Синестезии – — ?

Синестезия | Блог 4brain

Владимир Набоков в автобиографии писал: «Это случилось, когда мне было семь лет. Я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные»». Но мать поняла о чем шла речь: ее сын говорил о несовпадении краски кубика с «внутренней» окраской букв в его сознании.

Описанный выше случай многим может показаться полной несуразицей, странным отрывком из произведения писателя-экзистенциалиста. Но это не так. В. Набоков, как и его мать, был синестетом. Как и П. Верлен, М. Горький, Б. Пастернак, А. Рембо, М. Цветаева, Ш. Бодлер, Н. Римский-Корсаков, Дж. Хендрикс, Э. Мунк, В. Моцарт и многие другие видные деятели искусств.

Это кажется невероятным, но человек с синестезией способен сказать какого цвета буква «А», какой вкус имеет цифра «1», как шелестит запах карамели. Лишь около 1% людей имеет такие необычные способности. О них мы сегодня и поговорим.

Что такое синестезия?

Многие изучающие синестезию единодушны в описании своих исследований словами Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Отдельные результаты публикуются в признанных медицинских журналах, но они дают возможность судить лишь о некоторых аспектах этого сложного психологического феномена. Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. Хотя последнее время исследования и продвинулись вперед.

Что такое синестезия? Наиболее емкие энциклопедические определения несколько отличаются между собой. 1. Синестезия (от древнегреческого «συναίσθηση») – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. 2. Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются и синтезируются. В результате человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Это разные виды синестезии, большинство из них – феномен для психологов и нейробиологов, но они едины в том, что это не имеет ничего общего с психическими расстройствами.

Почему возникает синестезия? Последние данные, полученные учеными, приближают к пониманию этого явления. Так, доктор П. Гроссенбахер, работающий в Американском национальном институте ментального здоровья, пришел к следующему выводу. Он уверен, что синестезия объясняется тем, что в мозге человека есть такие участки, где нервные окончания разных органов чувств пересекаются. Следовательно, можно предположить, что иногда импульсы, посылаемые одним сенсорным органом, в местах пресечения могут передаться по каналам других органов, что и вызовет двоякие ощущения. Также, по мнению ученых, мы все рождаемся синестетами. До полугода импульсы от всех органов чувств в мозгу перемешаны. В дальнейшем некоторые люди эту способность сохраняют.

Почему формы и содержание синестезии неодинаковы у разных людей? На этот вопрос наука пока не имеет ответа. Одним из наиболее частых проявлений синестезии является цветной слух. Это явление синестезии, проявляющееся в способности при прослушивании музыки видеть цветовые образы. По утверждению Ш. Дэя из Калифорнийского университета, из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%. При этом цвета, которые они видят, у каждого свои.

Синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69%. Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию. Слуховая значит, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или картинки, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него. Например, репортер Л. Шерешевский, по сведениям психолога А. Лурия, однажды описал ему забор, мимо которого ходил в институт, как очень «соленый».

О других формах синестезии можно прочитать в Википедии (на английском языке).

История изучения вопроса

Синестезия как феномен изучается уже более трех столетий. Пик интереса пришелся на рубеж ХІХ и ХХ веков, когда ею заинтересовались не только медики, но и деятели искусств. До этого, отдельные способности к синестезии (в частности цветной слух) привлекали внимание греческих мудрецов Античности. Именно тогда некоторые философы впервые утверждали, что звуки музыки имеют цвет.

Позже И. Ньютон также предположил, что музыкальные тона и оттенки цветов имеют нечто общее. То же самое описал в своей книге «К теории цвета» И. В. Гете. Первым медицинским трудом, посвященным изучению цветного слуха, стала диссертация немецкого ученого Г. Фехнера. Он провел серию опытов с привлечением к участию в них 73 людей с синестезией. Исследования были подхвачены в других странах и послужили началом бурного обсуждения этого явления. Но трудности в измерении субъективных переживаний и развитие бихевиоризма, который    накладывал табу на изучение любого субъективного опыта, привели к тому, что синестезия практически не изучалась в период между 1930 и 1980 годами.

