Сензитивность это в психологии определение: Словарь психологических качеств и свойств
2. Сензитивность как психическое явление.
Сензитивность возрастная (Новейший психологический словарь) – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетение условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
3. Проблема согласования сензитивных периодов с программами воспитания, обучения и развития ребенка
Проблема…. связана с подстройкой последних к сензитивному периоду ребенка. В развитии Сп условно можно выделить несколько этапов. Каждый чел в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности (сензитивные пер) к какой-л Деят. Напр, у ребенка в возр 2-3 лет интенсивно развивается устная речь. В 5-7 лет он наиб готов к овладению чтением. В ср старш дошк возр дети увлеченно играют в ролевые игры. Эти периоды особой готовности к овладению спец видами Деят кончаются, и если какая-л функция не получила своего развития в благопр период, то впоследствии ее развитие затруднено или невозможно.
Согласованность будет выполняться, если выполняемая Деят находится в зоне оптимальной трудности, т.е ведет за собой развитие способностей реб, реализуя то, что Выготский Л.С. назвал зоной ближайшего развития. Если Деят слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся Сп, если чрезмерно сложна, то стан невыполнимой.
Рубинштейн С.Л. правило развития Сп чел-а: «Развитие Сп совершается по спирали: реализация возможности, которая предст собой Сп одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития Сп более высокого уровня. Одаренность чел-а определяется диапазоном новых возможностей, который открывает раелизация наличных возможностей».
№13. Психология этноса. Роль и значение этнопсихологии на современном этапе.
План ответа
Выделение этнопсихологии в отдельную область социально-психологических исследований, связь с культурной антропологией и кросс-культурной психологией
Понятие этноса (Юлиан Бромлей, Татьяна Гавриловна Стефаненко) . Этнич. Идентичность.
Значение этнопсихологических исследований в современном мире
В мировой науке – психологическая антропология, кросскультурная психология и этнопсихология.
Психологическая антропология – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех этапах его исторического развития.
Кросскультурная психология берёт своё начало в исследовании различий и сходства разных культур и этносов. Соединяет этнический и культурный компонент.
Этнография – это описание конкретных культур совр. Народов.
Этнология – сравнительный анализ и обобщение данных, собранных в ходе этнографических экспедиций.
Этническая психология – это обл. психологии, которая изучает особенности восприятия и поведения определенного этноса, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.
Задачи этнопсихологии: 1. изучение становления и развития позитивной этнической идентичности; 2. формирование толерантности к межэтническим различиям; 3. решение межэтнических конфликтов, преодоление этнич. Напряжённости и открытых столкновений.
Подходы: 1. etic-подход – внешний; 2. emic-подход – внутренний.
основные отечественные исследователи: Татьяна Гавриловна Стефаненко (идентичность), Надежда Михайловна Лебедева (кросс-культурная психология, ценности разных культур), Галина Умалатовна Солдатова (конфликты), Олег Евгеньевич Хухлаев (национализм).
Этнос
Юлиан Владимирович Бромлей определял этнос как «совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и соответствующим психическим складом, а также сознанием своего единства и эндогамией».
У Татьяны Гавриловны Стефаненко: этнос существует, пока его члены осознают и признают свою этническую принадлежность (т.е. связь не по кровно-родственным узам, а на основе идентичности, тождественности в представлениях людей)
Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определённому этносу. Этническое сознание – совокупность представлений членов этнической общности о своём и др. этносе, вкл. Соц.-психолог. Установки и стереотипы.
Этническая идентичность включает в себя не только сознательные, но и бессознательные слои (формирование её осущ-ся на созн. и бессознат. ур.). Исследованиями впервые стал заниматься Фрейд. Эриксон выделил индивидуальную и коллективную идентичность на личном Эго человека. в отеч. психологии понятие коллективной идентичности изучал Игорь Семёнович Кон.
Компоненты коллективной идентичности: общее историческое прошлое, историческая память, гр. совесть, мифология, религ. доктрины, система общезначимых моделей образцов, геогр. местоположение, национальное ощущение пространства, предрассудки, отношение к чужим ценностям.
