Школьный психолог план работы на год – Рабочая программа по психологии: Годовой план работы педагога-психолога
Направление работы | Вид работы | С кем проводится | Методика | Сроки | ||||||||||||
Диагностическая работа | ||||||||||||||||
Диагностическое | Наблюдение, направленное на изучение процесса адаптации обучающихся. Исследование детей, требующих особого внимания. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Методика наблюдения на уроке. Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского. Выборочно методики из диагностического альбома для исследования особенностей познавательной деятельности. Автор – составитель: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. | Сентябрь — октябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе. Э.М. Александровская, В.И. Чирков. | Родители учащихся 1 «А», 1 «Б» классов. | Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе». Авторы: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина. Опросник для родителей учащихся. | Сентябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Скрининг-диагностика исследования социально-психологической адаптации учащихся к школе. Э.М. Александровская, В.И. Чирков. | Классный руководитель 1 «А», Классный руководитель 1 «Б» класса. | Методика «Схема изучения социально – психологической адаптации ребёнка в школе по Э.М. Александровской.Опросник для педагогов. | Сентябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы. | Учащиеся с высокой мотивацией к обучению, а также способные учащиеся со 2 – 4 классы. (были предоставлены списки учащихся классными руководителями) | Диагностика вербальной и невербальной креативности одарённых учащихся начальной школы. С. Медник, Е. Торренс (выборочные тесты) | Октябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика адаптации первоклассников к школе. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Диагностика адаптации учащихся к школе. Проективная методика «Школа зверей». С. Панченко | Ноябрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоциональной сферы учащихся начальной школы. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Диагностика эмоциональной сферы учащихся. Методика «Кактус» М.А. Панфилова | Декабрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика уровня школьной тревожности у учащихся при переходе в среднее звено. | Учащиеся 4 «В» и 4 «А» классов. | Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса. | Декабрь | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоциональной сферы учащихся и изучение личностных особенностей учащихся (по социальному запросу родителей и классных руководителей учащихся) | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В. | Методики: 1.Наблюдение на уроках, переменах, школьных мероприятиях. 2.Методика «Цветовой тест Люшера»; 3.Проективные рисуночные методики – «Рисунок семьи»; «Рисунок человека»; «ДДЧ»; «Рисунок несуществующего животного»; «Самый красивый рисунок» и др. 4.Беседа с учащимся. 5.Выборочно методики исследования особенностей развития психических процессов Д.В. Лубовского. | В течение года. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика уровня сформированности УУД. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Диагностика уровня сформированности УУД «Графический диктант». Д.Б. Эльконина. | Январь. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы. | Учащиеся со 2 – 4 классы. | Методика диагностики одарённости младших школьников – изучение направленности интересов и склонностей одарённых учащихся начальной школы. Автор: А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. | Февраль. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика эмоционально – психологического климата в классе. | Учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов. | Методика – анкетирование. «Эмоционально-психологический климат в коллективе» Н.А. Шкуричева | Февраль. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика индивидуальных способностей учащихся. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей учащихся «МЭДИС». Авторы: И.С. Аверина, Е.И. Щебланова | Март. | ||||||||||||
Диагностическое | Диагностика умственного и интеллектуального развития учащихся. | Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов. | Методика «Групповой интеллектуальный тест ГИТ». Тестовые задания (7 субтестов). Автор: Г.П. Логинова. | Апрель. | ||||||||||||
Диагностическое | Изучение учебной мотивации учащихся испытывающих трудности в обучении. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4В классов. | Методика диагносики школьной мотивации учащихся начальных классов. Лусканова А.Г. Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. А.М. Прихожан. | В течение года. | ||||||||||||
Коррекционная и развивающая работа | ||||||||||||||||
Развивающее | Адаптационные развивающие классные часы по системе работы с тревожными первоклассниками. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | «Коррекция познавательных процессов». Авторы – составители: Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников» в соответствии с ФГОС. | Сентябрь — декабрь | ||||||||||||
Развивающее | Индивидуальные адаптационные коррекционно – развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД. | Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. | Курс внеурочной деятельности. (ФГОС) «РОСТ» Развитие, общение, самооценка, творчество. 1 – й класс. Е.Г. Коннова/2013 год. | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Индивидуальные и подгрупповые занятия по профилактике повышенной тревожности у учащихся начальной школы. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. классов. | Методики по песочной терапии, сказкотерапия — «Сказки – подсказки» Автор: Заболотская Э. 2012 год. Арт – терапия (лепка, рисование). | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Групповые психологические занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков, нравственных ценностей, успешной социализации учащихся в коллективе. | Учащиеся 1А; 1Б; 2Г; 2Б; 3А; 3Б классов. | Уроки психологии в начальной школе. 1 – 4 класс «Тропинка к своему Я». О.В. Хухлаева. | В течение года. | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие групповые занятия, посвящённые развитию логики и интеллекта у одарённых учащихся. | Одарённые учащиеся со 2 – по 4 классы. (по спискам классных руководителей) | Программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» 1 – 4 классы. 36 занятий для будущих отличников. «Юным умникам и умницам». О.А. Холодова. | В течение года. О.А. Холодова. | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие классные часы, направленные на профилактику тревожности учащихся 4 – х классов при переходе в среднее звено. | Учащиеся 4 «А» и 4 «В» классов. | Адаптационные занятия для обучающихся 4 классов «Мы — пятиклассники». Цель: повышение психологической адаптации при переходе в среднее звено. Задачи: создание условия для формирования и поддержания учебной мотивации; формирование сплоченности классного коллектива; помощь в осознавании различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы». | Ноябрь | ||||||||||||
Развивающее | Развивающие классные часы, направленные на развитие духовно – нравственного воспитания. | Учащиеся 2 «Б» и 2 «Г» классов. | Классный час – дискуссия по духовно – нравственному воспитанию «Дорога добра». Цели: Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела. Воспитывать уважение к родителям, товарищам. | Январь — февраль | ||||||||||||
Консультативная и просветительская работа. | ||||||||||||||||
Консультативная | Консультирование педагога – психолога по средней и старшей школе (передача документации на учащихся 4 классов, перешедших в среднее звено). | Педагог – психолог средней и старшей школы. | Сентябрь | |||||||||||||
Консультативная | Тематические консультации для педагогов и родителей одарённых учащихся. | Классные руководители учащихся со 2 – 4 классы, родители одарённых учащихся. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Проведение консультаций учителей, родителей по результатам диагностик. | Участники образовательного процесса. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Рекомендации учителям и родителям по результатам диагностик. | Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Проведение консультаций педагогов и родителей учащихся по социальным запросам. | Классные руководители и родители учащихся 1А; 1Б; 2Б; 2Г; 3А; 3Б; 4А; 4Б. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Участие в совещаниях комиссии образовательного учреждения по учащимся с нарушениями поведения и трудностями в обучении. | Участники образовательного процесса. Цель создания комиссии: подготовка по результатам обследований рекомендаций по оказанию детям психолого — педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции развития детей с нарушениями поведения. Обсуждение с педагогами и специалистами школы проблем воспитания и обучения учащихся. Информация родителей (законных представителей) о стиле семейного воспитания, личностных особенностях ребёнка, его развития и поведения в детском саду и т.п. | В течение года. | |||||||||||||
Консультативная | Собеседование с родителями будущих первоклассников | Родители будущих первоклассников ДО1; ДО2; ДО3. | Март | |||||||||||||
