Роль это в психологии определение: Роль — Психологос

2. Понятие роли, основные компоненты и характеристики

Роль (в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.

). Выделяют также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают роли институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие «статус» еще в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном, который рассчитывал, опираясь на них, построить модель поведения людей в различных ситуациях. Традиционно различают роли социальные, детерминированные положением индивида в обществе в целом и потому являющиеся социальной функцией объективных социальных отношений (эта категория ролевой принадлежности и соответствующей ролевой активности находится в поле зрения, прежде всего, социологии, демографии и т.
 д.), и межличностные, или групповые роли, обусловленные положением личности в системе межличностных отношений конкретного сообщества (лидер, ведомый, изолянт, среднестатусный и т. д.). Помимо этого, как правило, различают институализированные (либо официальные, формальные, либо «договорные», конвенциональные) роли, а также роли «спонтанные», возникающие в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения. Если роль в определенном смысле «безлична», а ролевые предписания неизменны вне зависимости от конкретного носителя роли, то индивидуальным способом ее реализации является ролевое поведение. Именно это понятие характеризует личностные особенности конкретного носителя роли. Ролевое поведение учитывает уникальные индивидуально-психологические характеристики личности и неповторимые конкретные условия реализации ею социальной роли, в которых эта личность функционирует. Сколько исполнителей роли, столько и вариантов ее исполнения.

В зависимости от решаемых задач и методологической базы того или иного направления, либо школы, встречаются самые разнообразные определения понятий «роль» и типологии ролей. В собственно социально-психологических исследованиях, роль чаще всего связывают с установками личности и процессом их изменений. Экспериментально зафиксировано, что роли и установки находятся в соотношении взаимозависимости. С одной стороны, личностные установки обусловливают как процесс ролевого самоопределения (например, индивид может осознанно отказаться от должности, связанной с контролем за другими людьми, поскольку данная ролевая функция противоречит его установкам), так и индивидуальные особенности ролевого поведения (в зависимости от установок индивид в роли руководителя может придерживаться того или иного стиля руководства).

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

роль | это… Что такое роль?

ТолкованиеПеревод

роль

(в социальной психологии) (от франц. rуle) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (см. интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной P., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.). и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации.

Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

роль

— в психологии социальной — социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (см. интеракционизм).

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.

Различаются:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных — роли профессиональные, социально-демографические и пр.;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных — лидер, отверженный и пр.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

1) роли институционализованные — официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;

2) роли стихийные — связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

роль

   РОЛЬ (с. 516) — устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные, политические, экономические, профессиональные и др.), выступая таким образом носителем различных ролей. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «роль» ввел в социальные науки американский психолог Д.Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей.

   В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности — мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли.

Так, в роли родителя человек стремится воплотить черты, связанные в общественном сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т.д. Освоение роли родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Поэтому преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.

   В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Например, в условиях авторитарного воспитания ребенок привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения.

   Исполнение человеком различных ролей может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутренней гармонии, чреватая невротическими срывами. Устранить подобное противоречие психологическими методами затруднительно, поскольку для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Роль

Социальная функция личности; способ поведения, соответствующий общепринятым нормам в з;ависимости от социального статуса и межличностных отношений, подразумевающий наличие определенных прав и обязанностеш, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учителя, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяются характером взаимоотношений (врачпациент, учительученик). а иногда распределяются по догожоренности между участвующими сторонами (лидерпоследоватешь, мужжена).


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

амплуа, дело, занятие, значение, значимость, ипостась, кинороль, круг обязанностей, место, миссия, образ, обязанности, партия, положение, предназначение, ролька, сверток, функция, цена

  • роботизация
  • роль половая

Полезное


Теория ролей в социальной психологии

«Весь мир — сцена, а все мужчины и женщины просто игроки»: этими строками из «Как вам это понравится» Уильям Шекспир лаконично выразил суть теории ролей. Короче говоря, поведение людей проистекает из ролей, которые они играют в жизни. В социальной психологии роль определяется как совокупность ожиданий, сопровождающих определенное социальное положение. Действительно, слово происходит от французского role, обозначавшего пергамент, с которого актер читал свои строки. Каждый человек обычно играет несколько ролей в своей жизни; в разных контекстах или с разными людьми конкретный человек может быть студентом, другом или сотрудником.