Этн. самосознание и этн. идентичность обладают, как этноконсолидирующими, так и этнодифференцирующими признаками. «Чувство – мы», свойственное опред. этносу формируется в противопоставлении «чувству – они» (чувство безопасности, чувство зависти по отношению к представителю др. этноса).
Типы этн. идентичности.
1. Нормальная (позитивная – Солдатова Галина Умалатовна). Этн. чувства могут проявляться как ингрупповой фаворитизм – необъективное преимущество своего этноса по отношению к др. и аутоагрессивная враждебность.
2. Этноцентрическая идентичность. Этноцентризм – феномен обыденного сознания, возн. в пр. взаимодействия этн. гр. и хар-ся сверхпозитивным отношением к ингруппе (моя гр.!) и негативным эмоционально-оценочным отношением к аут.гр., чувством превосходства своего народа над др.
3. Этнодоминирующая идентичность – это такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этн.идентичность становится первостепенной среди др. видов идентичностей (гражданин, мать, проф.), но и достижение целей, интересов народа, возможно ложно понимаемых, начинает восприниматься как доминирующая ценность.
4. Этнический фанатизм – абсолютное доминирование этн. интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия, вплоть до терроризма.
5. Этническая индифферентность. Равнодушие к этническому происхождению, проблемам народа.
6. Этнонигилизм. Часто в форме космополитизма – отрицание этничности.
7. Амбивалентная, невыраженная, сдвоенная идентичность
8. Гиперидентичность.
Значение этнопсихологических исследований в современном мире
Этнический парадокс – идут глобализационные процессы, миграция населения и смешение этнического состава государств, с др. стороны, каждый этнос стремится сохранить свою уникальность. Возникает рост этнической напряжённости, развиваются этнические конфликты. Э.к. – динамически меняющаяся соц.-полит. сит., порождённая неприятием ранее сложившегося статуса-кво, существенной частью одной или нескольких местных этн. гр. и проявл. в виде хотя бы одного из след. действий (этно-избират. эмиграция, создание полит организаций с этнич. наклоном, спонтанные акции протеста).В связи с этим возникает необходимость изучения этнокультурной толерантности, изучение особенностей этнокультурной социализации.
Входя в общество ребенок проходит через социализацию, усваивая соц. роли и правила поведения и через инкультурацию – усваивая культуру своего народа, свойственное народу миропонимание и поведение.№2. Личность учители и эффективность профессиональной деятельности
План ответа:
1. Определение — личность учителя (по Марковой А.К., Канкалик В.А. Кузьминой Н.В.)
2. Структура личности (по Марковой А.К.)
3. Компоненты личности учителя (по Марковой А.К.)
4. Сферы в педагогике и личность учителя в них (Немов Р.С.)
5. Психологические требования к личности педагога (Немов Р.С.)
Сензитивные периоды развития
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
44971 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».
Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.
Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны.
Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.
Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:
- знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.
Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.
«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.
В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.
Сензитивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет.
Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.
Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Признаки, проблемы и советы по преодолению стресса
Высокочувствительный человек (СЧЛ) — это человек, который, как считается, имеет повышенную или более глубокую чувствительность центральной нервной системы (ЦНС) к множеству раздражителей, будь то физические, эмоциональные, экологические или социальные.
Термин был придуман психологом Элейн Арон в середине 1990-х годов, и с тех пор интерес к этой концепции растет. Согласно теории Арона, СЧЛ представляют собой преобладающую подгруппу населения, которая проявляет повышенную эмоциональную чувствительность и более сильную реакцию на внешние и внутренние раздражители, чем остальная часть населения.
Они склонны замечать более тонкие раздражители в окружающей среде и легче этим возбуждаются, кроме того, они также реагируют на более низкий порог раздражителей. СЧЛ могут, например, быть более чувствительными к боли, голоду, свету и шумам. Их также определяют как имеющих сложную и глубокую внутреннюю жизнь.
В литературе ВЧЧ часто называют сенсорной чувствительностью (SPS), которую не следует путать с нарушением сенсорной обработки, состоянием, которое влияет на то, как мозг обрабатывает сенсорную информацию. HSP не является диагностируемым состоянием, вместо этого считается, что это черта личности, которая включает повышенную реакцию как на положительные, так и на отрицательные влияния.
