Рекомендации психолога по адаптации первоклассников: Советы психолога «Адаптация первоклассников»

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе | Методическая разработка (1 класс) на тему:

 Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.   Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

Рекомендации:

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.
  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, первоклассник — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

Адаптация детей к школе. Рекомендации психолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Евдаковская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района Воронежской области

Главная

История

Сведения об образовательной организации

Паспорт дорожной безопасности

Административный регламент услуги

Туристско-краеведческая работа

Президентские состязания

Информационно — образовательные ресурсы

Важное родителям

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса

ФГОС

Перечень услуг, оказываемых школой бесплатно в рамках образовательных программ по ФГОС

ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Организация питания обучающихся

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в ОУ

Антикоррупционная политика

Порядок добровольных пожертвований

Служба школьной медиации

Психолого-педагогическая помощь

Правила поведения детей и подростков на водоемах 

Новости
Анонс
Видеоролики:
«Береги свои персональные данные» 

Гостевая книга

МинобрнаукиРФ

Всероссийский квест по предпринимательству среди школьников

Пресс-релиз об исследовании «Подростки и  предпринимательство»

Информация о центре по работе с одаренными детьми в городе Сочи

 

Адаптация детей к школе. Рекомендации психолога.

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период? 

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. 

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. 

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом. 

Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя? 

Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков. 

От учителя зависит и то, какой сосед по парте «достанется» вашему ребенку. Это — немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает — очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью.

Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию «моя хата с краю», — кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент. 

Каковы признаки успешной адаптации? 

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. 

3. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка — внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем.

Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? 

4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. 

5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 

6.Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.  

В чем особенность адаптации детей (10-14) лет? 

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе — познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку. 

Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего — дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. 

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но — действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы.

А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему? 

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с «двойками» в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.  

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию. 

Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?

Если вашему ребенку придется перейти в другую школу (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче. 

Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф.Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией — а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».  

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем. 

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром. 

Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе. 

1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996. 
2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск. 1998. 
3. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999. 
4. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998. 
5. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.М.1999. 
6. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1998. 

 

МКОУ «Евдаковская ООШ»

Школьные психологи и школьные достижения в чтении

Эффективное обучение чтению в начальных классах может предотвратить трудности с чтением у детей, которых в противном случае могли бы направить на коррекционные или специальные образовательные программы. Исследования показывают, что сегодня 37 процентов четвероклассников в нашей стране учатся ниже «базового» уровня, что означает, что они не могут читать достаточно хорошо, чтобы понять простой рассказ, или вообще едва умеют читать. Мы также знаем, что более двух третей старшеклассников, получающих специальное образование, отстают в чтении на три или более классов, а 20 процентов отстают на пять или более классов. Исследования показывают, что проблемы с чтением гораздо труднее исправить в старших классах, даже с помощью специального образования.

С принятием Закона «Ни одного отстающего ребенка» школьные психологи получили беспрецедентную возможность внести значительный вклад в усилия, направленные на то, чтобы все дети получали максимально эффективное научно обоснованное обучение чтению. Ниже приведены некоторые предложения о том, как школьные психологи могут помочь большему количеству учащихся стать хорошими читателями.

Оцените свои знания по чтению

Подумайте, какую курсовую работу вы прошли, свою деятельность по профессиональному развитию и насколько вы знакомы с последними результатами исследований и рекомендациями относительно эффективного научно обоснованного обучения чтению. Рассмотрите возможность использования возможностей профессионального развития по мере необходимости в вашем округе, через государственные и национальные профессиональные ассоциации и через ваш местный университет.

Оцените потребности ваших школ и округа

Если вы еще этого не сделали, ознакомьтесь с фактическими учебными материалами и методами обучения, которые используются в ваших школах и округе. Это важно, потому что это поможет убедиться, что рекомендации, которые вы даете учащимся, соответствуют их уровню развития и уровню, а также основаны на фактических данных. Также важно знать, какие типы многоуровневых вмешательств доступны для читателей из группы риска и как принимаются решения о распределении учащихся по разным программам. Является ли ваша школа школой «Чтение в первую очередь»? Какое обучение было проведено? Как данные используются для принятия учебных решений? Используется ли мониторинг прогресса для обеспечения частой обратной связи? После того, как вы оценили эти потребности, может стать ясно, как вы можете лучше всего оказать поддержку.

Оценка потребностей учащихся

Школьные психологи могут помочь учителям с учениками, которые не умеют читать. У вас есть опыт и навыки, необходимые для помощи в выборе подходящих методов оценки для определения уровня чтения ребенка. Обязательно ознакомьтесь с основанными на исследованиях инструментами ранней оценки, эффективность которых доказана.

