Рекапитуляция это в психологии: рекапитуляция | это… Что такое рекапитуляция?

Содержание

Теория рекапитуляции с. Холла

Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов.

Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный, а на другом – шизоидный тип. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды.

Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.

Общая черта био– и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости (Педология, 1934).

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период

— это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый периодземледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Что значит рекапитуляция — Значения слов

рекапитуляция в словаре кроссвордиста

рекапитуляция
  • Сжатое повторение сказанного (устаревшее)
  • Краткое и быстрое повторение основных этапов развития предковых форм в ходе индивидуального развития современных организмов
  • Сверка учетных записей с первоисточниками для выявления ошибок
  • В биологии -явление повторения в индивидуальном развитии высших органических форм признаков их предков
  • Проверка торговых книг и счётов
  • Краткое и быстрое повторение, воспроизведение основных этапов развития предковых форм в ходе индивидуального (особенно зародышевого) развития у современных взрослых организмов
  • Сжатое повторение сказанного

Словарь медицинских терминов

рекапитуляция (лат. recapitulatio сжатое повторение)

формирование на ранних стадиях онтогенеза признаков предков, утраченных современными зрелыми формами, напр. жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рекапитуляция

рекапитуляции, ж. (латин. recapitulatio — повторение сказанного или написанного).

  1. Сжатое повторение сказанного (книжн. лит.).

  2. Поверка торговых книг и счетов (торг.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рекапитуляция

  1. ж. Краткое и быстрое повторение, воспроизведение основных этапов развития предковых форм в ходе индивидуального — особенно зародышевого — развития у современных взрослых организмов.

  2. ж. устар. Сжатое повторение сказанного.

Большая Советская Энциклопедия

Рекапитуляция

(от лат. recapitulatio ≈ повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов ≈ их структуре, химизме, функциях. Принцип Р. впервые сформулирован в 1859 Ч. Дарвином . Наиболее глубокую морфология, трактовку Р. получила в теории филэмбриогенеза , предложенной А. Н. Северцовым . Современное учение о Р. разработано И. И. Шмальгаузеном . Р. обусловливается существованием в организме сложной системы корреляций и чаще проявляется в особенностях развития взаимосвязанных органов и структур.

К Р. ведут сдвиги в конечных стадиях формообразования не организма в целом, а лишь отдельных органов. Эти сдвиги представляют собой надставки (см. Анаболия ) из новых корреляций, которые вводятся в онтогенез после реализации основных морфогенетических процессов. Примеры Р.: закладка у зародышей наземных позвоночных животных жаберных щелей, соответствующих жаберным щелям их рыбообразных предков; смена головной, туловищной и тазовой почек в онтогенезе высших позвоночных повторяет последовательность развития органов выделения в филогенезе их предков; дихотомическое ветвление первых листьев у папоротникообразных повторяет дихотомическое ветвление, характерное для их предков ≈ палеозойских псилофитов; у лягушки в период метаморфоза зрение основано на использовании витамина A2, как у пресноводных рыб, а к моменту завершения метаморфоза сопровождается использованием витамина A1, что характерно для наземных позвоночных. См. также Биогенетический закон .

Лит.: Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М. ≈ Л., 1939; Шмальгаузен И. И., Организм, как целое в индивидуальном и историческом развитии, М. ≈ Л., 1938; Мирзоян Э. Н., Развитие учения о рекапитуляции, М., 1974.

Э. Н. Мирзоян.

Примеры употребления слова рекапитуляция в литературе.

Однажды я услышал, как он помогает кому-то из схолиастов перетолковывать найденные у Тихония рекапитуляции из Св.

Онтогенетическое развитие человека и его морфофизиологическая дифференциация подчиняется принципу рекапитуляции и осуществляется под контролем генетической программы, закодированной в 46 хромосомах, локализованных в ядре каждой соматической клетки любого нормального человека независимо от его расовой, национальной или классовой принадлежности.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была признана раньше, чем появилось критическое отношение к этой концепции в эмбриологии.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический, принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона.

Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Ст.

Однако его взгляды — еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

Сомнения эти ушли, и я лишился чувств, которые существовали лишь в качестве копий комбинаций, рекапитуляции этих событий-сомнений конспективный набросок которых совершался непосредственно в самом теле разговора с родителями о службе в армий, каково же было мое удивление с которого, как говорили древние, и начинается философия, с которого как с ветки на ветку прыгает действительность, придерживая краденые мысли двумя своими конечностями, мыслящей и протяженной, ускользающая от тянущегося за нею, сминающего секвойи и секвенции ветки логического дерева алгоритм, утверждающий мышление посредством существования и обратно.

Он рассматривал мой уход лишь как необходимый период рекапитуляции, еще один шаг учения, который может длиться бесконечно долго.