Каждая из этих ролей несет в себе свои ожидания относительно надлежащего поведения, речи, одежды и т.д. То, что может быть вознаграждено для человека в одной роли, будет неприемлемо для человека, занимающего другую роль (например, соревновательное поведение поощряется для спортсмена, но не для воспитателя). Роли варьируются от конкретных, поскольку они применяются только к определенной обстановке, до диффузных, поскольку они применяются в различных ситуациях. Например, гендерные роли влияют на поведение во многих различных контекстах; хотя кто-то может быть кассиром, когда он на часах, она женщина во всех условиях. Теория ролей исследует, как эти роли влияют на широкий спектр психологических результатов, включая поведение, отношения, познание и социальное взаимодействие.

История теории ролей

В рамках социальной психологии теория ролей обычно фокусируется на ролях как на причинах (а) поведения отдельных лиц или групп и (б) выводов об отдельных лицах или группах. Одно из фундаментальных положений социальной психологии состоит в том, что социальная и физическая среда оказывает глубокое влияние на мысли и поведение людей. Теория ролей утверждает, что роли, которые люди занимают, создают контексты, формирующие поведение. Например, Стэнфордский тюремный эксперимент продемонстрировал, что обычные студенты колледжа демонстрировали поразительно различное поведение в зависимости от того, были ли они назначены охранниками или заключенными в смоделированной тюремной среде. Вскоре заключенные стали вести себя кротко и покорно, в то время как тюремные охранники стали проявлять доминантное и оскорбительное поведение. В целом люди мотивированы вести себя так, чтобы соответствовать ценным социальным ролям. Награды проистекают из соответствия ценным социальным ролям, а наказания — из-за несоответствия таким ролям.

Теория ролей также исследует, как наблюдатели формируют выводы о личности и способностях других на основе их ролей. Действительно, один из первых вопросов, который задают при знакомстве, — «Чем ты занимаешься?» Классической иллюстрацией того, как роли влияют на представления о других, является исследование, в котором люди участвовали в викторине вместе с партнером. Их роли в качестве спрашивающего или участника распределялись случайным образом путем подбрасывания монеты на виду у обоих участников. Спрашивающему было поручено написать серию вопросов общего характера, основанных на том, что он или она знали, а затем спрашивающий задал эти вопросы участнику. После этой викторины участники оценили общие знания себя и своих партнеров. И участники, и наблюдатели оценили задавших вопросы как более осведомленных, чем участник. На самом деле, согласно объективным тестам, испытуемые и конкурсанты не отличались знаниями. Это исследование ясно показало, что наблюдение за кем-то в определенной роли приводит к выводу о связанных чертах, даже когда его или ее поведение требуется для конкретной роли, эта роль назначается произвольно, и назначение ролей очевидно для всех участников.

Эти суждения о чертах характера формируются отчасти потому, что наблюдатели делают вывод, что люди обладают личностными чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. Например, видя, как кто-то заботится о щенке, можно сделать вывод, что этот человек чувствителен и добр. Напротив, наблюдение за тем, как кто-то играет в баскетбол, может привести к выводу, что этот человек агрессивен и склонен к соперничеству. Наблюдатели обычно предполагают, что люди обладают личными качествами или мотивацией вести себя определенным образом, и поэтому наблюдатели недооценивают, насколько роли вызывают поведение.

Механизмы: как роли влияют на поведение?

