Школьная тревожность младших школьников: Доклад по теме «Тревожность младших школьников»

Содержание

Профилактика тревожности у младших школьников

Причины повышенной тревожности в процессе обучения могут быть разными, но все они требуют внимания и чуткости в оказании поддержки сыну или дочери. Найти ответы на вопросы «Как понять, что учеба вызывает у ребенка повышенную тревожность?» и «Что делать в подобной ситуации?» помогает родителям психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.

Новый этап

Поступление в школу означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная.

Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная.

В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными.

Больше всего беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни.

При поступлении в школу у младшего школьника происходит противоречие двух мотивов: «хочу», который исходит от самого ребенка, и «надо», который инициируется взрослыми. Ребенок становится подверженным мнению и оценкам окружающих, а осознание негативных замечаний влияет на его самочувствие и самооценку.

Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх, что его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. Все это может быть источником появления тревожности.

Неопознанный страх

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Волнение, повышенное беспокойство, отрицательная оценка со стороны педагога или сверстников, вызывающая чувство собственной неполноценности, трудно переносятся школьником, и он начинает испытывать боязнь, ранимость, мнительность и другие симптомы.

Причем, согласно исследованиям, тревожность испытывают дети разной успеваемости и разных возрастных групп, и, по оценкам психиатров, таких детей в младшей школе от 4 до 15%.

Состояние тревожности — это генерализованное ощущение неопределенной угрозы. Ожидание опасности сочетается с чувством неизвестности, в связи с чем ребенок не в состоянии объяснить, чего именно он опасается.

Как проявляется тревожность

Различают две формы тревожности: личностная — персональная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие и отвечает на них определенной реакцией, и ситуативная — состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.

Такие соматические признаки, как учащенное дыхание и сердцебиение, снижение порогов чувствительности, возрастание общей возбужденности, объясняют, почему ученик, которого, например, вызвали к доске, начинает одергивать костюм, почему у него начинают дрожать руки и мел падает на пол.

Дети в недостаточной степени подготовлены к преодолению тревожных ситуаций, в связи с чем часто становятся застенчивыми, невнимательными, рассеянными, прибегают к фантазиям и лжи.

Отличие тревожных детей состоит в том, что они проявляют беспокойство и тревогу в ситуациях, которые не несут угрозу. Также их отличает особая чувствительность. Довольно часто у таких детей занижена самооценка, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия от окружающих. Чаще всего это проявляется у детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи.

Тревожные дети склонны отказываться от деятельности, которая приносит им определенные трудности, так как они чувствительны к своим неудачам. Они могут вести себя на занятиях и вне занятий по-разному. Если на уроке ребенок напряжен и зажат, при ответе на вопрос учителя голос становится тихим, при этом речь его может быть как замедленной, так и наоборот — быстрой, торопливой, возникает двигательное возбуждение (ученик начинает теребить одежду руками, манипулировать чем-нибудь), то вне урока он ведет себя непосредственно.

У тревожных детей есть склонность к вредным привычкам невротического характера: они сосут пальцы, грызут ногти, выдергивают волосы, так как за счет манипуляций с собственным телом происходит снижение эмоционального напряжения.

Причины возникновения

По мнению профессора Анны Прихожан, причинами тревожности могут являться как внешние, так и внутриличностные источники: семейное воспитание, школьная неуспешность, взаимоотношения с учителем — и внутренний конфликт, определенный эмоциональный опыт.

Факторы семейного воспитания — центральная причина тревожности. В первую очередь это взаимоотношения между матерью и ребенком. При отвержении, непринятии матерью ребенка, в связи с отсутствием возможности удовлетворить потребности в любви, ласке и защите, у него возникает тревога.

В обратной ситуации — при симбиотических отношениях ребенка с матерью, гиперопеке — также может возникнуть детская тревожность. В данном случае мать ограждает ребенка от несуществующих, воображаемых опасностей, таким образом «привязывая» ребенка к себе. Это приводит к тому, что он начинает испытывать беспокойство, волнуется, боится, легко теряется, когда остается без матери. Развиваются пассивность и зависимость взамен активности и самостоятельности.

Помимо гиперопеки и гипоопеки, завышенных ожиданий и требований, которым ребенок соответствовать не может, либо полного попустительства, причинами тревожности могут стать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и взрослых со старшими детьми.

Переживание, которое вызвано разговором ребенка с раздраженным взрослым, ведет к глубинной, «безобъективной» тревожности. Во время такого разговора ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины, причину которой ребенок понять не может.

Внутренний конфликт всегда является причиной возникновения тревожности, когда стремления и желания ребенка противоречат друг другу.

Меры предосторожности

Важно помнить, что ситуативная тревога неустранима. Более того, она является непременным атрибутом ситуации обучения, поэтому и речи не может быть о том, чтобы избавиться от тревожности. Не превышая некоторого оптимального уровня, такое чувство беспокойства способствует мобилизации ресурсов организма для достижения какой-то цели, для решения задачи, то есть имеет приспособительный характер и выступает стимулом к действию.