Просветительская | Выступление на родительских собраниях в 1 – х классах. | Родители учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов. 1.Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. 2.Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. 2.Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами. | Сентябрь | |||||||||||||
Просветительская | Выступление на педагогическом совете. | Педагоги и административный состав школы. Тема выступления: «Теория гуманистического обучения Карла Роджерса», а также «Развивающие технологии обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова». | Сентябрь | |||||||||||||
Просветительская | Проведение мастер – класса для родителей одарённых учащихся. | Родители одарённых учащихся со 2 – 4 классы. Подготовка и раздача родителям буклетов и информационных листов. | Октябрь | |||||||||||||
Просветительская | Психологическая гостиная. | Педагоги начальной, средней и старшей школы. Тема: «Причины неуспеваемости подростков и способы её преодоления». | Октябрь | |||||||||||||
Просветительская | Просвещение педагогов начальной школы. Раздача информационных материалов для педагогов по теме педагогического совета «Мотивационная среда». | Педагоги начальной школы. 1.Рекомендации педагога – психолога для учителей начальной школы по работе с детьми с ОВЗ. 2.Рекомендации по социально – образовательной интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения. 3.Роль мотивации в работе с одарёнными учащимися. Типология ММД. Рекомендации педагогам и родителям. | Ноябрь | |||||||||||||
Просветительская | Проведение мастер – классов по песочной терапии (работа с космическим песком). | Учащиеся ГБОУ №879 и других школ, округов (окружное мероприятие), родители учащихся, педагоги, директора и специалисты школ. | Декабрь | |||||||||||||
Просветительская | Психологическая гостиная. | Педагоги начальной школы. Тема: «Рефлексивные техники на уроке». Подготовка и раздача учителям буклетов и информационных листов. | Апрель | |||||||||||||
Просветительская | Повышение психолого – педагогической компетентности учителей, родителей и администрации. | Педагоги и администрация образовательного учреждения. | В течение года. | |||||||||||||
Организационно – методическая. | ||||||||||||||||
Подготовка информационных буклетов, листовок, памяток. Подготовка и размещение информации на сайте психологической службы. | ||||||||||||||||
Оформление информационного психологического стенда. | ||||||||||||||||
Аналитическая работа с документацией, подготовка рекомендаций для учителей и родителей учащихся, ведение документации педагога – психолога. Наполнение индивидуальных пакетов учащихся. | ||||||||||||||||
Составление банка данных на одарённых учащихся и учащихся, требующих психолого – педагогической помощи. | ||||||||||||||||
Изучение психолого – педагогической литературы, современных методических разработок. | ||||||||||||||||
Участие в педагогических советах, семинарах, вебинарах, окружных и школьных мероприятиях. | ||||||||||||||||
Экспертная | ||||||||||||||||
Посещение уроков (психологический анализ урока) | Участники образовательного процесса. | В течение года. |
nsportal.ru
№ | Направления деятельности | Сроки и периодичность | Результат | |
Диагностика и мониторинг | ||||
1 | Определение готовности к обучению в школе | Сентябрь- октябрь 2016 г. | Информация о зоне актуального развития ребёнка | |
2. | Изучение особенностей процесса адаптации первоклассников к школе | Октябрь- ноябрь 2016 г. | Информация о факторах и причинах дезадаптации, определение группы риска | |
3 | Групповая и индивидуальная диагностика агрессивности, враждебности по методике Басса-Дарки | Октябрь-ноябрь 2016 г. | Информация (выявление) об учащихся, состоящих на учете «группы риска» | |
4. | Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками с затруднённой адаптацией | Январь-март 2017 г. | Информация о результатах коррекционной работы с детьми с затруднённой адаптацией | |
5. | Групповая диагностика учащихся с 7-11 классы | Ноябрь-октябрь 2016 г. (постоянно) | Выявление учащихся, склонных к алкоголизации, нарушениям, суициду и т.д. | |
6. | Диагностика готовности к переходу в среднюю школу | Апрель-май 2017 г. | Выявление группы детей, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в 5 классе | |
7. | Выявление и изучение профессиональных затруднений педагогов, в т.ч. по причине эмоционального выгорания (мониторинг) | 2016-2017 г.г. (постоянно) | Информация о динамике и качественном состоянии профессионального развития учителей начальных классов | |
8 | Определение психологического статуса проблемного ребенка | В течение года | Создание условий для эффективного развития, с учетом их индивидуальных особенностей. | |
9 | Диагностика психических процессов выпускников | Ноябрь 2016 г. | Определить развитие и готовность к экзаменам | |
10 | Изучение умственных способностей школьников | Ноябрь 2016 г. | Формирование групп развития и оказание помощи педагогам в организации дифференцированного подхода на уроке. | |
11 | Изучение личностных особенностей учащихся | Декабрь 2016 г. | Оказание помощи педагогам в организации дифференцированного подхода на уроке и при подготовке к ГИА | |
12 | -Изучение психологического климата в коллективе, эмоциональной сплоченности. Оценка психологического состояния школьников. | Декабрь 2016 г. | Выявление учащихся группы риска по суициду, находящихся в трудной жизненной ситуации. | |
13 | Диагностика психических сфер учащихся, состоящих на учетах | Ноябрь-декабрь 2016 г. | Определить развитие познавательных сфер учащихся | |
14 | Изучение проф. компетентности учителя, его способности к профессиональному и личностному росту | Март 2017 г. | Определение психологических причин профессиональных затруднений и их коррекции. | |
15 | Определение психического состояния учителя, определение его психологического статуса. | Апрель 2017 г. | Оказание психологической помощи по стабилизации психического состояния. | |
Коррекция и развития | ||||
1 | Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, проявляющими недостаточную готовность к обучению | Сентябрь 2016 г. и далее по плану коррекционной работы в 2016-2017 уч.г. | Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер | |
2 | Адаптационные занятия | Ноябрь 2016 г. и далее по плану работы | Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация | |
3. | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими проблемы в формировании УУД | 2016-2017 г.г. (постоянно) | Устойчивая положительная динамика результатов учебной деятельности | |
4. | Коррекционно- развивающие занятия для будущих пятиклассников | Сентябрь 2016 – май 2017 гг. | Формирование навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене при решении учебных задач, социализация | |
5 | Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности.1-4кл. | Октябрь-май. | Рост уровня развития познавательных способностей у учащихся с низким уровнем интеллектуального развития. | |
6 | Тренинговые занятии по формированию социальных навыков. 5кл. | 2 четверть. | Снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, | |
7 | Групповые занятия по профилактике школьной дезадаптации и школьного невроза. 1кл. | 2 четверть | Сохранение психологического здоровья детей, снижение количества дезадаптированных учащихся, формирование учебной мотивации. | |
8 | Профилактика школьной дезадаптации и сохранение здоровья школьников | октябрь — ноябрь | Коррекция дезадаптации | |
9 | Развитие у подростка способности видеть непохожесть людей друг на друга и профилактика суицида | Октябрь | Актуализация знаний подростков о многообразии мнений, убеждений, привычек и обычаев. | |
10 | Программа «Путь к успеху» для 9 класса | Январь-май | Повышение сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы, освоение навыков конструктивного взаимодействия. | |
11 | В целях нормализации эмоционального фона, профилактики суицида | 3 четверть | Повышение сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, нормализация эмоционального фона. | |
12 | Развитие коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении; снижение уровня агрессивности, тревожности. | 3 четверть — По мере необходимости. | Личностное развитие подростков, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков; решение проблем в сфере взаимоотношений с окружающими, как в установлении позитивных контактов, так и в избегании конфликтов и развитие навыков общения; | |
Методическая работа | ||||
1. | Мониторинг результатов диагностики, коррекционной и развивающей работы, методические рекомендации учителям начальных классов | 2016-2017 г.г. постоянно | Методические рекомендации педагогам | |
3. | Обмен практическим опытом по организации различных форм развивающей работы | 2016-2017 г.г. постоянно |
| |
Психолого- педагогическое просвещение | ||||
1. | Освещение вопросов возрастной психологии младшего школьника. | 2016-2017 г.г. | Просвещение педагогов | |
2. | Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, психофункциональной готовности к обучению в школе, адаптации, по вопросам причин неуспеваемости и т.д. | 2016-2017 г.г. (постоянно) | Просвещение родителей | |
3. | Размещение информации по теме на сайте школы | 2016-2017 г.г. (постоянно) | Просвещение педагогов, родителей | |