Обеспечить лидерство

Школьные психологи понимают структуру школ и могут объединять различные районные группы и ресурсы для помощи учащимся. Вы можете:

  • Обзор опубликованных программ чтения в контексте исследований чтения и оценка их технической достоверности и надежности.
  • Выступать в качестве советника администраторов и учителей, когда они выбирают соответствующие учебные программы и учебные планы для использования в округе.
  • Обеспечьте или содействуйте обучению без отрыва от работы учителей, других школьных психологов, парапрофессионалов и администраторов в масштабах округа по выбранным программам.
  • Участие или содействие в проведении информационных занятий для родителей по вопросам грамотности.

Проведение семинаров без отрыва от работы для учителей

Многие учителя K-3 получили в колледже ограниченные инструкции по эффективному обучению навыкам чтения. Вы можете представить серию одночасовых занятий, предназначенных для изучения пяти элементов чтения: фонематического восприятия, фонетики, беглости речи, словарного запаса и понимания. Видеомодули, доступные в Reading Rockets, можно использовать в качестве отправной точки для предоставления подробной информации о методах, основанных на исследованиях, которые сосредоточены на вмешательстве в чтение. Вы также можете признать, что вопросы оценивания могут быть особенно сложными для учителей. Подумайте об обучении учителей тому, как использовать соответствующие инструменты оценки для выявления учащихся, которым трудно научиться читать. Когда учителя понимают важность своего вклада в оценивание и пользу для учащихся, они часто проявляют большее желание участвовать. Кроме того, вы можете помочь учителям внедрить основанные на исследованиях методы обучения, чтобы обеспечить успех учащихся.

Проводить совместные семинары для родителей и учителей

Как школьный психолог вы также можете собирать вместе учителей и родителей, чтобы сосредоточиться на чтении. Школьные психологи могут послужить отправной точкой для развития критически важных отношений сотрудничества для повышения успеваемости учащихся. Вы можете обсудить, как родители и учителя могут работать вместе, чтобы помочь учащимся в развитии навыков чтения. Когда вы развеете тайну того, как дети учатся читать, родители с большей вероятностью станут добровольными партнерами, помогая детям с домашними заданиями и работая волонтерами в классе.

Проведение семинаров без отрыва от работы для администраторов

Также сосредоточьтесь на развитии отношений сотрудничества со школьными администраторами для решения проблемы грамотности. Договоритесь с суперинтендантом о проведении презентации для всех районных администраторов, чтобы убедиться, что они осведомлены о последних исследованиях и ресурсах, доступных для чтения. Посещайте собрания администраторов школьного округа и помогайте в принятии решений, касающихся всех учащихся вашего школьного округа. Использование инструментов оценки скрининга и мониторинга прогресса вызывает особое замешательство у многих школьных администраторов. Они могут оценить вклад знающего школьного психолога.

Проведение семинаров без отрыва от работы для логопедов и логопедов

Речевые и лингвистические патологи уже обладают значительными знаниями о важности развития речи и фонологической обработки. Это природный ресурс, который мы часто упускаем из виду. Развивайте отношения сотрудничества с этими профессионалами, что принесет пользу многим студентам. Речевые и языковые патологи особенно заинтересованы в инструментах оценки, основанных на исследованиях, которые используются для определения потребностей в раннем вмешательстве.

Содействовать совместной деятельности с ассоциациями родителей и учителей

Школьные психологи, хорошо разбирающиеся в чтении, могут проводить семинары для родителей. Родители должны знать, что ожидается от их детей и какие меры используются для определения того, соответствуют ли их дети этим ожиданиям. Обеспечьте возможность для обсуждения и раздайте родителям печатные материалы, чтобы им было на что ссылаться дома.

Понимание дизайна и проведения исследований

Вы также можете поддерживать оценку на основе данных и мониторинг прогресса. Поскольку школьные психологи обучены исследовательским методам, логично, что вы направите усилия на отслеживание реализации и эффективности вмешательств, основанных на исследованиях.

Проконсультируйтесь с учителями

Текущие исследования показывают, что улучшение успеваемости является результатом эффективного управления классом, позитивного взаимодействия между учителем и учеником и увеличения академического времени в классе. Школьные психологи могут помочь учителям в разработке планов вмешательства, которые приведут к успеху учащихся. Вы можете продемонстрировать связь между данными об оценке, которые должны собирать учителя, выбором подходящих вмешательств и оценкой эффективности вмешательств.

Что делать родителям, если рекомендуется удержание?

Каждый год многие учителя сталкиваются с проблемой, куда и как поместить детей, которые не вписываются в остальной класс. Во многих школьных округах сохранение или повторное обучение ребенка в классе является вариантом, который часто рассматривается для детей, которые кажутся отстающими. Подсчитано, что каждый год 2,4 миллиона учащихся остаются в классе по разным причинам (Сетенчич, 1994, стр. 4).

