Школьная тревожность младших школьников: Доклад по теме «Тревожность младших школьников»

Содержание

Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы тревожности в младшем школьном возрасте; показано, что тревожность как свойство личности обусловливает поведение младшего школьника; представлены результаты исследования уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: беспокойство, тревога, тревожность, страх, младшие школьники.

Среди наиболее актуальных проблем, исследующих практическую деятельность человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога».

Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги, как проблему собственно психологическую – и в научном, и в клиническом плане был З.

Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности.

Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.

В настоящее время изучению тревоги посвящено большое количество работ (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. [1]; Прихожан А.М. [2]; Микляева А.В., Румянцева П.В. [3]). Для достаточно полного их анализа необходимо уточнить некоторые теоретические и методологические положения. Прежде всего – важно чёткое концептуальное различение понятий тревоги, как состояния, и тревожности, как черты личности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания негативного психического состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Это состояние возникает, когда индивид воспринимает определённые раздражители или ситуацию как несущую в себе непосредственно или потенциально элементы угрозы, опасности, вреда (Прихожан А.

М. [4]).

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется в различных значениях. Сложность достижения согласия в определении данного понятия видится в том, что исследователи тревоги часто используют в своих работах различную терминологию. Основной причиной неоднозначности и неопределённости в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но всё же различных понятий. Упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.

Некоторые авторы описывают немотивированную тревожность, характеризующуюся беспричинными ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат, немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства.

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает черту личности. Постоянное переживание тревоги фиксируется и становится свойством личности – тревожностью.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение ребенка. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность как черта личности означает поведенческую диспозицию, которая предполагает готовность индивида к восприятию круга явлений и объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Вообще тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и оказывает на него отрицательное влияние (Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. [5]).

Исследователи данной проблемы ставят вопрос и о времени становления тревожности. Ряд авторов считает, что тревожность зарождается уже в раннем детском возрасте. до года, когда беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. Тревоги и страхи взрослых окружающих ребёнка, травмирующий жизненный опыт, отражаются на ребёнке. Тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера, но происходит это не ранее старшего дошкольного возраста. А к 7 годам можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то, или не так.

А.В. Микляева, П.В. Румянцева называют подростковый возраст временем становления тревожности, как устойчивого личностного образования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов психического развития ребёнка – возраст первоначального складывания личности. Нарушение механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всём дальнейшем ходе его развития. В первую очередь на следующем этапе жизни ребёнка – в младшем школьном возрасте. Достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, что во многом является определяющим для последующих лет обучения.

Таким образом, тревожность младших школьников начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте. А к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью (Мартьянова Г.Ю. [6]).

Начало систематического обучения в школе, то есть младший школьный возраст, является одним из периодов, на которые приходится значительное увеличение числа тревожных детей (Костина Л.М. [7, с. 139]).

Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям, формирует трудолюбие. Главная опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. В данный момент при появлении у ребенка чувства несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для него (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. [8]).

В конце 80-х начале 90-х годов XX века исследователи проблемы тревожности школьников, отмечали, что учащихся проявляющих устойчивую школьную тревожность менее 50% (Сорокина В.

В. [9, с. 43]). В конце первого десятилетия XXI века выявлено, что уже более 50% учащихся младших классов имеют повышенный и высокий уровень школьной тревожности (Мекешкин Е.А. [10]).

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, являются родительские отношения. В ряде работ на первое место в определении причин тревожности у детей авторы ставят неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью.

Неприятие матерью своего ребёнка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворить потребность в любви, ласке и защите. Воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание) так же имеет высокую вероятность возникновения тревожности у ребёнка.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не в силах справится или справляется с трудом, так же является одной из причин тревожности.

Нередко родители культивируют «правильное» поведение – строгую систему норм и правил, отступление от которой влечёт за собой наказание. В данном случае тревожность ребёнка порождается страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возрастного периода и, особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально – общественных условий жизнедеятельности.

К сожалению, несмотря на отмеченное нами большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию тревожности в младшем школьном возрасте уделяется недостаточно внимания.

Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности детей, отмечая увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью, то проблема детской тревожности, на современном этапе, является особо актуальной.

Исследование было проведено в 4 «В» классе МБОУ ООШ №110 города Челябинска. В классе 12 человек.

В ходе проведения методики «Тест школьной тревожности Филлипса» были получены результаты, представленные на рисунке 1. 

Рис. 1. Результаты по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» 

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, преобладающая часть испытуемых экспериментальной группы обладает высоким 17 % – 2 человека и в три раза больше повышенным уровнем тревожности – 6 человек.

В ходе проведения методики «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич было выявлено, что для 50 % испытуемых экспериментальной группы характерно расположение большого рисунка в центре, с большими глазами, 30% рисунков имеют маленький размер. У 60 % рисунков испытуемых экспериментальной группы большое количество углов, в том числе прямых символов агрессии – когтей, зубов. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). В комплексе с другими чертами это говорит о защите от окружающих, агрессивной либо со страхом и тревогой. Данные характеристики рисунка говорят о наличии тревожности у испытуемых.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе большинство испытуемых обладают повышенным уровнем тревожности и лишь 33 % – низким уровнем тревожности.

Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников (Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. [11]).

Выводы: тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.

Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117 с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.
  5. Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с 1.    
  6. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте – М.: Классикс Стиль, 2007. – 160 с.
  7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 133 — 140
  8. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  9. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.40 — 48.
  10. Мекешкин Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: Дис. канд. биол. наук. – Челябинск. – 2010. – 132 c.
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю. А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с. 

Особенности тревожности детей младшего школьного возраста

Чем тревожность отличается от тревоги?

Тревога – фундаментальная эмоциональная реакция человека, субъективно характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения. Тревога связана с активацией вегетативной нервной системы и появляется у человека в ситуациях неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

В норме тревога является ситуативной реакцией организма, мобилизующей его физиологические ресурсы и обеспечивающей готовность к возможным «неприятностям». Если человек сталкивается с целой серией неопределенных ситуаций, то реакция тревоги становится затяжной и может перейти в состояние тревожности. Такое состояние бывает характерно, например, для периода адаптации.

В отличие от тревоги как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние – генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается. Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости организма, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия.