В то же время если ситуативная тревожность повышена, то результативность деятельности снижается. Значит, задача заключается в том, чтобы не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Как этого добиться?

Прежде всего, надо понимать, что задача, которую ставят перед ребенком, не должна быть ни слишком простой, ни слишком сложной. Чересчур легкая задача не вызывает рабочего энтузиазма. Трудность — непременный атрибут школьного обучения и фактор, способствующий развитию и движению вперед.

Для профилактики тревожности детей младшего школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки. Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.

Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.

Второй вид направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.

Правила оценочной безопасности

Ребенок находится в зависимости от мнения значимых взрослых о нем и ждет их оценки своим действиям и поступкам. Как правильно давать эту оценку?

1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головы и т. п.).

2. Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «У тебя пять ошибок в этом диктанте» лучше сказать: «Давай с тобой найдем пять ошибок в этом диктанте».

3. На ложку дегтя — бочка меда. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «заклинания» «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» использовать эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил шесть букв, сегодня — не больше пяти».

5. Разрешать сомневаться и чего-то не знать.

6. Позволять делать выбор. Чувство, что от тебя что-то зависит, позволяет по-другому относиться к происходящему.

7. Формула «Опять ты не…» — верный способ выращивания неудачника.

8. Никогда не следует:

– прибегать к сарказму как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;

– заставлять ребенка отвечать, давить на него;

– сравнивать с другими;

– напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание на них;

– внушать ребенку, что он обречен на провал в последующем обучении, что он никогда не сумеет ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас;

– ставить ребенка в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым свое преимущество и его никчемность как ученика и как личности.

Важные принципы

Существует несколько установок, которые могут благотворно повлиять на развитие личности ребенка. Их стоит усвоить взрослому и передать ребенку.

  • Проблемная ситуация — это не неприятность, а ресурс.
  • Ошибки помогают научиться понимать их причины и устранять, относиться к ним оптимистически, переосмыслять и переконструировать средства и способы своей деятельности, преодолевать трудности.
  • Ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый — помощник и сотрудник. Он не указывает на ошибку, а помогает осмыслить то, что в способе действия «не работает».
  • Ребенок развивается тогда, когда делает то, что ему трудно, но при этом получает помощь и поддержку взрослого.
  • Рефлексия — способность осознавать и перестраивать свои действия, способы своего мышления, свои отношения с миром — ключевой процесс развития.

как она проявляется и что делать, чтобы справиться с ней – Учительская газета

Не секрет, что в начальных классах многие дети чувствуют себя неуверенно. Их тревожность может быть вызвана самыми разными причинами. Взрослым необходимо быть чуткими и внимательными к ним. Только в этом случае родители смогут поддержать своего ребенка. О том, как определить причину тревожности школьника и что в такой ситуации предпринимать, рассказал психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.

Фото: pixabay.com

Новый этап в жизни ребенка

Начало школьной поры – это новый этап для ребенка. Меняется привычный ему образ жизни, происходящие с ним изменения оказывают непосредственное влияние на его социальное положение. В связи с этим у него появляются новые обязанности, меняется распорядок дня, биоритмы, образуются новые взаимоотношения с окружением. Ведущей деятельностью становится учеба.

В дошкольном возрасте ребенок бурно реагирует на некоторые ситуации, и эта особенность у многих сохраняется в период обучения в начальной школе. Большинство первоклашек чувствительны и отзывчивы. В школе им приходится усваивать новые правила, на которые они эмоционально реагируют. По этой причине нередко усиливается напряжение, новая социальная ситуация вызывает стресс, делится сервис Растимдетей. рф.

Чаще других по поводу нового этапа жизни переживают первоклассники. Так что для них тревожность выступает неотъемлемой частью адаптации. Школьная реальность становится кардинально иной формой организации жизни. Когда ребенок только приходит в школу, он непременно испытывает противоречие между «хочу» и «надо». На него начинают влиять мнения и оценки окружающих, ребенок осознает и близко принимает негативные замечания – они заметно сказываются на его самочувствии и самооценке.

Ученик младшей школы зависим не только от мнения взрослых, но и от отношения сверстников – поэтому многие начинают бояться, что их примут за трусов, обманщиков, слабовольных. Эти страхи провоцируют тревожное состояние.

Неопознанный страх

Тревожность выступает индивидуальной психологической особенностью. Тревожный человек склонен часто и интенсивно переживать, порог тревожности у таких людей довольно низок.

Школьная тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Школьнику тяжело переносить повышенное беспокойство, негативную оценку со стороны учителя или одноклассников – это может вызвать чувство неполноценности. Он становится ранимым и мнительным. Однако исследования показали, что тревожатся дети независимо от их успеваемости и возраста. Психиатры отмечают, что тревожных ребят среди младших школьников набирается от 4% до 15%.

Тревожное состояние провоцирует ощущение неясной угрозы. К ожиданию опасности прибавляется чувство неизвестности – ребенок не может объяснить, чего именно он боится.