Внешние механизмы

Один из основных способов влияния ролей на поведение — это аффордансы ролей или возможности для различных действий. Например, конкурентные роли обычно способствуют самоутверждению, но препятствуют проявлению доброты. В исследовании викторины, описанном ранее, роль спрашивающего позволяла демонстрировать знания. Эта демонстрация привела к выводу, что спрашивающий был чрезвычайно хорошо осведомлен, даже несмотря на то, что оба партнера проверяли одинаковые общие знания, и спрашивающему было разрешено выбирать вопросы, которые он или она знали.

Ожидания других, основанные на вашей роли, также сильно влияют на поведение. Во многих экспериментах задокументированы эффекты самосбывающегося пророчества, в которых убеждения человека о цели подтверждаются, потому что человек вызывает такое поведение у цели. Например, Роберт Розенталь и его коллеги продемонстрировали влияние ожиданий на других, предоставив учителям списки учеников, которые, как было установлено, могут развить особые способности в течение учебного года. По правде говоря, эти студенты изначально ничем не отличались от других студентов. Однако учителя оценивали этих детей как более любознательных, интересных и склонных к успеху, и к концу учебного года «поздние расцветающие» ученики действительно показали лучшие результаты, чем другие ученики. Исследования самосбывающегося пророчества эффективно продемонстрировали, как ожидания в отношении исполнителей разных ролей (например, что руководители будут агрессивны, а женщины эмоциональны) могут стать реальностью.

Внутренние механизмы

При повторном опыте в роли аспекты этой роли могут быть интернализованы в я-концепции — например, повторяющийся опыт соперничества с другими может привести к тому, что человек идентифицирует себя как «конкурентный». Эти интернализированные конструкции становятся важной частью идентичности и переносятся через границы различных ролей. Действительно, трансформация идентичности часто происходит, когда люди входят в роль или покидают ее. Крупные жизненные перемены, такие как поступление в колледж, начало новой работы или женитьба, представляют собой некоторые из этих сдвигов ролевой идентичности.

Когда кто-то занимает определенную роль, он или она социализируется для выполнения определенного поведения. Кроме того, больший опыт выполнения задач, связанных с ролью, способствует комфорту и опыту в конкретных областях. Таким образом, люди могут начать чувствовать большую самоэффективность в ролях, которые они ранее занимали. Более того, социализация в диффузных ролях (например, гендерных ролях) может привести к большему комфорту в деятельности, совместимой с этими ролями, в результате чего люди выбирают определенные роли, которые соответствуют их диффузной ролевой социализации. Например, тенденция социализировать девочек в большей степени, чем мальчиков, для удовлетворения потребностей других, может способствовать более широкому выбору женщинами карьеры, ориентированной на общину или заботу.

Выводы из теории ролей

Теория ролей предоставила важную основу для понимания воспринимаемых и реальных групповых различий. Точно так же, как воспринимающие не в состоянии исправить влияние ролей на поведение людей, они не в состоянии исправить влияние ролей на поведение членов группы. Ролевая точка зрения на содержание стереотипов была применена для понимания стереотипов, основанных на поле, возрасте, этнической принадлежности и культуре. Согласно социально-ролевой теории половых различий и сходства, традиционное разделение труда (при котором женщины сосредоточены на ролях заботливых, а мужчины — на ролях кормильцев) приводит к выводу, что мужчины и женщины обладают чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. . Более того, члены группы могут различаться в своем поведении из-за текущего или исторического распределения по определенным социальным ролям. Как указывалось ранее, занятость ролью может привести к ограничениям в поведении, а также к развитию навыков и способностей, связанных с этими ролями.

Ролевая теория также дает объяснение источников предубеждений против определенных групп. Теория соответствия ролей утверждает, что негативность возникает из-за несоответствия между требованиями ценимых социальных ролей и воспринимаемыми характеристиками человека или группы. Например, негатив возникает, когда стереотип группы (например, женщины добрые) не соответствует характеристикам, требуемым ролью (например, лидеры агрессивны). Таким образом, как способ понять, как поведение вытекает из окружающего контекста, теория ролей обеспечивает полезную основу для понимания поведения, мыслей и отношений самого себя и других.

