Роли в: «В роли» или «в роле» как пишется?

Содержание

Роли в собрании Teams

Microsoft Teams

Собрания

Собрания

Роли в собрании Teams

Microsoft Teams Еще…Меньше

Если вы организовывали собрание с несколькими участниками, вам может потребоваться назначить роли каждому участнику, чтобы определить, кто может что-то делать на собрании. 

На выбор можно выбрать две роли: в роли участника и в роли участника. На собрании участники могут делать все, что нужно, в то время как роль участника более контролируема. 

Ниже приведены конкретные возможности каждой роли.

Возможность

организатор

Ведущий

Слушатель

Проговорка и совместное видео

Участие в чате собрания

Обмен контентом

Частное просмотр файла PowerPoint другими

Управление презентацией другого PowerPoint другими

Отключить звук других участников

Запрет участникам включать свой звук

Удаление участников

Допуск людей из «вестибюля»

Изменение ролей других участников

Запуск или остановка записи

Начало или остановка транскрибации в прямом эфире

Управление помещениями для разгона

Изменение параметров собрания

Добавление и удаление приложения

Использование приложения*

Изменение параметров приложения

* — некоторые приложения могут ограничивать возможности определенных ролей.

Перед собранием

Вам потребуется разослать приглашение на собрание, прежде чем назначать роли.

После этого перейдите в календарь , дважды щелкните только что созданное собрание и выберите Параметры собрания.

В результате вы получите веб-страницу, на которой вы увидите несколько вариантов в Кто можете представить?

Кто может выступать?

Что происходит

Все

Любой человек, у которого есть доступ к ссылке на собрание, присоединится к собранию в качестве человека, который будет выступать.

 

Люди из моей организации

Вы сможете вы состоите только из людей из вашей организации. Внешние участники присоединятся в качестве участников.

Определенные пользователи

Вы можете выбрать только тех людей, которых вы выбрали в списке приглашенных. Все остальные участники присоединятся в качестве участников.

Только я

Только организатор будет вы представлять. Все остальные участники присоединятся в качестве участников.

Необходимо помнить о нескольких вещах, которые необходимо помнить.

  • Вам потребуется отправить приглашение на собрание напрямую любому, кого вы хотите выбрать в качестве человека, который будет выбирать в качестве этого человека.

  • Роль организатора собрания изменить нельзя.

Примечание: Возможность выбора отдельных функций для проведения собраний канала пока недоступна. 

Во время собрания

Существует два способа изменить роль другого человека во время собрания:

Примечание: Если собрание повторяющееся, любые изменения, внося в параметры собрания, будут применяться для всех собраний.

  • Выберите Показать участников в элементе управления собранием, чтобы увидеть список всех участников собрания.
    Наведите курсор на имя человека, роль которого вы хотите изменить, и выберите Дополнительные параметры. В этом окне выберите сделать presenter или Make anttendee.

Примечания: 

  • Если собрание является повторяющимся, назначения ролей, сделанные таким образом, будут применяться только к текущему собранию. В последующих событиях участники будут сохранять назначенную им роль на странице параметров собрания.

  • Если кто-то выйдет из собрания, а позже снова его снова соберет, ему будет назначена последняя назначенная роль.

Роли в рамках курса и организации

Роли на курсе определяют доступ к содержимому и средствам в пределах курса.

Если у вашего учреждения есть доступ к функциям Community Engagement, вы также можете создавать организации и роли в организациях. Организации похожи на курсы.

Роли в организациях можно делать доступными отдельно для определенных организаций. Затем ваше учреждение сможет работать с курсами и отношениями между зачисленными на них учащимися не так, как с организациями и соответствующими отношениями.

Каждому пользователю в курсе или организации назначается роль курса или организации. Например, пользователь с ролью помощника преподавателя на одном курсе может иметь роль учащегося на другом. Преподаватели могут использовать эти роли для передачи другим пользователям части задач по поддержке курса.

Роли на курсе назначаются пользователям при зачислении на курсы. После зачисления роли на курсе можно изменять.

Можно также изменять свойства и привилегии существующих ролей на курсе и в организации. Для создания пользовательских ролей можно копировать большинство стандартных ролей на курсах и в организациях.

Таблица описаний привилегий содержит сведения, которые помогут при планировании и создании ролей в соответствии с потребностями учреждения. В ней приведен полный список привилегий системных ролей и ролей на курсе, а также их настройки по умолчанию и описание каждой привилегии.


Сведения о стандартных ролях в рамках курса и организации

Приведенные стандартные роли на курсах и в организациях устанавливаются вместе с Blackboard Learn по умолчанию.

Стандартные роли на курсах и в организациях
РольОписание
Конструктор курсаРоль конструктора курса обладает доступом к большинству разделов панели управления курса или организации. Эта роль подходит для помощников, которые не должны иметь доступа к оценкам учащихся.

Конструкторы курса имеют доступ к недоступным для учащихся курсам. Конструкторы курса не могут удалять преподавателей из курсов.

КураторРоль куратора имеет привилегии по умолчанию, связанные с материалами курса, журналом оценок, календарем, объявлениями, обсуждениями и группами, предназначенные для помощи преподавателям в проведении курса.

Многие учреждения приглашают экспертов в различных областях при создании содержимого для больших курсов с несколькими разделами, которые проводятся несколькими преподавателями. Таким учреждениям или курсам могут потребоваться несколько человек, чтобы помочь в выполнении учебного плана. Кроме того, администраторы учреждения могут предоставлять доверенным кураторам разрешения на частичное или полное оценивание, составление учебного плана и общение, чтобы облегчить выполнение этих задач на больших курсах.

ОценщикРоль оценщика обладает ограниченным доступом к панели управления курса. Оценщики могут помогать преподавателям в создании, доставке и оценке исследований и опросов, а также управлении ими. Оценщики также могут добавлять данные в Центр оценок вручную.

Недоступные для учащихся курсы отображаются в модуле Мои курсы и в списке курсов для пользователей с ролью оценщика. Однако оценщики не могут входить в курсы, пока они доступны.

В рамках делегирования рабочего процесса оценивания преподаватели могут предоставлять оценщикам возможность сопоставлять оценки.

ГостьРоль гостя позволяет потенциальным учащимся, выпускникам и родителям просматривать данные Blackboard Learn без изменения учетных записей, курсов и содержимого. Пользователи с ролью гостя являются неавторизованными.

