Шкалирование это в психологии – —

Шкалирование | Мир Психологии

ШКАЛИРОВАНИЕ

Шкалирование (англ. scaling) — см. Аттитюда измерение, Методы шкалирования, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Шкалирование — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных — антропологии, социологии психологии и прочих — шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования. Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную. Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два этапа:

  1. на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними;
  2. на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как выбор и реализация метода шкалирования. Есть два типа задач, решаемых с помощью методов шкалирования:
    1) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок;
    2) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с помощью шкалы установок.

Психологическая диагностика (основные понятия). Акимова М.К.

Шкалирование — метод вынесения субъективных оценок объекта по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных или графических градаций.

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Шкалирование (от англ. scaling – определение масштаба) – метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В конфликтологии Ш. является одним из средств математического анализа изучаемого явления, способом организации эмпирических данных. Различные методы шкалирования представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы. В ходе различных опросов предлагается набор утверждений, каждое из которых должны оценить с помощью градуированного набора высказываний. Напр., от «очень одобряю», до «очень не одобряю». Этим высказываниям приписывают различные баллы. Конечный шкальный балл – это сумма полученных баллов по всем признакам. Независимо от выбора метода Ш. исследователь должен обеспечить соответствие составленной им шкалы требованиям надежности и валидности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, 1996).

В конфликтологии Ш. является более разработанной процедурой, чем в психологии и социологии. шкалирование конфликтологической информации способствует получению новой информации, которую без использования Ш. добыть затруднительно.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Шкалирование — создание и использование шкалы; чаще всего первое. Обычно в социальных науках создание шкалы заключается в оценке субъективного психологического опыта и разработки числовой системы для ее измерения. Если взять в качестве примеров некоторые, по-видимому, тривиальные, но фактически довольно фундаментальные и важные вопросы, ответами на них будут принципы шкалирования.

Ощущается ли вес в 20 фунтов как в два раза более тяжелый, чем вес в 10 фунтов? Делает ли удвоение мощности радио звук в два раза громче? Кажутся ли 10 минут в два раза длиннее, чем 5? В каждом случае ответ может быть получен только путем создания шкалы психологического измерения (тяжести, громкости, времени), математически связанной с некоторым известным физическим измерением. Дальнейшее обсуждения терминологии, связанной с этим вопросом, см. в статьях методы шкалирования, многомерное шкалирование, шкапа, измерительная шкала.

предметная область термина

КОСВЕННОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ См. шкалирование, косвенное.

ГАТТМАНА, ШКАЛИРОВАНИЕ — метод, разработанный Н. Гаттманомдля измерения отношений. Пункты на кумулятивной шкале отношений ранжированы таким образом, что предполагается, что положительная реакция на любой данный пункт отражает положительную реакцию на все пункты более низкого ранга.

КРАСКАЛА-ШЕПАРДА, ШКАЛИРОВАНИЕ — тип многомерной процедуры шкалирования, разработанный относительно независимо математиком Крас-калом и психологом Шепардом. Это методика требует, чтобы субъекты принимали решения относительно подобия различных стимулов; затем эти решения анализируются с тем, чтобы определить, какие основные психологические измерения использовались при принятии решений.

ШКАЛИРОВАНИЕ, КОСВЕННОЕ — общий термин, используемый для обозначения тех методов шкалирования, которые основываются на косвенных оценках опыта, таких как деление пополам или метод приспособления. Они противопоставляются более прямым методам шкалирования, таким какоцен-ка величины. См. обсуждение в статье методы шкалирования об описании этих и других процедур.

Многомерное ШКАЛИРОВАНИЕ (multidimensional scaling) Под М. ш. в большинстве случаев понимается семейство моделей и связанных с ними методов для представления данных о сходствах или различиях стимульных объектов либо др. элементов на основе заданной пространственной модели. По существу, целью М.ш. в более узком смысле является упрощение большой и сложной совокупности наблюдений посредством построения пространственного представления, которое позволит увидеть отношения между стимулами.

Предполагается, что в такой пространственной модели величины близостей (сходств, различий, индексов совместной встречаемости или других мер тесноты или близости) соотносятся простым и прямым способом с расстояниями между попарно сравниваемыми стимулами. Разумеется, когда речь идет о реальных данных, при получении к-рых неизбежны ошибки и искажения, точного соотношения достичь невозможно.

Один пример, часто используемый для иллюстрации М. ш., меняет общепринятый процесс считывания расстояний с карты городов на противоположный, чтобы получилась задача восстановления этой карты на основе знания одних только расстояний между городами. В действительности, в некоторых разновидностях М. ш. — процедурах неметрического М. ш. — достаточно знать только ранговый порядок расстояний между городами, чтобы восстановить их карту. Вращение координатных осей, упоминаемое здесь мельком, на самом деле вовсе не тривиальный вопрос в М. ш., имеющий, к тому же, большое значение для его практических приложений.

Цель М. ш. — не просто построить пространственную карту или репрезентацию стимулов, но еще и интерпретировать ее исходя из значащих психол. (или других) измерений. Эти измерения соответствуют координатным осям такой карты. В психол. приложениях М. ш. одни системы координат соответствуют «естественным» или легко интерпретируемым измерениям, тогда как другие с трудом поддаются интерпретации. Конкретная система координат, задаваемая машинной программой М. ш., может быть совершенно произвольной и требовать процедуры вращения для достижения приемлемой интерпретируемости результатов.