Характеристики детей, которые могут быть оставлены

Ребенок может быть оставлен, если у него плохие академические навыки, он маленького роста или самый младший в классе, часто переезжал или отсутствовал, плохо прошел предварительный отбор оценки или имеет ограниченные знания английского языка. Кроме того, удерживаемый ребенок, скорее всего, будет мужчиной и будет иметь статус меньшинства, высокий уровень активности, низкий социально-экономический статус и родителей, которые не хотят или не могут заступиться за ребенка. Удержание также чаще используется в начальных классах (Сакович, 19 лет).96, стр. 17-18). В некоторых случаях учитель может чувствовать, что ребенок способен продвигаться вперед, но родитель может предпочесть, чтобы ребенка оставили. Поскольку в большинстве школ действуют расплывчатые правила удержания учащихся, решение обычно принимает классный руководитель (Сакович, 1996, стр. 7).

Последствия удержания

Узнайте о своих возможностях сегодня

Исследования Института Гезелла показывают, что дети получают пользу от тщательной оценки развития и размещения в младших классах (Keirns, 19 лет).91). Некоторые учителя и родители считают, что надлежащее зачисление включает в себя удержание и что некоторые дети выиграют от зрелости, полученной в результате дополнительного года в том же классе. Однако кумулятивное исследование эффектов удержания показывает, что негативные эффекты обычно перевешивают позитивные эффекты. Национальная ассоциация школьных психологов (NASP, n. d.) отмечает среди негативных последствий следующие:

  • Большинство детей не «догоняют», когда их сдерживают.
  • Хотя некоторые оставшиеся учащиеся поначалу учатся лучше, эти дети часто снова отстают в более поздних классах.
  • Учащиеся, которых сдерживают, обычно попадают в неприятности, не любят школу и плохо относятся к себе чаще, чем дети, которые переходят в следующий класс.

В дополнение к выводам, сделанным NASP в результате исследования, ослабленная самооценка, которая обычно сопровождает задержание, играет роль в том, насколько хорошо ребенок сможет справиться в будущем. Исследования показали, что дети воспринимают мысль о том, чтобы не получить аттестат, почти такой же стресс, как смерть родителя или слепота (Севенер, 19 лет).90, с. 2). «Еще более ошеломляющим является тот факт, что двойное отставание делает уход из школы практически неизбежным» (Сетенчич, 1994, стр. 7).

Почему школы удерживают детей?

Принимая во внимание большое количество исследований удержания, постоянное использование удержания является одним из самых ярких примеров плохой связи между исследованиями и практикой (Сакович, 1996, стр. 16).

Профессора Смит и Шепард из Университета Колорадо обнаружили, что преподаватели часто преувеличивают предполагаемые преимущества удержания учащихся. Они считали, что удержание в младших классах предотвращает проблемы или клеймо неудачи в дальнейшем. Но учителям не хватало реальной обратной связи о том, насколько хорошо ученики учатся в школе (Смит и Шепард, 19 лет).87, с. 130). Кроме того, практика удержания создает видимость того, что школа несет ответственность за проблему и соблюдение стандартов, но может игнорировать основную причину неудачи ученика (Сакович, 1996, стр. 16).

Существуют также некоторые философские разногласия между профессиональными педагогами. Некоторые учителя считают, что дети взрослеют и готовятся к школе вместе с физиологическим развитием, в то время как другие учителя считают, что любой ребенок совершеннолетнего возраста поддается обучению, если программа адаптирована к индивидуальным потребностям этого ребенка. В одном исследовании учителя, которые склонялись к физиологической готовности, также склонялись к запоминанию, в то время как другие учителя с большей вероятностью меняли свои методы обучения, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка (Cooke & Stammer, 19). 85).

Варианты, отличные от удержания

Еще одна трудность для учителя или родителя, когда он или она оценивает возможности для ребенка, — это основная дилемма выбора из вариантов, доступных в их школе или сообществе. Для родителей и учителей важно знать о некоторых альтернативах удержанию детей. К ним относятся:

  • Разновозрастные классы . В этой среде учащиеся учатся в своем собственном темпе и переходят к следующему этапу, когда они овладевают необходимыми навыками без ограничения маркировки на уровне класса.
  • Индивидуальное обучение . Этот метод адаптирован к индивидуальному стилю обучения учащегося.
  • T ремонт . Благодаря индивидуальному вниманию студенты получают помощь в сложных академических областях в течение всего года.
  • H Некоторые программы помощи . Эти программы предоставляют родителям структурированную конкретную информацию о том, как помочь своему ребенку в учебе с домашним заданием, правильными привычками в учебе или правильными привычками в работе.
  • Меньший размер класса . Небольшой размер класса, особенно в начальных классах, улучшает условия обучения для всех учащихся.
  • Поиск альтернативных образовательных учреждений . Это могут быть летние школы или внешкольные программы, представляющие собой учебные лаборатории с множеством возможностей для проектов и практическим подходом к обучению.
  • Консультации . В отношениях типа советник / советчик ученик «в группе риска» может быть выявлен раньше и ему будет оказываться постоянная поддержка на протяжении всей его или ее школьной карьеры.
  • Отсрочка проверки достижений, которая может привести к удержанию . Проверка успеваемости может быть полезна для выявления слабых мест в школьной программе и, возможно, областей, где ребенку нужна дополнительная поддержка; тем не менее, его не следует вырывать из контекста другой информации и становиться решающим фактором для определения места ребенка в классе.