Считается, что у СЧЛ есть как сильные стороны, так и проблемы. Они могут улавливать небольшие изменения в окружающей среде и оказывать чуткую помощь другим, что может оказаться полезным.
Однако, они могут также обнаружить, что они могут быть легко подавлены внешними раздражителями и легко расстраиваются, что может причинить беспокойство человеку.
СЧЛ часто считают взаимозаменяемым с другими личностными факторами, такими как интроверсия и невротизм. Однако Арон утверждал, что СЧЛ — это отдельная черта, которая практически не связана с другими личностными чертами.
Содержание
Насколько распространены высокочувствительные люди?
С тех пор, как Арон придумал концепцию того, что значит быть СЧЛ, все больше и больше людей считают себя высокочувствительными. Считается, что СЧЛ не редкость, и около 15-20% населения считается СЧЛ.
Также считается, что нет существенных различий по полу, при равном количестве мужчин и женщин, являющихся СЧЛ. СЧЧ — это врожденная черта, и биологи обнаружили высокую чувствительность у более чем 100 видов. Считается, что эта черта отражает определенный тип стратегии выживания у многих видов, например, наблюдательность перед действием.
В то время как умеренный процент населения является СЧЛ, еще больше людей не являются таковыми. Многие общества, как правило, строятся так, чтобы приспособиться к людям, которые меньше замечают вещи и менее глубоко на них влияют.
Это может означать, что чувствительность ценится по-разному в разных культурах. В культурах, где СЧЛ не так высоко ценятся, эти люди могут иметь более низкую самооценку, особенно если им часто говорят, что они «слишком чувствительны», или что им не нужно принимать все близко к сердцу.
СЧЛ во многих случаях могут чувствовать, что с ними что-то не так из-за их высокой чувствительности.
Как понять, что вы очень чувствительный человек?
Крайне неприязнь к насилию
Хотя неприязнь к насилию типична для СЧЛ, они, скорее всего, будут более огорчены или глубоко обеспокоены насилием. Даже слух о насилии или жестокости может их очень расстроить.
СЧЛ, скорее всего, приложат усилия, чтобы избежать ситуаций, в которых они могут стать свидетелями насилия, например, избегать определенных фильмов, телепередач или слушать истории о жестоком обращении с животными.
Испытывать эмоции других
СЧЛ склонны испытывать эмоции других людей. СЧЛ могут войти в комнату и сразу узнать о настроении присутствующих.
Это потому, что СЧЛ чувствительны к таким тонкостям, как выражение лица, язык тела и тон голоса.
Их собственное настроение может меняться, отражая людей в их окружении, которые часто могут чувствовать себя эмоционально истощенными.
Часто испытывают чрезмерную стимуляцию
Поскольку СЧЛ очень чувствительны к раздражителям окружающей среды, они могут быть подавлены сенсорными стимулами, такими как шумы, яркий свет, ткань одежды и сильные запахи.
Им может быть трудно сосредоточиться, если в их окружении происходит много событий.
Часто уходит
СЧЛ может часто требовать много времени простоя, обычно наедине с собой в удобном для них месте.
После насыщенного дня они могут почувствовать большую потребность в уходе, чтобы перезарядиться и снизить уровень стимуляции.
Легко вздрагивают
Многие СЧЛ обладают очень чувствительным «рефлексом испуга» и обнаруживают, что если кто-то подкрадывается к ним или раздается громкий шум, они с большей вероятностью сильно вздрагивают.
Это может быть связано с тем, что даже в неопасных ситуациях их ЦНС очень чувствительна и может реагировать так, как будто есть опасность.
Богатый внутренний мир
Поскольку СЧЛ глубоко мыслят и обрабатывают вещи, их внутренний мир часто бывает богатым и сложным.
У них часто бывают глубокие мысли и сильные чувства, а также яркие реалистичные сны. В детстве у них могли быть воображаемые друзья, они наслаждались играми, основанными на фантазии, и мечтали.
Глубоко тронут красотой
СЧЛ, вероятно, имеют более глубокую эмоциональную реакцию на красоту, такую как произведения искусства, музыка и изысканная еда.
У них может быть более глубокое понимание жизни, и им трудно понять, почему другие люди не так тронуты, как они.