Модели индивидуальных различий, к-рые мы рассматриваем несколько позже как «трехмерные» модели М. ш., и в особенности метод INDSCAL, могут помочь в решении этой проблемы вращения. Обратимся сначала к моделям и методам М. ш. для однотипных (напр., стимулы) двумерных (напр., парные сравнения) данных о близости. Эти данные могут иметь источником непосредственные суждения людей о сходстве или различии, а также получаться из др. данных, таких как смешиваемость пар стимулов или разнообразные типы производных мер сходства либо различия (например, мера «расхождения профилей», вычисляемая между стимулами по оценочным шкалам, или различные меры сходства, выводимые из материалов ассоциативных экспериментов). В некоторых случаях, в качестве мер сходства (переменных, людей, стимулов или др. элементов) используются корреляционные матрицы, так что М. ш., при таком его применении, можно рассматривать как альтернативный факторному анализу метод получения многомерной структуры из корреляционных данных. После того как близости определены, их можно представить в виде квадратной таблицы с двумя входами (матрицы).

Эта таблица обычно (хотя и не всегда) бывает симметричной. Часто важно разграничивать метрические и неметрические подходы к М. ш. В метрическом М. ш. предполагается, что близости измеряются, по меньшей мере, в интервальной шкале. В неметрическом М. ш. от функции близости обычно требуется лишь быть монотонной, или сохраняющей порядок. Т. о. неметрическое шкалирование допускает близости, измеренные в порядковой шкале. Многомерное шкалирование индивидуальных различий Первой моделью М. ш. индивидуальных различий была модель «точек зрения», предложенная Такером и Мессиком.

Вскоре появился подход, названный INDSCAL (INdividual Differences multidimensional SCALing), к-рый в настоящее время стал господствующим. INDSCAL объясняет индивидуальные различия в данных о близости на основе модели, к-рая предполагает общий, базисный набор измерений для стимулов (или др. объектов), но в то же время допускает, что разные субъекты (или др. источники информ.) имеют различные паттерны выделенности этих общих измерений или, говоря иначе, придают разную значимость (отражаемую в весовых коэффициентах) этим измерениям. Полагая теперь, что «трехмерные» данные о близости соответствуют суждениям разных людей о сходстве, эта модель приводит к довольно правдоподобному допущению, что каждый субъект просто обладает различным набором масштабных коэффициентов (к-рые можно представить себе в виде коэффициентов усиления или ослабления сигнала), применяемых к набору «базисных» психол. измерений стимула, общих для всех людей.

Иначе говоря, дело обстоит так, как если бы у любого чел. была система «регуляторов усиления», по одному на каждое базисное измерение стимула, выставленных в разное положение у каждого из них. Эти различные настройки могут быть обусловлены генетическими различиями либо средовыми факторами, действие к-рых скорректировано разным жизненным опытом, или, вероятнее всего, взаимодействием природы (наследственности) и воспитания (среды). Сильная сторона этой модели для индивидуальных различий в восприятии заключается в том, что предполагаемые для стимулов психол. измерения однозначно определяются суждениями субъектов о сходствах (на основе паттернов индивидуальных различий в суждениях о сходствах).

Другое, не менее важное преимущество этой модели в том, что выделенности, или веса перцептивных измерений могут служить весьма полезными мерами индивидуальных различий субъектов восприятия. Данные для М.ш. индивидуальных различий, как правило, представляют собой множество симметричных матриц близостей, по одной для каждого субъекта (или др. источника данных). Такие данные обычно имеют двухмодальную (стимулы и субъекты), но трехмерную (стимулы х стимулы х субъекты) организацию.

«Модальность», или, проще, тип, — специфическое множество элементов (напр., стимульная модальность, или множество стимулов). Число размерностей или «сторон» можно представить себе как число «направлений» в таблице данных (например, строки, столбцы и «слои» для «трехмерной» таблицы, хотя строки и столбцы могут соответствовать стимульной модальности, тогда как «слои» соответствуют модальности субъектов). Назначение анализа INDSCAL, при условии трехмерных данных о близости, — найти одновременно два решения: одно — для координат пространства стимулов, другое — для субъективных весов, с тем чтобы оптимизировать соответствие модели INDSCAL (преобразованным) данным о близости.

Метод INDSCAL предполагает метрические допущения и своего рода трехмерное обобщение «классического» метода двумерного М.ш. Наиболее эффективный подход к реализации этого анализа обеспечивает программа SINDSCAL, предложенная Пружански. Среди этих альтернативных моделей и методов особый интерес представляет подход, предложенный Такером и обычно называемый трехмодальным шкалированием, — адаптация разработанной Такером трехмодальной модели факторного анализа и метода для случая трехмерных данных о близости.

Широкое определение многомерного шкалирования При самом широком определении М. ш. включает в себя множество разнообразных геометрических моделей для представления данных психологии или др. поведенческих наук. В это множество могут входить дискретные геометрические модели, такие как древовидные структуры (обычно связанные с иерархической кластеризацией), структуры пересекающихся либо непересекающихся кластеров или др. сетевые модели. Однако для М. ш. более типична связь с континуальными пространственными моделями представления данных.

