Школьный тест умственного развития 6 8 класс: Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Содержание

Школьный тест умственного развития (ШТУР): методика оценки развития учеников

Описание теста ШТУР, наборы заданий для форм А и Б, принципы проведения исследования, его составные части. Какие знания и качества выявляются в каждом из подтестов.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) применяется для определения уровня умственного развития учащихся 7−9 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Авторами ШТУР являются К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, М.К. Акимова, Г.П. Логинова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова. В основе создания методики лежит принцип диагностики, ориентированной на социально-психологический норматив.

Содержание статьи:

  1. Описание исследования
  2. Методика тестирования
  3. Примеры заданий теста по формам А и Б
  4. Обработка результатов
  5. Качественный анализ

Описание исследования

ШТУР включает в себя 6 подтестов, каждый из которых содержит 15−25 заданий. Является групповым. Тест проводится не на скорость, дается достаточное количество времени на его выполнение. Он соответствует всем критериям других диагностических методов.

Каждый подтест объединен определенной темой:

  1. «Осведомленность». Показывают общий уровень эрудиции школьников, насколько они владеют общественными, политическими, научными и культурными сведениями. Это информация, полученная вне школы. В этом субтесте требуется продолжить предложение, подобрать синоним к слову.
  2. «Аналогии». Тестируемому предлагается пара понятий, в которой ему нужно установить логико-функциональную связь. А далее нужно самостоятельно подобрать пару к следующему слову по аналогии с первой.
  3. «Логические классификации». В этой категории учащийся должен показать свое умение абстрактно мыслить, использовать вербальные понятия. Например, из предложенных слов выбрать одно, которое не может быть сгруппировано с остальными.
  4. «Логические обобщения» используются для определения способности ученика обобщать, рассуждать.
  5. «Ряды из чисел». Выявление способности к нахождению математической закономерности числового ряда.

В усовершенствованной версииt ШТУР 2.0, добавлены два новых субтеста (7,8) — «Пространственные представления», где задания построены на материалах черчения и геометрии. Исследуются пространственное воображение, способность к комбинированию. Например, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.

Методика тестирования

Хорошая подготовка — основа максимально точных результатов школьного теста умственного развития. Методика ШТУР предполагает участие двоих исследователей. Первый специалист создает правильный настрой среди тестируемых: объясняет цель происходящего, озвучивает инструкции и контролирует временные рамки, в которых проводится тест. Второй наблюдает за учениками, чтобы соблюдались все правила в ходе выполнения исследования. В целом на тест уходит около часа. Он имеет две формы: А, Б. Если что-то непонятно, ученикам разрешается задать вопрос, чтобы уточнить.

Сам опрос проводится отдельно по каждому из субтестов. Экспериментатор объясняет, что нужно делать в первом подтесте, незаметно для тестируемых включает секундомер, и учащиеся выполняют задание. Когда время для выполнения первой части подходит к концу, специалист останавливает процесс словом «Стоп», зачитывает вторую группу заданий и также засекает время. Далее — аналогично.

Скачать описание методики ШТУР в формате .docx [23 КБ] — клик.

ШТУР по математике с субтестами для учащихся 5, 6, 7, 8 и 9 классов (документ разбит по классам с 5 по 9) в формате .docx [176 КБ] — клик.

Примеры заданий теста по формам А и Б

Ниже приведены несколько примеров заданий теста ШТУР по формам А и Б, с описанием, примерами и контрольными бланками. Вы можете скачать любое из них в формате Microsoft Word .docx, кликнув на соответствующую ссылку.

Набор 1

Задания набора содержат вопросительные предложения, и в каждом не хватает слова. Нужно из пяти предложенных слов подчеркнуть одно, которое правильно дополняет это предложение.

Примеры заданий теста:

Скачать первый набор в .docx [21 КБ] — клик

Набор 2

К заданному слову нужно подобрать одно слово-синоним из 4 предложенных и подчеркнуть его.

Примеры набора:

Скачать второй набор в .docx [19 КБ] — клик

Набор 3

Приводится три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Это слово и нужно подчеркнуть.

Образцы заданий:

Скачать третий набор в .docx [21 КБ] — клик

Набор 4

Предлагаются пять слов, четыре из которых объединены по общему признаку. Нужно найти пятое слово, которое не подходит к этому признаку, и подчеркнуть его.

Пример:

Скачать четвёртый набор в .

docx [19 КБ] — клик

Набор 5

Предложено несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его.

Выглядит это так:

Скачать пятый набор в .docx [18 КБ] — клик

Набор 6

Предлагаются несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его. Отличие от пятого набора заключается в том, что каждый ряд чисел построен по своему правилу. При нахождении правил построения ряда понадобится использование умножения, деления и других математических действий.

Скачать шестой набор в .docx [18 КБ] — клик

Обработка результатов

Проводится количественная и качественная обработка теста. А также — индивидуальная и групповая. Индивидуальный показатель по каждому конкретному заданию (кроме подтеста 5) равен 1 баллу.

В субтесте 5 оценивается качество обобщения: ставятся баллы от 0 до 2. Чтобы проставить их, экспериментаторы используют таблицу, в которой приведен перечень ответов, соответствующих каждому баллу. Более подробным является список из слов, соответствующих оценке в 2 балла.

Сложение всех полученных баллов вместе является индивидуальным показателем. Полученный итог теста показывает уровень умственного развития ученика в целом.

Для наглядности можно построить график, отражающий индивидуальную структуру развития ученика. По горизонтали (на оси абсцисс) откладываются субтесты, а по вертикали — количество правильных ответов на вопросы. По такому графику можно увидеть, насколько равномерно происходит развитие учащегося.

Скачать примеры протоколов в формате .docx [48 КБ] — клик

Количественный показатель каждого отдельного школьника важен, хотя он не раскрывает подробностей, давая лишь общее представление об уровне развития. Однако подсчет общего балла необходим, чтобы двигаться дальше. Затем эта количественная характеристика подвергается более глубокому качественному анализу. Здесь подробно рассматриваются вопросы, на которые ответил тестируемый, а какие — пропустил, какие ответы верны, а какие ошибочны. Дается психологическое обоснование выполненных заданий теста.