В случае активации администратором гостевого доступа преподаватели могут предоставлять неавторизованным пользователям доступ к некоторым элементам курсов. Гости не имеют доступа к панели управления курса или организации.

ПреподавательПреподаватели обладают полным доступом к панели управления курса. Эта роль обычно назначается лицам, которые занимаются разработкой, преподаванием или управлением в классах. Пользователи с ролью преподавателя имеют доступ к недоступным для учащихся курсам. Преподаватели указываются в описании курсов в разделе Каталог курсов.
УчащийсяРоль учащегося — это роль по умолчанию для пользователей курса. Пользователи с ролью учащегося не имеют доступа к панели управления курса.
Помощник преподавателяПользователи с ролью помощника преподавателя обладают доступом к большинству разделов панели управления курса. Помощники преподавателя имеют доступ к недоступным для учащихся курсам.

Помощники преподавателя не указываются в описании курсов в разделе Каталог курсов. Помощники преподавателя не могут удалить преподавателя из курса.

Унаследованные привилегии. Привилегии и поведения наследуются от существующей роли курса (например, помощника преподавателя), используемой для создания новой роли. Новая роль сохраняет эти привилегии даже в случае удаления всех привилегий с помощью интерфейса пользователя — например, пользовательская роль, созданная путем копирования роли преподавателя, помощника преподавателя или оценщика, будет обладать полным доступом к журналу оценок, а роль, созданная путем копирования роли преподавателя или помощника преподавателя, будет обладать привилегиями управляющего форума в новых форумах. Эти «скрытые» привилегии позволяют пользователям просматривать недоступное содержимое, а в интерфейсе пользователя появляется переключатель режима изменения. Кроме того, эти внутренние и потенциально скрытые привилегии невозможно контролировать в пользовательском интерфейсе. Они всегда остаются активными. Таблица выше описывает эти унаследованные привилегии по умолчанию, их возможное влияние на новые пользовательские роли, а также то, какие роли следует использовать в качестве основы для новых пользовательских ролей. Роль преподавателя может сделать недоступным только другого преподавателя на курсе, но не удалять их.


Предоставление привилегий для оказания помощи

Многие учреждения приглашают экспертов в различных областях при создании содержимого для больших курсов с несколькими разделами, которые проводятся несколькими преподавателями. Таким учреждениям или курсам могут потребоваться несколько человек, чтобы помочь в выполнении учебного плана.

Чтобы обеспечить согласованность содержимого в каждом разделе курса, администраторы могут предоставить дополнительные разрешения для ролей курса.

Дополнительные сведения о привилегиях куратора


Копирование роли курса

Чтобы создать новую роль курса или организации в Blackboard Learn, можно скопировать существующую роль. При этом будет создана точная копия существующей роли с теми же привилегиями. После создания копии ее привилегии можно изменить. Подробнее об изменении привилегий ролей курса.

  1. На Панели администратора в разделе Пользователи выберите пункт Роли курса/организации.
  2. Откройте меню роли.
  3. Выберите пункт Копировать.
  4. На странице Копировать роль курса/организации выберите свойства и возможности для новой роли.
  5. Нажмите кнопку Сохранить. Появится новая системная роль с теми же привилегиями, что и старая.

Изменение роли на курсе или в организации

В ролях учащегося и гостя администраторы могут изменять только название роли и описание.

  1. В окне Панель администратора в разделе Пользователи выберите пункт Роли курса/организации.
  2. Откройте меню роли и выберите пункт Изменить.
  3. На странице Изменить роль курса/организации выберите свойства и возможности для роли.
  4. Нажмите кнопку Сохранить.

Свойства и возможности роли курса и организации

При копировании или изменении роли можно выбрать пользовательские настройки. В этой таблице описаны доступные поля. [r] обозначает обязательное поле.

Изменение доступных полей роли на курсе или в организации
ПолеОписание
Свойства роли
Доступно для зачислений на курсВыберите Да, чтобы сделать эту роль доступной при зачислении на курс.
Название роли для курсов [r]Введите Название роли, которое будет отображаться в случае доступности этой роли на курсе. Выберите описательное и точное Название роли, которое можно будет легко понять при назначении роли пользователю.

Привилегии роли не изменяются даже при изменении ее названия. Например, при изменении Названия роли с Преподаватель на Администратор содержимого полномочия пользователя с этой ролью не изменяются.

Доступно для зачислений в организациюДоступно только вместе с Community Engagement. Выберите Да, чтобы сделать эту роль доступной для зачислений в организацию.
Название роли для организаций [r]Доступно только вместе с Community Engagement. Измените название роли, которое будет отображаться в случае ее доступности в организации. Привилегии роли не изменяются даже при изменении ее названия. Например, при изменении Названия роли с Ведущий на Администратор содержимого полномочия пользователя с этой ролью не изменяются.
Идентификатор роли [r]Отображение идентификатора этой роли в базе данных. Этот идентификатор используется для роли как на курсах, так и в организациях, и не доступен для изменения.
ОписаниеВведите более полное текстовое описание роли.

Это описание не отображается в списке Роли при назначении ролей пользователям. Не используйте Описание вместо точного значения параметра Название роли.

Возможности роли
Пользователи с этой ролью должны восприниматься как преподаватели.Выберите Да, чтобы предоставить этому пользователю доступ к недоступным курсам, каталогу курсов* и функции отправки запросов на зачисление по электронной почте. Выберите Нет, чтобы запретить доступ к недоступным курсам, разделу Каталог курсов и функции отправки запросов на зачисление по электронной почте.
Предоставить пользователям роль полных прав на файлы курсаВыберите Да, чтобы предоставить пользователям с этой ролью полные права на странице Файлы курса для курса, на котором пользователь обладает этой ролью. Выберите Нет, чтобы предоставить только право на Чтение по умолчанию для этих файлов.
Предоставить пользователям роль полных прав на файлы организацииДоступно только вместе с Community Engagement. Выберите Да, чтобы предоставить пользователям с этой ролью полные права на странице Файлы организации для организации, в которой пользователь обладает этой ролью. Выберите Нет, чтобы предоставить только право на Чтение по умолчанию для этих файлов.

Управление привилегиями для ролей курса и организации

Существует более 100 привилегий, доступных для разрешения или запрета в пользовательских и стандартных ролях на курсах и в организациях, за исключением ролей «Учащийся» и «Гость».