При широком определении М. ш. такие пространственные модели могут включать — в добавление к рассмотренной выше дистанциометрической модели для данных о близости — другие геометрические структуры, такие как векторная модель или модель развертывания для представления индивидуальных различий в данных о предпочтении (или др. преобладании), и даже модель факторного анализа. См. также Индивидуальные различия, Методы многомерного анализа, Статистика в психологии Дж. Д. Кэрролл

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Шкалирование — что это? Словарь, определение и значение слова

Шкалирование — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных — антропологии, социологии психологии и прочих — шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования.

Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную.

Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два этапа:

  1. на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними;
  2. на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов;

Есть два типа задач, решаемых с помощью методов шкалирования:

  1. числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок;
  2. числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с помощью шкалы установок.

Шкалирование —  одна из разновидностей измерительных методов, применяемых в психологии. Существуют две традиции использования термина шкалирование в психологии. В обиходном смысле под шкалированием понимают такой метод вынесения субъективных оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных градаций или заданных в графической форме. Примером такого рода методик шкалирования является «Семантический дифференциал».

В более корректном смысле академические психологи определяют шкалирование как основанную на определенной психометрической модели процедуру построения системы количественных оценок психических свойств, параметров процессов или образов.

Шкалирование в этом контексте отличается от единичного измерения тем, что позволяет по отдельным наблюдениям воссоздать целостную кривую отображения (функциональную зависимость) свойств стимула на свойства ощущений. На основании этой построенной шкалы оказывается возможным по величине стимула предсказать интенсивность ощущения (субъективной реакции на стимул). Во второй половине ХХ в. с появлением и распространением компьютерной техники были разработаны более мощные процедуры количественно-статистической обработки субъективных оценок — так называемое многомерное шкалирование, позволяющее учитывать одновременно не один параметр единичного стимула (внешнего объекта или события), а множество параметров многих стимулов. В узком смысле под многомерным шкалированием (multi-dimensional scaling — MDS) принято обозначать экспериментальные технологии, основанные на оценке испытуемым пар объектов по уровню субъективного различия или сходства с последующим восстановлением на компьютере многомерной модели «субъективного пространства», в котром образы объектов отображаются в виде точек, местоположение которых задано проекцией на оси. Многомерное шкалирование стало сегодня ведущим методом экспериментальных и прикладных исследований в области психофизики сенсорного восприятия (например, построены полезные в практике технического синтеза цветовых стимулов MDS-модели цветоразличения), в области экспериментальной психосемантики (моделирование категориальных систем в виде «субъективных семантических пространств»), в области социально-психологических и психолого-экономических, маркетинговых исследований («субъективные пространства восприятия и оценки политических лидеров и партий», «субъективные пространства потребительского восприятия и предпочтения свойств товаров» и т. п.).


Шкалирование — это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблю­даемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется). Шкалирование помогает определить низшую и высшую ступени исследуемого явления.


Шкалирование – один из способов измерения, широко распространенный в психологии. Он дает возможность моделировать реально протекающие процессы посредством числовых комбинаций. Помимо психологии, шкалирование часто применяют в социологических науках и антропологии, где этот измерительный метод выступает как эффективный способ организации эмпирических данных.

Чем обусловлено применение приемов шкалирования?

Популярность приемов шкалирования обусловлена тем фактом, что большую часть объектов социально-психологического характера нельзя зафиксировать (определить место и время их существования), поэтому их прямое измерение невозможно. Шкалирование решает эту проблему, поскольку через этот метод качественные показатели приводят к единому числовому знаменателю. В зависимости от того, какие задачи преследует исследователь, он выбирает вид шкалирования – шкалу оценок (для выявления средней оценки всей группы объектов) или шкалу установок (для определения отношения индивидов к конкретным явлениям).

Основные этапы шкалирования

Сам процесс шкалирования состоит из двух этапов:

  1. На первом этапе происходит сбор данных, после чего необходимо смоделировать эмпирическую систему объектов, подлежащих исследованию, а также зафиксировать связи между ними.
  2. Второй этап – это анализ полученных данных, который завершается построением числовой системы, отражающей взаимоотношения объектов в эмпирической системе.

Стоит отметить, что после изобретения компьютера шкалирование стало более совершенным: появилась возможность изучать многие параметры разнообразных стимулов.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Введение в психологическое шкалирование §1. Психофизические шкалы

Самые первые методы психологических измерений (т.е. методы построения психологических или субъективных шкал) были разработаны в разделе психологии, называемом психофизикой. Основная задача, которую ставили перед собой психофизики — это определить, как соотносятся физические параметры стимуляции и соответствующие им субъективные оценки наших ощущений (Боринг, 1950). Зная эту связь, т.е. имея в распоряжении функцию типа R = f(S), где S значение физического параметра стимула, a R значение субъективной реакции, предсказать ощущение, соответствующее какому-либо стимулу, есть дело простого расчета.