Если нужно разделить учащихся по подгруппам для сравнения, используется среднее арифметическое. Выделяют пять групп по итогам тестирования.

  • 1-я — самые успешные — 10%;
  • 2-я — почти успешные — 20%;
  • 3-я — средние по успешности — 40%;
  • 4-я — малоуспешные — 20%;
  • 5-я — наименее успешные — 10%.

По полученным данным также строится график, как и в индивидуальном случае, где по оси абсцисс откладываются подгруппы, а по оси ординат — количество выполненных заданий, в %. Этот метод можно использовать и для сравнения классов между собой.

Кроме того, количественная оценка теста показывает разрыв между школьниками, отлично усваивающими материал, и теми, кто отстает в развитии. Более четко это различие можно увидеть с 6 по 8 класс. Тест поможет увидеть пробелы в знаниях, которые должны быть восполнены в процессе обучения. Для детских психологов этот тест — хорошее подспорье в работе.

Существует возможность пройти тест ШТУР онлайн. Сделать это можно здесь. Доступны задания по форме А и по форме Б.

Качественный анализ

Оценка и анализ 1, 2 подтестов предназначены для определения уровня общественно-политической, научной, культурной осведомленности. Считается процентное соотношение в группе. Анализ 1 и 2 подтестов позволяет увидеть различие между учениками и подгруппами, в их развитии, успешности-неуспешности.

Анализ ответов по разделу «Аналогии» помогает выяснить наиболее усвоенные содержания теста, показывает, какие логические связи наиболее трудны, а какие воспринимаются с легкостью, выявляет ошибок в логике. Также исследование ответов на этот подтест помогает увидеть односторонность в восприятии информации, ограниченность развития.

Полную методику с примерами субтестов можно скачать в формате .pdf [152 КБ] — клик.

Качественный анализ подтекста «Классификации» помогает выявить, какие именно вопросы приводят к затруднениям или, наоборот, решаются легко (из абстрактных понятий, конкретных, смешанных). Анализ «Обобщений» показывает, по какому признаку проводятся обобщения, что вызывает наибольшее затруднение.

Сравнивая выполненные субтесты, можно определить, какая именно логическая операция и какое действие развиты у школьника лучше, какая из областей умственного развития преобладает: информированность в общих, абстрактных понятиях или конкретика в мышлении.

Благодаря качественной оценке выполненного текста можно выявить склонности тестируемого. Таким образом, количественный и качественный анализ школьного теста по умственному развитию помогает оценить уровень развития как отдельного ученика, так и всей группы в целом, а также позволяет сравнивать между собой классы. Благодаря результатам теста выявляются наклонности тестируемых, а также их стороны, которые требуют коррекции.

Рекомендую прочитать

Методики

24 августа 2022

Определение готовности ребенка к школе по методике Л. А. Ясюковой

Особенности методики определения готовности ребенка к школе по Ясюковой. Проведение тестирования и собеседования. Алгоритм выполнения тестовых заданий: анализ зрительной памяти, выявление речевых аналогов.

Методики

24 августа 2022

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Диагностика готовности ребенка к школе по простому тесту Керна. Как узнать о навыках малыша в домашних условиях. Задания дошкольного экзамена и расшифровка результатов. Дополнительный вербальный экзамен.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Школьный тест умственного развития штур разработан коллективом к. м.гуревича

ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К. М.Гуревич, М. К.Акимова, Е. М.Борисова, В. Г.Зархин, В. Т.Козлова, Г. П.Логинова. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б. два первых теста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии. Четвертый – логические классификации. Пятый – логические обобщения. Шестой – нахождение правила построения ряда. Тест является групповым и предполагает ограничение времени на выполнение каждого субтеста.

Пример 1: Субтест № 1 А

1. Начальные буквы имени и отчества называются …?

А) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Гуманный – это … ?

А) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть … ?

А) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и … ?

А) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется … ?

А) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это … ?

А) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс — диагностике

Пятый логические обобщения.

Thelib. info

16.01.2017 4:15:16

2017-01-16 04:15:16

Источники:

Https://thelib. info/pedagogika/2409975-shkolnyj-test-umstvennogo-razvitiya-shtur/

Школьный тест умственного развития (ШТУР) » /> » /> . keyword { color: red; }

Школьный тест умственного развития штур разработан коллективом к. м.гуревича

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8х классов разработан в 1985 году под руководством К. М.Гуревича. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию нормативности содержаний тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями. Понятия подбирались по основным учебным дисциплинам, преподаваемым в школе: естественным, гуманитарным и физико-математическим [Акимова, Козлова].

Тест ШТУР содержит задания 5 типов, составляющие 6 субтестов:

1. Осведомленность (2 субтеста)

Позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

2. Аналогии (1 субтест)

5. Числовые ряды

Разработанный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

ШТУР построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Для детей таким обязательным для усвоения должно быть содержание школьных программ. Таким образом, можно сказать, что содержание теста ШТУР определяется общественными требованиями (или социально-психологическими нормативами) к умственному развитию школьника [Акимова].

Также в тесте использован следующий способ анализа диагностических результатов: для критерия оценки индивидуальных и групповых результатов берется не статистическая норма, а социально-психологический норматив. Другими словами, показателем умственного развития является степень близости результатов к социально-психологическому нормативу, в качестве которого применяется полный набор заданий теста. При этом уровень умственного развития определяется не по количественной, а по количественно-качественной характеристике теста: выполнил столько-то заданий и такого-то содержания.

Содержательный компонент: материал школьной программы, подлежащий усвоению.

Операциональный компонент: мыслительный операции, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Количественная оценка (по тесту и субтестам) выводится путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Имеется специально разработанная схема представления количественных результатов ШТУР. Но главное значение имеет качественный анализ результатов, поскольку с его помощью дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося, так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом. Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся школьного психолога и учителей. Также достоинством являются: возможность проводить тест на большой выборке, возможность обеспечить единообразные условия проведения, свести роль диагноста к минимуму, объективировать процедуру сбора данных.