Но для начала давайте займемся очень прозаическим делом -так называемой рекапитуляцией, или, попросту говоря, повторением, которое попытаемся организовать как, может быть даже, катехизис.

Они любили друг друга как никогда прежде: для фривольных игр не оставалось места, ибо их встреча была не продолжением эротической связи, когда всякий раз они придумывали новые маленькие распутства, а рекапитуляцией времени, песней об их общем прошлом, сентиментальным заключением несентиментальной истории, которая исчезала вдали.

Источник: библиотека Максима Мошкова

История теорий в психологии (PSYC 493) » Резюме – что?

по Эми Маккарти   | 10.11.10  | Начало научной психологии (часть III-B)

Во время подготовки к викторине на прошлой неделе меня поразил один из терминов, который нас попросили дать определение: перепросмотр, поэтому я решил провести дополнительное исследование этого термина. Я понял, что существовало несколько форм этой теории перепросмотра (которая имела большое влияние, но больше не принимается).

Одним из первых теоретиков рекапитуляции был Эрнст Геккель, который считал, что развивающийся эмбрион следует эволюционным фазам каждого вида, находящегося на его эволюционной линии. Он делал рисунки человеческих эмбрионов в каждой фазе, иногда чрезмерно подчеркивая особенности, которые хотел выделить, но эти рисунки использовались в учебниках по биологии. Геккель показал, как человеческие эмбрионы начинаются с жаберных отверстий, которые в конечном итоге развиваются в область челюсти и горла. Он сказал, что это произошло потому, что у людей был рыбоподобный предок. Современные ученые отвергли эту теорию отчасти потому, что, хотя некоторые стадии эмбрионального развития могут показаться похожими на другой вид, эти очевидные сходства никогда не функционируют. То есть отверстия, которые выглядят как жабры, никогда не могли функционировать как жабры.

Другие теоретики, принявшие теорию перепросмотра, применили ее к таким областям, как социальное развитие, развитие детей и образование. Герберт Спенсер считал, что дети усваивают знания в том же порядке, в каком изначально их осваивали люди. Г. С. Холл считал, что между развитием ребенка и этапами эволюции существует прямая связь.

Есть интересная статья Института креационных исследований, в которой опровергается теория перепросмотра, которую вы можете прочитать на досуге здесь: http://www.icr.org/article/heritage-recapitulation-theory/. Это связывает Фрейда с теорией перепросмотра, в основном утверждая, что Фрейд считал, что все психозы были функциональными для нашего вида когда-то в ходе эволюции, но больше не являются полезными. Обратите внимание на следующее:

В статье 1915 года Фрейд демонстрирует свою озабоченность эволюцией. Погруженный в теории Дарвина и Ламарка, которые считали, что приобретенные черты могут быть унаследованы, Фрейд пришел к выводу, что психические расстройства являются остатками поведения, которое было уместно на более ранних стадиях эволюции».

Эволюционная идея, на которую Фрейд больше всего опирался в рукописи, — это максима о том, что «онтогенез резюмирует филогенез», то есть что развитие индивидуума резюмирует эволюцию всего вида.

Мне кажется, что теория перепросмотра — еще один пример предвзятости подтверждения. Это теория, которая кажется приемлемой для многих атеистов, что жизнь — это всего лишь серия объяснимых паттернов. Конечно, предвзятость подтверждения встречается и у христиан. Люди цепляются за все, что поможет поддержать то, во что они уже верят. Иногда даже доказательство того, что Бога нет для атеистов, для христиан является доказательством того, что он существует. Я помню, как мы говорили в классе о реакции мозга на Бога и религию. Мы сказали, что люди часто говорят, что, поскольку есть область мозга, которая активна, когда мы занимаемся религиозной или духовной деятельностью, это доказывает, что чувства являются физиологическими, а не какой-либо духовной связью. Как христианин, я думаю, что эти мозговые связи являются доказательством того, что Бог есть. Почему бы Богу не сделать наш мозг восприимчивым к Себе?

История образования

Г. Стэнли Холл (18441924) известен не только как основоположник организованной психологии как науки и профессии, но и как отец движения детского обучения и национальный лидер образовательная реформа. (Грезлик, 1999). В 1904 г. Г. Стэнли Холл опубликовал Подростковый возраст: его психология и его отношения к физиологии, антропологии, Секс, преступность, религия и образование. Этот массивный двухтомник 1337 страниц, на создание которых ушло десять лет, и это была первая книга Холла. сформировал американскую концепцию подросткового возраста и получил мгновенное признание за то, что это первая когда-либо опубликованная работа, синтезирующая ранее существовавшие теории в систематическое изображение стадии жизни (Росс 1972).

