Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе: Рекомендации учителям по адаптации первоклассников

Содержание

Практические рекомендации для учителей начальных классов — готовая ВКР


Подборка по базе: Дифференциальная диагностика Лимфоаденопатий у детей в условиях , Организационное поведение в условиях экономического спада-2.docx, Педагогические условия формирования учебной мотивации обучающихс, закаливание в домашних условиях.docx, для адаптации.docx, изучение успешности адаптации 1 классов.docx, Организация начала урока математики в условиях реализации федера, Программа по адаптации первоклассников Бахмут Л.А..docx, Практическое задание 2, Модуль 2. Условия реализации основной об, Психолого педагогические основы.doc

1   2   3   4


2.3 Практические рекомендации для учителей начальных классов
Каждый знает, что в любом ребёнке кроются возможности к совершенствованию, возможности приложения хотя бы самых минимальных внутренних сил к полезной работе для себя и для общества.

Выявить и помогать расти эти возможностям детей до высшего предела, спокойно и равномерно развивать эти способности, выявлять положительные качества, не давая им заглохнуть и строя на них свою работу, — высокая и трудная задача учителя в процессе адаптации ребёнка к обучению. Тот, кому удастся выполнить её, хотя бы и не в полной мере, заслуживает глубокого уважения со стороны общества.

Изучив проблему, мы составили ряд практических рекомендаций для учителей начальных классов.

1.Обстановка школьного класса.

Обстановку нужно организовать так, чтобы зарождающаяся внутренняя организованность в ребёнке не разбивалась о внешнюю неорганизованность среды.

Первое условие такой организованности – это порядок. Порядок во всём: в расстановке мебели и других школьных вещей, содержание их в чистоте, порядок в месте для хранения материала, с которым работают дети, на рабочем месте каждого ребёнка, на столе учителя, в её движениях и в движениях детей.

Столы и стулья должны быть лёгкими, чтобы дети сами могли их расставлять, как понадобиться; расстояние между ними должно быть таково, чтобы давало возможность свободного передвижения детей и учителя (конечно, если величина класса это позволяет). Доска – чисто вымытая. Работа на ней ведется аккуратно, в строго соответствующем порядке. Картины, портреты и другая наглядность размещены должны быть в специально отведенных местах. К ним должен прилагаться каталог. Определенное место должно быть отведено и для карандашей, линеек, бумаги и прочего. В такой обстановке ребёнку легко ориентироваться: он знает где что взять и куда положить, он двигается свободно, не задевая вещей и товарищей.

Особенное внимание нужно обратить на рабочее место ребёнка. На нём во время занятий не должно быть ничего лишнего: только тетради, хорошо очинённые карандаши простой и цветные, ручка. Часто материал (какие-нибудь карточки) требует довольно много свободного места, чтобы разложить его. Лишние вещи всегда мешают работе, затрудняя движения и отвлекая внимание.

Детей с самого начала необходимо приучать вставать с места, а также садиться так, чтобы не толкнуть товарища и не производить шума, двигаться по классу стройно и неслышно, уметь обходить препятствия. Для этого учитель может нарочно устраивать такие препятствия для детских движений. Например, расставить горшки с цветами на полу, и дети должны будут ходить так, чтобы не задевать ни одного листочка на них. Надо объяснять детям, как носить вещи, чтобы не ронять их, ставить на определённые места без шума, не таскать стулья, а носить их, приподнимая.

Нужно учить детей правильно сидеть, стоять, вежливо подавать вещи учителю и одноклассникам, правильно здороваться, открывать и закрывать двери при выходе из класса и входе в него. Со всем этим дети должны познакомиться в первые недели пребывания в школе через разыгрывание ситуаций, упражнения, игры.

В классной комнате необходимо организовать выставки творческих работ учащихся, информационные уголки, в которых помимо расписания и текущей информации будут размещены образцы лучших работ, задания для исследований, конверт вопросов. Желательно в кабинете иметь цветы, за которыми будут ухаживать дети, аквариум, дающий возможность наблюдать за рыбками, ростом растений, средой обитания. Если в аудитории есть раковина, то обязательно наличие чистого полотенца (можно разовые), туалетной бумаги, мыла.

