Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов – . , —

ОБЩЕНИЕ сложный многоплановый процесс установления и развития контактов

ОБЩЕНИЕ сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Цели и функции общения контактная — установление контакта; информационный обмен сообщениями; побудительная стимуляция активности партнера ; координационная — взаимное согласование действий ; понимание — понимание партнерами друга; возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение собственных переживаний; установление отношений — осознание и форсирование места в ролевых, статусных, деловых, межличностных связях; оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностносмысловых образований, установок, решений, действий и т. д.

В реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. перцептивная сторона (восприятие) коммуникативная сторона (информационная) общение интерактивная сторона (взаимодействие)

Схема коммуникативного процесса Кто Что Кому обратная связь Эффект

Процесс передачи информации от одного партнера другому – это всегда отношения общающихся, где важную роль приобретает элемент «обратной связи» (Канал связи) Кто Что Кому (Код +Контекст) знаки языки обратная связь Эффект

Коммуникативные барьеры непонимание избегание авторитет

Избегание наиболее эффективный и простой способ защиты от воздействия, с его помощью можно уклониться от контакта с партнером или же пассивно воспринимать его сообщение

Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым

Непонимание демонстрация реальной или нереальной невозможности истолкования адресатом полученного сообщения Выделяется 4 уровня непонимания: — фонетический; — семантический; — стилистический; — логический;

Факторы, влияющие на формирование модели партнера СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕЛЬ ВНЕШНОСТЬ РОЛЬ РЕЧЬ УСТАНОВКИ МИМИКА ТОПОМИМИКА И Т. Д. УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ

Анатомо-физиологические качества человека дают сведения о: § § § возрасте и поле; культурной среде; рассово-национальных признаках; образе жизни и состоянии здоровья; частично о профессиональных признаках; степени потенциальной опасности.

Внешнее оформление человека (одежда, прическа, украшения и окружающая партнера среда) свидетельствует о: § § § статусных притязаниях человека; референтных ориентациях; географическом происхождении и этнокультурной среде; социальном положении; субъективном ощущении возраста и здоровья; степени связанности с криминальной средой.

Речь позволяет нам понять: § географическое и этнокультурное происхождение человека; § уровень образования и общей культуры; § профессиональную принадлежность; § эмоциональное состояние человека; § значимость для него процесса общения.

Мимика дает сведения о: § § § значимости общения для человека; этнокультурном происхождении; реальном состоянии человека; коммуникативных способностях; эмоциональном состоянии.

Топомимика свидетельствует о: § этнокультурном происхождении человека; § значимости процесса общения для партнеров; § отношении человека к процессу общения; § эмоциональном состоянии партнера.

Поза и расстояние между общающимися свидетельствуют о: § эмоциональном состоянии; § отношении к процессу общения; § степени уверенности в результативности общения; § этнокультурном происхождении человека.

present5.com

Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
Заказать написание уникльной работы

ОБЩЕНИЕ — 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное).

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное).

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:

1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Потребности в общении

Потребность в престиже. Когда человек, вступая в общение, надеется выразить свои личностные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны другого человека, первый удовлетворяет потребность в престиже. Мы часто в общении ищем признания наших способностей и, не найдя его, бываем огорчены, а иногда разочарованы и даже агрессивны. Неудачи в одном заставляют нас искать признания в другом, и большей частью мы его находим в общении с людьми, склонными оценивать нас положительно.

Потребность в доминировании. Это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, то мы бываем удовлетворены. Одновременно с этим другой рассматривает нас в качестве человека, который берет на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например. в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к тому, правы мы или нет, или же принимаем решения и установки другого независимо от того, приемлемы они для нас или нет. Человек может вступать в общение и исключительно ради того, чтобы оказать влияние на другого, ради самого этого влияния.