Как проявляется тревожность

Эксперт отмечает две формы тревожного состояния: личностную и ситуативную. Первая является персональной характеристикой ребенка – он обычно воспринимает разные ситуации в качестве угрозы и реагирует на них определенным образом. Ситуативная тревожность возникает в качестве эмоциональной реакции на стресс. Такое состояние характеризуются субъективно переживаемыми эмоциями.

Соматическими признаками тревожности выступают, в частности, следующие:

  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • снижение порогов чувствительности;
  • усиление общей возбужденности.

Так, ученик при выходе к доске может одергивать костюм, у него начинают дрожать руки, он роняет мел. Дети обычно не умеют преодолевать тревожные ситуации, поэтому становятся застенчивыми, рассеянными, фантазируют или обманывают.

Тревожные дети отличаются от остальных тем, что испытывают беспокойство в случаях, когда реальной угрозы нет. Они особенно чувствительны, нередко их самооценка занижена – поэтому они ожидают подвоха от окружающих. Это часто случается с теми, перед кем родители ставят непосильные задачи. Ребята, часто ощущающие тревогу, как правило, отказываются от представляющихся им трудными дел, поскольку очень переживают из-за неудач. Однако на уроках и в обычной жизни такие дети могут вести себя по-разному. Если на занятии они волнуются, теребят одежду, медленно либо слишком быстро отвечают, то в обычных ситуациях они ведут себя естественно.

Кроме того, тревожные дети склонны к вредным невротическим привычкам: грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы – так у них снижается напряжение.

Причины появления тревожности

Профессор Анна Прихожан считает, что тревожность может быть вызвана как внешними, так и внутриличностными источниками: воспитанием, школьной неуспешностью, взаимоотношениями с учителем и сверстниками, внутренним конфликтом, неудачным эмоциональным опытом.

Центральной причиной тревожных состояний специалисты называют факторы семейного воспитания. На первом месте оказываются взаимоотношения матери и ребенка. Когда мама не принимает ребенка, он не может удовлетворить свою потребность в любви и защите – появляется тревога.

В противоположной ситуации гиперопеки результат тот же, поскольку мать старается оградить дитя от несуществующих опасностей, привязывая его к себе. Тогда ребенок начинает волноваться, бояться, кода остается без матери. Он становится пассивным и зависимым, а не активным и самостоятельным.

Другой причиной тревожности могут выступать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и родителей со старшими детьми в семье. Переживание, которое ребенок испытывает в разговоре с раздраженным взрослым, провоцирует глубинную, «безобъективную» тревожность. В такие моменты ребенок чувствует острый дискомфорт, чувство вины, причину которой он не в состоянии понять.

Фото: pixabay.com

Меры профилактики

Эксперты отмечают, что ситуативную тревогу устранить нельзя. Она является атрибутивной характеристикой процесса обучения. Если не превышен оптимальный уровень такой тревоги, то она мобилизует ресурсы организма, помогает достигать цели, решать задачи, то есть является средством адаптации, стимулирует к действию.

Однако в случае завышения ситуативной тревожности эффективность действия становится ниже. Поэтому важно не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Для этого стоит иметь в виду, что задача, которая стоит перед ребенком, должна быть ему по силам: не слишком сложной, не слишком простой. Простые задачи не вдохновляют, а чрезмерно сложные – вызывают неуверенность в своих силах.

Для профилактики тревожности младших школьников стоит вовлекать их в отношения со сверстниками, чаще создавать ситуации успеха, предоставлять возможности эмоционально разряжаться.

Психологи выделяют два вида профилактических мер тревожного состояния детей. Первый – выработка конструктивных способов поведения при встрече с трудностями, овладение способами справляться с волнением и тревогой. Второй нацелен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для ребенка родители должны создать атмосферу эмоционального благополучия, важно также формировать ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими детьми. Следует развивать навыки общения в коллективе, способность к сочувствию, взаимопомощи.

Правила оценочной безопасности

Ребенок очень зависит от мнения значимых для него взрослых, он ожидает от них оценки собственных действий и поступков. Чтобы правильно дать такую оценку, важно иметь в виду следующие моменты.

Не следует скупиться на похвалу – она не обязательно должна быть словесной, бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка.

Важно хвалить исполнителя, а критиковать лишь исполнение. Вместо «Ты сделал 5 ошибок в диктанте» стоит сказать: «Давай найдем 5 ошибок в этом диктанте».

Следуйте правилу «на ложку дегтя — бочка меда». Даже в большом числе неуспешных ситуаций можно найти несколько успехов, чтобы закрепиться на них.

Ставьте перед ребенком только конкретные цели. Вместо общей фразы «Постарайся быть внимательным и не пропускай буквы» давайте эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил 6 букв, сегодня — не больше 5».

Позволяйте сомневаться и чего-то не знать. Также важно позволять ребенку делать выбор. Ощущение, что от него что-то зависит, позволяет ребенку по-другому относиться к происходящему. А вот формула «Опять ты не…» – верный способ вырастить неудачника.