Эти привилегии позволяют предоставлять пользователям более конкретные права, которые максимально соответствуют ожидаемым от пользователей действиям в Blackboard Learn. Такая гибкость направлена на разграничение привилегий для разработки курса и привилегий для преподавания. В частности, это имеет большое значение в учреждениях с четким разделением задач в зависимости от разных типов факультетов и персонала.

Например, учреждение может создать группу пользователей, ответственных за создание шаблонов курсов. После этого курсы передаются другой группе пользователей, которые выполняют функции преподавателя на курсах. Или учреждение может создать роль управляющего, которая будет доступна только в организациях и будет обладать меньшими привилегиями, чем преподаватель курса.

  1. Откройте панель администратора. В меню Пользователи выберите Роли курса/организации.
  2. На странице Роли курса/организации откройте меню роли.
  3. Выберите пункт Привилегии. На странице Управление привилегиями указаны доступные для предоставления привилегии. Зеленый флажок означает, что привилегия предоставлена этой роли. Дополнительные сведения о привилегиях ролей курса см. в таблице с описанием привилегий.
  4. На странице Управление привилегиями установите флажки для привилегий, которые желаете предоставить этой роли на курсе или в организации. Для выбора всех отображаемых на странице привилегий установите флажок в заголовке столбца.
  5. Выберите пункт Разрешить привилегии.
  6. Установите флажки для привилегий, которые желаете исключить из этой роли на курсе или в организации.
  7. Выберите пункт Ограничить привилегии.
  8. Нажмите кнопку ОК.

Как определить роли и обязанности участников команды

Помогите сделать работу в команде более эффективной, четко обозначив обязанности каждого участника и выявив дефицит навыков и квалификации.

Перейти к инструкциям

Время на подготовку

15 минут

Время проведения

60 минут

Участники

Не более 5 человек

Роли и обязанности

Помогите сделать работу в команде более эффективной, четко обозначив обязанности каждого участника и выявив дефицит навыков и квалификации.

Перейти к инструкциям

Время на подготовку

15 минут

Время проведения

60 минут

Участники

Не более 5 человек

Роли и обязанности

Помогите сделать работу в команде более эффективной, четко обозначив обязанности каждого участника и выявив дефицит навыков и квалификации.

Время на подготовку

15 минут

Время проведения

60 минут

Участники

Не более 5 человек

Перейти к инструкциям

Роли и обязанности на практике

Семинар сценария «Роли и обязанности» в Zoom. Вся информация фиксируется в Google Документах.

Доска команды после завершения четвертого этапа очного сценария «Роли и обязанности».

Эта команда провела собрание с помощью Zoom. Протокол и итоги беседы были добавлены в Confluence.

Инструкции по проведению этого сценария

1. Подготовьтесь 15 минут

Выделите общее пространство в сети или офисе.

Если вы проводите сценарий по видеоконференции, можно создать таблицу на странице Confluence или в Google Документах.

Обозначьте следующие столбцы.

  • Позиция
  • Обязанности (по мнению других)
  • Обязанности (по моему мнению)
  • Не назначено

Независимо от того, проводите вы сценарий в очном порядке или удаленно, отправьте сообщение команде с объяснением сути мероприятия, чтобы все понимали, какую работу предстоит обсудить.

СОВЕТ. БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

В команде больше 4 человек? Если в команде 6–8 участников, отведите на сценарий 90 минут.

Если в команде 9 человек или больше, разделите сценарий на несколько семинаров длительностью 1 час.

СОВЕТ. МИССИЯ КОМАНДЫ

В начале сценария вспомните миссию команды, чтобы обрисовать зону ответственности всей команды.

2. Определите роли 5 мин

Определите роли в команде (например, руководитель команды, разработчик, дизайнер, бухгалтер) и запишите их в разделе «Роли» подготовленной вами таблицы.

Если роль исполняет сразу несколько участников команды, запишите ее только один раз. Некоторые участники команды могут исполнять несколько ролей. Например, разработчик может также быть менеджером по проекту. В таком случае добавьте в таблицу каждую роль.

3. Определите обязанности коллег 15 минут

Определите, какие главные обязанности, по вашему мнению, присущи ролям других участников. Запишите их в общий цифровой документ или на стикерах.

Если вам кажется, что обязанность нельзя однозначно отнести к одной из ролей, внесите ее в раздел для неназначенных обязанностей.

СОВЕТ. КОНЦЕНТРАЦИЯ

Семинар должен быть посвящен ролям, а не людям.

Сконцентрировавшись на роли, команда сможет определить недостающие навыки независимо от состава участников.

4. Определите свои обязанности 5 мин

Теперь попросите каждого подумать о своих главных (обычно от 3 до 5) обязанностях, связанных с его ролью.

Запишите каждую обязанность на стикере или в цифровой заметке, после чего расположите их в порядке важности.

5. Обсудите обязанности ролей 15 минут

Исполнителю каждой роли нужно озвучить свои записи из категории «По моему мнению». При этом можно объяснить, почему одни задачи в роли важнее других. Затем каждый участник собрания делится своими идеями из столбца «По мнению других». Группой можно обсудить расхождения в идеях и расстановке приоритетов.

Исполнитель роли изучает эти расхождения и затем принимает или отклоняет дополнительные обязанности. Если обязанности пересекаются, определите для них основного исполнителя, а также помощников или заместителей.

Перенесите обязанности, которые не были приняты или у которых нет исполнителя, в раздел «Не назначено» внизу таблицы.

СОВЕТ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

В некоторых организациях исполнителю роли может потребоваться подтверждение руководства, чтобы реализовать выводы из сценария и привести свою роль к окончательному виду.

ПРИМЕР. ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Эта команда выявляет и обсуждает обязанности, которые никто не берет на себя, и фиксирует мнения участников в Google Документах.

Смотреть пример

6. Рассмотрите обязанности, у которых нет исполнителей 15 минут

Просмотрите вместе с группой обязанности, для которых не назначены ответственные лица. Эти обязанности могут относиться к одной из существующих ролей. Обсудите в группе, почему эти обязанности можно или нельзя включить в ту или иную роль.

Если они не подходят ни к одной роли, возможно, вам потребуется создать новую роль или пересмотреть старую. Обязательно выберите человека, который будет отвечать за поиск исполнителя этих задач, и дату, в которую вы вернетесь к этому вопросу.

СОВЕТ. СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Обращайте внимание на обязанности, которые ни одна роль не хочет принимать на себя. Обнаружив такую обязанность, вынесите ее на групповое обсуждение.

7. Подведите итоги и определите следующие действия 5 мин

В конце сценария резюмируйте роли и обязанности, чтобы убедиться, что все в команде с ними согласны.