Психофизическая функция устанавливает связь между числовыми значениями двух типов, с одной стороны — это шкала физического измерения стимула, с другой — значения психологической или субъективной реакции на этот стимул. Очевидно, что точность расчетов прямо зависит от функции связи f, т.е. от того, будет она более жесткой или более расплывчатой. Но сама психофизическая функция, как шкала, в свою очередь, зависит от того, что из себя представляют исходные измерения R и S. Например, если измерения R и S дают шкалу отношений, то функция/может устанавливать пропорциональную зависимость, а если R и S являются только порядковой шкалой, то и результирующая связь между ними ограничится установлением монотонности, например, но не более. Таким образом, для построения психологических шкал существенно, какого типа измерение было проведено как для стимулов, так и для реакций. Но в то время как физические измерения достаточно хорошо известны и пользуются у исследователей доверием, психологические измерения даже в среде психологов популярны намного меньше, поэтому мы несколько подробнее отметим принципы измерений, относящихся к субъективному шкалированию.

В основе субъективных измерений лежит процедура приписывания чисел элементам из данного множества реакций. Это приписывание должно производиться по некоторым правилам. Правила заключаются в том, чтобы определенные отношения, которые установлены для чисел, выполнялись также и на множестве реакций. В зависимости от того, какие именно отношения можно установить для данного множества реакций, строится и соответствующая шкала измерения. По общепринятой классификации для субъективных измерений обычно рассматривают четыре основных типа шкал (Стивенс, 1960; Пфанцагль, 1976):

1. Шкала наименований, или классификационная шкала строится на единственном отношении — отношении эквивалентности. Деления на шкале характеризуют критерии, на основании которых производится классификация. Способность человека оценить любой стимул по заданному критерию как принадлежащий или не принадлежащий данному классу настолько очевидна, что возможность построения шкалы наименований для реакций различного уровня сложности обычно не вызывает возражений.

2. Шкала порядка строится на основании сразу двух отношений — эквивалентности и порядка. Естественно, что далеко не все объекты субъективно можно подчинить отношению порядка. Например, сразу очень трудно сказать, что больше — круг или треугольник, однако если выделить в этих объектах такое свойство, как площадь, то установить порядковые отношения для этих объектов уже значительно легче. Такие упорядочивания объектов по их отдельным свойствам широко используются при составлении различных оценочных шкал.

3. Шкала интервалов. Этот тип шкалы требует дополнительной возможности устанавливать равенство попарных различий между двумя парами стимулов, иначе говоря, определять равенство субъективных интервалов. Возможность построения такой шкалы позволяет большую часть свойств существующих числовых систем приписывать тем числам, которые получены на основе субъективных оценок. Построение для реакций шкалы интервалов является в психологии уже значительным достижением. Но, с другой стороны, интуитивно не очевидно, что человек всегда может делать оценки, соответствующие шкале интервалов. Действительно, если субъективные оценки не соответствуют некоторому физически измеряемому свойству, то совсем не очевидно, как можно установить соответствие оцениваемых стимулов шкале интервалов.

4. Шкала отношений получается, когда, кроме уже перечисленных операций: эквивалентности, порядка и сравнения разностей — можно осуществить для объектов сравнение попарных отношений. Это обусловлено возможностью оценивать абсолютное значение величины реакции и требует наличия на шкале нулевой точки, как на шкале температур Кельвина, например.

Последние две шкалы можно назвать «сильными», т.е. по результатам таких измерений можно строить более точные, более однозначные психофизические функции, к ним можно применить более тонкий статистический аппарат, чего нельзя сделать по отношению к первым двум типам шкал. Немаловажное значение имел и тот факт, что все физические измерения приводят обычно именно к «сильным» шкалам. Поэтому для психофизиков большее значение имели методические процедуры построения шкал интервалов и отношений, чем каких-либо других.

Первые две шкалы получили название неметрических, вторые две — метрических. В соответствии с этим в психологии говорят и о двух подходах к психологическим измерениям: метрическом (более строгом) и неметрическом (менее строгом).

studfiles.net

4.2. Шкалирование

Шкала– это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах [7, с. 359]. В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

Шкалирование— это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблю­даемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется). Шкали­рование помогает определить низшую и высшую сту­пени исследуемого явления.

В психолого-педагогических исследованиях применяют классификацию шкал, предложенную С.Стивенсоном (см. рис. 16), согласно которой четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называют измерительнымишкалами(номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений) [4, с. 122].

Рис. 16. Классификация шкал по С. Стивенсону

1. Шкала наименований (номинальная)делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Примеры: Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки — 1, мальчики – 2; группы ответов респондентов и их обозначения (кодирование): да — 01, нет – 02, затрудняюсь ответить – 03; типы темперамента: 01 — сангвиник, 02 — холерик, 03 — флегматик, 04 — меланхолик.

2. Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная)предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. Также примерами порядковой шкалы являются закодированные уровни от низкого до высокого, уровни владения знаниями, умениями или навыками, ранжируемые иерархии предпочтения ценностей. Порядковая шкала с двумя различными вариантами ответов называетсядихотомической шкалой, например, «высокий» — «низкий», «прошел тест» — «не прошел».

Отличие порядковой шкалы от шкалы наиме­нований заключается в том, что в шкале рангов классы (группы) объектов упорядочены. Поэтому произвольным образом изменять значения признаков нельзя — должна сохраняться упорядоченность объектов (порядок следования одних объектов за другими).