Ссылки:

  1. Игли, А. Х., и Карау, С. Дж. (2002). Теория ролевого соответствия предубеждений по отношению к женщинам-лидерам. Психологический обзор, 109, 573-598.
  2. Игли, А. Х., Вуд, В., и Дикман, А. Б. (2000). Социальная ролевая теория половых различий и сходств: текущая оценка. В T. Eckes & HM Trautner (Eds.), Социальная психология развития пола (стр. 123-174). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  3. Московиц, Д. С., Сух, Э. Дж., и Десолнье, Дж. (1994). Ситуационное влияние на гендерные различия в деятельности и общении. Журнал личности и социальной психологии, 66, 753-761.
  4. Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  5. Росс, Л.Д., Амабиле, Т.М., и Стейнмец, Дж.Л. (1977). Социальные роли, социальный контроль и предубеждения в процессах социального восприятия. Журнал личности и социальной психологии, 35, 485-194.

Ролевая деформация в социологии: определение и примеры

  • Общество состоит из социальных ролей — набора отношений и поведения, ожидаемых от того, кто занимает определенное положение или выполняет социальную функцию, — и люди в обществе должны брать на себя эти роли, чтобы общество функционировало.
  • Ролевое напряжение описывает стресс, возникающий в результате различных требований и ожиданий, связанных с социальной ролью.
  • Ролевой конфликт относится к психологическому эффекту ситуации, когда ролевые ожидания вынуждают человека вести себя иначе.

Содержание

Определение

Ролевое напряжение относится к стрессу, когда по ряду причин человек не может соответствовать требованиям своих социальных ролей (Goode 1960).

Ролевое напряжение возникает, когда у кого-то есть несколько перекрывающихся, несовместимых ролей, и, таким образом, выполнение одной роли мешает его работе в другой.

Например, кто-то, кто берет на себя роли родителя, менеджера, опекуна и писателя, может испытывать ролевое напряжение, потому что эти роли вместе взятые могут занимать больше времени и ресурсов, чем у этого человека, или требовать, чтобы он находился в нескольких местах одновременно.

В результате человек не может выполнять эти роли так же хорошо, как если бы у него было меньше ролей (Creary & Gordon 2016).

Гуд (1960) был первым социологом, который ввел понятие ролевого напряжения как трудности в удовлетворении ролевых ожиданий.

По мнению Гуда, люди заключают в обществе серию сделок о том, какие роли они возьмут на себя, и хорошо или плохо будут выполнять любую роль. Ролевое напряжение является нормальным или, возможно, неизбежным следствием уравновешивания нескольких, иногда противоречивых, неоднозначных или подавляющих ролей, и задача каждого в обществе состоит в том, чтобы выяснить, как уменьшить это напряжение.

Ролевое напряжение и ролевой конфликт

Эта теория ролевого напряжения разделяет две концепции. Во-первых, это ролевая перегрузка, которую социологи недавно расширили, включив в нее ролевую неопределенность и ролевой конфликт (Gutek et al., 1988).

Ролевая перегрузка, ролевая неопределенность и ролевой конфликт относятся к состоянию, например, к роли, требующей слишком много времени и энергии (ролевая перегрузка), или к ролям с противоречивыми требованиями (ролевой конфликт).

Конфликт ролей возникает, когда статусы и роли, которые кто-то занимает, содержат одновременные, завершающие или противоречивые ожидания (Kahn et al. 1964, Edwards 2002). Например, кто-то, кто должен быть отстраненным в одной роли, может конфликтовать с другой ролью, где он должен проявлять привязанность.

С другой стороны, ролевая перегрузка происходит, когда кто-то исполняет несколько ролей одновременно и в результате испытывает трудности с выполнением требований этих ролей. Например, студент очного отделения может одновременно с трудом ухаживать за маленькими детьми.