В 1980-х когнитивная психология снова сосредоточилась на изучении внутренних субъективных состояний, а ученые, в первую очередь Великобритании и США, принялись осваивать феномен синестезии. В конце 90-х гг. наблюдался небывалый интерес к анализу явления графема-цветовой синестезии, в связи с чем сегодня она изучена лучше всего. В наше время термин широко известен, стремление понять синестезию движет учеными, в результате чего выходят монографии и диссертации, снимаются документальные фильмы.

С распространением Интернета в 1990-х гг., синестеты стали связываться друг с другом, появились сайты для них. Сегодня такие ресурсы действуют по всему миру – в Британии,  США, России. На этих сайтах собрано много информации о синестезии, организованы форумы для синестетов.

Известные синестеты

Многие ли из нас задумывались над тем, что некоторые люди фразу «мне фиолетово» воспринимают не как абстрактное выражение, устоявшееся в речи, а как реальное чувство?

Прочитав вступление можно ложно предположить, что все великие творцы – писатели, поэты, композиторы, художники – синестеты. Но это не соответствует действительности. В результате многих исследований был сделан вывод, что обычные люди и люди с синестезией имеют одинаковые склонности к творчеству. К тому же, палитра ощущений синестета индивидуальна: поэт Бальмонт звучание скрипки сравнивал с блеском алмаза, а художник Кандинский – с зеленым цветом.

В целом синестеты обладают такими же уровнем интеллекта и творческих способностей,  как и остальные люди. Прохождение теста на IQ показало, что они хуже разбираются в математике и ориентируются в пространстве, чем другие. Это отчасти объясняется тем, что некоторые цифры, например 6 и 8, имеют одинаковую окраску, поэтому синестеты их путают. Но у них больше развита память. Они склонны запоминать расположение вещей, у некоторых даже развивается маниакальная приверженность к порядку.

Как мы уже убедились, некоторые известные люди были синестетами. Вот еще несколько примеров:

В. Моцарт – австрийский композитор. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.

Ф. Лист – венгерский композитор. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».

М. Монро – актриса, певица, фотомодель. Ее биограф и племянница утверждают, что Мэрилин была способна «видеть вибрацию» от звука.

М. Ганье – карикатурист, художник. Создатель синестетических вкусовых последовательностей в произведениях Disney и Pixar.

Р. Фейнман – физик, Нобелевский лауреат. Графема-цветовая синестезия.

А. д’Абади – географ, этнолог, лингвист. Редкая форма синестезии – видел числа, о которых думал, в окружающих вещах – деревьях, домах, предметах обихода.

Примерами синестетических произведений является роман «Дар» В. В. Набокова, стихи А. Рембо, симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина, картины современной американской художницы К. Стин.

Напоследок, стихотворение А. Рембо, в котором он описал «свои» представления о цветах букв:

  • А – черный; белый – Е;  И – красный; У – зеленый.
  • О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
  • А – бархатный корсет на теле насекомых,
  • Которые жужжат над смрадом нечистот.

 

  • Е – белизна холстов, палаток и тумана.
  • Блеск горных родников и хрупких опахал!
  • И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
  • Иль алые уста средь гнева и похвал.

 

  • У – трепетная рябь зеленых волн широких,
  • Спокойные луга, покой морщин глубоких
  • На трудовом челе алхимиков седых.
  • О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
  • Полеты ангелов в тиши небес пространной –  
  • О – дивных глаз ее лиловые лучи.

Отзывы и комментарии

Обсудить тему статьи, выразить свое отношение к творчеству синестетов и просто поделиться впечатлением от прочитанного, можно оставив комментарий ниже.

4brain.ru

Что такое синестезия?

Изображение может звучать, музыка — быть изображением. Чёрные буквы могут обладать цветом, а цифры — выстроиться в замысловатый узор. Каждый день недели и каждый месяц может быть окрашен в свой цвет, каждое прикосновение — вызывать определённую эмоцию. 