4 | Занятие-беседа: «Правила поведения в школе» | Декабрь | Просвещение учащихся | |
5 | Семинар для педагогов школы на тему «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении» Распространение памяток на тему: «Суицид» | Январь 2017 г. | Просвещение педагогов школы | |
6 | Беседа на тему: «Влияние алкоголя на организм подростка» Презентация для педагогов школы на тему: «Наркомания» | 2016-2017 г. | Посещение подростков и педагогов | |
Консультационная деятельность | ||||
1. | Консультация для педагогов на тему: «Проблема насилия в семье» | Декабрь 2016 г. | Помощь педагогам в разрешении трудностей при взаимодействии с родителями обучающихся и просвещение для самих педагогов | |
2 | Консультация для обучающихся на тему: «Как надо разговаривать, чтобы тебя поняли» | В течение года | ||
3 | Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики. | По запросу | Помощь в разрешении любых жизненных проблем | |
4 | Консультация для педагогов на тему: «Жестокое обращение с детьми» | Декабрь | ||
5 | Консультация для обучающихся на тему: «Боремся с агрессией» | В течение года | Снижение агрессивности | |
6 | Консультация для обучающихся на тему: «Конфликт. Способы разрешения» | Январь | Помощь учащимся в решении оптимальным путем в разрешении конфликтных ситуаций | |
7 | Консультация для педагогов на тему: «Школьные фобии» | В течение года | Помощь педагогам в решении проблем с воспитанниками | |
8 | Консультация для обучающихся на тему: «Заниженная самооценка» | По запросу | Улучшение самооценки учащихся | |
9 | Консультация для обучающихся на тему: «Что делать с гневом» | По результатам обследования | Помощь для учащихся в борьбе с гневом | |
10 | Консультация для родителей на тему: | Февраль 2017 г. | Консультирование и помощь в решении проблем | |
Профилактическая работа | ||||
1 | Групповые занятия с обучающимися с суицидальными проявлениями и проявлениями агрессии | Ноябрь-март 2016-1017 гг. | Устранение агрессивности | |
2 | Адаптационные занятия с учащимися 1 кл | Декабрь 2016 г. | Благоприятная атмосфера для учащихся и помощь в адаптации в школе | |
3 | Индивидуальные профилактические занятия, беседы с обучающимися группы риска, состоящими на ВШК. | В течение года | ||
5 | Профилактика | Март 2017 г | Рекомендации по преодолению и снижению профессионально выорания | |
6 | Посещение неблагополучных семей. | В течение года |
nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование по психологии на тему: План работы педагога — психолога
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД.
План составила
педагог — психолог
Iквалификационной
категории
Гарина О. П.
2011г.
Основная цель:
Психологическое диагностико — коррекционное сопровождение детей с
отклонениями в развитии.
Основные задачи:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии.
2. Установление характера и причин выявленных отклонений.
3. Разработка целевых программ индивидуального развития детей.
4. Прослеживание динамики развития.
5. Консультативная работа с педагогами и родителями.
ПЛАН РАБОТЫ НА СЕНТЯБРЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | 1. Психолого – педагогическая диагностика учащихся. Готовность к обучению в школе учащихся 1 класса. 2. Исследование психологической адаптации учащихся 1 – го класса. | Планирование педагога – психолога на учебный год с классными руководителями, предметниками и план проведения родительских собраний. |
| В течение месяца |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование |
| Проведение методического семинара для педагогов 1 – го, 5 -го, 10 – го классов по вопросам организации процесса школьной адаптации детей.
|
| В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Оформление стенда «Я — первоклассник» |
| Родительское собрание в 1 классе «Психологические особенности детей. Готовность к обучению в школе» | сентябрь |
Организационно — методическая работа |
| В течение года |
ПЛАН РАБОТЫ НА ОКТЯБРЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | Исследование процесса адаптации учащихся в 5 – ом классе. |
| Проведение обследования родителей учащихся 5 – го класса. | 4 – 15 октября |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование | Групповые консультации по вопросам профориентации учащихся 8,9 – го классов. |
| Групповые консультации для родителей (1, 5 – го классов). | В течение месяца. |
Психологическое сопровождение |
| Проведение методического семинара «Профессионально – педагогическое общение». | Родительское собрание в 5 – ом классе «Учебные трудности пятиклассников» | В течение месяца |
ПЛАН РАБОТЫ НА НОЯБРЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | 1. Исследование уровня адаптации в 10 – м классе. 2. Изучение уровня развития самоуправления. | Проведение обследования педагогов 10 – го класса. | Проведение обследования родителей учащихся 10 – го класса. | В течение месяца |
Коррекционно – развивающая работа | 1.Коррекционно – развивающие занятия. 2. Развивающие занятия на адаптацию в 5 – Ом классе. |
|
| В течение года |
Консультирование | 1.Групповые консультации по вопросам профориентации учащихся 9 -х классов. 2. Индивидуальные консультации для учащихся по вопросам межличностных взаимоотношений. |
|
| В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Неделя психологии | Проведение методического семинара для педагогов 5 – го класса «Обеспечение успешной адаптации». Педконсилиум «Адаптация учащихся 10 – го класса». | Родительское собрание 10 – го класса «Психологические особенности поведения старшеклассника». | В течение месяца |
ПЛАН РАБОТЫ НА ДЕКАБРЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | Тест тревожности Филлипса 7 – 8 классы |
|
| 5 -11 декабря |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование |
|
|
|
|
Психологическое сопровождение |
|
| Родительское собрание в 8 – ом классе «Трудности переходного возраста» | В течение месяца. |
ПЛАН РАБОТЫ НА ЯНВАРЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | Диагностика психологической готовности учащихся 4 – го класса к обучению в среднем звене. | Проведение обследования педагогов 4 – го класса. | Проведение обследования родителей учащихся 4 – го класса. | В течение месяца |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование |
| Проведение групповых консультаций педагогов 4 – го класса: разработка программ помощи школьникам, испытывающим проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии. | Индивидуальные консультации родителей 4 -го класса. | В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Оформление стенда психологической службы «Профориентация» |
| Родительское собрание в 4 – Ом классе «Психологическая готовность к переходу в среднее звено». | В течение месяца. |
ПЛАН РАБОТЫ НА ФЕВРАЛЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | Вторичное исследование уровня адаптации в начальном звене. | Проведение диагностического обследования педагогов 1 — го класса. | Проведение диагностического обследования родителей учащихся 1 – го класса. | В течение месяца |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование | Групповые консультации по вопросам профориентации учащихся 9 – го класса. | Семинар — тренинг«Позитивные взаимодействия». |
| В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Оформление стенда по теме «Приемы саморегуляции» |
|
|
|
ПЛАН РАБОТЫ НА МАРТ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика |
|
|
|
|
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование |
|
|
| В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Оформление стенда «На пути во взрослую жизнь» |
|
|
|
ПЛАН РАБОТЫ НА АПРЕЛЬ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика |
|
|
|
|
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование | Индивидуальное консультирование учащихся 9, 10 — х классов по психологической подготовке к итоговой аттестации. |
| Индивидуальное консультирование родителей выпускников. | В течение месяца. |
Психологическое сопровождение | Классные часы в 9, 10 -х классах «Методы управления эмоциональным состоянием в период итоговой аттестации». | Просветительский семинар для педагогов «Особенности эмоционального состояния в период выпускных экзаменов». | Родительские собрания в выпускных классах «Роль родителей при подготовке школьников к итоговой аттестации». | В течение месяца. |
ПЛАН РАБОТЫ НА МАЙ
Направление деятельности психолога | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями | Время проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | Повторное исследование общего уровня познавательной сферы учащихся 1 – 4 классов. |
|
| В течение месяца. |
Коррекционно – развивающая работа | Коррекционно – развивающие занятия. |
|
| В течение года |
Консультирование |
| Индивидуальное консультирование классных руководителей. | Индивидуальное консультирование родителей учащихся. | В течение месяца. |
Психологическое сопровождение |
| Проведение семинара по итогам психологического сопровождения школьника. |
| Подготовка итоговой документации по деятельности школьной психологичес — кой службы в течение года. |
nsportal.ru
Материал по психологии по теме: План работы педагога-психолога (5-11 классы)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ТШИ
____________И.А.Зятев
«____»_____________2012г.