Проницательный
Поскольку СЧЛ чаще замечают тонкости в окружающей среде, их можно считать проницательными и проницательными.
Это может помочь им лучше решать проблемы или адаптироваться к большему количеству ситуаций благодаря тому, что они замечают то, что другие могут не заметить.
Сильные эмоциональные реакции
СЧЛ имеют более сильные эмоциональные реакции, как положительные, так и отрицательные. Это означает, что они чувствуют более высокий уровень радости и счастья, но легко расстраиваются в минуты печали.
Они также могут злиться, когда голодны, или обижаться, когда их критикуют.
Влияние высокой чувствительности человека
Быть СЧЛ может иметь как преимущества, так и недостатки в том, как это может повлиять на чью-то жизнь. Как и в случае с любой чертой характера, у СЧЛ есть свои сильные стороны и трудности.
Благодаря пониманию того, как управлять чертами СЧЛ, люди могут сделать эту черту более сильной, а не сложной.
Ниже приведены некоторые способы влияния СЧЛ на жизнь:
Социальное влияние
СЧЛ могут поддерживать тесные отношения с другими людьми. Это может быть потому, что они кажутся заботливыми людьми, поскольку знают, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию для других.
У них есть способность быть чуткими, глубоко заботиться о других и создавать глубокие связи. С другой стороны, СЧЛ могут демонстрировать, казалось бы, неадекватные реакции на социальные ситуации, например, быть чрезмерно эмоциональными или слишком легко обижаться на людей, которые не хотели причинить вреда.
У них также могут быть проблемы в отношениях, особенно если СЧЛ становится эмоционально агрессивным в ответ на оскорбления или критику.
Воздействие на окружающую среду
СЧЛ могут получать огромное удовольствие от многих стимулирующих событий окружающей среды, таких как искусство, музыка и общение с людьми. Они также могут искать приятные стимулы, такие как мягкие ткани, вкусная еда или пребывание в любимом месте, например на природе.
Однако они могут обнаружить, что им становится некомфортно от определенных раздражителей окружающей среды, и они избегают ситуаций, которые могут вызвать у них чувство подавленности.
Более того, они могут слишком остро реагировать на ежедневные стрессы или изо всех сил пытаться приспособиться к новым обстоятельствам.
Эмоциональное воздействие
СЧЛ могут столкнуться с сочетанием эмоциональных подъемов и эмоциональных спадов. Они могут быть очень тронуты красотой или эмоциями других людей.
Они могут плакать при просмотре душевных или грустных видео. СЧЛ также могут ценить мелочи жизни и быть очень благодарными за ту жизнь, которая у них есть.
В то время как на них могут сильно влиять положительные эмоциональные переживания, они также могут быть более глубоко затронуты негативными переживаниями.
Арон суммирует аспекты высокой чувствительности с помощью аббревиатуры DOES:
D – Глубина обработки. Это означает, что все вещи продумываются более тщательно и то, как это может повлиять на других, и требуется много времени, чтобы подумать о жизни и о том, что СЧЛ чувствует по этому поводу.
O – Гиперстимуляция. Это когда HSP чрезмерно стимулируются раздражителями, такими как шум и свет. Им может потребоваться много времени, чтобы перезарядиться после стимуляции, и они могут активно избегать неприятных раздражителей.
E – Эмоциональная реактивность и эмпатия. Не путать с эмпатами: СЧЛ могут знать, что кто-то чувствует, чувствовать чужое настроение и ненавидеть конфликты.
S – Ощущение тонкого. СЧЛ способны замечать небольшие изменения в людях и их окружении. Они часто чувствуют, когда кто-то расстроен, и меняют свое поведение, чтобы другому человеку было удобнее.
Возможные ловушки
Борьба с занятой жизнью
В то время как многие люди могут получать удовольствие от насыщенной жизни с напряженным графиком, СЧЛ чувствуют себя подавленными, когда им нужно сделать много за короткий промежуток времени.
Даже если они знают, что у них достаточно времени, чтобы все сделать, сжатые сроки могут вызывать сильный стресс.
СЧЛ могут даже испытывать раздражение или раздражение, если у них слишком много дел одновременно.
В напряженные дни они могут испытывать острую потребность уйти в постель или в затемненную комнату, где они могут расслабиться и спрятаться от стимуляции.