Профилактическая и коррекционная работа, связанная с тревожностью детей, должна быть основана на психологическом просвещении родителей. На первом этапе важно понять причину ее возникновения.

В целом можно сказать, что к важнейшим факторам тревожных расстройств относятся как внешние источники (семейное воспитание, длительные внешние стрессовые ситуации, посттравматический стресс), так и внутренние источники (психологические или психофизиологические причины, которые включают в себя внутренние конфликты – противоречия между имеющимися у ребенка возможностями и предъявляемыми к нему требованиями действительности, с которыми он не может справиться, внутренний самооценочный конфликт, особенности «Я-концепции», отношения к себе ребенка).

На уровне семейной идеологии особенно разрушительными оказываются ценности эмоциональной сдержанности и превращенные в культ успеха и совершенства; миф об опасности и враждебности окружающего мира; миф о собственной исключительности и избранности.

Семейные факторы оказывают выраженное влияние на развитие депрессивных и тревожных расстройств у детей. В качестве наиболее значимых можно выделить стрессогенные события в семье.

Еще одним негативным семейным фактором является родительская критика в адрес ребенка за возможные ошибки, постоянные нелицеприятные сравнения ребенка с другими, более успешными детьми. Подобная критика приводит к формированию у ребенка представления о себе, как глупом, неспособном, «хуже, чем другие».

Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности , бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах.

Возрастные границы младшего школьного возраста – время обучения в начальной школе.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Новая социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность не дана в готовой форме. Учебная деятельность должна быть сформирована.

В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы, – прежде всего ребенка надо научить учиться. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

Согласно мнению Л. С. Выготского: «Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет – это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений».

Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Тревожному ребенку чаще не удается получать удовольствие от рефлексии на свою деятельность и это вызывает повышенное беспокойство в учебной ситуации.

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого мышления). А также снижать способность к концентрации внимания, влиять на восприятие.

Тревожные школьники чаще не удовлетворены своей успеваемостью, вне зависимости от оценок. А испытывают удовлетворенность, если их работа оценивается учителем как «очень хорошая». Причина этому – ожидаемое отношение к этой оценке родителей и понимание оценки как отношения к себе учителя из-за отсутствия собственных, внутренних критериев.

Так же они не умеют учитывать условия. Часто ждут успехи в тех случаях, когда они маловероятны, и одновременно – не уверены в нем даже тогда, когда вероятность достаточно высока. Они ориентируются не на реальные условия, а на какие-то внутренние предчувствия, опасения. В результате такие дети действительно значительно чаще переживают неуспех, чем их нетревожные сверстники, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе, фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющая человеку выходить в своих мыслях за пределы действительности, строить свой внутренний мир, нескованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазии не должны быть полностью оторваны от реальности, между ними должна быть постоянная взаимная связь.

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а скорее, противопоставляет себя ей. В жизни я не умею бегать – в мечтах завоевываю приз на районных соревнованиях; я – не общительный, у меня мало друзей – в мечтах я являюсь лидером огромной компании и совершаю героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети и подростки, на самом деле, могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они, вообще, стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Собственно говоря, реальное и фактическое, у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы, воспринимается как тяжелый сон.

Однако, такой уход в свой иллюзорный мирок недостаточно надежен – рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка и нужны будут более веские эффективные методы защиты от тревоги.

В поведенческом плане им часто присущ комформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения, имеют повышенную зависимость от сверстников. Могут использовать при коммуникации простое умозаключение, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.

Следует также отметить, что у учащихся первых классов уровень тревожности достаточно высок, что связано с периодом адаптации к обучению в школе. Они испытывают состояние неопределенности и ожидание перемен в их деятельности. Все это временно приводит к разбалансированности эмоциональной сферы в целом, повышает неуверенность в себе.

На самооценку и общее эмоциональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений с взрослыми в школе и дома. Особенно значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощущение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку становится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. И для подавляющего большинства первоклассников с повышенной тревожностью основным ее источником оказываются нарушение положительного эмоционального контакта с матерью.

Устойчивая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта. Тревожный ребенок запоминает преимущественно неблагоприятные, неуспешные события. Переживание постоянных психологических микротравм порождает состояние аффективной напряженности и беспокойства. Таким образом, у младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности и отражает неудовлетворенность именно этой потребностью, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В этот период тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

С предподросткового возраста тревожность закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении и становится устойчивым личностным свойством.

Литература:

1. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция. – М.: Издательство МГУ, 1990.

2. Прихожан А.М. Работа с тревожными детьми. – Москва – Воронеж, 2005.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

4. Прихожан А.М. Явления, причины, профилактика, диагностика. Школьный психолог. – 2004, №8.

5. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. Вопросы психологии. – 1999, №2.

6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. – СПб.: Иматон, 1999.

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Юферева Ольга Васильевна

Профилактика тревожности у младших школьников

Причины повышенной тревожности в процессе обучения могут быть разными, но все они требуют внимания и чуткости в оказании поддержки сыну или дочери. Найти ответы на вопросы «Как понять, что учеба вызывает у ребенка повышенную тревожность?» и «Что делать в подобной ситуации?» помогает родителям психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.

Новый этап

Поступление в школу означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная.

Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная.

В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными.

Больше всего беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни.

При поступлении в школу у младшего школьника происходит противоречие двух мотивов: «хочу», который исходит от самого ребенка, и «надо», который инициируется взрослыми. Ребенок становится подверженным мнению и оценкам окружающих, а осознание негативных замечаний влияет на его самочувствие и самооценку.

Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх, что его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. Все это может быть источником появления тревожности.

Неопознанный страх

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Волнение, повышенное беспокойство, отрицательная оценка со стороны педагога или сверстников, вызывающая чувство собственной неполноценности, трудно переносятся школьником, и он начинает испытывать боязнь, ранимость, мнительность и другие симптомы.

Причем, согласно исследованиям, тревожность испытывают дети разной успеваемости и разных возрастных групп, и, по оценкам психиатров, таких детей в младшей школе от 4 до 15%.

Состояние тревожности — это генерализованное ощущение неопределенной угрозы. Ожидание опасности сочетается с чувством неизвестности, в связи с чем ребенок не в состоянии объяснить, чего именно он опасается.