ПЛАН РАБОТЫ
педагога – психолога Вахрушевой С.А.
НА 2012- 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
(5-11 классы)
Цель: Сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Задачи:
способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально – волевой сфер детей;
обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при переходе на новую ступень обучения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1. | Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария. | Индивидуальные | в течение года | Педагог-психолог | Формирование методической базы. Анализ методической литературы; сбор стимульного материала к методикам. |
2. | Комплектование и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ. | индивидуальные | в течение года | Педагог-психолог | Формирование методической базы для деятельности психолога. Анализ литературы; создание стимульного материала к программам, занятиям. |
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1. | Наблюдение за процессом адаптации учащихся 5-х классов. Выявление дезадаптированных учащихся с помощью методик: «Диагностика уровня тревожности» Филлипс; диагностика школьной мотивации, Н.Г. Лусканова | Индивидуальные Групповые Посещение уроков Внеклассных мероприятий | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог | Выявление количество учащихся со школьной дезадаптацией при переходе из начального звена в среднее звено обучения. Рекомендации. |
2. | Психодиагностика учащихся 10-х классов. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению. | Групповые | Ноябрь | педагог-психолог, классные руководители | Изучение адаптивных процессов учащихся 10 классов. Определение уровня удовлетворенности учащихся 10-х классов школьной жизнью. |
3. | Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов школы. | Индивидуальные Групповые | В течение года по запросам | Педагог-психолог, классные руководители | Беседа с учителями-предметниками, классными руководителями; обработка результатов исследования. |
4. | Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ. (9, 11 классы) с целью выявления: тревожности; уровня самооценки. | Групповые Индивидуальные | Март-апрель | Педагог-психолог | Помочь преодолеть учащимся возможные трудности при сдаче экзаменов. |
5. | Выявление стиля педагогического общения педагога с учащимися | Групповые | ноябрь | Педагог-психолог | Диагностика стиля педагогического общения. |
6. | Психодиагностика учащихся 5 «Г» (КРО), 6 «Г» (КРО), 7 «Г» (КРО), 8 «Г» (КРО), 9 «Г» (КРО) классов. | Групповая. | Сентябрь – май | Педагог-психолог | Создание положительной атмосферы, повышение мотивации, оценить эффективность затраченных ими усилий при выполнении заданий. |
7. | Психодиагностика учащихся, предоставляемых на Ппконсилиум, районную ПМПКомиссию. | Групповая, индивидуальная. | По обращению администрации, педагогов. | Педагог-психолог. Учителя | Выявление причин неадекватного поведения, школьной неуспеваемости. |
8. | Психодиагностика воспитанников школы – интерната с поведенческими проблемами. | Групповая, индивидуальная. | По обращению администрации, учителей, соц.педагога, воспитателей. | Педагог-психолог. Воспитатели | Выявление причин неадекватного поведения, разработка планов коррекции. |
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1. | Родительское собрание для родителей 9, 11 классов. «Взаимодействие семьи и школы при подготовке к ЕГЭ» | Групповые Индивидуальные | апрель | Классный руководитель Педагог-психолог | Ознакомить родителей с результатами психодиагностического исследования детей для возможности своевременного оказания помощи и осмысления своей доли ответственности при подготовке к ГИА и ЕГЭ. |
2. | Родительское собрание «Мы вместе: взрослые и дети!» | Групповые | В течение года по запросам | зам. директора педагог-психолог | Повышение уровня психологической компетенции родителей |
3. | «Первый раз в пятый класс!» (родительское собрание с элементами тренинга) | Групповые | октябрь | педагог-психолог классные руководители | Познакомить родителей с возрастными особенностями детей. Дать рекомендации по оказанию помощи в адаптационный период. |
4. | «Моя будущая профессия» (родительское собрание) | Групповая (9, 11 классы) | февраль | Психолог, классные руководители. | Познакомить родителей с профессиональными предпочтениями детей |
5. | Готовлюсь к профессиональной деятельности | 10 класс. Групповая | В течение года | Педагог-психолог | Предупреждение трудностей профессионального самоопределения учащихся |
6. | « Психология жизненного успеха» | 11 класс групповая | В течение года | Педагог-психолог | Развитие социальной компетентности и активности через формирование психологической культуры учащихся |
7. | Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов «Я и моя профессия» | 9 класс | Январь-май | Педагог-психолог | Формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1 | «Здоровьесбережение как профилактика злоупотребления психоактивными веществами». | Подгрупповая Семинар для учителей | декабрь | Педагог-психолог | Повышение интереса педагогов к психологическим занятиям. |
2. | «Первый раз в пятый класс!» (Адаптационные уроки) Программа адаптации детей к средней школе Автор: Е.Г. Коблик | 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» классы | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог | Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения. Предупреждение школьной дезадаптации во время перехода учащихся из начального в среднее звено обучения. |
3. | Программа занятий по подготовке учащихся 9-х, 11-х классов к выпускным экзаменам. 1. «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье». 2. Память приемы запоминания. 3. Приемы волевой мобилизации. 4. Приемы релаксации и снятия напряжения. | 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 11 классы | Февраль-апрель | Педагог-психолог | Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. |
4. | Посещение уроков в 5-х классах | 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» классы. | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог | Наблюдение за адаптацией учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения. Выявление учащихся, относящихся к «группе риска». |
5. | Неделя профилактики ПАВ «Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас» | 5-11 классы Классные руководители | 22-28 октября | СПС | Данное мероприятие несет профилактический и просветительский характер. Информирует учащихся о вреде ПАВ. Способствует формированию негативного отношения учащихся к ПАВ. |