Обозначьте ответственных за роли, после чего задокументируйте отдельные роли, обязанности и сроки, определенные единогласно.

СОВЕТ. ОСТАНЬТЕСЬ ПРИ СВОИХ МНЕНИЯХ

Если команда не может прийти к единому мнению о некоторых ролях и обязанностях, пометьте их как вопросы, к которым вы вернетесь позже на собраниях меньшего масштаба.

Последующие действия

Поделитесь результатами

Поделитесь итоговым документом, в котором зафиксирован результат упражнения, с командой, чтобы выявить пробелы или возможности.

Передайте документ с ролями и обязанностями ключевым заинтересованным сторонам и руководителям. Обязательно предупредите об этом команду.

СОВЕТ. ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ

Предложите команде подвести итоги сценария через три или шесть месяцев либо когда у команды изменятся впечатления. Играть становится проще, когда набиваешь руку.

Варианты

Многофункциональные команды

Если вы работаете в составе многофункциональной команды, попросите исполнителя каждой роли внести несколько обязанностей перед собранием. Так у вас будет отправная точка, дающая представление о том, какого рода обязанности возложены на разные роли. Во многофункциональных командах может быть больше обязанностей без исполнителя, поэтому выделите больше времени на назначение ответственных лиц.

Несколько сотрудников с одной ролью

Если одну и ту же роль исполняют несколько сотрудников, можете предложить им обсудить свои обязанности перед семинаром сценария. Затем они смогут поделиться общей точкой зрения и обосновать свои идеи во время семинара.

Резервное копирование

У некоторых ролей возможны заместители. Например, в отсутствие менеджера по проекту ежедневные собрания проводит руководитель команды. Эту обязанность можно отнести к роли заместителя.

Остались вопросы?

Поговорите с другими пользователями сборника Atlassian Team Playbook, получите поддержку или оставьте отзыв.

Остались вопросы?

Поговорите с другими пользователями сборника Atlassian Team Playbook, получите поддержку или оставьте отзыв.

Изучите другие сценарии

От наших команд — вашим

Подпишитесь на нашу ежемесячную информационную рассылку и будьте в курсе новейших сценариев, советов и рекомендаций.

Адрес электронной почты

Thanks!

Василий Мищенко: Для роли в спектакле «Анархия» освоил ударные

Актёр Василий Мищенко давно и хорошо знаком зрителям, хотя, по его словам, в жизни его узнают нечасто. Фото: Софья Сандурская, Агентство «Москва»

Актёр Василий Мищенко давно и хорошо знаком зрителям, хотя, по его словам, в жизни его узнают нечасто. 40 лет актёр служил в театре «Современник», снялся почти в 150 картинах, в их числе «Спасатель», «Дураки умирают по пятницам», «Один и без оружия», «Стрельцов», «Первый Оскар». Сейчас заслуженный артист России значительную часть времени отдаёт преподаванию в Институте театрального искусства им. И.Д.Кобзона на Ботанической улице.

 

Кобзон пел до утра

 — Василий Константинович, вы преподаёте в Институте театрального искусства имени Кобзона. А с самим Иосифом Давыдовичем вас судьба сводила?

 — Иосиф Давыдович дружил с Галиной Борисовной Волчек и приходил к нам в «Современник». Как-то он приехал с поздравлениями в театр, когда отмечали уж не помню какой по счёту юбилей. Было довольно поздно, и многие уже разошлись. В фойе выдвинули рояль, и Иосиф Давыдович для нас, небольшой группки людей во главе с Галиной Борисовной, начал петь. Его пение чередовалось с рассказами, и так почти до утра. Оттащить его от рояля было невозможно.

— Иосиф Давыдович много помогал и ДНР, и ЛНР. Вы, я знаю, тоже там бывали.

— Да, я был и в Мариуполе, и в Луганске, и в Донецке. Готов поехать ещё. Я общался и с гражданскими, и с военными, как мог старался их подбодрить. По сути, они сейчас выдерживают натиск всего НАТО под командованием США. Ненависть к нацизму у меня в генетике, потому что мои мама и папа были в концлагере. Они и познакомились там. Их спасла любовь. Я хотел бы снять фильм о солдатах, которые, как мой отец, попали в годы войны в окружение и оказались в немецком концлагере. Отец честно защищал свою страну, но, вернувшись на родину, долгое время считался предателем.

 

Должен был сниматься с Высоцким

 — Где-то сейчас снимаетесь?

 — Летом летал в Кейптаун. Меня пригласила сниматься шведская кинокомпания. Играл Никиту Хрущёва. Изза того что я из России, никто на меня там ни разу косо не посмотрел, не задал ни одного глупого вопроса. Я даже удивился и подумал, что в мире всё-таки многое объединяет творческих людей.

— Читала, что вы были знакомы с Владимиром Высоцким.

— Да, мы должны были сниматься у Геннадия Ивановича Полоки в трёхсерийном фильме «Наше призвание». Володя обещал написать 10 песен, но успел только одну, и она вошла в сериал. В июле 1980 года мы ждали его в Пущине, но он так и не приехал. Недавно на Дне города у памятника Высоцкому на Страстном бульваре был показан фрагмент из моего спектакля о Владимире Семёновиче «Сорок лет без поэта», который идёт уже два года. А тогда роль ушедшего из жизни Высоцкого Полока попросил сыграть его друга Ивана Сергеевича Бортника. С ним мы дружили до его последних дней.

 — Что-то совсем для вас новое приходилось осваивать ради какой-то роли?

— Например, до спектакля «Анархия», который поставил Игорь Иванович Сукачёв, я не умел играть на барабанах. Сукачёв прикрепил меня к своей группе «Неприкасаемые», и музыканты помогали мне осваивать ударные. Я даже вместе с группой выступил на концерте перед пятитысячным залом; мы исполнили песню, которая звучит в спектакле. Кстати, недавно состоялась премь ера фильма по этому спектаклю, шедшему ранее на сцене театра «Современник». Теперь его могут посмотреть все.

 

Написал письмо Кеосаяну

 — А как у вас появилось желание стать актёром?

 — Классе в пятом осознал, что буду актёром, так меня впечатлил фильм «Неуловимые мстители». И написал письмо на киностудию «Мосфильм» режиссёру Эдмонду Кеосаяну, что умею, как и герои фильма, скакать на лошади, стрелять, плавать, прыгать и готов участвовать в последующих сериях. Мне пришёл ответ: «Молодой человек, вы в одном слове делаете несколько ошибок. А актёры должны быть образованными, умными, грамотными».