Трудности с границами
Так как СЧЛ склонны улавливать потребности и чувства других, особенно когда есть негативные эмоции. Они часто предлагают помощь другим и могут показаться очень внимательными, желающими помочь всем и соглашающимися на все, опасаясь разочаровать других.
Научиться устанавливать границы и говорить «нет» другим — это вызов для них, даже если они чувствуют себя подавленными требованиями других.
Внимание к СЧЛ может сделать их мишенью для людей, чтобы воспользоваться ими, поскольку часто СЧЛ помогают другим избегать конфронтации и сохранять мир.
СЧЛ могут жертвовать своим счастьем и временем, чтобы помочь другим, в результате чего их собственные потребности игнорируются.
Конфликты
СЧЛ могут быть более склонны к стрессу в результате любого конфликта. Они могут с большей вероятностью уловить любые сигналы в своих отношениях, которые кажутся немного «неправильными», и беспокоиться о том, что их отношения в беде.
Они также могут неверно интерпретировать сигналы в социальных ситуациях как признак конфликта или гнева. Другой человек в социальной ситуации может не иметь в виду оскорбление и исходить из доброты, однако СЧЛ может неверно оценить это негативно, что может вызвать напряжение.
Социальное сравнение
СЧЛ могут сравнивать себя с другими в социальных ситуациях. Они могут не понимать, почему другие люди не реагируют так сильно или глубоко, как они, что может привести к сравнениям, таким как уверенность в том, что с ними что-то не так.
Они могут считать себя «слишком чувствительными» или что другие люди бесчувственны. Если отношения заканчиваются, они могут обнаружить, что расстроены больше, чем другой человек.
Они могут размышлять о том, что произошло, и думать, что все можно было решить, в то время как другой человек может полагать, что больше ничего нельзя было сделать.
Утечка энергии
СЧЛ могут обнаружить, что в течение дня существует множество факторов стресса, которые могут быть незначительными для большинства людей, но сильно влиять на них. Им может быть трудно расслабиться или сосредоточиться на задаче, если есть резкое освещение, сильные запахи или слишком много шума.
Они могут быть не в состоянии терпеть голод, и это может даже сделать их раздражительными или злыми. Они также более чувствительны к боли, что также может затруднить выполнение задач.
Они могут испытывать вспыльчивость и головные боли из-за чрезмерной стимуляции, что приводит к опустошению. Это может быть проблемой, когда вызывает проблемы в школе или на работе.
Самокритичны
СЧЛ склонны быть злейшими критиками самих себя, чрезмерно критичны и размышляют о многих мелочах, которые они сделали. Они часто перфекционисты, и если совершают ошибки, то могут потом долго вспоминать об этом, чувствуя себя более смущенными из-за них, чем другие.
Им также может не нравиться, когда за ними наблюдают и оценивают, особенно когда они делают что-то сложное, из-за страха совершить ошибку.
Они могут много негативных разговоров с самим собой и вообще стараться избегать ошибок.
Привлекательны для нарциссов
СЧЛ всегда хотят доставить удовольствие другим и, как правило, имеют заботливый характер, это может сделать их более привлекательными для нарциссов, которые могут использовать их чувствительность.
СЧЛ могут быть более восприимчивы к газлайтингу, особенно если нарцисс говорит им, что они слишком остро реагируют, слишком чувствительны или что им не нужно воспринимать все так серьезно.
СЧЛ с большей вероятностью поверит нарциссу и будет стыдиться его чувствительности.
СЧЛ может застрять в цикле попыток угодить нарциссу. Их чувствительность, которая часто рассматривается другими как слабая черта, может быть использована нарциссом в качестве оружия.
Часто задаваемые вопросы:
Как измеряется высокая чувствительность?
Арон разработал личностный опросник, чтобы помочь людям определить, есть ли у них черты СЧЛ. Это известно как Шкала высокочувствительных людей Арона (HSPS).
Некоторые примеры вопросов по этой шкале включают: «Меня легко ошеломить сильными сенсорными воздействиями», «Я легко вздрагиваю» и «Я стараюсь избегать фильмов и телешоу с насилием» 9.0003
Как мне общаться с человеком, который является СЧЛ?