6. | Неделя профориентации «Дорога в страну профессий» | 5-11 классы Классные руководители | 25 феврвля-2 марта | СПС | Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1 | Коррекционно-развивающие занятия | Групповая 5 «Г» (КРО) класс; | сентябрь-май. 2 раза в неделю. | Педагог-психолог | Создание у учащихся положительной мотивации, воспитание коммуникативной культуры учащихся. |
2 | Коррекционно-развивающие занятия | Групповая 6 «Г» (КРО) класс; | сентябрь-май. 2 раза в неделю. | Педагог-психолог | Развитие творческого мышления и учебно- познавательных мотивов учащихся. |
3 | Коррекционно-развивающие занятия | Групповая 7 «Г» (КРО) класс; | сентябрь-май. 2 раза в неделю. | Педагог-психолог | Развитие мыслительных процессов учащихся |
4 | Коррекционно-развивающие занятия | Групповая 8 «Г» (КРО) класс; | сентябрь-май. 2 раза в неделю. | Педагог-психолог | Помощь в социальной адаптации и овладение элементарными приемами психологической саморегуляции. Развитие мыслительных процессов учащихся |
5 | Коррекционно-развивающие занятия | Групповая 9 «Г» (КРО) класс. | сентябрь-май. 2 раза в неделю. | Педагог-психолог | Помощь в социальной адаптации и овладение элементарными приемами психологической саморегуляции. Развитие мыслительных процессов учащихся |
6 | Преодоление тревожности у учащихся. | Индивидуальная 1раз в неделю. | В течение учебного года. | Педагог-психолог по результатам психодиагностики (5, 10 классы). | Оказание психологической поддержки в период адаптации учащимся с высоким уровнем школьной тревожности. Компьютерная технология «ИБИС». |
7 | Тренинг словесно-логического мышления. (работа с одаренными детьми). | Подгрупповая. 1 раз в неделю | По обращению педагогов. | Педагог-психолог | Помочь учащимся выполнять задания, упражнения на логические операции. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1 | Психологическая консультация по возникающим проблемам для учащихся и воспитанников школы – интерната. | Индивидуальная. | По обращению учащихся школы-интерната. | Педагог-психолог | Совместно с учащимися находить пути разрешения конфликтных ситуаций. |
2. | Психологическая консультация для педагогов и родителей. | Индивидуальная. | По обращению педагогов, родителей. | Педагог-психолог | Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей. Методическая и практическая помощь. |
3. | Психологические консультации для учащихся выпускных классов. | Групповая, индивидуальная. | По обращению. | Педагог-психолог | Ознакомление старшеклассников с результатами ПД, Составление «Профкарты» (по желанию учащихся). |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1 | ППК «Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения учащихся 5-х классов» | Групповая (по результатам анкетирования и ПД). | ноябрь | Педагог-психолог, классные руководители, учителя | Совместно с преподавателями 5-х классов предупредить, возникающие социально – психологические и учебные проблемы учащихся в адаптационный период. |
2 | ППС «Отслеживание динамики по результатам работы в классах КРО». | Групповая (по результатам психодиагностики). | май | Педагог-психолог, классные руководители классов КРО, | По результатам психодиагностики совместно с учителями наметить дальнейшую работу с учениками по преодолению ими индивидуальных трудностей в обучении. |
3 | ППС «Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов». | Групповая | февраль | Педагог-психолог, классные руководители. | По результатам психодиагностики, анкетирования выявить круг интересов и профессиональное самоопределение учащихся старших классов. |
4. | ППС «Психологическое сопровождение учащихся выпускных классов при подготовке к сдаче экзаменов» | Групповая | апрель | Педагог-психолог, классные руководители | Оказание психологической поддержке учащимся в период подготовки к экзаменам. |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1 | Обработка и анализ диагностических данных, результатов ПМПконсилиумов, ПМПКомиссии; организационная и методическая подготовка; самоанализ; подготовка итоговой документации. | Сентябрь – май. | Педагог-психолог | Отследить эффективность работы педагога – психолога, определить значимость результатов, полученных при психодиагностических исследованиях. |
ОТЧЕТНО-ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п | Наименование работы | Условия проведения | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат |
1. | План работы психолога на учебный год. | Согласно нормативно-правовым документам. | До 18.09 | Педагог-психолог | План работы психолога на учебный год. |
2. | Списки учащихся, охваченных системой коррекционно – развивающих занятий. | По разработанным формам. | До 18.09 | Списки учащихся, охваченных системой коррекционно – развивающих занятий. |
3. | Результаты психодиагностики: 5-е классы (Филлипс – тест), (Школьная мотивация Н.Г. Лусканова) 10-е классы: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению». | По разработанным формам. | До 20.11 | Результаты психодиагностики: 5-е классы (Филлипс – тест), (Школьная мотивация Н.Г. Лусканова) 10-е классы: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению». |
4. | Информация по выполнению плана работы за 1 полугодие. | Свободная | До 23.12 | Информация по выполнению плана работы за 1 полугодие. |
5. | Годовой отчет | По утвержденной форме. | До 31.05 | Годовой отчет |
6. | Аналитический отчет | До 31.05 | Аналитический отчет |
Подготовил педагог-психолог: _____________ /С.А. Вахрушева/
nsportal.ru
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: Тест Керна-Йирасика; «Графический диктант»; Экспериментальная беседа для выявления «Внутренней позиции»; Экспериментальная беседа для выявления «Общей осведомленности об окружающем мире»; Проективные методики – «Моя семья», «Я-школьник»; Диагностика уровня эмоционального стресса; Исследование адаптации методом Люшера; Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан). Индивидуальная диагностика уровня развития познавательной сферы: Методика «Домик» Н.И. Гуткина; Методика «Заучивания десяти слов» А.Р.Лурия; Субтесты 1,8,9,10 из теста Векслера для измерения интеллектуальных способностей. | Учащиеся 1 класса | Сентябрь- Октябрь Повторно: Апрель- Май Сентябрь – Октябрь Повторно: Апрель- Май | Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классному руководителю и родителям.