К недостаткам теста можно отнести: 1. Отсутствие возможности наблюдать за поведением отдельных испытуемых и установить источник допускаемых ошибок; 2. Не учитывается индивидуальный уровень способностей (недостаточная гибкость)

Существуют следующие модификации методики: ТУРМШ (тест умственного развития младших школьников), ТУРП (тест умственного развития подростков), АСТУР (тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников – 11 класс, готовность абитуриента) [Психологическая диагностика].

Осведомленность 2 субтеста.

Thelib. info

24.10.2017 15:12:28

2017-10-24 15:12:28

Источники:

Https://thelib. info/psihologiya/3034251-shkolnyj-test-umstvennogo-razvitiya-shtur/

МЕТОДИКА «ЭРУДИТ» (ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ШТУР ПОД РЕД. ИЧА В МОДИФИКАЦИИ КИНОЙ | Материал по психологии: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }

Школьный тест умственного развития штур разработан коллективом к. м.гуревича

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ЭРУДИТ» (ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ШТУР ПОД РЕД. К. М.ГУРЕВИЧА В МОДИФИКАЦИИ Г. В.РЕЗАПКИНОЙ)

Шкалы: уровень развития мыслительных операций — установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей; степень усвоения школьных понятий в области — общественных, гуманитарных, естественных, физико-математических наук

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

1. летчик : самолет = машинист : ?
1. пассажир;
2. поезд;
3. вагон;
4. вокзал.

Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – поезд (b).

1. Рабовладельцы : капиталисты = рабы : ?
1. рабовладельческий строй;
2. буржуазия;
3. наёмные рабочие;
4. пленные.
2. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
1. крепостные крестьяне;
2. личная свобода;
3. неравенство;
4. частная собственность.
3. Первобытный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
1. социалистический строй;
2. капиталистический строй;
3. демократическое правление;
4. феодальный строй.
4. Роза : цветок = врач : ?
1. занятие;
2. должность;
3. специальность;
4. профессия.
5. Война : смерть = частная собственность : ?
1. феодализм;
2. капитализм;
3. неравенство;
4. рабы.
6. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?
1. проза;
2. писатель;
3. повесть;
4. предложение.
7. Старт : финиш = пролог : ?
1. заголовок;
2. введение;
3. кульминация;
4. эпилог.
8. Роман : глава = стихотворение : ?
1. поэма;
2. рифма;
3. строфа;
4. ритм.
9. Числительное : количество = глагол : ?
1. спряжение;
2. действие;
3. причастие;
4. часть речи.
10. Глагол : спрягать = существительное : ?
1. изменять;
2. образовывать;
3. употреблять;
4. склонять.
11. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
1. природное явление;
2. образование гор;
3. извержение;
4. жертвы.
12. Север : юг = осадки : ?
1. пустыня;
2. полюс;
3. дождь;
4. засуха.
13. Папоротник : спора = сосна : ?
1. шишка;
2. семя;
3. растение;
4. ель.
14. Растение : стебель = клетка : ?
1. деление;
2. хромосома;
3. ядро;
4. фермент.
15. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
1. ясная погода;
2. циклон;
3. гроза;
4. влажность.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
1. жидкость;
2. движение;
3. температура;
4. вода.
17. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
1. сторона;
2. ребро;
3. высота;
4. объем.
18. Диаметр : радиус = окружность : ?
1. дуга;
2. сегмент;
3. отрезок;
4. круг.
19. Холодно : горячо = движение : ?
1. инерция;
2. покой;
3. скорость;
4. взаимодействие.
20. Слагаемые : сумма = множители : ?
1. разность;
2. делитель;
3. произведение;
4. умножение.

Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

А) корова; b) лошадь; c) собака; d) волк.

Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – d) волк.

21. а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
22. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
23. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
24. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
25. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
26. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
27. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
28. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
29. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
30. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
31. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
32. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
33. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
34. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
35. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
36. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
37. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
38. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
39. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
40. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.

Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

1. сосна – ель:
1. растения,
2. природа,
3. деревья,
4. хвойные деревья.

Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

41. Феодализм – капитализм:
1. устройство общества,
2. формы правления;
3. неравенство;
4. общественный строй.
42. Радио – телевидение:
1. способы передачи информации;
2. средства массовой информации;
3. достижения науки;
4. формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
1. виды творчества;
2. интеллект;
3. культура;
4. области человеческой деятельности.
44. Школа – институт:
1. образование;
2. здания;
3. учебные заведения;
4. способы получения знаний.
45. Монархия – демократия:
1. государственный строй;
2. формы правления;
3. правительство;
4. устройство общества.
46. Сказка – былина:
1. литературный жанр;
2. выдумка;
3. устное народное творчество;
4. литературное произведение.
47. Пролог – кульминация:
1. литературный прием;
2. элементы литературного произведения;
3. художественные средства;
4. способы изложения.
48. Глагол – прилагательное:
1. главные члены предложения;
2. части речи;
3. второстепенные члены предложения;
4. лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм:
1. стиль;
2. жанры;
3. художественный стиль;
4. направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство:
1. члены предложения;
2. части речи;
3. виды предложений;
4. уточняющие слова.
51. Азия – Африка:
1. страны;
2. континенты;
3. материки;
4. части света.
52. Сердце – артерия:
1. органы кровообращения;
2. анатомия;
3. система кровообращения;
4. органы тела.
53. Облачность – осадки:
1. природные явления;
2. дождь;
3. погода;
4. атмосферные явления.
54. Жиры – белки:
1. биологические вещества;
2. микроэлементы;
3. органические вещества;
4. химический состав тела.
55. Канал – плотина:
1. гидроэлектростанции;
2. водные сооружения;
3. водоемы;
4. водные преграды.
56. Сумма – произведение:
1. математические термины;
2. вычисления;
3. результаты математических действий;
4. результаты вычислений.
57. Газ – жидкость:
1. молекулы;
2. состояние;
3. химическое вещество;
4. агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция:
1. волновые явления;
2. характеристики световой волны;
3. природные явления;
4. физические термины.
59. Ампер – вольт:
1. электричество;
2. физические термины;
3. единицы измерения электрического тока;
4. ученые-физики.
60. Синус – косинус:
1. квадратичные функции;
2. тригонометрические функции;
3. четные функции;
4. нечетные функции.

Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

61. 6 9 12 15 18 21 ?
62. 9 1 7 1 5 1 ?
63. 2 3 5 6 8 9 ?
64. 10 12 9 11 8 10 ?
65. 1 3 6 8 16 18 ?
66. 3 4 6 9 13 18 ?
67. 15 13 16 12 17 11 ?
68. 1 2 4 8 16 32 ?
69. 1 2 5 10 17 26 ?
70. 1 4 9 16 25 36 ?
71. 128 64 32 16 8 4 ?
72. 1 2 6 15 31 56 ?
73. 31 24 18 13 9 6 ?
74. 255 127 63 31 15 7 ?
75. 3 4 8 17 33 58 ?
76. 47 39 32 26 21 17 ?
77. 174 171 57 54 18 15 ?
78. 54 19 18 14 6 9 ?
79. 301 294 49 44 11 8 ?
80. 23 46 48 96 98 196 ?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Аналогии Классификация Обобщение Закономерности
Общественные науки
1 c 21 a 41 d 61 24
2 b 22 d 42 b 62 3
3 d 23 d 43 d 63 11
4 d 24 b 44 c 64 7
5 c 25 d 45 a 65 36
Гуманитарные науки
6 a 26 a 46 c 66 24
7 d 27 a 47 b 67 18
8 c 28 c 48 b 68 64
9 b 29 b 49 d 69 37
10 d 30 d 50 a 70 49
Естественные науки
11 a 31 b 51 d 71 2
12 d 32 a 52 a 72 92
13 b 33 c 53 d 73 4
14 c 34 c 54 c 74 3
15 a 35 d 55 b 75 94
Физика-математика
16 a 36 c 56 c 76 14
17 d 37 d 57 d 77 5
18 a 38 b 58 a 78 2
19 b 39 b 59 c 79 4
20 c 40 a 60 b 80 198

Обработка результатов теста

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов.

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики:

• с 1 по 5 строки бланка занимают вопросы общественных наук,
• с 6 по 10 строки – вопросы гуманитарных наук,
• с 11 по 15 строки – вопросы естественных наук,
• с 16 по 20 – физика и математика.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:

• «Аналогии»,
• «Классификация»,
• «Обобщение»,
• «Закономерности».

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

• наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
• близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
• средние по успешности – 40% от общего числа;
• мало успешные – 20 % от общего числа;
• наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему, уроку, психолог должен вернуть ребятам обработанные бланки. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, можно травмировать тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряется время.

Методика «Эрудит» / Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Летчик самолет машинист.

Nsportal. ru

20.06.2017 21:12:36

2017-06-20 21:12:36

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/psikhologiya/library/2019/09/11/metodika-erudit-shkolnyy-test-umstvennogo-razvitiya-shtur-pod

Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене



При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo. ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев,  1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития.  «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.


Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата…
б) Окунь, карась…
в) Лето, зима…
г) Огурец, помидор…
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван…
ж) День, ночь…
з) Слон, муравей…
и) Июнь, июль…
к) Дерево, цветок…

Правильные ответы:
I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов

I субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос «почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест:
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест:
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация.
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х • 100% / 40
где х — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)
(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики

для определения уровня умственного развития нормальных

и аномальных детей

(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)


  • Дефектология. С. 28-33.)

Описание методики
Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест


1.

У сапога есть

Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица

1,9

2.

В теплых краях обитает

Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень

2,8

3.

В году

24, 3, 12, 4, 7 месяцев

2,7

4.

Месяц зимы

Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

2,3

5.

В России не живет

Соловей, аист, синица, страус, скворец

2,6

6.

Отец старше своего сына

Часто, всегда, иногда, редко, никогда

2,2

7.

Время суток

Год, месяц, неделя, день, понедельник

2,8

8.

Вода всегда

Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная

3,4

9.

У дерева есть

Листья, цветы, плоды, корень, тень

2,8

10.

Город России

Париж, Москва, Лондон, Варшава, София

2,6

2 субтест


1.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2.

Река, озеро, море, мост, болото

2,3

3.

Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2,7

4.

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

2,6

5.

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

2,4

6.

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

2,5

7.

Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

2,3

8.

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2,5

9.

Число, деление, вычитание, сложение, умножение

3,0

10.

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

2,7

Когнитивное развитие: 7–11 лет

Дети школьного возраста систематически обдумывают несколько тем легче, чем дошкольники. У детей старшего возраста более острое метапознание , ощущение собственного внутреннего мира. Эти дети становятся более опытными в решении проблем.

Пиаже назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 7 до 11 лет, стадией конкретных операций. Пиаже использовал термин операций для обозначения обратимых способностей, которые ребенок еще не развил. Под обратимостью Пиаже понимал психические или физические действия, которые могут происходить более чем одним способом или в разных направлениях. В стадии конкретных операций дети старшего возраста не могут мыслить как логически, так и абстрактно. Дети школьного возраста ограничены конкретным мышлением — в осязаемых, определенных, точных и однонаправленных терминах — основанным на реальном и конкретном опыте, а не на абстракциях. Дети постарше не используют магическое мышление, и их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста лучше знают, чем просить родителей поднять их в воздух, как это делают птицы.

Пиаже отмечал, что процессы мышления детей значительно изменяются на этапе конкретных операций. Дети школьного возраста могут заниматься классификацией , или умением группировать по признакам и последовательным порядком, или умением группировать в соответствии с логической прогрессией. Дети старшего возраста начинают понимать причинно-следственные связи и становятся сведущими в математике и естественных науках. Понимание концепции стабильной идентичности — того, что человек остается неизменным даже при изменении обстоятельств, — это еще одна концепция, которую усваивают дети старшего возраста. Например, дети старшего возраста понимают концепцию стабильной идентичности отца, сохраняющего мужскую идентичность независимо от того, что он носит и сколько ему лет.

По мнению Пиаже, дети в начале стадии конкретных операций демонстрируют консервацию, или способность видеть, как физические свойства остаются постоянными при изменении внешнего вида и формы. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста понимают, что одно и то же количество пластилина, отлитого в разные формы, остается одним и тем же. Конкретно-действующий ребенок скажет вам, что пять мячей для гольфа — это то же самое число, что и пять шариков, но мячи для гольфа больше и занимают больше места, чем шарики.