Это не просто фантазии или поэтические метафоры, а примеры синестезии, одного из самых необычных неврологических феноменов. В буквальном переводе с греческого «синестезия» — слияние чувств. Обычно нам кажется, что зрение, вкус, обоняние, осязание и слух — совершенно разные и отдельные способы воспринимать реальность окружающего мира. Мы не путаем запах бекона с буквой «у» и не говорим о ягодах цвета субботы. Но есть люди, чувственный мир которых не вписывается в это представление. Более того, есть основания считать, что все мы является такими людьми, а синестезия лежит в самой основе человеческого языка и мышления.

Несколько дней назад шотландка Лиза де Брюн (Lisa DeBruine) опубликовала в Twitter анимационную картинку, которая быстро разошлась по интернету. Три высоковольтных вышки ЛЭП играют в скакалку: две раскачивают провода, а третья прыгает, сотрясая экран при каждом своём приземлении. Картинка не сопровождается аудиозаписью, но при просмотре анимации многие слышат глухой звук, который раздаётся от удара вышки о землю. Откуда берётся этот звук, если «на самом деле» мы его не слышим? 

Дело в том, что восприятие, как говорил философ Гастон Башляр, это не столько картина, сколько история. Мы слышим и видим то, что привыкли видеть и слышать: мозг дополняет наше реальное восприятие (например, прыгающие вышки) уже известными знаниями (например, звуком падения). Это один из главных признаков синестезии: чувства не изолированы друг от друга, а сливаются в единство, порождаемое нашим мозгом. 

У большинства из нас синестезия проявляется в скрытой и сдержанной форме. Но для некоторых людей мир благодаря этой особенности выглядит совершенно необычным образом.

Дэвид Хокни, «Приход весны», 2011 г.

(источник: davidfranchi.wordpress.com)

Когда композитор Ференц Лист стал капельместером в Веймаре, он удивил музыкантов оркестра необычным подходом к аранжировке. «О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не нужно уходить в розовый!» Сначала музыканты думали, что он шутит. Но Лист обладал не эксцентричным чувством юмора, а одной из разновидностей синестезии, при которой музыка не только звучит, но и видится в определённом цвете. 

Писатель Жак Люссейран, которого вспоминает Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия», потерял зрение в возрасте семи лет. После этого музыка приобрела для него новые характеристики. К этому времени он уже начал играть на виолончели, но звуки стали для него настолько насыщенными, что ему пришлось отказаться от мысли стать музыкантом.

Для Василия Кандинского, который пытался передать в своих картинах синестетическое слияние звука и цвета, «красная киноварь звучит как туба, оранжевый — как средней величины церковный колокол». Он писал: «Цвет — это клавиатура, глаза — это молоточки, а душа — пианино со множеством струн». Его «Импрессия III», написанная после посещения концерта Шёнберга, жёлтыми широкими мазками изображает саму материю звука, которая затопляет зал.

Василиий Кандинский, «Импрессия III (Концерт)», 1911 г.

(источник: culture.ru)

Один из самых распространённых видов синестезии — графемно-цветовая, при которой отдельные буквы окрашиваются в различные цвета. Пожалуй, самый известный её обладатель — Владимир Набоков. Сам язык его творчества синестетичен, построен на созвучиях, необычных метафорах, обыгрывании звучания слов. В одном из интервью он отвечает на вопрос о том, в какие цвета окрашены его собственные инициалы:  

Человек, который обладает этим видом синестезии, несомненно, знает, что перед ним находятся чёрные, а не желтовато-серые или розовые буквы. «Реальный» цвет существует как бы отдельно от «воображаемого», а не сливается с ним. Так, если человек видит перед собой синюю «М», которая в его сознании выглядит розовой, она не станет для него фиолетовой из-за эффекта наложения. Цвета не смешиваются, будто в акварели, а воспринимаются одновременно друг с другом.

Поэтому синестезия так отличается, к примеру, от дальтонизма. Дальтоник в силу генетической мутации обладает неполным набором рецепторов-колбочек. Поэтому он путает зелёный с красным или синий с жёлтым: цвета не доходят от нервных волокон к зрительной коре, поэтому мир для дальтоника теряет определённые тона. Синестезия — совсем другое дело. 

Синестетик может видеть мир точно так же, как видим его мы, но одновременно совершенно иначе. 