Потребность в общении проявляется как стремление быть в контакте с кем-либо ради самого общения, поддерживания теплых отношений, устранения дискомфорта одиночества. Сильная аффилиация проявляется как неспособность человека быть одному. Он даже к экзамену не может готовиться один.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что мы общаемся ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Эта потребность предполагает наличие потребности принять помощь, потребность в помощи. Потребность в заботе о другом социально значима и может быть удовлетворена лишь в том случае, если другой нуждается в помощи и принимает ее.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда мы через другого человека желаем уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Познать другого можно только через общение. Точно так же познание самого себя осуществляется в общении. Знание того, каким я выгляжу в глазах другого, вносит большой вклад в самопознание. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств. Например, он может быть хорошим семьянином или альтруистом, но это не касается нас, если он не удовлетворяет нашу любознательность.

Потребность в красоте также может мотивировать общение. Восприятие красоты музыки, художественного произведения, красоты окружающего нас мира дает более сильные переживания, если происходит совместно, в общении. Восприятие красоты другого человека будет более полным именно в общении с ним.

Типы и виды общения

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.
     По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение.
     Повествование — это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях.
     Описание — это констатирующая речь, которая дает понятие о характере, составе и свойствах объекта.
     Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
     Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.

  1.  При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
  2.  «Контакт масок» — формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
  3.  примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
  4.  формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
  5.  деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
  6.  духовное межличностное общение друзей;
  7.  манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
  8.  светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.
  9.  При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
  10.  формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими — по параметрам содержательности;
  11.  многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз;
  12.  информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.
  13.  Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
  14.      К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной[3].
  15.  Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  16.  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  17.   Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
  18.  Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[4].
  19.  Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
  20.  а) Коммуникативная сторона общения.
  21.  Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения.  Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл[5]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
  22.  б) Интерактивная сторона общения.
  23.  Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
  24.     в) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, (см. пункт 4.5)
  25.  Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. Социальный работник обязан знать структуру общения для того, чтобы более эффективно работать с клиентами.

Функции проф общения социального работникка.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в  воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика  правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

     Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними.  Все задачи , стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”[9]

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.

Специфика консультирования состоит в двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач, или оказание  им помощи в правовых, экономических вопросах и т. д.

samzan.ru

_ – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной

_ – это вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег
 (*ответ*) Деликатность
_ – это вера в конкретного человека или в какие-то его качества
 (*ответ*) Доверие
_ – это внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа
 (*ответ*) Имидж
_ – это воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения
 (*ответ*) Подражание
_ – это высказывание или несколько высказываний одного из участников переговоров, посвященное обоснованию (или опровержению) какого-либо вопроса
 (*ответ*) Заявление
_ – это добровольное признание личности, занимаемого ею статуса
 (*ответ*) Уважение
_ – это наличие трудноразрешимых противоречий и конфликтной ситуации, включающей либо противоположные позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения
 (*ответ*) Конфликт
_ – это наука и искусство ведения международных отношений посредством переговоров; мирный способ, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся руководителями государств, правительств и специальными органами внешних сношений
 (*ответ*) Дипломатия
_ – это один из способов понимания другого человека путем уподобления себя ему на основе попытки поставить себя на его место
 (*ответ*) Идентификация
_ – это одна из разновидностей форм ведения переговоров, способ аргументации в них, предусматривающий всестороннее обсуждение предмета разногласий на основе установления меры истинности и ложности каждого тезиса, выдвинутого их участниками
 (*ответ*) Дискуссия
_ – это организация общения, учитывающая взаимную ориентацию и пространственные потребности его участников
 (*ответ*) Проксемика
_ – это основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон
 (*ответ*) Переговоры
_ – это особенности, которые отражают эмоциональные реакции человека, т.е. позы, жесты, мимика
 (*ответ*) Кинесика
_ – это осознание в любой ситуации партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д.
 (*ответ*) Тактичность
_ – это оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность
 (*ответ*) Справедливость
_ – это получение согласия от партнера по общению за счет логического обоснования информации
 (*ответ*) Убеждение
_ – это процесс понимания партнера, осознание того, как партнер понимает меня
 (*ответ*) Рефлексия
_ – это резкое, внезапное ухудшение отношений сторон
 (*ответ*) Кризис
_ – это роль третьей стороны, заключающаяся в изучении конфликта, обсуждении его с участниками и самостоятельном принятии окончательного решения, обязательного для исполнения всеми
 (*ответ*) Арбитр
_ – это роль третьей стороны, заключающаяся в обеспечении конструктивного обсуждения проблемы и принятии окончательного решения самими оппонентами
 (*ответ*) Посредник
_ – это роль третьей стороны, заключающаяся в присутствии в зоне конфликта и сдерживании его участников от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии
 (*ответ*) Наблюдатель
_ – это роль третьей стороны, заключающаяся в совершенствовании процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения
 (*ответ*) Помощник
_ – это система заявлений, объединенных одной темой, единых по структурно-композиционным характеристикам
 (*ответ*) Сообщение
_ – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
 (*ответ*) Общение