Ролевая перегрузка также может быть результатом роли, которая превышает возможности и мотивацию человека, чтобы заполнить ее комфортно. Консультант, работающий по 14 часов в день над совершенно незнакомым ему проектом, может столкнуться с ролевой перегрузкой (Creary & Gordon, 2016).

Хотя термины ролевая перегрузка и ролевой конфликт иногда используются психологами взаимозаменяемо, это два разных понятия. В то время как ролевой конфликт возникает из-за того, что кто-то выполняет несколько ролей, которые конфликтуют друг с другом, ролевая перегрузка является результатом властных требований каждой роли.

Например, кто-то, кто должен пропустить выпускной для своего ребенка ради работы, может столкнуться с ролевым конфликтом (поскольку каждая роль требует, чтобы он был в другом месте одновременно), но не с ролевой перегрузкой (у него может быть достаточно способностей и мотивации, чтобы одновременно соответствовать требованиям). требования работы и ухода за ребенком).

Как правило, психологи измеряют ролевую перегрузку с помощью шкалы Лайкерта из 13 вопросов, которая включает такие пункты, как «Я должен делать то, на что у меня нет ни времени, ни энергии» и «У меня слишком много требований к моему времени». (Рейли 1982).

Наконец, ролевая неопределенность , в отличие от ролевого конфликта и ролевой перегрузки, относится к отсутствию четкой информации об ожиданиях от роли, о том, как реализовать эти ожидания или о последствиях исполнения роли (Mobily 1991).

Работник, у которого нет информации о том, как он может получить повышение, может иметь неоднозначную роль.

Ролевое напряжение относится к фактическому психологическому стрессу, вызванному ролью. Ролевой конфликт, ролевая неопределенность и ролевая перегрузка могут вызвать ролевое напряжение в сочетании друг с другом или по отдельности; однако у кого-то не может быть ролевого конфликта, ролевой неопределенности или ролевой перегрузки без ролевого напряжения, поскольку все это области ролевого напряжения (Mobily 19). 91).

Последствия ролевого напряжения из-за ролевого конфликта, ролевой неопределенности и ролевой перегрузки аналогичны. Все они могут привести к ухудшению физического и психического здоровья, а также к плохим семейным и профессиональным отношениям (Creary & Gordon 2016).

Вопреки предположениям Гуда, не у всех, кто играет несколько ролей, есть признаки ролевого конфликта или перегрузки (Waldron & Jacobs, 1989), а у некоторых может быть даже более высокий уровень энергии или других ресурсов, которые могут помочь им удовлетворить требования других ролей. Эта теория называется расширением ролей (Марка 19).77).

Тем не менее, ролевая нагрузка и более обширная тема ролевой теории образуют общую основу, на которой социологи изучают нормы и поведение.

Управление ролевой нагрузкой

Теория ролевой нагрузки Гуда (1960) подразумевает, что каждый должен управлять ее последствиями. Социологи, такие как Берд и Берд (1986), измерили эффективность нескольких стратегий управления ролями в контексте работы и семьи. Они имеют разную степень эффективности.