— Поступать в театральный институт в Москве вы приехали из Ростовской области. Сложно было в первое время?

 — Я тогда уже вернулся из армии и был взрослым парнем, но, конечно, мегаполис произвёл сильное впечатление. Я и сейчас, прожив в Москве почти 50 лет, москвичом себя не считаю, хотя очень люблю этот город. Донские степи греют меня больше: когда у меня «садится аккумулятор», уезжаю в родные края напитаться энергией. Вот в июле ездил туда, отмечали там 50-летие окончания школы. Собралось три-четыре класса из нашей и соседней школ, гуляли два дня.

 

Учился у Табакова

 — Вы учились в ГИТИСе у Олега Павловича Табакова, но почему-то свой курс часто называете несчастливым.

 — Это был самый первый курс, который набрал Олег Павлович в 1976 году. Со мной учились Леночка Майорова, Серёжа Газаров, Андрей Смоляков. Это был тот самый курс, где родилась мечта о создании своего театра, но в то время ей не суждено было сбыться. В 1980 году к нам приехал министр культуры Пётр Демичев, посмотрел спектакль «Маугли», который поставил Константин Райкин, и спросил: «А куда у вас распределение, ребята?» Мы сказали, что в Брянск. «Вот и хорошо, поезжайте в Брянск, а Олег Павлович будет к вам приезжать», — отчеканил министр. Вот такое фиаско потерпел самый первый курс. Судьба разбросала нас по разным театрам, я пришёл в «Современник», где прослужил 40 лет. Сыграл Хлестакова — роль, о которой мечтал Олег Павлович. Сам он его сыграл только в Чехии.

 — Чем ещё вам запомнилось время учёбы?

 — Олег Павлович меня называл Васисуалий или Васяндрик, и в зависимости от этого я понимал, получу сейчас от него или наоборот. Как-то на 2-м курсе прихожу на занятия, на мне лёгонький сюртучок, и Табаков спрашивает: «Васяндрик, ты чего вот так зимой ходишь? Холодно же». Я говорю, что ничего, терпимо. На следующий день подходит ко мне, протягивает ключи от своей «Волги» ГАЗ-24 и говорит: «Принеси-ка сумку из багажника». Приношу, он быстро открывает и со словами: «Давай прикинь» — вытаскивает вельветовое пальто. Оно, конечно, было великовато, но я сказал, что нормально. «Вот в этом и ходи», — резюмировал Табаков.

— Что думаете о нынешней молодёжи?

 — Среди молодёжи есть умные, продвинутые, любопытные ребята. При этом иногда слышу, и это ни для кого не секрет, что далеко не все хотят служить в армии, им не очень понятно слово «Родина». Не удивительно, что часть наших коллег после 24 февраля уехали из страны. Во время моей молодости жизнь была другой и ценности были другие. Я родился, когда всего 10 лет назад закончилась Великая Отечественная война, живы были фронтовики. Любовь к Родине, сострадание к ближнему для нас не были пустыми понятиями.

Поделиться новостью:

«Мне было безумно страшно»: актриса Мария Фурина – о роли в нашумевшем сериале «Капельник»


Татьяна Рамкина

Обозреватель TV Mag

На телеканале ТНТ продолжается показ драмеди «Капельник». Это история о молодом враче, который получает нелегальную подработку – «откачивать» богатых и знаменитых. Главного героя гложет чувство вины за смерть бывшей подруги. Ее сестру, 17-летнюю девушку в сложной жизненной ситуации, сыграла Мария Фурина. В интервью актриса рассказала, как она оказалась в проекте, насколько глубоко прониклась драмой героини и какой момент съемок был самым тяжелым.

Маша, у себя на странице в ВК вы написали, что «Капельник» стал первым большим проектом. Как появилась эта роль?

Да, именно «Капельник» стал для меня первым большим проектом несмотря на то, что я начала сниматься и делать первые шаги в кино с 2013 года. Тогда я жила ещё в родном Петрозаводске и регулярно ездила на кастинги и пробы. За это очень благодарна родителям: они никогда не были против и всегда меня поддерживали в этом неожиданном желании – попробовать себя в этой сфере и начать сниматься. До этого у меня были эпизоды и небольшие роли. И «Капельник», я считаю, стал для меня вполне заслуженной наградой за все годы, что я к этому шла.

Как проходили пробы для этого сериала?

Пробы в сериал проходили полтора года назад. Сначала я записала самопробы: уставшая вернулась из института и попросила сестру, чтобы она помогла мне «покидать» текст. Через какое-то время меня пригласили на очные пробы. Там я встретила кастинг-директора Машу Судницыну, невероятного профессионала своего дела и просто потрясающего человека, которому я безумно благодарна за шанс и возможность, которую она мне подарила. Я впервые за долгое время шла на пробы с огромным внутренним настроем, почему-то была уверена, что именно сегодня все получится. Пробы с режиссёром длились почти час, такое случается крайне редко, мы с Ильёй как-то сразу нашли общий язык, круто поработали, после проб я вышла с Мосфильма с каким-то внутренним удовлетворением. Спустя время мне позвонил мой агент, Андрей Волков, которому я тоже очень благодарна, и сообщил, что меня утвердили на пилотную серию.

Не пропустите сериал «Капельник» на канале ТНТ в 21:00 с понедельника по четверг. Онлайн-эфир телеканала доступен в хорошем качестве здесь

В «Капельнике» ваша героиня – Полина, которая осталась без сестры и с больной матерью. Как вы разобрали для себя эту роль?

Для меня это была очень эмоционально тяжелая роль, я долго пыталась понять Полину, принять все предлагаемые обстоятельства, достаточно тяжелые для семнадцатилетнего подростка, в силу которых ей пришлось рано повзрослеть. Она потеряла сестру, у нее нет папы, больная мама, и при этом ей всего 17. Она бросает спорт, которому посвятила почти всю свою жизнь и успела добиться больших успехов, ради того, чтобы жить самой и спасти маму. Найти в себе силы, адаптироваться к новым правилам жизни и не сдаться — это очень непросто для семнадцатилетнего подростка.

Вы упоминали, что стараетесь в работе придавать своим героям акцентные детали и мелочи. Какие они у Поли?