В порядковой шкале ничего нельзя сказать о рав­номерности или неравномерности интервалов между соседними значениями оценок. Мы не вправе, к примеру, сказать о том, что знания учащегося, оцененные на «5», настолько же отличаются от знаний, оцененных на «4», как знания, оцененные на «4», отлича­ются от знаний, оцененных на «3». И поэтому совершенно некорректно использование так широко применяемой в педагогических исследованиях величины среднего балла (по классу, группе уча­щихся и т.д.), поскольку усреднение предполагает сложение значе­ний величины, а операция суммы для порядковых шкал не может быть корректно определена. Поэтому, например, утверждение о том, что знания учащихся в экспериментальных классах в среднем на 0,5 балла выше, чем в контрольных, будет неправомочным, некорректным, если они измерены в порядковой шкале. Тем более при использовании балльных оценок некорректны (даже абсурдны) утверждения типа: «эффективность экспериментальной методики в 2,6 раза выше контрольной» [6].

Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования(измерения): ранжирование (в ряд), группировка (ранжирование по группам), парное сравнение, метод рейтинга, метод полярных профилей.

Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Пример. Измерение интенсивности посещения факультативных занятий можно проводить в следующей шкале: не посещаю, посещаю редко, посещаю, посещаю часто.

Группировкаобъектов производится по всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака. Например, учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки знаний, умений и навыков делятся на отличников, хорошистов и т. д.

Парноесравнение. Объекты сопоставляются друг с другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого объекта (его ранг).

Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.

Метод полярных профилей.Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый — злой, теплый — холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример: оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале: (Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)

3. Шкала интервальная (интервалов, интервальное намерение)— это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.

Примерыинтервальных шкал: температурные шкалы, шкалы тестирования, шкалы интеллекта,IQ.

4. Шкала отношенийотличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Шкала отношений – самая мощная шкала. Она позволяет оценивать, во сколько раз один измеряемый объект больше (меньше) другого объекта, принимаемого за эталон, единицу. Для шкал отношений существует естественное начало отсчета (нуль).

В шкале отношений производятся точные измерения по физике, химии, биологии. Также сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (количество учащихся на занятии, время выполнения теста, число правильно решенных задач и т. п.).

Математические и статистические вычисления, используемые на рассмотренных шкалах, представлены в табл. 1. Из этой таблицы видно, что переход от одной шкалы к другой сопровождается расширением класса допустимых математических и статистических операций.

Таблица 1.

Допустимые преобразования на шкалах

Шкала

Математические и статистические величины, вычисление которых допустимо в данных шкалах

Наименований

Мода, частота, абсолютное и относительное значение, корреляция

Порядковая

Мода, медиана, частота, корреляционный и дисперсионный анализы

Интервальная

Мода, медиана, среднее, дисперсия, стандартное отклонение, корреляционный анализ, ранговые непараметрические критерии

Отношений

Все показатели описательной статистики

studfiles.net

Измерительные шкалы в психологии. Типы шкал, примеры.

Поделись с друзьями

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей. Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Понятие «стимул» используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что «стимулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации. Подобная процедура применяется при тестировании знаний и задач по Кумбсу, Гуттману или Рашу.

Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений — раздел психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел математической психологии.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Измерительная шкала— основное понятие, введенное в психологию в 1950г. С.С.Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе.

Приписывание чисел объектам создает шкалу. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, производимых над реальными объектами.

Числовая система является множеством элементов с реализованными на нем отношениями и служит моделью для множества измеряемых объектов.

Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Операции, а именно — способы измерения объектов, задают тип шкалы. Шкала характеризуется видом преобразований, которые могут быть отнесены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно интерпретировать.

Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных измерения.

Шкала (лат. scala — лестница) в буквальном значении есть измерительный инструмент.П. Суппес и Дж. Зинес дали классическое определение шкалы: «Пусть A — эмпирическая система с отношениями, R — полная числовая система с отношениями, f — функция, которая гомоморфно отображает А в подсистему R (если в области нет двух разных объектов с одинаковой мерой, что является отображением изоморфизма). Назовем шкалой упорядоченную тройку <А; R; f>».

Обычно в качестве числовой системы R выбирается система действительных чисел или ее подсистема. Множество А — это совокупность измеряемых объектов с системой отношений, определенной на этом множестве. Отображение f — правило приписывания каждому объекту определенного числа.

В настоящее время определение Суппеса и Зинеса уточнено. Во-первых, в определение шкалы вводится G — группа допустимых преобразований. Во-вторых, множество А понимается не только как числовая система, но и как любая формальная знаковая система, которая может быть поставлена в отношение гомоморфизма с эмпирической системой. Таким образом, шкала — это четверка <А; R; f; G>. Согласно современным представлениям, внутренней характеристикой шкалы выступает именно группа G, а f является лишь привязкой шкалы к конкретной ситуации измерения.

В настоящее время под измерением понимается конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру. Как уже отмечено выше, совсем не обязательно такой структурой должна быть числовая. Это может быть любая структура, с помощью которой можно измерить характеристики объектов, заменив их другими, более удобными в обращении (в том числе числами).

2.Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений. Ряд специалистов выделяет также абсолютную шкалу и шкалу разностей.

С.С.Стивенс различал четыре осн. типа измерительных шкал. В восходящем порядке это шкала наименований, порядковая шкала, интервальная шкала и шкала отношений. Эти шкалы являются иерархическими: шкалы более высокого уровня обладают всеми свойствами шкал более низкого уровня плюс дополнительными свойствами. Шкала наименований допускает классиф. объектов по качественно различным и независимым категориям. Порядковая шкала включает классиф. и величину (больше или меньше), т. е., она допускает ранжирование объектов по степени выраженности той характеристики, к-рой они обладают. Интервальная шкала включает классиф., величину и равенство интервалов. В дополнение к классиф., сравнению величины и установлению равных интервалов, шкала отношений обладает абсолютным началом отсчета.