Как проявляется тревожность

Различают две формы тревожности: личностная — персональная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие и отвечает на них определенной реакцией, и ситуативная — состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.

Такие соматические признаки, как учащенное дыхание и сердцебиение, снижение порогов чувствительности, возрастание общей возбужденности, объясняют, почему ученик, которого, например, вызвали к доске, начинает одергивать костюм, почему у него начинают дрожать руки и мел падает на пол.

Дети в недостаточной степени подготовлены к преодолению тревожных ситуаций, в связи с чем часто становятся застенчивыми, невнимательными, рассеянными, прибегают к фантазиям и лжи.

Отличие тревожных детей состоит в том, что они проявляют беспокойство и тревогу в ситуациях, которые не несут угрозу. Также их отличает особая чувствительность. Довольно часто у таких детей занижена самооценка, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия от окружающих. Чаще всего это проявляется у детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи.

Тревожные дети склонны отказываться от деятельности, которая приносит им определенные трудности, так как они чувствительны к своим неудачам. Они могут вести себя на занятиях и вне занятий по-разному. Если на уроке ребенок напряжен и зажат, при ответе на вопрос учителя голос становится тихим, при этом речь его может быть как замедленной, так и наоборот — быстрой, торопливой, возникает двигательное возбуждение (ученик начинает теребить одежду руками, манипулировать чем-нибудь), то вне урока он ведет себя непосредственно.

У тревожных детей есть склонность к вредным привычкам невротического характера: они сосут пальцы, грызут ногти, выдергивают волосы, так как за счет манипуляций с собственным телом происходит снижение эмоционального напряжения.

Причины возникновения

По мнению профессора Анны Прихожан, причинами тревожности могут являться как внешние, так и внутриличностные источники: семейное воспитание, школьная неуспешность, взаимоотношения с учителем — и внутренний конфликт, определенный эмоциональный опыт.

Факторы семейного воспитания — центральная причина тревожности. В первую очередь это взаимоотношения между матерью и ребенком. При отвержении, непринятии матерью ребенка, в связи с отсутствием возможности удовлетворить потребности в любви, ласке и защите, у него возникает тревога.

В обратной ситуации — при симбиотических отношениях ребенка с матерью, гиперопеке — также может возникнуть детская тревожность. В данном случае мать ограждает ребенка от несуществующих, воображаемых опасностей, таким образом «привязывая» ребенка к себе. Это приводит к тому, что он начинает испытывать беспокойство, волнуется, боится, легко теряется, когда остается без матери. Развиваются пассивность и зависимость взамен активности и самостоятельности.

Помимо гиперопеки и гипоопеки, завышенных ожиданий и требований, которым ребенок соответствовать не может, либо полного попустительства, причинами тревожности могут стать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и взрослых со старшими детьми.

Переживание, которое вызвано разговором ребенка с раздраженным взрослым, ведет к глубинной, «безобъективной» тревожности. Во время такого разговора ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины, причину которой ребенок понять не может.

Внутренний конфликт всегда является причиной возникновения тревожности, когда стремления и желания ребенка противоречат друг другу.

Меры предосторожности

Важно помнить, что ситуативная тревога неустранима. Более того, она является непременным атрибутом ситуации обучения, поэтому и речи не может быть о том, чтобы избавиться от тревожности. Не превышая некоторого оптимального уровня, такое чувство беспокойства способствует мобилизации ресурсов организма для достижения какой-то цели, для решения задачи, то есть имеет приспособительный характер и выступает стимулом к действию.

В то же время если ситуативная тревожность повышена, то результативность деятельности снижается. Значит, задача заключается в том, чтобы не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Как этого добиться?

Прежде всего, надо понимать, что задача, которую ставят перед ребенком, не должна быть ни слишком простой, ни слишком сложной. Чересчур легкая задача не вызывает рабочего энтузиазма. Трудность — непременный атрибут школьного обучения и фактор, способствующий развитию и движению вперед.

Для профилактики тревожности детей младшего школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки. Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.

Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.

Второй вид направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.

Правила оценочной безопасности

Ребенок находится в зависимости от мнения значимых взрослых о нем и ждет их оценки своим действиям и поступкам. Как правильно давать эту оценку?

1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головы и т. п.).

2. Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «У тебя пять ошибок в этом диктанте» лучше сказать: «Давай с тобой найдем пять ошибок в этом диктанте».

3. На ложку дегтя — бочка меда. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «заклинания» «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» использовать эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил шесть букв, сегодня — не больше пяти».

5. Разрешать сомневаться и чего-то не знать.

6. Позволять делать выбор. Чувство, что от тебя что-то зависит, позволяет по-другому относиться к происходящему.

7. Формула «Опять ты не…» — верный способ выращивания неудачника.

8. Никогда не следует:

– прибегать к сарказму как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;

– заставлять ребенка отвечать, давить на него;

– сравнивать с другими;

– напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание на них;

– внушать ребенку, что он обречен на провал в последующем обучении, что он никогда не сумеет ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас;

– ставить ребенка в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым свое преимущество и его никчемность как ученика и как личности.

Важные принципы

Существует несколько установок, которые могут благотворно повлиять на развитие личности ребенка. Их стоит усвоить взрослому и передать ребенку.

  • Проблемная ситуация — это не неприятность, а ресурс.
  • Ошибки помогают научиться понимать их причины и устранять, относиться к ним оптимистически, переосмыслять и переконструировать средства и способы своей деятельности, преодолевать трудности.
  • Ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый — помощник и сотрудник. Он не указывает на ошибку, а помогает осмыслить то, что в способе действия «не работает».
  • Ребенок развивается тогда, когда делает то, что ему трудно, но при этом получает помощь и поддержку взрослого.
  • Рефлексия — способность осознавать и перестраивать свои действия, способы своего мышления, свои отношения с миром — ключевой процесс развития.

Как поговорить с ребенком о психическом здоровье

Как поговорить с ребенком

Говорить с ребенком о том, что он чувствует, может быть непросто. Вы можете чувствовать, что не знаете, с чего начать или когда «подходящее время» для разговора.

Выделив 20 минут на занятие, которое вам обоим нравится, вы можете создать расслабляющую атмосферу для начала разговора. Здесь у нас есть много идей для занятий, начала разговора и советов, как облегчить общение.

