind of an apology to make. I want to apologise . giving explanations There’s a sort of misunderstanding. There is a misunderstanding. It was more or less out of place. It was out of place. expressing We tend to overlook the importance of tests. We often overlook it. (negative) I am inclined to feel that it is important. I feel that it is important. opinions I sort of think it could be better if you quit. It could be better if you…
Слайд 12
Техника прямого отрицания Explicit Negation Functions Understatement Statement attitude I’m not pleased with his manners. (= I’m definitely disgusted.) greeting How are you? — Not so well, thank you. I’m not well. (= I am ill.) dislike I’m not particularly keen on TV. I’m not keen on TV. (= I hate TV.) disagreeing It is not quite that easy; you see… It is not easy. (= It is very difficult.) disagreeing I don’t think I could quite agree with it. I think I can’t fully agree. (= I disagree.) offer I don’t suppose you’ll accept my offer. I suppose you’ll not accept it. (I hope you will.) statement He didn’t tell me anything about it. He told me nothing about it.
Слайд 13
Техника скрытого и двойного отрицания Implicit and Double Negation Functions Understatement Statement statement He’s got little idea how engines work. He’s got no idea how engines work. statement I hardly ever speak in public. I never speak in public. criticising He lacks courage to give it up. He doesn’t have courage to give it up. criticising His plan is not devoid of drawbacks. His plan is full of drawbacks. statement It is not im possible. It is possible. opinion He’s not with out pretensions. He has (many) pretensions.
Слайд 14
Стратегия уклонения (смягчения) стратегия уклонение (смягчение) тактики уклонение от ответственности смягчение посредством вопросов техники представление суждения как личного мнения смягчение прямых побудительных высказываний представление суждения как обобщения смягчение вопросительных высказываний
Слайд 15
Техника представления суждения как личного мнения “ Personalising ” Opinion Functions Indirect Direct opinion In my opinion it would be better to postpone the meeting. It is … ( without opening phrases) attitude As far as I know to find the right decision is not that simple. remembering If I’m not mistaken , the matter was highlighted in Issues #2 . explaining I’d like to mention that it has been discussed time and again. opinion I reckon/guess she’s the last person to ask for compassion. opinion Personally, I (don’t) feel you’re making the best choice.
Слайд 16
Техника представления суждения как обобщения Generalising and Probability Phrases Functions Indirect Direct advice It is well known that language learning takes time. I know it well. prohibition This car is parked on a double yellow line. You parked illegally. order English is spoken here. Don’t speak Russian. attitude They say it’s not a proper way to treat animals. It’s not a proper way to treat animals. complaint It appears that our lunch is likely to be delayed. Our lunch is delayed. criticism You happen to be mistaken, he seems to have won. You are mistaken, he has won. prohibition You are not supposed to walk your dog here. You shouldn’t walk your dog here. hesitation One can’t know for sure, it depends on many things. I don’t know for sure.
Слайд 17
Техника смягчения прямых побудительных высказываний Questions Softening Statements Functions Question (indirect) Statement (direct) advice Why don ‘t you speak to him directly? You should speak to him directly. invitation Why don ‘t you come up and have lunch with us? Come up and have lunch with us. pressing offer Why couldn’t we prolong our visit? Let us prolong our visit. suggestion Won ‘t it be better(for us)to leave at once? We’d better leave at once. opinion Would it be less expensive to go by car? It’d be less expensive to go by car. order Would you like to go on reading? Go on reading. invitation Would you care to stay with us tonight? Stay with us tonight.
Слайд 18
Техника смягчения побуждений, представленных в форме вопроса Questions Softening Questions Functions Indirect Direct request/offer I don ‘t suppose you’ll find time for it now? Will you find time for it now? enquiry I suppose you’re very busy now? Are you (very) busy now? request You haven ‘t seen my cat here, have you ? Have you seen my cat here? asking for information You don ‘t know where Bells is, do you ? Do you know where Bells is? enquiry You are the new teacher, aren‘t you ? Are you the new teacher? asking for agreement You do take milk in coffee, don’t you ? Do you take milk in coffee? order Carry this bag for me, will you ? Will you carry this bag for me?