  1. Уважительная причина — утверждение о том, что другая обязанность равного или более высокого приоритета мешает человеку выполнить новую задачу или завершить ее, не воспринимается как законный ответ для сотрудников (Marks 1977), а в неформальных ситуациях.
  2. Промедление — включает в себя откладывание задачи до того, как обязательства могут быть либо выполнены, либо оставлены невыполненными, и наиболее успешен, когда необходимость выполнять две или более ролей носит временный характер (Toby 1952). Например, можно отложить принятие решения до тех пор, пока требования не будут смягчены.
  3. Разделение на части — включает ограничение ролей определенным местом или контекстом. Например, можно работать только в офисе и не проверять электронную почту дома, где новая доминирующая роль принадлежит родителю, супругу или управляющему домашним хозяйством.
  4. Барьеры против вторжения – это стратегии, предложенные Гудом (1960), чтобы предотвратить начало или продолжение ролевых отношений другими людьми. Например, назначение встреч можно делегировать секретарю. Это также может принимать форму составления определенных планов использования времени, которым никакие другие виды деятельности не могут помешать.
  5. Сократить обязанности — люди могут изменить свои стандарты работы в роли, чтобы иметь больше времени для выполнения обязанностей или выполнения задач в других ролях. Они также могут отказаться брать на себя дополнительные обязанности в роли, говоря, что у них и так слишком много обязанностей.
  6. Делегирование — здесь человек назначает задачи роли другому. Например, мать может нанять няню или старшего ребенка для ухода за своими детьми.
  7. Организация — это включает в себя ранжирование в порядке важности различных действий и выполнение наиболее важных в первую очередь (Hall 1972), и, наконец, эмпатия как стратегия снижения ролевого напряжения описывает создание социальной поддержки между людьми, разделяющими одни и те же роли и обстоятельства. . Например, группа студентов может оказать взаимную поддержку в управлении своими обязанностями по обучению.

Примеры

Ролевое напряжение может быть результатом любого количества ролей — например, родителя, супруга, учащегося или опекуна — и эти роли могут создавать, если назвать несколько областей ролевого напряжения, ролевого конфликта, ролевого подавления или роль неопределенности.

Конфликт между семьей и работой и ролевая нагрузка

Ролевой конфликт между семьей и работой называется «конфликт между работой и семьей». Как правило, социологи измеряют ролевой конфликт в двух направлениях (Creary & Gordon, 2016).

Рабочие роли могут создавать конфликты с ролями в семье (конфликт между работой и семьей), а семейные роли могут создавать конфликт с работой (конфликт между семьей и работой).

В результате социологи называют конфликт между работой и семьей двунаправленным или взаимным (Creary & Gordon 2016). Совмещение работы с уходом за детьми и управлением домашними делами может привести к серьезному конфликту между семьей и работой.

Уход за маленькими детьми требует значительного времени и умственных ресурсов, как и работа. Тем, у кого недостаточно ресурсов, может быть трудно выполнять обязанности обеих ролей, и это может иметь негативные последствия как для физического, так и для психического здоровья (Creary & Gordon 2016).

Например, работающие матери-одиночки испытывают ролевую нагрузку в большей степени, чем их замужние коллеги, поскольку им приходится брать на себя все обязанности по воспитанию детей и добыче кормильца.

Следовательно, матери-одиночки испытывают депрессию и тревогу в два раза чаще, чем их партнерши (Liang 2018).

Однако ролевая нагрузка не одинаково влияет на каждую мать-одиночку, играющую одинаковые роли.

Те, чье рабочее место более гибкое (например, за счет гибкого графика и удаленной работы), и те, у кого более «экономное» представление о материнстве (например, менее прямой контроль над жизнью своих детей), испытывают меньшее ролевое напряжение, чем те, кто со строгими рабочими местами и жесткими представлениями о материнстве (Gasse 2020).

Другие факторы могут усугубить конфликт между семьей и работой и, следовательно, ролевую нагрузку на родителей. Мигрантское происхождение, наличие детей ясельного возраста, молодой возраст матери, жестокое обращение в прошлом и отсутствие социальной поддержки — все это способствует ролевому напряжению.

Действительно, это также психосоциальные факторы риска депрессии и тревоги (Liang 2018).

Конфликт между работой и семьей и ролевая нагрузка

Конфликт между работой и семьей может возникнуть, когда требования работы делают так, что человек не может адекватно выполнять свои семейные роли. Например, многочасовая работа на работе может привести к тому, что родитель пренебрежет своими обязанностями по уходу за ребенком.

Недавние исследования показывают, что конфликт между работой и семьей и работа в семье могут быть взаимосвязаны. Например, кто-то, кто плохо контролирует свои решения, стресс на работе, сильно вовлечен в свою работу или кто должен неожиданно заботиться о члене семьи, может столкнуться с конфликтом на работе, и те же факторы могут привести к конфликту с семьей. (Крири и Гордон, 2016 г.).