Определить уровень познавательной сферы. Выработка рекомендаций классному руководителю |
2 | Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов: Тест школьной тревожности Филлипса; Социометрия; Методика САН; Методика неоконченных предложений «Я и мой класс» | Учащиеся 5 класса | Октябрь Повторно: Апрель- Май | Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям |
3 | Изучение уровня школьной мотивации | Учащиеся 2-3 класса | Октябрь-ноябрь | Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей |
4 | Исследование личностных особенностей детей группы риска | Дети группы риска | Октябрь | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям |
5 | Диагностика уровня тревожности. | Дети с | Ноябрь | С целью выработки рекомендаций учителям, родителям |
6 | Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов» | Учащиеся 8 класса | Февраль | Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональному самоопределению |
6 | Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено | Учащиеся 4 класса | Март-апрель | Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям |
7 | Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей | Учащиеся 9 класса | Март | Помощь учащимся в профессиональном самоопределении |
8 | Изучение уровня школьной мотивации | Учащиеся 1 класса | Март | Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам |
Диагностика | Подростки группы риска | Апрель | По запросам кл. руководителей, родителей | |
9 | Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов | Учащиеся 1-11 классов | В течение года | По запросам кл. руководителей, родителей |
10 | Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей учащихся | Способные и одаренные учащиеся | В течение года | Помощь перспективным детям в определении возможностей |
nsportal.ru
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2018/2019 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
директор государственного
учреждения образования
«Малейковская средняя школа»
Т.В. Ли
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
на 2018/2019 учебный год
Цель: создать психолого-педагогические условия, которые обеспечат полноценное личностное развитие, позитивную социализацию, жизненное самоопределение обучающихся в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний учащихся о необходимых жизненных навыках, сформировать позитивное отношения к здоровому образу жизни, выработать навыки и умения ЗОЖ;
2. Сформировать у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности;
3. Оказать целенаправленное влияние на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создать условия для благоприятного социально-психологического развития классных коллективов;
4. Изучить личность учащихся и ученические коллективы с целью организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
5. Создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы;
6. Активизировать работу с семьей, своевременно выявить и осуществить профилактику неблагополучия в семьях через организацию сотрудничества со всеми специалистами СППС, классными руководителями, педагогами и родителями;
7. Выявить и психологически поддержать 1) одаренных учащихся, 2) учащихся, требующих особого педагогического внимания, 3) учащихся, состоящих на различных видах учета через: — организацию комплексной психодиагностики;
8. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей и педагогов.
Основные направления работы:
- Психопрофилактическое;
Цель: повысить психологическую компетентность каждого участника педагогического процесса.
- Диагностическое;
Цель: изучить индивидуальные особенности участников педагогического процесса, динамику их развития.
- Коррекционное;
Цель: корректировать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, личностных и межличностных отношений.
- Консультативное;
Цель: помочь участникам педагогического процесса в решении возникающих проблем.
- Научно-методическое;
Цель: повысить профессиональную компетентность педагога-психолога.
СЕНТЯБРЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1.Наблюдения за учащимися I и V класса 2.Диагностика межличностных отношений (социометрия I — X классы). |
1.Сбор информации об учащихся, имеющих проблемы в поведении и обучении. 2.Корректировка списков учащихся состоящих на различных видах учёта. 3. Беседа с учащимися I класса на тему: «Психолог: кто это»?
|
1.Индивидуальные консультации для учащихся, оказавшихся в новых социальных условиях: новом коллективе, в профильном классе. 2.Индивидуальные консультации с учащимися, состоящими в СОП |
1. Проведение группового психологического тренинга в V классах с целью адаптации к обучению в новых условиях. |
1. Обновление банка нормативно-правовых документов 2 Обработка данных диагностики межличностных отношений 1. Подготовка материала к консультации «Психолог: кто это»? 2. Подготовка материалов к консультациям по вопросам адаптации учеников I , V и X классов. |
Педагоги |
1.Изучение запросов педагогов на учебный год по организации психологического сопровождения (если имеются). |
1. методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям I , V и X классов по изучению социально-психологической адаптации учащихся. |
1.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. 2.Консультирование по актуальным вопросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса. 3.Индивидуальные консультации для молодых специалистов. |
||
Законные представители |
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся I ,V и X классов по вопросам адаптации. 2.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, опекаемые и приемные учащиеся, учащиеся, учащиеся ИДН, ВШК). |
1. Консультации для законных представителей учащихся I , V и X классов «Проблемы адаптации». |
ОКТЯБРЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1. Анкетирование учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (VI-X классы). 2. Диагностика суицидального поведения у старших школьников. 3. Диагностическое обследование уровня тревожности учащихся V и X классов. |
1. Индивидуальные беседы с учащимися, находящимися на различных видах учета. 2. Психологическое сопровождение учащихся находящихся на домашнем обучении. 3. Проведение классных часов, направленных на профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании. |
1.Индивидуальные консультации с учащимися, состоящими в СОП. 2.Индивидуальные консультации с учащимися с целью оказания социально-психологической поддержки (по запросу). |
Организация развивающих занятий для учащихся I , V и X классов с целью успешной адаптации к новым условиям. |
1.Обработка данных анкетирования на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов. 2.Обработка диагностик суицидального поведения у старших школьников. 3.Обработка диагностик на уровень тревожности учащихся V и X классов. 4. Подготовка материала к проведению классных часов, направленных на профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании. 4. Планирование работы с учащимися в период осенних каникул. |
Педагоги |
1. Методическая помощь молодым специалистам. 2. Участие в заседании совета по профилактике. |
1. Консультации для педагогов по вопросам адаптации I , V и X классов. 2.Индивидуальные и групповые консультации для молодых специалистов (по запросу). |
|||
Законные представители |
1. Участие в заседании совета по профилактике. 2.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, учащиеся, находящиеся в СОП, «группы риска»). |
1. Консультации для законных представителей (по запросу). |
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении. |
НОЯБРЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
Аналитическая |
Учащиеся |
1.Психодиагностика адаптации учащихся I , V и X классов. 2. Психологический мониторинг уроков в I , V и X классах. 3.Индивидуальная (групповая) диагностика учащихся (по запросу). |
1. Групповое занятие для учащихся 9-го класса «Новое время – новые профессии». 3. Посещение семей в составе смотровой комиссии. |
1. Проведение индивидуальных консультаций по итогам диагностики I , V и X классов (по мере необходимости). 2.Индивидуальные и групповые консультации для учащихся (по запросу). |
1. Развивающая работа с одаренными учащимися (тренинги). |
1.Обработка и анализ данных наблюдений по адаптационной работе в I , V и X классах. 2. Обработка и анализ диагностики I , V и X классов. 3. Подготовка материала к педагогическому совету. 4.Подготовка материала к психолого-педагогическому консилиуму «Адаптация учащихся I , V и X классов к новым социальным условиям» |
Педагоги |
1. Разработка рекомендаций для классных руководителей I , V и X классов по результатам диагностики. 2. Психолого-педагогический консилиум «Адаптация учащихся I , V и X классов к новым социальным условиям» |
1.Индивидуальные и групповые консультации для педагогов (по запросу, по мере необходимости). |
1.Индивидуальная работа с молодыми специалистами. |
||
Законные представители |
1. Участие в заседании совета по профилактике. 2.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, находящиеся в СОП, «группы риска»). |