www.soloby.ru

ТЕМА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

/. Контрольные вопросы

1-й вопрос. Дайте определение понятию «общение».

Ответ. Общение — сложный многоплановый процесс установ­ления и развития контактов между людьми, порождаемый потреб­ностями в совместной деятельности и включающий обмен инфор­мацией, взаимодействие и понимание другого человека.

2-й вопрос. Почему общение носит субъект-субъектный харак­тер?

Ответ. Потому что каждый участник активен. Активность вы­ражается в том, как инициативно человек воздействует на партне­ра и что воспринимает в его действиях другая сторона.

3-й вопрос. Перечислите потребности в общении.

Ответ. Потребности в престиже, доминировании, аффилиации, безопасности, покровительстве, познании, красоте, быть индиви­дуальностью.

4-й вопрос. Какие предпосылки общения существуют?

Ответ. Установка, настроение, восприятие общающимися друг друга и взаимопонимание участниками общения.

5-й вопрос. Что выражает установка на общение?

Ответ. Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

6-й вопрос. Назовите виды барьеров общения.

Ответ. Психологические барьеры установки, индивидуальных особенностей характера, техники общения.

7-й вопрос. Перечислите негативные реакции общения.

Ответ. Реакции самодовольства, злорадства, экспансии и за­хвата, амбиции, агрессии, присвоения, безразличия; эффект цеп­ной реакции.

8-й вопрос. Назовите характеристики активного слушателя.

Ответ. Пытливый ум и «открытое сердце»; умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным; спо­собность сосредоточиваться и слушать «всем своим существом»;

умение «слушать сердцем», без предубеждений, не осуждая гово­рящего; осознание процесса, сознательный отказ слепо следовать за толпой; умение осознанно воспринимать происходящее и оце­нивать возможности развития ситуации, способность не упускать важные детали; направленность на восприятие новых идей, мето­дов и способов, улавливание сути; способность быть начеку, под­черкивая, проясняя, соглашаясь или дополняя — ведь нет в мире двух людей, которые бы слушали одинаково; склонность к интро­спекции, способность и стремление к критической проверке, по­ниманию и трансформации своих собственных ценностей, психо­логических установок и отношения к самому себе и другим людям; сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интуиции.



9-й вопрос. Перечислите фильтры, влияющие на процесс слу­шания.

Ответ. Воспоминания, ценности, интересы, сильные чувства, предрасположения, образы прошлого и будущего, предрассудки, убеждения, ожидания, установки, прошлый опыт, окружение.

10-й вопрос. В чем состоит суть эмоционального и интеллекту­ального уровней понимания говорящего во время слушания?

Ответ. Эмоциональный — собеседник уверен, что до вас до­шли его переживания; интеллектуальный — партнер чувствует, что вы осознаете, о чем он говорит.

11-й вопрос. Определите уровни общения.

Ответ. Конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стан­дартизированный, игровой, духовный.

12-й вопрос. Выделите стороны общения.

Ответ. Интерактивная, перцептивная, коммуникативная.

13-й вопрос. Дайте характеристику интерактивной стороне об­щения.

Ответ. Интерактивное общение выражается в характеристике тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием лю­дей в процессе непосредственной совместной деятельности.

14-й вопрос. Охарактеризуйте коммуникативную сторону об­щения.

Ответ. Коммуникативная сторона общения выражается в об­мене информацией, ее понимании. Каждый человек передает сво­ему партнеру по общению определенное сообщение и, в свою оче­редь, воспринимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планиро­вать дальнейшую деятельность.