Ни при каких условиях не стоит: прибегать к сарказму как в своих вопросах, так и в ответах ребенка; принуждать ребенка к ответу, давить на него; сравнивать ребенка с другими; напоминать о неудачах и концентрироваться на них; внушать ребенку, что он обречен на провал, что ему не дано ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас; унижать ребенка и заставлять его ощущать беспомощность, подчеркивая свое преимущество и его никчемность.

Важные принципы

Существуют установки, благотворно влияющие на развитие личности ребенка. Наиболее важные из них:

  • проблемная ситуация не является неприятностью, ее стоит воспринимать как ресурс;
  • в случае ошибок нужно научиться видеть их причины и устранять, относиться к ним с оптимизмом, переосмысливать и менять способы своей деятельности, преодолевать трудности;
  • ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый выступает помощником и сотрудником. Он не указывает на ошибки, а помогает осмыслить то, что в способе действия не позволяет достичь цели;
  • ребенок развивается тогда, когда преодолевает трудности, взрослый ему помогает и поддерживает;
  • рефлексия помогает осознавать и перестраивать свои действия, способы мышления, выступая ключевым моментом в процессе развития.

Новости от партнёров

Школьная тревога и отказ | Руководство для родителей по поддержке

Для детей и молодых людей нормально волноваться о том, что происходит в школе, например, при поступлении в новую школу или во время экзаменов. Иногда, однако, школа может стать сложной, напряженной или мучительной в течение гораздо более длительного периода времени.

Если ваш ребенок переживает из-за школы или не может ходить, это может утомить вас обоих. Утро, в частности, может стать настоящим стрессом для всей семьи, поскольку вы пытаетесь совмещать чувства ребенка с необходимостью отвезти его в школу и заниматься другими своими обязанностями, такими как работа. Даже если вам удастся довести ребенка до школьных ворот, вы можете знать, как трудно ему будет найти день, или знать, что завтра утром вы столкнетесь с той же проблемой.

Если вы оказались в такой ситуации, у нас есть совет, который поможет вам выяснить, что происходит с вашим ребенком, внести изменения в школе, которые могут помочь, и найти необходимую поддержку, если ваш ребенок не может ходить в школу.

О термине «отказ от школы»

Когда тревога нарастает до такой степени, что молодой человек не может ходить в школу, это часто называют «отказом от школы» — и вы можете слышать, как школа или другие специалисты используют этот термин. Тем не менее, многим молодым людям и родителям не нравится этот термин, поскольку он подразумевает, что «отказ» от школы — это выбор, и вы можете предпочесть использовать такие термины, как эмоциональное избегание школы (ESBA) или отсутствие, связанное с тревогой.

Что заставляет молодых людей бояться школы?

Молодые люди могут беспокоиться о школе по множеству разных причин. Они могут беспокоиться о том, чтобы завести друзей или приспособиться, сбивать с толку школьные занятия или уроки, чувствовать давление, чтобы учиться определенным образом, или испытывать трудности в отношениях с учителями.

Иногда тяжелые переживания вне школы, такие как тяжелая утрата, болезнь в семье или работа молодым опекуном, также могут мешать ребенку чувствовать себя уверенно в школе.

Некоторым молодым людям школьная среда не подходит, и попытка вписаться в нее может создать огромный стресс. Это может иметь место, если они борются со своим психическим здоровьем или имеют нейроразнообразное состояние или особые образовательные потребности (SEN), такие как аутизм, СДВГ, дислексия или диспраксия. Это может сделать школьную среду вызывающей тревогу и утомительной, особенно если их состояние или потребности не диагностируются или не получают должной поддержки.

Молодые люди могут показать, что беспокоятся о школе:

  • не хочет вставать и собираться
  • говорят, что не могут идти
  • много беспокоится о мелких проблемах, таких как правильное оборудование для урока
  • плохое самочувствие, боли в животе или головные боли
  • плохо спит
  • не выполняют школьные задания или их оценки падают
  • быть сердитым или расстроенным, или действовать – в школе или дома
  • уход в себя – кажется подавленным, тихим или подавленным

Узнайте, что происходит с вашим ребенком

Иногда может быть трудно понять, что вызывает у вашего ребенка тревогу, и первый шаг часто помогает ему определить, что именно его беспокоит. Как только вы поймете проблему, вы будете в гораздо лучшем положении, чтобы внести изменения, которые могут помочь.

Молодым людям может быть трудно объяснить, что вызывает их чувства, и они могут быть не в состоянии ответить на прямые вопросы, например: «Что происходит?» Использование айсберга беспокойства может помочь начать разговор, предоставив вам более спокойный способ общения. исследовать вместе, что вызывает их беспокойство.

Посмотрите наше видео, чтобы узнать, как сделать с ребенком айсберг тревоги.

Воспроизвести видео: Как поддержать ребенка, если он беспокоится Как поддержать ребенка при тревоге

Если вы рисуете айсберг тревоги с детьми младшего возраста, вы можете нарисовать изображения на айсберге или предложить им написать простые слова. С детьми старшего возраста и подростками вы можете попросить их написать ключевые слова и фразы на айсберге или сделать это в виде ментальной карты со словом «школа» в середине и всеми вещами, которые им кажутся трудными, снаружи.