Слайд 19
Стратегия коммуникативной поддержки собеседника (overstatement) стратегия поддержка собеседника тактики усиление значимости подчеркнутое преувеличение техники интенсификация гиперболизация значимости «развернутая» оценка и повтор двойное преувеличение
Слайд 20
Техника интенсификации Emphasising Formulae of Overstatement Statement gratitude Thank you (ever) so much /very much indeed! You’re too kind! Thank you. gratitude I’m so much obliged to you! How can I ever thank you! Thank you. gratitude I’m so grateful!/ I can’t tell you how grateful I am! Thank you. sympathy I’m so sorry! / I can’t tell you how sorry I am! I am sorry. apology I’m extremely / awfully / (ever) so sorry (but…) Sorry (but…) refusal I’m very much afraid, I can’t join you. Sorry (but…)
Слайд 21
Техника дополнительного воздействия («развернутая» оценка и повтор) Evaluating Function Overstatement Statement compliment You were always so good at cooking but this tea party was truly a masterpiece! Those cakes were simply unforgettable. I really loved them. I must have a copy of your wonderful recipe. You’re really a good cook. Thank you. interruption I suppose you’re very busy now but it’s too urgent to wait. I do hope it won’t take too much of your precious time. Sorry (to interrupt)
Слайд 22
Техника гиперболизации Exaggerating Functions Overstatement Statement greeting formulae How are you? — I’m fine, thank you. I’m well, thank you request formulae I wonder if it is at all possible for me to…? Is it possible…? accepting Would you like a cup of coffee? Yes, I’m dying for it. Yes, please. attitude I’m delighted to know that you’re flourishing. I’m glad you’re well. attitude I’ll go nuts if you hum that tune one more time! I’ll be very upset… enquiry How silly of me to (ask you /about/ such things) Could you tell me…?
Слайд 23
Техника двойного преувеличения Functions Overstatement Statement apologizing I really hate to bother you at this early hour but… Excuse me… praising I just love our new car. I really enjoyed your present. I like your present. complimenting You’re so brilliant at organising things! You’re good at/kind. attitude I simply cannot live without my са r/I ’d just die without him! I need/ miss attitude I was absolutely mortified when they found my diary. I was very ashamed…
Слайд 24
Стратегия поддержания коммуникативного контакта стратегия поддержание коммуникативного контакта тактики развертывание односложных ответных реплик заполнение пауз техники усиление согласия вопросы как «знаки внимания» смягчение отказа использование заполнителей пауз
Слайд 25
Техника усиления согласия и отказа Expanding Through Emphasising and Softening Functions Indirect Direct agreeing It’s all very amusing, isn’t it? — Yes, very. / It certainly is. Yes. accepting Will you join us at the party? — Yes, most willingly. (Thank you.) Yes. opinion Do you think it’s going to rain? — (No.) I don’t believe so./ I hope not.. No. refusing Are you going to the meeting? — (No.) I’m afraid, not. I’m likely to be busy. No. apologising So you’re going to be late again? — Yes, I’m afraid so = I’m sorry , but… Yes. disagreeing Do you agree with our proposal? — Yes, up to a point, but (you see)… No.
Слайд 26
Техника использования вопросов как «знаков внимания» Reply Questions Functions Polite Reactions s attention “It was great.” — “Oh, yes?” — “I really enjoyed the play.” i interest “There was an excellent performance last night.” — “Oh, was there?” 1 emphatic agreement “It was a lovely party.” — “Yes, wasn’t it?» e pity So you’re getting a divorce, are you ? How sad! n concern Oh, it was his funeral yesterday, was it? с surprise “…I opened the fridge and saw…a mouse!” — “A mouse?! In the fridge?” e
Слайд 27
Техника использования заполнителей пауз Exclamations, Interjections and Fillers Functions Polite Reactions praising/ attention / pity Oh, how very exciting ! /(How) interesting!/How very sad! s interest/ surprise/ sympathy What a beautiful sight./What a surprise./What a pity! i delight/ concern/ disbelief (That ’s)great!/(That ’s)awful!/(That’s) impossible! 1 surprise/concern/ disbelief You can ’t be serious!/It can ’t be!/You must be very upset/ joking! e sympathy/ surprise Oh dear/ ту God! Oh no./Gosh./Wow! Phew!/Oh, come on! No! n hesitation /attention um/ er …; a— ууу / the— eee / to- ooo //yes/uh-huh / mh — hmm с hesitation/attention Well, now, that is to say/ I see what you mean. Quite. Right. OK. e gaining time / explaining Well, you see… Oh, let me think for a moment. The point is…
Слайд 28
THANK YOU FOR YOUR TIME !