15-й вопрос. Дайте определение понятию «стили общения».

Ответ. Стили общения — это типичная система воздействия

на других.

16-й вопрос. Что такое межличностные отношения?

Ответ. Это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных вли­яний партнеров в ходе совместной деятельности и общения.

17-й вопрос. Назовите виды взаимодействия.

Ответ. Кооперация, конкуренция.

18-й вопрос. Выделите каналы восприятия.



Ответ. Визуальный (зрение), аудиальный (слух), кинестетиче­ский (чувства).

19-й вопрос. Выделите ошибки восприятия.

Ответ. 1. Элементы внешности связываются с конкретной чер­той характера человека. 2. Партнеру приписываются качества в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. 3. Собеседнику присваиваются качества другого человека, внешне похожего на него. 4. Человеку приписываются качества того соци­ального типа, к которому он может быть отнесен на основе внеш­них данных.

Вопросы для коллоквиума

1. Раскройте понятие «межличностное взаимодействие».

2. Определите типы взаимоотношений между людьми в об­
щении.

3. Какие четыре ситуации влияют на активность человека в об­
щении?

4. Кто может выступать в качестве объекта общения?

5. Каковы характеристики позитивного настроения в ситуации
общения?

6. Назовите правила восприятия человеком себя и других в об­
щении.

7. Раскройте основное содержание кооперации как вида взаи­
модействий людей в общении.

8. Как проявляется конкуренция?

9. Перечислите советы по искусству оказывать внимание.

10. Выделите основную особенность перцептивной стороны об­
щения.

3. Практические задания

1. Начертите схему классификации знаков внимания.

2. Составьте схему всех известных вам классификаций функ­
ций общения. Укажите взаимосвязь между ними.

3. Разработайте таблицу сравнительных характеристик стилей
общения.

4. Изобразите в рисунке ваше представление о типах слуша­
телей.

5. Подберите литературные примеры и на их основе разрабо­
тайте ролевые ситуации видов общения для обыгрывания на тре­
нинге.

4. Тестовые задания

1. Инструкция. Обведите кружком номер того ответа, который раскрывает следующую характеристику уровня слушания: «Люди остаются как бы на поверхности общения, не понимают всей глу­бины сказанного, пытаются услышать, что говорит собеседник, ноне предпринимают попыток понять его намерения».

1. Слушание-переживание.

2. Слушание с временным отключением.

3. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.
Ответ: 3.

2. Инструкция. В основе какой из предложенных классифика­ций функций общения лежит принцип целевых ориентиров в об­щении? Обведите кружком номер данной классификации.

1. Инструментальная, синдикативная, трансляционная, самовы­
ражения.

2. Контактная, информационная, побудительная, координаци­
онная, понимания, установления отношений, амотивная, оказания
влияния.

3. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуни-
кативная, аффективно-коммуникативная.

Ответ: 2.

3. Инструкция. Установите соответствия между типами взаимо­влияний и предложенными характеристиками. Поставьте в квадра­тах номер типа взаимовлияний.

1. Взаимное об­ легчение. 2. Взаимное за­ труднение.

Взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров.

Действия партнеров по общению становятся результативными благо­даря благотворному влиянию друг на друга.

3. Односторон­ нее облегчение. 4. Односторон­ нее затруднение. 5. Ассиметрич- ное облегчение.

Для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно созда­ются помехи.

Действия партнеров не влияют на степень эффективности действий друг друга.

Один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситу­ации общения облегчает действия другого.

6. Независи­мость.

Взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняют до­стижение результатов общения.

Ответы:

1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению стано­
вятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на
друга.

2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, дейст­
вия партнеров затрудняют достижение результатов общения.

3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует повы­
шению эффективности действий одного из партнеров.

4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров наме­
ренно или непреднамеренно создаются помехи.

5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает за­
труднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия
другого.

6. Независимость: действия партнеров не влияют на степень эф­
фективности действий друг друга.

4. Инструкция. Дано описание продуктивного способа слуша­
ния. Определите какого. Ответ обведите кружком.