2. Педагог.

Учитель строго следит за установленным порядком во всей классной обстановке – за материалом, внешним видом и поведением детей, а также за собственным внешним видом и поведением. Аккуратный костюм, спокойные движения, тихий, но ясный и отчётливый голос – всё это чарует и притягивает к нему детей. Учитель должен соблюдать меру в своих словах. Не говорить ничего лишнего, дать каждому ребёнку указания, если он в них нуждается, твердо и ясно, избегать грубых слов, даже с виду как будто невинных. Например: «ты уже наляпал?», «ты оглох или поглупел?». Дети очень быстро схватывают такого рода слова и впоследствии это может привести к отчуждению ребёнка в коллективе.

Учитель внимателен, терпелив и снисходителен: он не ворчит на ребёнка, показывающего ему свою работу, недостаточно хорошо выполненную. Он говорит, считаясь с его возможностями: «Вы можете сделать лучше, постарайтесь» или: «Это хорошо, но вы можете сделать гораздо лучше». Следует заметить, что общаясь с детьми, надо стремиться к утвердительным интонациям, а не отрицательным: «Вы можете это сделать», «Вы научитесь», «Вы делаете это хорошо». Не следует говорить: «Не кричите», « Не вертитесь». Тем более, тыкать ребёнку. Лучше сказать: «Говорите тише», «Сидите спокойно». Педагог не должен относиться равнодушно ко всем действиям ребёнка: он обязан видеть ясно его недостатки, которые в сущности являются проявлением внутренних нужд ребёнка, и бороться с ними. Помнить о том, что когда он отыщет внутренние причины, то сможет бороться с внешними проявлениями. Важно только соблюсти чувство меры. Строго, но без окрика, категорически прерывать грубые поступки и недозволенные действия со стороны ребёнка. Слова при этом должны быть кратки и значительны. Сказать их надо только раз. Многословные укоры и убеждения теряют для ребёнка силу и значение, он начинает равнодушно относиться к неудовольствию учителя и его замечаниям.

Учитель играет важную роль на этапе вхождения ребёнка в новый для него коллектив, в формировании отношений между детьми. Именно он должен создать ситуацию для знакомства детей друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать благополучную атмосферу для работы, сотрудничества, взаимопонимания. Каждый ученик должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение, так как малышу хочется завоевать доверие и авторитет ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отношение учителя к ребёнку индикатор отношений к нему и одноклассников. От негативного отношения учителя малыш страдает вдвойне: учитель относится «плохо», и так же относятся дети. В этот период складываются взаимоотношения в системе учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе. К концу первого месяца занятий можно предложить детям методику «зона благополучия», автор Рене Жиль, в которой ребёнок на листах, специально приготовленных, при помощи карандаша найдёт себя среди детей и среди детей и учителя, тем самым определит зону благополучия.

Ключи: 1 лист.

1 зона – ребёнок находится в наиболее эмоционально-комфортных условиях. Он уверен в себе и в своих силах. С педагогом установились тёплые взаимоотношения.

2 зона – наблюдается взаимопонимание с педагогом, но некоторая эмоциональная отдаленность существует.

3 зона – Виден психологический дискомфорт ученика, прослеживается эмоциональная напряжённость. У ребёнка возникают трудности в общении с учителем.

4 зона – ярко выражен негативизм и самоизоляция.

2 лист.

1 зона – ярко выражена потребность в общении с детьми.

2 зона — предпочтение избирательных контактов и отношений.

3 зона – есть потребность в общении, но нет уверенности в себе. (застенчивые дети)

4 зона – самоизоляция, не принятие ребёнка коллективом сверстников.

Необходимо, чтобы педагог представлял собой творческую личность. Работал в демократическом стиле педагогической деятельности. Использовал для работы различные технологии, способствующие личностному образованию, позволяющие вести проблемно-диалогическую деятельность, проектную и исследовательскую деятельности среди учащихся. Структура уроков должна быть гибкой. В практике рекомендуется использовать уроки тишины. По мнению некоторых педагогов, использующих такие уроки, они в высшей степени полезны.