Поскольку конфликт между работой и семьей и между семьей и работой может пересекаться, такие социологи, как Карлсон и Фроне (2003), использовали шкалы для оценки направленности конфликта между работой и семьей.

Это означает, что эти шкалы измеряют степень, в которой требования работы мешают семейной жизни, а требования семейной жизни мешают работе (Creary & Gordon 2016).

Конфликт между работой и семьей создает ролевое напряжение, поскольку эти конфликтующие роли приводят к негативным психологическим последствиям. Работники больниц, испытывающие поведенческие конфликты между работой и семьей, менее удовлетворены работой (Bruck et. al., 2002).

Семейная ситуация, требующая эмоционального отклика, может утомить врача, который должен быть нейтральным в предоставлении пациентам негативного прогноза.

Конфликт между работой и семьей, но не конфликт между семьей и работой, связан с более высоким уровнем невыходов на работу, особенно у тех, чей пол и отношение к другим приводят к большей ответственности в семье (Boyar 2005).

Те, кто сталкивается с высоким уровнем конфликта между работой и семьей, также сообщают о более низкой производительности труда и большем желании покинуть свою организацию (Boshoff 2002).

Конфликт между работой и семьей также может привести к снижению уровня удовлетворенности жизнью, выгоранию, болезням, связанным со стрессом, и общему ухудшению здоровья и благополучия (Creary & Gordon 2016).

Ролевая нагрузка и профессиональный уход

Те, кто ухаживает за пожилыми людьми, могут испытывать значительную ролевую нагрузку как в профессиональном, так и в семейном контексте. Эдвардс (2002) сравнил профессиональных и непрофессиональных опекунов и обнаружил, что между ними не было существенных различий между степенью ролевой перегрузки, напряжения и депрессии.

Однако в других исследованиях, таких как Scharlach (1994), утверждается, что уход и трудоустройство являются противоречивыми ролями, которые создают поведенческую ролевую нагрузку, поскольку работники должны уравновешивать профессионализм и уязвимость.

В обеих ситуациях уход за больными обычно создает напряжение с такими последствиями, как выход из роли (лицо, осуществляющее уход, уходит с работы) или сменный график для сокращения рабочего времени (Edwards 2002).

Ролевое напряжение у учащихся

Среди учащихся ролевое напряжение может возникать как из-за обязанностей и ожиданий, связанных с учебой, так и из-за конкурирующих ролей, и эти конкурирующие роли могут быть такими же далеко идущими, как отцовство, работа и семья участвовать в гонках.

Дом (1997) обнаружили, например, что студентки-медсестры, которые несут более высокую воспринимаемую ответственность в своих ролях, испытывают более высокий уровень стресса и ролевого напряжения.

Ролевое напряжение имеет больший эффект, когда эти роли находятся между образованием и семьей. И образование, и семья, говорит Хоум, являются «жадными» институтами, требующими исключительной лояльности, практически неограниченных временных обязательств и высокой гибкости, и от женщин ожидается, что они продемонстрируют, что ни одна из ролей не страдает из-за другой.

В результате семейные и образовательные роли могут привести к высокому уровню перегрузки и частым ролевым конфликтам, особенно когда учащиеся имеют небольшую социальную поддержку.

Ссылки

Aneshensel, C.S. (1986). Супружеская и трудовая ролевая нагрузка, социальная поддержка и депрессия среди взрослых женщин. Стресс, социальная поддержка и женщины (99–114).

Бошофф, А., Ван Вик, Р., Хул, К., и Оуэн, Дж. (2002). Предсказание намерения уйти с помощью биографических переменных, увлеченности работой, ролевой нагрузки и психологического климата. Динамика управления: журнал Южноафриканского института ученых-менеджеров, 11 (4), 14–28.