«Делается попытка вывести логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного».

1. Перефразирование.

2. Резюмирование.

3. Развитие идеи.
Ответ: 3.

5. Инструкция. Основу какого шага понимания составляет тех­
ника вопросов? Обведите кружком правильный ответ.

1. Выражение благорасположенности.

2. Возврат к сказанному.

3. Прояснение.

4. Подведение итогов услышанного.
Ответ: 3.

6. Инструкция. Ниже приведены примеры знаков внимания. К
какому виду они принадлежат? Ответ обведите кружком.

«Неожиданное письмо, в котором уверяют, что ценят дружбу с вами; радость друга, который неожиданно вас увидел; легкий флирт».

1. Положительные.

2. Отрицательные.

3. Физические.

4. Психологические.

5. Обусловленные.

6. Необусловленные.
Ответ: 6.

5. Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Раскройте содержательный аспект общения как процесса вза­имодействия между людьми.

2. Обоснуйте выбор наиболее эффективных, на ваш взгляд, спо­
собов совершенствования слушательских навыков.

3. Предложите рекомендации по устранению негативного наст­
роения во время общения.

Вариант 2

1. Дайте подробную характеристику всем известным вам уров­
ням общения.

2. Приведите примеры влияния «установки ОК» на процесс со­
циализации личности.

3. Составьте правила устранения барьеров общения.
Вариант 3

1. Раскройте содержание всех сторон общения.

2. Выберите способы активного слушания, которые, с вашей
точки зрения, благотворно влияют на собеседников, не умеющих
слушать.

3. Разработайте рекомендации по устранению родительских ус­
тановок, отрицательно влияющих на процесс слушания в детстве.

ТЕМА 2. КОММУНИКАЦИЯ КАК АКТ ОБЩЕНИЯ /. Контрольные вопросы

1-й вопрос. Сколько значений имеет слово «коммуникация»?

Ответ. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это форма связи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой информации, в-четвер­тых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому.

2-й вопрос. Выделите грани коммуникации как акта общения.

Ответ. Координация по поводу приема и передачи информа­ции; согласование ценностей, оценок и процессов понимания; ор­ганизация процесса связи между индивидами.

3-й вопрос. Что представляет собой коммуникация в социаль­но-психологическом смысле?

Ответ. Это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

4-й вопрос. Перечислите четыре вида ограничений, накладыва­емых на контакт.

Ответ. Конвенциальные, ситуативные, эмоциональные, насиль­ственные.

5-й вопрос. Дайте определение понятию «коммуникативный стиль».

Ответ. Совокупность привычных для личности способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия: беседах, переговорах, дискус­сиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия — выработка идей, принятие и формулировка решений, преодоление конфликтов.

6-й вопрос. Перечислите источники коммуникативной компе­тентности личности.

Ответ. Жизненный опыт, искусство, общая эрудиция, специ­альные научные методы.

7-й вопрос. Что такое толерантность?

Ответ. Толерантность — терпимость, переносимость, снисхо­дительность к чему-либо или кому-либо.

Вопросы для коллоквиума

1. Дайте определение коммуникации как акта общения.

2. Опишите фазы контакта.

3. Раскройте компоненты коммуникативной профессиограммы
гуманитария.

4. Выделите основные подструктуры личности, обусловливаю­
щие коммуникативную толерантность.

5. Представьте краткую характеристику коммуникативных сти­
лей личности.

3. Тестовые задания

1. Инструкция. Продолжите определение, вставив недостающие
слова: «Вся система целей и результатов, кодирование и раскоди­
рование скрытых… является…»

Ответ: «…раскодирование скрытых мотивов и личных целей яв­ляется контекстом коммуникации».

2. Инструкция. Наши контакты с людьми сопровождаются са­
мыми неожиданными явлениями. Какая из описанных характери­
стик соответствует представленным ниже феноменам контакта? В
прямоугольнике поставьте номер феномена.

1. Феномен адекватности.

2. Феномен восполняющих ожиданий.

3. Феномен доминанты.

4. Феномен вандализма.

5. Феномен интервалов памяти.

6. Феномен мнемоники.