В Подростковый возраст Холл выдвигает ряд теорий, которые работают вместе, чтобы концептуализировать существование подростковый возраст как этап жизни. Объяснение теории перепросмотра Холлса что каждый человек проходит через изменения как в психическом, так и в соматическом смысле которая соответствует шкале эволюции разума и тела (Grezlik 1999). Зал провозгласил, что открытие естественного развития ребенка было только первый шаг к воспитательному предписанию и тому, что за пределами природы, педагоги должны были решить, каким должен быть путь обучения детей (Холл 1904). Он понимал, что природа наделила детей разными способности, требующие разного уровня образования. Дети, сказал он, имели право быть образованными в соответствии со своими способностями, но не более того. В обсуждая концепцию индивидуализации, Холл говорил об идее нового образование как приспособление методов к отражению личности вариации возраста, пола, способностей и профессиональных ожиданий (Росс, 1972). Через представление прогрессии развития ребенка в сочетании с содержание, навыки и ценности, которым следует обучать, Холл пытался обрисовать то, что он считал идеальной школой.

Холл утверждал, что в подростковом возрасте ребенок перерождается в половую жизнь и, следовательно, в этом возрасте уже не должно быть совместное обучение. Он заявил, что представители обоих полов не могут оптимально учиться и получать все вне уроков в присутствии противоположного пола. Он пошел на утверждение, что настоящее образование может начаться только в подростковом возрасте, когда ребенок готов заниматься моральными вопросами, добротой, любовью, служением другим и начинает понимать рассуждения. В подростковом возрасте, по словам Холла, баланс между свободой и контролем должен поддерживаться естественным путем процесс образования.

Книга Холлов была издана на определенной исторический период, когда принимались законы о детском труде, обязательные Законы об образовании соблюдались, и средняя школа вступала в формальную существование. Кроме того, отложенный выход на рынок труда отсрочил взрослую жизнь. и способствовало развитию подростка. Взаимодействие этих динамика вместе с публикацией Подростковый возраст и др. влиятельные произведения — составляли преобладающие факторы в средних школах, становящихся самое быстрорастущее учебное заведение первой половины двадцатого века (Karier 1983).

Пэтси Юбэнкс Оуэнс (1997) утверждает, что публикация Подростковый возраст стала крупным событием в дебатах о эволюция подростка и особенности воспитательного обеспечения. К привлечение внимания ученых и общественности к уникальным характеристикам юности и настаивая на том, что будущее зависит от того, как силы подросткового возраста, книга помогает узаконить и продвигать существование средних школ (Оуэнс 1997). Холл назвал подростковый возраст верхушечным этап развития человечества до упадка высших сил душа, которая приходит со зрелостью и возрастом (Росс, 1972). Холл также обсуждает важность концентрации обильных энергий подросткового возраста, и поддерживает направление молодых сил в средние школы, а не в университеты. рабочая сила.

Несмотря на то, что теории Холлов были способствовало развитию подростка, было много критики его работы. Дороти Росс утверждает, что гигантские тома содержали массу полупереваренные данные из перечисленных полей. Она также отметила, что идеи Подростковый возраст были связаны с биологическими предположениями, что были в лучшем случае едва правдоподобны и постоянно приукрашивались лирическими ссылки на психологическую истину христианского учения. (Росс 1972). Несмотря на эти и другие проблемы книги, Росс признал, что такие проблемы не затмевают тот факт, что чередуется с массой данных и риторика Холла дали яркий портрет подростковой стадии жизнь.

Сложные теории, изложенные Холлом в Подростковый возраст помогите нам понять сегодня, век спустя, как молоды воспринимались людьми в начале 20 го века и в последующие десятилетия. Эта работа послужила основой для дополнительных исследования подросткового возраста в различных областях и с разных теоретические перспективы. Издание книги можно рассматривать как важный момент в истории, который до сих пор имеет последствия во многих областях исследование подросткового возраста и образования.

Источники:

Холл, Г. Стэнли (1904). Подростковый возраст, Ее психология и ее отношения к физиологии, антропологии, социологии, Секс, преступность, религия и образование . 2 тома. Нью-Йорк, Эпплтон.

Грезлик, Эми (1999). Дж. Стэнли Холл. Доступ онлайн 1 декабря 2006 г. http://fates.cns.muskingum.edu/~psych/psycweb/history/hall.htm

Карьер, Кларенс Дж. (1983). Г. Стэнли Холл: Священнический пророк нового устроения. Журнал Либертарианские исследования 7 (1), весна. Педагогический колледж Университета Иллинойс, Урбана-Шампейн.

Оуэнс, Пэтси Юбэнкс (1997). Подростковый возраст и культурный ландшафт: государственная политика, дизайнерские решения и популярные репортаж в прессе. Ландшафт и городское планирование 39 : 153-166.