Важно понимать, что быть СЧЛ — это часть темперамента человека, и, скорее всего, это не может измениться.
Убедитесь, что у человека есть место, чтобы чувствовать себя в безопасности, если он перегружен, поощряйте заботу о себе и ищите сильные стороны своей чувствительности, чтобы укреплять отношения и помогать человеку процветать.
Старайтесь не критиковать их за деликатность, не торопите их с выполнением заданий и старайтесь не перегружать их информацией.
Всегда ли СЧЛ интроверт?
СЧЛ часто называют застенчивыми, поскольку они склонны смотреть и обдумывать, прежде чем вступать в новую ситуацию.
Однако считается, что быть СЧЛ врожденным, а застенчивости можно научиться. Арон предполагает, что около 30% СЧЛ — экстраверты, поэтому, хотя многие СЧЛ интроверты, большая часть — нет.
Являются ли СЧЛ такими же, как эмпаты?
В то время как СЧЛ и эмпаты могут иметь схожие черты, такие как низкий порог стимуляции и потребность в одиночестве, эмпаты обладают способностью усваивать чувства и боль других.
Эмпаты могут с трудом отличать чужой дискомфорт от собственного, а то, как они поглощают эмоции, обычно делает их очень заботливыми и понимающими людьми.
В то время как СЧЛ быстрее перевозбуждаются и могут чувствовать себя эмоционально истощенными из-за того, что находятся рядом с другими людьми в более плохом настроении.
Является ли СЧЛ психическим заболеванием?
По словам Арона, СЧЛ не является расстройством психического здоровья. Скорее, это определяется, как и другие аспекты личности, это черта, которая в той или иной степени присутствует у всех.
Является ли СЧЛ формой аутизма?
Между СЧЛ и аутизмом есть некоторое сходство. Они оба включают в себя крайнюю чувствительность к окружающей среде, подавленность эмоциональными стимулами, и оба имеют преимущества творчества и замечают связи, которые другие могут упустить.
Несмотря на это, они разные. У людей с аутизмом есть «социальные трудности», в то время как это не является чертой СЧЛ, которые очень реагируют на социальные сигналы.
Мозг СЧЛ также демонстрирует более высокий, чем обычно, уровень активности в областях, связанных со спокойствием, гормональным балансом, самоконтролем и саморефлексивным мышлением.
Это контрастирует с аутичным мозгом, который оказался менее активным в тех областях мозга, которые связаны со спокойствием, эмоциями и общительностью.
Советы для высокочувствительных людей, которые сделают жизнь счастливее
Хотя могут быть моменты, когда из-за высокой чувствительности вещи могут стать подавляющими и напряженными, чувствительность не должна рассматриваться как отрицательная черта.
Максимумы жизни могут принести больше радостных переживаний и счастья, чем тот, кто не является СЧЛ. Поиск способов справиться со стрессом, когда он действительно приходит, может быть полезен для людей с чувствительными личностями.
Есть несколько советов, которые СЧЛ могут использовать, чтобы помочь ограничить негативный опыт и подпитывать позитив:
Знание триггеров – пытаясь выяснить, что вызывает стресс и чувство перегруженности, СЧЛ могут научиться их избегать.
Хотя некоторых факторов стресса не всегда можно избежать, многие из них можно контролировать. Например, если человек знает, что фильмы со сценами насилия вызывают у него стресс, их следует легко избегать.
Добавьте позитива — если СЧЛ знает, что у него будет очень стимулирующий день, которого он не может избежать, он может посвятить некоторое время занятию, которое ему нравится, чтобы стресс не перерос в стресс. подавляющий.
Сюда могут входить даже простые перерывы на отдых, когда человек ничего не делает, чтобы у человека было время перезарядиться.
Научитесь говорить «нет» . Хотя создание границ с другими может показаться неестественным, иногда важно говорить «нет», если собственное счастье и покой человека приносятся в жертву нуждам других.
Решение о том, что можно разумно сделать, а что нельзя, может помочь в выборе того, что делать для других. Вполне вероятно, что другие люди не осознают, что СЧЛ чувствует себя подавленным своими требованиями и не хотел бы, чтобы они страдали из-за собственных действий.