К сегодняшнему дню учёные описали около 50 видов синестезии. Наиболее распространённый из них — цветовое восприятие дней недели и месяцев (суббота может быть малиновой, декабрь — серым). На втором месте идёт графемно-цветовая синестезия. Далее — слияние цвета и звука, как в восприятии Кандинского, Листа, а также многих других композиторов. Бывает и лексико-вкусовая синестезия, когда звучание или вид определённого слова вызывают отчётливый вкус: «солнце» — вкус апельсинов, «деконструкция» — вкус ушной серы. Встречаются и совсем странные формы: например, синестезия на стили плавания.

Так американская художница-синестет Мелисса КакКрэкен (Melissa McCracken) передаёт собственные ощущения от музыки

(источник: ufunk.net)

У двух отдельных людей синестетические ассоциации очень редко совпадают. В семье Набоковых, где у каждого была графемно-цветовая синестезия, не было ни малейшего согласия в том, каким цветом обладает каждая отдельная буква алфавита.

Но по какой причине тогда возникает синестезия? Давно было замечено, что одной из причин является наследственность: одна и та же способность к «слиянию чувств» часто передаётся из поколения в поколение. Но если синестезия приобретает разные формы, то не менее важное значение должны иметь индивидуальные детские впечатления.

Долгое время учёные не могли понять не только причины синестезии, но и то, существует ли она вообще. Способность видеть звуки или слышать цвета приписывалась сумасшествию или обострённому воображению. Одним из первых (в 1883 г.) на синестезию обратил внимание Фрэнсис Гальтон, который был не только двоюродным братом Чарльза Дарвина, но и выдающимся исследователем. В начале XX века психологи испытывали большой интерес к синестезии, но затем наступило долгое затишье. Это явление нельзя было описать существующими научными методами, поэтому о ней предпочли забыть, отнеся её в одну рубрику с гаданием и телекинезом.

Интерес к синестезии возродился только в 1990-е годы. Были придуманы специальные тесты, которые позволяют отличать синестетов от людей с обычным восприятием. С помощью аппаратов фМРТ учёные исследовали взаимосвязь между мозгом и синестезией. Если бы нам удалось уложить Ференца Листа в томограф и включить музыку, мы бы увидели, как активируется его зрительная кора, будто он и в самом деле видит перед собой цветные вихри и взрывы, а не просто их себе представляет. 

Реальность синестезии была доказана. Осталось разобраться в её происхождении.

В 2015 году один из главных исследователей синестезии Дэвид Иглмен организовал исследование, которое должно было установить, есть ли что-то общее за разными её проявлениями. Для этого он провёл тестирование среди 6 588 человек, которые прошли графемно-цветовой тест с положительным результатом. Их попросили раскрасить английский алфавит так, как они его видят, предложив на выбор 12 тонов, чтобы можно было суммировать сведения. В получившемся огромном массиве данных учёные стали искать закономерности.

Василий Кандинский, «Композиция IV», 1911 г.

(источник: wassilykandinsky.ru)

Выяснилось, что значительное большинство людей видят отдельные буквы в определённом цвете: А — красная, D — зеленая, E — синяя. Вот единственное разумное объяснение, которое удалось найти исследователям: подавляющее большинство участников стали жертвами магнитиков от компании «Fisher Price», предназначенных для обучения детей алфавиту. Эти наборы впервые появились в 1971 году и миллионными тиражами продавались в течение 19 лет. Годы и возраст участников совпали. Совпали и цвета букв: красные A, зелёная D, синяя E и так далее. Но это лишь забавное наблюдение, которое ничего не говорит о самих истоках синестезии. 

Ещё задолго до появления научной психологии философы и писатели говорили о том, что в опыте ребёнка отдельные чувства сливаются: он видит, слышит, ощущает прикосновения и запахи — и всё это одновременно. Об этом нерасторжимом единстве детских впечатлений писал Жан-Жак Руссо:

Спустя несколько столетий учёные подтвердили это предположение: оказывается, в младенчестве все люди являются синестетами. 