Вместе с Полей я была полтора года, поэтому к концу съемок мне казалось, что я уже всё про неё знаю. Начиналось всё с грима и костюма: когда я увидела костюм, у меня в голове уже начал появляться образ персонажа. С прекрасным художником по гриму Леной Рахмановой мы решили, что нужно подстричься и сделать ровный срез, чтобы подчеркнуть внутренний слом Полины. А когда мы снимали уже конец сезона, я стала предлагать свои идеи. Например, чёрные ногти, которые появляются в последних сериях, были моей инициативой, которую одобрили, хотя изначально этого не планировалось.

Поскольку Поля занималась легкой атлетикой, я тоже начала бегать, и делала это через силу, потому что терпеть не могу это дело. Зато смогла почувствовать, чем живёт Поля. И, конечно, пришлось изучить тему наркотиков: какие сколько стоят, как их доставляют, какие риски, что будет, если тебя поймают. Я супердалека от этого мира, но для роли в него погрузилась.

Самый тяжелый момент, который был во время съемок «Капельника»?

Самый сложный момент у меня возник не во время съёмок, а между ними. Между первым и вторым блоком был период, когда я из-за своей неопытности настолько сильно погрузилась в судьбу Полины, что стала просто сходить с ума, как бы это странно ни звучало. Мне стали сниться странные сны, в которых я приходила в гости к Поле, где мы с ней общались, что-то обсуждали. Я начала как-то сама того не замечая, перенимать её привычки, причёски, образы, это был достаточно страшный период в моей жизни. Спасибо моим педагогам в институте – опытным, талантливым артистам, которые помогли мне с этим справиться и вернуть все на круги своя.

Между Полей и Ваней есть неразрешенный конфликт. Почему ваша героиня избегает помощи от него?

Естественно, она винит его в смерти своей сестры, хотя если посмотреть на ситуацию под другим углом, то, возможно, виноват не он, а сама Маша. Она взрослый человек, который сам принимает решения и отвечает за свои поступки. Но Полина в силу своего возраста и какого-то юношеского максимализма не хочет этого принимать. И её можно понять, она оказалась в такой ситуации, в которой даже взрослому, состоявшемуся человеку, оказаться, мягко говоря, сложно. Поэтому естественно она не то, что принимать помощь от Вани не хочет, а даже просто его видеть. Возможно, должно пройти время, чтобы она прожила и приняла эту ситуацию.

В сериале ваша героиня пыталась устроиться курьером, пока где-то публикуют сторис в ванной с икрой. Как вы сами относитесь к таким контрастам судьбы?

Такие контрасты всегда были, есть и, наверное, будут. Это просто жизнь, в которой у каждого человека своя судьба. Он может что-то поменять, а может не менять – это выбор каждого человека. Но, конечно, бывают ситуации, как у Поли, в которых правда очень тяжело что-то сделать. Есть люди, которые просто сдаются и опускают руки, а есть люди, которые пытаются сделать всё для того, чтобы что-то исправить. За это Полю я просто безумно уважаю. За то, что она такая смелая. Да, это её ошибки, на которые она идёт вполне осознанно. Но эта безвыходность жизненной ситуации, которая её на это подталкивает, не может не тронуть окружающих и тем более меня.

Почему зрителю нужно смотреть «Капельника», что они узнают?

Во время просмотра можно испытать максимальный спектр эмоций, жанр переходит от какой-то безумной комедии до невероятной драмы. В этом сериале затронуты настолько важные темы, что каждый зритель может для себя что-то новое понять и узнать, или открыть глаза на вещи, на которые раньше не обращал никакого внимания. Мне кажется, это очень сильный проект именно для зрителей, такое редко снимают.

Смотрите сериал «Капельник» – завершающие серии выйдут на этой неделе, с понедельника по четверг, в 21:00 на телеканале ТНТ. Онлайн-эфир телеканала доступен в хорошем качестве здесь.

Также проект можно увидеть на PREMIER. Контент кинотеатра PREMIER клиенты Триколора могут смотреть бесплатно в составе пакета каналов «Единый Ultra».

Фото: ТНТ

Автор: Татьяна Рамкина

Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах

РОЛИ В ГРУППЕ И ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССАХ

 

Стародубцева Н. М.

 

В статье представлены типы ролей в группе и групповых процессах на основе анализа литературы по социальной психологии, психологии общения, супервизии. Акцент сделан на то, как ролевое поведение повышает или снижает эффективность групповых процессов.

 

Ключевые слова: роль, группа, социальное ролевое поведение, ролевые ожидания, типы ролей, конфликт ролей, роль супервизора.

 

Природа общения, взаимодействия людей в условиях группы — это сложный процесс коммуникации, и для психолога, психотерапевта, участвующего в работе психотерапевтических групп, балинтовских, супервизионных групп, а также в собраниях профессиональных сообществ очень важно знать, как протекают групповые процессы, какие роли и как выполняют участники группы, и что необходимо делать, чтобы выполнение ролей и управлении групповым процессом повышало эффективность деятельности групп.

Группа — это объединение людей в процессе совместной социальной деятельности [1]. Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения [2].

Следовательно, социализация человека, это, прежде всего процесс освоения социальных ролей, реализация социального ролевого поведения — это своеобразное сочетание ролей и индивидуальной особенности личности исполнителя [3]. Выполнение определенных ролей в группе обеспечивает «врастание» человека в общество себе подобных.

В сложном процессе социализации человек уже в детстве приобретает качества нужные для ролей, предполагающих или наоборот, требующих подчинения [1]. Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно, обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования и профессиональной принадлежности. Взаимодействуя с людьми разных групп, один и тот же человек, в зависимости от групповой принадлежности может выполнять несколько ролей. В одной ситуации — жена, мать, бабушка, в другой — врач, психолог, психотерапевт, в третьей — руководитель профессионального сообщества, в четвертой — супервизор и т.  д. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий определенный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, вытекающих из данного статуса [6]. Например, супервизионная группа, представляет собой малую группу, в которой проявляются закономерности, относящиеся к групповым процессам [5].

Dсе члены супервизионной группы имеют определенный статус –психолога, психотерапевта, врача, супервизора, а в ходе работы группы могут выполнять несколько ролей — роль специалиста, супервизируемого, ведущего группы или (если «заражаются» клиентом), то роль клиента, в таком случае социальная роль (статус) распадается на ролевые ожидания — то, чего, согласно правилам проведения супервизионной группы, ждут от носителя той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек делает в рамках своей роли [6].

Важно заметить, что всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, знает схему и последовательность действий, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих [6].