Выполняя это упражнение, вы можете выявить такие беспокойства, как приход в школу, ощущение шумной или подавляющей обстановки, сбивающие с толку уроки, чувство одиночества в течение дня или чувство дискомфорта при изучении определенных предметов.

Изменения в школе

Как только вы поймете, что происходит с вашим ребенком, вы можете использовать его айсберг беспокойства или интеллект-карту, чтобы общаться со школой и просить о конкретных изменениях.

Выполните следующие действия, чтобы начать разговор со школой:

  • 1. Попросите о встрече с классным руководителем или руководителем группы наставников, руководителем пастырского управления или SENCO школы.
  • 2. Заранее записывайте, что вы хотите сказать, и во время встречи обсудите конкретные вещи, которые вызывают затруднения у вашего ребенка. Вы также можете спросить учителя, не замечали ли они какие-либо ситуации, которые кажутся особенно сложными для вашего ребенка.
  • 3. Если вы и ваш ребенок уже определили, что может помочь, попросите внести конкретные изменения. Если вы не знаете, с чего начать, спросите их, какие изменения может предложить школа, или ознакомьтесь с нашими идеями ниже.
  • 4. Делайте заметки во время встречи, согласовывайте любые изменения, которые вы собираетесь попробовать, а затем отправьте их по электронной почте. Вы также можете попросить оформить изменения в индивидуальном плане обучения. Это план, который школы могут использовать, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает последовательные корректировки на всех своих уроках.
  • 5. Договоритесь о времени, когда вы снова зарегистрируетесь, чтобы увидеть, улучшилось ли что-то, давая ребенку время опробовать новое изменение или распорядок дня.
  • 6. Если человек, с которым вы разговариваете, не помогает, найдите кого-нибудь другого, например, его руководителя года или заместителя руководителя. При необходимости вы также можете сообщить о проблеме директору школы, губернаторам, академическому фонду или местному управлению образования.

Вот несколько примеров того, что вы можете запросить в школе:

  • Детям помладше может быть полезно прийти на десять минут раньше, чтобы у них была работа, например, уборка в классе или подготовка к первому уроку. Это дает им спокойное начало дня с ясной целью.
  • Подростки могут захотеть иметь безопасное место, где они могут посидеть в начале дня с наставником, например, с кем-то из пастырской команды. Затем они могут вернуться в это пространство, если им нужно в особенно трудные моменты в течение дня.
  • Гибкое время начала работы поможет снизить нагрузку.
  • Когда друг встречает их у ворот, это может снизить беспокойство по пути в школу и в класс.

  • Наглядное расписание с картинками для регистрации, различными предметами и перерывами может помочь придать им четкую структуру.
  • Имея карточку «сейчас, дальше, потом», которую ваш ребенок может редактировать в течение дня, чтобы следить за тем, что будет дальше, можно разбить день на более мелкие этапы.
  • Письменные инструкции, когда их просят выполнить задачу, могут помочь, если им трудно удерживать устные инструкции в голове.
  • Предоставление поддержки при переходе от одного урока к другому и предупреждение перед следующим переходом может уменьшить ощущение подавленности.

  • Связав вашего ребенка с приятелем-сверстником или наставником, или наставником персонала, вы можете дать ему надежного человека, с которым можно поговорить, и убедиться, что кто-то регулярно проверяет его в школе.
  • Предоставление безопасного места, такого как комната отдыха или кабинет пастырской команды, куда они могут зайти в случае необходимости, может помочь им справиться с трудными моментами.
  • Наличие «выходной карты», которая позволяет им уйти с урока, если они слишком беспокоятся, а также безопасного места или человека, к которому можно пойти, может помочь им понять, что у них есть «выход», когда дела заходят слишком далеко.
  • Гибкий или сокращенный график может снизить нагрузку.

  • Занятия и клубы, которыми они могут заниматься во время перерывов и обеденных перерывов, могут обеспечить определенную структуру и уменьшить чувство беспокойства по поводу того, что они будут делать.
  • Членство в клубе или обязанность, например, следить за библиотекой, может заставить их чувствовать себя более вовлеченными.
  • Связывание вашего ребенка с приятелем-ровесником или наставником может помочь ему почувствовать, что в школе есть кто-то, кто заботится о нем.
  • В некоторых школах могут быть организованы группы, посвященные таким вещам, как заведение друзей, что может помочь вашему ребенку познакомиться со сверстниками в небольшой группе и подумать об этих проблемах в безопасном месте.

Помните, что даже несмотря на то, что эта ситуация может быть очень сложной для вас и вашего ребенка, рекомендуется поддерживать позитивные отношения со школой. Признайте поддержку, которую они предлагают, и любые изменения, которые они вносят. Это поможет вам работать вместе, чтобы сделать жизнь вашего ребенка лучше.