Мозг ребёнка бурно развивается и образует избыточное количество связей. Со временем эти связи прерываются, ощущения растекаются в отдельные ручейки, между которыми перетянуты только слабые мостики. В трёхмесячном возрасте мы все — синестеты. Спустя пять месяцев большинство, судя по всему, теряет эти способности. Но у некоторых, благодаря небольшим генетическим аномалиям, они сохраняются, и приобретают свою форму в более позднем возрасте. Здесь и вступают в силу цветные буквы на холодильнике и другие детские ассоциации. Эти ассоциации индивидуальны, поэтому и синестезия у двух разных людей может проявляться по-разному. Но основа детского опыта сохраняется даже у тех, кто перестал быть синестетом. 

Дэвид Хокни, «Каньон Николс», 1980 г.

(источник: news.artnet.com)

В 2001 году нейрофизиолог Вилейанур Рамачандран впервые предположил, что в основе человеческого языка и устоявшихся метафор лежит синестезия: именно поэтому мы говорим об «остром сыре», «крепком кофе» или «кричащих цветах». Само появление языка подтверждает человеческую склонность к синестезии. Задумайтесь на минуту, и вы поймёте, что называть «кошкой» пушистое мяукающее существо или пытаться выразить свои чувства при помощи слов — не менее странно, чем считать ноту «ля» — синей, а субботу — малиновой. 

Наши чувства не отделены друг от друга. Само разделение на чувства, мысли и ощущения — это научная абстракция. Синестезия — наше общее прошлое и настоящее, которое позволяет об этом напомнить.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Что такое синестезия? – ответы на главные вопросы

Существует гипотеза о том, что «истинная синестезия» — это некий сбой в процессе индивидуального развития, поэтому у большинства людей она отсутствует. Согласно этой гипотезе, младенец воспринимает окружающий мир с помощью недифференцированных чувств, но постепенно, к четырем месяцам, восприятие начинает дифференцироваться, и явление синестезии исчезает. Возможно, на начальной стадии развития это целесообразно, а затем разделение чувств приводит к более эффективной переработке информации. Поэтому «истинная синестезия» становится неким нарушением, сбоем в нормальной стадии развития.

Основные гипотезы синестезии

Выше описана гипотеза неонатальной синестезии. Вторая существующая гипотеза — это гипотеза кросс-модального переноса, которая предполагает, что объекты могут распознаваться младенцами более чем в одной модальности в результате того, что они способны представлять эти объекты в абстрактной форме, они могут выделять абстрактные характеристики, например интенсивность стимула. Эта гипотеза ближе к представлению о синестезии как о когнитивном механизме.

Вся трудность изучения проблемы синестезии состоит в том, что подходов очень много и все они разные. Из-за этого возникает терминологическая путаница. Но в настоящее время происходит взрыв развития нейронаук, особенно за рубежом, очень много исследований направлено на изучение мозговых механизмов синестезии.

Какие зоны мозга связаны с возникновением синестетических образов?

А. Р. Лурия считал, что синестезия обуславливается тем, что соответствующие раздражения от рецепторов не только приходят в специфические области мозга, но и задействуют те области, которые отвечают за восприятие стимулов другой модальности. Ряд других авторов, в том числе Р. Цитович, считают, что главными структурами, «обеспечивающими» работу синестезии, являются более древние — зона гиппокампа и лимбическая система мозга, которые отвечают за эмоциональную сферу человека и память. Все это касается «истинных» синестетических образов. Попытки зарегистрировать, что происходит, когда обычный человек сопоставляет стимулы разной модальности, существуют, и определенные корреляты были получены, но пока нельзя говорить о точных данных.

Методы исследования

Первый метод — словесный самоотчет, его использовали с самого начала исследований синестезии. Например, Лурия на протяжении 30 лет работал с известным мнемонистом Соломоном Шерешевским, который обладал уникальной способностью запоминать огромные объемы любой информации и воспроизводить их даже с отсрочкой в несколько месяцев. И все это благодаря тому, что он обладал очень ярко выраженной синестезией, его синестетические образы возникали порой практически во всех модальностях одновременно. Это говорит о полезности синестезии — она позволяет хорошо запоминать информацию. Все свои переживания Соломон Шерешевский описывал в форме словесного самоотчета.