Шкала наименований (номинальная шкала) – 4 этапа развития

1-й этап. Исследование всякого объекта начинается с выделения его из множества других объектов Вселенной и обозначения объекта каким-либо термином. При этом автоматически возникает шкала наименований, содержащая только два класса: «объект Х» и «не объект Х».

2-й этап. На данном этапе шкала наименований представляет собой лишь множество не слишком точно определенных терминов, которыми  обозначают объекты X, Y1…Yn. При этом, из-за малой точности определения терминов, подмножества объектов, обозначаемые разными терминами, могут пересекаться. А для некоторых объектов, которые по своим признакам вроде бы попадают в данную предметную область («похожи на объект Х»), вообще может не найтись обозначающего их термина.

3-й этап. При дальнейшем развитии шкалы наименований повышается точность определения терминов, используемых для обозначения классов объектов, измеряемых в данной номинальной шкале. Т.е. повышается точность набора «стандартных моделей объектов», составляющих номинальную шкалу. Водятся обозначения для тех объектов из данной предметной области, которые на предыдущем этапе развития шкалы были лишены обозначений. За счет уточнения и корректировки терминов, обозначающих объекты предметной области исключаются пересечения подмножеств объектов, обозначаемых разными терминами. В результате более совершенная  шкала наименований  уже упорядочивает объекты на основе отношения эквивалентности.

4-й этап. Дальнейшее развитие происходит за счет ее упорядочивания, установления соотношений и взаимосвязей между различными подмножествами объектов, обозначаемых разными терминами в рамках номинальной шкалы. Поэтому упорядоченные номинальные шкалы называют также классификационными. Важно, что упорядочение номинальной шкалы не делает ее шкалой порядка, т.к. в этом случае объектам не ставятся в соответствие ординальные числа, номинальные классы не связаны отношением порядка и не обладают свойством транзитивности. Зная место химического элемента в периодической системе Менделеева можно точно определить его химические свойства и несколько менее точно определить его ядерно-физические свойства. Наиболее упорядоченная математическая конструкция — это числовая прямая, состоящая из действительных чисел, что соответствует шкале отношений. Если бы только объекты можно было бы исчерпывающе описать при помощи одного действительного числа, то их удалось бы упорядочить идеальным образом — вдоль числовой прямой, так, что место объекта полностью определяло бы его свойства.  С другой стороны, большинство объектов слишком сложны, чтобы их можно было бы исчерпывающе описать с помощью только одного числа.

Порядковая (ординальная) шкала строится на основе отношений эквивалентности  и порядка. Если отношение порядка — бинарное, соотносящее два объекта, то транзитивность — тернарное свойство (как отношение “быть между”), оно определяет отношение трех объектов. По определению ординальная шкала не может содержать менее трех классов объектов.
Единица измерения в шкале порядка — различие в 1 класс или в 1 ранг. Ординальные шкалы упорядочивают объекты по определенному признаку, они обеспечивают возможность измерения свойств объектов, не определенных для номинальных шкал. В отличие от номинальных шкал на третьем и четвертом этапах их развития между любыми двумя величинами порядковой шкалы могут быть локализованы новые значения, при этом значения или ранги более высоких классов сдвигаются на соответствующие количество единиц.
Шкалы порядка приписывают объектам значения ординальных чисел, которые представляют качество объектов, например, положение в последовательности, степень (первый, второй,.. пятый), но не являются количественными, как кардинальные числа, представляющие собственно количество (один, два,.. пять).            Характерная черта шкал порядка — неопределенность нулевого значения. Так, нулевое значение IQ не имеет смысла, как и нулевой порядок в последовательности.

Интервальная шкала приписывает объектам значения кардинальных чисел, явл. собственно количественной шкалой. Свойства шкалы интервалов определяются введением метрики. Метрика — функция, вводящая понятие расстояния между двумя элементами, a, b, множества А.
 Основанная на метрике интервальная шкала позволяет не только констатировать различие объектов, как шкала порядка, но дает возможность выделять свойства объектов и сопоставлять их выраженность в терминах различия на определенное количество единиц, но не в терминах отношений величин. То есть можно утверждать, что “объекты a и b отличаются по выраженности свойства q на n единиц”, но нельзя, что “выраженность свойств различается в n раз”. Интервальная шкала позволяет дать количественную оценку интервала между точками, представляющими выраженность измеряемой характеристики объектов, что собственно и зафиксировано в названии шкалы. Если для шкалы порядка эквивалентность различий между парами точек не может быть установлена, то на шкале интервалов такая эквивалентность соблюдается на всех диапазонах шкалы. Самое мощное ограничение этой шкалы — невозможность оценить отношение величин. Отличительной чертой интервальной шкалы является произвольное положение нуля.
 Пример— температурная шкала Цельсия. Нулевое значение температуры в этой шкале — условное, т.к. не означает отсутствия измеряемого свойства — теплового движения молекул. В градусах Цельсия можно оценивать любые различия температур любых объектов, но утверждение, что 1°C во столько же раз меньше 2°C, во сколько 100°C меньше 200°C бессмысленно. Невозможно определить во сколько раз +30°C больше -10°C.