Налаживание отношений с группой посещаемости в школе моего сына было очень полезным, мы разговаривали с ними каждый день.

Родитель

Стратегии, которые вы можете попробовать дома

  • Создайте утреннюю рутину или расписание.

    Распорядок подъема, одевания, завтрака и выхода из дома может создать у вас ощущение безопасности и снизить уровень стресса. Постарайтесь подготовить такие вещи, как проверка их расписания, упаковка сумок и раскладка одежды накануне вечером. Утром сосредоточьтесь на одном деле, которое им нужно сделать дальше, пока вы работаете по расписанию, а не думайте о большой цели, такой как «успеть в школу».

  • Вместе подумайте, как ваш ребенок может справиться со своей тревогой.

    Маленькие дети могут захотеть взять с собой в школу что-нибудь из дома, например любимую игрушку, или использовать ящик для беспокойства дома, чтобы сдерживать свои тревоги. Подростки могут захотеть заполнить коробку вещами, которые помогают им чувствовать себя спокойно, используя наше руководство по созданию коробки для самоуспокоения.

  • Поощряйте их делать то, что помогает им расслабиться.

    Время, чтобы расслабиться после школы, может иметь большое значение. Это может быть времяпровождение с друзьями и семьей, прослушивание музыки, прогулка или пробежка, занятия спортом, выпечка, рисование или просмотр любимого фильма.

  • Признавайте маленькие достижения.

    Отмечайте небольшие успехи, такие как вставание с постели в нужное время или сдача работы в школе, и говорите ребенку, что они вас очень впечатляют.

  • Попробуйте снять давление.

    В некоторые дни ваш ребенок может быть не в состоянии справиться со школьными или домашними заданиями. Помните, что их настроение будет меняться, и вы всегда можете попробовать еще раз на следующий день.

Для получения дополнительной информации и советов о том, как справиться с тревожностью, ознакомьтесь с нашим руководством для родителей.

Тревога: руководство для родителей

Если ваш ребенок в данный момент не может ходить в школу

Если ваш ребенок в данный момент не ходит в школу, это может быть невероятно напряженным и утомительным для вас и очень тяжелым для вашего ребенка. Вы можете беспокоиться о том, смогут ли они вернуться в школу или как это повлияет на их образование. Или вы можете чувствовать себя подавленным, потому что совмещаете это с работой и другими семейными обязанностями.

Если тревога вашего ребенка по поводу школы достигла такой степени, что он не может ходить, было бы неплохо организовать для него профессиональную психологическую помощь или поддержку SEN — см. наш совет по этому поводу ниже.

Помимо обращения за профессиональной помощью, попробуйте:

Не забывайте осознавать, какое влияние эта ситуация оказывает на вас, и обращайтесь за поддержкой к близким и друзьям, которым вы доверяете. Говорите «да» предложениям помощи, в том числе другим людям, проводящим время с вашим ребенком, чтобы у вас было свободное время или вы могли попасть на важное рабочее мероприятие. Если вам нужно, поговорите со своим работодателем о поддержке, которую он может предоставить, включая гибкий график работы. Вы также можете подумать об отпуске по уходу за ребенком. Узнайте больше о своих правах на отпуск.

Несмотря на то, что эта ситуация может быть для вас действительно стрессовой, не забудьте показать ребенку, что вы понимаете, почему ему трудно ходить в школу и почему он не хочет идти в данный момент.

Старайтесь не кричать, не отчитывать их и не заставлять идти в школу. Заставить их войти, ничего не меняя, вероятно, усугубит их тревогу в долгосрочной перспективе. Даже если они физически могут попасть в школу, они, вероятно, не смогут учиться.

Честно расскажите школе о том, что происходит. Например, скажите: «Мой ребенок не может прийти в школу, потому что он слишком беспокоится», вместо того чтобы говорить, что он нездоров или не хочет. Получите записку от врача общей практики, CAMHS или другого специалиста в области психического здоровья как можно раньше.

SEN школы и политика посещаемости должны быть на их веб-сайте. Знание того, что это такое, может помочь вам во время встреч со школой.

Это может помочь, если ваш ребенок не может ходить в школу в течение более длительного периода времени и вам необходимо обратиться за дополнительной поддержкой, включая предоставление альтернативного очного обучения.

Поощряйте вашего ребенка вставать, делать уроки и останавливаться на обед в то же время, что и в школе. Это облегчит адаптацию к школе. Объясните ребенку, что если он не может ходить в школу, ему придется учиться дома – по крайней мере, до тех пор, пока не будут приняты альтернативные меры. Попросите школу помочь вам облегчить задачи и действия, которые может выполнять ваш ребенок, и использовать онлайн-ресурсы, такие как BBC Bitesize.

Непосещение школы может привести к тому, что ваш ребенок будет чувствовать себя очень изолированным. Убедитесь, что они остаются на связи с внешним миром, видясь с друзьями и семьей, занимаясь любимыми делами и выходя на улицу для прогулок и занятий спортом.