Пиаже считал, что дооперациональные когнитивные способности ограничены эгоцентризмом — неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм не встречается у детей в стадии конкретных операций. К школьным годам дети обычно усваивают, что у других людей есть свои взгляды, чувства и желания.

Модель когнитивного развития Пиаже в последние годы подвергается нападкам все чаще. Современные специалисты по развитию часто ссылаются на экспериментальные исследования, которые противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, такие теоретики познания, как Роберт Зиглер, объяснили феномен сохранения как медленное, постепенное изменение правил, которые дети используют для решения проблем, а не внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что дети младшего и старшего возраста развиваются, проходя через континуум способностей, а не через серию отдельных стадий. Кроме того, эти исследователи считают, что дети понимают гораздо больше, чем предполагал Пиаже. Например, при обучении дети младшего возраста могут выполнять многие из тех же задач, что и дети старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что дети не настолько эгоцентричны, внушаемы, магичны или конкретны, как считал Пиаже, и что их когнитивное развитие в значительной степени определяется биологическими и культурными влияниями.

Дети школьного возраста лучше запоминают информацию, чем дети младшего возраста. Дети старшего возраста больше познают окружающий мир и могут больше опираться на них при кодировании и воспроизведении информации. В школе дети старшего возраста также учатся использовать мнемонические приемы , или стратегии запоминания. Создание юмористических текстов, придумывание аббревиатур, разбиение фактов на части (разбиение длинных списков элементов на группы по три и четыре) и повторение фактов (многократное повторение) помогают детям запоминать все более сложные объемы и типы информации.

Подростки могут помнить больше, участвуя в кооперативном обучении , , в котором обучение под присмотром взрослых основано на взаимодействии сверстников, обмене мнениями, планировании и поддержке друг друга. Специалисты по развитию расходятся во мнениях относительно ценности кооперативного обучения по сравнению с дидактическим обучением, при котором учитель читает лекции студентам.

Память

Дети школьного возраста также начинают проявлять метапамять, или способность понимать природу памяти и предсказывать, насколько хорошо человек что-то запомнит. Метапамять помогает детям понять, сколько учебного времени необходимо для контрольной по математике на следующей неделе.

Интеллект детства

Психологи и другие авторитеты очень интересуются детским интеллектом. Интеллект — предполагаемая когнитивная способность, относящаяся к знаниям человека, адаптации и способности рассуждать и действовать целенаправленно. Примерно в начале двадцатого века Альфред Бине и Теофиль Симон измерили восприятие, память и словарный запас у детей. Эти исследователи разделили умственный возраст ребенка, или уровень интеллектуальных достижений, на его или ее хронологический возраст, или фактический возраст, чтобы получить коэффициент интеллекта (IQ) ребенка . Годы спустя средний IQ для ребенка был установлен на уровне 100. Сегодня два самых известных теста IQ для детей — это Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине и Шкала интеллекта детей Векслера (WISC), , оба из которых неоднократно обновлялись.

Некоторые психологи указывают, что многогранный характер интеллекта требует проведения различия между базовый интеллект (академический IQ) и прикладной интеллект (практический IQ). Например, Говард Гарднер предложил, чтобы дети проявляли множественных интеллектов, включая музыкальные способности, сложные движения и эмпатию. Точно так же Роберт Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта, в которой утверждается, что интеллект состоит из трех факторов: навыков обработки информации, контекста и опыта. Эти три фактора определяют, является ли познание или поведение разумным.

Интеллект человека, по крайней мере, измеренный тестами IQ, остается довольно постоянным на протяжении всей жизни. Тем не менее, у разных людей существуют значительные различия в показателях IQ. Эти индивидуальные различия, вероятно, являются результатом сочетания генетики, домашней и образовательной среды, мотивации, питания и здоровья, социально-экономического статуса и культуры.

Критики неоднократно подвергают сомнению ценность измерения интеллекта, особенно когда наиболее часто используемые инструменты тестирования по своей сути зависят от культуры. Критики отмечают, что меньшинства получают более низкие результаты в тестах IQ, которые разработаны и стандартизированы с использованием белых представителей среднего класса. Эти же меньшинства набирают более высокие баллы в тестах IQ, разработанных и стандартизированных с использованием предметов из их собственной культурной среды. Сторонники IQ-тестов предполагают, что можно развить культурно-справочный (справедливый для всех представителей культуры) и некультурный (без культурного содержания) тесты IQ, такие как Raven’s Progressive Matrix Test. Этот тест на IQ оценивает способность субъекта решать проблемы, представленные в незнакомом дизайне. Сторонники также утверждают, что баллы IQ эффективно предсказывают будущую успеваемость — то, для измерения чего эти тесты изначально были разработаны.

Большое возмущение возникло в 1970-х годах в связи с тем, что школы помещали представителей меньшинств в классы специального образования на основании их показателей IQ. Эти оценки были получены из тестов IQ с культурной предвзятостью. Сегодня тесты IQ нельзя использовать в качестве тестов на академическую успеваемость или вступительных тестов.

Детство: физическое и когнитивное развитие

Цели обучения

  • Объяснить физическое развитие, происходящее от младенчества до детства
  • Объясните когнитивное развитие, происходящее от младенчества до детства

Физическое развитие

В младенчестве, дошкольном и раннем детстве физическое развитие тела происходит быстро (рис. 1). В среднем новорожденные весят от 5 до 10 фунтов, вес новорожденного обычно удваивается за шесть месяцев и утраивается за год. К 2 годам вес увеличится в четыре раза, поэтому мы можем ожидать, что 2-летний ребенок должен весить от 20 до 40 фунтов. Средняя длина новорожденного 190,5 дюйма, увеличиваясь до 29,5 дюймов к 12 месяцам и 34,4 дюймов к 2 годам (Многоцентровая исследовательская группа ВОЗ по эталонным показателям роста, 2006 г.).