7. Феномен перегорания.

8. Феномен сберегания традиций.

9. Феномен сопротивления навязыванию.

10. Феномен темных сил.

1. «Чтобы ситуация была с вами заодно, говорите с ней
на одном языке».

2. «В словах окружающих нас людей, касающихся толь­
ко нас, мы слышим не то, что они говорят, а то, что нам
хочется от них услышать».

«Если нам удается кого-либо чем-то заинтересовать,
то следует иметь в виду, что время жизни интереса непро должительно, в среднем от двух до шести дней. Делайте все, чтобы уложиться в эти сроки».

Ответ: 1, 2, 7 соответственно.

3. Инструкция. Выберите номер правильного ответа. Обведите его кружком.

«Характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» — это определение…

1. …коммуникативного стиля личности.

2. …коммуникативной толерантности.

3. …коммуникативной компетентности.
Ответ: 3.

cyberpedia.su

Общение Общение сложный многоплановый процесс установления

Общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни

• Коммуникативная (обмен информацией) • Интерактивную (взаимодействие) • Перцептивную (восприятие и понимание людьми друга)

Первый этап ориентировочный Оцениваем внешний вид « По одежке встречаем» -одежду -макияж -запах -выражение лица -рост -конституцию — манеры

Закономерность первого впечатления • По первому впечатлению не судите о внутренних качествах человека • Когда человек сильно понравился, то мы начинаем ожидать от него только положительные моменты

Второй этап – обмен мыслями, чувствами, переживаниями • Во многом зависит от ситуации • От того, где мы находимся Помните: лучшим собеседником считается не тот, кто много , красиво и интересно говорит, а тот кто умеет СЛУШАТЬ

Третий этап- вырабатываются совместные чувства, отношения, переживания • Посмеяться гораздо важнее, чем поплакать. Смех, если он добрый, расслабляет и вызывает взаимное доверие и симпатию

Способы общения • Вербальный (с помощью слов, речи) • Невербальный ( мимика, жесты, поза, организация пространства и времени общения, качество голоса)

Приемы эмпатического слушания • Доброжелательное кивание • « Поддакивание» ( фразы типа «ага» , «да- да» , «точно» , « понимаю» • Перефраз ( другими словами пересказываете то, что Вам сообщил собеседник)

Не забудьте про доброжелательное выражение Вашего лица Тренируйтесь перед зеркалом, репетируйте разные выражения лица

Факторы влияющее на восприятие • Наше эмоциональное состояние в момент восприятия другого человека • Важна ситуация, в которой происходит встреча • Вкусы • Возраст • Пол

• Для понимания другого человека необходимо с ним пообщаться, узнать его поближе

Виды общения • Деловое ( касается только рабочих вопросов) • Личное (дружеское общение, о переживаниях, жизни)

Правила эффективного общения • Серьезно ищите себе друзей • Открыто проявляйте интерес к другому человеку • Идите навстречу людям с открытым сердцем • Чаще улыбайтесь • Спрашивайте других об их интересах

• • • Не бойтесь знакомиться первым Задавайте человеку вопросы Сами говорите меньше Отвечайте на каждый заданный вопрос Проявляйте доброжелательность и сердечность • Будьте спокойны, терпимы и оптимистичны • Смотрите на человека заинтересовано • Проявляйте понимание и сочувствие

• Запоминайте то, что говорил собеседник • Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения • Не судите о людях по первому впечатлению

• Чтоб понять, как разговаривать с другими людьми, нужно слушать их речь. Лучше всего говорить в том же темпе, и с аналогичными интонациями, тогда собеседник будет настроен более благожелательно • Говорите твердо, ясно и грамотно • Развивайте словарный запас • Жестикулируйте и работайте мимокой

Совет! Следует определить, есть ли у вас проблемы с речью. Запишите на диктофон несколько монотонных кусков текста, а затем внимательно переслушайте эту аудиозапись несколько раз. Скорее всего, вы заметите опрощенные слова, слова-паразиты, проглоченные окончания и фрагменты слов, а также многое другое. С этим необходимо бороться. Учитесь следить за своей речью, делайте ее более понятной и доступной для людей.