       Шкала отношений отличается от интервальной шкалы введением “естественного”, или абсолютного нуля, которому соответствует полное отсутствие измеряемого свойства. Если область определения значений шкалы отношений положительна, то ее называют положительной шкалой отношений. Все допустимые преобразования для шкалы отношений исчерпываются функциями вида f(x) = kx; (k > 0), что указывает на высочайшие возможности шкалы отношений как инструмента обобщения.

Шкала отношений, как наиболее мощная, суммирует все возможности, которыми обладают менее мощные шкалы наименований, порядка и интервалов. На ней определены отношения эквивалентности, равенства, порядка, функции метрики и расстояния. На шкале отношений можно определить равенство и ранговый порядок величин, равенство интервалов и отношений между величинами. Возможность оценки отношения величин — наиболее важная отличительная черта этой шкалы, определившая ее название.
Известные примеры шкалы отношений: массы, длины; температурная шкала Кельвина. Они представляют образцы положительных шкал отношений. На шкале отношений определены все арифметические операции, и к ее значениям применимы любые статистические процедуры.

students-library.com

42 Использование в психологии шкал измерения (по с. Стивенсу)

Понятие измерения в психологии. Особенности психологических измерений.

Измерение – приписывание числовых форм объектам\событиям в соответствии с определенными правилами. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения признака.

Виды измерений:

1 Нормативное – результат испытуемого сравнивается с результатом других людей (эталонной группой лиц)

2 Критериальное — результат испытуемого сравнивается с каким-то критерием; определяется не относительный, а абсолютный статус

3 Ипсативное — результат испытуемого сравнивается с его предыдущим уровнем

Проблема измерения в психологии связана с:

-объектом измерения (человеком)

— методами измерения (тест)

— исследователем, испытателем, эксперементатором.

Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями.

Шкалирование.

Шкала измерения – форма фиксации результатов измерения с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения.

Классификация шкал измерения (С. Стивенс).

А)неметрические измерительные шкалы

Номинативная шкала (неметрическая), или шкала наименований — это шкала, классифицирующая по названию (лат. nomen — имя, название). В её основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с измерением. Пользуясь определённым правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.

Простейший случай номинативной шкалы — дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек, например: «имеет братьев и сестер — единственный ребенок в семье»; «иностранец – соотечественник»; проголосовал «за» — проголосовал «против» и т.п.

Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения. При этом исследователь зачастую заинтересован в одном из них, и тогда он говорит, что признак «проявился», если тот принял интересующее его значение, и что признак «не проявился» , если он принял противоположное значение. Например: «Признак леворукости проявился у 8 испытуемых из 20». В принципе номинативная шкала может состоять из ячеек «признак проявился — признак не проявился».

Более сложный вариант номинативной шкалы — классификация из трех и более ячеек, например: «экстрапунитивные — интрапунитивные — импунитивные реакции» или «выбор кандидатуры А — кандидатуры Б -кандидатуры В — кандидатуры Г» или «старший — средний — младший — единственный ребенок в семье» и др.

Таким образом, номинативная шкала позволяет нам подсчитывать частоты встречаемости разных «наименований», или значений признака, и затем работать с этими частотами с помощью математических методов.

Единица измерения, которой мы при этом оперируем — количество наблюдений (испытуемых, реакций, выборов и т. п.), или частота. Точнее, единица измерения — это одно наблюдение.

* Объекты А и Б принадлежат разным классам, но не известно насколько (определяется есть или нет признак). шкала наименований отражает отношения типа: похож/не похож, тот/не тот, относится к группе/не относится к группе

Примером шкалы такого рода может служить классификация испытуемых на мужчин и женщин

Порядковая шкала, или ранговая шкала — это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше» (в соответствии с возрастанием или убыванием значений общего для этих объектов признака). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс (ранг), или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.

Каждому объекту приписывается число, которое называется ранг, а процесс измерения по этой шкале – ранжирование.

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов например «положительная реакция — нейтральная реакция — отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности — подходит с оговорками — не подходит» и т. п.

* В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами а знаем лишь, что они образуют последовательность. Если объектам А и Б приписаны разные ранги, то можно сказать, что они отличаются в отношении измеряемого свойства и можно определить какой объект в большей степени обладает свойством, а какой в меньшей.

От классов легко перейти к числам, если мы условимся считать, что низший класс получает ранг 1, средний класс — ранг 2, а высший класс — ранг 3, или наоборот. Чем больше классов в шкале, тем больше у нас возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

Единица измерения в шкале порядка — расстояние в 1 класс или в 1 ранг, при этом расстояние между классами и рангами может быть разным (оно нам неизвестно).

При ранжировании, следует иметь в виду два обстоятельства:

Установите для себя и запомните порядок ранжирования. Вы можете ранжировать испытуемых по их «месту в группе»: ранг 1 присваивается тому, у которого наименьшая выраженность признака, и далее – увеличение ранга по мере увеличения признака. Или можно ранг 1 присваивать тому, у которого 1-е место по выраженности данного признака (например, «самый быстрый»). Строгих правил выбора здесь нет, но важно помнить, в каком направлении проводилось ранжирование (возрастание\убывание).