Рисунок 1 . Дети испытывают быстрые физические изменения в младенчестве и раннем детстве. (кредит «слева»: модификация работы Керри Чешик; кредит «средний слева»: модификация работы Кристи Фаузель; кредит «средний справа»: модификация работы «devinf»/Flickr; кредит «справа»: модификация работы Роуз Спилман)

В младенчестве и детстве рост не происходит с постоянной скоростью (Carel, Lahlou, Roger, & Chaussain, 2004). Рост замедляется в возрасте от 4 до 6 лет: за это время дети набирают 5–7 фунтов и растут примерно на 2–3 дюйма в год. Когда девочки достигают 8–9 летлет их темпы роста опережают темпы роста мальчиков из-за пубертатного скачка роста. Этот всплеск роста продолжается примерно до 12 лет, совпадая с началом менструального цикла. К 10 годам средняя девочка весит 88 фунтов, а средний мальчик весит 85 фунтов.

Мы рождаемся со всеми клетками мозга, которые у нас когда-либо будут — примерно 100–200 миллиардов нейронов (нервных клеток), функция которых заключается в хранении и передаче информации (Huttenlocher & Dabholkar, 1997). Однако нервная система продолжает расти и развиваться. Каждый нейронный путь формирует тысячи новых связей в младенчестве и дошкольном возрасте. Этот период быстрого роста нервной системы называется расцветом. Нервные пути продолжают развиваться в период полового созревания. Затем за периодом цветения нейронного роста следует период обрезки, когда нейронные связи уменьшаются. Считается, что обрезка заставляет мозг функционировать более эффективно, позволяя овладеть более сложными навыками (Hutchinson, 2011). Цветение происходит в течение первых нескольких лет жизни, а обрезка продолжается в детстве и в подростковом возрасте в различных областях мозга.

Попробуйте

Размер нашего мозга быстро увеличивается. Например, мозг 2-летнего ребенка составляет 55 % от его размера взрослого человека, а к 6 годам мозг составляет около 90 % его взрослого размера (Tanner, 1978). В раннем детстве (3–6 лет) лобные доли быстро растут. Вспоминая наше обсуждение четырех долей мозга ранее в этой книге, лобные доли связаны с планированием, рассуждениями, памятью и контролем импульсов. Поэтому к моменту достижения детьми школьного возраста они в силу своего развития способны управлять своим вниманием и поведением. В начальной школе увеличиваются в размерах лобная, височная, затылочная и теменная доли. Всплески роста мозга, наблюдаемые в детстве, имеют тенденцию следовать последовательности когнитивного развития Пиаже, так что значительные изменения в функционировании нервной системы объясняют когнитивные достижения (Kolb & Whishaw, 2009).; Overman, Bachevalier, Turner, & Peuster, 1992).

Попробуйте

Двигательное развитие происходит в упорядоченной последовательности, когда младенцы переходят от рефлекторных реакций (например, сосания и укоренения) к более развитым двигательным функциям. Например, младенцы сначала учатся держать голову, затем сидеть с посторонней помощью, затем сидеть без посторонней помощи, а затем ползать, а затем ходить.

Двигательные навыки относятся к нашей способности двигаться и манипулировать объектами. Навыки мелкой моторики сосредоточены на мышцах пальцев рук и ног и глазах и позволяют координировать мелкие действия (например, хватать игрушку, писать карандашом и пользоваться ложкой). Навык крупной моторики s сосредоточен на больших группах мышц, которые контролируют наши руки и ноги и включают в себя более крупные движения (например, балансирование, бег и прыжки).

По мере развития двигательных навыков маленькие дети должны достичь определенных этапов развития (таблица 1). Для каждой вехи указан средний возраст, а также диапазон возрастов, в котором эта веха должна быть достигнута. Примером вехи развития является сидение. В среднем большинство младенцев сидят одни в возрасте 7 месяцев. Сидение требует как координации, так и мышечной силы, и 90% детей достигают этого рубежа в возрасте от 5 до 9 месяцев. В другом примере дети в среднем способны держать голову в возрасте 6 недель, а 90% детей достигают этого в возрасте от 3 недель до 4 месяцев. Если ребенок не держит голову к 4 месяцам, у него задержка. Если у ребенка наблюдаются задержки на нескольких этапах, это повод для беспокойства, и родитель или опекун должны обсудить это с педиатром ребенка. Некоторые задержки развития можно выявить и устранить с помощью раннего вмешательства.

” The third row contains “4; catches balls, uses scissors; prefers social play to solo play, knows likes and interests; knows songs and rhymes by memory; and names colors and numbers, begins writing letters.” The fourth row contains “5; hops and swings, uses fork and spoon; distinguishes real from pretend, likes to please friends; speaks clearly, uses full sentences; and counts to 10 or higher, prints some letters and copies basic shapes.”»>
Таблица 1. Вехи развития в возрасте 2–5 лет
Возраст (лет) Физический Личный/Общественный Язык Познавательный
2 Ударяет по мячу; ходит вверх и вниз по лестнице Играет вместе с другими детьми; копии взрослые Указывает на объекты, когда их называют; соединяет 2–4 слова в предложение Сортирует формы и цвета; следует двухэтапным инструкциям
3 Лазает и бегает; педали трехколесные По очереди; выражает множество эмоций; платья самостоятельно Называет знакомые вещи; использует местоимения Игры притворяются; рабочие игрушки с деталями (рычаги, ручки)
4 Ловит мячи; использует ножницы Предпочитает социальную игру одиночной игре; знает, что нравится и интересует Знает песни и стишки на память Называет цвета и числа; начинает писать буквы
5 Прыжки и качели; использует вилку и ложку Отличает настоящее от притворного; любит радовать друзей Говорит четко; использует полные предложения Считает до 10 или больше; печатает некоторые буквы и копирует основные фигуры

Попробуйте

Попробуйте

Рисунок 2. Мужчина с ребенком.