Чем заняться с ребенком

Быстрые занятия, когда у вас мало времени

Вот несколько коротких занятий, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

  • Играть в мяч. Футбол, игра в мяч, баскетбол, вышибалы… есть бесконечное количество игр с мячом на выбор. Вы можете попросить ребенка выбрать игру, в которую он хотел бы сыграть, или спросить его о любимой спортивной команде.
  • Готово, готово… испечь. Выпечка — отличный способ весело провести время вместе, и есть так много выпечки на выбор, в том числе с волшебными пирогами, булочками, лотками или энергетическими шариками.
  • Создайте что-нибудь вместе. Сколько всего можно сделать за 20 минут. Это может быть так же просто, как раскрашивание по номерам, головоломка, создание собственного дня рождения или открытки с благодарностью, или попытка сделать что-то новое, например, нарисовать свой собственный дизайн футболки.
  • Рисуйте друг на друга карикатуры. Иногда все, что вам нужно, это ручка и бумага. Создавайте мультяшные рисунки друг друга и других членов семьи, кошек, собак, рыбок — получайте удовольствие! Вы также можете попробовать рисовать с закрытыми глазами или не отрывать ручку от бумаги, чтобы усложнить задачу.
  • Пикник в помещении. 20 минут недостаточно, чтобы отправиться на пляж с одеялом для пикника, но оно идеально подходит для того, чтобы иметь его в помещении. Расстелите одеяло, выберите любимые закуски вашей семьи и устройте пикник, не выходя из дома.
  • Игры без технологий. Отвлекитесь от экрана с помощью игр без технологий, таких как 20 вопросов, колыбель для кошки, шарики, домкраты, лава на полу, прыжки и многое другое. Есть так много 20-минутных игр на выбор.
  • Охота за сокровищами в помещении. Спрячьте некоторые вещи (например, игрушки, сообщения или даже отрывки из истории) по дому, создайте подсказки и посмотрите, смогут ли ваши дети угадать, где они находятся!
  • Наденьте танцевальные туфли. Если ваш ребенок любит танцевать, пусть говорят за него ноги. Попросите их выбрать свою любимую песню и станцевать так, как вам хочется!
  • Спой. От пения в машине до серенады для всей семьи на кухне, включите свои любимые баллады и подпевайте. Вы можете превратить это в игру, попросив их тоже спеть в стиле их любимого персонажа из фильма или сериала.

  • Прогуляйтесь.  Иногда потратить 20 минут так же просто, как прогуляться, будь то по окрестностям, в магазины или по кварталу с семейной собакой.
  • Покататься.  Поездки на автомобиле — отличная возможность провести 20 минут с ребенком. Поощряйте их оставить на время свой телефон, выключить радио и завязать разговор.
  • Готово, готово… выпекать.  Выпечка – это отличный способ весело провести время вместе. Существует множество вариантов выпечки, в том числе волшебные пирожные, булочки, кексы на тарелках или энергетические шарики.
  • Создайте что-нибудь вместе.  Столько всего можно сделать за 20 минут. Это может быть так же просто, как раскрашивание по номерам, головоломка, создание собственного дизайна открытки ко дню рождения или благодарности, или попытка сделать что-то новое, например, нарисовать свой собственный дизайн футболки
  • Развлекайтесь.  Футбол, игра в мяч, баскетбол, вышибалы… есть бесконечное множество игр с мячом на выбор. Вы можете попросить ребенка выбрать игру, в которую он хотел бы сыграть, или спросить его о любимой спортивной команде.
  • Поделитесь своей музыкой.  Вы можете вместе создавать плейлисты для разных периодов дня. Что вы оба любите слушать, когда просыпаетесь, успокаиваетесь или готовите ужин? Вы можете удивить друг друга своим выбором и даже познакомить друг друга с чем-то новым.
  • Рисуйте или раскрашивайте вместе.  Если ваш ребенок любит рисовать, делать это вместе может быть так же просто, как рисовать на листе бумаги. Или вы могли бы вместе попробовать книжку-раскраску для взрослых.
  • Время йоги.  Разработанная на основе контролируемых движений и техник дыхания, йогой легко заниматься вместе дома. Новичок в йоге? Быстрый поиск на YouTube выдаст множество видео для начинающих, которые вы можете попробовать.

Для выходных, школьных каникул или вечера, когда у вас есть больше времени

Вот несколько более продолжительных занятий, которыми вы и ваш ребенок можете заниматься вместе:

  • Построить форт. Используйте одеяла, простыни, подушки, стулья и гирлянды, чтобы создать свой собственный уютный маленький форт. Имейте в виду: потребуется несколько попыток, чтобы сохранить все это, но оно того стоит, как только вы окажетесь внутри!
  • Согните зеленые пальцы. Посейте семена и наблюдайте, как они растут вместе! Начните с рассады на подоконнике и наблюдайте, как она растет, прежде чем перемещать ее в подоконные горшки или даже в сад. Если у вас нет зеленых пальцев, начните с чего-нибудь легкого, например, с подсолнухов или душистого горошка.
  • Проведите вечер игр. Вы можете научиться играть в новую настольную или карточную игру, выбрать видеоигру или даже сыграть в покер всей семьей.

  • Начать новую серию. Участие в захватывающей серии — отличный способ провести время вместе, и вы можете обсудить все перипетии в течение недели!
  • Поделитесь своими любимыми книгами. Почитайте любимые книги друг друга, а затем обсудите их вместе. Это отличный способ узнать больше друг о друге и найти точки соприкосновения.
  • Готовьте вместе. Спросите своего ребенка, есть ли что-то, чему он хочет научиться готовить, или блюдо, которому он хотел бы научить вас, и приготовить его вместе с ним, а затем наслаждайтесь тем, что вы приготовили вместе. Если вы хотите разогреть конкуренцию, попробуйте семейный «Поужинай со мной», где каждый человек по очереди готовит и развлекает семью на вечер, и получает оценку из десяти за свои усилия.
  • Дата кофейни. Иногда приятно посидеть с чашкой чего-нибудь теплого и наверстать упущенное! Будь то до или между выполнением поручений или специальной поездкой, сесть и выпить вместе может быть просто желанием, чтобы они заговорили.
  • Проведите вечер игр. Вы можете научиться играть в новую настольную или карточную игру, выбрать видеоигру или даже сыграть в покер всей семьей.