Соблюдайте правило ранжирования для связанных рангов, когда двое и более испытуемых имеют одинаковую выраженность измеряемого свойства. В этом случае таким испытуемым присваиваются один и тот же, средний ранг. Например, если вы ранжируете испытуемых по «месту в группе» и двое имеют одинаковые самые высокие исходные оценки, то обоим присваивается средний ранг 1,5: (1+2)/2 = 1,5. Следующему за этой парой испытуемому присваивается ранг 3, и т.д. Это правило основано на соглашении соблюдения одинаковой суммы рангов для связанных и несвязанных рангов. В соответствии с этим правилом сумма всех присвоенных рангов для группы численностью N должна равняться N(N+1)/2, вне зависимости от наличия или отсутствия связей в рангах.

Пример метод экспертных оценок. К примеру, когда человека просят проранжировать цвета по предпочтению, от самого приятного, до самого неприятного. В этом случае, мы точно можем сказать, что один цвет приятнее другого, но о единицах измерения мы не можем даже предположить, т.к. человек ранжировал цвета не на основе каких-либо единиц измерения, а основываясь на собственных чувствах. То же самое происходит в тесте Рокича, по результатам которого мы так же не знаем на сколько единиц одна ценность выше (больше) другой. Т.е., в отличие от соревнований, мы даже не имеем возможности узнать точные баллы различий.

Б)метрические измерительные шкалы.

Интервальная шкала – произвольно выбирается нулевая точка (не значит, что свойство полностью отсутствует) и единица измерения; это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц — меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Она дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями.

* Если объектам А и Б приписаны разные интервальные оценки, то можно сказать насколько эти объекты отличаются.

Наиболее распространенный пример использования интервальной шкалы — психологические тесты личности, установок и способностей. Например, результаты теста интеллекта обычно представляются подобным образом. Некто, имеющий IQ 120, предполагается более умным (предположим, что IQ определяет умственные способности), чем тот, чей IQ равен 110.

Шкала равных отношений или абсолютная шкала – характеризуется тем, что нулевая точка зафиксирована и обозначает полное отсутствие признака; это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.

По отношению к показателям частот возможно применять все арифметические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. Единица измерения в этой шкале отношений — 1 наблюдение, 1 выбор, 1 реакция и т. п. Мы вернулись к тому, с чего начали: к универсальной шкале измерения в частотах встречаемости того или иного значения признака и к единице измерения, которая представляет собой 1 наблюдение.

* Если объектам А и Б разные показатели, то можно сказать насколько и во сколько раз они отличаются.

Пример любые признаки, значения которых получается при счете (количество выборов, ошибок)

1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное» свойство. Примеров таких свойств много: наличие или отсутствие у испытуемого какой-либо наследственной болезни (дальтонизм, болезнь Дауна, гемофилия и др.), абсолютного слуха и др. В этом случае исследователь имеет право проводить «оцифровку» данных, присваивая каждому из типов цифру «1» или «0», и работать с ними как со значениями шкалы интервалов.

studfiles.net

ШКАЛИРОВАНИЕ :: психологический словарь

Психологический словарь


ШКАЛИРОВАНИЕ
— Шкалирование — одна из разновидностей измерительных методов, применяемых в психологии. Существуют две традиции использования термина «Шкалирование» в психологии. В обиходном смысле под шкалированием понимают такой метод вынесения субъективных оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных градаций или заданных в графической форме. Примером такого рода методик шкалирования является «Семантический дифференциал».

В более корректном смысле академические психологи определяют шкалирование как основанную на определенной психометрической модели (см. Измерение в психологии) процедуру построения системы количественных оценок психических свойств, параметров процессов или образов. Пример шкалирования в сенсорной психофизике — процедуры измерения порогов абсолютной и разностной чувствительности, установления «психометрической кривой» соответствия стимулов и ощущений. Шкалирование в этом контексте отличается от единичного измерения тем, что позволяет по отдельным наблюдениям воссоздать целостную кривую отображения (функциональную зависимость) свойств стимула на свойства ощущений. На основании этой построенной шкалы оказывается возможным по величине стимула предсказать интенсивность ощущения (субъективной реакции на стимул). Во второй половине ХХ в. с появлением и распространением компьютерной техники были разработаны более мощные процедуры количественно-статистической обработки субъективных оценок — так называемое многомерное шкалирование, позволяющее учитывать одновременно не один параметр единичного стимула (внешнего объекта или события), а множество параметров многих стимулов. В узком смысле под многомерным шкалированием (multi-dimensional scaling — MDS) принято обозначать экспериментальные технологии, основанные на оценке испытуемым пар объектов по уровню субъективного различия или сходства с последующим восстановлением на компьютере многомерной модели «субъективного пространства», в котором образы объектов отображаются в виде точек, местоположение которых задано проекцией на оси. Многомерное шкалирование стало сегодня ведущим методом экспериментальных и прикладных исследований в области психофизики сенсорного восприятия (например, построены полезные в практике технического синтеза цветовых стимулов MDS-модели цветоразличения), в области экспериментальной психосемантики (моделирование категориальных систем в виде «субъективных семантических пространств»), в области социально-психологических и психолого-экономических, маркетинговых исследований («субъективные пространства восприятия и оценки политических лидеров и партий», «субъективные пространства потребительского восприятия и предпочтения свойств товаров» и т. п.).

testme.org.ua