Бояр, С.Л., Мерц-младший, С.П., и Пирсон, А.В. (2005). Влияние конфликта между работой и семьей и конфликтом между семьей и работой на непосещаемость. Журнал бизнес-исследований, 58(7), 919-925.

Брук, К.С., Аллен, Т.Д., и Спектор, П.Е. (2002). Связь между конфликтом между работой и семьей и удовлетворенностью работой: более детальный анализ. Журнал профессионального поведения, 60 (3), 336-353.

Creary, SJ, & Gordon, JR (2016). Ролевой конфликт, ролевая перегрузка и ролевое напряжение. Энциклопедия семейных исследований, 1-6.

Ebaugh, HR, & Ebaugh, HRF (1988). Стать бывшим: Процесс выхода из роли: University of Chicago Press.

Эдвардс, А.Б., Зарит, С.Х., Стивенс, М.А.П., и Таунсенд, А. (2002). Работающие семейные опекуны пожилых людей с когнитивными нарушениями: исследование ролевого напряжения и депрессивных симптомов. Старение и психическое здоровье, 6(1), 55-61. doi: 10.1080/13607860120101149

Goode, WJ (1960). Теория ролевого напряжения. Американский социологический обзор, 483-496.

Greenhaus, JH, & Beutell, NJ (1985). Источники конфликта между работой и семейными ролями. Обзор Академии управления, 10(1), 76-88.

Гринхаус, Дж. Х., и Копельман, Р. Э. (1981). Конфликт между работой и нерабочими ролями: последствия для процесса планирования карьеры. Планирование человеческих ресурсов, 4(1), 1-10.

Холл, Д. Т. (1972). Модель преодоления ролевого конфликта: ролевое поведение женщин с высшим образованием. Ежеквартальный журнал административной науки, 471–486.

Хибблер-младший, Д.Ф. (2020). Управление на перекрестке: переговоры о расовой ролевой нагрузке чернокожих администраторов по делам студентов среднего звена в преимущественно белых учебных заведениях. Университет Южной Флориды,

Home, AM (1997). Учиться трудным путем: ролевое напряжение, стресс, ролевые требования и поддержка у студенток с несколькими ролями. Журнал социального образования, 33 (2), 335-346.

Кан, Р.Л., Вулф, Д.М., Куинн, Р.П., Снук, Дж.Д., и Розенталь, Р.А. (1964). Организационный стресс: исследования ролевого конфликта и двусмысленности.

Кит П.М. и Шафер Р.Б. (1980). Ролевое напряжение и депрессия в семьях с двумя работами. Семейные отношения, 483-488.

Лян, Л. А., Бергер, У., и Бранд, К. (2019). Психосоциальные факторы, связанные с симптомами депрессии, тревоги и стресса у матерей-одиночек с маленькими детьми: популяционное исследование. Журнал аффективных расстройств, 242, 255-264.

Маркс, С. Р. (1977). Множественные роли и ролевая нагрузка: некоторые заметки о человеческой энергии, времени и приверженности. Американское социологическое обозрение, 921-936.

Mobily, PR (1991). Исследование ролевой нагрузки для медсестер университета и ее связи с опытом социализации и личными характеристиками. Журнал сестринского образования, 30 (2), 73-80. doi:doi:10.3928/0148-4834-19910201-08

Рейли, доктор медицины (1982). Работающие жены и потребление для удобства. Журнал потребительских исследований, 8(4), 407-418.

Шарлах, А.Е. (1994). Уход и занятость: конкурирующие или взаимодополняющие роли? Геронтолог, 34(3), 378-385.

Тиагараджан, П., Чакрабарти, С., Луэг, Дж. Э., и Тейлор, Р. Д. (2007). НАПРЯЖЕНИЕ РОЛИ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ И РАБОТЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА И РОЛЕВОЙ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ. Журнал управления маркетингом, 17 (1).

Тоби, Дж. (1951). Некоторые переменные в анализе ролевого конфликта.