Создание средства выбора действий

Детям младшего возраста может быть интересно использовать средство выбора занятий, чтобы выбрать занятие вместе. Вы можете загрузить наш шаблон и, следуя приведенным ниже инструкциям, создать его вместе с ребенком.

  1. Распечатайте список действий на формате A4 и вырежьте его.
  2. Переверните окно выбора занятий пустой стороной вверх.
  3. Сложите по диагонали пополам (начиная с нижнего левого угла, сложите средство выбора занятий так, чтобы нижний левый угол совпадал с верхним правым углом). Ваш инструмент выбора активности должен образовать треугольник. Хорошо загните край. Разверните его и сделайте то же самое, но, начиная с правого нижнего угла, сложите средство выбора активности пополам по диагонали. Теперь у вас должна получиться точка сгиба посередине.
  4. Оставайтесь на пустой стороне и загните каждый угол так, чтобы точки сошлись посередине. Ваш выбор активности теперь будет выглядеть как меньший квадрат.
  5. Переверните средство выбора занятий так, чтобы оно находилось на напечатанной стороне. Теперь вы сделаете то же самое с этой стороны, складывая каждый угол в середину. Ваш выбор активности теперь будет выглядеть как еще меньший квадрат.
  6. Теперь сложите средство выбора занятий пополам, чтобы квадрат превратился в небольшой прямоугольник. Разверните и снова сложите пополам с другой стороны.
  7. Вставьте большой и указательный пальцы под клапан. Теперь вы готовы использовать средство выбора активности!
Загрузите шаблон средства выбора действий

Начало разговора

Говорить с ребенком о том, что он чувствует, может быть непросто, особенно если вы обеспокоены тем, что ему тяжело. Возможно, вы не знаете, что сказать, или беспокоитесь о том, как отреагирует ваш ребенок.

Неважно, с какой темы начинается разговор – главное, что он дает возможность поговорить о чувствах и обеспечить комфорт.

Во время занятия, как лучше всего побудить ребенка раскрыться? Взгляните на некоторые из наших начал разговора.

Хотите иметь под рукой средство для начала разговора? Вы также можете скачать полный список здесь.

Скачать полный список

Вот несколько вещей, которые вы могли бы задать, чтобы начать разговор:

  • Что было самым лучшим в вашем дне?
  • Что было самым худшим в вашем дне?
  • Что вы сделали сегодня, что заставило вас гордиться?
  • Как самочувствие?
  • О чем бы вы хотели поговорить?

Если вашему ребенку тяжело, вы можете попытаться узнать, какую поддержку он хотел бы получить, задавая такие деликатные вопросы, как:

  • Как я могу поддержать вас в этом?
  • Хотите поговорить о том, что происходит?
  • Вам что-нибудь нужно от меня? Пространство, время поговорить, время повеселиться?
  • Какая самая большая проблема у вас была сегодня? Что помогло?

Вам что-нибудь нужно от меня? Пространство, время поговорить, время повеселиться?

Если они не хотят говорить прямо сейчас

Убедите их, что они могут поговорить с вами в любое время. Вы можете сказать что-то вроде:

  • Вы можете поговорить со мной, я здесь для вас.
  • Если вам нужно поговорить с кем-то еще, это тоже нормально.
  • Если вы расскажете мне о том, что вас беспокоит, я сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь.
  • Даже если я не понимаю, знай, что я хочу.
  • Мы справимся с этим вместе.

Вы также можете посмотреть, облегчат ли вашему ребенку другие формы общения, такие как написание письма или текстовые сообщения, сообщить вам о том, что происходит.

Помните, что вы знаете своего ребенка. Вы можете сказать, когда сейчас неподходящее время или они не в настроении говорить.

Если вам нужно поговорить с кем-то еще, это тоже нормально.

Если ваш ребенок говорит вам, что ему трудно

Если ваш ребенок говорит вам, что ему трудно, важно убедиться, что он чувствует себя увиденным и услышанным. Если вы беспокоитесь о чем-то, что всплыло в разговоре, будьте честны и ясны в том, как вы видите вещи и как вы хотите их поддержать.

При ответе помогает:

  • Подтвердить свои чувства . Вы можете сказать: «Вполне понятно, что вы чувствуете…», чтобы дать им понять, что с их чувствами все в порядке.
  • Поблагодарите их за то, что они поделились тем, что происходит, и подбодрили их тем, как они открылись.
  • Дайте им знать , что вы их любите, что вы рядом с ними, они могут поговорить с вами, когда им это нужно, и вы можете помочь им получить поддержку, если они в ней нуждаются.
  • Спросите их по номеру , можете ли вы сделать что-нибудь, что они сочтут особенно полезным.
  • Проводите время вместе думая о том, что заставляет их чувствовать себя так. Это может быть что-то дома или в школе, отношения с другом или членом семьи или что-то еще.
  • Сообщите своему ребенку по номеру о доступных линиях помощи, текстовых линиях и онлайн-чатах, которые вы найдете в конце этого руководства. Молодым людям может быть трудно говорить, и они беспокоятся о том, что расстроят своих родителей, поэтому убедите их, что открываться другим людям — это нормально.
  • Напомните вашему ребенку, что это временно. Убедите их, что все может измениться, и они могут чувствовать себя лучше.
  • Избегайте разговоров в разгар бедствия. Важно быть рядом с ними, но может быть полезнее поговорить о причинах, когда все становится спокойнее.

Если вы считаете, что ваш ребенок нуждается в профессиональной поддержке, поговорите со своим врачом общей практики и в школе, а также подумайте, могут ли помочь консультирование или терапия. Вы можете узнать, как это сделать и как получить доступ к другим службам, прочитав наше руководство по получению помощи.

Получение помощи для вашего ребенка

Советы по оказанию эмоциональной поддержки

Где получить помощь

Полезные телефоны доверия и веб-сайты

Как сделать ящик для беспокойства: руководство для родителей

Если ваш ребенок часто беспокоится или беспокоится, и это его расстраивает или мешает ему думать или заниматься другими делами, вы можете попробовать вместе сделать ящик для беспокойства.