Во-вторых, существуют психофизиологические методы, которые позволяют зарегистрировать, помимо вызванных потенциалов при использовании ЭЭГ, также изменение метаболизма в тех зонах мозга, которые задействованы на момент возникновения синестетических образов (ПЭТ-сканирование, МРИ-сканирование).

В-третьих, для изучения неспецифической синестезии используются методы психосемантики — интермодальное сходство между объектами разной природы можно обнаружить с помощью семантических методов, позволяющих описать стимулы словесно и оценить их по набору определенных градуальных шкал (скажем, «приятный — неприятный», «добрый — злой», «активный — пассивный» и тому подобное). Существует математический аппарат, позволяющий обработать данные и выделить некие факторы оценки, которые позволяют сравнить, насколько близко по отношению друг к другу эти разные объекты находятся в семантическом пространстве. Проще говоря, измерить степень семантической близости, сходства объектов для каждого конкретного человека или группы людей. Этот метод называется методом семантического дифференциала и разработан американским психологом Чарльзом Осгудом. Работы, основанные на этом подходе, дают возможность изучать синестезию с более широких позиций — не только как феномен, но и как некий когнитивный механизм.

postnauka.ru

Синестезия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Не следует путать с sensation.

Синестезия
Как некто, обладающий синестезией, может воспринимать (но не «видеть») определённые буквы и цифры. Синестеты видят графемы так же, как и другие люди (в том цвете, в котором они действительно изображены), но ещё параллельно с этим они воспринимают цвет, возникающий у каждого из них.
МКБ-10 R44.844.8
OMIM 612759
MeSH C562460

Синестези́я (от др.-греч. συναίσθηση < σύν «вместе» + αἴσθησις «ощущение») — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе[1][2][3][4]. Человек, который сообщает о подобном опыте — синесте́т.

Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

Однако во многих случаях термин «синестезия» («единство чувств») представляется неточным вследствие того, что существуют сложности в адекватном определении синестезии[5][6] из-за включения в это понятие множества различных феноменов. Более точным может выступать понятие «Идеастезия (англ.)русск.».

В одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая или цвето-графемная, цифры или буквы воспринимаются окрашенными[7][8]. В пространственной форме синестезии, или синестезии числовой линии, числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определённом месте пространства (например, 1980 может быть «дальше», чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё)[9][10].

Только часть типов синестезии была описана учёными[11]. Осведомлённость о синестетическом восприятии варьируется от человека к человеку[12].

Хотя синестезия и являлась объектом пристального научного внимания в конце XIX и начале XX веков, в середине XX века она была заброшена учёными из-за малого числа объектов изучения[13]. Психологическое исследование показало, что синестезия может иметь измеримые поведенческие последствия, и исследования изображений функциональной нейровизуализации головного мозга показали разницу в моделях активации мозга[8]. Многие находят, что синестезия помогает творческому процессу. [источник не указан 1662 дня]. Психологи и неврологи изучают синестезию не только по причине её привлекательности, но и для достижения лучшего понимания процесса познания и восприятия, который является общим как для синестетов, так и для обычных людей.

wiki2.red

Что такое синестезия? — FoxTime

  • Интернет
  • Технологии
  • Культура
  • Кино
  • Музыка
  • Стиль
  • Путешествия
  • Еда




Generic selectors




Exact matches only


Exact matches only


Search in title


Search in title


Search in content


Search in content


Search in excerpt



Search in posts


Search in posts


Search in pages


Search in pages

foxtime.ru

патология или новый тип восприятия

Синестезия – удивительный нейрологический феномен и необычный психический синдром, который, несмотря на всю свою “ненормальность”, не является психическим расстройством. В наши дни все больше людей обнаруживают у себя синдром синестезии, поэтому она стала пониматься как особый взгляд на мир, как новый, расширенный, дополненный, находящийся на уровне более высоком, нежели привычное обыденное сознание, способ восприятия реальности.

Что же такое синестезия, психическое отклонение или предвестник перехода человечества на новый уровень сознания?

Виды синестезии

При синдроме синестезии наблюдается слияние ощущений различного типа. При раздражении одной сенсорной системы, раздражается и другая, которая в норме не должна отвечать на этот стимул. Например, синестет, слыша мелодию, может видеть перед собой геометрические фигуры различных цветов (звук воспринимается не только посредством слуха, но и зрения).