Создайте расслабляющую атмосферу . Когда дела неизбежно становятся слишком беспокойными, для СЧЛ может быть очень полезно иметь место, куда они могут уединиться, когда им нужно расслабиться.
Это место может быть дома, в спальне или в парке. Пока есть место, где СЧЛ может по-настоящему расслабиться и восстановить силы, когда дела становятся слишком стимулирующими.
Воспользуйтесь чувствительностью как преимуществом – если СЧЛ находит удовольствие, например, в искусстве или приятных запахах, они могут позаботиться о том, чтобы провести некоторое время, принимая участие в деятельности, которая им доставляет удовольствие, таким образом, они максимально используют свою чувствительность.
Обучение других — объяснение другим о СЧЛ и о том, что это значит, может помочь им понять, что является слишком стимулирующим, и поэтому они могут предпринять сознательные усилия, чтобы сделать свое присутствие или окружающую среду более комфортными для человека.
Разбейте все на части — при наличии длинного списка задач, которые необходимо выполнить, может быть полезно разбить их на управляемые части. Это может включать в себя написание списка дел и выделение определенного количества времени для каждого, чтобы человек мог решить, что он может разумно сделать за отведенное ему время.
Быть добрым к себе – высокая чувствительность может означать, что СЧЛ чрезмерно критичен по отношению к себе и своим действиям. Тем не менее, негативный внутренний диалог может быть обесценивающим, бесполезным или поддерживающим.
СЧЛ должны помнить, что они не несут ответственности за чужое счастье, и если кто-то расстроен, они не должны винить себя, если они непосредственно не вызвали печаль.
Невозможно постоянно делать всех счастливыми, а чувства и эмоции других нельзя всегда контролировать.
Дополнительная литература
Арон, Э. Н., Арон, А., и Ягеллович, Дж. (2012). Чувствительность сенсорной обработки: обзор в свете эволюции биологической реакции. Обзор личности и социальной психологии, 16 (3), 262–282.
Асеведо, Б. П., Арон, Е. Н., Арон, А., Сангстер, М. Д., Коллинз, Н., и Браун, Л. Л. (2014). Высокочувствительный мозг: фМРТ-исследование чувствительности сенсорной обработки и реакции на эмоции других. Мозг и поведение, 4(4), 580-59.4.
Ссылки
Арон, Э. Н., и Арон, А. (1997). Сенсорная чувствительность и ее связь с интроверсией и эмоциональностью. Журнал личности и социальной психологии, 73 (2), 345.
Дайер, С. (2010, 1 февраля). Высокочувствительный человек: интервью с Элейн Арон. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=6DezjkilrSY&ab_channel=ShariDyer
Фрага, Дж. (2019, 18 апреля). Быть высокочувствительным человеком — это научная черта личности. Вот на что это похоже. Линия здоровья. https://www.healthline.com/health/mental-health/what-its-like-highly-sensive-person-hsp
Граннеман, Дж. (2019, 13 декабря). 21 признак того, что вы очень чувствительный человек. Высокочувствительное убежище. (н.д.). Высокочувствительный человек, Психология сегодня. Получено 21 января 2022 г. с: https://www.psychologytoday.com/gb/basics/highly-sensive-person
Scott, E. (2020, 18 сентября). Кто такой высокочувствительный человек (ВЧЛ)? Очень хорошо разум. https://www.verywellmind.com/highly-sensitive-persons-traits-that-create-more-stress-4126393#toc-potential-pitfalls
Ключевое значение имеет восприятие? Предсказывают ли перцептивная чувствительность и родительское поведение реакцию детей на эмоции других?
. 2017 ноябрь;163:53-68.
doi: 10.1016/j.jecp.2017.06.012. Epub 2017 21 июля.
Джойс Виланд 1 , Алите Ван ден Аккер 2 , Майке Слагт 3 , Сэмюэл Патнэм 4
Принадлежности
- 1 Научно-исследовательский институт развития и образования детей Амстердамского университета, 1001 NH Amsterdam, Нидерланды. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Научно-исследовательский институт развития и образования детей Амстердамского университета, 1001 NH Amsterdam, Нидерланды.
- 3 Утрехтский центр детских и подростковых исследований, Утрехтский университет, 3584 CS Утрехт, Нидерланды.