1.Индивидуальные консультации законных представителей дезадаптированных учащихся I , V и X классов и не полностью адаптированных учащихся (по мере необходимости на основании результатов диагностики). |
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении. |
ДЕКАБРЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1. Изучение уровня тревожности учащихся IX класса. 2. Диагностики интеллектуального уровня развития учащихся для выявления высокомотивированных учащихся в старшей школе. |
1. Неделя профилактики СПИДа |
1.Индивидуальные и групповые консультации для учащихся (по запросу). |
1.Коррекционные занятия с учащимися различных учетных категорий (по мере необходимости). |
1. Обработка данных психологических диагностик. 2. Пополнение базы данных одаренных детей и учет их достижений. 3. Планирование работы с учащимися на период зимних каникул. 4. Обработка и анализ диагностики высокомотивированных учащихся в старшей школе. 5. Планирование работы с учащимися в период зимних каникул. |
Педагоги |
1. Анкетирование молодых специалистов на выявление профессиональных затруднений. |
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям. 2. Оформление стенда по профилактике девиантного поведения учащихся. |
1.Индивидуальные и групповые консультации для молодых специалистов, классных руководителей. |
1.Индивидуальная работа с молодыми специалистами. |
|
Законные представители |
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, учащиеся, состоящие в СОП) 2. Выступление на родительском собрании по просьбе педагогов. |
1. Консультации для законных представителей (по запросу) |
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении. |
ЯНВАРЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1.Индивидуальная диагностика (по запросу). 2. Диагностика проффессиональной склонности учащихся IX и X классов. |
1. Профилактика правонарушений и преступлений через информационные ресурсы 2 Психологические часы «Как преодолеть тревогу» (IX-XI классы) |
1. Проведение консультаций по результатам индивидуальной диагностики |
1.Индивидуальные коррекционные занятия для учащихся (по мере необходимости) |
1. Обработка результатов диагностик профессиональной склонности учащихся IX и X классов. 2.Подготовка материалов для индивидуальных консультации по профориентации «Твой выбор». |
Педагоги |
1.Рекомендации по работе с учащимися, переживающими одиночество |
1. Проведение групповой консультации с педагогами «Работа с высокомотивированными учащимися». |
|||
Законные представители |
1.Профилактическая работа (информационный ресурс) |
1. Проведение индивидуальных консультаций для законных представителей учащихся, имеющих проблемы в поведении и общении со сверстниками (по мере необходимости) |
ФЕВРАЛЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1. Диагностика уровня одаренности в начальной школе. 2.Индивидуальная диагностика (по запросу) |
1. Выпуск материалов по профориентации. 2. Посещение учебных занятий. |
1.Индивидуальные консультации для учащихся. 2.Индивидуальные консультации по профориентации «Твой выбор». |
1. Проведение коррекционной работы с учащимися различных категорий (по мере необходимости). |
1. Обработка данных диагностики (информация по результатам диагностики). 2.Поиск информации для изготовления брошюр и оформлению стенда по профориентации. |
Педагоги |
1. Оформление стенда: «Как помочь учащемуся выбрать профессию». |
1.Консультирование на тему: «Эмоциональное выгорание» |
|||
Законные представители |
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи учащиеся, находящиеся в СОП). |
1. Консультации законных представителей (по запросу) |
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении. |
МАРТ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1. Диагностика готовности учащихся IV класса к обучению в школе на второй ступени общего среднего образования. |
1.Неделя борьбы с наркоманией (1-ая неделя марта). |
1.Индивидуальные консультации для учащихся 2. Проведение индивидуального консультирования с учащимися IX,XI классов (по необходимости). |
1.Индивидуальные развивающие занятия (по мере необходимости). |
1. Обработка данных психологической диагностики учащихся IV класса к обучению в школе на второй ступени общего среднего образования. 2. Обработка данных диагностики профессионального выгорания педагогов. 3. Планирование работы с учащимися в период весенних каникул. |
Педагоги |
1. Диагностика профессионального выгорания педагогов. |
1. Семинар с педагогами по предотвращению профессионального выгорания. |
1.Индивидуальные консультации по результатам диагностирования (по необходимости). |
||
Законные представители |
1. Родительское собрание на тему: «Роли семьи в формировании психологической подготовленности к личностному и социальному самоопределению учащихся». |
1. Консультации для законных представителей (по запросу). |
АПРЕЛЬ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1.Диагностическое обследование уровня тревожности учащихся IV класса. 2.Диагностическое обследование уровня обученности, карты интересов учащихся IVклассов. |
1. Посещение учебных занятий |
1.Индивидуальные консультации для учащихся (по мерее необходимости). 2. Проведение индивидуального консультирования учащимся IX класса (по запросу). |
1.Индивидуальные развивающие занятия (по мере необходимости) |
1. Обработка данных психологической диагностики на уровень тревожности учащихся IV класса. 2.Обработка данных диагностического обследования уровня обученности учащихся IV класса. 3. Подготовка материала для индивидуальных консультаций учителей IV класса по результатам диагностики. |
Педагоги |
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям. |
1.Индивидуальные беседы с классными руководителями IX,X классов по вопросам профориентации. |
|||
Законные представители |
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, учащиеся, состоящие в СОП). |
1. Консультации для законных представителей (по запросу). |
МАЙ
Вид деятельности |
диагностическая |
профилактическая |
консультативная |
коррекционная |
аналитическая |
Учащиеся |
1. Изучение уровня тревожности учащихся IX класса перед экзаменами. |
1.Профилактическое мероприятие по проблеме употребления курительных смесей, индивидуальные беседы с учащимися по вопросам ЗОЖ, поведения. 2. Посещение учебных занятий. |
1.Консультирование по вопросам подготовки к экзаменам. 2. Индивидуальные консультации (по запросу). |
1. Тренинговые занятия по психологической подготовке к экзаменам для учащихся IX класса. |
1. Обработка данных психологической диагностики по изучению уровня тревожности учащихся IX класса перед экзаменами. 2. Разработка памяток-рекомендаций выпускникам. 3. Подготовка итоговой документации по деятельности психологической службы в течение учебного года. 4. Планирование работы в период летних каникул. |
Педагоги |
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям |
1. Консультации классных руководителей и педагогов «Как помочь в экзаменационный период» 2. Индивидуальные консультации для учителей IV класса по результатам диагностики готовности четвероклассников к обучению в школе второй ступени общего среднего образования. |
|||
Законные представители |
1. Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, учащиеся находящиеся в СОП). |
1. Групповая консультация «Как помочь ребенку в экзаменационный период». |
Педагог-психолог Е.И.Артюшенко
maleyki.schools.by
Годовой план работы школьного психолога
Годовой план работы школьного психолога составляется перед следующим учебным годом — в течение мая-сентября. План работы лучше всего согласовать с завучами младшего и старшего звена. У них, как правило, уже установлен порядок того, с какими параллелями и в каком месяце проводится работа. Соответственно, почти в каждом месяце проводятся малые педсоветы по параллелям. Обязательно дают слово и школьному психологу. Так вот, чтобы было что рассказать и не идти вразрез с общешкольными планами, лучше поинтересоваться, с каким классами завучи работают в сентябре, октябре и других месяцах.
Также следует держать во внимании следующие ключевые моменты плана
1)октябрь-ноябрь — диагностика адаптации 1классников к школе и 5классников к обучению в среднем звене;
2)декабрь-февраль — профориентация в 7х-9х классах
3)март-апрель — психологическая подготовка выпускников 9х и 11х классов к экзаменам
План работы школьного психолога обязательно должен содержать следующую информацию
-официальный статус школы
-цель работы как краткую формулировку основного запроса администрации на работу психолога данной школы
-штатное расписание
-количество классов и школьников в школе
-уровень квалификации психолога
План составляется в соответствии с направлениями работы, которые перечисляются в шапке плана
• психодиагностическое
• консультативное
• просветительское
• развивающее
• методическое
На каждое из этих направлений составляется отдельная таблица с указанием сроков реализации, названия мероприятия и целей. Наглядно план приведен в образце.
Психодиагностическое направление удобно расписать по месяцам с указанием диагностируемой параллели, методик и целей диагностики.