Коробки для беспокойства — это контейнеры, в которые дети могут оставлять свои тревожные мысли. Дети могут найти их успокаивающими, потому что они:

  • дайте им физический способ избавиться от беспокойства, чтобы им больше не нужно было носить их с собой
  • заставить их чувствовать себя в большей безопасности, удерживая их тревожные мысли за них
  • помочь им понять, что мысли — это всего лишь мысли, а не реальные вещи, происходящие в мире, и что их можно отпустить
  • создать процедуру, чтобы разобраться с их заботами и поделиться ими с вами

Это руководство предназначено для родителей детей младшего возраста. Подросткам также может пригодиться ящик для беспокойства, и они могут сделать и использовать ящик, следуя этим инструкциям, но они могут предпочесть делать это самостоятельно. Подросткам также может быть полезно ознакомиться с нашими инструкциями о том, как сделать коробку для самоуспокоения, которая аналогична и также может помочь во время беспокойства.

Коробки для беспокойства успокаивают детей, потому что они дают им физический способ избавиться от беспокойства, поэтому им больше не нужно носить их с собой.

Что вам понадобится

  • Любая коробка или контейнер, например, коробка от старой обуви или салфеток, деревянная коробка, банка или коробка для посуды
  • предметы для украшения коробки, такие как ручки, краски, клей, оберточная или папиросная бумага, наклейки или блестки
  • бумага
  • ручка
  • , если они у вас есть, скотч, ножницы и веревка (но вы можете сделать коробку без них)

Шаг 1. Расскажите ребенку о ящике для беспокойства

Пусть ваш ребенок знает, что все мы иногда беспокоимся, но когда наши головы слишком забиты заботами, это может мешать делать или думать о других вещах.

Шаг 2. Изготовление ящика для беспокойства

Если вы используете картонную коробку, заклейте крышку скотчем, а затем с помощью ножниц сделайте в верхней части прорезь, достаточно большую, чтобы в нее можно было вставлять листки бумаги, чтобы она работала как почтовый ящик. Если вы используете деревянную коробку или банку, убедитесь, что вы можете открывать и закрывать крышку. Ваш ребенок может завязать крышку веревкой (но не забудьте убедиться, что он может легко ее снять!).

Позвольте вашему ребенку заняться украшением, если он сможет. Вы можете использовать такие вещи, как войлочные наконечники, краски, оберточная или папиросная бумага, наклейки и блестки.

Пометьте контейнер «коробкой для беспокойства», написав это где-нибудь на нем.

Спросите ребенка, подходит ли ему конкретное место. Не держите его в спальне или рядом с ней. Попытайтесь найти что-то, что немного отдалит их от их забот. Возможно, они захотят спрятать его в шкафу в гостиной или на кухне. Или, если они склонны беспокоиться о вещах, с которыми должны справиться родители, можно оставить коробку в спальне.

Разорвите несколько листков бумаги и оставьте их рядом с коробкой с ручкой.

Договоритесь, где хранить коробку, спросив ребенка, подходит ли ему конкретное место. Не держите его в спальне или рядом с ней. Попытайтесь найти что-то, что немного отдалит их от их забот.

Шаг 3. Использование ящика для беспокойства

Спросите ребенка, хочет ли он делать это в определенное время каждый день или неделю или только тогда, когда он особенно беспокоится. Не используйте коробку непосредственно перед сном, чтобы у них было время забыть о заботах, прежде чем они попытаются уснуть.

В оговоренное время попросите ребенка написать или нарисовать все, что его беспокоит, на листочках бумаги (при необходимости вы можете написать за ребенка).

Попросите ребенка поделиться с вами каждым беспокойством и потратьте некоторое время на то, чтобы вместе признать его. Вы можете показать, что услышали их, повторяя им в ответ беспокойство и кратко обдумывая любые стратегии, которые могут помочь вашему ребенку справиться с беспокойством в будущем. Затем попросите ребенка сложить лист бумаги и положить его в коробку.

Вместе осознайте, что заботы убраны в ящик и их можно оставить там. Согласитесь больше не давать им эфирного времени в этот день — они попали в коробку, и они могут их отпустить.

Если у коробки нет запечатанной крышки, закройте ее и/или завяжите веревкой. Затем положите коробку обратно в место хранения, о котором вы договорились вместе.

Это может быть что-то, что недавно понравилось вашему ребенку, что-то, чего он с нетерпением ждет, человек, которого он любит, или занятие, которое, как он знает, ему нравится. Некоторым детям может понравиться сделать еще одну коробку с позитивными мыслями, в которой они смогут записывать и хранить свои счастливые моменты. Эта коробка может оставаться открытой, чтобы они могли вернуться к ней, когда захотят.

Некоторым детям может понравиться сделать еще одну коробку с позитивными мыслями, в которой они смогут записывать и хранить свои счастливые события.

Помните, что, хотя ящик для беспокойства может помочь вашему ребенку отпустить некоторые тревожные мысли, в другое время ему все же может понадобиться поговорить с вами о своих беспокойствах. Это совершенно нормально. Обсуждение их переживаний поможет облегчить их бремя и даст вам возможность их успокоить.

Часто больше всего помогает простое знание того, что вы знаете, что они чувствуют, и что вы рядом с ними.

Обсуждение их переживаний поможет облегчить их бремя и даст вам возможность их успокоить.

Дополнительная информация и консультация

Где получить помощь

Станьте блоггером YoungMinds Узнать больше

Распространить слово

Консультирование и терапия | Руководство для родителей по поддержке

Консультирование и терапия (иногда называемая «психотерапией») — это виды терапии разговором, которые включают разговор о чувствах, мыслях и переживаниях или изучение с помощью искусства и других творческих материалов. Это может помочь вашему ребенку понять, что происходит в его жизни, и найти способы справиться с трудностями.

Если ваш ребенок борется с трудностями, ему как родителю может быть очень трудно и беспокойно, и решение обратиться к консультанту или терапевту может показаться большим шагом. Родители рассказывают нам, что, оказавшись в такой ситуации, они беспокоились о том, не сделали ли они что-то не так, и не обвинит ли их детский консультант или терапевт. На самом деле, многие дети и молодые люди в какой-то момент обращаются к психологу или психотерапевту по самым разным причинам, и консультант или терапевт должен работать с вами, поддерживая вас, чтобы подумать о том, что происходит и как вы можете улучшить ситуацию.