nsportal.ru
Лекция 2: Определение и основные понятия теории речевого воздействия. Стратегические цели коммуникации и их типология. Различные классификации законов общения.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон). Риторика – это искусство управления умами людей (Платон). Речь – это показатель ума (Сенека ). Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон ). Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа (М. Жванецкий). ( Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж : «Истоки», 2011. – 169 с. – http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf )
«Если синтаксис характеризует грамматические формы, а семантика связывает эти формы с потенциальной коммуникативной функцией, то прагматика объединяет воедино лингвистическую форму и коммуникативную функцию. ( Fillmore Ch. Pragmatics and Description of Discourse // Pragmatik. – Munchen, Fink: 1975. – Vol. 2. – P. 81-104. )
Структура человеческой личности Виды речевых актов: Разум сообщения, подтверждения, признания, предупреждения, объяснения и поучения, обязательства, отказы и отречения, просьбы ………….. призывы чувства уверения, прорицания, жалобы, мольбы, прославления…………………………………………. воля уговоры……………………………………………………. физические рефлексы ……………………………………………………………………………………..
1. Показал, что в общении людей действуют правила и законы, соблюдение которых, делают общение более эффективным. 2. Доказал, что взрослый человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своего общения. 3. Разработал метод обучения взрослых речевому воздействию : рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения
По теме (сфере деятельности) общения : политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д. Критерий – предметная сфера общения – политика, наука, воспитание и т.д. По цели общения – деловое и развлекательное. Критерий – конкретная предметная или информационная цель. По степени официальности – официальное и неофициальное общение. Критерий – характеристики коммуникативной ситуации.
Партнеры по коммуникации – л ичностное, обезличенное, межличностное, межкультурное. По продолжительности – кратковременное и длительное, периодическое и постоянное. По соотношению формы и содержания – прямое и косвенное общение. По свободе выбора партнера – инициативное и принудительное общение. По форме общения – закрытое, открытое, смешанное.
1) завоевание авторитета и желание понравиться ; 2) передачу партнеру новых знаний ; 3) изменение его мировоззрения ; 4) создание хорошего настроения ; 5) запугивание партнёра, лишение его способности сопротивляться ; 6) выведение его из психологического равновесия ; 7) предостережение от опрометчивого поступка, и др.
концептуально определенное намерение и его действенное осуществление в процессе коммуникации, то есть выбор дискурсивных измерений : цели коммуникации, коммуникативного пространства, среды коммуникации, типа взаимодействия, места порождения смысла, формы и содержания сообщения. Таким образом, КОММУНИКАТИВНАЯ/РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ – это общий план речевых действия для достижения поставленных коммуникативно-прагматических целей при помощи вербальных и невербальных средств.
совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Подготовить презентации: Основные тактики и стратегии общения: по Г. Грайсу по Дж. Личу по Т. Ван Дейку по И.А. Стернину по О.С. Иссерс и др.устойчивые отношения и взаимосвязи между компонентами коммуникативной ситуации, повторяющиеся в разных коммуникативных ситуациях. общие законы общения правила общения описывают, что происходит между собеседниками в процессе общения сложившиеся в обществе рекомендации по общению
Закон зеркального развития общения Закон зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий Закон прогрессирующего нетерпения слушателей Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера Закон коммуникативного самосохранения
Закон ритма общения Закон речевого самовоздействия Закон доверия к простым словам Закон притяжения критики Закон самопорождения информации в группе общения Закон модификации отклоняющегося коммуникативного поведения слушателя Закон ускоренного распространения негативной информации
Закон искажения информации при ее передаче (« закон испорченного телефона ») Закон детального обсуждения мелочей Закон надоедания постоянного круга общения Закон влияния ближнего круга Закон эмоциональной аффилиации Закон речевого усиления эмоций Закон речевого поглощения эмоций Закон эмоционального подавления логики
Составьте список правил общения на основе прочитанной учебной литературы и обоснуйте свой выбор.
Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти (пер. с англ.) // Язык и моделирование социального взаимодействия… — Прогресс, 1987. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть. Пер. с англ. М.: УРСС, 2013. Таранов П.С. Секреты поведения людей. – Симферополь, 1995. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж : «Истоки», 2012. – 178 с. – http:// sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_ nauchnye_publikacii / Rechevoe_vozdejstvie /Osnovi_rechevogo_vozdeistviya2013.pdf
slide-share.ru
Презентация на тему: Текстовая
Речевые стратегии
в ходе диалогового взаимодействия
поиск общего языка, выбор тональностей общения,
реализация интенций говорящего
под влиянием: 1) социальной
ипсихологической ситуации
2)стилистической нормы
Речевая тактика
комплекс приёмов построения текста
принципы соединения единиц, создающие смыслы (конструктивно- семантические,субъективно- оценочные)
чередование модальных оттенков диалога
В
журналистике
Информационные Оценочные стратегии стратегии
Стратегия информирования может реализовываться в трёх тактиках:
Информирование о событии: тексты
строятся «Ход события», «Последствия события»
Информирование о |
| Информирование о | |
состоянии | действиях разных персон, | ||
действительности |
|
| их мнении и статусе |
|
| ||
«Факт и его разъяснение» |
| «Действие персонажа», | |
«Причина факта, ситуации» |
| «Мнение лица» |
Стратегия оценивания может реализовываться в двух тактиках:
Объяснение, обоснование, гипотезы, догадки в тексте:
«Оценка и прогноз общественных изменений»
Рассуждение, подтверждающее или опровергающее мнение «Оценка чужих высказываний»
Стратегия побуждения может реализовываться в тактиках:
Обращённый к адресату призыв не оставаться равнодушным
к оцениваемому факту, предпринять какие-либо действия для исправления (негативного) или сохранения (позитивного) положения дел
«Определение целей и задач деятельности»
«Предложение способа решения» «Сопоставление вариантов решения»
studfile.net
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Презентация «Нормы речевого поведения»
Слайд 1
Нормы речевого этикетаСлайд 2
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
Слайд 3
«Юности честное зерцало». 1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать . 2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. 3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать. 4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Слайд 4
Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство) основная часть заключительная часть разговора.
Слайд 5
Формы приветствия в речевом этикете. Форма приветствия Пример Пожелание здоровья Указание на время встречи Эмоциональные пожелания Уважительная форма Специфическая форма
Слайд 6
Формулы прощания. Формулы благодарности. Формулы просьбы-приглашения. Формулы вежливого отказа. Комплименты.
Слайд 7
Упражнения 1. Составьте портрет приятного собеседника.
Слайд 8
2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации. I. – Как дела? – спросил я. – Как сажа бела. Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал: – Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные. (Ю. Додолев ) II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику. – Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья. (В. Богомолов)
Слайд 9
3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш …ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела …т. (Снять) при этом фура… ку или ша… ку , не надевай, пока не пожмёш … руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл… нись вперё … . (Кланяться), нагни только голову, а не сг … байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.
Слайд 10
Заповеди речевого поведения. 1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. 2. Умей находить общий язык с любым собеседником. 3.Помни, что вежливость – основа любого поведения. 4.Избегай многословия. 5.Говори просто, понятно, чётко. 6.Избегай речевого однообразия. 7.Владей культурой языка. 8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца. 9.Умей не только говорить, но и слушать.
Слайд 11
Творческий диктант. \ Д ополните заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
nsportal.ru