- 4 Факультет психологии, Колледж Боудойн, Брансуик, Мэн 04011, США.
- PMID: 28738311
- DOI: 10.1016/j.jecp.2017.06.012
Джойс Виланд и др. J Exp Детская психология. 2017 ноябрь
. 2017 ноябрь;163:53-68.
doi: 10.1016/j.jecp.2017.06.012. Epub 2017 21 июля.
Авторы
Джойс Виланд 1 , Алите Ван ден Аккер 2 , Майке Слагт 3 , Сэмюэл Патнэм 4
Принадлежности
- 1 Научно-исследовательский институт развития и образования детей Амстердамского университета, 1001 NH Amsterdam, Нидерланды. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Научно-исследовательский институт развития и образования детей Амстердамского университета, 1001 NH Amsterdam, Нидерланды.
- 3 Утрехтский центр детских и подростковых исследований, Утрехтский университет, 3584 CS Утрехт, Нидерланды.
- 4 Факультет психологии, Колледж Боудойн, Брансуик, Мэн 04011, США.
- PMID: 28738311
- DOI: 10.1016/j.jecp.2017.06.012
Абстрактный
При взаимодействии с другими людьми как биологическая предрасположенность детей, так и прошлый опыт играют роль в том, как они будут обрабатывать социально-эмоциональные сигналы и реагировать на них. Дети могут отчасти по-разному реагировать на такие сигналы, потому что они различаются по порогу восприятия таких сигналов в целом. Теоретически перцептивная чувствительность (т. е. степень обнаружения слабых, низкоинтенсивных раздражителей из внешней среды, независимая от зрительных и слуховых способностей) может поэтому предоставить нам конкретную информацию об индивидуальных различиях в восприимчивости к окружающей среде. Однако черта темперамента перцептивной чувствительности крайне мало изучена. В эксперименте проверяли, могут ли дети школьного возраста (N=521, 52,5% мальчиков, М возраст = 9,72 года, SD = 1,51) моторная (лицевая электромиография) и аффективная (самоотчет) реакция на динамическую мимику и вокализация предсказываются их (по сообщениям родителей) перцептивной чувствительностью. Наши результаты показывают, что перцептивная чувствительность детей предсказывает их двигательную реакцию как на счастливые, так и на сердитые выражения и вокализации. Кроме того, перцептивная чувствительность взаимодействовала с положительным (но не отрицательным) родительским поведением в прогнозировании двигательной реакции детей на эти эмоции. Наши результаты показывают, что перцептивная чувствительность действительно может предоставить нам информацию об индивидуальных различиях в реакции на социально-эмоциональные сигналы, как отдельно, так и во взаимодействии с родительским поведением. Поскольку перцептивная чувствительность фокусируется именно на том, воспринимают ли дети сигналы из окружающей среды, а не на том, вызывают ли эти сигналы возбуждение и/или способны ли дети регулировать это возбуждение, следует считать, что перцептивная чувствительность лежит в основе таких индивидуальных различий.
Ключевые слова: Выражение эмоций; электромиография лица; Воспитание детей; Перцептивная чувствительность; Реактивность; Темперамент.
Copyright © 2017 Elsevier Inc. Все права защищены.
Похожие статьи
Экспрессия 5-HTTLPR вне кожи: экспериментальная проверка гипотезы эмоциональной реактивности у детей.
Виланд Дж., Слагт М., Бруммельман Э., Мэттис В., де Кастро Б.О., Овербик Г. Виланд Дж. и др. ПЛОС Один. 11 ноября 2015 г .; 10 (11): e0141474. doi: 10.1371/journal.pone.0141474. Электронная коллекция 2015. ПЛОС Один. 2015. PMID: 26560754 Бесплатная статья ЧВК.
Чувствительность сенсорной обработки как маркер дифференциальной восприимчивости к воспитанию.
Слагт М., Дубас Дж.С., ван Акен МАГ, Эллис Б.Дж., Декович М. Слагт М. и др. Дев Психология. 2018 март; 54 (3): 543-558. дои: 10.1037/dev0000431. Epub 2017 20 ноября. Дев Психология. 2018. PMID: 29154642
Самостоятельная оценка направления взгляда и динамической мимики: влияние на электромиографические и вегетативные реакции лица.