Чтобы призвать детей к порядку или привлечь их внимание к выполнению того или иного требования, учителю стоит только повесить табличку с красиво и крупно написанным словом «тишина». Дети в минуту, а иногда и в несколько секунд замирают на местах в неподвижных позах с глазами, устремленными на учителя в ожидании «приказа». Упражнение коротко от двух до пяти минут, его можно варьировать по усмотрению учителя: они являют собой не только физический отдых нервной системы, но и самый лучший стимул, самую лучшую гимнастику задерживающих волевых центров. Уроки тишины, между прочим, являются одним из прекрасных средств воспитания внимания. Учитель предлагает спокойно сидящим детям обратить внимание на различные звуки, которые они не слышат в обычной обстановке: чьи-то шаги в коридоре, тиканье часов, звуки улицы. Часто на лицах детей появляется удивление, а на вопрос учителя: «Что они слышали?» дети отвечают, что они думали о чём-то своём.

В течение первых недель необходимо учителю собрать информацию о семьях, в которых проживают дети, об особенностях воспитания, здоровья учащихся, их интересах. Узнать сколько детей посещали дошкольные учреждения.

Далее необходимо наладить работу со школьным психологом, с целью выявления степени готовности детей к обучению в школе. (при помощи ряда методик), социальным педагогом (составление плана действий по работе с детьми из неблагополучных семей, детей, находящихся под опекой, многодетных и т.д., школьным медиком (определение группы здоровья малышей, наличие инвалидов), родителями учащихся (организация помощи , составление и реализация плана действий).

Чтобы более рационально использовать первые две недели обучения можно воспользоваться опытом педагогов, описанным в следующих пособиях:

«Введение в школьную жизнь» Г. А. Цукерман,

«Предшкольная пора» Е. Н. Виноградова,

«Преемственность» С. Ю. Федосеева,

«Первые дни в школе» С. И. Гин.
2. 4 Анализ результатов проведенной работы

Педагогам была рекомендована беседа с родителями о необходимости витаминизации детей в весенний период, о соблюдении режима дня, выяснения причин усталости и утомляемости детей.

После проведенной работы нами был проведен контрольный эксперимент.

Рассмотрен был и уровень готовности детей к дальнейшему обучению в школе.

Результаты 1»А» класса:

— уровень школьной зрелости:

14 человек (58%) – высокий уровень готовности;

10 человек (42%) – средний уровень;

— уровень внимания:

15 человек (63%) – высокий;

8 человека (33%) – средний;

1 человек (4%) – низкий.

— уровень интеллектуального развития:

18 человек (76%) – высокий;

6 человека (24%) – средний;

— уровень тревожности:

24 человек (100%) – норма;

— уровень коммуникативной активности:

16 человек (67%) – высокий;

8 человек (33%) – средний.

Результаты 1»Б» класса:

— уровень школьной зрелости:

6 человек (32%) – высокий уровень готовности;

12 человек (62%) – средний уровень;

1 человек (6%) — низкий уровень.

— уровень внимания:

1 человека (6%) – высокий;

10 человека (53%) – средний;

8 человек (42%) – низкий.

— уровень интеллектуального развития:

6 человек (32%) – высокий;

10 человека (53%) – средний;

3 человека (15%) – низкий.

— уровень тревожности:

17 человек (88%) – норма;

1 человек (6%) — ниже нормы.

1 человек (6%) – высокая тревожность.

— уровень коммуникативной активности:

10 человек (53%) – высокий;

7 человек (37%) – средний;

2 человека (10%) – низкий.