Когнитивное развитие

В дополнение к быстрому физическому росту маленькие дети также демонстрируют значительное развитие своих когнитивных способностей. Пиаже считал, что способность детей понимать объекты — например, узнавать, что погремушка издает звук при встряхивании, — это когнитивный навык, который медленно развивается по мере того, как ребенок взрослеет и взаимодействует с окружающей средой. Сегодня специалисты по психологии развития считают, что Пиаже был неправ. Исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети понимают объекты и то, как они работают, задолго до того, как у них появляется опыт работы с этими объектами (Байаржон, 19 лет).87; Байаржон, Ли, Гертнер и Ву, 2011 г.). Например, дети в возрасте 3 месяцев продемонстрировали знание свойств предметов, которые они только видели и не имели с ними предварительного опыта. В одном исследовании трехмесячным младенцам показывали грузовик, катящийся по рельсам за ширмой. Коробка, которая казалась твердой, но на самом деле была полой, была помещена рядом с гусеницей. Грузовик проехал мимо коробки, как и следовало ожидать. Затем ящик поставили на гусеницу, чтобы преградить путь грузовику. Когда на этот раз грузовик покатился по трассе, он продолжил движение беспрепятственно. Младенцы проводили значительно больше времени, глядя на это невозможное событие (рис. 2). Байяржон (1987) пришли к выводу, что они знали, что твердые тела не могут проходить друг сквозь друга. Выводы Байяржона показывают, что очень маленькие дети имеют представление об объектах и ​​о том, как они работают, что, по словам Пиаже (1954), выходит за рамки их когнитивных способностей из-за их ограниченного опыта в мире.

Рисунок 2 . В исследовании Байяржон младенцы наблюдали, как грузовик (а) катится по свободному пути, (б) катится по свободному пути с препятствием (коробкой) рядом и (в) катится и проезжает через то, что казалось препятствием.

Точно так же, как есть физические вехи, которых мы ожидаем от детей, есть и когнитивные вехи. Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Точно так же, как есть физических вех , которых мы ожидаем от детей, есть также когнитивных вех . Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Дети дошкольного возраста (т. е. в возрасте 3–5 лет) также стабильно прогрессируют в когнитивном развитии. Они не только умеют считать, называть цвета и называть вам свое имя и возраст, но также могут самостоятельно принимать некоторые решения, например, выбирать наряд для ношения. Дети дошкольного возраста понимают основные концепции времени и последовательность (например, до и после), и они могут предсказать, что произойдет дальше в истории. Они также начинают получать удовольствие от использования юмора в рассказах. Поскольку они могут мыслить символически, им нравится притворяться, что они играют и изобретают сложных персонажей и сценарии. Одним из наиболее распространенных примеров их когнитивного роста является их расцветающее любопытство. Дети дошкольного возраста любят спрашивать «Почему?»

У детей этого возраста происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ). Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

У детей этого возраста происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ) . Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

Watch It

Задания на ложные убеждения полезны для определения усвоения ребенком теории разума (ТОМ). Взгляните на этот видеоклип, показывающий задание на ложное убеждение с использованием коробки цветных карандашей.

Вы можете просмотреть стенограмму теста «Ложное убеждение: теория разума» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Когнитивные навыки продолжают расширяться в среднем и старшем детстве (6–11 лет). Мыслительные процессы становятся более логичными и организованными при работе с конкретной информацией (рис. 3). Дети в этом возрасте понимают такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, что дает им возможность планировать и работать для достижения целей. Кроме того, они могут обрабатывать сложные идеи, такие как сложение и вычитание и причинно-следственные связи. Тем не менее, продолжительность концентрации внимания детей, как правило, очень ограничена, пока им не исполнится около 11 лет. После этого момента он начинает улучшаться во взрослом возрасте.

Рисунок 3 . Поскольку они понимают удачу и справедливость, дети среднего и позднего детства (6–11 лет) могут следовать правилам игр. (кредит: Эдвин Мартинес)

Одним из хорошо изученных аспектов когнитивного развития является овладение языком. Как упоминалось ранее, порядок, в котором дети изучают языковые структуры, одинаков для детей и культур (Hatch, 1983). Вы также узнали, что некоторые исследователи-психологи предположили, что дети обладают биологической предрасположенностью к овладению языком.

Еще до рождения у младенцев начинают развиваться языковые и коммуникативные навыки. При рождении младенцы, по-видимому, узнают голос своей матери и могут различать язык(и), на котором говорит их мать, от иностранных языков, и они отдают предпочтение лицам, которые движутся синхронно со слышимой речью (Blossom & Morgan, 2006; Pickens, 1994). ; Spelke & Cortelyou, 1981).

Дети передают информацию с помощью жестов задолго до того, как они говорят, и есть некоторые доказательства того, что использование жестов предсказывает последующее развитие речи (Iverson & Goldin-Meadow, 2005). Что касается производства разговорной речи, дети почти сразу начинают ворковать. Cooing — это односложная комбинация согласного и гласного звука (например, coo или ba). Интересно, что младенцы воспроизводят звуки своего собственного языка. Ребенок, чьи родители говорят по-французски, будет ворковать другим тоном, чем ребенок, чьи родители говорят по-испански или на урду. После воркования ребенок начинает лепетать. Лепесток начинается с повторения слога, например, ма-ма, да-да или ба-ба. Когда ребенку около 12 месяцев, мы ожидаем, что он произнесет свое первое слово для обозначения и начнет комбинировать слова для обозначения значения примерно в 18 месяцев.

В возрасте около 2 лет малыш использует от 50 до 200 слов; к 3 годам их словарный запас достигает 1000 слов, и они могут говорить предложениями. В дошкольном возрасте словарный запас детей увеличивается быстрыми темпами. Это иногда называют «словарным всплеском» и, как утверждается, связано с расширением словарного запаса со скоростью 10–20 новых слов в неделю. Недавние исследования могут указывать на то, что, хотя некоторые дети испытывают такие всплески, они далеко не универсальны (как обсуждалось в Ganger & Brent, 2004). Было подсчитано, что 5-летние дети понимают около 6000 слов, говорят 2000 слов, могут определять слова и задавать вопросы об их значении. Они умеют рифмовать и называть дни недели. Семилетние дети бегло говорят, используют сленг и клише (Stork & Widdowson, 19 лет). 74).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление или обратную связь, например, благодаря одобрению родителей или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока. Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на 90 005 подкрепление 90 006 , например, благодаря родительскому одобрению или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока.

Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Повседневная связь: важность игры и отдыха

По данным Американской академии педиатрии (2007 г.), неструктурированная игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Это развивает творческие способности, навыки решения проблем и социальные отношения. Игра также позволяет детям развивать теорию мышления, поскольку они творчески воспринимают точку зрения других.