Направление исследования | Методика | Время проведения | Класс | Примечание |
Диагностика познавательной и эмоциональной сферы первоклассников | 1.«Рисунок человека» К.Маховер, 2.Таблицы Горбова-Шульте 3.Методика «Рассказ» Лурия 4. «Запомни и нарисуй» источник Н.П.Локалова 5.«Скопируй рисунок» источник О.Холодова | Сентябрь | 1-ые классы | Выявление учебного потенциала классов, а также особо успешных детей и детей, которым необходимы развивающие занятия. |
Изучение уровня сформированности учебной мотивации | Тест скрининговой оценки школьной мотивации | Сентябрь | 5-ые классы | Аналитическая справка |
Изучение уровня социальной зрелости и профессиональных склонностей | Опрос о выборе профессии и учебного заведения | Сентябрь | 9-е классы | Аналитическая справка |
Изучение уровня школьной тревожности, адаптации к среднему звену | 1)Экспресс-тест школьной тревожности 2) Проективная методика И.Б.Широковой «Рисунок школы» | Октябрь | 5-ые классы | Аналитическая справка, составление рекомендаций по работе с тревожными детьми для родителей и учителей |
Изучение уровня сформированности учебной мотивации Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу Диагностика адаптации | 1)Методика изучения мотивации обучения первоклассников (М.Р.Гинзбург) 2)Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) 3)Проективный тест И.Б. Широковой | Октябрь | 1-ые классы | Аналитическая справка, составление рекомендаций для формирования положительного отношения к учению |
Профориентация (профессиональное самоопределение) | 1)ДДО Климова 2) опросник профессиональных предпочтений Голланда | Ноябрь | 8-ые классы | Аналитическая справка, выдача индивидуальных рекомендаций школьникам. Подбор специальностей максимально соответствующим интересам и склонностям школьника |
Диагностика уровня интеллектуального развития и интересов | Матрицы Равена Карта интересов ГИТ | Декабрь | 2е, 3е классы | Аналитическая справка. Консультации педагогов и родителей по выявление и развитию способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности |
Профориентация (профессиональное самоопределение), предпрофильное тестирование | 1)ДДО Климова 2)Опросник профессиональной готовности 3)Опросник Голланда | Декабрь | 7-ые классы | Аналитическая справка, выдача индивидуальных рекомендаций школьникам. Подбор специальностей максимально соответствующим интересам и склонностям школьника |
Изучение уровня общего интеллектуального развития | Школьный тест умственного развития | Январь | 7-ые классы | Аналитическая справка, выявление одарённых детей и склонности к учебным предметам |
Изучение уровня социальной зрелости, климата в классе | Анкетирование о выборе профессии и учебного заведения Опросник Сишора | Февраль | 10 класс | Аналитическая справка |
Диагностика индивидуального стиля обучения | Личностный тест Г.Ю.Айзенка Методика Костроминой | Февраль | 9ые, 11ые классы | Аналитическая справка, выдача рекомендаций выпускникам по оптимизации подготовки к экзаменам |
Диагностика школьной тревожности | Проективная методика А.М. Прихожан | Март | 1-ые классы | Аналитическая справка |
Диагностика интеллектуального развития 6х классов | ШТУР | Март | 6-ые классы | Выявление и поддержка одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями. Диагностика интересов ребенка, подбор образовательной траектории. |
Изучение готовности к обучению в среднем звене | Комплекс методик ГИТ | Апрель | 4-ые классы | Аналитическая справка |
Изучение уровня сформированности учебной мотивации | Тест скрининговой оценки школьной мотивации | Апрель | 4-ые классы | Аналитическая справка |
Диагностика личностной тревожности в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА | Тест личностной тревожности | Апрель | 9ые, 11ые классы | Аналитическая справка, выдача рекомендаций и профилактическая работа с особо тревожными учащимися. Профилактика предэкзаменационного стресса. |
Изучение уровня сформированности учебной мотивации Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу | Методика изучения мотивации обучения первоклассников (М.Р.Гинзбург) | Май | 1-ые классы | Аналитическая справка – сравнение в началом года |
Изучение уровня умственного развития, уровня сформированности учебной деятельности, адаптации к среднему звену | 1)Тест Филлипса 2)Тест Равена | Май | 5-ые классы | Аналитическая справка- сравнение с началом года |
Диагностика готовности к обучению в школе | 1)Методика «Домик» Гуткина» 2) Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака 3) Методика «Графический диктант» | Май | Будущие первоклассники | Аналитическая справка |
Индивидуальная психодиагностическая работа | По запросу | Весь год | По запросу | По запросу |
Консультативное направление осуществляется весь год, поэтому в плане так и указывается — весь год.
№ | Мероприятие | Месяц |
1. | Весь год | |
2. | Весь год | |
3. | По общешкольному плану | |
4. | Весь год |
Просветительское направление также расписывается по месяцам с указанием даты, темы лекции или беседы, контингента. Например: октябрь, «Адаптация пятиклассников к среднему звену», учителя 5х классов.
№ | Тема | Месяц | Контингент | Примечание |
1. | Особенности психического развития первоклассника и успешность обучения | Сентябрь-октябрь | Родители, учителя | Предоставление индивидуальной консультации по результатам диагностики |
2. | Адаптация первоклассников к школе | Октябрь | Родители, учителя | Предоставление индивидуальной консультации по результатам диагностики Выступление на педсоветах и родительских собраниях |
3. | Мотивация обучения в школе у подростков (5-6 класс). Методы повышения получения знаний. | Ноябрь | Родители, учителя | Выступление на родительских собраниях по запросу. |
4. | Выбор профессии | Декабрь | 7-е,8-е классы | Выступления на уроках |
5. | Методы повышения эффективности усвоения знаний с учетом индивидуального стиля учения. | Февраль -Апрель | 9-е, 11-е классы | Выступления на уроках. |
6. | Профилактика предэкзаменационного стресса | Март | 9-е, 11-е классы | Выступления на уроках |
7. | Готовность к обучению в школе | Апрель-Май | Родители будущих первоклассников | Выступление на родительском собрании |
Развивающее направление реализуется весь год по разработанной программе. Как правило, развивающие занятия проводятся с учениками младших 1-4 классов. Коррекционные занятия проводятся с трудными детьми и неуспевающими
№ | Направление | Месяц | Контингент | Методы работы | Примечание |
1. | Развивающие занятия | Октябрь — Апрель | 1-4 класс | Коррекционные программы 1)«36 занятий для будущих отличников» Л.Мищенкова ; 3) «Юным умникам и умницам» О.Холодова | Индивидуальные и групповые занятия ( развитие внимания, памяти, мышления, моторики, социального интеллекта). |
2. | Работа с трудными подростками и подростками в трудной жизненной ситуации | Весь год | Все классы | 1)Проективные методики 2)Сказкотерапия 3)Программа роботы с подростками в трудной жизненной ситуации | По запросу |
3. | Коррекция школьной тревожности | Ноябрь-Март | 1-е и 5-е классы | Рекомендации для родителей, учителей и учеников | По запросу |
4. | Профилактика предэкзаменационного стресса | Апрель | 9,11 классы | Обучение методам саморегуляции | Тренинг |
Также в план обязательно следует включить такие направления работы:
— с неуспевающими
— с трудными детьми и детьми в трудной жизненной ситуации
— с одаренными
— с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Методическое направление заключается в самообразовании, посещении конференций и семинаров, составлении планов работы и подбора тестов и литературы.
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Организация и методическая подготовка к диагностикам, к проведению семинаров, консультаций, составление планов | Весь год |
2 | Обработка данных анкет и тестов | Весь год |
3 | По плану. | |
4 | По плану. | |
5. | Сентябрь-Май |
Работа в этих направлениях реализуется весь год.
Годовой план работы школьного психолога является обязательным документом и входит в пакет документов специалиста.
psy-office.ru