Рисунок 6. Результаты итоговой диагностики учащихся экспериментальных классов

Сравнивая полученные результаты с началом года, мы видим, что результаты процесса адаптации различны, так как уровень готовности к дальнейшему обучению в 1»А» классе вырос (высокий и средний), а в 1»Б» классе дети прошли адаптацию, но наблюдается некоторый спад в готовности к дальнейшему обучению. (рис.7, 8)

Рисунок 7. Результаты сравнения уровня адаптации учащихся 1»А» класса

Рисунок 8. Результаты сравнения уровня адаптации учащихся 1»Б» класса

Данные контрольного эксперимента указывают на эффективность проведенного исследования, а также подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Заключение

Итак, каждый ребёнок представляет собой определённую индивидуальность, с ней учитель должен считаться. У каждого есть свои способности и склонности, которые, у одних, проявляются очень рано, у других позже и, наконец, у третьих, под влиянием неблагоприятных условий воспитания и обучения, могут и совсем не проявиться. Каждый находиться в окружении своих, отличных для других, условий жизни, как материальных, так и моральных. Но несмотря на различия в характерах и особенностях отдельных детей, всех их связывают одни общечеловеческие черты: стремление к познанию мира, интерес к тому или иному роду деятельности. Поэтому состояние ребёнка в период начала обучения – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Следовательно, готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Согласно выявлению уровня готовности к обучению, с учётом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающая развитие младших школьников в оптимальном режиме.

Проанализировав состояние данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях, изучив процесс адаптации первоклассников к обучению в школе, сравнив показатели констатирующего и контрольного этапов работы, мы пришли к выводу, что такими мерами адаптации первоклассников к обучению в школе будут:

— учёт при работе уровня школьной зрелости ребёнка;

— подготовленная педагогом среда для деятельности учащихся;

— благоприятная эмоциональная атмосфера;

— демократический стиль деятельности учителя.

Улучшение показателей у педагогов, принявших во внимание данные меры по адаптации первоклассников к обучению, даёт нам основание считать гипотезу подтвердившейся. Следовательно, результаты работы могут быть использованы для повышения профессиональной грамотности педагогов, их деятельности и консультативной работы с родителями.

Сегодня мы живём во времена перемен. Реформы в образовании дают возможность выбора каждому учителю программы, учебно-методического комплекта, форм и методов работы, возможность проявить своё творческое начало, а значит пробуждать своими действиями в ребёнке активность и стремление исследовать окружающий мир, тем самым делая процесс воспитания и обучения привлекательным и захватывающим, при этом ребёнок реализует свои человеческие потребности, расширяя тем самым (по Л. С. Выготскому) зону своего актуального развития (то, с чем справляется самостоятельно), зону ближайшего развития (область доступного ребёнку в сотрудничестве со взрослыми), следовательно, увеличивая динамику интеллектуального развития и успешности в обучении.

От того насколько прочно будет заложено основание в период адаптации ребёнка к обучению в школе, зависит весь дальнейший период обучения. Если ребёнок будет испытывать ситуацию успеха, т.е. сможет быть в достаточной мере самостоятельным, уважать себя и других, быть креативным, способным добывать знания с радостью и желанием, тогда мы получим на выходе компетентную личность, таким образом, выполним сегодняшний заказ государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази, А. Психологическое тестирование: кн.2 / Под ред. Гуревич К. М., Лубовского В. И. – М., 1982.

2. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. – М.,1983.

3. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов-на-Дону, 1999.

4. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / Т.В. Азарова, М. Р. Битянова. – М., 1998.

5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. – Т.2. – М., 1979.

6. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М., 1994.

7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.

8. Венгер, А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Н. К. Цукерман. – Томск, 1993.

9. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. 1994.

10.Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М. 1991. (О педагогическом анализе педагогического процесса: 430 — 449).

11. Гальперин, П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.// Вопросы психологии. – 1963. № 5.

12. Готовность к школе / Под ред. Дубровинкой И. В./ — М., 1995.

13. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1998. (Младший школьник: 24 – 31)

14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. – М. 1986.

15.Диагностическая и координационная работа школьного психолога. /Под. Ред. Дубровинкой, И. В./ — М., 1987.

16. Занков, Л. В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

17. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1993.

18. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет).- М., 1998.

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. – М. 1983 – Т.1 (К теории развития психики ребёнка: 281 -302).