Супервизор — роль ведущего полимодальной супервизионной группы, его действия регламентированы правилами, и он их последовательно соблюдает сам, следит за соблюдением правил членами группы, одновременно отслеживает групповые, динамические процессы их интерпретирует. Роль ведущего является наиболее сложной, посколькe ведущему нужно продемонстрировать не только свою компетентность в роли ведущего и направляющего группы, но и профессиональный опыт и компетентность [11]. Насколько профессионально грамотно супервизор выполняет роль ведущего группы, настолько успешной будет ее работа в достижении главной цели, ради которой собирается полимодальная супервизионная группа. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся — ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями, нормами, а также постоянным составом и местом, где проходят мощные групповые процессы [9].

Таким образом, человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть иным, чтобы получать не только одобрение и признание, но и своим ролевым поведением делать группу, в которой он пребывает, более эффективной.

Итак, роль — это специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов [9]. Следовательно, роли исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.

Существует четыре основных типа ролей в группе (по материалам Р. Вердбер, К. Вердбер), см. Таблицу № 1:

I. Обеспечивающие решение поставленной цели и задач группы;

II. Поддерживающие;

III. Процедурные;

IV. Эгоцентрические [2].

Все эти роли имеют место в ходе работы любой группы, в том числе и полимодальной супервизионной группы.

Рассмотрим все четыре типа ролей последовательно, выясним, какому поведению они соответствуют, чтобы сформировать представление о ролевом поведении в группе.

I. Роли обеспечивающие достижения поставленной цели и решения задач группы

1.1. Информирующие — от членов группы выполняющих эти роли требуют такого типа поведения, которое напрямую помогает группе в достижении поставленных целей, они сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации и мнений [2].

Пример: В супервизионной группе все члены группы заинтересованы в работе группы, и эту роль выполняют специалисты, информирующие и высказывающие свою точку зрения по-поводу сложного случая — предлагая методы, подходы в решении проблемы. От членов группы, которые выполняют эти роли, супервизируемый и другие члены группы ожидают компетентности, хорошей информированности о содержании задачи, а также, того, что они делятся своими знаниями и опытом с группой, и чем больше знаний и опыта, тем ценным будет вклад в работу группы и активнее, интереснее будут групповые процессы.

1.2. Воспринимающие информацию или точку зрения — от членов группы, выполняющих эти роли, ожидают прояснения мыслей и мнений других специалистов по стоящим перед группой проблемами, в рассмотрении сложного случая. Члены группы, исполняющие эти роли, могут задать уточняющие вопросы: «Прежде чем продолжить, хотел бы уточнить у вас еще информацию, о приеме, который вы рекомендовали …».

1.3. Аналитики. От «аналитиков» ожидают исследования аргументации членов группы в ходе обсуждения проблемы. При этом их роль сводится к постановке вопросов и помощи участникам в понимании скрытых предположений, переносов, контрпереносов в их высказываниях и групповых процессах. Эту роль выполняет ведущий группы, давая интерпретацию в конце работы группы, и все участники, когда высказываются на этапе обратной связи.

II. Поддерживающие роли. Cм. Таблицу № 1 [2].

Поддерживающие роли требуют от членов группы такого поведения, которое помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов (если они возникают). Участники, которые выполняют поддерживающие роли, ободряют других членов группы, снимают напряжение, вносят гармонию или объясняют происходящее.

И вновь актуальный пример полимодальной супервизионной группы — если ведущих супервизоров два, особенно на обучающих семинарах по супервизии (идеальный пример — И.  В. Лях и А. С. Жуков) один из ведущих берет эту роль на себя, или кто-то из членов группы неформально может выполнять эти роли: сторонника, снимающего напряжение, гармонизатора и переводчика.

2.1. «Сторонник» — от него ожидают ободрения в группе. Когда члены группы вносят свой вклад в общее дело, «Сторонник» демонстрирует одобрение своим вербальным или невербальным поведением. «Сторонник» может улыбнуться, кивнуть или отрицательно помотать головой. Вербально он демонстрирует свою поддержку в таких высказываниях:

– «Спасибо Вам за Ваш вопрос…»;

– «Очевидно Вы выбрали лучший прием в работе …»;

– «Спасибо Вам за Вашу точку зрения…»;

– «Мне действительно нравится Ваш подход и Ваша точка зрения…».

2.2. «Снимающий напряжение» — от него ожидают того, что он определит момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и его вмешательство поможет снять напряжение в группе или стимулировать работу группы. Человек способный играть эту роль может пошутить, рассказать веселую историю из опыта работы, анекдот, метафору, чтобы группа восстановила силы, прежде чем решит задачу. Эти роли особенно важны, когда в работе супервизионной группы рассматриваются несколько сложных случаев, и необходимо время перерыва между рассмотрением случаев или в ходе работы группы. Когда динамический процесс доходит до точки накала напряжения (когда супервизируемый зашел в тупик, «заразившись клиентом»), ведущий может прервать работу группы коротким перерывом.

В ходе работы группы в некоторых ситуациях уместны остроумные реплики, они могут вызвать улыбку, снять напряжение, или скуку, встряхнуть группу, активировать групповой процесс. Хотя снимающий напряжение на мгновение отвлекает людей от решения задачи, это помогает группе оставаться сплоченной.

 2.3. «Гармонизатор» — от него ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает, вредит ее сплоченности, или отношениям между отдельными членами группы. Особенно тогда, когда идет проявление конкурентной динамики. «Гармонизатор» выступает посредником в конфликте, конкуренции и устраняет трения, возникшие между отдельными членами группы. «Гармонизатор» — может в такой момент высказаться следующим образом:

– «Стоп! Остановитесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь противоположных точек зрения, не удивительно, вы же работаете в разных модальностях, но давайте посмотрим, где вы можете прийти к согласию…»;

– «Стоп! Остыньте, похоже, идет перепалка, давайте не забывать о главном — запросе специалиста…».

Эти роли особенно необходимы, когда идет отбор заявки на рассмотрение случая, и члены группы не могут договориться между собой, тогда вмешательство ведущего — «Гармонизатора», или даже кого-то из членов группы, кто неформально берет эту роль на себя (если ведущий не реагирует на возникающее напряжение).

2.4. «Переводчик» — эта роль необходима тогда, когда в группе есть люди с различиями в социальной, национальной, культурной и гендерной ориентации. От него ожидают знаний и умения помочь членам группы понять друг друга, учитывая эти различия.