Терапия

помогла мне лучше понять, что я чувствую, и позволила научиться справляться со своими эмоциями, не поддаваясь им.

Лаура, молодой человек

Как я могу получить консультацию или терапию для моего ребенка?

Прежде чем обращаться к специалистам, полезно записать свои опасения и случаи, когда вы замечали особенно тревожное поведение или чувства. Затем вы можете брать его с собой на приемы, чтобы дать специалисту четкое представление о ситуации вашего ребенка и поддержать ваш запрос о направлении на консультацию или терапию.

По мере того, как вы ориентируетесь в местных службах, может быть полезно поговорить с другими родителями, которые прошли через это, или поговорить с друзьями или родственниками, которые могли бы посоветовать вам, с чего начать.

Я разговаривал на эту тему с другими родителями и теми, кто работал в сфере психического здоровья. Я спросил их, какая помощь, по их мнению, мне нужна. Всегда полезно начать разговор и поговорить с другими родителями и специалистами в области психического здоровья.

Нелл, родитель

Изображение с различными значками, показывающее, куда обращаться за помощью. Аптечка (ваш врач), школа (школа вашего ребенка), булавка на карте (местные службы), два человека (частное консультирование и терапия) и телефон (краткосрочная онлайн-поддержка и поддержка по телефону).

Общение с врачом общей практики обычно является первым шагом к получению консультации или терапии через NHS. Ваш врач общей практики может помочь:

  • обсудить ваши проблемы
  • , чтобы направить вашего ребенка в местную консультационную службу или сообщить вам, что доступно в вашем регионе
  • направление вашего ребенка в консультационную службу NHS, например через вашу местную группу Службы охраны психического здоровья детей и подростков (CAMHS), которая является службой NHS для молодежи

Вы можете обратиться к своему терапевту за советом с ребенком или без него.

Некоторые школы, колледжи и университеты предлагают бесплатные или субсидируемые консультационные услуги для учащихся. Поговорите с учителем вашего ребенка или другим сотрудником, чтобы узнать, что доступно, и попросите их дать направление.

Часто бывает полезно сделать это во время личной встречи, чтобы вы могли четко изложить свои проблемы. После встречи отправьте повторное электронное письмо, чтобы подтвердить, что обсуждалось и какие действия предпринимает школа, а затем снова проверьте, как продвигаются дела.

Школа или колледж вашего ребенка также может помочь:

  • направление вашего ребенка в CAMHS и другие местные службы
  • отправить записку своему терапевту, чтобы поддержать ваши опасения и запросить направление, а также описать любое поведение, которое они заметили в школе

В вашем районе могут быть бесплатные или субсидируемые консультационные услуги, предоставляемые такими организациями, как благотворительные организации или местный совет. Вы можете найти их в Интернете и/или в каталоге Youth Access.

Если это доступный вариант для вас, ваш ребенок может посещать консультанта или терапевта в частном порядке. При поиске частного терапевта рекомендуется:

  • получить рекомендации от людей, которых вы знаете и которым доверяете.
  • найдите кого-то, кто обучен или имеет опыт работы с возрастной группой вашего ребенка.
  • попросите терапевта объяснить, как они работают, и сказать вам, какова их квалификация.
  • запросите начальную консультацию, чтобы ваш ребенок мог убедиться, что терапевт подходит (некоторые терапевты предлагают бесплатные начальные сеансы).
  • проверьте, предлагает ли терапевт льготные цены для безработных или людей с низким доходом, если это относится к вам.
  • подтвердите стоимость и вероятную продолжительность терапии до того, как ваш ребенок начнет их посещать.

Также очень важно убедиться, что частный терапевт или консультант имеет полную квалификацию, чтобы поддержка, которую получает ваш ребенок, была полезной и безопасной. Вы можете использовать эти веб-сайты, чтобы найти квалифицированных терапевтов, зарегистрированных в профессиональной организации:

  • Британская ассоциация консультирования и психотерапии (BACP)
  • Совет по психотерапии Великобритании (UKCP)
  • Справочник по консультированию
  • Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии (BABCP) – для когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)
  • Терапевтическая сеть для чернокожих, африканцев и азиатов (BAATN) – для поиска терапевтов из чернокожих, африканцев и азиатов
  • Pink Therapy — для терапевтов с опытом работы с ЛГБТК+ людьми

Онлайн-консультации подходят не всем, но для некоторых подростков это может быть хорошим способом попробовать себя и получить краткосрочную поддержку, которая может помочь им почувствовать себя более готовыми к разговору с кем-то лицом к лицу. .

  • The Mix предлагает до восьми недель бесплатных онлайн-консультаций или консультаций по телефону для молодых людей в возрасте 25 лет и младше, уделяя особое внимание оказанию поддержки слушанию и поиску способов справиться с ситуацией. Подробнее об их обслуживании можно узнать здесь.
  • Kooth предоставляет онлайн-чат для молодых людей, через который они могут общаться с консультантами.

Вы можете узнать больше о том, как поговорить с врачом общей практики, получить доступ к CAMHS, получить помощь в школе вашего ребенка и найти местные службы в нашем руководстве по получению помощи.

Получение помощи для вашего ребенка

Просто продолжайте и исследуйте все возможные варианты. Не исключайте никаких вариантов и ищите все возможности. Поговорите с другими родителями, особенно с теми, кто может дать вам совет о том, что доступно в вашем районе или регионе.

Нелл, родитель

Распространенные виды терапии разговором

Графика с использованием различных значков для демонстрации распространенных типов терапии разговором. Речевой пузырь (когнитивно-поведенческая терапия), два человека с речевыми пузырями (межличностная терапия, ИПТ), два человека (консультирование и психотерапия), кисть (арт-терапия).

Типы терапии, предлагаемые NHS, школами и частными консультантами или терапевтами, могут немного отличаться. NHS часто первоначально предлагает онлайн, групповую или индивидуальную когнитивно-поведенческую терапию (CBT) или межличностную терапию (IPT). Школы, местные службы и частные консультанты могут предложить целый ряд разговорных терапий, включая игру или искусство.