20. Лисина, Н. И., Копчеля, Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенёв., 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 — 43).

21. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. –М., 1993.

22. Мухина, В. С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.,1986.

23.Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М., 1988.

24. Немов, Р. С. Психология. – М., 1994.

25. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

26. Особенности психического развития детей 6 – 7летнего возраста / Под. Ред. Эльконина Д. Б., Венгера Л. А. – М., 1988.

27. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии: в 2-х т. М., 1989. – Т.1 (Развитие мышления ребёнка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482).

28. Субботский, Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1978.

29. Давыдов, В. В, Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и школьной ступеней. // Вопросы психологии. 1997. № 1. с.3 -19.

30. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993 – с.192.

31. Маркова, А. К., Матис Г. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. :Просвещение, 1990. – с. 224.

32. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – с.496.

33. Якиманская, И. С. Психология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – с.176.

34. Марусева, И. В., Коваленко М. И. Педагогика. Санкт-Петербург, 2006.

35. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат -3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия» 2008. – с.272.

1   2   3   4

Рекомендации педагогам. ГУО «Средняя школа №11 г.Бобруйска»

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.

Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.   Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

Рекомендации:

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:

• обеспечить своевременную смену видов деятельности;

• не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

• отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

4. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

5. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

6. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.

7. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

9. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

10. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

11. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

12. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

13. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

Помните, первоклассник — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

Рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам
по адаптации учащихся 5-х классов.

Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую очередь, от классного руководителя. Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации к средней школе могут пригодиться каждому учителю.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

8. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.

9. Попытаться найти индивидуальный подход к каждому ученику и его родителям.

Рекомендации учителям–предметникам

1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы.

2. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

3. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.

4. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

5. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

6. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

7. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

8. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

9. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

10. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

11. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

12. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

13. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

14. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

15. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

16. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. (врабатывание-оптимальная-пик-спад)

19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Общие рекомендации

* Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.

* Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

* Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

* Будьте с детьми вежливыми.

* Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

* Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

* Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаете ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

* Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

* Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

Помните, что с переходом на среднюю ступень обучения у детей начинается кризис 13 лет (с 12 до 14 дет). Необходимо это учитывать при воспитании и обучении.

Особенности кризиса:

* Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

* Переход от конкретного к абстрактному мышлению;

* Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству).

Памятка «О психологическом климате на уроке»

• Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.

•  Отношение учащихся к учителю — это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.

•  Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.

•  Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

• Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

• Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

• Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.

• Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки).

• Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.

• «Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков» В.С. Сухомлинский.

• Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

• Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.

• Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

•  Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

• Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.

• Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

• Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

• Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.

• Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

• Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.

• Удерживайтесь от излишних замечаний.

• Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.

• Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

• Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель — это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Карта сайта

Карта сайта

Цвет:C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Документы
      • Локальные акты
      • Правоустанавливающие
      • Результаты проверок
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • ФГОС 2021
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Противодействие коррупции
    • Платные образовательные услуги
    • Правила поступления
    • Результаты самообследования
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Охрана здоровья, безопасность
    • Историческая справка
    • Сотрудничество с вузами
    • Персональные данные
    • Независимая оценка качества
    • Организация питания
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Образовательная деятельность
    • ГИА
      • ЕГЭ
      • ОГЭ
    • Результативность обучения
    • Дистанционное обучение
  • Дополнительные сведения
    • Воспитательная работа
      • Патриотическое воспитание
      • Профилактика правонарушений
      • Противодействие терроризму и экстремизму
      • Профилактика дорожного движения
      • Детские общественные организации
      • Юнармия
      • Важные мероприятия
      • Информационная безопасность
    • Внеурочная деятельность
      • Доп. Курсы/ Кружки/ Факультативы
      • Спортивные секции
      • «Разговор о важном»
    • Школьная газета
    • Олимпиадное движение
    • Методическая работа
    • Страница психолога
    • ПМПК
    • Школьный спортивный клуб
    • Школьный театр
  • Галерея
    • Наши достижения
    • Фотогалерея
  • Ежедневное меню
  • Контакты