Синестезия – это смешанное восприятие, когда одновременно в сознании рождаются несколько разных ощущений.

У человека есть пять органов чувств, посредством которых он воспринимает мир и соответствующие им ощущения:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • вкусовые,
  • обонятельные,
  • осязательные.

У синестета смешаны обычно два из пяти видов ощущений. По этому основанию принято выделять несколько видов синестезии:

  1. Смешение зрительного восприятия букв, цифр, слов (графем) с восприятием цвета называют графемно-цветовой синестезией. Это один из самых распространенных типов синестезии, часто сочетающийся с феноменальностью памяти, ведь цветовые ассоциации, рождающиеся при восприятии графемы, позволяют синестету быстро и надолго ее запомнить.
  2. Хромостезия, которую еще называют “цветной слух” – это смешение цвета и звука, когда, слыша звук, человек одновременно видит и какой-либо цвет. У многих выдающихся композиторов и музыкантов была хромостезия.
  3. При кинестетико-слуховой синестезие люди слышат определенные звуки, когда наблюдают за движением какого-либо предмета. И это не те звуки, которые могут быть следствием движения, это ассоциативные звуки.
  4. Синестеты с вкусовой синестезией могут во время слухового и зрительного восприятия объекта, почувствовать также его вкус.
  5. Если звук вызывает определенные тактильные ощущения (прикосновения), синестезия акустико-тактильная.
  6. Локализацией последовательностей называется синестезия, при которой человек наблюдает числовую последовательность в виде точек в пространстве.
  7. Очень необычный и редкий вид синестезии – эмпатия прикосновений. Синестет физически ощущает то же самое, что чувствует другой человек, находящиеся рядом с ним.

Науке известны также многие другие удивительные и поражающие воображение виды синестезии и с каждым днем их становится все больше.


Известны примеры, когда у человека смешивались не два, а сразу три, четыре и даже все пять типов ощущений.

Такой человек жил в Российской империи (позже СССР) и звали его Соломон Шерешевский (1886-1958). Этот удивительный мужчина обладал феноменальной памятью и именно этот дар познакомил его с выдающимся отечественным психологом Александром Лурией (1902-1977). Исследования Лурии показали, что феноменальная память Шерешевского была обусловлена ничем иным как синестезией, объединяющей сразу все пять органов чувств.

Синестезия как психический синдром

Синестезию стали изучать лишь во второй половине XIX века, но известно это явление было еще в древности греческим медикам и философам. “Синестезия” с древнегреческого переводится как “соощущение”, “совосприятие”.

Как феномен синдром синестезии  родился, по всей видимости, в доисторические времена. По предположениям археологов, среди первобытных людей также были синестеты. Ученые утверждают, что пещерные люди во время ритуальных танцев, вероятно, не разделяли восприятие цвета и звука, для них эти ощущения были соединены воедино.

Феномен синестезии изучен лишь фрагментарно, до сих пор не найдены точные причины его возникновения. Проблема изучения синдрома синестезии сильно усложняется тем, что синестеты очень часто не знают о необычности своего восприятия, так как они привыкли видеть мир так, а не иначе, и не понимают, как вообще можно воспринимать его по-другому. Есть среди синестетов и такие люди, которые предпочитают сохранять тайну своего необычного восприятия и никому не рассказывают о ней.

Но, исходя из тех многочисленных опытов, наблюдений и экспериментов, которые были проведены учеными в позапрошлом, прошлом веке и в наши дни, можно сделать три очень важных вывода:

  1. Смешанное восприятие при синестезии не является болезненным и даже не неприятно, оно либо приятное либо нейтральное по ощущениям. То есть синестеты не страдают при проявлении синдрома синестезии. Именно поэтому синдром и не признается болезнью. Синестет просто знает о том или ином объекты больше, нежели люди с обычным восприятием.
  2. Синдром синестезии не только не мешает, но и очень часто помогает синестетам жить более осознанно, быть творческими и успешными по жизни людьми. Внутренний мир синестетов обычно намного богаче, а сознание развитее, чем у обычных людей.
  3. Многие синестеты – люди творческие, обладающие неординарными способностями и талантами, гениальные. Творческая синестезия, примеры которой – люди, связанные с наукой, культурой и искусством, сама ярчайший пример того, что любое отклонение от нормы не является преградой, а напротив, может стать залогом успеха и самореализации.