Как родители могут реагировать

Когда родители сталкиваются с удержанием в качестве варианта для своего ребенка, они могут:

  • Постарайтесь понять, почему учитель предлагает сохранить. Родители могут попросить сравнить работы своего ребенка с работами других детей того же возраста. Если учителя беспокоит зрелость ребенка или его поведение, родители могут попросить привести конкретные примеры поведения, вызывающие беспокойство.
  • Держите учителя в курсе того, что родители знают ребенка. Если ребенок находится в пределах нормальных показателей раннего развития, родители могут сообщить об этом учителю. Как поведение ребенка в школе соотносится с его поведением дома? Есть ли сходства или большие различия?
  • Будьте в курсе стрессов, которые могут повлиять на ребенка, и информируйте об этом учителя. Например, если в семье родился новый ребенок или она недавно переехала, эти жизненные изменения могут ненадолго повлиять на поведение ребенка.
  • Дома спросите ребенка о домашнем задании и предоставьте ему или ей тихое место для занятий.
  • Будьте уверены, что ребенок ест питательную пищу, достаточно спит и остается здоровым.
  • Запросить помощь у другого вспомогательного персонала в школе. Школьный психолог, школьный консультант или сотрудники специального образования могут оценить ребенка и предложить альтернативное вмешательство.

Тем не менее, если родители и учителя считают, что удержание является лучшим вариантом, Национальная ассоциация школьных психологов (1988) отмечает, что удержание не так вредно, если учащийся:

  • не имеет серьезных нарушений в прошлом году к удержанию;
  • имеет положительную самооценку и хорошие социальные навыки;
  • показывает признаки трудностей в школе из-за отсутствия возможности для обучения, а не из-за отсутствия способностей; или
  • не имеет серьезных социальных, эмоциональных или поведенческих нарушений.

Если ребенок остается на второй год, родители должны работать со школьным персоналом, чтобы убедиться, что опыт их ребенка в течение оставшегося года значительно отличается от предыдущего года, и что ребенок оценивается и помещается на соответствующий уровень развития. Некоторые варианты могут включать класс с более низким соотношением учителей и учеников, другую учебную программу или другой подход к обучению. Также может быть полезно перевести ребенка в другую школу. Если выбрано сохранение, то дополнительный год не должен быть просто повторением предыдущего года, но должен быть индивидуализирован таким образом, чтобы способствовать будущему успеху ребенка.

Заключение

Раннее вмешательство или выявление конкретных трудностей может помочь ребенку приобрести определенные навыки, которые могут ему или ей понадобиться для достижения успеха в школьной карьере. Сохранение должно использоваться редко, а новые подходы к разработке учебных программ, реструктуризации школ и обучению учащихся должны стать центром академического совершенствования (Meisels & Liaw, 1993).

Для получения дополнительной информации

  • Кук, Гэри и Стэммер, Джон. (1985). Сохранение оценок и продвижение в социальных сетях. Детское образование, 61 (4), 302-308. ЭДЖ 315 804
  • Кейрнс, Ян (ред.). (1991). Собраны исследовательские ссылки. Часть 1: Философия развития Гезелля, оценка Гезелля и дошкольное образование. Нью-Хейвен, Коннектикут: Институт человеческого развития Гезелла.
  • Мейзелс, Сэмюэл Дж. и Ляу, Фонг-Руи. (1993). Неуспеваемость в классе: догоняют ли оставшиеся ученики? Журнал образовательных исследований, 87 (2), 69-77. ЭДЖ 476 840
  • Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). (н.д.). Должен ли мой ребенок остаться на второй год? Бетесда, Мэриленд: НАСП.
  • Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). (1988). Заявление о положении. Бетесда, Мэриленд: НАСП.
  • Сакович, Анита Б. (1996, апрель). Влияние запоминания в первом классе на медленно читающего. MA Project, Кин Колледж Нью-Джерси. ЭД 393 081
  • Шайлер, Нэнси Б. (1985, апрель). Помогает ли удержание? Перспективы через три года. Документ представлен на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования, Чикаго, Иллинойс.