Выберите какую-нибудь нейтральную тему, наверняка хорошо знакомую вашим собеседникам. Или прислушайтесь, о чем говорят остальные, и уже потом вступайте в разговор • Можете рассказать о своих увлечениях, хобби, но коротко, в общих чертах. При этом следите за реакцией окружающих • Будьте откровенны, но не хвастайтесь возможностями, достижениями.

• Не пытайтесь выдавать себя за более важную персону, приписывать себе несуществующие успехи. Ваш обман легко может быть раскрыт, и уважительного отношения вы тогда точно не дождетесь.

present5.com

§ 1. Определение понятия общение .Структура и средства общения

Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека**.

На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные

взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

Здесь важен вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности*.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово «стол» – это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова «стол», «стул», «диван» и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о «внутреннем значении», которое «…имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Слова «Карету мне, карету!» вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее подать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного события, а «сгусток смысла «, который за ним стоит».

Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей профессиональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой профессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

Так, слезы являются универсальным проявлением горя. Однако не все культуры поощряют столь явную демонстрацию эмоций даже в тех ситуациях, которые всеми однозначно оцениваются как горестные. Одной из таких ситуаций является смерть близкого человека. В традиционной русской народной культуре было принято рыдать и вопить на похоронах. Вдова, не плачущая навзрыд, осуждалась односельчанами.

Вспомним теперь стихотворение О. Мандельштама «Лютеранин», в котором он описывает похороны по протестантскому обряду:

Кто б ни был ты, покойный лютеранин,
Тебя легко и просто хоронили,
Был взор слезой приличной затуманен,
И сдержанно колокола звонили.

Горе, испытываемое вдовой покойного лютеранина, быть может, нисколько не меньше, чем горе русской крестьянки,

но религиозно-культурные традиции заставляли одну максимально сдерживать проявление своих чувств, другую – максимально выражать их.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается одним человеком другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

интенциональные – специально производимые для передачи информации;

неинтенциональные – непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспитывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.


**
Краткий психологический словарь. – М., 1985. – С. 213

*
Краткий психологический словарь. – М., 1985. – С. 420

psy-top.ru

Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

Распространенное в США понятие из практики делового общения, означающее, что стороны просто договариваются о совместном занятии какой-либо деятельностью, — это
 (*ответ*) «техасское рукопожатие»
 «бостонское соглашение»
 «вашингтонский компромисс»
 «калифорнийская сделка»
Реализация коммуникативной стратегии в конкретной ситуации на основе владения техниками и знания правил общения — это
 (*ответ*) тактика общения
 межличностная коммуникация
 кодекс общения
 стиль делового общения
Самый сложный и ответственный этап урегулирования конфликтной ситуации — это _ конфликта
 (*ответ*) окончание
Свойственная деловому общению полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции, — это
 (*ответ*) одностороннее выспрашивание
 формально-ролевое общение
 контролируемое взаимодействие
 концептуальное сопоставление
Система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения — это _ делового общения
 (*ответ*) стиль
Систематические целенаправленные действия партнеров по деловому общению, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, — это
 (*ответ*) взаимодействие
 коммуникация
 кооперация
 консолидация
Следствие плохого настроения партнера по деловому общению, а также свидетельство желания собеседника проверить ваши выдержку и терпение, – это _ замечания
 (*ответ*) ироничные
 недоверчивые
 враждебные
 необдуманные
Словесное воздействие руководителя на подчиненных, направленное на воспроизводство желательного образа, а не реальной действительности, – это воздействие
 (*ответ*) вербально-репродуктивное
 дистанционно регулируемое
 мотивационное
 регистрирующее
Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, – это
 (*ответ*) общение
 коммуникация
 союзничество
 консолидация
Служебный этикет — это
 (*ответ*) профессиональные требования к поведению и подготовленности человека, к соблюдению им канонов своей профессии
 выявление традиций, ценностей, идей и установок поведения, для которых характерно сочетание свободы граждан и стабильности коммуникативного процесса
 процесс построения целостного образа партнера по общению, формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения
 этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности

www.soloby.ru