Игры на свежем воздухе дают детям возможность напрямую познавать и ощущать окружающий мир. При этом они могут собирать предметы, с которыми сталкиваются, и развивать интересы и хобби на всю жизнь. Они также получают пользу от увеличения количества упражнений, а участие в играх на свежем воздухе может фактически увеличить степень их удовольствия от физической активности. Это помогает поддерживать развитие здорового сердца и мозга. К сожалению, исследования показывают, что современные дети все меньше и меньше играют на свежем воздухе (Clements, 2004). Возможно, неудивительно, что снижение уровня физической активности в сочетании с легким доступом к высококалорийным продуктам с низкой питательной ценностью способствуют тревожным уровням детского ожирения (Karnik & Kanekar, 2012).

Несмотря на неблагоприятные последствия, связанные с сокращением количества игр, некоторые дети перевыполняют расписание и имеют мало свободного времени для участия в неструктурированных играх. Кроме того, в некоторых школах у детей отняли перемены, чтобы они лучше справлялись со стандартными тестами, и многие школы обычно используют потерю перемены как форму наказания. Согласны ли вы с этими практиками? Почему или почему нет?

Глоссарий

когнитивная эмпатия: способность принимать точку зрения других и чувствовать заботу о других

мелкая моторика: использование мышц пальцев рук, ног и глаз для координации мелких действий

крупная моторика: использование крупных групп мышц для управления руками и ногами при крупных движениях тела

двигательные навыки: способность двигать телом и манипулировать объектами

подкрепление:  обратная связь, укрепляющая будущее поведение

теория разума:  дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшение этого Pagelearn More

6 -летняя важнейшие вехи развития детей

Написано WebMD Редакционными участниками

В этой статье

  • Язык и образование
  • Разработка
  • Social, Emotional
  • больше. Многие родители не могут не задаться вопросом, правильно ли растут и развиваются их дети. Иногда общие вехи могут быть полезным инструментом.

    Но помните, что все дети разные и особенные. Вехи должны быть рекомендациями, а не строгими правилами.

    Если у вас есть конкретные вопросы о том, как ваш ребенок достигает определенного рубежа, связанного с 6-летним возрастом, вам следует проконсультироваться со своим семейным врачом или педиатром вашего ребенка.

    Следите за такими вехами:

    • Языковое и академическое развитие
    • Социальное и эмоциональное развитие 

    Язык и образование

    Шестилетний ребенок, обычно первоклассник, обычно:

    • Говорит простыми, но полными предложениями из пяти-семи слов
    • Выполняет три команды подряд
    • Начинает понимать, что слова имеют более одного значения. Это помогает им понимать шутки и каламбуры и начать словесно выражать чувство юмора.
    • Начать демонстрировать быстрый рост умственных способностей

    Шестилетний ребенок должен:

    • Начать читать книги, подходящие для его возраста
    • Озвучивать или расшифровывать незнакомые слова
    • Сосредоточиться на задании в школе в течение 15 минут

    В этом возрасте дети должны хотя бы начать:

    • Понимать понятие чисел
    • Отличать день от ночи и слева справа
    • Уметь определять время
    • Уметь повторять три цифры в обратном порядке

    Познакомьтесь с администраторами школы и учителями вашего ребенка. Участвуйте в выполнении домашних заданий. Если вы думаете, что ваш 6-летний ребенок отстает, сохраняйте спокойствие, но следите за:

    • Проблемы с чтением или другие возможные признаки инвалидности
    • Что-то, что беспокоит вашего ребенка, например, издевательства
    • Проблемы с психическим здоровьем или стресс

    Развитие

    • Молочные зубы начинают выпадать примерно в возрасте 6 лет и заменяются постоянными взрослые зубы.
    • Дети этой возрастной группы обычно вырастают примерно на 2,5 дюйма в год и весят от 4 до 7 фунтов в год.
    • Чувство образа тела начинает развиваться примерно в 6 лет.
    • Дети младшего школьного возраста также больше жалуются на боли в животе, боли в ногах и тому подобное. Возможно, это связано с тем, что они стали лучше осознавать свое тело. Тем не менее, родители должны проверять эти жалобы, чтобы убедиться в отсутствии травм или заболеваний.
    • Дети в этом возрасте все еще изучают звук, расстояние и скорость. Так что держите их подальше от улицы. Они еще не знают, насколько опасными могут быть легковые или грузовые автомобили.

    Не поддавайтесь желанию сравнить вашего ребенка с другими или с каким-то «стандартом», о котором вы слышали.

    Ваш врач должен иметь карту роста для каждого ребенка. Они будут использовать это, чтобы решить, может ли быть проблема роста, а не общие рекомендации.

    Не заставляйте ребенка есть больше, чтобы достичь некоего «стандартного» значения веса.

    Помните, что каждый ребенок уникален.

    Социальные, эмоциональные

    • К 6 годам дети становятся все более и более независимыми от своих родителей. Они будут пытаться показать, насколько они велики, и делать вещи, которые могут быть опасными.
    • : Принятие сверстников становится важнее, чем раньше. Они учатся сотрудничать и делиться.
    • Мальчики будут играть с мальчиками, а девочки с девочками.
    • Родители должны позволить детям самим выбирать спорт и игрушки. Сделайте доступным множество примеров.
    • Примерно сейчас дети начинают развивать навыки и концентрацию внимания, а также понимать работу в команде, чтобы начать заниматься организованными видами спорта.
    • По мере развития языковых навыков дети все лучше описывают то, что произошло, что они чувствуют и что думают.
    • В этом возрасте лжи, жульничества и воровства вполне достаточно. Дети выясняют, где они подходят и что приемлемо.

    Дополнительные способы помощи родителям

    • Для детей в возрасте от 6 лет установите четкие временные ограничения на видеоигры, использование компьютера и просмотр телевизора. Убедитесь, что время, проводимое за экраном, не мешает физическим играм, достаточному сну и семейному времяпрепровождению.
    • Продолжайте читать своему 6-летнему ребенку, и пусть он читает вам.
    • Установите родительский контроль на компьютеры и телевизоры.
    • Не бойтесь говорить со своими детьми на сложные темы, такие как давление со стороны сверстников, насилие, употребление наркотиков и сексуальность.