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)  может помочь кому-то понять, как они думают о вещах, и бросить вызов убеждениям и поведению, которые им не помогают. Курс когнитивно-поведенческой терапии обычно длится от 12 до 20 сеансов.
  • Межличностная терапия (IPT)  может помочь понять и решить проблемы в отношениях. Обычно его рекомендуют людям, борющимся с депрессией и трудностями в отношениях. Курс ИПТ обычно длится от 12 до 16 сеансов.
  • Консультирование и психотерапия  могут работать по-разному. Иногда консультирование является более краткосрочным, тогда как психотерапия имеет тенденцию быть среднесрочной или долгосрочной. Иногда они предлагаются в школах, а также могут быть доступны в частном порядке.
  • Художественная, музыкальная, драматическая и игровая терапия  может помочь людям выразить сложные чувства и найти безопасные способы изучения того, что происходит. Эти виды терапии иногда предлагаются в школах, а также могут быть доступны в частном порядке.

Разговор с ребенком о консультировании и терапии

Ваш ребенок может чувствовать беспокойство или неуверенность по поводу разговора с консультантом, например, потому что это кажется большим шагом к открытию, потому что он не знает, чего ожидать, или потому что он беспокоится о том, что подумают другие люди. Если ваш ребенок хочет узнать больше о консультировании и терапии, он может ознакомиться с нашим руководством для молодежи.

Если вам было трудно начать разговор с ребенком о том, чтобы попробовать пройти сеанс консультирования или терапии, другие родители обнаружили, что эти вещи могут помочь.

Это может помочь сделать это во время прогулки или выполнения какой-либо деятельности, что может помочь вашему ребенку почувствовать себя более расслабленным и сделать его менее похожим на «большую болтовню». Вы можете найти наши идеи для занятий в нашем руководстве по началу разговора.

Убедите их, что это может помочь некоторым людям почувствовать себя лучше, и что они могут попробовать, а затем остановиться в любой момент, если им это покажется неправильным.

Например, вы можете сообщить им, что они не одиноки в трудных временах и нуждаются в дополнительной помощи, и что многие молодые люди в какой-то момент обращаются за консультацией. Вы также можете заверить их, что их чувства действительно понятны, и что иногда вы переживали периоды подавленности или беспокойства, а также нуждались в поддержке.

Наличие нескольких дней на то, чтобы все обдумать самостоятельно, может помочь вам почувствовать себя менее ошеломляющим. Проверьте, как они себя чувствуют через несколько дней, и не отказывайтесь от этой идеи только потому, что их первая реакция — неуверенность.

Они могли бы чувствовать себя более комфортно, если бы знали, что они контролируют то, с кем они чувствуют себя в безопасности.

Некоторым молодым людям так удобнее говорить.

Поддержка вашего ребенка во время консультирования или терапии

  • Дайте им знать, что вы все еще рядом с ними, когда им нужно поговорить.

    Когда они откроются вам, постарайтесь сосредоточиться на том, чтобы слушать, проявлять сочувствие и интересоваться, каково им, а не пытаться сразу «исправить» ситуацию.

  • Окажите им практическую поддержку, если они в ней нуждаются.

    Например, если вашему ребенку неудобно ходить на занятия одному, предложите пойти с ним и подождать снаружи.

  • Постарайтесь не принимать на свой счет, если вашему ребенку легче открыться консультанту или терапевту.

    Помните, что иногда молодому человеку полезно и полезно поговорить со взрослым, который не состоит в семье и эмоционально дистанцируется от ситуации.

  • Поддерживайте новые стратегии выживания, которые они пробуют.

    Это может быть особенно важно, если ваш ребенок проходит когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая направлена ​​на изучение и опробование новых методов.

  • Не сдавайтесь, если вашему ребенку не понравится первый вожатый, которого он увидит.

    Как и все люди в своей жизни, молодые люди будут чувствовать себя более комфортно с одними терапевтами, чем с другими, и разные личности подходят разным людям. Если им не нравится первый терапевт, которого они увидят, попробуйте поискать кого-то другого.

  • Если ваш ребенок находится в списке ожидания на консультацию и терапию, попробуйте вместе несколько практических стратегий.

    Здесь, на нашем веб-сайте, вы можете найти множество советов для конкретных чувств и состояний, таких как тревога, депрессия и членовредительство. Держите общение как можно более открытым и находите время для веселых занятий, которые дают им передышку.

Первый сеанс был самым страшным, у меня в голове крутилось столько вопросов: поладил ли бы я со своим терапевтом? Могла ли она действительно говорить со мной без осуждения? Я контролирую сеанс? Ответ на все эти вопросы был да! Первый шаг в терапии часто бывает самым трудным, но для меня он был самым полезным.

Элеонора, молодой человек

Если вы недовольны консультантом или терапевтом вашего ребенка

  • Поговорите со своим поставщиком услуг, чтобы обсудить ваши проблемы. Если ситуация с вашим ребенком не улучшится, спросите, может ли он обратиться к другому консультанту, или поищите другого терапевта, если он посещает кого-то в частном порядке.
  • Если ваш ребенок считает, что консультант или терапевт NHS поступил с ним несправедливо, он или вы имеете право подать жалобу. Если вы обеспокоены, но не хотите подавать официальную жалобу, поговорите с врачом, лечащим вашего ребенка, или обратитесь в PALS (службу связи с пациентами) в местной больнице для получения конфиденциального совета и поддержки.
  • Если вы хотите подать официальную жалобу, проверьте процесс подачи жалоб. У каждой организации NHS есть свой собственный процесс, но все они должны следовать одним и тем же правилам NHS. Если вы не видите процесс рассмотрения жалоб онлайн, позвоните или отправьте электронное письмо в отдел жалоб.
  • Если ваш ребенок посещает консультанта или терапевта за пределами NHS, и вы хотите подать жалобу, поговорите с поставщиком услуг и попросите ознакомиться с их политикой подачи жалоб. Если ваш ребенок посещает частного консультанта или терапевта, вы можете поговорить с профессиональной организацией, в которой они аккредитованы, и попросить ознакомиться с их политикой подачи жалоб.

Ключевым моментом является поиск подходящего консультанта, и не бойтесь обидеть консультанта, сказав, что он не тот, он всегда поймет. Ну, они должны в любом случае!

Лаура, родитель

Забота о себе

Поддерживать вашего ребенка, когда он испытывает трудности, и пытаться найти ему правильную помощь может быть утомительно и беспокойно.