Cинестетами были такие выдающиеся личности как В. Набоков, К. Бальмонт, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Кандинский, А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, Ф. Лист, Н. Тесла и другие.  

Синестезия как новый тип восприятия

Синестезия как особое, смешанное восприятие мира бывает не только врожденной (передающейся генетически), но и приобретенной (в том числе в достаточно зрелом возрасте). Также она может возникнуть спонтанно как побочный эффект злоупотребления психоактивными веществами. Иногда синестезия является симптомом серьезного заболевания головного мозга (может возникнуть после инсульта, черепно-мозговой травмы, при опухолях головного мозга и эпилепсии).

Но и это еще не все! Тот или иной вид синестезии можно сформировать, научившись смешивать разные ощущения! Точно так же, как можно развить память, мышление, речь и любой другой психический процесс, можно развить и восприятие, сделав его феноменальным.

Синестезия – необычный психический синдром, который отличается от прочих тем, что является для некоторых людей желанным! В наши дни даже проводятся психологические тренинги, посвященные тому, как развить в себе синестезию, помогающую видеть мир и понимать жизнь иначе.

Справедливости ради нужно отметить, что не все ученые согласны с тем, что синдром синестезии можно выработать. Некоторые, напротив, говорят, что это явление настолько спонтанно и непредсказуемо, что его никогда не получится понять и совершенно невозможно научиться им управлять.

По разным подсчетам ученых, сегодня в мире проживают от 0,05% до 4,4% синестетов и количество таких особенных людей все возрастает.

Быть может, синестезия скоро станет нормой и все человечество начнет воспринимать мир иначе, перейдя на новый уровень сознания?

О других необычных психических синдромах читайте в статьях “Необычные психические синдромы Часть 1” и “Необычные психические синдромы Часть 2”.

Картины современной художницы-синестета М. Мак Кракен. Девушка видит музыку в цвете и рисует ее.

Etta James — At last

Jimi Hendrix — Little Wing

John Lennon — Imagine

Radiohead — Lucky

David Bowie — Life on Mars

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Синестезия — это… Что такое Синестезия?

Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в неврологии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института[1].

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слышать любимую песню каждый раз, когда едят шоколад.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, буква А всегда кажется ярко-зеленой).

Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга́н» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

См. также

Ссылки

  • Córdoba M.J. de, Hubbard E.M., Riccò D., Day S.A., III Congreso Internacional de Sinestesia, Ciencia y Arte, 26-29 Abril, Parque de las Ciencias de Granada, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Edición Digital interactiva, Imprenta del Carmen. Granada 2009. ISBN 978-84-613-0289-5
  • Córdoba M.J. de, Riccò D. (et al.), Sinestesia. Los fundamentos teóricos, artísticos y científicos, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Granada 2012. ISBN 978-84-939054-1-5
  • Cytowic, R.E., Synesthesia: A Union of The Senses, second edition, MIT Press, Cambridge, 2002. ISBN 978-0-262-03296-4
  • Cytowic, R.E., The Man Who Tasted Shapes, Cambridge, MIT Press, Massachusetts, 2003. ISBN 0-262-53255-7. OCLC 53186027
  • Marks L.E., The Unity of the Senses. Interrelations among the modalities, Academic Press, New York, 1978.
  • Riccò D., Sinestesie per il design. Le interazioni sensoriali nell’epoca dei multimedia, Etas, Milano, 1999. ISBN 88-453-0941-X
  • Riccò D., Sentire il design. Sinestesie nel progetto di comunicazione, Carocci, Roma, 2008. ISBN 978-88-430-4698-0
  • Tornitore T., Storia delle sinestesie. Le origini dell’audizione colorata, Genova, 1986.
  • Tornitore T., Scambi di sensi. Preistoria delle sinestesie, Centro Scientifico Torinese, Torino, 1988.

Примечания

dic.academic.ru