Общение с друзьями в Интернете может быть очень важным, если ваш ребенок чувствует себя изолированным дома. Однако иногда вы можете заметить, что ваш ребенок проводит много времени за играми или в телефоне, и это мешает важным повседневным занятиям, таким как проведение времени с семьей, учеба или хороший сон и питание. Если это становится проблемой, ознакомьтесь с нашим руководством по играм или руководством по социальным сетям для получения дополнительной информации и советов.

Местные органы власти должны предоставить альтернативное образование, если ребенок в возрасте обязательного школьного обучения не может посещать школу в течение длительного периода времени. Если ваш ребенок не может посещать школу из-за проблем с психическим или физическим здоровьем, местные органы власти должны предоставить альтернативу, как только станет ясно, что он будет отсутствовать в школе более 15 дней (последовательно или с течением времени). Узнайте, как запросить альтернативное образование.

Что произойдет, если мой ребенок не пойдет в школу?

Родители часто говорят нам, что они беспокоятся о штрафах и судебном преследовании, но школы обычно учитывают это только в том случае, если они считают, что нет уважительной причины для отсутствия или что родители не занимаются решением проблемы.

Если отсутствие затягивается, дело может быть передано сотруднику по вопросам образования (EWO) местного совета. Они организуют визит на дом, чтобы узнать больше и обсудить стратегии. Школа может также ссылаться на другую поддержку, в том числе от CAMHS.

Помощь вашему ребенку вернуться в школу после отсутствия

Возвращение в школу через несколько недель или месяцев может показаться вашему ребенку чрезвычайно трудным, но вы и школа можете помочь сделать его более управляемым. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь:

  • Ставьте перед собой небольшие достижимые цели, например, посетить здание в нерабочее время или посетить один урок.
  • Запросите визит на дом к сотруднику школы, чтобы ваш ребенок мог зарегистрироваться, чувствуя себя в безопасности, убедиться, что школа заботится о нем, и обсудить любые стратегии, которые могут ему помочь.
  • Попросите сокращенный график с регулярными проверками, чтобы обсудить создание резервной копии с приемлемой скоростью.
  • Обсудите смену классов или наборов, если ваш ребенок считает, что это поможет.
  • Сосредоточьтесь на квалификациях, необходимых вашему ребенку для того, чем он хочет заниматься дальше, возможно, отказавшись от менее важного GCSE, чтобы уменьшить стресс.

Моего сына не спрашивали о его отсутствии, когда он чувствовал, что может зайти на любимые уроки, что помогло ему вернуться к полноценным занятиям.

Родитель

Получение поддержки в области психического здоровья и SEN

Если ваш ребенок борется с тревогой, и это влияет на его повседневную жизнь, обучение или отношения, было бы неплохо найти профессиональную поддержку. Поговорить с врачом общей практики и найти для него консультанта или терапевта — два хороших момента для начала. Дополнительную информацию о врачах общей практики, консультантах и ​​других службах охраны психического здоровья можно найти в нашем руководстве по получению помощи для вашего ребенка.

Если нет другой очевидной причины, по которой ваш ребенок не может посещать школу, у него может быть невыявленная особая образовательная потребность (СОП), такая как дислексия, аутизм или СДВГ.

Если вы считаете, что дело обстоит именно так:

  • Поговорите со школьным SENCO или вашим семейным врачом, чтобы попросить направление на обследование.
  • Пока вы ожидаете оценки, вы также можете попросить SENCO направить вашего ребенка для получения поддержки к другим специалистам, таким как педагог-психолог или логопед. Эти специалисты могут определить конкретные потребности и дать рекомендации по дополнительной поддержке, которую может предоставить школа, даже если вашему ребенку еще не поставили официальный диагноз.

Поддержка SEN в школе

Если у вашего ребенка диагностирован SEN, в школе должны быть организованы дополнительные меры поддержки и приспособления, чтобы помочь ему посещать занятия и учиться. Это называется поддержкой SEN и должно быть доступно в рамках существующих ресурсов школы. В первую очередь поговорите со школьным SENCO о том, как школа будет поддерживать вашего ребенка.

Планы образования, здравоохранения и ухода (EHC)

Если вы считаете, что потребности вашего ребенка не могут быть удовлетворены за счет существующих ресурсов школы, вы можете обратиться в местные органы власти с просьбой провести оценку потребностей в области образования, здравоохранения и ухода ( EHC нуждается в оценке). Если местные власти решат, что вашему ребенку нужна дополнительная поддержка, они составят план образования, здравоохранения и ухода (план EHC). В нем указано, как будет предоставляться дополнительная поддержка, в которой они нуждаются. Узнайте больше о планах EHC.

Ваше местное предложение

Ваше местное предложение — это информация, поддержка и услуги, доступные для молодых людей с SEN, а также для их родителей и семей. Вы можете узнать, какая поддержка доступна в вашем районе, зайдя на веб-сайт вашего местного органа власти и выполнив поиск по их местному предложению.