III. Процедурные роли (см. Таблицу № 1) [3].

Процедурные роли также требуют специфического поведения от членов группы их выполняющих.

3.1. От «Диспетчера» ожидают, чтобы он отслеживал действия группы и помогал ей придерживаться повестки дня, этапов работы группы, не отклоняться от целей и задач, которые стоят перед группой, следить за выполнением правил, если это полимодальная супервизионная группа, тренинговая, балинтовская группа, ученый совет и т. д.

3.2. От «Протоколистов» ожидают точной записи того, что решила группа, на чем основано это решение, — протоколирование хода работы группы — запрос специалиста, краткое содержание рекомендаций, обратная связь, интерпретация. «Протоколисты» могут раздавать членам группы отредактированные копии своих протоколов, протоколы могут образовывать архив группы.

3.3. «Хранители» управляют течением беседы, следят за временем и за тем, чтобы каждый участник группы имел равные возможности участвовать в ней. Если в группе появляются те, кто начинает доминировать в разговоре, «Хранитель» замечает это и приглашает к участию других членов группы. «Хранитель» чуток, внимателен к невербальным сигналам членов группы, указывающим на то, кто хочет высказаться. В супервизионной группе по статусу эту роль выполняет ведущий супервизор, но эту роль на себя может взять и супервизируемый.

Первые названные типы ролей:

1.1. Обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач;

1.2. Поддерживающие;

1.3.Процедурныепомогают групповым процессам протекать динамично, конструктивно, а группам — быть эффективными, тогда, как четвертый тип ролей уменьшает эффективность групп, это Эгоцентрические роли.

IV. Эгоцентрические роли. (см. Таблицу № 1) [4].

4.1. «Агрессоры» добиваются повышения собственного статуса, критикуя почти все, или порицая других, принижая личные качества и статус окружающих. «Агрессорам» нужно противостоять и побуждать их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что делают, и осознают ли влияние своего поведения на группе. Если «Агрессор» имеет авторитет в группе, к нему могут присоединиться другие члены группы и это будет способствовать уходу групповых процессов в отрицательное направление, а работу группы сделать не эффективной.

4.2. «Шутники» — их ролевое поведение сводится к тому, что они пытаются привлечь внимание, к себе дурачась, передразнивая членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. В отличие от снимающих напряжение, «Шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее «Шутник» мешает работе, когда группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается в перерыве.

 4.3. «Отсутствующие» пытаются решать какие-то собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от обсуждения, дискуссии и в целом работы группы. Если группа работает по кругу, то они пропускают свое время высказывания, если группа работает по мере готовности, то они могут отмолчаться. Здесь особенно важна роль «Хранителя», который следит за работой членов группы, не упуская возможности включать в ее работу «Отсутствующих», тогда, возможно, цели «Отсутствующего» будут приведены в соответствие целям группы. Иногда они добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собраниях, заседаниях.

4.4. «Монополисты» в ходе работы группы много и непрерывно говорят, комментируют высказывания других, они стараются создать впечатление, что хорошо осведомлены и ценны для группы. Следует «Монополистов» поощрять, когда их комментарии полезны, но останавливать, когда они говорят много, или когда их комментарии бесполезны [2].

Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получать одобрение и признание. Однако роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми, иначе возникает конфликт ролей и внутриличностный конфликт. Когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальности [6]. В этом случае формируется противоречивая личность, и человек начинает игнорировать какие-то требования, правила, выполнение каких-то ролей группы, которая, как он считает, его недооценивает, и стремиться сблизиться с теми, кто его ценит. Конечно, это приводят к определенным групповым процессам и влияет на эффективность группы [1].

Итак, в разных ситуациях, в разных группах человек реализует разное ролевое поведение, мобилизуя ресурсы своего организма и психики, свои знания для исполнения той или иной роли. Но в чем-то он постоянно остается самим собой [7]. И в силу того, что каждый член группы, реализуя то или иное поведение, является индивидуальностью, носителем собственной самости, а также может быть носителем одной из трех ролей «Треугольника Карпмана», или пребывать статично в одной из позиций транзакций по Э. Берну –все это в групповом взаимодействии обеспечивает мощные групповые процессы.

Следовательно, как человек, исполняющий ту или иную роль в группе, влияет на группу, так и группа влияет на носителя ролевого поведения, создавая условия эффективности работы группы и групповых процессов.

Тема интересна и не может быть ограничена одной статьей, приглашаю коллег к продолжению темы.

Таблица № 1

 

Основные типы ролей в группах и групповых процессах

по Р. Вердбер, К. Вердбер:

 

 

 

 

э

ф

ф

е

к

т

и

в

н

ы

е

 

р

о

л

и

 

не

эф-

фек

тив

ные

1. Обеспечивающие достижение цели и решение задач

 

 

1. Информирующие

 

 

2. Воспринимающие

3. Аналитики

2.Поддерживающие

 

 

1. Сторонники

 

 

2. Снимающие

напряжение

3. Гармонизаторы

4. Переводчики

3.Процедурные

 

 

1. Диспетчеры

 

 

2. Протоколисты

3. Хранители

4. Эгоцентрические роли

 

 

1. Агрессоры

2. Шутники

 

3.Отсутствующие

 

4. Монополисты

 

Литература

  1. Н. Н. Обозов. Словарь практического психолога. Санкт-Петербург,1998г.
  2. Ж. Годфруа. «Что такое психология» том 2, М., «Мир», 1992 г.
  3. Эн. Гидденс. «Основы социологии», М., 2004 г.
  4. Психология. Словарь под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. Политиздат, 1990 г.
  5. А. Ж. Садыкова. Динамические групповые процессы в работе супервизионной группы. (Журнал «Смальта» № 2 2014 г).
  6. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.
  7. И. В. Лях. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов.
  8. Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. М., «Юрайт», 2012 г.
  9. Р. Вердбер, К. Вердбер. Психология отношения. Санкт-Петербург, 2006 г.
  10. С. А. Кулаков. Практикум по супервизии и в консультировании и психотерапии. С-П, «Речь», 2002 г.
  11. Е. В. Макарова. Роль ведущего групповой полимодальной супервизии в сравнении с ролью ведущего психоаналитической группы. Сборник материалов — человек в эпоху перемен, Новосибирск, 2015 г.
Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры ролей

роли

Многие роли кажутся меньшими, второстепенными, но некоторые из них будут более продолжительными.

Из International Business Times