ИПСЭА

ИПСЕА

Полезные телефоны доверия и веб-сайты

Хотя мы заботимся о том, чтобы организации, которые мы указываем, предоставляли высококачественную информацию и советы, мы не можем брать на себя ответственность за какие-либо конкретные советы, которые они могут предложить. Мы призываем родителей и опекунов всегда просматривать веб-сайт связанной службы или организации, чтобы понять, кто они и какую поддержку они предлагают, прежде чем взаимодействовать с ними.

Вы также можете найти это полезным:

У нас есть дополнительные советы и рекомендации по поддержке вашего ребенка в школе, а также информация о том, как вы можете связаться с нашей линией помощи родителям.

Ребенок беспокоится о школе? Вот общие причины

Школьная тревога — обычное дело, особенно в этом году. Стресс из-за любого количества вопросов, связанных со школой, может возникнуть у учащихся в любое время. И по большей части небольшой стресс не является поводом для беспокойства. Но если стресс учащегося носит хронический характер или мешает выполнению повседневных задач, с ним следует бороться. И чтобы справиться с беспокойством вашего ребенка, важно знать источник. Вот некоторые из наиболее распространенных проблем.

Академические источники беспокойства

Тревога, связанная со школой, часто носит академический характер, хотя она также может быть социальной, экологической или комбинацией всех трех факторов. Некоторые из наиболее распространенных академических стрессоров:

  • Появляющаяся или невыявленная неспособность к чтению или математике. Когда учащимся, которые в противном случае никогда не испытывали затруднений, вдруг становится трудно в школе, это может вызывать тревогу и замешательство. Взрослым также может быть трудно понять это, если борьба нова. Кроме того, у многих детей нет инструментов для общения, когда что-то кажется сложным.

  • Чрезмерное давление со стороны взрослых. Независимо от того, хотят они этого или нет, родители и учителя иногда оказывают сильное давление на учеников, чтобы они преуспели. Это давление может быть полезным, когда мотивирует студента делать все возможное в своей работе. Однако чаще всего внешнее давление с целью преуспеть просто умаляет радость обучения. На самом деле это может затруднить успеваемость учащихся.

  • Публичные выступления. Все классы обычно предполагают определенный уровень участия и презентации. По мере того, как учащиеся продвигаются по классам, эти ожидания становятся все более и более требовательными. Многие студенты испытывают тревогу по поводу выступления перед сверстниками.

  • Увеличение рабочей нагрузки и организации. По мере того, как учащиеся продвигаются по классам, их нагрузка увеличивается. Они также становятся более независимыми, что требует от них развития лучших организационных навыков. Многие учащиеся, особенно с СДВГ или другими нарушениями обучаемости, испытывают трудности с организацией как материалов, так и информации, что затрудняет выполнение работы вовремя.

  • Отсутствие поддержки. Когда учащиеся не чувствуют, что им есть к кому обратиться, или они не знают, как попросить о помощи, это может привести к чувству беспомощности.

Социальные источники беспокойства

Некоторая школьная тревога вызвана социальными факторами. Чаще всего они начинаются в средней школе, но, безусловно, могут появиться и в младших классах.

  • Запугивание. Независимо от того, являются ли они жертвами или простыми свидетелями, агрессивное поведение всегда вызывает тревогу. Может быть трудно понять, что делать или говорить в любой ситуации.

  • Приспособление. Социальное давление, которое начинает возникать в период с поздней начальной до ранней средней школы, вызывает у многих учащихся социальную тревогу. Учащиеся боятся, что могут не соответствовать своим сверстникам.

  • Друг динамика. Такое же давление часто существует среди друзей в одном и том же тесном кругу общения. Источники «беспокойства по поводу друзей» могут включать в себя конфликт, предполагаемый конфликт, конкуренцию или просто акт отдаления друг от друга.

  • Неструктурированная групповая работа. Многие дети беспокоятся о том, что им приходится работать со сверстниками над академическими проектами. В младших классах они обычно жестко структурированы учителем, что оставляет мало места для неопределенности. Но в старших классах такие проекты часты и обычно достаточно бессрочны.

  • Расписание перегружено. Для всех детей важен баланс в жизни. Этот баланс должен включать в себя учебу и домашнюю работу, время с семьей, время с друзьями и время в одиночестве. Когда график ребенка становится слишком плотным, одна или несколько из этих областей не получают должного внимания. Это часто приводит к тому, что студенты теряют выход, на который они могут положиться для снятия стресса.

Окружающие источники беспокойства

Для многих учащихся, особенно с проблемами сенсорной обработки, окружающая среда играет огромную роль в их способности развиваться. Вот наиболее распространенные экологические стрессоры в школе:

  • Шум. Это может быть очевидным, но и наиболее распространенным. Многие учителя стараются устранить шум для тех учеников, которым нужна тишина. Тем не менее просто нереально заглушить все звуки на все время, когда другим нужна концентрация. Это может быть невероятно напряженным для тех учеников, которым действительно нужна тишина, чтобы сосредоточиться.

  • Стиль преподавания. Хотя большинство учителей делают все возможное, чтобы адаптироваться и удовлетворять потребности всех учащихся, иногда это просто не подходит.